Меню Услуги

Правовое регулирование прав женщин по гражданскому законодательству РФ. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4


Глава 3. Права женщин в социальном аспекте

3.1. Законодательное регулирование социальных прав женщин

Все трудоспособные граждане России являются налогоплательщиками. Уплачиваемые ими (нами) налоги поступают в бюджет соответствующего уровня (федеральный, субъекта РФ, местный), а уже из бюджета средства расходуются на определенные цели, установленные законами — Бюджетным кодексом РФ и законами о бюджете соответствующего уровня.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить реализацию социальных прав, закрепленных в Конституции РФ и в действующих законах, то есть создать такую систему (системы), которая позволяла бы их осуществлять, а не только красиво продекларировать. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Можно сказать, что положения о социально-экономических и культурных правах перешли в российскую Конституцию «по наследству», из советской Конституции.

Социальное государство представляет собой политическую систему, в которой осуществляется перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости, ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Такое государство оказывает помощь, когда люди не в состоянии обеспечить себе минимальный прожиточный уровень.

Социальное обеспечение лиц, по тем или иным причинам лишенных возможности зарабатывать себе на достойную человека жизнь и не имеющих иного источника дохода, существует обычно в двух формах: социальное страхование и социальная помощь.

Социальное страхование осуществляется, как правило, работодателем и самим работником, которые платят в соответствующие фонды обязательные взносы. Из этих взносов выплачиваются пенсии и пособия. Лицо может прибегнуть к добровольному социальному страхованию и имеет право на дополнительные пенсии и пособия.

Социальная помощь оказывается государством или местным территориальным коллективом (городом, общиной и т.п.) лицам, которые оказались в бедственном положении, не имея права на обеспечение по социальному страхованию, либо которые получают из фондов социального страхования столь малые суммы, что не могут нормально существовать.

Таким образом, вся система социального обеспечения складывается из двух основных направлений: а) поддержка трудоспособных людей, способных обеспечить себя и свои семьи, что находит свое воплощение в создании системы обязательного и добровольного страхования; б) поддержка уязвимых групп населения, которые не в состоянии обеспечить себя, то есть собственно система социальной помощи.

Согласно данным социологической службы, в последние годы наметилась тенденция увеличения числа безработных женщин — более 72 % всего активного населения. Особенно страдают матери-одиночки, женщины, имеющие маленьких детей, матери, воспитывающие ребенка-инвалида, молодые женщины, еще не имеющие опыта работы, после окончания учебных заведений, женщины, чей возраст близок к пенсионному, а также многочисленная «армия» жен военнослужащих, несмотря на то, что большая часть безработных женщин имеет высшее и среднее специальное образование. Приведём немного статистики: около 80 % многодетных матерей в настоящее время остались без работы.

Женщины — особая социально-демографическая группа. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. они составляют 53,7% всего населения РФ.

Основная причина выделения женщин в особую социально-демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной работы — выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.

В Российской Федерации современная государственная политика в отношении женщин основана на идейно-теоретическом течении либерального феминизма — феминизме равенства. Феминизм равенства пытается реализовать проект социального устройства, в котором обеспечивалось бы полное равенство прав женщин и мужчин, т.е. по существу было бы преодолено экономическое разделение труда между полами. Это предполагает паритетное участие женщин в традиционном мире мужчин (политике, бизнесе и т.д.), практически не затрагивая основ существующего социального порядка.

Это нашло своё отражение в Конституции Российской Федерации (1993 г.), где в п.3 статьи 19 говорится о равноправии мужчин и женщин, а также в Указах Президента РФ, в постановлениях Правительства Российской Федерации. Ещё до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» от 4 марта 1993 г. № 337. Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостной государственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

Главной целью государственной политики в отношении женщин в РФ провозглашено полное и равноправное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях. «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года №6) основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью прав человека.

Основы государственной политики по обеспечению гендерного равноправия женщин изложены в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания от 20 ноября 1997 года №1929-II ГД «О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин».

