Заявка на расчет
Меню Услуги

Законодательное регулирование национальной безопасности США

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3


 СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Национальная безопасность США как общественно-политическое явление
  • 1.1. Понятие и содержание обеспечения национальной безопасности США
  • 1.2. Субъекты обеспечения национальной безопасности США
  • 1.3. Концептуальные документы в сфере национальной безопасности США: основные положения Стратегии национальной безопасности США в 21 веке
  • Глава 2. Законодательное регулирование национальной безопасности США
  • 2.1. Законодательный статус государственных органов обеспечения национальной безопасности США. Совет национальной безопасности США
  • 2.2. Конституционно-правовой статус специальных служб США
  • 2.3. Законодательное закрепление механизма управления национальной безопасностью США
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ВВЕДЕНИЕ

США — государство, в котором вопрос создания эффективной системы национальной безопасности досконально проработаны не только на теоретическом, но и практическом уровне. В процессе внедрения системы управления национальной безопасностью США создали все возможные прецеденты и примеры, на которые в своей практике ориентируются другие страны. Не является исключением и Россия.

В современном мире уже вряд ли у кого-либо вызывает сомнения тот факт, что любая деятельность государства, вне зависимости от ее специфики или целей, должна надлежащим образом регулироваться при помощи системы законов и подзаконных нормативных правовых актов. В этом смысле деятельность по обеспечению национальной безопасности, несмотря на достаточно очевидные ее отличия от других видов деятельности государства, отнюдь не является исключением.

Как и для всех иных органов государства, для эффективной работы органов, осуществляющих деятельность по обеспечению национальной безопасности, нужна соответствующая нормативная правовая база, учитывающая специфику деятельности подобных органов и отвечающая реальным потребностям государства.

Более сложен вопрос о том, каким именно образом, при помощи нормативных правовых актов какого уровня и в каком соотношении следует осуществлять нормативное правовое регулирование отношений в сфере национальной безопасности. Оценивая традиционную российскую практику формирования правовой основы организации и деятельности органов по обеспечению национальной безопасности, не сложно заметить, что на протяжении всего XX столетия (это в равной мере относится и к Российской Империи, и к СССР, и к современной Российской Федерации) она преимущественной тяготела к подзаконным нормативным правовым актам.

Вплоть до последнего десятилетия в отечественной истории достаточно сложно было привести пример законодательного акта, здесь и далее в работе термин «законодательный акт» употребляется исключительно в узком смысле, то есть «закон», который бы регламентировал те или иные аспекты, связанные с вопросами организации или деятельности органов по обеспечению национальной безопасности.

Хотя и нельзя отрицать того факта, что в последнее десятилетие XX века был достигнут существенный прогресс в формировании законодательной основы организации и деятельности российских служб по обеспечению национальной безопасности – был принят ряд законов, регулирующих различные аспекты, связанные как с вопросами организации, так и с вопросами деятельности органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, таких как: Закон о безопасности[1]; Закон об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации[2]; Закон о внешней разведке[3]. Помимо названных законов, в той или иной мере вопросы деятельности органов по обеспечению национальной безопасности затрагиваются и в некоторых иных федеральных законодательных актах, например:

— Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями);

— Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями);

— Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;

— Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция);

— Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»;

— Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изм. и доп. от 6 октября 1997 г.).

Пока еще вряд ли можно говорить о том, что в Российской Федерации сформировалась целостная система законодательных актов, регулирующих многообразную гамму отношений, возникающих в связи с деятельностью органов, ведущих деятельность по обеспечению национальной безопасности.

Поскольку весьма очевидно, что в обозримом будущем продолжится процесс развития правовой (и в особенности законодательной) основы организации и деятельности российских органов по вопросам обеспечения национальной безопасности, непосредственный практический интерес может представлять анализ зарубежного опыта в сфере нормативного правового регулирования отношений, возникающих в сфере обеспечения национальной безопасности.

Небезынтересен в этой связи и анализ того опыта нормотворчества в сфере обеспечения национальной безопасности, который был накоплен Соединенными Штатами Америки. В особенности это касается опыта законодательной регламентации вопросов организации и деятельности органов по вопросам обеспечения национальной безопасности, где у Соединенных Штатов имеются (по крайней мере, если говорить о последних трех десятилетиях американской истории) достаточно серьезные успехи.

