Во II–VI книгах трактата древнегреческого философа Платона «Государство» рассматривается наилучшее, по мысли автора, общественное устройство. Платон считает, что справедливость в обществе – это гармония составляющих его сословий: «заниматься каждому своим делом и не вмешиваться в чужие – это и будет справедливостью» (Платон. Государство. 433а). В произведении рассказывается, что таких сословий, или классов, в правильно устроенном государстве должно быть три: ремесленники (крестьяне, собственно ремесленники, торговцы, всяческие посредники и сфера обслуживания); стражи (воины, аристократия) и правители (философы). Общественная справедливость заключается в том, чтобы каждое низшее сословие (и каждый гражданин в нем) повиновалось руководству высшего, не стремясь занять несвойственное ему место. Индивидуальная справедливость заключается в том же применительно к частям души. Посколько строение человеческой души похоже на строение общества: высшему философскому сословию в душе соответствует разум; он должен править. Второму – аристократическому сословию стражей – соответствует аффективная часть души, «яростный дух», или чувство чести, обеспечивающий, в частности, такие добродетели, как мужество, или способность оказать сопротивление, и кротость, или способность повиноваться. Третья часть души, аналог низшего сословия демиургов, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей общества, – вожделеющее начало, желание наслаждения жизнью. Если аффективное начало в человеке повинуется разумному, а вожделения подчиняются двум высшим – разуму и чести, то человек добр, справедлив и счастлив; если же одно из низших начал будет проявлять своеволие и претендовать на власть, человек будет порочен и несчастлив, в конечном счете душевно болен, ибо в государстве его души воцарится мятеж и смута. Такому тройственному строению человеческой души и общества отчасти соответствует в философии Платона и строение большого мира, космоса: вверху разумный идеальный умопостигаемый космос, Ум как таковой, венчающийся Идеей блага, или Богом; ниже – мировая душа, состоящая из рациональной и иррациональной части; еще ниже – управляемый ими и существующий благодаря им телесный космос, прекрасный и упорядоченный, пока не выходит из повиновения. Поэтому-то управлять наилучшим государством и должен философ, т.е. тот, кто способен непосредственно созерцать устройство умопостигаемого мира и видеть, как правит им верховное Благо, чтобы затем переносить те же законы в жизнь своего общества: хороший правитель должен созерцать звездное небо.
Аналогия или, скорее, тождество структуры общества и отдельной человеческой души означает, что благополучие (справедливость) государства непосредственно обусловлено нравственным благополучием (добродетелью) составляющих его граждан. Следовательно, по Платону, важнейшая задача государственного строительства – создание наилучших граждан, т.е. воспитание и, более того, – выведение их породы. Философ-правитель должен отбирать наиболее перспективных производителей мужского и женского пола, составлять самые подходящие пары и соединять их в наиболее благоприятные (астрономически вычисленные) сроки для производства наилучшего потомства. Из этого потомства позднее отбираются дети с наилучшими задатками, и только к ним будет применяться во всей полноте система воспитания, разработанная Платоном в VI и VII книгах диалога. Именно их будут обучать, помимо обычных гимнастики, военного искусства и т.п., специальным курсам геометрии, арифметики, музыки и диалектики, и из них будут пополняться сословия правителей и стражей. Именно для них будет установлен строгий распорядок жизни: общность имущества (точнее, запрет на собственность), общность жен и детей (точнее, запрет на половую жизнь вне строгого распорядка по приказу сверху и запрет распоряжаться своими детьми). Здесь должно будет царить равноправие полов и дух состязательности и всеобщей дружбы одновременно. Именно они должны быть ограждены от торговли и поэзии (за исключением строжайше проверенной и специально для них составленной философами) как двух источников растления. При этом следует помнить, что самая многочисленная часть идеального платоновского государства – «ремесленники» – живет вне этого строгого и экстравагантного порядка, сообразуясь со своими привычками и желаниями (диктуемыми природой низшей, «вожделеющей» части души – т.е. с собственностью, семьей, торговлей, развлекающей поэзией и возбуждающей чувственность музыкой).
Задание:
1. Формулировка задания (задание на подготовку аргументированного мнения)
Проанализируйте приведенный отрывок и оцените систему общественного устройства, предлагаемую Платоном, с позиций общих представлений о социальной справедливости и Вашего понимания оптимального социального устройства, написав эссе в свободной форме. В ходе оценки необходимо ответить на вопрос: «Является ли государство Платона утопией или антиутопией?».
2. Описание требований к выполнению задания:
Задание необходимо выполнить в форме небольшого эссе (от 2000 до 2500 знаков с пробелами) в виде печатного документа «MS Word».
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