В Государственной Думе действует Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, который разрабатывает множество законопроектов по улучшению положению женщин и детей. Комитет внес ряд поправок к проекту федерального закона № 129102-5 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», принятым 24 декабря 2008 года. А также «О внесении изменений в статью 115 Семейного кодекса Российской Федерации» (о повышения ответственности за несвоевременную уплату алиментов), принятым 2 апреля 2008 года; «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (о повышении ответственности родителей за воспитание детей).

Большую продержку женщинам и детям оказывает государственная семейная политика. Цель и главные принципы государственной социальной политики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах.

Большое значение в государственной политики по улучшению положению женщин имеет также ГОСТ Р 52886-2007 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам, в котором разъяснены права на получение социальных услуг женщинам в центрах и учреждениях социального обслуживания.

Вся система социального обеспечения складывается из двух основных направлений: а) поддержка трудоспособных людей, способных обеспечить себя и свои семьи, что находит свое воплощение в создании системы обязательного и добровольного страхования; б) поддержка уязвимых групп населения, которые не в состоянии обеспечить себя, то есть собственно система социальной помощи.

В дальнейшем речь пойдет о системе социального обеспечения, направленной на трудоспособных людей.

3.1.1. Социальные права работающих женщин

В настоящее время различаются три вида государственного, то есть обязательного, страхования: пенсионное, медицинское и социальное. Это означает, что размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости зависит в первую очередь от страхового стажа — от количества и размера уплаченных взносов.

Все основные выплаты и пособия, которые получают работающие женщины, имеют страховой характер. Право на социальное обеспечение гарантируется Конституцией РФ. Кроме того, государство, проводя свою демографическую политику, осуществляет защиту материнства и детства, оказывает целенаправленную помощь семье и детям.

Основное право, которым обладают женщины — право на получение страхового обеспечения, естественно, при соблюдении условий, предусмотренных законом. Страховое обеспечение — это и есть те выплаты, которые производятся в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Видами страхового обеспечения являются следующие выплаты:

⎯ пособие по временной нетрудоспособности;

⎯ пособие по беременности и родам;

⎯ единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

⎯ единовременное пособие при рождении ребенка;

⎯ ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Право на социальное обеспечение женщина может реализовать в случае наступления страхового случая.

Однако право на пособие возникает не просто так, а лишь с учетом уплаты страховых взносов работодателем в течение того периода, который установлен данным законом. Именно поэтому женщине так важно иметь возможность реализовать свое право на беспрепятственное получение от страхователя справки о сумме заработка, информации о начислении страховых взносов, осуществление контроля над их перечислением в ФСС, а также право обращения к работодателю с запросом о проведении проверки правильности выплаты страхователем страхового обеспечения. Для каждого случая обеспечения пособием в связи с наступлением того или иного страхового случая закон устанавливает свои требования.

Каждая женщина должна помнить, что размер пособия по временной нетрудоспособности составляет при страховом стаже 8 и более лет — 100% среднего заработка; при стаже от 5 до 8 лет — 80%; при стаже до 5 лет — 69% (ч.1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании…»).

Другой важный вопрос, затрагивающий, в первую очередь, именно работающих женщин, — размер пособия, который зависит исключительно от страхового стажа.

Пособие по уходу за больным членом семьи (только не ребенка до 15 лет), при стационарном лечении ребенка оплачивается по тем же принципам. Однако размер пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком до 15 лет рассчитывается по-иному: первые 10 дней рассчитывается на общих основаниях, а вот последующие дни — в размере 50 % среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании…»).

В декабре 2010 г. в Федеральный закон «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» было внесено несколько изменений, которые существенно затрагивали интересы работников, в первую очередь беременных женщин и молодых матерей. Причина нововведений объяснялась необходимостью сэкономить средства бюджета ФСС, а также звучали весьма странные рассуждения о том, что некоторые организации повышали своим работницам зарплату незадолго до их выхода в декретный отпуск, тем самым повышая и размер пособия. Кроме того, предлагались такие радикальные меры, как повышение стажа для выплаты пособия в размере 100 % от среднего заработка. Но эти предложения не прошли.