Отрицая изначально не только необходимость регламентации отношений в сфере разведки при помощи закона и практически не прибегая к подзаконным нормативным правовым актам достаточно высокого уровня (например, актам, издаваемым главой государства), США лишь в последнюю четверть XX века окончательно осознали важность и значимость проблемы правового регулирования организации и деятельности органов по обеспечению национальной безопасности. [4]

Если в начале XX века в Соединенных Штатах считали вполне достаточной и отвечающей повседневным потребностям государства регламентацию отношений в сфере обеспечения национальной безопасности при помощи лишь внутриведомственных инструкций, если к середине века проблематика национальной безопасности затрагивалась в нескольких федеральных законах, то к концу XX века США уже обладали мощной многоуровневой системой нормативных правовых актов (в том числе включающей и солидное количество федеральных законов), регламентирующих те группы отношений, которые непосредственно связаны с национальной безопасностью.

На сегодняшний день в США только число федеральных законов, которые в той или иной мере затрагивают интересы национальной безопасности, измеряется многими и многими десятками, а среди отношений, которые тем или иным образом связаны с безопасностью, фактически уже не осталось таких, которые бы не были в своей основе урегулированы законодательно. При этом ежегодно американским конгрессом принимаются все новые законодательные акты, которые углубляют, расширяют, детализируют или уточняют законодательные стандарты в сфере организации или деятельности безопасности.

Осознав одними из первых в мировой практике необходимость всестороннего и многоуровневого регламентирования всего многообразия отношений в сфере обеспечения безопасности, США успели пройти за последние несколько десятилетий весьма длинный путь эволюционного развития правовой основы организации и деятельности своих органов по вопросам обеспечения национальной безопасности.[5]

На смену первым, весьма общим и зачастую поверхностным нормативным правовым актам, как правило, издававшимся на ведомственном уровне, пришли законы и исполнительные приказы президентов, закрепляющие комплексную и взаимосвязанную систему правовых норм, регламентирующих все многообразие отношений, тем или иным образом связанных с безопасностью, причем регламентирующих их не как простую совокупность связей, возникающих в процессе деятельности по обеспечению национальной безопасности, а как целостную внутренне организованную структуру, в которой воздействие на каждый из ее элементов с неизбежностью влечет изменения во всей их организации.

Не идеализируя опыт Соединенных Штатов в сфере формирования и развития правовой основы организации и деятельности органов по вопросам обеспечения национальной безопасности — а он весьма богат и примерами не совсем удачной либо непродуманной нормотворческой практики, – следует все же признать, что определенные его элементы могут быть вполне полезны в процессе развития и совершенствования правового регулирования организации и деятельности российских органов по вопросам обеспечения национальной безопасности.

В российской и зарубежной литературе традиционно достаточно серьезное внимание уделяется американской национальной безопасности. В общей массе исследований имеются и такие работы, в которых в той или иной мере затрагивается проблема правового регулирования организации и деятельности органов по вопросам обеспечения национальной безопасности. Следует, однако, отметить, что большинство работ, затрагивающих проблематику, связанную с национальной безопасностью США, не являются научными работами, а скорее могут рассматриваться как работы публицистического характера.

Так, даже заведомо не намериваясь позиционировать свои работы как научные исследования, некоторые авторы достаточно добросовестно подходили к изложению документально достоверных фактов о том, что же из себя на самом деле представляет американская национальная безопасность. Правовому же материалу в работах таких авторов, как Сергеев Ф.М.[6], Петрусенко В.В.[7] уделяется крайне незначительное внимание.

Также особо хотелось бы отметить работу Пыхалова И.В. «Спецслужбы США»[8]. Данная работа, не претендуя на статус научного исследования, позволяет, тем не менее, получить достаточно правдоподобные представления о том, что же сегодня представляют из себя ведущие американские органы по обеспечению безопасности, какова их структура, какие приоритетные задачи решает то или иное ведомство.

На сегодняшний день данная проблематика остается одной из наименее разработанных не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.

Так, система национальной безопасности любой страны базируется на концептуальных политических нормативно-правовых документах, в которых излагаются официальные взгляды на роль и место государства в мире, его национальные ценности, интересы и цели, способы и средства противостояния внешним и внутренним угрозам.

Целью настоящей дипломной работы является рассмотрение законодательного регулирования национальной безопасности США.

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими геополитическими изменениями и глобализацией современного мира, а также развитием законодательства США в области обеспечения национальной безопасности. Состояние современного мироустройства характеризуется переформатированием его фундаментального параметра – переходом от однополярного мира с доминированием одного государства к многополярному, призванному защищать стратегические интересы, независимость и демократический путь развития объединившихся наций и государств путем консолидации их ресурсов.

Объект исследования- национальная безопасность США.

Предмет исследования- совокупность законодательного регулирования по вопросам национальной безопасности США.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие и содержание обеспечения национальной безопасности США.
  2. Изучить субъекты обеспечения национальной безопасности США
  3. Изучить концептуальные документы в сфере национальной безопасности США, а, в частности, основные положения Стратегии национальной безопасности США в 21 веке.
  4. Изучить законодательный статус государственных органов обеспечения национальной безопасности США и Совет национальной безопасности США.
  5. Рассмотреть конституционно-правовой статус специальных служб США и законодательное закрепление механизма управления национальной безопасностью США.

Настоящая дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Для более полного изучения настоящей темы данной дипломной работ было выделено две основные главы для исследования:

  1. В первой главе были подробно рассмотрены такие вопросы, как: понятие и содержание обеспечения национальной безопасности США и ее субъекты; концептуальные документы в сфере национальной безопасности США: основные положения Стратегии национальной безопасности США в 21 веке
  2. Во второй главе были подробно рассмотрены такие вопросы, как: законодательный статус государственных органов обеспечения национальной безопасности США; Совет национальной безопасности США; конституционно-правовой статус специальных служб США; законодательное закрепление механизма управления национальной безопасностью США.

В заключение к настоящей дипломной работе были сделаны выводы на основании полученных в процессе исследования данных о законодательном регулировании национальной безопасности США.

Глава 1. Национальная безопасность США как общественно-политическое явление

 На протяжении всей истории мировой цивилизации обеспечение безопасности являлась одной из главнейших целей существования общества, поскольку она присуща всей социальной структуре общества от конкретной личности до любого объединения людей (социальные группы, общество, государство). В конце XXI в. российские специалисты подчеркивали, что «безопасность личная и имущественная является залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются».[9]

Поэтому понятие «безопасность» возникло одновременно с появлением человеческого общества. Однако, в глубокой древности понимание безопасности человеком не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось им как отсутствие для него опасности и зла[10]. Впервые термин «безопасность» был употреблен в 1190 г. в словаре английского ученого-философа Роббера как «спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности»[11], но в этом значении он не вошел в лексику народов Западной Европы и использовался до XVII века крайне редко[12].

Проблема обеспечения безопасности находилась в центре внимания многих философов, политологов, историков и правоведов. О государственном устройстве общества, задачах и функциях государства в сфере обеспечения безопасности писали Платон, Аристотель и Геродот.

Думается, что толчком к возникновению парадигмы «национальной безопасности»         стали определенные исторические условия, при которых появилась проблема выживания национального государства. Развитие самого понятия «национальная безопасность» является сложным процессом, что подтверждается многими исследованиями историков, социологов и других ученых. Попытки к становлению теории национальной безопасности можно увидеть уже в работах Св. Августина, Фукидида, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроция, Ф. Гегеля, И. Канта, которые с научных позиций пытались объяснить сущность и причины возникновения угроз безопасности личности, общества и государства. Проблемы национальной безопасности рассматривались сначала на основе исторических источников, а       затем на основе закономерностей политики национальной безопасности.[13]

Рассмотрим более подробно понятие и содержание обеспечения национальной безопасности США.

1.1 Понятие и содержание обеспечения национальной безопасности США

Термин «национальная безопасность» (national security) стал наиболее широко применяться в законодательстве и на практике после принятия в США Закона о национальной безопасности 1947 года. Однако сразу следует оговориться, что ни в самом законе, ни в иных правовых актах США определения национальной безопасности не содержится.

Это вызывает недоумение исследователей, особенно учитывая явно выраженное стремление законодателя к юридической точности и определенности, традиционной для американской законотворческой практики. Чаще всего в актах конгресса США и иных правотворческих органов даются легальные дефиниции всех более или менее значимых терминов и понятий, используемых в таких актах. Однако эта традиция применительно к термину «национальная безопасность» не соблюдается.

Вместе с тем в современной редакции Закона о национальной безопасности содержится множество легальных определений других, менее важных и значимых терминов, обозначающих лишь видовые понятия в системе национальной безопасности Соединенных Штатов, например определения разведки и контрразведки, внешней разведки, разведывательного сообщества США и ряда других понятий, используемых в законодательстве о национальной безопасности.[14]

Все же в одном из американских законов дается определение национальной безопасности. Речь идет о Законе о порядке обращения с закрытой информацией, в другом переводе – Закон о процедурах в сфере защиты информации 1980 года (Classified Information Procedures Act).

