Меню Услуги

Совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере миграции


Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Нелегальная  миграция и торговля людьми в Европе: взаимосвязь и новые тенденции
  • 1.1. Понятие, причины и криминализация нелегальной миграции в ЕС
  • 1.2. Способы и пути проникновения нелегальных мигрантов в ЕС. Продвижение иммиграционной политики в Европе
  • 1.3. Нелегальная миграция и торговля людьми в России
  • Глава 2. Основные формы торговли людьми и международное законодательство в сфере противодействия торговли людьми
  • 2.1. Торговля женщинами и девочками для секс-индустрии
  • 2.2. Иные формы торговли людьми в Европе
  • 2.3. Основные международно-правовые договоры в сфере противодействия торговли людьми
  • Глава 3. Стратегия по борьбе с торговлей людьми и нелегальной миграцией в ЕС и России
  • 3.1. Правовое регулирование нелегальной миграции и торговли людьми в ЕС
  • 3.2. Национальная политика Италии в сфере борьбы с торговлей людьми и нелегальной миграцией
  • 3.3. Правовое регулирование нелегальной миграции и торговли людьми в РФ
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Среди важнейших прaв человека, закрепленных практически всеми международно-правовыми документами в области прав человека, а также Конституцией РФ, находится право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свoбода труда и иной не запрещенной законом деятельности.

Одним из самых серьезных нарушений фундаментальных прав человека является торговля людьми, представляющая собой тяжкое преступление, в большинстве случаев совершаемое в рамках организованной преступности. Эта проблема носит межгосударственный характер и находится в центре дискуссий на международном уровне на протяжении более чем векового периода. Различные определения торговли людьми были в разное время сформулированы в документах Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Международной организации по миграции, Совета Европы, а также целого ряда форумов и конференций, посвященных данной тематике.

Несмотря на рост объема информации и степени осознания самой проблемы торговли людьми, по-прежнему остается нерешенным вопрос о наиболее точной методике оценки уровня остроты проблемы.Связано это, во-первых, с тем фактом, что данное преступление зачастую протекает скрытно, а, во-вторых, с нежеланием самих жертв заявлять о своей ситуации. В результате, очень трудно делать выводы о реальном уровне торговли людьми на национальной и международной арене. Следует особо подчеркнуть, что данная проблема характерна и для современной России, поскольку Россия является одновременно страной назначения, отправки и транзита жертв торговли людьми. Последнее время в результате увеличения количества мигрантов в Российскую Федерацию эта проблема встала особенно остро. Отсюда — растущее осознание необходимости выработки государственной политики в области противодействия нелегальной миграции и торговли людьми.

Данная проблема в силу  своей масштабности давно уже стала вызовом безопасности и для ЕС. Евросоюз не первый год изучает эту проблему.Комитет Европарламента по борьбе с организованной преступностью и отмыванием обнаружил 880 тыс. современных рабов на территории ЕС. В этом бизнесе замешано около 3600 международных преступных группировок.Торговля людьми стала доходным бизнесом в Европе — она приносит 25 млрд. евро в год. В рабских условиях трудятся около миллиона человек, посчитали в Европарламенте. Большую часть современных рабов составляют женщины и девочки. Их заставляют заниматься проституцией, принуждают к тяжелому труду и совершению тяжких преступлений.

Все вышесказанное делает крайне актуальным анализ практической деятельности по противодействию нелегальной миграции и торговли людьми в Европе, где подобный опыт уже накоплен. В первую очередь, это относится к странам Европы, в которых государственная политика в этой сфере интенсивно обсуждается, прорабатывается, законодательно закрепляется и реализуется на практике. Активные меры, принятые государствами  Европы в целях предотвращения и борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми, обеспечили создание механизма противодействия данному виду преступления.

