Содержание
Введение
Глава 1. Исторический аспект развитие прав женщин в обществе
1.1. Участие международных организаций в становлении прав женщин
1.2. Генезис прав женщин в России
Глава 2. Правовое положение женщины в современном обществе
2.1. Регулирование трудовых прав женщин в законодательстве РФ
2.1.1. Защита трудовых прав женщин
2.1.2. Проблемы женской занятости
Глава 3. Права женщин в социальном аспекте
3.1. Законодательное регулирование социальных прав женщин
3.1.1. Социальные права работающих женщин
3.1.2. Социальные права неработающих женщин
Глава 4. Права женщин в уголовном законодательстве. Реализация женских прав
4.1. Особенности уголовной ответственности и наказания женщин
4.2. Проблемы реализации прав женщин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Права женщин относится к свободам и правам женщин и девочек всех возрастов. Эти права могут быть или не быть институционали-зированы, игнорироваться или подавляться законом, местными обычаями, и поведением в том или ином обществе. Эти свободы сгруппированы и отличаются от более широких понятий прав человека, поскольку они часто отличаются от свобод, изначально предназначенных для мужчин и мальчиков, в связи с чем, активисты этого вопроса предъявляют претензии историческим и традиционным предрассудкам в отношении соблюдения прав женщин и девочек.
Вопросы, которые обычно связаны с представлениями о правах женщин включают, но не ограничиваются: правом на личную неприкосновенность и автономию; правом голоса (избирательное право); право занимать государственные должности; на труд; на справедливую зарплату и равное вознаграждение, право владеть собственностью; на образование, на службу в армии или право быть призванным; заключать договоры и иметь семейные, родительские и религиозные права.
В России сейчас особое значение приобрела ценность социального успеха. Причем не только для мужчин, но и для женщин.
Появились женщины, которые сознательно хотят добиться успеха в обществе и личного успеха. Но при этом ни они сами, ни будущие их партнеры пока не готовы принять, что жена будет слишком много времени уделять не просто работе, а своему карьерному росту и публичной роли в обществе.
Адаптация женщин к новым условиям связана с большими социальными и правовыми издержками; налицо их неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядов резко отрицательно сказывается на стимулировании активной деятельности женщин.
Существующие национальные механизмы пока не способны обеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всех сферах жизни. Гендерная асимметрия обусловлена отчасти негативным восприятием большинством мужчин активного участия женщин во всех сферах жизни.
Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX в. в России и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная проблема женщин — сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей.
Равенство мужчин и женщин признается одной из ключевых проблем современности. На международном уровне ей уделяется приоритетное внимание. Организации системы ООН, такие как ПРООН, ЮНИФЕМ, ЮНФПА, МОТ, ВОЗ, а также Всемирный банк, признают эту проблему как основополагающую, лежащую в основе устойчивого социально-экономического развития государств.
В международных документах наиболее важным показателем положения женщин в экономике страны является уровень их экономической активности. По оценкам Международной организации труда, в настоящий момент на рынке действует (то есть работает либо активно ищет работу) самое большое число женщин, чем когда-либо ранее. Таким образом, современные женщины во всем мире занимают достаточно активную позицию в сфере экономики, в своих стратегиях занятости и обеспечении своих семей. В российском обществе общемировые тенденции высокой занятости женщин в общественном производстве проявляются таким же образом.
Определение места и роли женщины в обществе является одним из наболевших вопросов современности, а особенно важна сущность и эффективность социально-правовой поддержки женщин.
Женщинам становятся неинтересны традиционные сюжеты: выйти за богатого мужа и иметь полный комфорт. Преобладают женщины, которые хотят быть организаторами своей жизни, с очень высокой ценностью личной независимости. Они не готовы жертвовать своими достижениями ради семьи. Но при этом страдают от одиночества. Это основное противоречие женщин молодого поколения. И этой линии еще предстоит быть в обществе линией напряжения. Вернуть все обратно не удастся, а двигаться вперед сложно[2].
