Задача 8. Маргарита В., 39 лет, технический редактор. Раннее развитие больной протекало без особенностей. В школу пошла с 7 лет. Училась хорошо. Много читала, увлекалась современной литературой. Среди сверстников стремилась выделиться своей эрудицией.
Закончила филфак университета, два года проработала в школе учителем русского языка и литературы, оставила по причине разочарования в профессии: «этим тупым подросткам бесполезно что-то вдалбливать, учить словесности, им ничего не интересно». Внешне была привлекательна, пользовалась вниманием мужчин, но интерес к себе отбивала «тестированием» ухажёров на знание творчества современных писателей и художников, исходя из принципа, что «главный половой орган у мужчины — его интеллект».
По этой причине замуж вышла поздно, в 31 год, сблизившись с коллегой по работе, который уже состоял раньше в браке и был старше её на 12 лет, но «был большой эрудит, прекрасно разбирался в творчестве Кафки, Фолкнера, Джойса, Сорокина и Пелевина». В браке с ним родила дочь. Однако отношения не заладились.
Появилась ранее несвойственная больной подозрительность, необоснованные вспышки гнева, которые она выплескивала на мужа и ребенка. Стала подозревать супруга в измене, а потом в сговоре с сослуживцами, которые, якобы, задумали её убить. Заметила за собой «слежку» на улице, обратила внимание, что прохожие «как-то по-особому между собой перемигиваются», «посылают друг другу сигналы», «передают её по цепочке». Перестала спать. Появились «голоса в голове» комментирующего и угрожающего характера.
Однажды ночью напугала дочь: разбудила её, заставила одеваться: «нам надо срочно уезжать, спасаться, иначе твой папа нас убьёт!». Муж хотел успокоить жену, в ответ она едва не ударила его ножом в грудь. Была вызвана скорая медицинская помощь, и больная госпитализирована в психиатрическое отделение.
Диагноз при поступлении: Острое галлюцинаторно-бредовое расстройство. Шизофрения, дебют?
Спустя неделю пациентка была направлена к медицинскому психологу на обследование. Больная легко вступила в контакт, однако изначально большой заинтересованности в выполнении заданий не выявила. Держалась претенциозно, исследование восприняла как своеобразный вызов: «На дурочку меня тестировать будете? Что ж, проверяйте!».
На первом этапе психологом были предложены методики для исследования процессов мышления. При предъявлении картинок на классификацию предметов пациентка в основном логически правильно формировала группы, сопровождая это многочисленными комментариями. Приводим некоторые из них.
- «Лиса, собака, свинья… овца… рыба, голубь… вот еще… лошадь — это, конечно же, все — животные, разные — и дикие, и домашние, но все равно, животные, животный мир. Возьмем, к примеру, лису. Она водится повсеместно, в естественной среде обитания, которая называется фауной. Лисы — они очень хитрые, и, среди представленных здесь животных рыба и голубь могут быть её добычей, как в русских сказках. Или в басне Крылова “Ворона и Лисица”… (обращается к экспериментатору). А Вы знаете, ведь никакой это не Крылов басню придумал, а Эзоп, древнегреческий поэт такой был, он сперва её и сочинил. У нас в России всегда так: кто-то на Западе сочинит, а у нас своруют сюжет и выдают за своё, так и получаются Незнайки всякие, Буратины и Волшебники Изумрудного города. Еще говорят, что детей честности надо учить. А у нас вся литература такая продажная…» (экспериментатор возвращает пациентку к выделенной ей группе). «Что еще про них можно сказать? Что общего? Ну, животные… Голова у них у всех есть, конечности! А у рыбы их нет, плавники вместо ног, поэтому её отсюда надо убрать…».
- «Самолёт, велосипед, секундомер — это всё техника. Их объединяет время: чтобы долететь или доехать куда-то, время потребуется. А время состоит из дней, часов, минут и секунд. В часе 60 минут, в минуте 60 секунд, итого 3600 секунд получается. Жизнь — это время, а время надо беречь, каждый час, каждую минуту, а вот секунды трудно сберечь; недаром такое выражение есть: “помни о смерти”, “мементо мори”, кажется, по-латыни. Сколько кто проживёт, не известно, вот моя бабушка прожила 86 лет, а мама в 57 умерла, она от рака скончалась…».
В методике «Сравнение понятий» из 7 несравнимых понятий испытуемая находит сходство у 3:
- «волк – луна». Взошла луна, полнолуние, волк воет на луну, что общего? Это час вампиров, оборотней. Помню, фильм такой был американский, триллер, там ещё Николсон в главной роли, не помню название. Там такой сюжет: ночью он сбивает машиной волка, выходит посмотреть, а раненый волк его кусает, и потом этот мужчина начинает жить двойной жизнью, становится оборотнем. Днём — преуспевающий бизнесмен, а ночью — зверь, который убивает всё живое;
- «ветер – соль». Это солончаки, такие почвы солёные, полупустынные, ну как в пустыне, там ветер гуляет, выдувает эту соль. На них ничего не растёт;
- «стакан – петух». Конечно, стаканы бывают разные, гранёные, круглые, например; в поезде чай всегда в стаканах разносят, а стаканы — в подстаканниках, а на этих подстаканниках часто петуха изображают. Петушок — золотой гребешок! Или Московский Кремль (смеётся). Я сама видела, в руках такой стакан держала. Чай только у них не всегда хороший, дешёвый, в пакетиках. Но когда сильно пить хочешь, или надо согреться — и такой сойдёт. Дома я всегда чай в фарфоровом чайнике завариваю. А мама, когда ещё жива была, подарила мне чайную грелку в форме петуха, сама сшила…
Вопросы:
- Оцените уровень процессов обобщения испытуемой (конкретный, функциональный, категориальный).
- Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью методики «классификация предметов»? Обоснуйте свои доводы.
- Какие расстройства мыслительной деятельности выявляются с помощью методики «сравнение понятий»? Аргументируйте свой ответ.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