Соответственно, механизмы противодействия нелегальной миграции и торговле людьми, разработанные в странах  Европы, могут стать хорошей основой для разработки комплексной государственной политики Российской Федерации по противодействию торговле людьми, которая бы включала, среди прочих мер, принятие национального законодательства, создание общероссийского национального плана действий по борьбе с нелегальной миграцией, торговлей людьми и выработку механизма реализации данного плана.

Все вышеназванное свидетельствует об актуальности исследования проблем торговли людьми и миграционной политики ЕС и России.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования государственными органами власти России (ФМС России,Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации) опыта ЕС в области регулирования нелегальной миграции.

 Объектом исследования является государственная политика противодействия нелегальной миграции и  торговле людьми в странах  Европы.

 Предметом исследования являются факторы, способствующие эффективности реализации общенациональных планов действий по противодействию торговли людьми и нелегальной миграции.

Цель работы — определить основные меры по регулированию нелегальной миграции и борьбе с торговлей людьми в России и ЕС, разработать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

Задачами данной работы являются:

— правовой анализ политики ЕС по борьбе с нелегальной миграцией и торговлей людьми;

-определение факторов, влияющих на установление отдельных нелегальных миграционных потоков в страны ЕС;

— правовой анализ проблемы нелегальной миграции и торговли людьми в  ЕС;

— показать особенности формирования государственной политики противодействия торговле людьми и нелегальной миграции в ЕС;

— правовой анализ проблемы нелегальной миграции и торговли людьми в России;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

-выявление основных тенденций совершенствования борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми в ЕС;

-выявление основных   тенденций  совершенствования борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми в России.

Новизна работы заключается в следующем:

-установлены основные направления и недостатки регулирования миграционной политики ЕС и России;

-определены главные тенденции совершенствования борьбы с нелегальной миграцией и торговлей людьми в ЕС и России.

— дан комплексный анализ государственной политики противодействия нелегальной миграции и торговле людьми в странах Европы;

— определены основные параметры оценки эффективности противодействия торговли людьми;

— сформулированы базовые положения, которые должны быть учтены при формировании государственной политики противодействия нелегальной миграции и  торговле людьми в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования данной работы составили нормативные правовые акты Российской Федерации и ЕС, а также научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области прав человека,  предотвращения торговли людьми и нелегальной миграции, таких известных российских научных деятелей как Л.М. Энтина,М.М. Бирюковой, О.Ю. Потемкиной, Е.А. Сысолятиной, Е.В. Торкуновой, И.М. Дзялошинского и работы иностранных специалистов в данной области K.Коданьоне, S. Carrera, M.Ambrosini,M. Morici,G.Campani,DeBonis, E. Collette, S. Peers,  M. Jaroszewicz, L.Szerepka, W. Sally, T. Balzaq, P. Sorensen.

Информационную базу составили документы и материалы Международной организации по миграции, Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах ЕС, международные соглашения, заключенные РФ, международные соглашения, заключенные ЕС, международные соглашения в области прав человека и предотвращения торговли людьми, законодательство Европейского Союза и национальное законодательство Италии в данной сфере.

При написании работы применялись общенаучные и специальные методы научного познания, включая метод системного анализа нормативно-законодательных актов ЕС и России в области миграционной политики и торговли людьми, сравнительно-правового анализа, метод прогнозирования, а также статистический метод. Среди специально-научных методов в исследовании использовались исторический, сравнительный, нормативно-ценностный и функционально-структурный подходы.

Структура работы состоит из введения, основной части, содержащей три главы, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1 «Нелегальная  миграция и торговля людьми в Европе: взаимосвязь и новые тенденции» содержит анализ основных проблем, связанных с нелегальной миграцией в странах ЕС, характеризует основные факторы, причины нелегальной миграции и торговли людьми, раскрывает способы и пути проникновения нелегальных мигрантов в Европу.

Глава 2 «Основные формы торговли людьми и международное законодательство в сфере противодействия торговли людьми» раскрывает сущность основных форм торговли людьми и содержит анализ международных нормативно-правовых актов в сфере противодействия торговли людьми.