Этим и объясняется актуальность данной темы. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что изменения в различных сферах жизни Российского общества оказывают значительное влияние на положение женщин, реализацию их прав и свобод. В условиях рыночных отношений и экономического кризиса проблемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития общества приобретают особую остроту и требуют выработки единой государственной политики, одним из важнейших направлений которой является её законодательное оформление.
Изучение правового положения женщин сегодня является одной из важнейших и значимых проблем, так как в условиях формирования демократического государства права человека и гражданина провозглашаются «высшей ценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать и защищать эти права и свободы. Вместе с тем, зачастую существует ситуация фактического неравенства правового положения женщин и мужчин, отсутствия равных возможностей для реализации этих прав и свобод.
Проблема правового положения женщин в РФ в последнее время приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
В практическом плане, женщины, проявляя явное недовольство тем положением, которое они занимают в обществе, всё больше выявляют свою непредставленность в различных сферах общественной и политической жизни страны.
Следует отметить, что сложившееся представление о месте и роли правового положения женщин не является адекватным не только важности этой проблемы на сегодня, но и отраслевым параметрам её исследования.
Правовое положение женщин регулируется различными отраслями российского права, что предполагает необходимость разработки единой концепции правового статуса женщин, применительно ко всей отечественной юридической науке. Без этого невозможно разобраться в природе данного явления и выработать практические рекомендации по осуществлению целенаправленной работы по совершенствованию правого положения женщин в современном российском обществе.
Следует отметить, что в одной дипломной работе невозможно проанализировать все аспекты столь сложной проблемы.
Целью данной дипломной работы является исследование правового регулирования прав женщин по законодательству РФ.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- проследить генезис прав женщин России и участие международных организаций в становлении прав женщин;
- исследовать регулирование трудовых, социальных прав женщин;
- раскрыть особенности уголовной ответственности и наказания женщин;
- провести углубленный анализ положения женщин в современном обществе.
- исследовать существующие проблемы реализации прав женщин в России.
Объект исследования являются женщины в Российской Федерации как носители особых прав в рамках общепризнанных гражданских прав.
Предмет исследования является правовое регулирование прав женщин в законодательстве Российской Федерации.
Методологическая основа. Являясь комплексной проблемой, тема дипломного исследования требует использования большого количества разнообразных методов. К её исследованию применимы общефилософский, социально-философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы.
Диалектический метод позволил осуществить комплексный подход к анализу рассматриваемых событий и оценить их с учетом всей совокупности фактов, получить знания о правовом положении женщин через обобщение информации о статусе женщин в различных сферах жизни государства, выявить характерные черты и особенности правового положения женщин в России.
С помощью логического метода приобретались новые знания о правовом положении женщин. С помощью индукции, дедукции и иных правил логики анализировались различные научные теории, определяющие правовое положение женщин.
Сбор, обработка и обобщение источников и литературы осуществлялись мною с использованием формально-юридического метода исследования, который применялся в ходе анализа законодательных актов и проектов законов, расширяющих права женщин. Формально-юридический метод позволил исследовать проблему правового положения женщин в России с помощью специальных категорий; конструкций и знаний юридической науки.
Проблема правового положения женщин рассматривалась в работах множества ученых-правоведов. Особо следует выделить представителей российского трудового права А.А. Абрамову, А.И. Ставцеву, В.И. Семенкова, В.Н. Толкунову, семейного права М.В. Антокольскую, A.M. Белякову, Л.Ш. Махмудову, A.M. Нечаеву, Л.М. Пчелинцева, других ученых С.В. Полениной, Е.А. Баллаевой, О.А. Ворониной, Л.Н. Завадской, Е.А. Здравомысловой, Н.Г. Кареловой.
Нормативно-правовой и информационной базой дипломной работы являлись Конституция РФ, ГК РФ, ТК РФ, СК РФ и другие законодательные акты Российской Федерации, регулирующие права женщин в России.
Научную и практическую значимость дипломного исследования составляют сформулированные в работе выводы, положения и рекомендации, позволяющие расширить современные научные представления о сущности, характере, особенностях правового положения женщин в законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с целью и задачами построена структура дипломной работы. Она состоит из введения, четырех глав, включающих шесть параграфов и четырех под параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Рекомендации и предложения данной работы, направленны на упрочение социально-правового положения женщин в современном российском обществе, могут быть адресованы правотворческим органам федерального, регионального и муниципального уровней, политикам, а также государственным служащим.
Глава 1. Исторический аспект развитие прав женщин в обществе
1.1. Участие международных организаций в становлении прав женщин
Начало целенаправленной деятельности ООН по защите прав женщин относится к 1975 г. Именно этот год был объявлен «Всемирным годом женщины», в рамках особой «Декады женщин» (1975-1985). Законодатели тогда впервые задумались о возможности составления долгосрочных координированных международных программ, верифицирующих присутствие действительного равенства прав и возможностей мужчин и женщин в разных странах мира. Благодаря бурному развитию в указанное десятилетие мирового женского движения в тексты важнейших международных документов удалось внести положения о необходимости выработки эффективных стратегий для реализации не только de jure, но и de facto равенства прав, обязанностей и возможностей для женщин. Среди значимых международных документов, которые заложили основы нового представления об общественном прогрессе, одно из приоритетных мест занимает Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». В ст. 1 части 1 Конвенции давалось юридическое определение понятия «дискриминация», как «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют, включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации, а в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин; принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин; обеспечивать равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. Для достижения гендерного баланса Конвенция предложила использовать как временную меру принцип позитивной дискриминации в отношении женщин. Уточнение этого положения можно найти в итоговых документах серии Всемирных конференций по положению женщин. После конференций в Мехико в 1975 г. и в Копенгагене в 1980 г. особое значение приобрели международные форумы, состоявшиеся в 1985 г. в Найроби и в 1995 г. в Пекине. На III Всемирной конференции по положению женщин в Найроби был принят документ, получивший название «Перспективные Найробийские стратегии» .
Этот документ внес уточнения в само понятие «равенство» мужчин и женщин, которое отныне понимается не только как равенство прав, но и как равенство возможностей: «Равенство является и целью, и средством, с помощью которого отдельным лицам обеспечивается равный правовой режим и равные возможности пользоваться своими правами, развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки, с тем, чтобы эти лица могли участвовать в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и пользоваться его достижениями. В частности, для женщин равенство означает осуществление прав, которых они лишены вследствие дискриминации, имеющей место в области культуры, в организационной структуре, нормах поведения, а также в отношениях мужчин и женщин. Равенство имеет большое значение для развития и мира, поскольку национальное и глобальное неравенство увековечивает несправедливость и обостряет конфликты всех видов».
На IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине были приняты «Пекинская декларация» и «Пекинская платформа действий». В Платформе действий выделены 12 важнейших проблемных областей, в которых сосредоточены основные препятствия на пути прогресса женщин, требующие принятия конкретных мер со стороны правительств и гражданского общества: женщины и нищета; образование и профессиональная подготовка женщин; женщины и здравоохранение; насилие в отношении женщин; женщины в период вооруженных конфликтов; женщины и экономика; участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений; институциональные механизмы улучшения положения женщин; женщины и права человека; женщины и средства массовой информации; женщины и окружающая среда; девочки. Принимая Пекинскую платформу действий, правительство взяло на себя обязательства по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и процесс принятия решений. Это означало, что до принятия решений или начала реализации планов всегда необходимо проводить анализ их последствий как для женщин, так и для мужчин. Всемирная конференция в Пекине опиралась на решения прошедшего в 1994 г. совещания в Вене о положении женщин в Европе, на котором обсуждалась новая концепция, получившая название «паритетная демократия». Разработанная Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека Совета Европы она вобрала в себя идею требования к правительствам и руководящим органам Европейского сообщества принять конкретные меры по обеспечению реального равенства женщин в структурах власти на основе принципа «паритета», т.е. представленности женщин и мужчин в структурах власти по формуле «50:50». Разработчики концепции паритетной демократии так аргументировали свою позицию: «Человечество состоит из мужчин и женщин, которые обладают равным достоинством и равной ценностью… Демократия является подлинной только в том случае, если люди принимаются такими, какими они являются в действительности – не абстрактными, бесполыми существами, а мужчинами и женщинами, каждый и каждая из которых могут быть по-своему полезны обществу». Эта идея получила дальнейшее развитие в специальном документе Совета Европы 1998 г., разработанном Отделом по проблемам равенства между мужчинами и женщинами. Речь идет о включении критериев равенства мужчин и женщин в общую систему организации общества, в центральное русло политики. Мониторинг гендерных последствий социальной политики отныне предлагалось развивать во всех сферах социальной жизни, в том числе и считавшихся ранее гендерно- нейтральными. Английское название этого направления деятельности «gender mainstreaming» получил в русском варианте обозначение «Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин». В документе подчеркивалось, что данная стратегия предполагает
«инкорпорировать аспекты, связанные с равенством между мужчинами и женщинами, во все сферы и на все уровни политической деятельности». При разъяснении этого положения подчеркивалось, что необходимо заменить «традиционные экономические и идеологические показатели … другими, отражающими степень благополучия и комфорта граждан», учитывать реальные потребности женщин и мужчин «в интересах обеспечения более высокого качества их жизни». В течение 1990-х гг. на ряде международных конференций, проводившихся под эгидой ООН, были выдвинуты важнейшие цели и задачи глобального развития. Фактически эти конференции подготовили повестку проведенной в 2000 г. XXIII Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в ХХI веке». В повестку дня сессии было включено 10 вопросов, главными из которых были обзор и оценка прогресса, достигнутого в осуществлении целей, установленных в 12 важнейших проблемных областях Пекинской Платформы действий; дальнейшие меры и инициативы по преодолению препятствий на пути осуществления Пекинской платформы действий. На сессии был принят итоговый документ «Дальнейшие меры и инициативы по осуществлению Пекинской декларации и Платформы действий», в котором правительства подтвердили свою приверженность целям и задачам, изложенным в Пекинской Платформе действий. В документе указано, что, несмотря на наличие существенных позитивных изменений, препятствия сохраняются и по-прежнему актуальна задача продолжения работы по реализации целей и обязательств, сформулированных в Пекине. В то же время в нем подчеркивается, что препятствия не являются непреодолимыми, хотя для их устранения необходима особая политическая воля и достаточный объем ресурсов. В документе при анализе каждой из 12 проблемных областей Платформы действий большее внимание уделяется не характеристике прогресса, а нерешенным проблемам и препятствиям, мешающим достижению полного равноправия и возможностей женщин и мужчин. Документ четко определил те меры, которые правительства должны принять на национальном и международном уровнях. Итогом усилий предшествующих лет стало принятие на Генеральной Ассамблее ООН (Саммите тысячелетия) в сентябре 2000 г. «Декларации тысячелетия». Ее подписали представители 189 стран, в том числе 147 глав государств. В декларации выражается озабоченность проблемами безопасности дальнейшего развития мира и признается, что прогресс, может быть, достигнут только на основе принципов устойчивого развития при экономическом росте, сфокусированном на решение проблемы бедности и обеспечении прав человека. Было выделено несколько основных взаимосвязанных целей развития, стоящих на повестке дня развития мира, которые в дальнейшем получили название «Цели развития тысячелетия». Лидеры стран договорились об установлении привязанных к конкретным срокам и поддающихся оценке целей и показателей в области борьбы с нищетой, голодом, болезнями, неграмотностью, ухудшением состояния окружающей среды и дискриминацией в отношении женщин. Страны-члены ООН взяли на себя обязательство достичь этих целей к 2015 г. Для отслеживания прогресса в достижении 8 основных целей на глобальном, национальном и местном уровнях (ликвидация крайней нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования; поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение экологической устойчивости; формирование глобального партнерства в целях развития) было поставлено 18 более конкретных задач и отобрано 48 показателей для оценки успешности их решения. Главная задача, стоящая перед мировым сообществом – как развитыми, так и развивающимися странами, – заключается в мобилизации финансовой поддержки и политической воли, активизации усилий правительств, изменении приоритетов и политики развития, создании потенциала и вовлечении партнеров из гражданского общества. С тех пор Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун неоднократно докладывал мировой общественности о ходе осуществления «Декларации тысячелетия». В 2007 г. он призвал государства- члены ООН сотрудничать в деле обеспечения гендерного равенства, расширения возможностей женщин и их защиты от насилия и дискриминации.
Со своей стороны он пообещал добиваться улучшения положения женщин в Секретариате ООН и укрепить его гендерную архитектуру. Обратившись к участникам тематических неофициальных дебатов Генеральной Ассамблеи по проблематике гендерного равенства и расширения прав женщин, которые прошли в штаб-квартире ООН, Пан Ги Мун заявил, что наделение женщин всеми правами и предоставление им всех возможностей для самореализации не самоцель, а условие построения более здоровых, более образованных, мирных и процветающих обществ. Приветствуя принятие резолюции 63-й Генеральной Ассамблеи о создании нового единого подразделения ООН по гендерным вопросам и улучшению положения женщин (2008), Пан Ги Мун обратил внимание на достижения в сфере обеспечения гендерного равенства в системе ООН. В частности, он сообщил, что в ранге его заместителей работает девять женщин, в период его нахождения на посту число женщин на руководящих постах ООН выросло на 40 %, и он гордится тем, «что назначил больше женщин на руководящие посты, чем когда-либо ранее в истории ООН». Кроме того, Совбез ООН решил усилить борьбу с сексуальным насилием в войнах. 30 сентября 2009 г. он принял резолюцию, осуждающую сексуальное насилие в военных конфликтах как средство достижения боевых целей. По условиям документа будет создана новая должность посланника ООН по координации усилий по борьбе с сексуальным насилием на войне, а при участии Пан Ги Муна будет организована группа экспертов, задачей которой станет консультация правительств стран относительно того, как пресекать этот опасный вид военных преступлений. Подводя итоги, следует подчеркнуть, во-первых, что тема равенства женщин и мужчин перестала толковаться как тема тождественности их прав. Различия признаны существующими, но не являющимися следствием биологических различий между мужчинами и женщинами, а именно сохраняющимися благодаря социально предопределенным ролям каждого из полов. Под равенством отныне понимается равное положение, независимость, ответственность, всеобъемлющее участие во всех сферах общественной и частной жизни. Во-вторых, в отношении равноправия женщин мировая законодательная практика сделала шаг вперед как в плане признания за женщинами не только всего комплекса прав, которые даются мужчинам, так и ряда особых, специфических прав, обусловленных репродуктивными функциями женщин. В-третьих, важным приобретением последних лет стало включение в политический дискус этического понятия справедливости (достижение демократии, при которой женщины с мужчинами равны, понимается как реализация принципа справедливости), а «позитивная борьба с существующими структурами власти и стереотипными с точки зрения пола ролями для того, чтобы добиться структурных изменений на всех уровнях и, в конечном счете, нового социального порядка» как эффективный инструмент достижения этой справедливости. В- четвертых, по мере реализации принципов, изложенных в вышеперечисленных международных документах, стало очевидным, что именно государство и его органы способны содействовать (или напротив, противодействовать) программам гендерного равенства. Если государство и его органы выделяют финансовые средства и административные ресурсы, если проводятся мониторинги и делаются на их основе выводы, – задуманные идеи осуществляются много быстрее. Однако программы такого рода не могут быть универсальными. Полное и равноправное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества. Так изложено в Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в 1993 г. В свою очередь Российская Федерация присоединилась к большинству международных обязательств в отношении соблюдения прав женщин.
1.2. Генезис прав женщин в России
Исследуя правовое положение женщин по римскому праву, мы видим, что на протяжении, всего существования римского государства объем правового положения женщины был ограниченным, по сравнению с объемом статуса мужчины. Но, несмотря на неравноправное положение женщины и мужчины, по мере развития римского государствообразующего общества и осознания роли и места женщины в обществе, наблюдается тенденция расширения объема правового положения женщины при помощи юридических средств. То есть, римское государство осознает необходимость повышения роли женщины для дальнейшего успешного прогресса общества. Отсюда начинает складываться специальное понятие «правовое положение женщин». Хотя по римскому праву правовое положение женщин и имеет существенное различие, по сравнению с современным его представлением, но фактом остается то явление, что правовое положение женщин в юридическом смысле начинает складываться именно в римском государстве.
Идеи римского права, касающиеся правового положения женщин, в дальнейшем повлияли на становление и развитие европейского права, особенно в сфере охраны фундаментальных прав человека (женщины, в частности).
Законодательные нормы, касавшиеся имущественного статуса представительниц разных классов и социальных групп и действовавшие в период от Русской Правды (РП) до первого общерусского Судебника, уходят корнями в глубокую древность, в эпоху складывания феодальных отношений. Первое упоминание о полномочиях женщин на владение определенным имуществом содержит уже один из наиболее ранних юридических памятников – Договор 911 г. Олега с Византией, утвердивший право женщины сохранить за собой часть общего с мужем имущества даже в случае, если муж совершил убийство и предстал перед законом. Иными словами, в том имуществе, которое получала жена преступника «по закону», имелся и ее собственный выдел, «часть», отдельная от мужниной (ибо в статье речь идет об отдаче «его части», т. е. части мужа, родственникам).
Понятие «часть», на которую имела право и которой располагала женщина, вошло в юридический быт вместе с первой кодификацией законов. О ней упоминается в статьях Пространной Правды (ПП) об имущественных правах женщин в семьях смердов, «свободных мужей» и привилегированного сословия. О том, что и «робы» могли обладать какой-либо собственностью, нормативные источники столь раннего времени ничего не сообщают.
Женское имущественное владение, именуемое в РП «частью», вероятно, включало приданое и не входящее в его состав некоторое парафернальное имущество – собственность жены, которой она могла распоряжаться по своему усмотрению. Термин «приданое» появляется в актах не ранее конца XV в. (в Судебнике 1497 г. есть упоминание о «приданом холопе»).
Кредиторы мужа обращали свое, взыскание против жены, подтверждает наличие у жены определенного имущества. В Уставе князя Ярослава муж предстает посягателем на имущество супруги. Ст. 36 Псковской судной грамоты (ПСГ) также свидетельствует о том, что жена могла являться истцом в деле взыскания долга по неформальным документам. Договор Новгорода с немцами 1269 – 1270 гг. подчеркнул не только отсутствие общности имущества супругов, но и наличие тайной ипотеки на имуществе жены, т. е. невозможность использования ее имущества под залог имущественных сделок мужа. (Материальную ответственность за долги мужа жена несла лишь в случае его смерти, став наследницей его движимости и недвижимости).
Большую часть жизни женщина IX – XVI вв. проводила в семье.
Отсутствие права свободного выбора женщиной жениха рассматривается как серьезный аргумент в пользу тезиса о приниженном социально-правовом положении русских женщин в IX – XVI вв. Поскольку брачный сговор имел, прежде всего, характер имущественной сделки, заключительное решение действительно принималось родителями или родственниками невесты.
Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Л.В. Бабаева констатирует, что женские гражданские права вплоть до XX века были ущемлены.
Заключение «вольными» женщинами в XV в. браков с представителями непривилегированных сословий является неоспоримым свидетельством самостоятельного решения ими этих вопросов. При заключении таких браков ограничения исходили со стороны не родственников, а феодала-холоповладельца.
К концу XIII в. согласие сторон на брак стало фиксироваться в брачном договоре, или ряде, составлением которого занимались сваты или родственники. Элементы этой традиции встречаются в Уставе Ярослава Владимировича.
Узаконение различных поводов к разводу, правом на который в древнерусском государстве обладали женщины разных сословий, свидетельствует об относительно высоком для средневековья юридическом статусе древнерусских женщин.
Наиболее полно круг прав и обязанностей жены в семье XVI века был сформулирован «Домостроем» – сводом правил поведения горожан, составленный священником Сильвестром.
Также рассматривая эту часть вопроса необходимо затронуть проблему обучения женщин в это время. Первые сведения об обучении девочек в России относятся к XI веку.
Характер феодального законодательства на Руси IX – XVI вв. был предопределен его классовой природой, поэтому общественные права древнерусских женщин должны рассматриваться с учетом социальной иерархичности феодально-сословного государства. Устав князя Ярослава иллюстрирует зависимость меры наказания от статуса женщин в классовом обществе.
Светское законодательство не оговаривало размеры ответственности за преступления именно женщин. Штрафы дифференцировались в зависимости не от пола, а от социально-классовой принадлежности преступника или преступницы. В то же время церковные нормативы представляют большую группу проступков, за которые женщина обязана была нести наказание (вне зависимости от социально-классовой принадлежности – штрафы не дифференцированы).
Несмотря на то что на основании РП можно судить об утверждении уже в X в. системы индивидуальной уголовной ответственности, тем не менее в ней же имеется и статья о выдаче свободного человека за «разбой» вместе с женой.
В древнейший период отечественной истории суд носил, как известно, состязательный характер и обе стороны считались истцами. Уже Устав князя Владимира представляет женщину конца XII – начала XIII в. полноправной участницей судебного процесса, а нормативные документы Псковской и Новгородской феодальных республик дают представление о механизме судебного поединка с участием женщины.
Примечательно, что в XIV в. была зафиксирована процессуальная дееспособность женщин не только привилегированного сословия, но и зависимых в случае тяжбы с господином.
В процессе кодификации семейно-имущественного и завещательного права по Соборному уложению 1649 года определялось безусловное наследственное владение вотчинами не только сыновьями владельца, но и при их отсутствии дочерьми и их детьми.
В связи с необходимостью обеспечить существование матерей, жен и детей погибших служилых людей вдовы-матери и жены пожизненно получали часть поместий в прожиток.
Прожиток способствовал развитию личных прав на недвижимость членов семьи женского пола.
По указу 1714 года женщина высших сословий получала возможность наследования всего недвижимого имущества супруга.
С 1715 года женщина обретает возможность самостоятельного распоряжения приданым, однако сделки совершались лишь с согласия мужа.
Для первой четверти XVIII века была характерна положительная тенденция в процессе развития имущественных прав женщин.
Развитие брачно-семейных отношений на протяжении XVIII века претерпело значительные изменения. Женщина как субъект семейных отношений получает больше прав и свобод по поводу заключения брака или расторжения, не смотря на его столь сложную процедуру. Насильственное замужество уходит в прошлое, на смену ему приходит брак по взаимному согласию будущих супругов.
Так же можно отметить, что в это время произошла гуманизация семейных отношений, которая напрямую зависела от развития гражданского законодательства. Это выражалось в повышении брачного возраста до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин, в установлении единообразных поводов к разводу для мужчин и женщин.
В допетровской России не только государственность, но и общественная жизнь строилась как бы только для мужчин. Но уже в XVIII веке получают свое новое развитие женское образование и воспитание. Фактически в это время женщина пытается завоевать право на место в обществе и культуре.
Но идея просвещения всех дворянских женщин возникла лишь во второй половине XVIII века. И этот проект был обязан своим воплощением Екатерине II.
Становление женского образования в России также было связано с именем известного деятеля культуры И. И. Бецкого (1704–1795 гг.).
Не стоит забывать и о вкладе, который внесла в развитие женского образования Е. Р. Дашкова. Первая русская женщина XVIII века, которая занимала столь ответственный пост – она была одновременно директором Академии наук и президентом Российской Академии. Это был не только первый, но и исключительный случай в русской истории. В этой женщине совмещался тип великосветской женщины-покровительницы наук и искусств, и самостоятельной деятельницы в этой области, как ученой и писательницы. Оно являлась и основателем журнала «Собеседник любителей Российского слова».
Реализация ряда мер по обучению женщин способствовала развитию их социальной активности.
В крепостной России права и свободы личности были ущемлены. Г. Г. Силласте считает, что в гражданском праве и имущественном наследии приоритет оставался за мужчинами. Семья была основана на авторитаризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представительницы всех сословий не получали образования. Право женщин на труд было ограничено (без охраны материнства и детства), оплачивался он на 30% ниже мужского. Особенно тяжелым был труд крестьянок.
С отменой крепостного права, а затем с реформой образования в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие.
А.А. Денисова утверждает, что формирование гражданского общества, деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для развития женского движения и формирования нового типа женщины: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, — способствовало распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины в государстве, семье.
С начала XIX века женский вопрос в России, являлся сложной социальной проблемой, охватывающей экономические, политические, правовые, этнические, психологические стороны эмансипации (освобождения) женщин – защитники их прав и интересов впервые в истории России привлекли внимание общества к разнообразным проявлениям женского неполноправия. Одной из наиболее важных сторон женского вопроса стала проблема изменения положения женщин в семье, достижения их равенства в семейно-имущественных отношениях, расширения возможностей развода. Прогрессивно настроенные юристы XIX столетия требовали пересмотра в действующем «Своде законов» статьи о том, что «жена обязана повиноваться мужу». В сохранении решающей роли родителей при заключении брака они видели «отсталость семейного законодательства», а в существовании обычая регистрировать заключенные браки в церкви – препятствие к свободе разводов и основание к ущемлению прав незаконнорожденных детей. Один из выходов из создавшегося положения мыслился как достижение экономической независимости женщин от супругов и родственников.
До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и содержанию союзы, клубы, движения, целью которых провозглашалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интересов и прав.
Революция 1917г., первая Конституция утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни — политической, гражданской, трудовой, образовательной, социальной.
Л.В. Бабаева приурочила начало женского движения в России к 1918 году. Был созван Всероссийский съезд женщин (1918 г), созданы женские отделы культурной, воспитательной, организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы «Работница», «Крестьянка»), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр «Библиотечка для женщин».
Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом не изменили.
Ряд современных исследователей утверждают, что в настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня — борьба с явной и скрытой формой дискриминации.
4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Л.В. Бабаева отмечает, что для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера — наличие квот (условно 30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов).
В соответствии с конституцией РФ гражданам гарантировано отсутствие любой дискриминации, в том числе и по половому признаку. Принципы и нормы международного права и международные договоры РФ по борьбе с различными формами дискриминации являются составной частью правовой системы России, однако очень часто они не соблюдаются.
С перестройкой произошло резкое сокращение сферы услуг, детских дошкольных учреждений, поэтому женщине необходимо сочетать работу и дом, что требует значительных физических и духовных сил. Остается мало времени на восстановление работоспособности, в результате подрывается здоровье.
На сегодняшний день государством разработан ряд мер по поддержанию профессиональной занятости женщин, повышению их конкурентоспособности во всех сферах жизни. Ведущая роль в данном процессе принадлежит федеральной службе занятости, которая ставит своей целью не только трудоустроить женщин, но и помочь им адаптироваться в новых экономических условиях.
Далее в представленной дипломной работе будут рассмотрены права женщин в ракурсе уже предпринятых попыток борьбы Российской Федерации законодательным путем на данном поле.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф