Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.
ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.
ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.
ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.
ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.
ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.
Задание 1. (ПК 1.7)
Опишите организационно-правовую форму, юридический и почтовый адрес, характер собственности, сферу деятельности и специализацию предприятия. Представьте в отчете миссию организации, цель, основные виды деятельности предприятия (в соответствии с Уставом). Опишите история создания и развития предприятия; стратегические направления развития.
Охарактеризуйте стиль руководства и управления персоналом. Постройте схему организационной структуры управления.
Опишите внутреннюю и внешнюю среду организации, заполните матрицу SWOT – анализа в таблице 1.
Таблица 1 — Матрица SWOT – анализа
SWOT-анализ | Возможности: — | Угрозы: — |
Сильные стороны: — | Сила и возможности: — | Сила и угрозы: — |
Слабые стороны: — | Слабость и возможности: — | Слабость и угрозы: — |
Задание 2. ПК 1.4)
Проидентифицируйте вид, класс и тип анализируемого предприятия. Опишите, как осуществляется организация материальной ответственности на предприятии.
Опишите ассортимент, реализуемых товаров и сделайте АВС и XYZ – анализ ассортимента товаров и заполните таблицы 2 – 4.
Таблица 2 – АВС – анализ
Товарная группа | Доля в товарообороте в порядке убывания, % | Доля в товарообороте накопительным итогом, % | Группа (А, В, С) |
Таблица 3 – XYZ – анализ
Товарная группа | Доля в валовой прибыли в порядке убывания, % | Доля в валовой прибыли накопительным итогом, % | Группа (X, Y, Z) |
Таблица 4 — Совмещенный ABC — и XYZ — анализ
АХ | AY | AZ |
ВХ | BY | BZ |
СХ | CY | CZ |
Предложите мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики предприятия.
Задание 3. (ПК 1.6)
Изучите и представьте в отчете состав организационных документов и их основные положения. Опишите работу предприятия по подготовке к добровольной сертификации услуг. В приложении представьте копии документов (лицензия, сертификаты соответствия качества и т.д.). Изучите требования к качеству услуг розничной торговли, каким образом проходит оценка качества услуг на предприятии.
Задание 4. (ПК 1.5)
Оцените и опишите в отчете, какие на предприятии оказываются основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.
Задание 5. (ПК 1.1)
Опишите в отчете организацию коммерческих и хозяйственных связей, порядок ведения договорной работы на предприятии (организация заключения договоров, учета их исполнения, взыскания штрафных санкций и возмещения убытков). Проанализируйте и представьте в отчете ситуации, связанные с предъявлением претензий и санкций на предприятии.
Задание 6. (ПК 1.10)
Заполните таблицу 5 по технической оснащенности предприятия, оснащенность специальным программным обеспечением персональных компьютеров; применение автоматизированной системы идентификации продукции.
Таблица 5. – Сведения о техническом оснащении торгового предприятия по состоянию на __.__.____ г.
Виды оборудования | Тип, марка | Количество единиц | Год ввода в эксплуатацию | Износ, % |
Контрольно-кассовое | ||||
Весоизмерительное | ||||
Холодильное | ||||
Подъемно-транспортное | ||||
Торгово-выставочное | ||||
Компьютеры и оргтехника | ||||
Программное обеспечение | ||||
Итого: | – | – | – |
Задание 7. (ПК 1.11)
Изучите и опишите уровень сервисного обслуживания торгового предприятия. Выявите достоинства и недостатки сервисного обслуживания торгового предприятия и дайте рекомендации по возможному повышению качества обслуживания потребителей.
Задание 8. (ПК 1.2)
Опишите эффективность использования торговой, складской площади и оборудования и заполните данные в таблицу 6.
Опишите систему хранения и складской переработки товаров.
Представьте в виде схемы планировочные решения предприятия, взаимосвязь торговых, складских и подсобных помещений.
