Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ………………………………………………
1.1 Понятие и признаки социального обеспечения……………………………..
1.2 Основные права граждан в сфере социального обеспечения………………
1.3 Тенденции развития законодательства в социальной сфере………………1
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………
2.1 Судебные средства защиты социальных прав граждан……………………
2.2 Внесудебные средства защиты социальных прав граждан……………….
2.3 Анализ правоприменительной практики защиты социальных прав граждан……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из направлений для развития государственной политики является сфера социального обеспечения. Главным образом это связано с тем, что Россия провозглашает себя социальным государством. В данной связи на законодательном уровне предусмотрены меры поддержки граждан, которые выражаются в предоставлении им различных льгот, пособий, пенсий и т.д. Однако на практике зачастую данное право на социальное обеспечение оказывается декларативным и трудно реализуемым. В данной связи речь идет о незаконных отказах в назначении мер социальной поддержки граждан. В ряде случае получатели социального обеспечения, наоборот, злоупотребляют своими правами (например, речь идет о фальсификации документов и т.д.). В данной связи актуализируется вопрос об ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения.
Следует констатировать, что современное законодательство нуждается в совершенствовании, разработке более действенного механизма реализации права на социальное обеспечение и ответственности за совершение правонарушений в данной сфере. Важно не просто устанавливать на законодательном уровне меры ответственности, но и реализовывать их эффективно на практике.
Актуальность темы исследования также подтверждается научной непроработанностью ряда аспектов по теме, связанной с юридической защитой прав граждан в области социального обеспечения. Многие авторы затрагивают вопросы социального обеспечения в целом, но не исследуют специфику реализации права граждан на социальное обеспечение. При этом в связи с темой исследования нас интересует и зарубежный опыт. В связи с этим настоящая работа представляет собой теоретическое осмысление проблематики юридической защиты прав граждан в области социального обеспечения в нынешних условиях правовой действительности.
Указанные обстоятельства предопределяют необходимость доктринальной проработки вопросов, связанных с темой исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с темой исследования, неоднократно обсуждались и исследовались на доктринальном уровне различными авторами. В числе таковых можно назвать следующих: К. С. Арефьева, Н. С. Баранова, Л. Л. Варданян, Е. В. Воробей, В. Ф. Горбич, Д. С. Новоселов, А. А. Шульгина и другие.
Вместе с тем, несмотря на то, что многие вопросы по теме исследования достаточно изучены в научной среде, представляется, что отдельные аспекты еще имеют дискуссионность и нуждаются в более детальной проработке на уровне доктринальной работы.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с реализацией защиты прав граждан в области социального обеспечения.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие защиту прав граждан в области социального обеспечения, а также научная литература и судебная практика в аспекте темы исследования.
Целью дипломной работы является изучение и анализ правового регулирования механизмов защиты граждан в сфере социального обеспечения.
Основными задачами исследования являются:
1) Рассмотреть понятие и признаки социального обеспечения;
2) Определить основные права граждан в сфере социального обеспечения;
3) Сформулировать тенденции развития законодательства в социальной сфере;
4) Исследовать судебные средства защиты социальных прав граждан;
5) Обозначить внесудебные средства защиты социальных прав граждан;
6) Провести анализ правоприменительной практики защиты социальных прав граждан.
Методологическую базу исследования составляют такие методы как формально-юридический, сравнительно-правовой, диалектический, метод толкования правовых норм, анализ и синтез, а также некоторые иные. Так, например, сравнительно-правовой метод использован автором при выявлении и формулировании тенденций развития законодательства в социальной сфере с учетом опыта зарубежных стран.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими в себя шесть параграфов, заключением и библиографическим списком.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки социального обеспечения
Следует отметить, что как таковое право граждан на социальное обеспечение вытекает из конституционных основ, а именно из ст. 39 Конституции Российской Федерации [2].
Законодатель не дает легального определения права на социальное обеспечение. В связи с этим можно говорить о том, что данное определение является исключительно доктринальным.
Так, по мнению С.В. Старцева, «социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей больных, стариков, иждивенцев, детей, безработных, всех членов общества с целью охраны здоровья и воспроизводства труда за счет специальных фондов, которые создаются в обществе» [14, c. 145].