В данном акте указано, что национальная безопасность, исключительно в контексте данного закона, означает «национальную оборону и внешние отношения Соединенных Штатов». Однако несложно заметить, что такое определение является слишком узким и его ни в коей мере нельзя рассматривать как общее определение национальной безопасности, то есть фактически оно реально применимо только в границах указанного закона.

Исследуя теорию и практику правового регулирования обеспечения национальной безопасности США, можно прийти к выводу, что Соединенные Штаты в лице своих высших органов государственной власти не хотят и никогда не хотели нормативно закрепить понятие национальной безопасности. И отсутствие такого желания сопровождается постоянным использованием данного термина как в текстах нормативных правовых актов, так и в политических документах и заявлениях, а также в наименовании важнейших государственных органов, таких как Совет национальной безопасности, Агентство национальной безопасности и др.

Ко всему прочему, в США можно наблюдать следующий парадокс: при макиавеллистическом подходе к внешней политике во внутренних делах в рамках своего национального законодательства Соединенные Штаты весьма методично соблюдают существующие юридические нормы, а сложившаяся система законодательного и судебного контроля за деятельностью президента и возглавляемой им исполнительной ветви власти обладает достаточными полномочиями для пресечения возможных случаев несоблюдения федерального законодательства. Поэтому и невозможно однозначно определить, что же в США понимается под национальной безопасностью.[15]

Если бы это явление было юридически определено так же, как это сделано в других странах, то есть через состояние защищенности самих Соединенных Штатов, американского общества и государства, национальных ценностей, американского образа жизни и т.д., это было бы фактическое отречение США от своего мессианизма, своей особой роли в мировом сообществе.

В таком случае этому государству пришлось бы загнать себя в рамки строгой юридической нормы, обязывающей ограничивать любую деятельность в рамках обеспечения национальной безопасности лишь мероприятиями защитного характера.

Таким образом, применительно к США нельзя дать юридическое определение национальной безопасности. Раскрыть суть этого понятия возможно лишь через содержание обеспечения национальной безопасности. В этом может помочь анализ содержания относительно недавно появившегося термина «внутренняя безопасность» (homeland security), а также исторического термина internal security, данный термин обязан своим появлением в том числе Закону о внутренней безопасности 1950 года, направленному прежде всего на борьбу с подрывной деятельностью, осуществляемой «агентами международного коммунистического движения», который также переводится как «внутренняя безопасность».[16]

Возникнув после событий 11 сентября 2001 года, уже с момента своего появления понятие «внутренняя безопасность» позиционировалось как отличное от понятия «национальная безопасность». Начиная с конца 2001 года в США активно шел процесс создания самостоятельной системы органов, обеспечивающих внутреннюю безопасность: был создан Совет внутренней безопасности (National Homeland Security Council), членами которого являются не только президент и вице-президент США, но и большинство ведущих министров федерального правительства; образовано новое Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) с огромным штатом и весьма обширными полномочиями; учреждена должность помощника президента по внутренней безопасности, являющегося одновременно главой также вновь созданной Службы внутренней безопасности.

Первоначально термин «внутренняя безопасность» получил свое закрепление в изданной президентом Дж. Бушем в июле 2002 года Национальной стратегии внутренней безопасности. Данным документом его значение было фактически сведено к проблеме защиты территории Соединенных Штатов от терроризма.

В Национальной стратегии внутренняя безопасность определена как «совместные общенациональные усилия для предотвращения террористических атак на территории Соединенных Штатов, для уменьшения уязвимости Америки перед терроризмом и для минимизации ущерба и восстановления от тех атак, которые все же могут произойти». Однако стратегии безопасности традиционно считаются в США не правовыми, а политическими документами, и представленные в них формулировки не имеют обязательной юридической силы.

Кроме того, система органов по обеспечению внутренней безопасности отнюдь не будет ограничивать свою деятельность исключительно проблемой противодействия терроризму на американской территории. Поэтому вряд ли можно рассматривать подобную узкую трактовку внутренней безопасности как официальную и общепринятую.

В Законе о внутренней безопасности 2002 года[17] используются термин homeland и синонимичный ему термин American homeland, обозначающий «Соединенные Штаты». Отсюда несложно заключить, что термин «внутренняя безопасность» (homeland security) означает «безопасность Соединенных Штатов».