Глава 3 «Стратегия по борьбе с торговлей людьми и нелегальной миграцией» содержит анализ нормативно – правовых актов ЕС,Италии и России в области регулирования миграционных потоков и торговли людьми, раскрывает основные тенденции и направления в противодействии нелегальной миграции и торговли людьми.

В заключении работы раскрываются основные достижения в борьбе с нелегальной миграцией в ЕС и России, а также подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере регулирования вопросов нелегальной миграции.

Практическая значимость работы: состоит в том, что в ней содержатся конкретные рекомендации по совершенствования деятельности в области противодействия нелегальной миграции и торговли людьми в Российской Федерации. Основные положения и выводы могут быть использованы в работе органов государственной власти и общественных организаций по научному обоснованию совершенствования механизма противодействия торговле людьми в условиях выработки стратегии в данной сфере на государственном уровне.

 

Глава 1. Нелегальная миграция и торговля людьми в Европе: взаимосвязь и новые тенденции

1.1. Понятие, причины и криминализация нелегальной миграции в ЕС

В последнее время миграция населения приобрела беспрецедентное значение по причине своего масштаба, распространения на все страны мира. Правительства стран вполне благожелательно воспринимают циркуляцию товаров и капиталов, при этом гораздо более негативно реагирует на передвижение людей. Резкое ограничение доступа на европейские рынки труда населения из стран с более низким уровнем жизни, начавшееся еще в 70 — е годы прошлого столетия, породило феномен нелегальной иммиграции, который в начале XXI века принял самую опасную форму.

Криминализация нелегальной миграции населения в страны ЕС давно уже стала вызовом безопасности для Европейского Сообщества. Именно нелегальная иммиграция в ЕС, совершаемая с помощью преступных группировок является первопричиной приводящей к торговле людьми. Торговля и транспортировка людей привела к возрождению современного вида рабства.Следовательно, проблему торговли людьми, прежде всего, необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с проблемой нелегальной миграции, как части единого целого.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В соответствии с определением Комиссии ЕС, нелегальным считается иммигрант, который въехал незаконно на территорию государства-члена ЕС через сухопутные, морские или воздушные границы, включая транзитные зоны аэропорта самостоятельно или с помощью криминальных группировок.

Незаконный ввоз мигрантов — это преступление, предусматривающее получение финансовой или иной материальной выгоды от незаконного въезда в какое‑либо государство любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Практически все страны мира сталкиваются с этим видом преступности как страны происхождения, транзита или назначения мигрантов, которых незаконно провозят жаждущие наживы преступники. Незаконный ввоз мигрантов, приносящий колоссальные доходы тем, кто им занимается, подпитывает коррупцию и усиливает организованную преступность.

Деление нелегальной иммиграция на «контрабанду людей» (humansmuggling), которая осуществляется с согласия мигранта, и «торговлю людьми или трафик» (humantrafficking) с целью эксплуатации было введено Протоколами к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Конвенции Палермо), принятой в декабре 2000 года. Термин «облегченная нелегальная иммиграция» (facilitatedillegalimmigration), который применяется в Евросоюзе, по существу объединяет эти два понятия по одному признаку: специализирующиеся на нелегальной иммиграции группы и лица «облегчают» иммигранту доступ на теppиторию ЕС. Однако, разделение все же признается законодательно, хотя зачастую трудно на практике распознать, каким способом иммигрант проник на территорию ЕС. Контрaбанда людей считается прeступлением прoтив государства, когда нарушаются его границы и закoны. Трафик – гopaздo более тяжелое преступление не только против государства, но и личности. Конвенция о Еврoполe oпределяет «контрабанду» иммигрантов как «преднамеренные действия с целью финансового обогащения по облегчению въезда, проживания и найма на рабoту в государствах-членах ЕС, c нарушением существующих в стране правил и условий». Данный вид «oблегченнoй нелегальной иммиграции» включает, таким oбразом, изгoтовление и снaбжениеим мигрaнтoв фальшивыми въeздными документами и видами на жительство, обеспечение транспортировки к месту назначения.