Одно из новшеств затрагивает скорее работодателей, чем собственно работников. Первые три дня временной нетрудоспособности оплачивается за счет средств работодателя (до этого было два дня), а за остальной период, начиная с четвертого дня, оплата временной нетрудоспособности оплачивается за счет бюджета ФСС (п. 1 ч. 2 ст. 3).

Другие изменения, внесенные в закон, касаются нового порядка расчета пособия по беременности и родам, а также ухода за ребенком до полутора лет исходя из размера среднего заработка. Вот эта проблема и стала центральным пунктом возникших разногласий.

Размер пособия (в соответствии с декабрьскими изменениями) рассчитывался исходя из двухлетнего заработка работника. Под давлением общественности формула расчета была смягчена, и очередными изменениями был введен переходный период, в течение которого женщина может использовать прежний порядок расчета, если ей это выгодно. Порядок такого расчета является заявительным, то есть нужно подать заявление работодателю (там, где рассчитывалось пособие). Таким образом, женщины могут выбрать тот вариант, который для них наиболее выгоден.

Внесенные изменения, носившие, впрочем, временный характер, вызвали не только многочисленные жалобы президенту, но и открытый протест молодых матерей и беременных женщин. В связи с этим правительство по заданию президента подготовило — 108 —

очередные изменения в действующий закон о социальном стра-ховании. Последние изменения были приняты Федеральным законом от 25.02.2011 г. № 21–ФЗ.

Суть этих изменений сводится к следующему:

⎯ переходный период, в течение которого сохраняется право выбора женщины на расчет пособия по одному из двух вариантов, сохранится на два года (а не на один) — до 31 декабря 2012 г., то есть в течение этого времени женщины могут рассчитать свое пособие по наиболее выгодному варианту;

⎯ с 1 января 2013 г. в силу вступает новый порядок расчета пособий на основе среднего заработка за два года;

⎯ из этого двухлетнего периода исключается время нахождения в отпуске по беременности и родам, временной нетрудоспособности, отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, дополнительно оплачиваемые дни для ухода за ребенком-инвалидом и некоторые другие, то есть исключаются все те периоды, когда женщина получала ограниченные выплаты вместо полного заработка, что увеличивает общую сумму пособия.

Представляется, что положения, внесенные февральской редакцией закона, являются компромиссом между принципами страхования и проводимой демографической политикой, однако молодые матери оказались в неблагоприятном положении.

Правом на пособие по беременности и родам обладают застрахованные женщины, не только родившие ребенка (детей), но усыновившие его (их). В первом случае длительность декретного отпуска зависит либо от количества рожденных детей, либо осложнений при родах. Во втором случае продолжительность отпуска зависит от количества усыновленных детей. Если же в течение отпуска матери по уходу за ребенком до полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух пособий (по беременности и родам или по уходу за ребенком до полутора лет).

  1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска — 110 —

по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов.

  1. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
  2. В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков (ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании…»).

В отличие от пособия по временной нетрудоспособности пособие по беременности и родам оплачивается в размере 100 % среднего заработка застрахованной женщины. В том случае, если у застрахованной женщины стаж менее шести месяцев, она получает пособие по беременности и родам в размере минимальной оплаты труда за месяц.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании…»).

Размер пособия увеличивается в зависимости от количества детей, однако не может быть больше 100 % среднего заработка (ч. 2 ст. 11.2 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании…»).

Многие женщины работают в двух или даже нескольких местах. Поэтому им особенно важно знать, что если женщина работала у нескольких работодателей и была занята у них в течение двух предшествующих лет, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются всеми работодателями, по всем местам работы, в случае ухода за ребенком до полутора лет пособие выплачивается одним из работодателей по выбору самой женщины (или иного лица, осуществляющего уход).

Закон также предусматривает, что лица, которые вступили в трудовые отношения до 1 января 2007 г., и имеют право на пособия более высокого размера, получают то или иное пособие в прежнем, более высоком размере, но не выше максимального размера, установленного законом. Может случиться, что страховой стаж лица окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа. В этом случае продолжительность непрерывного трудового стажа принимается за продолжительность страхового стажа (ст. 17 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании…»).

