Цель: научиться определить патопсихологический синдром на основе протокола исследования, а также при обнаружении ряда фактов в процессе клинического обследования; научится составлять план работы и прогнозировать алгоритм последовательности действий клинического психолога.
Задание 1.
- Изучите протокол патопсихологического исследования.
- Определите патопсихологический синдром на основе данных протокола.
- Составьте план дальнейшей работы психолога с клиенткой.
Протокол патопсихологического исследования
Пациентка стационара С.К., 48 лет. Образование – профтехучилище на базе 8-ми классов. Обучилась профессии швеи, некоторое время (до заболевания) работала на швейной фабрике.
Клинико-психологическая беседа (фрагмент; Э-экспериментатор, клинический психолог психиатрического стационара; И – испытуемая)
Э.: – Как чувствуете себя?
И.: (молчит и смотрит в сторону)
Э.: – Вам нездоровится?
И.: (отрицательно качает головой)
Э.: – Нам с Вами необходимо выполнить несколько заданий. Сможете их сделать?
И.: (наклоняет голову).
Э.: – Тогда начнем?
И.: – У меня очков нет.
Э.: – Очки остались в палате? Сможете сходить за ними? (испытуемая не трогается с места). – Попросим принести?
И.: – Я без очков буду.
Э.: – Хорошо.
Результаты выполнения методики заучивания 10 слов по А.Р. Лурия
| № пробы | лес | хлеб | окно | вода | стул | брат | гриб | мост | мёд | дом | лишние слова |
| I | + | + | + | + | + | ||||||
| II | + | + | + | + | + | + | + | ||||
| III | + | + | + | + | + | + | + | стол | |||
| IV | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
| V | + | + | + | + | + | + | + | + |
| R[*] | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Кривая заучивания 6,7,7,9,8 через 40 мин 9 слов
Результаты выполнения методики пиктограмм
| Стимульные слова и словосочетания | Комментарии испытуемого | Воспроизведение | Примечания экспериментатора |
| «весёлый праздник» | Э.: Что тут можно нарисовать? И.: Можно людей нарисовать. Танцуют. Веселый праздник | веселятся | спонтанных высказываний при рисовании нет. Приступает к рисованию и поясняет нарисованное только после побуждения и настойчивых вопросов со стороны экспериментатора |
| «вкусный ужин» | тарелка с овощами | + | |
| «болезнь» | Испытуемая ничего не нарисовала. Э.: А что можно было бы нарисовать? И.: Допустим, позвоночник болит (дотрагивается рукой до поясницы)
| если человек болен | |
| «печаль» | Рисует. Э.: Что это? И.: Человек чем-то опечален. Он с прямым ртом
| не в настроении | |
| «любовь» | И.: Смотря к кому любовь… Пара, или домашняя семья…(Рисует) Э.: Что тут нарисовано? И.: Любовь к опечаленному человеку (показывает на предыдущий рисунок) Э.: Почему именно к нему? И.: Ну, чтоб его тут успокоить
| не помню | |
| «развитие» | Э.: Что здесь можно нарисовать? И.: Развитие чего? Ума? Э.: Как хотите И.: Развитие ума (рисует). Голова видна. (После паузы). Нужно для развития ума
| развитие ума | |
| «дружба» | (Рисует) Э.: Что это? Как потом поможет вспомнить, что рисунок был сделан для слова «дружба»? И.: Тут люди дружат. Дружба – это когда человек дружит с другом. Люди друг с другом дружат. Значит, дружба | + | |
| «победа» | И.: Флаг просто Э.: Как рисунок флага поможет потом вспомнить слово «победа»? И.: Если победа, то флаг
| + | |
| «богатство» | Э.: Что тут можно нарисовать в связи со словом «богатство»? И.: Дом богатый. Ковры, мебель шикарная. Дом просто нарисовать | богатый дом |
Результаты выполнения методики «Сравнение понятий»
| Сравниваемые пары понятий | Ответы испытуемого |
| «утро – вечер»»
| Сходство в том, что утром не совсем светло, а вечером день меняется к вечеру. Различие – утром надо идти на работу, вечером нет |
| «дождь-снег» | Выпадение осадков с неба, с облаков. Э.: В чем различие? Снег – не еда, а воду можно пить |
| «золото-серебро» | Э.: В чем сходство? И.: У них одинаковый желтый цвет. Позолота на серебряных крестиках. Различие – позолота сходит, а золото такое, какое покупали |
| «река-птица» | И: Когда вода блещется, это можно сравнить со взмахами крыльев птиц |
| «озеро-река» | И: У них одинаковая соленость воды. Э.: Различие? И.: В реках тонут. Э.: А в озерах? И.: Нет, озеро глубокое и холодное, туда не полезешь |
| «плащ-ночь» | (После непродолжительного молчания). Вообще сравнить нельзя. Э.: Почему? И.: Ночью все равно видишь, а плащ – если в него завернуться, ничего не видно |
| «трамвай-автобус» | Э.: В чем сходство? И.: Они не похожи. Вообще похожи в том, что едут одинаково. Различие – трамвай по-другому смастерен. У трамвая ширина длиньше |
Результаты выполнения методики «Исключение лишнего»
| Исключаемый предмет | Объяснение испытуемого |
| (весы, очки, термометр, часы)
очки |
Остальное – предметы. Они нужны для жизни – для дома, работы. Э.: А очки? И.: Они нужны для чтения иногда. Лучше, если человек не носит очки, тогда у него зрение хорошее |
| (портфель, чемодан, кошелек, книга)
вот эта сумка лишняя (указывает на портфель) |