Существует множество причин, по которым нелегальные мигранты отправляются в Европу. В первую очередь, это военные внутригосударственные конфликты, распад многонациональных государств, природные катаклизмы или экологические проблемы, дискриминация, политическая нестабильность или тяжелая экономическая ситуация.

Одновременно с этими факторами действуют и «притягивающие факторы», благoдаря которым страна назначения представляется иммигрантам привлекательной. Прежде всего, это потребность в иностранной рабочей силе, экономическая, политическая и социальная стабильность и, что также немаловажно – традиционно существующие культурные и родственные связи между странами исхода мигрантов и назначения.

Одной из причин роста нелегальной миграции и торговли людьми в Европе стал финансовый кризис. Большая часть людей, попадающих в ловушки преступных банд, путeшествуют в развитые страны Европы в надежде найти работу и создать себе хорошую жизнь, но ввиду того, что европейские государства установили тяжелые условия для принятия мигрантов из бедных и даже слабых стран Европы, в том числе Болгарии и Румынии, у потенциальных мигрантов остается только один выбор. И они выбирают нелегальную иммиграцию. Таким образом, лица, желающие жить в развитых странах Запада, например в Германии, отдают все свое имущество мафиозным бандам, чтобы отправить их в ту или иную западную страну. Они получают разные суммы денег от лиц, желающих контрабандным образом проникать в развитые западные страны. Самая минимальная сумма – 1000 евро. Недавно Еврокомиссия объявила в своем отчете, что банды, занимающиеся контрабандой людей в мире, имеют ежегодные доходы более 40 млрд. долларов. На самом деле, после контрабанды наркотиков и оружия, людская контрабанда является одним из самых доходных бизнесов для криминальных банд.

Преступные группировки создают свои собственные рынки нелегальных мигрантов.При этом наблюдается полнейшее пренебрежение безопасностью мигрантов, например использование утлых, по существу не пригодных для морских путешествий лодок; перевозка людей в контейнерах, ящиках, багажниках и другими способами, без всяких гарантий не только здоровью, но и жизни пассажиров.

Так, по сведениям Управления ООН по делам беженцев, в 2012 года из 1 тыс. 300 мигрантов из северной Африки, которые смогли нелегально высадиться в Италии, добравшись до ее побережья по морю, 170 человек, т.е. около 10%, утонули. С большими трудностями попасть в Европу африканцы сталкивались и в 2011 году. Во время операции НАТО в Ливии сотни мигрантов утонули в море, не добравшись до берега.

В Протоколе ООН против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протоколе о предупреждении, предотвращении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, торговля людьми определяется следующим образом: «Осуществление с целью эксплуатации: вербовки, перевозки, передачи, сокрытия или получения людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, или путем подкупа в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, которое контролирует другое лицо». Данный вид нелегальной иммиграции приравнивается к рабству: иммигранты в надежде на лучшую долю попадают под полный контроль и в зависимость от хозяина, который вывозит их из страны иногда насильственным путем (похищение), а иногда и при согласии, путем обмана. На основе Протокола ООН в законодательстве ЕС также существует подобное подразделение. В соответствии с рамочным решением Совета ЕС к преступным действиям, которые квалифицируются как трафик людей, отнесены «вербовка, транспортировка с пересадками, укрытие, последующая передача контроля над людьми лицам, их принимающим, если при этом используется принуждение, посредством силы и угроз или похищение; обман и мошенничество; злоупотребление властью; выплаты лицам, имеющим контроль над данным лицом (фактическая купля-продажа)». В рамочном решении употребляются понятия «рабства», «эксплуатации труда и услуг» жертвы трафика, причем порнография приравнивается к видам сексуальной эксплуатации. Серьезных расхождений в международном законодательстве по определению сущности нелегальной иммиграции и ее составных частей не наблюдается, хотя ряд государств ЕС все еще не ратифицировали Конвенцию ООН и Протоколы к ней.