Закон о внутренней безопасности 1950 года[18] касался, помимо прочего, контроля и борьбы с подрывной деятельностью на территории Соединенных Штатов. После окончания Второй мировой войны США не рассматривали в качестве реальной угрозы своей безопасности возможность вооруженного захвата их территории, об этом как нельзя лучше свидетельствует организация их вооруженных сил, не приспособленных для ведения масштабных оборонительных операций на американской территории.

Единственными реальными угрозами безопасности США после Второй мировой войны, которые исходили бы извне и для нейтрализации которых возможно было использование средств защитного характера, были угрозы идеологической экспансии и разведывательной деятельности (а также вероятной подрывной деятельности) со стороны СССР и его союзников.

При этом из двух названных угроз явно доминирующей и представляющей действительно существенную угрозу не только определенным американским ценностям и интересам, но и самому конституционному строю США была угроза возможного экспорта в Соединенные Штаты коммунистической идеологии.

Очередной парадокс американской системы обеспечения национальной безопасности заключается в том, что та деятельность, которая самым непосредственным образом направлена на обеспечение безопасности США от внешней угрозы, в американской терминологии именуется внутренней безопасностью (internal security).

При этом Закон о внутренней безопасности 1950 года, ставший основным нормативным актом, закрепившим правовые стандарты деятельности государственных органов США в сфере обеспечения внутренней безопасности, сведя всю деятельность по обеспечению внутренней безопасности к борьбе с коммунистической идеологией и ее проявлениями в США[19], положил начало серьезной терминологической путанице, присутствующей в американских представлениях об обеспечении безопасности и по сей день.

Рассматривая исследуемые понятия с этимологической, лингвистической точки зрения и учитывая политический контекст, можно сформулировать такой вывод. Понятие homeland security, ныне чаще всего переводимое как «внутренняя безопасность», лучше переводить дословно – как «безопасность Отечества» и подразумевать под ним защищенность американского общества и государства от разнообразных угроз. В этом ключе в России используется термин «национальная безопасность».

Термин internal security имеет единственный прямой перевод на русский язык – «внутренняя безопасность». Поэтому данное понятие, имея ярко выраженный историко-политический подтекст, в настоящее время практически утратило свою актуальность. «Национальная безопасность» (national security) суть «безопасность государства», так как слово nation в американской политико-правовой терминологии обозначает «государство», «страна» и не имеет иного, в том числе этнического, подтекста.

Нужно признать, что любые существующие на данный момент определения национальной безопасности США – это определения политические и политологические, но отнюдь не юридические. Эти определения лишь отчасти могут быть полезны для правового исследования феномена национальной безопасности США. Однако, если оценивать их с точки зрения самих Соединенных Штатов, подобные политологические интерпретации термина «национальная безопасность» имеют одно неоспоримое преимущество – они абсолютно необязательны для американского государства.[20]

Даже в тех случаях, когда на тему национальной безопасности высказываются лица, облеченные реальными властными полномочиями, они тем самым выражают лишь собственные взгляды на данную проблему и не создают для США некой общеобязательной нормы, которой должны были бы следовать государственные органы США.

Как бы ни понимался термин «национальная безопасность», важнее то, как такое понимание реализуется на практике, как она обеспечивается. И если подходы России в ее обеспечении имеют «реактивный», защитный характер, то США придерживаются «проактивного», наступательного подхода в достижении своей безопасности. Соединенные Штаты предпочитают не защищаться от угроз, а создавать ситуации и обстоятельства, которые исключали бы подобные угрозы в принципе.

Такая установка имеет в США достаточно длительную историю. Концепция безопасности сложилась в Соединенных Штатах под влиянием геополитических теорий[21]. Наиболее активная разработка и практическое внедрение этих теорий в США начались в 40-е годы XX века. К этому времени США окончательно отказались от «доктрины Монро» и от ограничения своих притязаний только Западным полушарием. При этом заметную роль в геополитических построениях большинства теоретиков играла идея «силового фактора».

В период «холодной войны» в условиях существования биполярного мира понятия «война» и «сила» все чаще переносились из чисто военной сферы, где они обозначали только военную мощь, в политическую, экономическую, идеологическую сферы, подразумевая еще и промышленный потенциал, психологическое состояние населения и т.п.[22]

Другая популярная геополитическая идея содержалась в теории «расширяющихся границ» немецкого исследователя К. Хаусхоффера. Эта идея привела американских ученых к выводу о том, что изменение интересов США влечет за собой и изменение границ национальной безопасности.

Итак, национальная безопасность США – это не есть защищенность территории и населения США, а также государства от внутренних и внешних угроз. Реальное содержание понятия «национальная безопасность США» лежит где-то между такой защищенностью и идеей, что безопасность будет обеспечена лишь в том случае, если будут реализованы все возможные интересы США и будут отсутствовать все возможные источники каких бы то ни было угроз.

Однако несомненно, что в содержание обеспечения национальной безопасности США, помимо всего прочего, входит оборонный, точнее, военный, компонент, а также разведывательная составляющая. При этом совершенно очевидно, что чем больше будет укрепляться военно-политическое и экономическое могущество США, тем более расширительно в Соединенных Штатах будет трактоваться понятие «национальная безопасность» и тем в меньшей степени оно будет сводиться лишь к устранению возможных угроз, внешних и внутренних, безопасности американских граждан, американского общества и государства.

Соответственно по мере расширения американских представлений о собственной национальной безопасности эти представления будут входить во все большее противоречие с интересами других государств, а американская политика обеспечения национальной безопасности будет носить все более агрессивный и бескомпромиссный характер.

Рассмотрим более подробно, что относится к субъектам обеспечения национальной безопасности США.

1.2 Субъекты обеспечения национальной безопасности США

Соединенные Штаты Америки являются практически единственной президентской республикой, в которой последовательно реализуются ее принципы. Это означает, прежде всего, принадлежность всей полноты исполнительной власти президенту[23] и его обширные полномочия по всем вопросам, относящимся к обеспечению национальной безопасности.

Таким образом, президента США можно назвать основным субъектом обеспечения национальной безопасности. Являясь в соответствии с конституцией верховным главнокомандующим, президент США целиком и полностью отвечает за обеспечение военной безопасности США. Помимо этого, президент руководит проведением внешней политики США и обязан представлять конгрессу США доклад «о состоянии Союза», что позволяет говорить об особой роли президента в области разведывательной деятельности и обеспечении национальной безопасности.

Практически общепризнанным началом построения системы национальной безопасности США является дата вступления в силу Закона о национальной безопасности 1947 года – 26 июля, когда его подписал президент Г. Трумэн. Именно на основании редакции 1947 года в числе прочего[24]:

1) был создан Совет национальной безопасности (National Security Council) как высший консультативный орган при президенте, призванный «вырабатывать рекомендации для президента по вопросам единства внутренней, внешней и оборонной политики, относящейся к национальной безопасности, в целях обеспечения более эффективного взаимодействия военных служб и других министерств и ведомств в вопросах, связанных с национальной безопасностью»;

2) учреждено объединенное Министерство обороны (Department of Defense), включившее в себя отдельные министерства армии, военно-морского флота и военновоздушных сил, функционирующие «под руководством и контролем министра обороны»;

3) создан Объединенный комитет начальников штабов;

4) законодательно закреплен статус директора центральной разведки как координатора всей разведывательной деятельности США и как главы вновь созданного Центрального разведывательного управления;

5) создано Управление ресурсов национальной безопасности, данное управление было упразднено в 1953 году.

Ключевым органом в системе национальной безопасности стал Совет национальной безопасности (СНБ), призванный консультировать президента по вопросам национальной безопасности. Постоянными членами СНБ являются президент США, вице-президент, государственный секретарь и министр обороны. Кроме этих членов, СНБ включает министра финансов, а также помощника президента по вопросам национальной безопасности[25].

Председатель Объединенного комитета начальников штабов по должности является военным советником СНБ, а директор национальной разведки – советником по вопросам разведки.

Приглашаться на заседания СНБ могут также руководитель аппарата президента, юрисконсульт президента, помощник президента по экономической политике, генеральный прокурор, директор Административно-бюджетного управления Исполнительного аппарата президента, а также иные должностные лица и руководители государственных органов и учреждений.[26]

В 2004 году в США была проведена серьезная реформа в области правового регулирования и организации обеспечения национальной безопасности. На это был направлен принятый 17 декабря 2004 года Закон о реформе разведки и предотвращении терроризма.

В соответствии с указанным законом были перераспределены полномочия в области управления разведывательной деятельностью и созданы новые органы в этой области. В частности, путем внесения изменений в Закон о национальной безопасности 1947 года была учреждена должность директора национальной разведки (Director of National Intelligence), назначаемого президентом «по совету и с согласия сената». В законе содержится специальная оговорка о том, что директор не должен входить в состав Исполнительного аппарата президента США, замещать должность директора Центрального разведывательного управления либо иного элемента разведывательного сообщества.[27]

В качестве главных полномочий данного должностного лица, которые он осуществляет по поручению и под контролем президента, определены: руководство разведывательным сообществом США; консультирование президента, СНБ, а также Совета по внутренней безопасности по вопросам разведывательного характера, имеющим отношение к национальной безопасности; руководство и контроль за реализацией Национальной разведывательной программы.

Кроме того, директор национальной разведки отвечает за определение целей и приоритетов, а также за руководство элементами разведывательного сообщества, с тем чтобы обеспечить своевременный и эффективный сбор, обработку, анализ и распространение «разведывательного продукта». Также директор национальной разведки осуществляет консультационное целеуказание в отношении деятельности тех разведывательных подразделений, которые не входят в Национальную разведывательную программу.

Среди полномочий директора национальной разведки следует указать также надзор за деятельностью Национального контртеррористического центра и возможность создания таких национальных разведывательных центров, какие он сочтет необходимыми.

Как установлено в законе, директор национальной разведки несет ответственность за обеспечение «разведывательным продуктом» президента США, глав органов исполнительной власти, председателя Объединенного комитета начальников штабов и высших военных должностных лиц, сената и палаты представителей конгресса США, а также их комитетов.[28]

Также директор национальной разведки отвечает за разработку стандартов и процедур обращения и доступа к сведениям, составляющим государственную или иную тайну. Это же должностное лицо осуществляет организацию взаимодействия элементов разведывательного сообщества США со спецслужбами иностранных государств и международных организаций.

Директор национальной разведки возглавляет Управление директора национальной разведки (Office of the Director of National Intelligence). Данный орган предназначен для оказания помощи директору в осуществлении его полномочий. В состав этого управления входят:

  1. Директор национальной разведки; первый заместитель директора; иные заместители директора;
  2. Национальный совет по разведке (National Intelligence Council), состоящий из ведущих аналитиков разведывательного сообщества и приглашенных специалистов из государственного и частного секторов;
  3. Генеральный советник (юрисконсульт);
  4. Офицер по защите гражданских свобод (Civil Liberties Protection Officer);
  5. Директор по вопросам науки и технологиям (Director of Science and Technology);
  6. Руководитель национальной контрразведки (National Counterintelligence Executive) вместе со своим управлением;
  7. Иные органы и должностные лица.[29]

Кроме собственно Управления директора национальной разведки, было создано или реорганизовано несколько коллегиальных органов, с помощью которых директор национальной разведки осуществляет свою деятельность. К ним относятся, например, Объединенный совет разведывательного сообщества (Joint Intelligence Community Council), Ведомство совместного информирования (Information Sharing Environment), Национальный контртеррористический центр (National Counterterrorism Center), Национальный центр по борьбе с распространением оружия массового поражения (National Counter Proliferation Center) и т.д.

25 ноября 2002 года в США был принят Закон о внутренней безопасности. Данный нормативный правовой акт стал результатом пересмотра всей системы предотвращения чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности территории и населения США. Данный закон учредил новое министерство – Министерство внутренней безопасности США (Department of Homeland Security).[30]

К первоочередным целям данного министерства были отнесены:

  1. Предотвращение террористических атак на территории США;
  2. Уменьшение уязвимости США с точки зрения террористической угрозы;
  3. Минимизация ущерба, а также помощь в восстановлении после террористических атак, происшедших на территории США;
  4. Действие в качестве кризисного центра и центра планирования в условиях чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф;
  5. Обеспечение независимости состояния экономической безопасности США от затрат на деятельность, связанную с обеспечением внутренней безопасности;
  6. Отслеживание связи незаконного оборота наркотических средств и терроризма, координация деятельности по уничтожению такой связи и борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и т.п.[31]

В состав Министерства внутренней безопасности входят:

  1. Директорат национальной защиты и программ (Directorate for National Protection and Programs);
  2. Директорат по науке и технологиям (Directorate for Science and Technology);
  3. Административный директорат (Directorate for Management);
  4. Управление определения политики (Office of Policy);
  5. Управление по вопросам разведки и анализа (Office of Intelligence and Analysis);
  6. Управление по вопросам здравоохранения (Office of Health Affairs);
  7. Управление координации операций и планирования (Office of Operations Coordination and Planning);
  8. Федеральный учебный центр сил правопорядка (Federal Law Enforcement Training Center);
  9. Управление внутренней радиационной разведки (Domestic Nuclear Detection Office);
  10. Администрация транспортной безопасности (Transportation Security Administration);
  11. Таможенная и пограничная служба США (United States Customs and Border Protection);
  12. Службы по вопросам гражданства и иммиграции США (United States Citizenship and Immigration Services);
  13. Служба иммиграции и таможенного контроля США (United States Immigration and Customs Enforcement);
  14. Береговая охрана США (United States Coast Guard);
  15. Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (Federal Emergency Management Agency);
  16. Секретная служба США (United States Secret Service).

