Схема комплексного анализа коммуникативной ситуации
1. Сформулируйте цели (предметную и коммуникативную) каждого из участников коммуникации в конкретной ситуации. Меняются ли цели по ходу общения? Как?
2. Охарактеризуйте типы общения, происходящего между участниками коммуникации (открытое/закрытое, инициативное /принудительное, официальное/неофициальное, этикетное/свободное и т.д.). Изменяется ли тип общения по ходу анализируемого фрагмента?
3. Охарактеризуйте языковой паспорт персонажей: допускают ли они речевые ошибки, нарушают ли нормы культуры речи? Как персонажей характеризует их речь?
4. Насколько персонажи соблюдают этикетные нормы (внешнего вида, речевого этикета, этикета поведения), укажите на нарушения, если таковые есть.
5. Охарактеризуйте социальные и коммуникативные роли, реализуемые персонажами в анализируемом фрагменте. Изменяются ли коммуникативные роли по ходу фрагмента?
6. Проведите трансакционный анализ общения персонажей (по Э.Берну).
7. Найдите во фрагменте проявления действия тех или иных законов общения, подтвердите примером.
8. Охарактеризуйте невербальное поведение персонажей. Каков объем использования персонажами невербальных средств общения? Что персонажи сигнализируют невербально, как они пользуются невербальными средствами?
9. Приведите примеры правил и приемов речевого воздействия, используемых персонажами.
Заключение — в свободной форме. Необходимо охарактеризовать коммуникативные позиции персонажей — у кого они сильнее, у кого слабее, как коммуникативные позиции меняются в ходе общения, кто достигает, а кто не достигает поставленных целей и каких, кто эффективней использует правила и приемы общения.
Приемы общения, способствующие установлению отношений взаимопонимания:
1. визуальный контакт, а также улыбка и другие средства невербального общения;
2. рукопожатие. Физический контакт – важный момент установления отношений;
3. вербальное приветствие в соответствии с ситуацией;
4. первые слова приветствия, которые должны соответствовать правилам делового этикета, но желательно в форме открытых вопросов (например: «что?», «когда?», «как?»);
5. искренность и заинтересованность во взаимодействии;
6. открытые вопросы, внимательность к собеседнику. Можно частично использовать ответы партнера для постановки следующих вопросов. Также логично дать партнеру важную или нужную информацию о себе, попросить партнера высказать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы. Возможно использовать ситуативно уместный юмор;
7. четкое общение: короткие, но ясные высказывания по существу предмета общения; можно заканчивать свои фразы вопросами, использовать завязки для положительных ответов
8. адекватность и темп. При хороших сбалансированных отношениях партнеров существует регулярное чередование ответственности за установку темпа. Логично попытаться соответствовать партнеру по скорости речи, интонациям, ритму дыхания, жестам, позам
9. установление доверия. Самым эффективным способом формирования доверительных отношений является честность в отношении собственных страхов, слабых мест, мотивов.
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица).
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
По опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.
5) «контакт масок» — формальное общение без стремления понять партнера.
И др.
Ссылка на дополнительный источник:
Стернин И.А. Анализ коммуникативных ситуаций.- Изд.2, испр. и доп.- Воронеж: «Истоки», 2013. – 50 с.
http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Analiz_kommunikativnich_situazyi.pdf
Формулировка задания: Выберите любую коммуникативную ситуацию, описанную в литературе и проведите ее анализ по схеме, предложенной выше. Определите, какие виды и приемы общения реализуются в выбранной коммуникативной ситуации.
Описание требований к оформлению результатов: работа выполняется шрифтом Times New Roman кегль 14, интервал 1,5. В ответе необходимо представить выбранную коммуникативную ситуацию (не более 1 страницы) и ее разбор по схеме (1-2 страницы).
Критерии оценивания:
1) Полнота: анализ всех пунктов схемы, указание вида и приемов общения.
2) Точность: отсутствие ошибок в анализе.