Э.: Почему? И.: Он в принципе не нужен. Только на работе. А эти предметы – домашний уют для дома |
| (этажерка, кровать, шифоньер, комод)
вот это (указывает на изображение этажерки) |
Э.: Почему? И.: Она не нужна в домашнем помещении Э.: А если что-то другое поискать, что здесь может быть лишним? И.: Нет |
| (платье, пальто, брюки, наручные часы)
брюки |
Они мужские, не нужны тут |
| (лодка, тачка, мотоцикл, велосипед)
тачку исключить |
Э.: почему? Остальное нужно для удобства. Не ждать трамвая, доехать |
| (письмо, радиоприемник, гитара, телефон)
гитара |
под нее пляшут, танцуют |
| (зонтик, фуражка, барабан, револьвер)
барабан тут лишний |
Э.: Почему? И.: Он тут неуместен. Зонт защищает от дождя, фуражка тоже. Э.: А пистолет? Защищает от дождя? И: Он громче барабана. По любому, барабан не нужен |
Результаты исследования по методике «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»
| Пословица, метафора | Объяснение испытуемой |
| «Куй железо, пока горячо» | Когда есть олово, ртуть, называется: куй железо! |
| «Цыплят по осени считают» | Это в деревне только. А как понять, я не знаю |
| «Яблоко от яблони недалеко падает» | Ребенок не уходит далеко от матери. Э.: Что Вы имеете в виду? И.: боится потеряться |
| «Золотая голова» | Хорошо умственно соображает |
| «Каменное сердце» | Который никого не любит, и его не любят |
Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
| характер |
| ум |
| здоровье |
| счастье |
| настроение |
Э.: Давайте посмотрим на то, что Вы отметили. Можно ли сказать, что Вы считаете себя менее счастливым человеком, чем другие?
И.: Сил нет совсем ни на что…Какое счастье, на него сил нет.
Э.: А что нужно еще, кроме сил, чтобы счастье было?
И.: Были бы силы, можно бы было подумать, как и что…Сил нет думать, в голове бардак.
Э.: Вы тут отметку по здоровью высоко поставили. Т.е., это просто сил нет, а здоровьем своим довольны?
И.: Спина болит, поэтому не совсем наверх поставила. А так – что ж, сил нет, а здоровье не беспокоит.
Задание 2.
- Перед Вами описание 4 фактов, отмеченных клиническим психологом в процессе обследования пациентов/клиентов. Внимательно их прочитайте и для каждого из них определите, какиенарушения мышления по Б.В. Зейгарник проявляются в высказываниях пациентов/клиентов?
- Определите, какими способами можно подтвердить предположения по каждому отдельно взятому факту?
- Опишите алгоритм действий психолога при выявлении нарушения (выбор сделайте самостоятельно).
- Ответ оформите в таблице.
| Факт из обследования | Нарушение мышления по Б.В. Зейгарник у пациента | Каким способом можно проверить наличие данного нарушения у клиента? | Алгоритм действий психолога (описать на примере одного факта) |
| 1 | |||
| 2 | |||
| 3 | |||
| 4 |
Факты, отмечаемые клиническим психологом в процессе обследования клиента/пациента:
- При выполнении в ходе клинико-психологического обследования пациента психиатрического стационара методики «Предметная классификация» группу из двух карточек (слон и лыжник) испытуемый назвал «предметы для праздных зрелищ»: «По улицам слона водили – это для зевак. И на спортивные соревнования болельщики глазеют, вместо того, чтобы в здоровом теле здоровый дух».
- Другой пациент при выполнении методики «Толкование переносного смысла пословиц и метафор» дал следующий ответ:
Клинический психолог: Объясните, что означает пословица «Тише едешь – дальше будешь?»
Испытуемый: «Означает: не шуми и не ори, а то пошлют подальше те, кто окажется поблизости».
- Клинико-психологическое обследование пациентки женского отделения. Методика «Сравнение понятий».
Клинический психолог: «Река и птица. Что между ними общего?»
Испытуемая: «Река и птица…Птица. Ммм…Ну, птицы, что они там… Находят себе самцов. Выводят птенцов…(Некоторое время молчит). Нет. Ничего общего нет».
- Пациентка (находящаяся на учете) пришла в диспансер задолго до начала приема своего врача.
«Доктор, мне очень надо к Вам, Вы меня примите, я сюда раньше всех пришла!»
Врач: «Расскажите, что беспокоит»
«Я сегодня проснулась в семь часов утра, а обычно я просыпаюсь в шесть часов. Я привыкла рано вставать, знаете, в детстве в деревне все рано вставали, доили коров, кормили курочек, собаке тоже давали есть…»
Врач: «Вы расскажите, пожалуйста, о своем самочувствии»
«Да, да. Болела голова, тело ломило. Сильно болел язык. За последнюю неделю это третий приступ, но после первых двух язык не болел»
Врач: «Что еще Вас беспокоило?»
«Я пошла в больницу, по дороге встретила соседку, она меня остановила и стала жаловаться на своего сына, который пьёт и нигде не работает»
Врач: «Вы о своем самочувствии расскажите»
«Вы извините, но этого сына я тоже знаю, он был раньше хорошим человеком, висел на Доске Почёта».
Задание 3
- Результаты выполнения заданий 1 и 2 внесите в бланк ответов практикума.
[*]Ретенция – отсроченное воспроизведение (через 40 минут)
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|