Теневая экономика, складывающаяся при использовании труда нелегальных иммигрантов в сельском хозяйстве, строительстве и обширном секторе обслуживания, занимает от 7 до 16 % ВВП, при этом большинство нелегальных рабочих трудятся в условиях, напоминающих подневольный труд. По данным ведущих специалистов, только 2,8% европейских компаний проходят ежегодную проверку на предмет использования нелегальной рабочей силы, тогда как для обеспечения минимального контроля со стороны государства необходимо осуществлять проверку, по меньшей мере 10% всех компаний и отдельных работодателей. Это означает практические полное отсутствие контроля со стороны соответствующих государственных структур.

Вследствие скрытого характера такого вида преступной деятельности как эксплуатация иностранной рабочей силы и недостаточно развитой законодательной базы, это преступление до сих пор не является приоритетным в борьбе с организованной преступностью, и остается соответственно,в большинстве случаев, безнаказанным. Потребность в дешевой рабочей силе считается главной движущей силой трафика с целью эксплуатации рабочей силы. Нелегальные иммигранты, не имеющие документов, используются на самых тяжелых и вредных работах. На их труде в ЕС основаны сельское хозяйство, строительство, сфера услуг (отели и рестораны, уборка домов). Следует отметить, что нелегальные иммигранты трудятся и во вполне законно функционирующих отраслях хозяйства, однако, ввиду отсутствия легального статуса, не могут воспользоваться социальными гарантиями и законодательством, регулирующим трудовые отношения. Кроме того, нелегальные иммигранты массово вовлечены преступными группировками в организованное попрошайничество, уличный грабеж, изготовление и распространение наркотиков. По данным Международной организации труда, ежегодный доход преступных группировок, занимающихся поставкой рабочей силы, как посредством контрабанды, так и трафика, составляет 44 млрд. долларов; трафик или торговля людьми приносит до 31 млрд. долларов, поставка женщин и детей для занятия проституций – 27,8 млрд.

По исследованию, число жертв торговли людьми в промежутке времени, например, с 2008 по 2010 гг., увеличившись, выросло с 6309 человек в 2008 году до 9528 человек в 2010 году. 68% жертв, зафиксированных в официальном списке, составляют женщины, 2% — девочки, 17% мужчины и 3% -мальчики.

Все вышесказанные факты свидетельствуют о том, что нелегальная иммиграция и торговля людьми уже давно стали вызовом безопасности не только отдельных стран, но и ЕС в целом. Государства – члены ЕС объективно оказались перед необходимостью прийти к согласию по поводу хотя бы минимального стандарта по противодействию криминализованной нелегальной иммиграции, усилению координации действий и улучшению взаимодействия трансграничного сотрудничества между полицейскими, пограничными и иммиграционными службами.

1.2. Способы и пути проникновения нелегальных мигрантов в ЕС. Продвижение иммиграционной политики в Европе

Любой путь, по которому следуют нелегальные мигранты, начинается в стране их исхода за пределами Евросоюза и оканчивается в одной из стран назначения. Транзитные страны располагаются как внутри ЕС, так и за его пределами. Некоторые из соседних стран ЕС используются как главные перевалочные пункты перед заключительным этапом в страну назначения. Изучив слабые места в пограничном контроле и иммиграционном режиме, организованные преступные группы воспользовались определенными маршрутами для переправки нелегальных иммигрантов.

До весны 2011 года главным путем проникновения нелегальных иммигрантов в ЕС оставалась граница между Грецией и Турцией. К примеру, в 2010 году более 63 % попыток нелегального въезда в ЕС было зафиксировано на греко-турецкой сухопутной границе.

