Вариант 1
К психологу обратилась мама с жалобами на поведение девочки Даши В. (3,5 г.): ребенок закатывает истерики по малейшему поводу. Если мама говорит ей: «Мы так делать не будем». Ребенок кричит, плачет, кидается на маму, такое состояние может длиться достаточно долго (около 1 часа).
При этом никуда не отпускает маму, она постоянно должна находиться рядом. Девочка посещала детский сад, но родители были вынуждены забрать ее из детского учреждения, так как ребенок не мог справиться с ситуациями, в которых необходимо выполнять то, что требовали воспитатели и выполнять режимные правила, особенно это проявилось при подготовке детского праздника, когда «надо было учить слова».
Речевое развитие – по возрасту. В младенческом возрасте девочка находилась на учете невролога с диагнозом ПЭП вследствие раннего органического поражения ЦНС множественной этиологии, отмечались фебрильные судороги.
Вопрос 1: Сформулируйте психологические гипотезы в отношении причин имеющихся нарушений у девочки.
Вопрос 2: Сформулируйте (а) стратегии диагностического обследования ребенка, и (в) гипотезы в отношении возможного нарушения психического развития ребенка, обоснуйте свои решения.
Ответы:
Психологические гипотезы в отношении причин имеющихся нарушений у девочки:
- Нарушения в поведении девочки связаны с воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции.
- Стресс. Нервная система еще неустойчива и при любой, даже самой небольшой нагрузке, может среагировать на любые ситуации по-разному.
- Физиологическая причина истерии лежит в нарушении развития ребенка.
- Девочка, как «губка», впитывает в себя любую информацию, полученную за день. Но рационально пользоваться ею она еще не умеет, поэтому любой резкий шум, скандалы в семье, режимные правила, и т.д. Следствием ярких впечатлений и является истерика со всеми ее проявлениями.
- Эта реакция — проявление самозащиты, способ снять нервное напряжение при стрессе. Но вот ее причины часто кажутся взрослым смешными: мама пропала из поля зрения, другой ребенок забрал любимую игрушку, в доме появился незнакомый человек.
- Это происходит из-за того, что в подсознании девочки сформировались неприятные воспоминания, связанные с определенными ситуациями. Родители часто упускают такие важные детали.
Стратегии диагностического обследования ребенка:
- беседа с родителями;
- медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;
- социально-бытовая характеристика жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
- педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателями;
- семейный анамнез на основе анкетирования и бесед с родителями и значимыми взрослыми в семье ребенка.
Тест «Сказка» — с 3,5 лет.
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые, которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
Методика «Два дома» (3,5 – 6 лет).
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
Гипотезы в отношении возможного нарушения психического развития ребенка:
- симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка.
Используются клинические и физические методы:
- Беседа. Психолог опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
- Наблюдение. На консультации оценивается поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
- Осмотр. При выраженной симптоматике исследуется сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводится дифференциальная диагностика, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы):
- пороки развития мозга,связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и другое);
- биохимические вредности(радиация, загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, ртутью, свинцом, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения, воздействующие на родителей до наступления беременности или на будущую мать);
- эмоциональная неустойчивость. Это повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству на фоне заостренной эмоциональной чувствительности и лабильности (неустойчивости) настроения, быстрому возникновению аффектов, раздражительной слабости;
- отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
- усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок;
- гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой;
- непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.
Предупредить истерики позволяют следующие приемы:
- Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
- Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
- Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
- Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