Все перечисленные выше виды пособий относятся к федеральному уровню. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусматривает ряд пособий, назначение и выплата которых переданы в ведение субъектов РФ вместе с их финансированием. Выплата этих пособий индексируется в размерах и сроках, которые устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете. К этим пособиям относятся следующие:

⎯ единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности — до 12 недель (ст. 9, 10 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

⎯ единовременное пособие при рождении ребенка — право на получение этого пособия принадлежит одному из родителей или лицу, его заменяющее. Это пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается (ст. 11, 12 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

⎯ единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью — право на получение этого пособия возникает у одного из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей в результате усыновления, установления опеки (попечительства), передачи на воспитание в приемную семью детей, которые остались без попечения родителей независимо от причины (ст. 12.1, 12.2. Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

⎯ единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — такая женщина имеет право на получение пособия при сроке беременности не менее 180 дней; пособие выплачивается независимо от выплаты других пособий (ст. 12.3, 12.4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

⎯ ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву — выплата этого пособия матери ребенка или опекуну, если мать отсутствует и не может осуществлять уход; это пособие также выплачивается независимо от выплаты других пособий. Оно выплачивается в течение срока призыва отца ребенка и прекращается при достижении ребенком трех лет; при этом выплата не может быть прекращена до окончания срока службы отца (ст. 12.5, 12.6 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»);

⎯ ежемесячное пособие на ребенка — размер, порядок назначения, индексации и выплаты устанавливаются законами и другими нормативно-правовыми актами субъекта РФ (ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Размеры пособий, которые выплачиваются субъектами РФ из региональных бюджетов, могут быть увеличены, но только за счет бюджета субъекта РФ (регионального бюджета).

Очень важным шагом к увеличению прав женщин стало право на материнский (семейный) капитал, которое было установлено Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который вступил в силу практически немедленно — с 1 января 2007 г. Этот закон (в отличие от многих других) имеет ограниченный срок действия — до 31 декабря 2016 г. Это означает, что он применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго и последующего детей именно в указанный период. Закон дает право на дополнительные меры. Право возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) российское гражданство, родившегося (родившихся) у российских же граждан.

Закон устанавливает перечень лиц, которые обладают данным правом (и ранее его не реализовали):

⎯ женщины, родившие (усыновившие) второго и (или) третьего и последующего детей с 1 января 2007 г.;

⎯ мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго и (или) третьего и последующего детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу с 1 января 2007 г.;

⎯ отец (независимо от гражданства) в случае смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, отмены усыновления, совершения умышленного преступления (преступления против личности) против своего ребенка (детей);

⎯ право может перейти к ребенку (детям) в равных долях, как несовершеннолетним, так и совершеннолетним, если последние обучаются по очной форме в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не старше 23 лет.

Именно в связи с последними положениями, капитал называется не просто материнским, но и семейным. В связи с последними двумя положениями закон предусматривает, что при достижении ребенком (детьми) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия его (их) законные представители обязаны передать ему (им) сертификат.

3.1.2. Социальные права неработающих женщин

По общему правилу, если женщина не работала или уволилась до (во время) беременности, то пособие по беременности и родам таким женщинам не назначается и не выплачивается, за исключением ситуаций, когда:

— женщина была уволена в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве ИП, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными. Пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета, выделенных Фонду социального страхования. К федеральным выплатам местные власти могут доплачивать таким женщинам дополнительные пособия по беременности и родам за счет средств соответствующего субъекта;

— женщина обучается по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального, высшего образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования пособие выплачивается в размере стипендии за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, выделяемых образовательным учреждениям на выплату стипендий.

Если женщина по каким-либо причинам уволилась, то она сможет встать на учет в органах службы занятости населения и получать пособие по безработице до наступления отпуска по беременности и родам.

Однако, женщины, стоящие на учете в службе занятости населения права на пособие по беременности и родам не имеет.

Не работающая мать-одиночка имеет право на получение единовременного пособия при рождении ребенка. Данную выплату она может получит в органе социальной защиты населения по месту жительства.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается безработным женщинам, в случае неполучения ими пособия по безработице в органах социальной защиты населения по месту жительства со дня рождения ребенка и до момента исполнения ребенку полутора лет.

Выплата ежемесячного пособия мамам – студенткам, обучающимся по очной форме, осуществляется:

— со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет, если она выберет ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;\

— со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, по день исполнения ребенку полутора лет – в случае выбора пособия по беременности и родам.

Женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться их общим (ст. 35). Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (ст. 36).

Особой заботой на современном этапе развития общества и государства является охрана здоровья матери и ребенка. Под охраной материнства и детства принято понимать систему мер государственного, общественного и частного характера, направленную на укрепление и сохранение здоровья женщин и детей, создание оптимальных условий для выполнения женщиной ее важнейшей социальной функции — рождение и воспитание здорового ребенка. Охрана материнства и детства предполагает социально-правовую защиту женщин и детей, подкрепленную соответствующими нормативно-правовыми актами и федеральными целевыми программами, а также создание и эффективное функционирование специализированной сети социально-медицинских учреждений охраны материнства и детства.

Основными направлениями охраны материнства и детства являются: оказание социально-правовой помощи женщинам; диспансеризация беременных и родильниц; гинекологическая помощь; работа по формированию здорового образа жизни; профилактика абортов, контрацепция.

Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов), кризисные центры, центры социального обслуживания, службы социально-юридической помощи и т.п. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на иной ведомственной основе, в том числе созданные зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями.

Проблема интеграции женщин в процесс развития носит межотраслевой характер. Особенно важна деятельность территориальных структур, знающих ситуацию в регионе и способных скоординировать деятельность по этим вопросам всех участников: социальных служб, служб занятости, общественных женских организаций работодателей, самих

Глава 4 Права женщин в уголовном законодательстве. Реализация женских прав

4.1. Особенности уголовной ответственности и наказания женщин

Особенности уголовной ответственности и наказания женщин вызваны необходимости соблюдения их репродуктивных прав, которые позволяют женщине не только решать вопрос о деторождении, но и гарантируют достойные условия вынашивания, вскармливания и воспитания ребенка.

Согласно ст. 4 УК РФ лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Однако при этом законодатель предусматривает ряд существенных привилегий для женщин, которые заключаются в неприменении или ограничении применения большинства уголовных наказаний, а также наличии специфического вида освобождения от наказания — отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

Практика реализации уголовной ответственности и назначения наказания женщинам имеет свои особенности; в частности, женщины в два раза чаще, нежели мужчины, освобождаются судами от уголовного наказания; из числа осужденных женщин к лишению свободы приговаривается почти в три раза меньше человек, чем среди осужденных мужчин: женщин в три раза чаще приговаривают к такому наказанию, как штраф; в отношении женщин несколько чаще, чем в отношении мужчин суды применяют условное осуждение; по сравнению с мужчинами, удельный вес женщин, осужденных к кратким и средним срокам лишения свободы (до 3 лет), несколько ниже, в тоже время женщины чаще, чем мужчины приговариваются к более длительным срокам лишения свободы. Сложившаяся ситуация объясняется более либеральным подходом судов к назначению наказания женщинам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, нежели к аналогичной категории мужчин; а также крайне незначительным влиянием полоролевых особенностей виновного на корректировку наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Проведенные исследования показали высокую степень социальной и  медицинской заброшенности, правовой незащищенности женщин находящихся  в местах лишения свободы.

Даже те из них, кто способен заботится о ребенке, часто не имеют для этого реальной возможности — в колониях, приспособленных к проживанию матерей с детьми до трех лет, матери вынуждены жить отдельно от детей, содержащихся в детских домах, расположенных в изолированных локальных зонах. Единственная родительская функция у таких мам — прогулка с ребенком в течении часа-двух в день. Если в доме матери и ребенка или в самой колонии объявлен карантин — мать отчуждается от ребенка на длительный срок, в иных случаях на месяц и более. Таким образом, даже в тех случаях, когда есть возможность поднять социальный и психологический статус женщины, сделать ее более зрелой, так как забота о ребенке и осознание своей необходимости для его существования, безусловно, способствует взрослению и социальному становлению человека, это не принимается во внимание. Будучи изолированы от общества, проживая в огромных дортуарах, где помещается от 70 до 100 человек, часто не имея никакой финансовой или моральной поддержки извне, женщины полностью теряют социальную адаптацию; страдает их волевая сфера, способность приспособится к условиям жизни на воле. Многие из них совершенно больны психически и физически, наблюдается даже элемент обратного психического развития — инфантилизации, что не удивительно, так как в таком качестве легче выжить в условиях полного подчинения правилам распорядка и представителям тюремной администрации, столь характерной для российских пенитенциарных заведений. Вполне возможно, что созданный аппарат исполнения наказания и годится для мужчин, так как очень напоминает армейские роты, но совершенно не отвечает психическим и физиологическим особенностям женщин.

Появление института отсрочки отбывания наказания в уголовном праве поставило ряд проблем, связанных с определением его правовой природы, места среди  иных форм воздействия на виновного в совершении преступления, оснований и условий его применения, проблем социальной адаптации беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, если освобождение происходит из исправительного учреждения. Отсрочка отбывания наказания, предоставляемая беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, была известна еще дореволюционному праву. Российское уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство всегда по-особому относилось к данной категории осужденных, отличаясь человеколюбием и лояльным к ним отношением. Не является в этом отношении исключением и современное российское законодательство. Россия присоединилась ко многим международно-правовым актам в области охраны прав и интересов личности, в том числе малолетних детей, что не могло не сказаться на внутреннем уголовно-правовом законодательстве.

Все изменения и дополнения, внесенные за последние годы в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, направлены на приоритет интересов и благосостояние детей, матери которых по тем или иным причинам совершили преступления.

Разновидностью специфического вида освобождения от уголовного наказания является отсрочка его отбывания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. В основе данного института лежит идея гуманизма по отношению не только к женщине, но и к детям. Наказывая женщину за совершенное преступление и заботясь об облегчении участи женщины-матери, закон ограждает в первую очередь малолетних детей, которые вынуждены следовать за матерью в места лишения свободы или обречены на рождение в тих местах, т. е. от незаслуженной кары. Суд на основании личного дела осужденной, медицинского заключения о ее беременности либо справки о наличии малолетних детей и характеристики решает вопрос об отсрочке на время предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Данный институт может быть применен как при рассмотрении в суде уголовного дела по существу, так и во время отбытия осужденной уголовного наказания.

К женщине, на которую этот институт распространяется, он может быть применен лишь при наличии гарантий, что она будет воспитывать ребенка, предоставляя ему необходимые для нормальной жизни условия, не использует освобождение вопреки его интересам и не совершит нового преступления. Вместе с тем для предоставления отсрочки не имеет значения, находится ли ребенок с матерью, в доме ребенка при исправительно-трудовом учреждении или у родственников, в детском доме или другом детском учреждении, есть ли у ребенка отец или другие родственники, способные обеспечить за ним уход.

Во время отсрочки женщина находится под контролем органа внутренних дел, который обязан своевременно реагировать на случаи невыполнения ею своих прямых материнских обязанностей.

Если мать откажется от ребенка или будет уклоняться от его воспитания после предупреждения данного органа, суд может по его представлению отменить отсрочку и направить осужденную отбывать наказание в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

Если в период отсрочки совершено новое преступление, суд назначает наказание по совокупности приговоров.

Суд, устанавливая срок отсрочки, указывает не дату его истечения, а не на определенный промежуток времени (до достижения ребенком 14 лет). Определение последнего дня, таким образом, зависит от числа, месяца и года рождения ребенка. По окончании срока отсрочки уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление, которое может содержать вывод либо об освобождении осужденной от отбывания, как всего наказания, так и от оставшейся его части, либо о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания.


Страницы:   1   2   3   4


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!