Исходя из состава перечисленных структурных подразделений Министерства внутренней безопасности, можно определить объем задач, возложенных на данный орган, и предоставленных ему полномочий.[32]

Наряду с теми органами, которые изначально выступали в качестве ключевых элементов системы национальной безопасности США, в ее состав традиционно входят и другие федеральные министерства и ведомства, которые в соответствии с решениями президента США и Совета национальной безопасности задействуются в решении задач по обеспечению национальной безопасности.

Можно утверждать, что Закон о национальной безопасности 1947 года позволяет рассматривать в качестве элементов системы национальной безопасности все федеральные министерства и ведомства США. Тем более что, перечисляя функции Совета национальной безопасности, Закон о национальной безопасности говорит как раз об обязанности данного органа координировать всю деятельность федеральных министерств и ведомств по обеспечению национальной безопасности США. При этом не является определяющим, выступает подобная деятельность основной функцией министерства или ведомства или же ее нужно рассматривать лишь как одну из дополнительных задач, решаемых министерством или ведомством.

Несмотря на то что в качестве элементов системы национальной безопасности США можно рассматривать практически все федеральные министерства и ведомства, деятельность этой системы на различных этапах ее исторического развития традиционно определяется в основном деятельностью нескольких ключевых ее элементов. Кроме СНБ, директора национальной разведки, Министерства внутренней безопасности, к таким элементам относится Министерство обороны США.

Даже беглого взгляда на структуру этого министерства, доминирующего органа в системе органов обеспечения национальной безопасности США, вполне достаточно, чтобы понять его нацеленность не на защиту суверенной территории США, а на обеспечение геополитического лидерства.[33]

В структуре Министерства обороны одним из основных элементов выступают так называемые объединенные командования (Unified Combatant Command), шесть из которых, Африканское, Центральное, Европейское, Тихоокеанское, Северное и Южное, делят между собой на зоны ответственности всю поверхность земного шара; основная масса американских вооруженных сил находится за пределами территории США, дислоцируясь на разбросанных по всему миру военных и военно-морских базах США; в структуре американских вооруженных сил практически отсутствуют оборонительные подразделения, призванные защищать от потенциального агрессора территорию самих Соединенных Штатов.

Внешняя направленность другого ключевого элемента американской системы обеспечения национальной безопасности – Государственного департамента США – вытекает из тех функций, которые в государственном механизме США призвано играть внешнеполитическое ведомство. Действуя совместно с вооруженными силами США, Государственный департамент призван не только поддерживать и развивать отношения Соединенных Штатов с другими государствами мира, сколько оказывать на них необходимое с точки зрения национальных интересов США воздействие, добиваясь от них принятия выгодных для обеспечения национальной безопасности США решений.[34]

В случае невозможности достижения необходимого для США результата лишь средствами дипломатического воздействия на первый план выходит мощь вооруженных сил США со свойственными им приемами и методами достижения внешнеполитических целей. Вполне очевидна и та роль, которая в системе национальной безопасности США с момента ее создания отводилась специальным, прежде всего разведывательным, службам.

Так, вполне очевидна роль разведывательных служб в системе обеспечения национальной безопасности США с момента ее создания. Ведь, с одной стороны, они призваны своевременно обеспечивать политическое руководство США и все остальные элементы системы национальной безопасности разведывательной информацией, более достоверной и полной, нежели той информация, которая могла быть приобретена без задействования специальных сил, средств, форм и методов работы, свойственных разведывательным службам.[35]

А с другой стороны, именно разведывательные службы, в первую очередь ЦРУ, оказались наиболее приспособленными к тайному осуществлению таких операций за пределами США, официальная причастность к которым Соединенных Штатов могла бы оказать крайне негативное воздействие на политический имидж государства и нанести серьезный ущерб международному авторитету США, так называемые тайные операции.

Поэтому более подробно рассмотрим разведку США, ее правовое регулирование организации и деятельности во второй главе, а прежде, чем перейдем к рассмотрению законодательного регулирования национальной безопасности США, рассмотрим концептуальные документы в сфере национальной безопасности США, в частности Стратегию национальной безопасности США в 21 веке.


Страницы: 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф