Технологическая карта экскурсии
| Название предмета: МХК | Класс 10 | Урок № 11 | Дата |
| Тема: «Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге» | |
| Образовательные цели: | 1. познакомить с Центральным военно-морским музеем в Санкт-Петербурге, его спецификой; 2. рассказать о морском деле и славных морских победах России. |
| Развивающие цели: | способствовать развитию интереса к истории военно-морского флота России, ее основателям, кругозора и формированию интеллектуально развитой личности ученика через приобщение к истории страны и города; развитие речи, формирование уважения к истории государства, его боевым страницам. |
| Воспитательные цели: | воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к родному городу, к истории своего народа, к русскому флоту, а также культуру поведения в общественном месте. |
| Тип урока: | Урок получения новых знаний |
| Межпредметные связи: | История, изобразительное искусство, литература |
| Познавательные УУД: | — обобщить изученное о флоте, Эпохе Петра 1, продолжать развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся. |
| Регулятивные УУД: | -способствовать развитию кругозора и формированию интеллектуально развитой личности ученика через приобщение к истории города; развитие речи, формирование эмоционально-эстетическую отзывчивости к героизму и патриотизму русских моряков. |
| Личностные УУД: | — воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к родному городу, к историческому наследию своего народа, а также культуру поведения в общественном месте и на дороге. |
| № | Этап | Форма(приемы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| 1. | Подготовительный | | 1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных произведений 2.Знакомится со специальной литературой. 3. Составляет подробный план экскурсии. | На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. |
| 2 | Организационный | Коллективная/фронтальная беседа | 1. Сообщает учащимся о цели мероприятия. 2. Настраивает на плодотворную работу. 3. Предупреждает о правилах поведения на объекте экскурсии Дорогие ребята! Сегодня мы с вами посетим одно интереснейших мест Петербурга – Центральный военно-морской музей. Вспомните пожалуйте «Правила настоящего петербуржца», которые мы с вами составляли на одном из уроков , и будем следовать им. | Готовятся участвовать в мероприятии. Учащиеся называют правила поведения во время посещения общественных мест. |
| 3 | Центральный а) начало маршрута | Вступительная беседа | Чему посвящен музей, в котором мы находимся? | Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии Истории российского флота |
| Наша задача не только совершить экскурсию в данный музей Петербурга, но и подумать, какие страницы истории нашего государства и флота запечатлены в экспонатах этого музея, чему учит нас история. | |
| Дома вы должны были вспомнить, кто стал основателем российского флота, в чем заслуги Петра 1. | |
| 4. | Вслед за экскурсоводом/ведущим… | Монолог с элементами беседы | А теперь давайте пройдем по залам музея. История музея ведется с 1709 г., когда по распоряжению Петра I была основана Модель-камера (от нидерл. model-kammer — комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. В 1722 г. вышел в свет «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи», который гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полумоделей XVIII века, выполненных согласно «Регламенту», до нашего времени сохранилось порядка восьмидесяти. Развитие судостроения привело к тому, что кораблестроительные модели стали постепенно заменять теоретическими чертежами. Коллекция потеряла своё практическое значение и в 1805 году была преобразована в «Морской музеуй». В 1900-1904 гг. экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. В 1908 году, к своему 200-летию, музей получил имя Петра Великого. С 1924 — Центральный военно-морской музей. | Внимательно слушают, записывают необходимую информацию |
| Экспозиция музея состоит из десяти основных залов на первом этаже и выставочного комплекса временных экспозиций на втором. К сегодняшнему дню здесь собрано 800 тыс. музейных предметов. | |
| Давайте пройдем дальше. Мы заходим с вами в Центральный, самый большой зал музея, охватывающий историю флота России от момента его создания до Октябрьской революции.(1917 год) Здесь можно увидеть знаменитый ботик Петра. Это корабль, который был привезен англичанами в подарок царю Алексею Михайловичу и в 1688 г. И найден Петром Великим в подмосковном селе Измайлове. Этот ботик был исправлен, оснащен и спущен на реку Яузу, где Петр катался на нем и сам выучился править рулем. Считается «дедушкой русского флота». Модели парусников 18-19 веков, размер некоторых моделей достигает нескольких метров, а возраст — пары сотен лет. Например парусник «Аскольд». От парусного флота переходим к моделям машин. Русские броненосцы. Они сражались на Тихом океане, Индийском океане, на Балтике, в Средиземном море. Например, броненосец «Петропавловск», «Пётр 1», созданный русскими кораблестроителями целиком из отечественных материалов, был одним из самых сильных кораблей своего времени и другие. | |
| Так же в этом зале мы можем увидеть экспозиции картин, рассказывающую о наиболее значительных морских сражениях с участием русского флота. Имена каких художников тесно связаны с историей нашего флота? (Николай Гриценко, Алексей Боголюбов) Второй зал. Представляет историю участия российского флота в событиях 1917 года. А 1917 год был насыщен событиями: две революции, окончание Первой Мировой войны, свержение династии Романовых. Здесь размещены модель и настоящие элементы императорской яхты «Полярная звезда», Фотографии Моонзундского сражения. Модели кораблей, принимавших участие в Октябрьском восстании в Петрограде. Третий зал. Материалы экспозиции освящают участие военных моряков в Гражданской войне и отражении иностранной интервенции в 1918-1922 годах. Представлено множество моделей кораблей и военных реликвий — например эскиз подводной лодки «Макрель» и др. Четвёртый зал. Материалы зала повествуют о становлении и развитиии советского флота после окончания Гражданской войны. В центре зала находится модель первенца советского кораблестроения, крейсера «Киров». В экспозиции представлено большое количество подлинных фотографий, документов тех лет, личных вещей участников событий. | Ученики называют имя И.Айвазовского. |
| 5 | Спроси у меня… | Фронтальная беседа | Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло | Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии |
| 6 | Итоговый | Фронтальное обсуждение | Подводит итог экскурсии. Завершает заключительным словом. 1.Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала. 2. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров | 1. Делятся впечатлениями. 2. Уточняют вопросы по теме экскурсии |
| | | | | | |
Задания по курсу МХК для самостоятельной работы учащихся 11 класса с подлинниками в залах Центрального военно-морского музея г. Санкт-Петербурга
Цели заданий:
- Познакомиться с изображениями морских сражений разных времен.
- Выявить, какие экспонаты являются наиболее интересными для изучения культуры Петербурга разных эпох.
Целесообразными для изучающих МХК в 11 классах, на наш взгляд могут быть следующие задания для самостоятельной работы, направленные на изучение развития военно-морского флота России, изображенное в живописи:
- Какие из изображений морских сражений вызвали у вас наибольший интерес? Что их объединяет и в чем их разница? Запишите информацию о нем, зарисуйте схему композиции.
- Найдите изображения моря в разном состоянии, зарисуйте схемы композиций, запишите информацию.
- Найдите и запишите названия экспонатов, которые показывают деятельность И.Айвазовского в батальной живописи. Зарисуйте самый интересный.
- Рассмотрите план СПб 1753 года. Обозначены ли на карте Адмиралтейство и кунсткамера? Что располагалось на месте, которое теперь занимает музей?
- Составьте список экспонатов выставки, изображения которых, по вашему мнению, необходимо включить в учебник МХК по теме «Культура Петербурга».
- Зарисуйте самый интересный для Вас экспонат выставки и запишите сведения о нем.
Образовательный маршрут музейных занятий в Центральном военно-морском музее г. Санкт-Петербурга
Тема маршрута: Живопись художников-маринистов 18-20 вв.
Цели маршрута:
- Способствовать знакомству учащихся с живописью художников-маринистов 18-20 вв.
- Формировать знания о развитии маринистики 18-20вв.
- Развивать умение видеть особенности мастерства разных художников-маринистов 18-20 вв.
- Воспитывать интерес к прекрасному, стремление к изучению искусства прошлых веков как источника современной живописи.
Продолжительность маршрута – 3 занятия:
- Батальная живопись (И. Айвазовский, Н. Красовский, А.Боголюбов и др.)
- Пейзажная живопись (И. Айвазовский, А.Алексеев, Л.Блинов и др.)
- Портретная живопись (В.Боровиковский, М.Мизернюк, Р.Портер, неизв. художник середина 18 в.)
Коллекция живописи, графики и скульптуры содержит свыше 59 000 произведений. В это число входят живопись, акварели и рисунки, гравюры (эстампы), плакаты, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Музею принадлежат живописные полотна русских художников: И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. К. Беггрова, А. П. Брюллова, Л. Ф. Лагорио и других; европейских художников Ф.-В. Перро, Н.- М. Конди, Я.-Ф. Хаккерта, Л. О. Премацци; скульптурные работы М. М. Антокольского, П. К. Клодта, М. О. Микешина, И. С. Пименова.
Значительно также собрание гравюр петровского времени. Оно содержит произведения таких известных граверов как Алексей и Иван Зубовы, Алексей Ростовцев, Адриан Шхонебек, Питер Пикарт. Весьма обширно собрание произведений графики.
В фонде хранятся представляющие большой интерес альбомы рисунков, акварелей и хромолитографий. Обширна коллекция плакатов периода русско-японской войны 1904-1905 годов русских и зарубежных (японских), и советской эпохи.