Задание 1
Сформулируйте критическое замечание в различной форме, в ситуации, когда критикуемый – подчинённый, а критикующий – начальник. Формы критики: Подбадривающая, Упрёк, Аналогия, Похвала, Безличная, Сопереживание, Сожаление, Удивление, Ирония, Намёк, Смягчение, Укоризна, Замечание, Предупреждение, Требование, Совет, Конструктивная критика, Опасение, Окрик, Обида, Покровительство, Угроза, Хвалебная.
Формы критики:
Подбадривающая — «Неплохо, продолжайте!».
Упрёк — «А я на Вас надеялся».
Аналогия — «Вы прямо как Иванов».
Похвала — «Очень хорошо, ценное предложение».
Безличная — «Ну, делайте, может, что и получится».
Сопереживание — «Да, жаль, что опять не получилось, но Вы постарайтесь».
Сожаление — «Да, опять неудача… Уже не первая, между прочим».
Удивление — «Да не может быть! Вы всерьёз?».
Ирония — «Мастер-Ломастер!».
Намёк — «Голова для того, чтобы думать».
Смягчение — «Ладно, на первый раз прощается».
Укоризна — «Ну что же Вы, Иван Петрович!».
Замечание — «У вас грязновато на рабочем столе».
Предупреждение — «Ещё раз так — и пишите: По собственному желанию».
Требование — «Доделать всё к 12 часам!»
Совет — «Бросайте курить — здоровью вредить!»
Конструктивная критика — «Здесь в Отчёте написано непонятно, сформулируйте яснее»
Опасение — «Боюсь, что мы не сработаемся»
Окрик — «Ещё раз так — и я Вас уволю!»
Обида — «Нехорошо, Иван Петрович, Вы меня подвели»
Покровительство — «Хорошо работаете, я похлопочу о вашем повышении»
Угроза — «Сотру в порошок!»
Хвалебная -»Прекрасно сделано, молодец!»
Задание 2
Оцените 9 приемов ведения беседы с точки зрения того, насколько они способствуют пониманию партнера. Распределите эти приемы по трем разделам: способствующие пониманию партнера, не способствующие пониманию партнера, нейтральные.
| способствующие пониманию партнера | не способствующие пониманию партнера | нейтральные |
| Вербализация, ступень А – проговаривание. Мы дословно повторяем высказывания партнёра. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т.п. Вербализация, ступень Б – перефразирование. Мы воспроизводим высказывания партнёра в обобщённом, сокращённом виде, кратко формулируя самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…» или «Другими словами, ты считаешь, что…» и др. Вербализация, ступень В – интерпретация и развитие идеи. Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнёра или выдвинуть предположение относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…», «Вы так считаете, видимо, потому что…». | Негативная оценка – в беседе мы сопровождаем высказывания партнёра репликами вроде: «Глупости ты говоришь», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь», «Я бы мог вам это объяснить, но боюсь вы не поймёте» и т. п. Игнорирование – мы не принимаем во внимание того, что говорит партнер, пренебрегаем его высказываниями. Эгоцентризм – мы пытаемся найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют нас самих. | Выспрашивание – мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что-то, но не объясняя ему своих целей. Замечание о ходе беседы – в ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету разговора…», «Мы несколько отвлеклись от темы…», «Давайте вернёмся к цели нашего разговора…» и т.д. Поддакивание – мы сопровождаем речь партнёра высказываниями типа: «Да…», «Угу…». |
Задание 3
Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении:
Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?
Думаю, умею. В большинстве случаев, если я хочу, чтобы мне улыбнулись в ответ, я сама улыбаюсь. И почти всегда мне улыбаются в ответ.
Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?
В таких случаях я всегда извиняюсь, говорю, что мне нужно спешить (на работу, учебу и т.д.), и что совсем нет времени на продолжение разговора, обычно не обижаются и понимают.
Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?
Нет! Я сама достаточно эмоциональна, парой приходится меня «остужать».
Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?
Думаю, да. Если человек адекватный, то достаточно сказать, что у меня нет возможности ему помочь. А если человек назойливый и непонимающий, то скорее всего я ему откажу грубо.
Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?
Нет. Только если близкий человек нагрубил, только тогда смогу себя сдержать.
Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось увидеть снова?
Прощаясь, всегда улыбаюсь. А захотят ли увидеть – это зависит от самой встречи, а не от прощания.
Задание 4
Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
«Лгать – говорить неправду», «умереть – скончаться», «толстый – полный», «глухой – слабослышащий», «алкоголики – любители выпить»; «она беременна – она ждет ребенка», «смертная казнь – высшая мера наказания», «туалет – санузел», «дурак – слабоумный», «отказать – отклонить предложение».
Задание 5
Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле да, но… . Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
Вежливые формы обращения с просьбой:
Сделайте одолжение, выполните…
Если Вас не затруднит…
Не сочтите за труд, пожалуйста…
Могу ли я Вас попросить…
Убедительно прошу Вас…
Вежливые формы отказа:
Я не могу этого сделать, но X, вероятно, заинтересуется…
Пожалуйста, воспользуйтесь X. А я готов сделать Y…
Я хотел бы выполнить работу как можно лучше, но, учитывая другие мои обязательства…
Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
Василий, принесите мне отчет за прошлый месяц.
Катя, принесите пожалуйста мне кофе.
Проводите нашего гостя.
Протрите здесь пол!
Уберите за собой пожалуйста.
Нет, я не подпишу этот договор.
Извините, не смогу отправить вас в отпуск в этом месяце.
Хотелось бы Вам помочь, но к сожалению…
Да, но обстоятельства показывают другое…
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