В соответствии с докладом Европола о нелегальной иммиграции, Россия тоже включена в число самых проблемных регионов мира – источников нелегальной иммиграции, наряду с Ираком, Турцией, Индией, Афганистаном, Пакистаном, Китаем. Россия является также страной транзита, через нее проходит также несколько путей транспортировки нелегальных иммигрантов – Северный путь, Балтийский и Восточноевропейский. Москва, вместе с Киевом и Стамбулом, считается крупным центом сбора нелегальных иммигрантов, где они «отдыхают», распределяются по маршрутам, снабжаются нужными документами.

Исследования, проведенные в рамках Международной организации по миграции (МОМ), выявили еще несколько путей, которыми транзитные нелегальные иммигранты попадают в европейские страны через территорию России. Активно используется Сибирский или Китайский путь, также в обоих направлениях. Продвижение по этому пути нелегальных иммигрантов облегчено политикой упрощения визового режима и поощрения туризма в Россию из Китая. Сибирский путь соединен с Центрально-европейским: нелегальные иммигранты из Китая попадают через Москву и Прагу в Германию, а также и с Балтийским путем, который признается самым отлаженным. Особенно удобными остаются белорусско-литовская, украинско-польская и польско-литовская границы, которые нелегальные иммигранты пересекают, следуя из России через Белоруссию и Украину в Польшу, и далее на запад. Таким образом, на территории Европейского союза, а также России проложены и успешно функционируют своего рода «трансъевропейские криминальные коридоры», которые, будучи соединенными и с другими континентами, приобретают глобальное измерение.

Отправляясь в поездку на территорию стран Евросоюза при помощи организованных преступных группировок, будущие нелегальные иммигранты часто не имеют необходимых документов, но, тем не менее, путешествуют, прячась лишь в момент пересечения границы.

Странами, наиболее страдающими от притока иммигрантов, являются такие страны как Италия, Мальта, Греция. Это связано с их географическим расположением. В феврале 2011 года хлынул поток иммигрантов из стран Северной Африки путем перемещения на лодках в Мальту и Италию.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Вследствие усовершенствования пограничного контроля, а также и других мер противодействия нелегальной иммиграции в последние годы, организаторы переправки нелегальных иммигрантов вынуждены отказываться от обыкновенных способов пересечения границы и придумывать более сложные комбинации. Например, получив краткосрочную визу или вид на жительство, иммигрант остается в стране после того, как срок действия документа истечет. После истечения срока визы или краткосрочного вида на жительство иммигрант переходит на нелегальное положение. Эта категория нелегальных иммигрантов получила название «оставшийся сверх положенного срока». Отсутствие пограничного контроля между шенгенскими странами значительно упрощает им возможности путешествовать по поддельным документам. Нелегальные иммигранты наделяются, кроме того, фальшивыми приглашениями от компаний и рекомендациями от работодателя, документами, подтверждающими регистрацию на обучение в школах и университетах документы. Однако, по мере усовершенствования технических средств, способных выявить подделки, преступные группировки все чаще используют подлинные документы – краденные или одолженные, которые используются многократно. Преступные группировки учреждают собственные туристические агентства, которые предоставляют полный пакет услуг, включая визы. На службе у криминала множество агентств по найму и компаний по морским перевозкам. Мало того, появились и учебные заведения, которые учреждаются для облегчения получения студенческих виз.

Одним из способов нелегальной иммиграции является заключение фиктивных браков с целью получения студенческих и туристических виз, а также видов на жительство. Еще в 1997 году Совет ЕС в своем решении указал на растущее число случаев подобного проникновения в ЕС и призвал государства-члены принять соответствующие национальные законы. Тем не менее, многие страны ЕС до сих пор не приняли надлежащих мер.

Одна из главных проблем заключается в том, что нелегальные мигранты, как уже было отмечено, въезжает в страну в основном без документов. Контрабандисты и торговцы людьми во многих случаях отбирают у своих жертв паспорта и другие удостоверяющие личность документы или уничтожают их. Кроме того, некоторые мигранты предпочитают не предоставлять информацию о себе или своей родной стране, надеясь на то, что это повысит их шансы на пребывание в стране въезда или защитит членов их семьи, оставшихся на родине. Однако это не дает оснований обращаться с такими мигрантами как с преступниками: во всех случаях должны быть соблюдены справедливые процедуры. Среди мигрантов могут находиться лица, на самом деле являющиеся беженцами.

