Цель: научиться распознавать/определять источник психосоматического расстройства и оценивать риск развития психосоматических заболеваний, развивать аналитическое мышление и описывать наблюдаемые факты.
Задание 1.
1. Определите, какой психологический источник психосоматического расстройства (эмоционально обусловленного заболевания) можно предположить в каждом из следующих случаях. Аргументируйте ваш ответ.
2. Оформите результат выполнения задания в таблицу вида:
Ситуация 1.
Молодая женщина, страдающая от псориаза (кожное заболевание с массивными высыпаниями безболезненных красновато-бурых пятен на коже) обратилась к психотерапевту после длительного безуспешного медикаментозного лечения. В ходе клинической беседы она вспомнила неприятный эпизод детства. Когда ей было 10 лет, она, находясь на каникулах у бабушки в деревне, однажды ходила гулять на речку, и на обратном пути недалеко от деревни увидела быка. Он за ней погнался и довольно сильно ее напугал. Девочка бежала, не разбирая дороги, на краю деревни перелезла через забор, порвала одежду. Быка отогнали местные жители, и девочка смогла перевести дух от испуга. Однако бабушке она ничего не рассказала – зачем волновать старого человека? Позднее соседи поведали приехавшей маме, что «тут на вашу девочку бык напал». Через некоторое время все забылось, но через два месяца, уже в городе, на теле выступили первые псориатические пятна, которые скоро прошли, но потом вновь появились на других участках кожи, и уже полностью никогда не исчезали.
Ситуация 2.
У ребенка 4-х лет любая, даже легкая, простуда вызывала спазм дыхательных путей, и он начинал задыхаться. Мама панически реагировала на любые недомогания малыша. Один из врачей приезжавшей по вызову «скорой помощи» высказал возможную причину необъяснимого утяжеления симптомов легкой простуды: «Ребенок стремится оказаться в руках врачей, потому что он чувствует себя в безопасности только тогда, когда вы перестаете паниковать. Вам самой следует полечить нервы».
Ситуация 3.
Женщина 60 лет страдала тяжелой формой катаракты (помутнение хрусталиков обоих глаз с постепенным ухудшением зрения). Обычно это заболевание развивается в 75-80 лет. Она жила с семьей сына, в которой часто возникали конфликты: муж обвинял жену в недопустимом для замужней женщины поведении, а она его – в пьянстве и неспособности удовлетворить ее потребности. Бабушка пыталась остановить супружеские ссоры: «Глаза бы мои на вас не глядели! Грызетесь как собаки. Детей бы постыдились. А что люди скажут?»
Задание 2.
1. Изучите представленный ниже кейс.
2. Определите, какой из специфичных психодинамических конфликтов, приводящих к психосоматическим заболеваниям, имеет место в данном случае.
3. Определите, какое из семи болезней психосоматической специфичности вероятно в данном случае.
4. Проанализируйте состояние женщины, ухаживающей за свекровью.
5. Оцените необходимость оказания психологической помощи, ухаживающей женщине. Определите характер помощи в случае такой необходимости.
6. Ответ оформите в виде ответов на вопросы. Старайтесь формулировать мысли четко, подкрепляя доказательствами из примера, аргументируйте свою позицию привлекая знания из теоретического блока дисциплин.
Женщина (52 года) ухаживала за своей парализованной свекровью. Уход был обеспечен ею очень качественно: не всякая родная дочь также самоотверженно отдавала бы время и силы заботам о неизлечимо больном старом человеке. Участковый врач говорила, что подобную гигиену, систематическое лечение, правильно составленный рацион питания можно получить лишь в элитных медучреждениях. При всем этом ухаживающая за старушкой сноха всячески упрекала мать мужа: «Никак не сдохнешь, старая ведьма! Все нервы мне вымотала! А я и сама инвалид, здоровья совсем не осталось, почему я, спрашивается, на тебя его тратить должна, будь ты трижды проклята!». Старая женщина молча плакала.
Задание 3.
1. Изучите представленные ниже перечень ценностей и ситуационный кейс.
2. Определите, какие (1 или более) из перечисленных ценностей приоритетны в описываемой ситуации.
3. Оцените, насколько верной является такая последовательность приоритетов, с вашей точкой зрения. Если вы с ней не согласны, предложите свою иерархию приоритетов. Приведите аргументы в защиту вашей позиции.
4. Определите, при каких условиях, какими средствами возможно достижение баланса фундаментальных человеческих ценностей.
5. Ответ оформите в виде ответов на вопросы.
К фундаментальным ценностям человеческого Я относят:
«Я есмь» (ценность собственного существования)
«Мой небесный партнер» (ценность любви между мужчиной и женщиной)
«Семья и дети»
«Самореализация и творчество»
Мы, жители России, живем в зоне «умеренного» климата. Т.е., это только так называется, а вообще большую часть года климат весьма холодный. Но при всем этом и в декабре, и в январе, и в феврале с его ледяными ветрами на улицах городов можно повсеместно наблюдать такую картину: девушки в коротких куртках, прозрачных колготках, без головных уборов. И не скажешь сразу, что больше впечатляет: красота их волос, стройных ног и гибких фигур, обтянутых тонкими курточками, либо резкое несоответствие того, как они одеты, суровым погодным условиям.
Задание 4. Результаты выполнения заданий 1-3 внесите в бланк ответов практикума.
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
