Практическое задание 1. Сравнительный анализ кризисов профессионального становления личности
Формулировка задания: проведите сравнительный анализ основных кризисов профессионального становления личности на разных стадиях профессионального развития.
| Название кризиса | Характеристики для сравнения | |||
| Возраст | Ведущая деятельность | Факторы, обуславливающие кризис | Способы преодоления | |
| Кризис профессиональной | 14-15 до 16-17 лет | Ядром кризиса является необходимость выбора профессии. | В это время юноши и девушки начинают ощущать себя одинокими, понимая, что теперь должны отвечать за все в своей жизни сами и им предстоит сделать первый самостоятельный выбор. | Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста |
| Кризис профессионального обучения | время обучения в профессиональном учебном заведении | Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. | •неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой; • перестройка ведущей деятельности — испытание студента «свободой» по сравнению со школьными ограничениями; • изменение социально-экономических условий жизни. | • смена мотивов учебной деятельности: большая ориентация на предстоящую практику; • усвоение большого объема знаний в вузе легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, цель; • коррекция выбора профессии, специальности, факультета; • удачный выбор научного руководителя, диплома и т. п. |
| Кризис экспектаций | первые месяцы и годы самостоятельной работы | Неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Иначе говоря, это кризис профессиональной адаптации | — трудности профессиональной адаптации; — освоение новой ведущей деятельности; — несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. | • активизация профессиональных усилий; • корректировка мотивов труда — поиск смысла работы и смысла труда в данной организации;
• увольнение, смена специальности и профессии — нежелательный способ. |
| Кризис профессионального роста | 23-25 лет | может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. | • неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой; • потребность в дальнейшем повышении квалификации; • создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей. | • повышение квалификации, включая и самообразование, и образование за свой счет; • ориентация на карьеру — молодой специалист своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле; • смена места работы, вида деятельности на данном этапе допустима — молодой работник уже доказал себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации; • уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач в основной работе — не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. |
| Кризис профессиональной карьеры | 30-33 года | Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами | • стабилизация профессиональной ситуации; • неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом; • ревизия «Я-концепции» — переосмысление себя и своего места в мире; • новая доминанта профессиональных ценностей — новый смысл в содержании и процессе труда. | • переход на новую должность, работу: в этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений; • освоение новой специальности и повышение квалификации; • уход в быт, семью; социальная изоляция и т. п.; • ориентация на эротические приключения — вариант компенсации профессиональной несостоятельности. |
| Кризис социально-профессиональной самоактуализации | 38-42 года | Это кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации. | • неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации; • коррекция «Я-концепции», связанная с изменением ценностно-смысловой сферы; • недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом; • психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья; • профессиональные деформации — негативные последствия длительной работы. | • переход на инновационный уровень выполнения деятельности; • сверхнормативная социально-профессиональная деятельность; • переход на новую должность, работу; • смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. |
| Кризис угасания профессиональной деятельности | 55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией | обусловлен уходом из профессиональной жизни, связан с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения | • ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли; • сужение социально-профессионального поля: работнику меньше поручают заданий, связанных с новыми технологиями; • психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. | • постепенное повышение активности во вне профессиональных видах деятельности; • социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом процессе не только общественных организаций, но и специалистов. |
| Кризис социально-профессиональной адекватности | 65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию | связан как с объективными психофизиологическими изменениями организма и ухудшением состояния здоровья специалиста, так и с субъективным (психологическим) фактором, а также с профессиональными деформациями. | • новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени; • сужение финансовых возможностей; • социально-психологическое старение — чрезмерное морализаторство, брюзжание и т. п.; • утрата профессиональной идентифиции; • общая неудовлетворенность жизнью; • чувство своей «ненужности»; • резкое ухудшение здоровья. | • организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров; • вовлечение в общественно полезную деятельность; • социально-психологическая активность: участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости; • освоение новых социально полезных видов деятельности. |
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