Таблица 6 – Технико-экономические показатели зданий магазинов
Показатель | Формула | Формулировка | Расчет |
Отношение торговой площади к общей: эффективнее используется площадь здания магазина. | К = Sm /So, где Sm — торговая площадь; So — общая площадь. | Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина. | |
Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) | Ку = Sт.об./ Sт.з. где Sт.об. — площадь, занятая торговым оборудованием; Sт.з. — общая площадь торгового зала. | Этот коэффициент показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием, к общей площади торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3—0,32. |
Задание 9. (ПК 1.9)
Заполните таблицы 7 — 9, дающие представление о работе по закупке продукции (условия взаимодействия с конкретными поставщиками, в том числе с производителями и посредниками; состав поставщиков, обоснование заказов на поставку товаров; порядок закупки товаров в торговом предприятии). Опишите в отчете организацию доставки товаров на склад и в магазин.
Таблица 7. – Сведения о поставщиках-посредниках товаров торгового предприятия «_______________________»
Поставщики-посредники | Ассортимент | Сумма закупок, тыс. руб. | Доля, % |
Местные поставщики: | |||
Поставщики из других регионов: | |||
Итого | – | 100 |
Таблица 8. – Сведения о поставщиках-производителях товаров торгового предприятия «_____________________________» за 2021 г.
Поставщики-производители | Ассортимент | Сумма закупок, тыс. руб. | Доля, % |
Российские производители: | |||
Иностранные производители: | |||
Итого | – | 100 |
Таблица 9. – Условия взаимодействия торгового предприятия «_______________» с поставщиками
Поставщики | Условия взаимодействия | ||||
срок поставки | размер скидок | условия оплаты | способ и условия поставки | размер штрафных санкций | |
Задание 10. (ПК 1.3)
Познакомьтесь с товарно-сопроводительными документами по приемке товаров по количеству и качеству: накладными, отвесами, удостоверениями о качестве (для пищевых продуктов), сертификатами соответствия и декларациями соответствия, в отдельных случаях санитарно-эпидемиологическими заключениями, ветеринарными свидетельствами (сертификатами) и др. Сформулируйте выводы о соответствии (несоответствии) ТСД.
Проверьте соответствие принимаемого товара товарно-сопроводительным документам по основным идентифицирующим признакам: наименование товара, сорт, класс, артикул, марка и другие градации, а также наименование изготовителя, даты выпуска (изготовления) и т.п.
Проверьте сведения, указанные на маркировке товара и в товарно-сопроводительных документах. Сформулируйте выводы о соответствии (несоответствии) ТСД маркировке на товаре.
Познакомьтесь с особенностями приемки товаров разных групп продовольственных или непродовольственных товаров по количеству и качеству на рабочем месте продавца. Примите участие в приемке товаров по количеству. Составьте схему Приемки товаров по количеству и качеству.
Задание 11. (ПК 1.8)
Заполните таблицы 10 — 12, отражающие численность работников, штатное расписание предприятия; анализ сотрудников по полу, возрасту, образованию.
Таблица 10. – Штатное расписание торгового предприятия на __.__.____ г.
Наименование должности | Число штатных единиц | Оклад, руб. | Районный коэффициент, руб. | Месячный фонд зарплаты, руб. |
Итого |
Таблица 11. – Сведения о работниках ООО «…» по состоянию на 31.12.2021 г.
Показатели | Состав работников по возрасту | Состав работников по образованию | Состав работников по полу | |||||||
до 30 лет | от 31 до 40 лет | от 41 до 50 лет | от 51 до 60 лет | старше 60 лет | с высшим образованием | со средним специальным | со средним образованием | мужчины | женщины | |
Количество работников, чел. | ||||||||||
Количество работников, % |
Таблица 12. – Сведения о торговом предприятии на __.__.____ г.
Наименование | Адрес | Общая торговая площадь, м2 | Численность работников, чел. | Метод продажи |
Итого | – |
Охарактеризуйте нормативное регулирование охраны труда на предприятии. Проведите анализ соблюдения правил охраны труда сотрудниками предприятия.
Задание 12. (ПК 1.2, ПК 1.5)
Опишите процесс размещения и выкладки товаров в торговом зале; оформление ценников на товары и проверка наличия всех необходимых реквизитов. Как происходит подготовка упаковочного материала, инвентаря, весоизмерительного оборудования.
Опишите организацию рабочего места продавца. Охарактеризуйте основные операции подготовки к продаже товаров; оцените соответствие правил подготовки товаров к продаже требованиям нормативных документов
Сделать выводы о результатах прохождения практики: какие задачи были реализованы, какие цели достигнуты.