Исходя из масштабности и опасности этой проблемы, в течении последних десятилетий Европейский Союз постепенно продвигался к установлению общих правовых рамок в области иммиграционной политики на основе заключений саммита в Тампере (октябрь 1999 г.), которые впоследствии получили развитие в Гаагской программе. Методы борьбы с нелегальной иммиграцией, предложенные этой программой,были подробно обоснованы и конкретизированы в нескольких сообщениях Комиссии и планах действий, посвященных как непосредственно нелегальной иммиграции и трафику, так и формированию общей иммиграционной политики ЕС. Наибольший интерес представляет Сообщение Комиссии «Общая иммиграционная политика Европейского Союза: принципы, направления, инструменты», так как в нем получили развитие десять принципов, на которых основывается иммиграционная политика в ЕС, иммиграцией, и особенно с торговлей людьми.

Десять принципов, изложенных в Сообщении Комиссии, легли в основу пятилетней «Стокгольмской программы», которая была утверждена в конце 2009 года и установила приоритеты Европейского Союза (ЕС) развития пространства правосудия, свободы и безопасности на период 2010 — 2014 гг. В ней особое внимание уделяется стратегии борьбы с трансграничной преступностью, включая торговлю людьми, сексуальное насилие, сексуальную эксплуатацию детей и детскую порнографию.

Усовершенствование охраны внешних границ Евросоюза всегда рассматривалось как один из методов противодействия нелегальной иммиграции.

В июне 2005 года в Варшаве начало работать новое Агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Фронтекс (FRONTEX), которое следит за ситуацией на границах в целом, определяя численность иммигрантов, пути трафика и другие показатели. Аналитические данные поступают в Комиссию, Совет и Парламент, которые основываются на них при разработке своих документов. Фронтекс определяет степень серьезности положения на границах – есть ли необходимость начать совместную операцию, а также, какие технические средства следует использовать. Аналитическое подразделение участвует в подготовке операции, а затем систематизирует данные о результатах, готовят полный отчет, который поступает в распоряжение государств-членов.

В соответствии с Лиссабонским договором «третья опора» прекратила свое существование, и полномочия институтов ЕС теперь распространяются на всю сферу внутренних дел и юстиции. В Договоре появился раздел «Пространство свободы, безопасности и правосудия», где соединены вместе положения о полицейском и уголовно-правовом сотрудничестве, а также об иммиграции, охране границ, политическом убежище и сотрудничестве в сфере гражданского права. Все вопросы иммиграционной политики теперь решаются в Совете квалифицированным большинством голосов. Соответственно в Договоре присутствуют положения о учреждении «интегрированной» (совместной) охране границ, а также «общей политики предоставления убежища», подразумевающей формирование «общей системы убежища», «унифицированный статус убежища и временной защиты». Общей названа также иммиграционная политика в целом, причем коммунитаризация (перенесение на наднациональный уровень отдельных сфер деятельности ЕС) касается не только тех областей, где Евросоюз и так был достаточно активен – борьба с нелегальной иммиграцией и заключение международных соглашений о реадмиссии. «Общей» считается и политика по регулированию легальной иммиграции, включая интеграцию иммигрантов.

Таким образом, в настоящее время принимаемые меры, направленные на противодействие нелегальной иммиграции в Евросоюзе, уже имеют свои положительные результаты, но все растущие масштабы, криминализация нелегальной иммиграции, а также использование нелегальными иммигрантами все новых способов проникновения в ЕС требуют необходимости постоянного совершенствования мер по противодействию нелегальной иммиграции, координации эффективных, совместных действий государств-членов ЕС в области иммиграционной политики.

1.3. Нелегальная миграция и торговля людьми в России

С началом проведения политики открытости Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Новымсоциально-экономическим явлением стало резкое усиление внешнего миграционного давления, расширение масштабов притока в страну населения как из бывших союзных республик, так и из стран дальнего зарубежья. Все эти процессы сопровождаются многими проблемами, наиболее актуальные из которых – нелегальная миграция, занятость иностранных граждан, торговля людьми, рост теневой экономики и коррупции.

Среди трех составляющих незаконной миграции – незаконный (нелегальный) въезд, незаконное пребывание и нелегальная трудовая деятельность, наиболее характерной для Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства. По существу, это трудовая миграция, а ее нелегальная форма предопределена сложностью получения необходимых разрешительных документов, заинтересованностью работодателей в использовании дешевой и бесправной иностранной рабочей силы, наличием теневого сектора российской экономики. Нелегальные трудовые мигранты представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и – что важно – социальной защиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений, превращаются в маргиналов. Присутствие этих мигрантов способно провоцировать обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несет за собой угрозу ухудшения криминальной обстановки. Нелегальная трудовая миграция деформирует еще не сформировавшийся национальный рынок труда, расширяет «ниши» теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности страны.

В Россию ежегодно въезжает от 11 до 14 млн. иностранных граждан, это устоявшиеся потоки, которые остаются стабильными уже на протяжении нескольких лет. Основная масса — это граждане стран СНГ.

Говоря о торговле людьми, нужно подчеркнуть, что в России есть множество объективных причин для такого вида преступлений.

Во-первых, как уже было сказано выше, это фактически открытость границ Российской Федерации со странами СНГ; во-вторых, усиление миграционных потоков, как между государствами, так и внутри России; в-третьих, развитая внутренняя торговля людьми в России как одна из сфер бизнеса, в том числе с целью использования рабского труда; в-четвертых, глобализация организованной преступности, расширение возможностей криминальных групп в организации устойчивых каналов поставки «живого товара». Россия при этом рассматривается не только как поставщик, но и как страна назначения и транзита.

Эта проблема стала актуальной для России с 1990-х годов, когда, после распада СССР, в силу экономических, политических и социальных обстоятельств, граждане новых независимых государств в поиске источников средств существования стали, вольно или невольно, вовлекаться в торговлю людьми.

Во второй половине 1990-х годов торговля людьми приобрела масштабный характер. Особое значение сыграли в это время такие факторы, как слабость правоохранительных органов, возросшее внимание криминалитета, организация налаженных международных каналов работорговли, отсутствие соответствующего законодательства и право применения, правовая неграмотность населения, возросшие масштабы незаконной миграции. Россия стала посылающей страной (в основном, в государства Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока), страной приема и транзита (преимущественно, для граждан бывших республик СССР). Одновременно сформировался и внутренний рынок торговли людьми. Все это не могло не привлечь внимания научных работников – в первую очередь, специалистов в сфере миграции, гендерных исследований.

Однако вплоть до начала 2000-х годов реальных подвижек в борьбе с торговлей людьми не отмечалось. Если до 2001г. основными действующими лицами в борьбе против торговли людьми в России были международные и неправительственные организации, то после подписания Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющего Концепцию Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермского протокола), в эту деятельность все активнее начало включаться государство. Последовал ряд действий, которые в итоге привели к принятию новых норм уголовного права, криминализирующих торговлю людьми в России. Основная роль в этой работе принадлежала созданной в 2002 г. Межведомственной рабочей группе комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по подготовке проекта федерального закона о противодействии торговле людьми и ее координатору, Елене Мизулиной.

В преддверии ратификации Россией Палермского протокола в декабре 2003 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) были введены статьи 127.1. Торговля людьми и 127.2. Использование рабского труда, предусматривающие уголовную ответственность за вышеназванные деяния. С этого времени у правоохранительных органов появились реальные возможности борьбы с торговлей людьми (до этого торговцы людьми привлекались по другим статьям УК РФ).


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!