Имеется также определение, согласно которому «под социальным обеспечением на сегодняшний день понимается форма выражения социальной политики государства, которая направлена на материальное обеспечение определенной категории лиц из средств бюджетов и специальных государственных фондов» [9, c. 218]. Данное определение близко к тому, которое дает С.В. Старцев.
Таким образом, понятие права на социальное обеспечение является сугубо теоретическим, поскольку на законодательном уровне легального определения данного термина не предусмотрено. При этом следует учитывать, что данное понятие является достаточно комплексным и многоаспектным, поскольку социальное обеспечение включает в себя достаточно много элементов.
С учетом проанализированных определений можно выделить следующие признаки социального обеспечения:
1) является формой выражения социальной политики государства;
2) направлено на обеспечение граждан как в денежном выражении, так и натуральном;
3) является одним из прав граждан, установленных на конституционном уровне;
4) включает в себя различные разновидности (например, пенсии, пособия, компенсационные выплаты и др.);
5) реализуется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Правовое регулирование социального обеспечения осуществляется комплексом нормативных правовых актов. При этом мы можем говорить, что правовая основа в рамках данного вопроса установлена не только на уровне национального законодательства, но и в рамках международных актов.
Систему нормативных правовых актов, регулирующих социальное обеспечение, мы можем изобразить следующим образом (рисунок 1).
Безусловно, базовыми актами в данном случае будут выступать те, которые приняты на международном уровне, а также положения Конституции РФ, особенно ст. 39. В качестве международных актов можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948 года) [1] и другие. С учетом указанных актов фактически выстраивается последующее правовое регулирование в сфере социального обеспечения на национальном уровне.
Таким образом, понятие права на социальное обеспечение является сугубо теоретическим. Главным образом это связано с тем, что законодатель не дает легального определения данному понятию. В связи с этим можно говорить о том, что толкование указанной дефиниции имеется только на доктринальном уровне. При раскрытии права на социальное обеспечение необходимо исходить из понимания в целом «социального обеспечения». При этом следует учитывать, что данное понятие является достаточно комплексным и многоаспектным, поскольку социальное обеспечение включает в себя достаточно много элементов.
При этом в качестве характерных признаков социального обеспечения следует признать следующие: является формой выражения социальной политики государства; направлено на обеспечение граждан как в денежном выражении, так и натуральном; является одним из прав граждан, установленных на конституционном уровне; включает в себя различные разновидности (например, пенсии, пособия, компенсационные выплаты и др.); реализуется в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Законодательная регламентация отношений в сфере социального обеспечения осуществляется множеством различных нормативных актов. В их числе можно назвать положения Конституции РФ, которые провозглашают в целом гарантии права на социальное обеспечение. Особое значение занимают положения федерального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов. В целом мы можем говорить о том, что правовое регулирование социального обеспечения не является систематизированным и кодифицированным. Как следствие, возникает необходимость принятия единого закона – Социального кодекса Российской Федерации.
1.2 Основные права граждан в сфере социального обеспечения
На сегодняшний день основными субъектами социального обеспечения являются те, кто имеют право на его получение, и те, кто его предоставляет. В данной связи к получателям социального обеспечения относятся физические лица (например, беременные женщины; семьи, имеющие детей; пенсионеры; государственные служащие и т.д.).
Можно также рассмотреть субъектов права социального обеспечения с позиции участников, которые помогают реализовывать такие права. В таком случае можно назвать, например, органы прокуратуры. Более того, за защитой прав в сфере социального обеспечения граждане обращаются в суд, который принимает решение по возникшему спору.
Таким образом, право социального обеспечения богато наличием широкого субъектного состава (участников таких правоотношений). Так, с одной стороны, это органы государственной власти, через обращение к которым возможна реализация права на социальное обеспечение, а, с другой стороны, это граждане, имеющие право на социальное обеспечение (при этом это могут беременные женщины, семьи с детьми, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, пенсионеры и т.д.).
Как уже нами было отмечено ранее, законодатель на конституционном уровне наделяет граждан правом на социальное обеспечение. При этом для его полноценной реализации граждане имеют и более узконаправленные права и гарантии в данной сфере. Например, в числе таковых можно назвать следующие:
1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
2) государственная поддержка инвалидов и пожилых людей;
3) установление пенсий и пособий;
4) информирование о праве на тот или иной вид социального обеспечения;
5) возможность защиты прав в сфере социального обеспечения и др.
Рассмотрим некоторые из прав граждан в области социального обеспечения более подробно.
Социальное обеспечение связано с предоставлением различных льгот, пособий, пенсий и т.д. В зависимости от этого существует достаточно большая система различных видов социального обеспечения.
Так, как уже ранее было отмечено, социальное обеспечение в большей степени носит компенсационный характер, поэтому предоставление мер социальной поддержки направлено на «уравнивание» наиболее нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства граждан с иными категориями лиц. Например, лица пенсионного возраста имеют право на получение пенсии по старости. Семьи, утратившие члена семьи, имеют право на получение пособия по потере кормильца. Лица, которые утратили заработка в связи с краткосрочной невозможностью исполнения своих трудовых обязанностей в результате своего состояния здоровья или своего члена семьи, за которым необходим уход, имеют право на получение пенсии по временной нетрудоспособности и т.д. Сотрудникам правоохранительных органов предоставляется особая социальная защита в силу их правового статуса и выполняемых ими функций. Иными словами, дополнительные меры социальной защиты (которые отличаются от общих) в большей степени носят компенсационный характер. Государство таким образом старается компенсировать деятельность правоохранительных органов в условиях работы, сопряженной с риском для жизни и здоровья сотрудников. Все указанные ситуации демонстрируют компенсационный характер мер социального обеспечения.
Отдельные виды социального обеспечения имеют и стимулирующий характер. Многие из таких видов связаны со стимулированием рождаемости. Так, на федеральном уровне установлен порядок выплаты материнского капитала. Однако примечательно отметить, что дополнительно на уровне региона также предусмотрена выплата материнского капитала.
Соответственно, можно говорить о том, что законодатель выделяет достаточно много разновидностей социального обеспечения, на которые граждане имеют право (но такое право возникает при наличии определенных условий).
Все виды социального обеспечения можно условно разделить на две группы:
1) Виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении;
2) Виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении.
Право на социальное обеспечение переоценить достаточно сложно. В данной связи оно провозглашается и гарантируется на конституционном уровне. Однако достаточно часто такое право нарушается со стороны государственных органов. Главным образом это выражается, например, в незаконных отказах в назначении того или иного вида социального обеспечения. В таком случае происходит пренебрежение и нарушение конституционного права граждан на социальное обеспечение. Однако в нынешнее время нередкой становится и ситуация, когда граждане сами злоупотребляют своими правами и совершают различные правонарушения в сфере социального обеспечения (например, фальсификация документов, которые дают право на получение пособия). В приведенных примерах встает вопрос о применении к виновным лицам соответствующих мер ответственности. В данной связи законодателем были предусмотрены составы административных правонарушений и преступлений в сфере социального обеспечения. Более того, при нарушении права на социальное обеспечение потерпевшее лицо в ряде случаев имеет возможность воспользоваться и гражданско-правовыми способами защиты своих прав.
Таким образом, граждане наделены рядом прав в сфере социального обеспечения. Например, среди таковых можно выделить такие права, как: установление пенсий и пособий на государственном уровне, и возможность их получения на условиях и в порядке, установленном действующим законодательством; получение гражданином информации от государственных органов о праве на тот или иной вид социального обеспечения; возможность защиты гражданином своих прав в сфере социального обеспечения в случае их нарушения и др. Соответственно, мы можем говорить о том, что граждане имеют достаточно много прав в сфере социального обеспечения, однако, следует отметить, что на законодательном уровне такие права систематизированы не в полной мере, что является достаточно существенным недостатком, который должен быть восполнен путем внесения соответствующих дополнений в правовое регулирование.
1.3 Тенденции развития законодательства в социальной сфере
Деятельность любого государства направлена в первую очередь на реализацию конституционных основ. Одной из важных гарантий граждан является их право на социальное обеспечение, в том числе и пенсионное. Вместе с тем на сегодняшний день мы можем говорить о ряде проблемных аспектов, которые препятствуют проведению эффективной пенсионной политике и реализации прав граждан, связанных с получением пенсии. В данной связи в рамках настоящего параграфа разберем основные тенденции развития законодательства в социальной сфере (в пенсионном направлении).
Реализация права на получение социальных пенсий на сегодняшний день имеет ряд проблем. Главным образом такие проблемы вытекают из несовершенства действующего законодательства, которое регулирует порядок выплаты социальных пенсий.
Кроме того, отдельная проблематика в данной сфере предопределяется низкой правовой грамотностью и правовым просвещениям нынешнего населения [11, c. 90]. Многие граждане не знают о том, что имеют право на получение той или иной социальной пенсии, а если и знают, то не осведомлены о порядке реализации своего права [12, c. 93]. Как следствие, на практике достаточно много отказов в назначении социальной пенсии. Многие из таких отказов являются незаконными и нарушают права граждан в сфере социального обеспечения.
Так, ФИО2 обратилась в суд с иском о прекращении права ФИО3 на получение назначенной с ДД.ММ.ГГГГ на сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячной социальной пенсии в размере 12 681,09 руб. и ежемесячной социальной выплаты в размере 1 580,20 руб., признании за ФИО2 права на получение указанных пенсии и выплаты, взыскании с ответчика указанных пенсии и выплаты, полученных им за период с ДД.ММ.ГГГГ по день принятия решения суда и находящихся на счете № вклада «номинальный счет для зачисления социальных выплат» в сумме 155 664,75 руб.
Заявитель указывает на отсутствие оснований для взыскания с него в пользу истца денежных средств, поскольку пенсия назначена ребенку в лице его законного представителя (заявителя жалобы) на законных основаниях. Суд апелляционной инстанции не учел, что ответчик несет дополнительные расходы на лечение ребенка-инвалида и оплату развивающих мероприятий для него, в то время как истец не способна к разумному расходованию денежных средств, которые не будут израсходованы ею по назначению. Полагает, что проживание ребенка с матерью не является основанием для взыскания находящихся на номинальном счете денежных средств.
С выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с ФИО3 в пользу ФИО2 пенсии и выплат, поступивших на номинальный счет, открытый на имя ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия судом решения не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда, которая, отменяя решение суда в указанной части и принимая по делу новое решение об удовлетворении указанных требований ФИО2, со ссылкой на положения Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. ст. 61, 64 Семейного кодекса Российской Федерации [5] указала, что исходя из равенства прав родителей и обязанностей в отношении детей, а также из презумпции их добросовестности при расходовании поступающих социальных выплат на ребенка-инвалида, у суда не имелось оснований возлагать на истца обязанность доказывания необходимости немедленного расходования имеющихся на номинальном счету денежных средств.
Судебная коллегия указала, что несмотря на то, что отец ребенка ФИО3 активно участвует в жизни сына, неравнодушно относится к его здоровью и развитию, несет расходы по его содержанию, из материалов дела следует, что между сторонами спора сложились крайне конфликтные отношения, согласованность действий в отношении расходов на ребенка отсутствует, и поскольку в настоящее время истец, с которой проживает ФИО1, самостоятельного дохода не получает, ее возможности в реализации дополнительных лечебных и развивающих мероприятий с ребенком-инвалидом ограничены, в то время как доступ к специальному номинальному счету, на который перечисляются выплаты на ребенка-инвалида, имеет только ответчик, категорически не желающий предоставлять истцу возможность расходования указанных денежных средств.
Доводы ФИО3 о том, что находящиеся на номинальном счете денежные средства могут понадобиться ребенку в будущем, судебная коллегия отклонила как необоснованные [22].
В другом примере Ч. обратился в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации, просил обязать ответчика продолжить выплачивать социальную пенсию инвалида детства 2 группы до получения разрешения на постоянное проживание в Болгарии. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что он является инвалидом детства 2 группы, в 2009 снялся с постоянного учета по месту жительства на территории Российской Федерации, до 2013 проживал в Евпатории (Украина), где в 2013 продал жилье и переехал в Болгарию и получил разрешение на временное продолжительное пребывание сроком на 1 год, после продления которого на 5 лет им может быть получено разрешение на постоянное проживание в Болгарии; после переезда в Болгарию он продолжал получать социальную пенсию как инвалид с детства 2 группы, назначенную ему в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона N 166-ФЗ от 12.12.2001, выплата которой производилась Темрюкским отделением ПФР, однако, после его обращения с заявлением о переводе выплаты пенсии через Болгарский Пенсионный фонд, выплата указанной социальной пенсии по инвалидности была прекращена, им было оформлено заявление о назначении трудовой пенсии, которая ему была назначена, но ее размер был значительно меньшее ранее получаемой пенсии, в связи с чем им было подано заявление о доплате до прожиточного минимума пенсионера, в чем ему также было отказано, что истец полагает незаконным, так как он не имеет права на постоянное проживание в Болгарии, имеет статус временно проживающего в данной стране.
Исследовав материалы по делу суд указал, что при таком правовом регулировании и с учетом поступившего в ПФР формуляра от 10.09.2013 о переводе назначенной пенсии, представленным компетентным учреждением Болгарии, выплата социальной пенсии была Ч. правомерно прекращена ответчиком.
Доводы отзыва ПФР на жалобу истца о том, что право на пенсионное обеспечение истца возможно, с учетом правового регулирования, только двумя способами: назначение трудовой пенсии по инвалидности по нормам законодательства Российской Федерации с последующим переводом в Болгарию, либо назначение социальной пенсии в соответствии с национальным законодательством Болгарии; а также о том, что ЕДВ, являясь выплатой компенсационного характера, может выплачиваться вместо льгот в натуральной форме (набор социальных услуг, компенсация платы за жилье и т.д.) только лицам, проживающим на территории Российской Федерации, являются правильными. То же относится и к доплате до прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации.
Оснований полагать проживание Ч. на территории Болгарии временным, с учетом его заявления о переводе пенсии в Республику Болгарию, а также факта непроживания в России с 2009 года, суды правомерно не усмотрели [23].
Важно отметить, что граждане часто путают социальную пенсию по старости и страховую пенсию по старости. Частично затронем последнюю и укажем на ее специфику для понимания отличительных особенностей социальной пенсии по старости.
Стоит указать проблему, связанную с доказательством страхового стажа. Анализ действующего законодательства и судебной практики показывает ряд трудностей, связанных с исчислением страхового стажа. Представляется, что страховой стаж является одним из неотъемлемых компонентов пенсионной системы, в связи с этим, необходимо совершенствовать правовое регулирование по данному вопросу.
Следует также акцентировать внимание и на проблемах, связанных с реализацией права граждан на пенсионное обеспечение. Возьмем для примера страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Так, несмотря наличие в законодательстве положений о том, кого можно считать иждивенцем умершего кормильца, одной из наиболее частых проблем, встречающихся в назначении пенсии по случаю потери кормильца, является доказывание иждивенства детей, достигших 18 лет, обучающихся по очной форме обучения. Органы Пенсионного фонда РФ часто выносят отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца по причине необоснованного нахождения на иждивении.
Представляется, что решение данной проблемы возможно только при дополнении пенсионного законодательства, где более подробно и четко будут установлены особенности иждивения.
Более общие проблемы российской пенсионной системы заключаются в следующем:
1) Невозможность получения минимальной пенсии из-за постепенно увеличивающихся требований к продолжительности стажа и величине индивидуального пенсионного коэффициента, которые к 2025 году будут составлять 15 лет и 30 баллов соответственно;
2) Невысокий уровень размера страховых пенсий;
3) Пробелы в правовом регулировании получения страховых и социальных пенсий;
4) Трудности в доказывании наличия права на пенсионное обеспечение;
5) Неосведомленность граждан (низкая правовая грамотность) о своих правах в сфере пенсионного обеспечения;
6) Трудности в доказывании страхового стажа;
7) Незаконные отказы в назначении пенсии;
8) Высокий уровень населения, у которых доход составляет меньше прожиточного минимума и др.
Ситуация осложняется сложной политико-экономической обстановкой в стране, которая предопределила подорожание цен на продукты первой необходимости, увеличилась инфляция, актуализировалась проблема безработицы. Как следствие, современного размера страховых пенсий недостаточно для удовлетворения даже минимальных потребностей.
Более того, большинство граждан на сегодняшний день получают зарплату «в конвертах», а официальная зарплата достаточно маленькая. Соответственно, отчисления со стороны работодателя минимальные. Как следствие, это напрямую отрицательно сказывается и на последующем размере пенсии.
Представляется, что первостепенной задачей реформирования должно стать создание такого уровня системы пенсионного обеспечения, который смог бы соответствовать тому уровню, какой сформирован в развитых странах. Ведь, в Российской Федерации пенсионная система представляет собой несовершенный вид по сравнению, к примеру, с Норвегий и Финляндией. В России средняя пенсия в месяц (в долларовом эквиваленте) равняется 285, в Финляндии – 1900, в Норвегии – 1542 [24].
Пенсионная система в Норвегии состоит из пенсии по доходу и гарантированной пенсии для людей, не имеющих пенсии по доходу или имеющих только небольшой доход. Гарантийная пенсия проверяется на соответствие дохода пенсии по старости. Гарантированная пенсия – это доход, который на 80% сопоставим с пенсией по доходу. Гарантированная пенсия и минимальный размер пенсии для одинокого пенсионера в 2020 году составляли в среднем 191 539 норвежских крон и 204 066 норвежских крон [28].
В 2006 году в частном секторе была введена обязательная профессиональная пенсия в качестве дополнения к государственной пенсии [28].
Лица, прожившие в Норвегии не менее пяти лет в возрасте от 16 до 66 лет (включительно), имеют право на гарантированную пенсию по новой системе. Полная гарантированная пенсия назначается после сорока лет проживания, и она пропорционально уменьшается за более короткие периоды.
Пенсионные права накапливаются за счет дохода от работы или за счет других видов пенсионного обеспечения в возрасте от 13 до 75 лет. Каждый год физическое лицо будет увеличивать свои пенсионные права, соответствующие 18,1% от его зачитываемого для пенсии дохода, до максимального уровня. Каждый год пенсионные выплаты увеличиваются в соответствии с ростом заработной платы [28].
Многие пособия по Национальной системе страхования определяются в зависимости от базовой суммы (G), которая в среднем в 2020 году составляла 100 853 норвежских крон. Максимальный размер новой доходной пенсии составляет 7,1 базовых величин. Средняя заработная плата работника, работающего полный рабочий день, в Норвегии в 2018 году, по оценкам ОЭСР, составила 596 477 норвежских крон. Таким образом, максимальный размер пенсионного дохода составляет около 114% от средней заработной платы [28].
С 2011 года в государственной пенсионной системе была введена гибкая система выхода на пенсию для возрастной группы 62-75 лет, основанная на актуарной нейтральности. С 62 лет можно полностью или частично совмещать работу и пенсию без проверки заработка. С 2011 года также была введена корректировка пенсии по ожидаемой продолжительности жизни для новых пенсионеров по старости [28].
Норвежская реформа во многом вдохновлена новаторской пенсионной реформой Швеции и основана на подходе с условными установленными взносами (NDC) [25].
Однако данная реформа была воспринята достаточно неоднозначно. Главным образом это обосновывается тем, что тесная связь между пожизненным заработком и (ожидаемыми) пенсионными выплатами, вероятно, приведет к значительному гендерному разрыву в пенсиях до тех пор, пока женщины будут продолжать иметь более низкий пожизненный заработок из-за гораздо более высокой склонности к работе неполный рабочий день и более низкого уровня заработной платы по сравнению с мужчинами, как это имеет место также среди женщин нынешнее поколение в Норвегии. Хотя ядром реформированной пенсионной системы является система NDC, в которой пенсионные права в принципе строго пропорциональны заработку за всю жизнь, ряд механизмов и дополнительных компонентов способствуют разрыву или ослаблению связи между предыдущим заработком и ожидаемыми пенсионными выплатами и, следовательно, отклонению от принципа абсолютной актуарной справедливости [25].
Как следствие, пенсионная система Норвегии совершенствуется и по сей день. Так, в 2022 году комиссия внесла в доклад три ключевых предложения: увеличить возрастные пределы (государственного пенсионного возраста) в пенсионной системе; чтобы минимальные пособия в пенсионной системе следовали за развитием общего благосостояния и, в-третьих, чтобы инвалидам была гарантирована разумная пенсия по старости [26].
Необходимость повышения пенсионного возраста обосновывается тем, что увеличение возрастных ограничений может способствовать расширению профессионального участия и, таким образом, увеличению стоимости и увеличению налоговых поступлений [26].
Таким образом, можно заметить, что норвежская пенсионная система имеет определенные сходства с российской. Вместе с тем, следует отметить, что в Норвегии средняя продолжительность жизни достаточно выше, чем в России. Аналогичное можно сказать и применительно к заработным платам местного населения Норвегии. Как следствие, повышение пенсионного возраста в Норвегии возможно в связи с отсутствием острой демографической проблемы.
Обратим внимание также на особенности пенсионной системы Франции. Так, ей присущи определенные принципы, на которых она строится, а именно пенсионная система Франции сочетает в себе принцип взноса (пенсия рассчитывается в соответствии со взносами, выплачиваемыми в течение трудовой жизни) и принцип солидарности, который предусматривает не накопительные пенсионные пособия [29].
В системе оплаты по мере использования работники вносят свой вклад в финансирование пенсий своих старших, в то время как в финансируемой системе именно сами работники вносят свой вклад в свой собственный выход на пенсию (они капитализируются).
Иными словами, французская пенсионная система основывается на перераспределении. В основе пенсионной системы с оплатой по мере перераспределения является идея о том, что трудящиеся платят пенсии своим пенсионерам старшего поколения.
При этом во Франции базовые и дополнительные пенсионные схемы полностью оплачиваются по мере использования, что, конечно, не исключает возможности накопления сбережений для выхода на пенсию.
На сегодняшний день Франция имеет самый низкий квалификационный возраст для государственной пенсии среди основных европейских экономик и тратит значительную сумму на поддержку системы.
Однако в 2023 году встал вопрос о реформировании пенсионной системы Франции, в частности, встал вопрос о повышении пенсионного возраста. Минимальный общий пенсионный возраст возрасте возрастет с 62 до 64 лет, некоторые работники государственного сектора потеряют привилегии, и произойдет ускоренное увеличение числа лет работы, необходимых для получения полной пенсии. Изменения были частью манифеста Макрона для его переизбрания на второй срок в 2022 году.
При этом попытки реформирования пенсионной системы во Франции предпринимались и ранее. Президент еще в 2019 году во время своего первого срока предлагал ряд мероприятий, направленных на совершенствование французской пенсионной системы. Он утверждал, что избавление от большинства специальных режимов для отдельных секторов, начиная от железнодорожников и энергетики и заканчивая юристами, имеет решающее значение для поддержания финансовой жизнеспособной системы. При этом на тот момент он еще не хотел повышать пенсионный возраст [31].
Отдельного внимания заслуживает и пенсионная система Финляндии. На сегодняшний день Финляндия входит в пятерку лучших пенсионных систем мира.
До конца 1990-х годов финская пенсионная система напоминала французскую систему, но каждый год во время переговоров между профсоюзами, работодателями и правительством она претерпела изменения, которые упростили ее (сблизив различные схемы) и адаптировались для решения демографических вопросов [27].
На сегодняшний день пенсионная система Финляндии включает в себя национальную пенсию и профессиональную пенсию. При этом законный пенсионный возраст установлен на уровне 65 лет.
В 2023 году полная сумма ежемесячной национальной пенсии для одного человека составляет 732,67 евро, а для женатого или сожительствующего лица – 654,13 евро. Национальные пенсии включают пенсии по старости, инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца супругов и сирот, а также пособия на реабилитацию.
Примечательно отметить, что особенности пенсионного обеспечения установлены в разных законах применительно к отдельным категориям лиц (по профессиональному признаку). Примерами будут такие законы как Закон о пенсиях работников, Закон о пенсиях моряков, Закон о пенсиях государственного сектора и др.
Пенсионная система, связанная с заработком, охватывает всех работников, самозанятых лиц и фермеров, чья занятость превышает минимальные требования, установленные законом. Самозанятость застрахована либо в соответствии с Законом о пенсиях самозанятых, либо Законом о пенсиях фермеров. Тогда как в Российской Федерации должного правового регулирования будущей пенсии для самозанятых не имеется.
Пенсия начисляется за работу, выполняемую в возрасте от 17 до 67 лет. Для самозанятых пенсионные пособия начисляться в возрасте 18 лет. Пенсия рассчитывается на основе заработка человека за каждый год и возраста. Пенсия также начисляется на основе определенных невыплатных периодов, таких как периоды безработицы или учебы. Пособия, выплачиваемые в связи с пенсиями, также начисляться на учебу, что приводит к получению степени [30].
Иными словами, пенсионная система Финляндии имеет ряд безусловных преимуществ. Во-первых, это выражается в правовом регулировании (данная сфера достаточно и содержательно регламентирована на законодательном уровне). Во-вторых, это обусловлено самой организацией пенсионной системы. Представляется, что опыт Финляндии мог бы иметь особый интерес при совершенствовании пенсионной системы России.
Соответственно, пенсионные системы Норвегии, Франции и Финляндии имеют свои преимущества и недостатки. Каждая из проанализированных пенсионных систем обладает определенными отличительными особенностями. Вместе с тем, можно заметить, что в нынешнее время практически во всех зарубежных странах курс государственной политики в данной сфере направлен на увеличение пенсионного возраста. Однако в данных странах не так остро стоит демографическая проблема, поэтому увеличение трудоспособного населения в большей степени обусловлено и высоким уровнем жизни.
Таким образом, на сегодняшний день пенсионная система Российской Федерации нуждается в пересмотре. При совершенствовании пенсионной системы следует учитывать успешный опыт передовых зарубежных стран (Норвегии, Франции и Финляндии) по данному вопросу. В частности, современное правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения нуждается в конкретизации и систематизации. Например, анализ практики правоприменения показал наличие трудностей в реализации права на пенсию. В частности, граждане вынуждены обжаловать незаконные отказы в назначении пенсии, доказывать наличие определенного страхового стажа. Кроме того, несмотря наличие в законодательстве положений о том, кого можно считать иждивенцем умершего кормильца, одной из наиболее частых проблем, встречающихся в назначении пенсии по случаю потери кормильца, является доказывание иждивенства детей, достигших 18 лет, обучающихся по очной форме обучения. Органы Пенсионного фонда РФ часто выносят отказ в назначении пенсии по случаю потери кормильца по причине необоснованного нахождения на иждивении. Представляется, что решение данной проблемы возможно только при дополнении пенсионного законодательства, где более подробно и четко будут установлены особенности иждивения.
В связи с вышеизложенным часть 4 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» можно дополнить следующим содержанием: «4. Иждивение детей, указанных в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Исключение составляют дети, объявленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными».
Важно разрешать и более общие проблемы пенсионной системы РФ, которые связаны с низким размером страховых пенсий, бедностью населения, выплатой заработной платы «в конвертах» и др. Более того, ситуация обострилась и с учетом современных политико-экономических событий. Подорожание цен на продукты первой необходимости привело к тому, что размер страховых пенсий не позволяет закрыть даже минимальный уровень потребностей человека. В данной связи государственная политика должна быть направлена на совершенствование пенсионной системы с учетом актуализированных в последнее время проблем.
Особое внимание при совершенствовании российской пенсионной системы следует уделить опыту Финляндии, поскольку именно в данной стране на сегодняшний день наиболее содержательно урегулированы вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, а также сама организация пенсионной системы в стране является близкой к совершенной. В частности, следует имплементировать опыт правового регулирования и организации будущей пенсии для такой категории лиц как самозанятые, поскольку в Российской Федерации данный вопрос нуждается в корректировке и законодательном пересмотре.
В качестве выводов к настоящей главе следует отметить следующее. Одним из конституционных прав является право граждан на социальное обеспечение. Само определение социального обеспечения является доктринальным, поскольку легального толкования указанной категории на законодательном уровне не установлено. При этом граждане обладают комплексом прав в данной сфере, которые нуждаются в систематизации в рамках действующего правового регулирования. Так, одним из наиболее сложных в реализации является право на пенсионное обеспечение. В данной связи в рамках настоящего параграфа была предпринята попытка по формулированию тенденций совершенствования пенсионной системы РФ с учетом зарубежного опыта.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф