Заявка на расчет
Меню Услуги

Языковой облик современного молодёжного издания: аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница 1 2


СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЁЖНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • 1.1. Ретроспективный анализ развития молодёжных средств массовой информации
  • 1.2. Состояние молодёжных периодических изданий на современном этапе
  • 1.3. Аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты как системообразующие факторы деятельности молодёжных изданий
  • ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБЛИКА СОВРЕМЕННОГО МОЛОДЁЖНОГО ИЗДАНИЯ
  • 2.1. Концепция новостного портала «Лентач» как основа формирования языкового облика современного молодежного интернет-издания
  • 2.2. Специфика аксиологических, этических и культурно-речевых аспектов молодежного издания «Лентач»
  • 2.3. Рекомендации по совершенствованию языкового облика  современного молодежного издания «Лентач»
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломного исследования. В настоящие время средства массовой информации ориентированные на молодёжную аудиторию занимают важное место в системе современных масс медиа. СМИ молодёжи не только декларируют новые культурные ценности и вкусы молодого поколения, но и зачастую определяет их, так как взгляды молодежи мобильны и разнообразны, а основная аудитория молодёжных СМИ не обладает окончательно сложившейся жизненной позицией. Эти факторы накладывают на молодёжные издания высокую ответственность за опосредованное формирование мировоззрения и личности читателя.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Моральные и этические рамки молодежных изданий, по сравнению с другими СМИ, широки и подвижны, при этом СМИ, являющиеся лидерами мнений молодёжи, принимают активное участие в формировании будущей повестки дня. Все эти факторы делают молодёжные издания  наиболее интересной областью для изучения механизмов работы средств массовой информации.

Анализ любого социально-культурного явления подразумевает под  собой экспертизу этапов его формирования, изучение факторов, на прямую или косвенно повлиявших на данное явление и определивших его современный облик. Говоря о современной молодёжной прессе, нельзя оставить без внимания историю формирования новой отечественной журналистики в постсоветскую эпоху, так как особенности периода преобразований ­– 1991 – 2007 гг. нашли своё отражение в облике современного молодёжного издания.  Выборка хронологических рамок ретроспективного анализа объясняется репрезентативностью этих вех в истории формирования современного облика СМИ молодежи. В 1991-м году в связи с распадом СССР образовалась новая отечественная журналистика, функционирующая вне политической цензуры, а 2007 год можно считать началом нового этапа развитии журналистского рынка в России, поскольку в этом году начала свою работу социальная сеть «Вконтакте» – крупнейший на сегодняшний день представитель интернет-медиа индустрии в России с ежедневной аудиторией более 90 миллионов человек, с появлением которого многие специалисты связывают крупнейшие информационные преобразования в русском интернете.

Для формирования адекватного представления о молодёжных средствах массовой информации и их осмысления, необходимо чёткое понимание главных особенностей их аудитории, поскольку вкусы и потребности молодёжи непосредственным образом влияют на информационную повестку дня и определяют культурно-речевой  и этический облик СМИ. В связи с подобной ролью молодёжной аудитории создаётся необходимость в формировании адекватного понятия «молодёжь», а также выделение его основных особенностей, которые могут дополнительным образом охарактеризовать современный облик молодёжной прессы, её аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты.

Молодежь в России является многочисленной и перспективной группой граждан, определяющей будущий вектор развития государства и всех органов, функционирующих в нём, в том числе и средства массовой информации.

Однако в России издания для молодой аудитории считаются второсортными и несерьёзными. Представления научной аудитории о СМИ молодёжи, как правило,  ошибочны и носят устарелый характер. В понимании большинства молодежь есть субкультурная, незрелая масса людей,  без принципов и моральных ориентиров, а СМИ, обслуживающие интересы этой социальной группы, способствуют только дальнейшему её упадку. В связи с этим можно говорить о научной новизне исследования, заключающейся в формировании нового взгляда на роль СМИ молодёжи в структуре современных медиа, а также новой интерпретации ранее известных фактов, а именно аксиологических, этических и культурно-речевых аспектов в деятельности современных молодёжных СМИ, которые соотносятся с нормами современного русского языка и способны влиять на аудиторию читателей.

Негативные воззрения на современные молодёжные СМИ неминуемо ведут к конфликту поколений и отсутствию преемственности, губительно влияющему на современное российское общество.

Нежелание общественности принимать новые реалии масс-медиа приводит к резкому уменьшению популярности средств массовой информации. Уменьшение аудитории приводит к кризисной ситуации, когда крупные телеканалы и издания не способны обеспечивать своё существования в связи с непопулярностью. Эта тенденция может негативно сказаться на всём рынке российской журналистики.

На этой основе проблема настоящей работы заключается в распространённом непонимании особенностей работы молодёжных СМИ в общем и в частности языковой, этической и аксиологической специфики их деятельности, что препятствует развитию современных российских масс-медиа.

В связи с этим целью работы является обоснование качественного языкового облика современного молодёжного издания, отражающего ценностные ориентиры молодёжи, этические и культурно-речевые нормы.

Объектом исследования является современные средства массовой информации, ориентированные на новую молодёжную аудиторию и их языковой облик.

Предметом исследование является аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты языкового облика современных молодёжных СМИ

Задачи работы:

— провести ретроспективный анализ развития молодёжных средств массовой информации в постсоветский период;

— охарактеризовать деятельность современных молодежных средств массовой информации и проанализировать методы работы  современных молодежных СМИ;

— проанализировать аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты современных молодёжных средств массовой информации;

— проанализировать особенности концепции современного молодежного средства массовой информации на примере интернет-издания «Лентач»;

— выявить специфику аксиологических, этических и культурно-речевых аспектов молодёжного издания «Лентач»;

— составить ряд рекомендаций по совершенствованию языкового облика современного молодёжного издания «Лентач».

Методологическая база работы — теоретический анализ, дедукция, наблюдение, опрос, сопоставительный анализ.

 Источниковая база работы:

  • Научная литература
  • Статистика
  • Периодическая печать
  • Законодательство РФ и РСФСР
  • Печатные СМИ
  • Интернет СМИ
  • Социальные сети

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы  в работе современных средств массовой информации, ориентированных на молодёжную аудиторию, а также использовать в качестве материала для лекций в контексте таких профессиональных дисциплин, как «Современные СМИ молодёжи и их языковой облик».

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЁЖНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

1.1 Ретроспективный анализ развития молодежных СМИ.

Молодёжные средства массовой информации – динамически развивающийся сегмент рынка СМИ, ориентированный на социально-демографическую группу молодёжь, основной характеристикой которой является возраст от 14 до 30 лет[1]. Существование прессы, сфокусированной на информационных интересах молодой аудитории, связано с растущей ролью молодёжи в процессе формирования культурного и морально-этического облика нашего общества.

Для более полного анализа современного молодёжного издания, необходимо изучить общественно-политические, экономические и социальные аспекты формирования молодёжной прессы в период образования и становления новой отечественной журналистики в постсоветской России[2].

Крупные изменения социально-политического курса развития Советского Союза, наметившиеся  в начале 80-ых годов прошлого века, непосредственным образом нашли своё отражение в трансформации сферы общественной жизни СССР. В течение периода перестройки (1985 – 1990 гг.) система средств массовой информации и пропаганды (СМИП) Советского Союза претерпела ряд функциональных изменений[3]. В качестве основного направления развития прессы был выбрать путь постепенного расширения идеологических и культурно-образовательных рамок, в контексте которых могли работать СМИ. Демократизации  советской прессы сопутствовала деформация её функциональные особенностей. Глобальные изменения и переустройство общественной жизни привели к тому, что в связи с распадом СССР в 1991 году, система СМИП была интегрирована в отрасль СМИ Российской Федерации, что позволило начать новый  этап истории развития журналистики в России[4].

Для законного регулирования и поддержания основ существования новообразованной индустрии журналистики, был создан нормативный акт, ставший правовой основой новых медиа — Закон № 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации».

До принятия закона в 1990 году в России не существовало какого-либо конкретного правового акта, который регулировал общественные отношения, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ. В различных правовых актах (Конституции СССР и РСФСР, Уголовном кодексе РСФСР, Гражданском кодексе РСФСР, законах о выборах и т.д.) существовали основания для регулирования вопросов функционирования периодической печати, телевидения и радио,  но связаны они были косвенно, не образовывая единого механизма контроля и регулирования СМИ.

Закон о печати 1990 года декларировал три положения, непосредственным образом сформировавшие облик новых СМИ:

  1. Отмена цензуры. «Печать и другие средства массовой информации свободны. Свобода слова и свобода  печати,  гарантированные  гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска,  выбора,  получения  и распространения информации и идей в любых  формах,  включая  печать   и   другие   средства   массовой информации. Цензура массовой информации не допускается»[5].
  2. Свободное учреждение СМИ. «Право на учреждение средства массовой информации принадлежит Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным, религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соответствии с законом, трудовым коллективам, а также гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Не допускается монополизация какого-либо вида средств массовой информации (печати, радио, телевидения и других)»[6].
  3. Свобода деятельности в области СМИ. «Деятельность в области печати и СМИ теперь носит не разрешительный, а регистрационный характер. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после регистрации соответствующего средства массовой информации. Заявления о регистрации средств массовой информации, рассчитанных на общесоюзную аудиторию, подаются учредителями в органы государственного управления, определяемые Советом Министров СССР, а заявления о регистрации средств массовой информации, рассчитанных на республиканскую или местную аудиторию, — в соответствующие исполнительные и распорядительные органы. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению в месячный срок со дня поступления»[7].

Отмена цензуры стала важной особенностью направления развития прессы в условиях становления новой журналистики, определившей её дальнейший облик. Президент факультета журналистики МГУ, Ясен Николаевич Засурский, говорил об этом времени так: «Журналисты впервые обрели возможность писать о том что они хотят и то что они действительно думают».[8]

Нормативное расширение возможностей связанных с регистрацией и функционированием средств массовой информации, стало определяющим фактором в формировании демократических медиа. К 1991 году в стране было зарегистрировано более 1800 газет, больше половины из которых издавались впервые, после принятия закона.  Треть объёма изданий была учреждена частными лицами, на долю издателей и редакций приходилось 291 печатное издание, а разнонаправленные организации суммарно издавали 550 газет и журналов[9].

Многочисленность участников сферы СМИ привела к образованию конкурентного рынка, в рамках которого издатели боролись за читателя, пытаясь заинтересовать его новыми способами подачи информации и остротой обсуждаемых вопросов. Период с 1990 по 1995 год принято называть «золотым веком» российской журналистики[10], поскольку в это время образуются средства массовой информации, непосредственным образом сформировавшие облик новых  российской медиа

В 1990 году,  22 августа  своё вещание начинает радиостанция «Эхо Москвы»,  первая предложившая своим слушателям альтернативное мнение о событиях происходящих, как в России,  так и за её пределами. В 1991 году в продаже появляется первый номер газеты «Спорт-Экспресс», отличающийся от своих конкурентов разнообразием освещаемых спортивных событий, а также большой оперативностью, так как газета освещала события предыдущего дня и давала расширенные заметки на актуальные темы. В 1993 году, 1 апреля было создано издание «Новая газета», занимающееся серьёзными журналистскими расследованиями и открыто критикующее действующую власть, создавая тем самым ранее невиданный прецедент. В мае 1994 года был выпущен первый номер американского журнала Cosmopolitan на русском языке, что послужило началом формирования индустрии женского «глянца» в России. [11]

В качестве одной из особенностей прессы последнего десятилетия XX века можно выделить серьёзное расширение морально-этических рамок, в которых работали СМИ. Перемены в общественном сознании на рубеже веков и отсутствие цензуры позволило снять запреты в СМИ на освещение темы интимной жизни и секса[12], демонстрации насилия в прессе и на телевиденье. Начиная с середины 90-ых и по конец 00-ых годов(1990-2009), на российском телевиденье формируется группа передач, посвящённых теме секса и насилия: «Про это» (НТВ, 1997-2000), «Империя страсти» (НТВ, 1997-2000), «Дрёма»(ТВ-6, 1997-1998), «ЧП»(НТВ, 1996 – по настоящие время), «Чистосердечное признание»(НТВ, 1996 – 2013), «Криминальная Россия»(Первый канал, 1995-2014) и т.д. Необходимо отметить, что курс обсуждения ранее недоступных тем по ТВ был общемировым, и новые Российские медиа, старались следовать тенденциям мирового рынка. В рамках исследования проведенного «Родительским советом по телевиденью США» в 2005 году на основании материалов телеканала MTV, в частности вещающего и на территории Российской Федерации, передачи телеканала общей продолжительностью 171 час содержат  3056 эпизодов, связанных с демонстрацией секса или наготы, а также 2881 словесное упоминание о сексе. Таким образом, тема секса поднимается на телеканале в среднем каждые 2 минуты.[13] Радикальное изменение политики СМИ в отношении нравственности, было обусловлено новыми запросами аудитории и отсутствием законов регулирующие рамки свободы слова. Широта этических и моральных взглядов прессы того времени, не что иное, как желание обрести новый культурный код, и определить границы дозволенного в своих публикаций и видеоматериалах.

Свободный рынок, гласность, плюрализм и отсутствие цензуры, сформировали особый, совершенно не советский  облик новых российских СМИ. Столь интенсивные изменения нашли своё отражения и в молодёжной прессе того времени. СМИ молодёжи заимствовали основные черты прессы рассчитанной на взрослую аудиторию, такие как новые рамки морали, работа в условиях конкурентного рынка, широта обсуждаемых вопросов и новые тематики.

Необходимо отметить, что пресса молодёжи, ориентированная на подростков и студенчество существовала, и активно развивалась ещё в СССР. Такие газеты и журналы как: «Ровесник»(1962-2014), «Смена»(1924 – по наше время), «Собеседник» (1984 – по наше время), «Студенческий меридиан» (1924 – по наше время), «Пионер» (1924 – по наше время), «Техника молодёжи» (1933 – по наше время), «Юность» (1955 – по наше время), «Юный натуралист» (1928 – по наше время)  пользовались большой популярностью.

Однако в обострившейся ситуации на рынке молодёжных изданий в последнее десятилетие XX века, советские издания не смогли грамотно адаптироваться к условиям новой индустрии. В 90-ые годы в продаже активно стали появляться иностранные журналы, ориентированные на молодую аудиторию. В условиях, когда отечественные молодёжные журналы перестали быть эксклюзивным источником информации, большинство из них были вынуждены сократить свои тиражи, некоторые прекратили своё существование, наиболее удачно судьба сложилась у «Ровесника» и «Собеседника», но на фоне иностранных аналогов, издания выглядели устаревшими и неадаптированными к новым рыночным условиям.  Сергей Верейкин, главный редактор журналов «Cool», «Cool Girl», «Oops!», «Fit For Fun», охарактеризовал положение отечественных молодёжных журналов в 90-ые весьма ёмким высказыванием: «Советские молодёжные журналы в 90-ые годы просто сдулись».[14]

Конкурентность среды в молодёжном сегменте рынка СМИ не выдерживали и новообразованные издания (например, журнал «Круто»). Заинтересовать новое поколение читателей, оказалось не просто, как правило, молодёжь игнорировала, всё что так или иначе было связано с советским прошлым, что в первую очередь определялось  кардинальной переориентацией молодёжных ценностных ориентиров. Переустройство общества, расширение экономических границ и зоны политических отношений, сделало  новое поколение молодых людей более открытым, динамичным и мобильным, в то же время молодёжь 90-ых стала более рациональной и прагматичной. Люди приобрели стремление к материальному благополучию, на фоне усиливающейся ориентации общества на потребление и приобретение материальных благ[15].

Молодёжные журналы девяностых и начала двухтысячных годов, ориентируясь на новую форму общественного мышления, стали определённого рода воплощением своей эпохи. Новые культурные предпочтения, сленговые выражения и обороты, тематическое разнообразие материалов прессы были следствием общественного запроса поколения начала нового тысячелетия. Согласно рейтингу охвата аудитории компании TNS Gallup Media по состоянию на апрель 2005 года, наиболее популярными молодёжными изданиями являются журналы: «Yes! Звезды», «Yes!», «Молоток», «Хулиган», «Oops!», «Cool», «Cool Girl», «Elle Girl», «Bravo.Posters»[16].

Эти печатаные издания объединяет фокус на молодёжных интересах, таких как мода, музыка, тема личной жизни знаменитостей, секс и субкультурные течения. Оформления молодежных журналов, отличает обилие постеров, больших фотографий, красочных выносов и других ярких, бросающихся в глаза элементов. Популярная молодёжная пресса 00-ых также не стремиться к соблюдению литературных норм русского языка, а тексты изданий наполнены разнообразными сленговыми выражениями. К примеру, в газете «SPEED-Super» употреблено сорок жаргонных синонимов слова «юноша»: кекс, баклан, перец, бойфренд, салага, чел, обсос, чувак, пипл, авторитет, шланг, синяк, пацан, приколист, фрик, крендель, лох, тормоз, отморозок, тип, чмо, очкарик, ханурик, охламон, кент, мачо, прохиндей, пройдоха, старик, гвоздь, сапог, гигант, кирюха, салага, молоток, ботаник, умник, фофан, долбак, мужик. Здесь же вместо слова «голова» использовались: репа, тыква, бункер, кумпол, соображалка, крыша, фляга, чайник, башня; вместо слова «лицо» — вывеска, фанера, физия, циферблат, рожа, табло, морда; вместо слова «рот» — варежка, клюв, хлебальник, хавальник; вместо слова «руки» — клешни, рычаги, грабли, ласты, лопаты, культяпки.[17] Не нормированный русский язык, с заимствованиями иностранных слов и выражений, а так же сленговыми оборотами, стал отличительной чертой молодёжной прессы “нулевых”.

Молодёжные журналы в начале нового тысячелетие, стали базисным инструментом формирования общественного сознания молодёжи наряду с телевиденьем. Суммарный  месячный тираж 8 наиболее популярных молодёжных журналов за 2005 год («Yes! Звезды», Yes!, «Молоток», «Хулиган», Oops!, Cool, Cool Girl, Elle Girl, Bravo.Posters) составил более 1 745 тыс. экземпляров[18].

Вместе с печатной прессой, в начале нового века начали активно развиваться интернет платформы, ставшие популярными СМИ среди молодёжи. Однако необходимо отметить, что с развитием интернета в начале нового тысячелетия, индустрия журналистики потеряла эксклюзивное право на доступ к авторству и массовой коммуникации.[19] Развитие интернет-пространств, таких как: LiveJournal (https://www.livejournal.com/), Одноклассники (https://m.ok.ru/), Вконтакте (https://vk.com), 2Ch.ru (https://2ch.hk/), Pikabu (https://pikabu.ru/), позволило пользователям интернета создавать информационные материалы тематически не ограниченные рамками печатной прессы. Пользователи социальных сетей, имиджбордов и блог-платформ стали индивидуальными и независимыми СМИ, создающими материалы, для многочисленных пользователей сети. Поскольку интернет традиционно вызывает повышенный интерес у молодой аудитории, большое количество новообразованных СМИ ориентировалось на молодую аудиторию как на основную.

В рамках первичного развития интернета в России, материалы создаваемые пользователями в сети никаким образом не модерировались, что спровоцировало повышение уровня непрофессионализма[20]. Материалы пользователей могли содержать ненормативную лексику, призывы к насилию, порнографию и другие антисоциальные элементы. Однако новообразованные интернет медиа, понимая перспективность развития информационных платформ в сети, стали блокировать страницы с подобными материалами, ссылаясь на действующие законодательство РФ.

Важнейшим событием в рамках развития молодёжных медиа в России  стало введения на многих интернет платформах, возможности создания комьюнити-сообществ и публичных страниц. В частности наиболее ярким примеров, подобного новшества в интернет пространстве можно назвать социальную сеть “Вконтакте”. Ежедневная аудитория “Вконтакте” до момента введения функционала “публичных страниц” в  2010 году составляла 16 млн. чел. Спустя 2 года, в 2012 году ежедневная аудитория «Вконтакте» составляла 35 млн. чел[21].

Публичные страницы  в своей сущности предназначены для распространения информации различных видов, что отличает их от традиционных СМИ и привлекает тем самым многочисленную аудиторию.  Одна публикация («пост») на публичной странице, или как принято называть такие страницы в сети «паблик», может содержать в себе текст, аудио дополнение фото и видеоматериал, а также к таким публикациям можно прикрепить пользовательское голосование или полезную ссылку. Подписавшись на публичную страницу, пользователь будет ежедневно получать все новые материалы в своей ленте новостей. Формат публичных страниц очень быстро набрал большую популярность, и стал в определённой степени стандартом индустрии интернет журналистики[22]. Негативными последствиями, открытого доступа  к созданию СМИ в интернете, стало падения общего качества публикуемых материалов. В большинстве случаев, популярные публичные страницы размещают развлекательный контент в формате интернет-мемов (от англ. Internet meme) — информация в той или иной форме медиа объект, создаваемый электронными средствами коммуникации[23]. Как правило, такие «мемы» могут содержать ненормативную лексику, а так же информацию, иронизирующую над социально незащищенными группами граждан, делая это без злого умысла, однако оставляя морально-этические вопросы относительно  пригодности таких материалов. Так же необходимо отметить, поскольку основной аудиторией интернета является молодёжь, или люди только собирающиеся выйти из этой социальной группы в силу возраста, наиболее крупные публичные страницы это молодёжные медиа с количеством подписчиков, превышающим 5 млн. чел[24].

Постсоветский период развития отечественной журналистики, является ярким элементом новой истории России. Интенсивное развитие рынка СМИ от пережитка советской действительности до современных интернет-медиа спровоцировало множество значимых процессов, под влиянием которых изменился весь облик прессы на русском языке. В том числе подверглись изменению и молодёжные медиа, трансформирующиеся от журналов и газет формата «Ровесник» и «Смена» до современных интернет ресурсов, таких как Afisha.ru и новостной портал «Лентач». Изменениям подвергся язык прессы, внешний вид и аксиологическое содержание. Однако изменения, произошедшие в прессе молодёжи за непродолжительный постсоветский период, нельзя назвать отрицательными. Новый облик молодёжных СМИ продукт эпохи, собравший в себе все её негативные и позитивные черты.

1.2 Состояние молодежной прессы на современном этапе.

С развитием информационных технологий и технологии Web 2.0 кардинально изменились взаимоотношения автора текста и читателя (зрителя, слушателя), информационное взаимодействие сменилось коммуникативным, появились новые способы подачи журналистских материалов[25].

Современный этап развития журналистики с точки зрения как молодёжной, так и традиционной прессы можно назвать этапом освоения интернет пространства. Подобная приверженность  интернет коммуникации продиктована в первую очередь техническим прогрессом, и потерей интереса к печатному формату издания прессы  со стороны читателей нового поколения.

В сложившейся ситуации основные жанры печатной журналистики перекочевали в интернет-среду. Журналисты все так же используют три основных вида жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Так было до интернета, и все это сохранилось и по сей день, приобретя, однако, новые элементы. Так как природа интернета подразумевает гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность, эти три главных элемента отличают публикации в интернет среде от публикаций досетевой прессы. На современном этапе развития журналистики, любой привычный жанр может обрести новые черты в силу необходимости создания связи между текстами в условиях гипертекстуальности. Любой текст отсылает к другому тексту. Все становится частью одного большого гипертекста – но это не подразумевает отмирание классических жанров[26].

С точки зрения форм материалов современная журналистика, в том числе и работающая на молодую аудиторию, использует традиционные жанры публицистики.

На примере классификацию жанров периодической печати, данной Тертычным[27] можно провести аналогии с современной молодёжной прессой:

Информационные жанры: заметка, корреспонденция, информационный отчет, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж.

Аналитические жанры: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, прогноз, версия

Художественно-публицистические жанры: очерк, сатирический комментарий, анекдот, шутка, игра.

Все вышеперечисленные классические жанры журналистских материалов в той или иной степени встречаются в современных молодёжных изданиях, что свидетельствует о незыблемых процессах преемственности между разными поколениями журналистов. И если с точки зрения формы материалов современная молодёжная журналистика не сильно отличается от прессы начала 2000-ых, то с точки зрения содержания материалов, произошли кардинальные изменения.

Чтобы охарактеризовать аспекты информационного наполнения современных молодёжных изданий, были выбраны наиболее популярные печатные СМИ за 2017 год[28], доля молодёжной аудитории в который превышает 45%: Tatler Russia (доля молодёжной аудитории 58%)[29], «Сноб» (доля молодёжной аудитории 46%)[30], Esquire Russia (доля молодёжной аудитории 49%).[31] Совокупная ежемесячная аудитория трёх изданий составляет примерно 5 млн. чел.

Все три издания работают в формате конвергентной журналистики[32], предоставляя своим читателям печатные материалы в виде журнала, интернет сайт в формате новостного портала, а так же все три издания ведут публичные страницы в социальных сетях и имеют собственные каналы на видеохостинге YouTube. Формат конвергентной журналистики, тенденция развития всех современных медиа, в том числе и медиа ориентированных на молодую аудиторию. Связано это в первую очередь с тем, что инновационный характер современного социального развития делает необходимым участие молодежи в функционировании индустриальной и социальной сфер не в роли учеников, а в роли полноправных лидеров и партнёров, что в свою очередь заставляет крупные медиа подстраиваться под запросы аудитории[33]. В связи с этим сегодня современные молодёжные СМИ стараются предоставить своим читателям все возможные форматы взаимодействия со своими материалами – от традиционных печатных и аудиальных, до современных электронных, таких как интернет-сайты, приложение для смартфонов и страницы в социальных сетях.

Определенного рода конвергентность прослеживается и в тематическом многообразии выбранных молодёжных изданий. Для примера будут перечислены основные рубрики трёх выбранных изданий:

  • Tatler Russia: новости моды, кино, красота, свадьбы, молодость.
  • «Сноб»: путешествия, новости, политика, авторское мнение, наука и технологии, спорт, дети, деньги и бизнес, литература, еда, стиль, культура, автомобили.
  • Esquire Russia: истории, правила жизни, женщины, новости, спорт, мода.

Подобное тематическое разнообразие не характерно для изданий раннего этапа постсоветской журналистики и журналистики начала 00-ых годов. Это связано в первую с конвергентным подходом к формированию редакции издания. Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Такие форматы редакции действуют по принципу трансмедийного повествования, обмениваются информацией, анонсами, а также ссылками на материалы СМИ для создания общего информационного продукта. Часто настолько широкое взаимодействие, позволяет изданиям создавать материалы в широком тематическом ряду. При этом единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемых новостей, тем самым удовлетворяя потребности различной аудитории[34].  Большинство современных изданий ориентированы на разнообразные группы потребителей информации, что повышает их привлекательности у рекламодателей и способствует дальнейшему развитию.

Новые форматы взаимодействия с аудиторией и тематическое разнообразие в условиях конвергентной редакции — отличительные черты современной молодёжной прессы. Однако наиболее яркой чертой выделяющей новые молодёжные СМИ можно назвать – современный язык прессы.

Особенности языка современной молодёжной прессы связаны в первую очередь со средой распространение таких СМИ – интернетом. Современный облик электронных СМИ невозможно представить без визуальной составляющей. Использование фотографий, инфо-графики, рисунков не только ускоряет, но и упрощает восприятие информации.[35] При всем многообразии текстов, предлагаемых сегодня электронными изданиями, интерес читателя неизбежно определяется двумя факторами: наличием броского заголовка и сопровождающего статью изображения. Если читатель изначально не был ориентирован на определенную рубрику, его внимание скорее привлекут статьи с ярким визуализированным сопровождением. Не случайно, как отмечает специалист в области русской литературы и визуальной культуры Ирина Антанасиевич: «сочетание изображения и текста на протяжении многих веков применялось в разных странах как средство воздействия»[36]. В условиях широких мультимедийных возможностей изменяется форма взаимодействия пользователя с материалами СМИ, а как следствие меняется и сам язык медиа. Например, Twitter — социальная сеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса,  средство мгновенного обмена сообщениями для пользователей интернета любого возраста – продолжительное время имела ограничение объёма публикации в 140 символов. Поскольку подавляющие количество СМИ по всему миру имеет аккаунты в данной социальной сети, журналистам приходилось формировать сообщение особым образом, вкладывая в 140 символов максимальную информативность, прикрепляя к информационной публикации видео и фотоматериалы, сопровождая все это полезными ссылками на полную версию статьи. Компании и международные организации используют Twitter для публикации важных сообщений, до того как будет подготовлен, выверен и завизирован длинный пресс-релиз. Правительства начинают видеть в сервисе мощный инструмент управления общественным мнением, а оппозиционные силы превращают Twitter в политическое оружие[37]. В связи с этим можно считать эту социальную сеть важной информационной платформой влияющую и на индустрию медиа и журналистики.

Стремление к визуализации информации обусловлено такой особенность интернет-коммуникации как, невозможность использования в полной мере эмоционально-выразительных средств схожих с живым общением, при этом остро ощущается потребность в подобном эмоциональном аспекте. Учитывая высокую скорость передачи и  распространения информации, а также нацеленность на оперативное понимание читателем и желание автора донести максимально насыщенный материал, использование визуализированного текста становится способом компенсации недостающих паралингвистических  средств[38].

В контексте данной коммуникативной особенности современных интернет медиа, особенно в среде не классических СМИ, а СМИ ориентированных на молодую аудиторию, зародилось явление на стыки языка и визуализации текста такое как – интернет-мем.

Согласно Ричарду Докинзу, мем — это единица передачи культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством научения, имитации и т. п[39].  Под  мемами широко распространенными в Интернете, особенно в социальных сетях, понимаются различного рода знаки как носители смысла (слова, фразы, фотографии, рисунки, видеоролики и проч.), которые чаще всего имеют остроумно-иронический характер и спонтанно приобрели популярность путем распространения разными способами[40]. Если мем удачен, он непременно получает отклик и дальнейшую жизнь в интернет-среде. В дискурсе СМИ такой мем, будучи узнаваемым, без сомнения, привлечет внимание и интерес читателей к тексту.

Феномен интернет-мемов связан с растущей популярностью социальных сетей как главного источника получения актуальной информации у молодого поколения. В условиях формирования новостной ленты, пользователь социальной сети выбирает наиболее интересующие его источники информации – это могут быть публичные страницы под руководством редакции СМИ или страницы пользователей, занимающиеся созданием информационных материалов. При таком формировании ленты новостей, пользователь больше внимания уделит материалам с большей визуальной привлекательностью, а менее привлекательные пропустит. Поскольку интернет сегодня является наиболее перспективной информационной платформой, то механизмы работы СМИ ставшие успешными в интернете  непосредственным образом адаптируются и внедряются повсеместно (газеты, радио и телевиденье). Однако язык  СМИ, завязанный на повышенной интерактивности и визуализации, имеет ряд особенностей и недостатков.

Будучи частью виртуальной коммуникации, интернет-мем выступает разновидностью «естественной письменной речи» и обладает такими признаками, как неофициальность (зачастую социальные рамки в Интернете полностью стираются); спонтанность (между возникновением желания/необходимости довести до собеседника какую-либо информацию и его осуществлением проходит незначительный промежуток времени; часто смысл отправленного сообщения, наличие в нём грамматических и/или стилистических, речевых ошибок осознаётся уже после его отправки); не профессиональность (авторы интернет-мемов являются обычными пользователями, как и миллионы других), а также характеризуется «непринуждённостью, непосредственностью, вписанностью в конситуацию, в психологическое и социальное бытие автора»[41].

Таким образом, можно выделить следующие особенности интернет-мема:

— спонтанность;

— стремление заинтересовать и охватить как можно большее количество пользователей

— «кратко-живучесть», но при этом наличие большого потенциала для дальнейшего развития и распространения;

— развлекательный характер;

— нацеленность на привлечение и удержание внимания;

— быструю распространяемость (при условии высокой популярности).[42]

Особенности интернет-мема как явления характерны, для всего языка новой молодёжной прессы в сети интернет. Язык новых СМИ молодёжи  спонтанен и естественен во всех своих проявлениях. В СМИ не редко встречается нецензурная лексика, сленг, просторечия. Подобная скупость языка объясняется не зрелостью аудитории молодёжных изданий, и желанием редакции оптимизировать текс под запросы публики. Матюшенко Е.Е в своей работе посвящённой «варваризмам» интерпретировала наличие сленга в языке молодёжных изданий  следующим образом: «с достаточной долей вероятности можно предположить, что за первое десятилетие XXI в. молодежь стала более подготовленной к восприятию иноязычных единиц. Возможно, по этой причине журналисты передают иноязычные вкрапления с помощью кириллической графики. Аудитория сама может легко распознать элемент, чужой для родного языка. С функциональной точки зрения наблюдается превалирование материалов, в которых журналисты используют сленг для придания оригинальности своим материалам, молодых людей, в особенности подростков, привлекает необычность, как в плане содержания, так и в плане манеры изложения».[43] Повышение уровня собственной индивидуальности и нежелание быть похожими на традиционные СМИ, сильно сказывается на языке молодёжной прессы. Однако в отличие от прессы ранней постсоветской эпохи, язык современных молодёжных СМИ стал более дружелюбным к не адаптированной  аудитории. Некоторые популярные издания создают собственные словари сленга, например журнал Elle Girl, высказавшийся о необходимости знать сленг  следующим образом: «В интернете недостаточно просто говорить по-русски. Ведь там давно уже действует свой, особый сетевой сленг. Чтобы ты не заблудилась в дремучем лесу Рунета, мы собрали для тебя самые общеупотребляемые слова этого удивительного жаргона. Выучи их наизусть»[44]. Таким образом, можно сделать вывод, что язык молодёжной прессы, наполненный сленгом, жаргоном и не литературной лексикой, является их неотъемлемым качеством отделяющих СМИ молодёжи  от традиционных медиа и аккумулирующей новую аудитории. Отказываться от такой уникальной черты значило бы потерять значительную часть читателей, поэтому вся сложность и неприемлемость нового языка медиа молодёжи служит на благо развития молодёжной прессы.

Облик современного молодёжного издания – комплексная структура, состоящая из множества значимых элементов: классическая жанровая система, новые формы взаимодействия с аудиторией, новые  формы информационного материала на стыке языка и визуализации, неоднозначный язык наполненный сленгом, просторечиями и нелитературной лексикой. СМИ молодежи, существующие сегодня сложно назвать идеальными, так как у них есть ряд  недостатков связанных с языковыми нормами, аксиологией и морально-этической составляющей. Однако СМИ молодёжи всегда являются отражением своего времени, что делает их важной частью процесса коммуникации в обществе. Нежелание признавать особенности молодёжной прессы и не легитимизация их профессионального статуса, ведёт к конфликту интересов новых и традиционных СМИ.  Подобное противостояние негативно отражается на всей российской журналистики и неминуемо ведёт к формированию конфликтов в будущем.

1.3. Аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты как системообразующие факторы деятельности молодежных изданий.

Сложно переоценить влияние, которое оказывают современные масс-медиа на облик нашего общества, зачастую программируя  его ценностные, этические и речевые ориентиры. В отличие от советской журналистики, где государство выполняло  функции идеологического, этического и эстетического контроля,  сегодня современные российские СМИ свободны от цензурного надзора со стороны властных органов и всё чаще ориентируются, на европейскую модель развития прессы, в которой определяющими  регуляторами поведения журналиста являются аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты. Все три аспекта подразумевают социальную ответственность  журналиста перед своей аудиторией, внимательное отношение к слову в своих материалах, а также уважение к духовным и моральным ценностям читателя. Пресса и масс-медиа ориентированные на молодую аудиторию обладают повышенной ответственностью, поскольку они непосредственным образом влияют на наиболее внушаемую и в тоже время перспективную с точки зрения социального развития группу – молодёжь. В связи с этим аксиологические, этические и культурно-речевые факторы становятся системообразующими в деятельности молодёжных СМИ и нуждаются в современной классификации и анализе.

Аксиологические исследования в гуманитарной сфере, вызывают большой интерес со стороны научного сообщества, на протяжении уже нескольких десятилетий[45]. Это в свою очередь, объясняется повышенной социальной ролью нормативно-ценностных единиц. Писяжнюк Т.А. формулирует эту мысль следующим образом: «интерес к аксиологии растёт, поскольку общество базируется на нормативно-ценностной системе, в виде совокупности эталонов, стандартов, идеалов, стереотипных и оценочных суждений»[46]. СМИ как важный орган социального взаимодействия в обществе, не только транслируют ценностные ориентиры и нормы, но и зачастую их навязывают. Каждое СМИ обладает собственной системой ценностных представлений, сформированной под влиянием определённых групп факторов. Комарова Е.Н. выделяет следующие ценностные группы, влияющие на СМИ:

  1. «Общечеловеческие ценности»
  2. «Системы ценностных представлений определённого социокультурного пространства»
  3. «Системы корпоративных ценностей СМИ в целом и конкретного СМИ в частности»
  4. «Ценности социально-политической ориентации СМИ»
  5. «Ценности отдельных индивидов (владелец, главный редактор, ведущий журналист и т. д.)»
  6. «Ценности групп интересов и групп давления (в процессе политических и рекламных кампаний)»[47].

Подобное разнообразие ценностных групп, подразумевает разнообразие и самих ценностных единиц. В качестве ценностной единицы может выступать часть объективной реальности, продукт человеческого творчества и содержание человеческого сознания. Ценность всегда является антропогенной единицей, что в своей сущности выражается в способности человека предпочитать одним ценностным единицам окружающего его мира другие, тем самым устанавливая определенную градацию ценностей и антиценностей[48]. Например: мир – война, достаток – голод, безопасность – терроризм, честь – позор, доброта – злоба, правда – лож и т.д. Таким образом, функцией СМИ с точки зрения аксиологического аспекта становится промотирование общечеловеческих ценностей в своих материалах, и негативное отношение к общечеловеческим антиценностям. Однако, как отмечает Т.А. Писяжнюк: «В некоторых случаях новые аксиологические элементы, внедряемые дискурсом СМИ, вступают в конкурентные или даже конфликтные отношения с уже существующими и, как следствие, вызывают частичную переконцептуализацию единиц, выражающих ценностную структуру общества, изменяют их типовую репрезентацию в сознании носителей языка»[49]. Например, такая ценностная единица как икона, в современном языке СМИ чаще всего означает объект всеобщего желание и образец для подражания, нежели религиозный  элемент в церковном убранстве. В связи с этим можно вывести следующие свойство аксиологического аспекта СМИ – относительность. Ценностная единица подразумевает определённую положительную значимость для человечества, однако зачастую критерий оценки этой значимости носит субъективный характер. Т.А. Писяжнюк формулирует это следующим образом: «В зависимости от того, в каком отношении находятся оцениваемые объекты к потребностям и установкам оценивающего их субъекта (аксиологическая интерпретация), оценочные структуры на конкретном языковом уровне отражаются в двух антонимических вариантах: положительная (мелиоративная) оценка и отрицательная (пейоративная) оценка, что позволяет говорить о биполярной организации семантического поля оценки» [50].

Таким образом анализировать аксиологические аспекты современных СМИ, можно только с точки зрения наличия в их материалах промотирования общечеловеских антиценностей, в то время как ценностные единицы могут трактоваться неоднозначно. В частности, необходимо отметить, что ценностная ориентация СМИ в большинстве случаев зависит идеологических предпочтений адресанта (читателя, слушателя, зрителя), и в зависимости от тематических, политических и культурных предпочтений, аксиологическая составляющая СМИ может кардинально отличатся, что выражается в разнонаправленном промотировании ценностей.

Ценностные ориентиры современных молодежных изданий, не сильно отличаются от ценностей традиционных СМИ. В частности в аксиологической повестки дня используются абстрактно-универсальные ценности (истина, красота, добро, счастье, любовь), политические ценности (закон, право, равенство, ответственность, правосудие, свобода) общечеловеческие ценности (родина, семья, материнство, мир) и тд. Что же касается негативного аспекта в аксиологической повестки молодёжных изданий, то для их анализа были выбраны следующие молодёжные СМИ: новостной портал «Лентач» (https://vk.com/oldlentach), новостной сайт журнала для девушек «Elle Girl»(http://www.ellegirl.ru/), журнал о светской жизни «Tatler Russia» (https://www.tatler.ru/). Суммарная аудитория трёх изданий примерно равна 4,8 млн. чел. Доля молодёжной аудитории во всех трёх изданиях превышает 60%[51]. Все три издания ориентированы на молодую аудиторию и используют современные средства взаимодействия с адресантами информации. Все три издания избегают прямого промотирования в своих материалах антиценностей, однако в силу зависимости от предпочтений аудитории допускают это. В частности на портале Лентач в новостных материалах находят место такие антиценности, как употребление алкоголя[52], религиозная нетерпимость,[53] нецензурная лексика[54]. В журнале Elle Girl встречаются материалы, посвящённые реабилитации бисексуальных отношений в глазах общественности,[55] продвигающие женскую мастурбацию[56], а так же нормализирующие свободные отношения[57]. В Tatler Russia также встречаются материалы посвящённые свободным отношениям[58] и  неоднозначно трактующие попытки суицида среди подростков[59].

Необходимо отметить, что вышеприведённые материалы, в которых, так или иначе, употребляются или используются антиценности, носят частных характер и в целом не характерны для молодёжных изданий с традиционной аксиологической позицией. Использование ярких антиценностей вызывает ажиотаж у молодёжной аудитории склонной к неформальному образу жизни и отрицанию традиционных ценностей. Однако это не делает аксиологию современных молодёжных СМИ неверной и вредной для общества,  а лишь показывает аксиологический запрос современной молодёжной аудитории.

Наряду с аксиологическим аспектом, важнейшим элементом дискурса современных СМИ является этический аспект. Этика в своей сущности это философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе[60]. СМИ как важный элемент общественной жизни непосредственный образом принимает участие в социальном-этическом дискурсе, отражая или формируя представления общества о нормах этики и морали. В связи с этим дискуссия, об этической составляющей материалов СМИ обострившаяся в последние несколько лет,  является отражением присутствия ряда противоречий в вопросах этики и морали в масс-медиа.[61] Этические вопросы в молодёжных СМИ особо острая тема, поскольку молодая аудитория зависит от этических ориентиров СМИ, как и любой другой субъект, их влияния. Но в силу возрастных характеристик, молодёжь остаётся наиболее внушаемой, а значит и наиболее подверженной не корректному истолкованию этических норм социальной группой.

СМИ сегодня дискутируют и создают материалы на ряд противоречивых и даже опасных с точки зрения этики тем: терроризм, смерть, убийство, нетерпимость, преступления на сексуальной почве и тд. Не грамотное изложение элементов, столь сложных тем в материале СМИ, может сформировать у потребителя информации неправильное этическое восприятие окружающей действительности. И пускай выводы средств массовой информации не имеют юридической силы, СМИ несомненно несут ответственность за свои суждения  и высказывания. И.М. Дзялошинский отмечает следующие: «С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования по отношению к представителям данной сферы деятельности. Эти требования включают в себя и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношений к различным составляющим профессиональной деятельности. Все это отражается в содержании профессиональной культуры, которая представляет собой степень овладения данными нормами».[62]

Соблюдение этических норм в журналистском сообществе является отражением профессиональной культуры, а значит, СМИ, не отвечающие нормативным этическим установкам, не имеют достаточной профессиональной компетенции. В связи с этим средства массовой информации должны избегать неэтичных элементов такие как:

— ангажированность, необъективность, нечестность;

— самодовольство и бестактность;

— не эрудированность;

— неспособность к «конструированию» сообщения;

— поверхностность;

— безответственная формулировка высказываний.[63]

Наличие подобных элементов в материалах СМИ способствует формированию неблагоприятного этического климата в обществе, и неправильному истолкованию этических норм для читателя. В случае молодёжной прессы это является наиболее опасным упущением, поскольку в рамках современного развития общества, СМИ зачастую закладывают этические основы формирующейся молодой личности. Поэтому контроль этических норм в прессе для молодой аудитории столь важен. В рамках данного исследования для анализа этического аспекта деятельности  молодёжные изданий были выбраны следующие современные средства массовой информации: новостной портал «Лентач» (https://vk.com/oldlentach), новостной сайт журнала для девушек «Elle Girl» (http://www.ellegirl.ru/), журнал о светской жизни «Tatler Russia» (https://www.tatler.ru/). Суммарная аудитория трёх изданий примерно равна 4,8 млн. чел. Доля молодёжной аудитории во всех трёх изданиях превышает 60%[64].

Необходимо отметить, что все три издания выпускают материалы с высоким этическим критерием, однако определённого рода допущения присутствуют во всех трёх изданиях. «Лентач» неоднократно употребляет некорректные и нецензурные высказывания[65], также посредством графических материалов вводит читателя в заблуждение,[66] безответственно и неуместно использует иронию[67]. Журнал Elle Girl также использует не уместную бранную лексику в своих материалах по средствам прямого не цензурируемого цитирования[68], бестактно формулирует высказывания, чем может задеть определённые группы граждан[69], необъективно и поверхностно подходит к поиску информации для создания аналитических материалов[70]. Журнал о светской жизни Tatler Russia не этично, вульгарно подходит к созданию заголовков, в частности эксплуатирует тему секса и наркотиков[71], некоторые заглавия текстов могут вводить читателей в заблуждение или могут быть заведомо ложными[72], также некоторые тексты высмеивают отдельные группы граждан по средствам стереотипизации и поверхностного подхода их изображения[73].

Как и в случае с аксиологическими аспектами, этические качества материалов молодёжных СМИ кардинально не отличаются от традиционных средств массовой информации, но в силу особенностей основной аудитории в лице молодёжи, молодёжные средства массовой информации иногда отклоняются от этической нормы и следуют за потребностями адресанта информации, нарушая общепринятую этику.

В отличие от аксиологических и этических составляющих молодёжных средств массовой информации, культурно-речевой аспект СМИ молодёжи разительно отличается от традиционных медиа рядом культурно-речевых упущений. С начала постсоветской эпохи, общий вектор по отходу от языковых норм литературного языка был характерен для всего рынка СМИ. Сложная экономическая ситуация и отмена цензуры способствовали общей языковой дестабилизации приводящей к коммуникативным неудачам. В качестве основных упущений СМИ отмечают следующие категории:

  1. Орфоэпические ошибки
  2. Грамматические ошибки
  3. Лексические ошибки
  4. Речевые ошибки[74]

Основными причинами речевой дестабилизации принято считать наличие  высокого уровня языковой свободы в СМИ, а также увеличение доли публичной речи в материалах СМИ, что размывает границы современного литературного русского языка.[75]

В контексте работы молодёжных изданий, молодёжная речь выступает в качестве лексического образца для стилистической концепции СМИ.[76] Данная специфическая лексическая группа наполнения рядом неформальных и просторечных единиц (варваризмы, сленг, мат и тд.). Однако молодёжные средства массовой информации не могут исключить данные элементы из своих материалов, поскольку они являются составляющими одного из базисных лексических слоев социальной группы молодёжь.

Культура употребления сленговых выражений в средствах массовой информации, в том числе и молодёжных – тенденция развивающаяся на протяжении нескольких десятилетий современного этапа истории российской журналистики. Современный язык молодёжных СМИ отличается от своего предшественника содержанием, но не формой. Пагубные закономерности развития языка молодёжных СМИ были сформулированы группой экспертов еще в начале 00-ых годов нашего века, а актуальны и по сей день: «Обращаясь к жаргонной, внелитературной лексике, журналисты забывают, что и сейчас, в наше деидеологизированное время, любая массовая газета продолжает выполнять пропагандистские функции. И пропагандирует она не только идеи, взгляды, политические и эстетические пристрастия, но и язык, посредством которого она общается с читателем. А постоянное употребление жаргонных слов придаёт изложению развязный, запанибратский тон, который прививает читателю дурной вкус: понижает и без того зачастую низкую речевую культуру юных читателей и одновременно отталкивает от газеты читателей старшего поколения». [77]

Однако, как и другие системообразующие элементы современного языка средств массовой информации, его культурно-речевой аспект в первую очередь является реакцией на запрос аудитории. Молодёжный сленг, как и любой другой социолект нельзя однозначно назвать элементом уничтожающим и оскверняющим литературный язык, но будучи частью системы языка сленг, безусловно, видоизменяет определённые языковые структуры и зачастую излишне упрощает и обедняет язык, о чём свидетельствуют ряд исследований[78].

Языковой облик современных молодёжных СМИ не является одномерной величиной обозначающей  лексические особенности прессы для молодой аудитории. Языковой облик современных молодёжных СМИ это сложное, комплексное явление, включающее в себя аксиологические, этические и культурно-речевые аспекты работы современных молодёжных масс-медиа. Интенсивно-революционное развитие СМИ в первые годы постсоветской бесцензурной эпохи, заложили ряд отличительных особенностей современной молодёжной прессы – простота и вольность высказываний, не высокий лексический уровень и его сленговая загруженность, многообразие концепций и форматов в создании материалов, а также академическая жанровая система. Современные молодёжные медиа – закономерный этап развития прессы после развала Советского Союза, собравший в себе все яркие особенности нашей эпохи: новые каналы распространения информации (интернет, социальные сети), новые форматы высказывания (интернет-мем), а также новый, особенный и яркий современный русский язык. Изучение процессов развития и функционирования, современных молодёжный СМИ важная часть журналисткой науки, поскольку в силу возрастных особенностей, современная молодёжная аудитория в определённой момент времени станет основной аудиторией традиционных СМИ, которым придётся грамотно и своевременно адоптироваться к её запросам.  Молодёжные медиа – одна из основополагающих частей рынка современных медиа, обладающая большой динамически развивающейся  аудиторией и крупным количеством площадок для распространения информации. Как и любая другая важная часть современного рынка СМИ – молодёжные средства массой информации нуждаются в комплексном изучении, анализе и регулировании, без которых невозможно качественное развития всей современной российской журналистики.


Страница 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф