Государство «П» и государство «С» были колониями государства «Ф». Административная граница между ними на юге была зафиксирована решением губернатора, назначенного властями «Ф». Граница на севере, в высокогорье, не была установлена в связи со сложностью проведения топографических исследований; в результате границы, изображаемые на картах сторон, не совпадали. После приобретения независимости «П» обратился в МС ООН с просьбой подтвердить прохождение границы на юге и определить границу на севере. «С» заявил предварительные возражения:
- неисчерпание переговорных механизмов;
- отсутствие спора («П» никогда не требовал, чтобы «С» признал его версию границы на севере);
- нарушение принципа clean hands («П» неоднократно нарушал права граждан «С» на своей территории);
- затрагивание прав и интересов Ф, не участвующего в процессе.
ВОПРОС: Должен ли Суд учесть эти возражения? Должен ли он удовлетворить требования «П»?
Решение
В настоящее время основным судебным органом международного сообщества является Международный Суд ООН (г.Гаага, Нидерланды). Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута МС (Статут — неотъемлемая составная часть Устава ООН), а также Регламента Суда, принятого в 1946 и пересмотренного в 1978 гг.
Функции Международного Суда:
- Это главный орган, который разрешает споры только между государствами (Сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства)!
- МС правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам ГА и СБ ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключений по юридическим вопросам с разрешения ГА. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции.
Итак, Суд должен учесть возражения государства «С» и отказать в удовлетворении требований государства «П».
Сирия, посчитав, что применение силы иностранными государствами (США, Израилем, Турцией и др.) на ее территории противоречит международному праву, инициировала дискуссию в ГА ООН, по результатам которой ГА ООН обратилась в МС ООН со следующим вопросом: «Соответствуют ли международному праву действия иностранных государств в Сирии начиная с 2011 г.?»
ВОПРОС: Может ли МС ООН вынести консультативное заключение по этому вопросу, учитывая что:
- СБ ООН рассматривает вопрос о санкциях в отношении Сирии.
- Дискуссия в ГА ООН была возбуждена одним государством, преследующим свой индивидуальный интерес.
- Соответствующие иностранные государства не дали своего согласия на осуществление консультативного производства.
- Поставленный вопрос не носит абстрактного характера, а связан с конкретными событиями.
- Поставленный вопрос является политическим.
- Заключение Суда может повлиять на развитие ситуации.
Решение
Агрессия – применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или другим образом, несовместимым с Уставом ООН (Резолюция «Определение агрессии» ГА ООН 1974).
Факты квалификации агрессии:
- вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, или любая аннексия с применение силы против территории другого государства или ее части;
- бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
- блокада портов или берегов государства вооруженными силами государства;
- нападение вооруженными силами государства на вооруженные силы или флоты другого государства;
- применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, по соглашению с принимающим государством в нарушение условий, предусмотренных в соглашении;
- действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которое оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась им для совершения акта агрессии против третьего государства;
- засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, осуществляющих акты применения вооруженной силы против другого государства.
Так, в нашем случае на территории Сирии применяется факт квалификации агрессии под номером 6. Получается, что все члены ООН обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению СБ ООН, региональных политических организаций под руководством СБ ООН или в силу двусторонних договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору.
Применение вооруженной силы против агрессора не является нарушением принципа (жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону, применение материальных и нематериальных санкций к агрессору и его пособникам, привлечение к ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании и ведении военных действий).
СБ ООН:
- Определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения или акта агрессии и дает рекомендации или решает какие меры следует принять (до этого он может потребовать для предотвращения ухудшения ситуации до этого выполнения заинтересованными сторонами временных мер, которые он найдет необходимыми)).
- Уполномочен решать какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений (может потребовать их применения от членов ООН).
- Если сочтет эти меры недостаточными, уполномочен предпринимать вооруженными силами государств — участников действия, которые необходимы (заключает соглашения с государствами – членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, материальной помощи, техники, осуществляет руководство воинскими контингентами).
Так, консультативное заключение по этому вопросу МС ООН вынести не может. По действующему международному праву Совет Безопасности ООН является главным гарантом системы международной безопасности, и все военно-силовые решения должны проводиться через этот главный орган в системе Организации Объединенных Наций.
Как известно, Устав ООН допускает применение силы в следующих случаях: 1) в порядке участия в мерах, принимаемых ООН по решению Совета Безопасности для предотвращения или устранения угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии, и 2) в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения (статья 51 Устава).
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
