Схема комплексного анализа коммуникативной ситуации
- Сформулируйте цели (предметную и коммуникативную) каждого из участников коммуникации в конкретной ситуации. Меняются ли цели по ходу общения? Как?
- Охарактеризуйте типы общения, происходящего между участниками коммуникации (открытое/закрытое, инициативное /принудительное, официальное/неофициальное, этикетное/свободное и т.д.). Изменяется ли тип общения по ходу анализируемого фрагмента?
- Охарактеризуйте языковой паспорт персонажей: допускают ли они речевые ошибки, нарушают ли нормы культуры речи? Как персонажей характеризует их речь?
- Насколько персонажи соблюдают этикетные нормы (внешнего вида, речевого этикета, этикета поведения), укажите на нарушения, если таковые есть.
- Охарактеризуйте социальные и коммуникативные роли, реализуемые персонажами в анализируемом фрагменте. Изменяются ли коммуникативные роли по ходу фрагмента?
- Проведите трансакционный анализ общения персонажей (по Э.Берну).
- Найдите во фрагменте проявления действия тех или иных законов общения, подтвердите примером.
- Охарактеризуйте невербальное поведение персонажей. Каков объем использования персонажами невербальных средств общения? Что персонажи сигнализируют невербально, как они пользуются невербальными средствами?
- Приведите примеры правил и приемов речевого воздействия, используемых персонажами.
Заключение — в свободной форме. Необходимо охарактеризовать коммуникативные позиции персонажей — у кого они сильнее, у кого слабее, как коммуникативные позиции меняются в ходе общения, кто достигает, а кто не достигает поставленных целей и каких, кто эффективней использует правила и приемы общения.
Приемы общения, способствующие установлению отношений взаимопонимания:
- визуальный контакт, а также улыбка и другие средства невербального общения;
- рукопожатие. Физический контакт – важный момент установления отношений;
- вербальное приветствие в соответствии с ситуацией;
- первые слова приветствия, которые должны соответствовать правилам делового этикета, но желательно в форме открытых вопросов (например: «что?», «когда?», «как?»);
- искренность и заинтересованность во взаимодействии;
- открытые вопросы, внимательность к собеседнику. Можно частично использовать ответы партнера для постановки следующих вопросов. Также логично дать партнеру важную или нужную информацию о себе, попросить партнера высказать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы. Возможно использовать ситуативно уместный юмор;
- четкое общение: короткие, но ясные высказывания по существу предмета общения; можно заканчивать свои фразы вопросами, использовать завязки для положительных ответов
- адекватность и темп. При хороших сбалансированных отношениях партнеров существует регулярное чередование ответственности за установку темпа. Логично попытаться соответствовать партнеру по скорости речи, интонациям, ритму дыхания, жестам, позам
- установление доверия. Самым эффективным способом формирования доверительных отношений является честность в отношении собственных страхов, слабых мест, мотивов.
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
По опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
5) «контакт масок» — формальное общение без стремления понять партнера.
И др.
Ссылка на дополнительный источник:
Стернин И.А. Анализ коммуникативных ситуаций.- Изд.2, испр. и доп.- Воронеж: «Истоки», 2013. – 50 с.
http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Analiz_kommunikativnich_situazyi.pdf
Формулировка задания: Выберите любую коммуникативную ситуацию, описанную в литературе и проведите ее анализ по схеме, предложенной выше. Определите, какие виды и приемы общения реализуются в выбранной коммуникативной ситуации.
Описание требований к оформлению результатов: работа выполняется шрифтом Times New Roman кегль 14, интервал 1,5. В ответе необходимо представить выбранную коммуникативную ситуацию (не более 1 страницы) и ее разбор по схеме (1-2 страницы).
Критерии оценивания:
- Полнота: анализ всех пунктов схемы, указание вида и приемов общения.
- Точность: отсутствие ошибок в анализе.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
