Меню Услуги

Анализ формирования и использования материально-производственных запасов на предприятии. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3.Учет готовой продукции и товаров

Процесс реализации готовой продукции и товара завершает кругооборот хозяйственных средств организации. Финансовые результаты от реализации готовой продукции, товара (выполненных работ, оказанных услуг) во многом определяют финансовый результат деятельности организации в отчетном периоде. Запасы готовой продукции и товара являются частью материально-производственных запасов и входят в состав оборотных активов организации.

Готовая продукция — это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Часть готовой продукции может потребляться внутри самой организации.

Товары это купленные для перепродажи изделия. Предприятие, продавая их, может получить дополнительные доходы.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции и товаров являются:

1) учет выпуска готовой продукции из производства и объемов выполненных работ и услуг;

2) контроль объема и сохранности запасов продукции товара на складах; контроль выполнения плана договоров поставки по срокам, общему объему и ассортименту;

3) своевременное и правильное документальное оформление отгрузки (реализации) продукции, выполнения работ, оказания услуг;

4) контроль расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторской и кредиторской задолженности);

5) своевременный и точный расчет фактической себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), выручки от реализации и прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Выпущенная из производства готовая продукция, как правило, поступает на склад готовой продукции в подотчет материально ответственному лицу. На склад готовой продукции поступают и некоторые партии продукции, возвращенные потребителем. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки [27, c. 327].

Со склада готовая продукция отгружается на реализацию. Обычно объем выпуска готовой продукции из производства не совпадает с объемом реализации. Как правило, на начало отчетного месяца на складе хранится определенный остаток готовой продукции, и в конце месяца на складе имеется некоторый остаток продукции.

Учетными показателями движения готовой продукции являются:

1) остаток готовой продукции на начало месяца;

2) объем продукции, выпушенной из производства в отчетном месяце;

3) объем продукции, возвращенной покупателем, а также прочих поступлений на склад;

4) объем продукции, реализованной (отгруженной) в отчетном, месяце;

5) остаток готовой продукции на конец месяца.

Выпуск из производства и оприходование готовой продукции на складах оформляется спецификациями, приемными актами и другими документами. Количественный учет готовой продукции на складах (по местам хранения) обычно осуществляется в карточках аналогично учету материалов.

С использованием вычислительной техники возможно ведение бескарточного метода учета. При данном методе ежедневно составляются оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции в разрезе складов и других мест хранения. На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машинограммы остатков и движения готовой продукции по каждому ее наименованию и виду.

Учет наличия и движения готовой продукции осуществляется на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции организации) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 «Продажи».

Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.

При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Продажи».

Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке ее производится запись по кредиту счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».

При учете готовой продукции на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т.п.) с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

При списании готовой продукции со счета 43 «Готовая продукция» относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам.

Суммы отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту счета 43 «Готовая продукция» и дебету соответствующих счетов дополнительной или сторнировочной записью, в зависимости от того, представляют ли они перерасход или экономию.

Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для перепродажи, учитываются на счете 41 «Товары». Счёт 41 предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Счёт активный, сальдовый, инвентарный. Этот счет используется в основном организациями, осуществляющими торговую деятельность, а также организациями, оказывающими услуги общественного питания.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 «Товары» учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счете 01 «Основные средства» или 10 «Материалы»).

К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:

41-1 «Товары на складах»;

41-2 «Товары в розничной торговле»;

41-3 «Тара под товаром и порожняя»;

41-4 «Покупные изделия» и др.

На субсчете 41-1 «Товары на складах» учитывается наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых и распределительных базах, складах, в кладовых организаций, оказывающих услуги общественного питания, овощехранилищах, холодильниках и т.п.

На субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле» учитывается наличие и движение товаров, находящихся в организациях, занятых розничной торговлей (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и т.п.) и в буфетах организаций, занятых общественным питанием. На этом же субсчете учитывается наличие и движение стеклянной посуды (бутылок, банок и др.) в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания.

На субсчете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитываются наличие и движение тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания).

На субсчете 41-4 «Покупные изделия» организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, пользующиеся счетом 41 «Товары», учитывают наличие и движение товаров (применительно к порядку, предусмотренному для учета производственных запасов).

Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам одновременно с этой записью делается запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки). Транспортные (по завозу) и другие расходы по заготовке и доставке товаров относятся с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 44 «Расходы на продажу».

Поступление товаров и тары может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования его в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами.

При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи».

Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные». При фактическом их отпуске (отгрузке) производится запись по кредиту счета 41 «Товары» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».

Товары, переданные для переработки другим организациям, не списываются со счета 41 «Товары», а учитываются обособленно.

Аналитический учет по счету 41 «Товары» ведется по ответственным лицам, наименованиям (сортам, партиям, кипам), а в необходимых случаях и по местам хранения товаров.

Учет наличия и движения готовой продукции осуществляется на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счёт используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность и торговую деятельность.

Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.

Предприятие объективно заинтересовано в том, чтобы произведённая продукция сразу поступила в реализацию [30, c. 409]. Но условия поставок (партии), крупногабаритные изделия и характер договорных условий требуют формирования определённой величины запасов готовой продукции

Отпуск готовой продукции и товара со склада представителю покупателя производится на основании выписанной накладной на отпуск материалов на сторону (ф. №М-15,Торг-12) при предъявлении доверенности на получение ценностей (ф. №М-2).

При отгрузке продукции иногороднему покупателю железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным транспортом выписываются товарно-транспортные (отгрузочные) документы: железнодорожная накладная; накладная на перевозку груза в универсальном контейнере; товарно-транспортная накладная. Подписанные представителем транспортной организации товарно-транспортные (отгрузочные) документы подтверждают передачу ценностей транспортной организации и являются основанием для списания ценностей с баланса.

Бухгалтерия поставщика на основании документов, оформляющих отгрузку (отпуск) ценностей, составляет расчетные документы, которые подлежат предъявлению покупателю для оплаты отгруженных ценностей [15, c. 198]. Если договором обусловлена оплата ценностей до их отгрузки, то расчетные документы выписываются на основании соответствующего договора (заказа, наряда).

Расчеты с покупателем, как правило, производятся в безналичном порядке, и в этом случае расчетным документом является Счет, который содержит следующие реквизиты:

1) номер и дата счета;

2) наименование и местонахождение поставщика;

3) местонахождение и реквизиты банка поставщика, реквизиты банковского счета поставщика;

4) наименование и адрес грузоотправителя (если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом);

5) наименования и адреса грузополучателя и плательщика (плательщик и грузополучатель могут быть разными лицами);

6) реквизиты банковского документа (платежного требования-поручения), к которому прилагается счет (если имеется);

7) реквизиты договора (заказа, наряда), на основании которых произведена отгрузка (если имеется);

8) местонахождение и реквизиты банка плательщика, реквизиты банковского счета плательщика;

9) сумма счета, включая налог на добавленную стоимость (в данной сумме начисляется дебиторская задолженность за покупателем);

10) сумма налога на добавленную стоимость;

11) сведения об отгрузке и транспортировке груза, номер транспортной накладной или квитанции об отправке;

12) условия оплаты счета согласно договору;

13) описание товара и расчет суммы, причитающейся к оплате покупателем.

Оформленный счет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации-поставщика, скрепляется печатью и является основанием для начисления дебиторской задолженности за покупателем по отгруженным товарам (работам, услугам).

Поставщик производит расчеты с покупателем за переданную продукцию, как правило, в безналичном порядке. При осуществлении безналичных расчетов посредством банков организация оформляет соответствующие банковские расчетные документы, например, платежное требование-поручение. Данным документом поставщик поручает обслуживающему банку осуществить действия по перечислению денежных средств с расчетного счета покупателя (плательщика).

Д 51 «Расчетный счет» или счет 50 «Касса»

К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — оплата покупателем отгруженной продукции.

Передача ценностей получателю сопровождается оформлением и передачей технических документов: технических паспортов и технической спецификации, описаний изделий, чертежей, инструкций по установке, монтажу, наладке, управлению и ремонту и пр. Получателю передаются также сертификат о качестве товара, опись, комплектовочная ведомость. В целях учета сумм НДС по реализованным ценностям в бухгалтерии поставщика выписывается и передается покупателю счет-фактура.

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К 90.1 «Выручка»- отгружена продукция покупателям.

Д 90.2 «Себестоимость от продаж»

К 43 «Готовая продукция» или счет 41 «Товары» — Списана готовая продукция на себестоимость.

Возникновение у покупателя претензии влечет за собой поступление к поставщику (продавцу) претензионного письма, акта о приемке ценностей, постановления суда об удовлетворении или отклонении иска и других документов [19, c. 328]. В случае признания поставщиком (продавцом) суммы претензии или в случае присуждения сумм к взысканию данные документы являются основанием для уменьшения задолженности за покупателем, начисления к возврату уплаченных ранее сумм, начисления к уплате штрафов и т.п.

При товарообменных операциях в дополнение к накладным оформляются бухгалтерские справки о стоимости реализованных ценностей.

Типовым регистром аналитического учета движения готовой продукции в журнально-ордерной форме бухгалтерского учета является Ведомость №16 учета реализации продукции (работ, услуг). Данная ведомость имеет два раздела:

1) «Движение готовых изделий в ценностном выражении»;

2) «Отгрузка, отпуск и реализация продукции (работ и услуг)».

В первом разделе ведомости приводятся обобщенные данные об остатке готовой продукции на начало месяца, поступлении продукции из производства, поступлении в порядке возврата и прочих поступлениях (по учетным и по отпускным ценам), Приводятся также аналитические данные по возврату готовых изделий и по их расходу без отражении по счету реализации.

Во втором разделе ведомости указывается дата и номер платежного требования-поручения, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее наименованиям или группам изделий, суммы, предъявляемые по счетам, и отметка об оплате счетов.

В целях контроля и учета сумм налога на добавленную стоимость, включенных в продажную стоимость продукции, при совершении операций по реализации продукции (работ, услуг) организации-плательщики налога на добавленную стоимость составляют и ведут по установленным формам:

1) Счета-фактуры;

2) Журнал учета выдаваемых покупателям счетов-фактур;

3) Книгу продаж;

4) Книгу покупок.

При каждой операции отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) организация-поставщик (подрядчик) составляет счет-фактуру и регистрирует его в книге продаж. Счет-фактура (Прил. 30) составляется в двух экземплярах на имя покупателя (потребителя, заказчика). Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям с ценными бумагами (кроме брокерских и иных посреднических услуг). В счете-фактуре должны быть указаны:

1) порядковый номер счета-фактуры;

2) наименование и регистрационный номер поставщика товара (работы, услуги);

3) наименование получателя товара (работы, услуги);

4) наименование товара (работы, услуги);

5) стоимость (цена) товара (работы, услуги);

6) сумма налога на добавленную стоимость;

7) дата представления счета-фактуры.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых НДС, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». В случае предоплаты (аванса) счет-фактура составляется поставщиком на сумму предоплаты (аванса).

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером поставщика, а также лицом, ответственным за отпуск товаров (работ услуг) и скрепляется печатью организации. Первый экземпляр счета-фактуры представляется поставщиком покупателю не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции, даты предоплаты (аванса), выполнения работ либо оказания услуг.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Экономическая характеристика ООО “Цезарь”

Общество с ограниченной ответственностью “Цезарь” является коммерческой организацией, деятельность которой регулируется законодательством Российской Федерации и учредительными документами.

Компания зарегистрирована 20 октября 2003 года регистратором Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу. Компания ООО “Цезарь” находится по адресу 629008, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Губкина, д. 47, кв. 6.

Генеральный Директор организации — Слинкин Руслан Анатольевич.

Уставный капитал организации составляет 10000 рублей. Количество учредителей – одно физическое лицо, обладающее долей в уставном капитале в размере 100%.

Основным видом деятельности является «Оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами». Организация также занимается изготовлением товарного бетона, железобетонных изделий, оказанием автотранспортных услуг.

Организации присвоен ИНН 8901014620, ОГРН 1038900502937.

Целью деятельности организации является извлечение прибыли, наиболее полное удовлетворение потребностей населения. Имеет самостоятельный баланс, расчетные счета на территории Российской Федерации.

ООО “Цезарь” действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Предприятие несет ответственность, установленную законодательством РФ за действия в своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Имущество предприятия находится в собственности и арендованное, отражается на балансе.

ООО “Цезарь” самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности и полученной прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных платежей в бюджет.

Чистая прибыль может использоваться предприятием по согласованию на такие цели, как:

1) внедрение и освоение новых технологий и техники;

2) создание резервных фондов;

3) пополнение оборотных средств;

4) расширение ассортимента готовой продукции;

5) строительство, реконструкцию и обновление основных фондов.

Организационная структура ООО “Цезарь” имеет вид (см. рисунок 1).

Рис.1. Организационная структура ООО “Цезарь”

Организационная структура ООО “Цезарь” направлена на установление взаимосвязей между подразделениями ООО “Цезарь”, распределение между ними прав и ответственности.

Признано, что с учетом размера предприятия и выполняемых им функций данная структура эффективна.

Предприятие ООО “Цезарь” за 2014 год получило прибыль чего нельзя сказать о результатах 2013 года. Проведем анализ, для выяснения, что же повлияло на такую ситуацию. Данные для этого мы взяли из формы бухгалтерской отчетности за 2014 год «Отчет о финансовых результатах».

Таблица 1 Финансовые результаты деятельности предприятия ООО “Цезарь”

 

Наименование показателя

 

За 2013 год

 

За 2014 год

Отклонения 2014г /2013г (+,-) Темпы роста (%)
1 2 3 4 5
Выручка 85158 139057 +53899 +63,29
Себестоимость продаж 83720 127330 +43610 +52,09
Валовая прибыль (убыток) 1438 11727 +10289 715,51
Коммерческие расходы 3094 4251 +1157 +37,40
Управленческие расходы 2193 3662 +1469 +66,99
Прибыль от продаж -3849 3814 +7663 +199,10
Проценты к уплате 840 750 -90,0 -10,72
Прочие доходы 2445 2650 +205 -8,39
Прочие расходы 3933 4169 +236 +6,00
Прибыль (убыток) до налогообложение -6177 1545 +7722 +125,01
Текущий налог на прибыль   309
Чистая прибыль -6177 1236 +7413 +120,01

Основываясь на данные таблицы 1 видно, что предприятие ООО “Цезарь” в 2014 году резко увеличили свои результаты в сторону улучшения. Связано это с тем, что и в 2013 году у предприятия был убыток от продаж в сумме 3849 тыс. рублей, а в 2014 году была уже прибыль в размере 3814 тыс. руб. это существенный результат деятельности предприятия. Чем это можно объяснить? В первых при увеличении объема продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 63,29% себестоимость составила от выручки 91,57%, отсюда валовая прибыли получилась 11727 тыс. руб. а вот ситуация в 2013 году было довольно плохой – доля себестоимости в сумме выручки была 98,31% следовательно прибыль снизилась. Это говорит о том, что продукцию предприятие продавала с небольшой торговой наценкой. Руководство пошло на такие меры, для того чтобы, завоевать рынок насыщенный данной продукцией и получив хорошую репутацию и улучшив качество своей продукции в 2014 году позволило повысить торговую наценку на выпускаемую продукцию.

Эффективность деятельности предприятия выражается через показатели рентабельности, а именно через коэффициенты рентабельности (см. таблицу 2), которые показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. В общем виде показатели экономической эффективности выражаются формулами и расчетами.

Таблица 2 Коэффициенты рентабельности (%)

Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
1 2 3 4
Рентабельность реализованной продукции -5 -8 -5
Рентабельность изделия 18 19 19
Рентабельность производства -74 -50 -33
Рентабельность совокупных активов -14 -19 -11
Рентабельность внеоборотных активов -77 -48 -28
Рентабельность оборотных активов -17 -32 -18
Рентабельность чистого оборотного капитала -75 59 21
Рентабельность собственного капитала 31 34. 16
Рентабельность инвестиций -17 -30 — 20
Рентабельность продаж -4 -7 -4

Из таблицы 2 видно, что рентабельность реализованной продукции повысилась к концу 2014 году с -8% до -5%, что является хорошей тенденцией, хотя увеличение рентабельности в размере -3% не отражает стремительного улучшение деятельности фирмы.

Рентабельность изделия практически не изменилась: в 2012 = 18%; в 2013-2014 = 19%.

Рентабельность производства, напротив, повысилась: в 2012 = -74%; в 2014 = -33%. Это говорит о том, что затраты на производство продукции сокращались (в основном за счет увеличения запасов).

Рентабельность активов также возросла: до -11%, т.е. прибыль, приходящаяся на каждый рубль, активов увеличивается.

Рентабельность внеоборотных активов возросла до -28%. Таким образом, прибыль, получаемая от использования внеоборотных активов, выросла, что является хорошим знаком.

Рентабельность же оборотных активов, напротив, осталась неизменной: в 2012 = -17%; в 2013 -18%. Как видно, рентабельность оборотных активов намного упала.

Рентабельность чистого оборотного капитала выросла на 96%. Это говорит о том, что свободных средств в обороте предприятия стало больше, что позитивно влияет на ликвидность предприятия.

Рентабельность продаж также осталась неизменной: в 2012 = -4%; в 2014 = -4%.

Итак, проанализировав полученные показатели рентабельности, видим следующее. Проблема остается в активах предприятия, точнее, в оборотных активах. Этому способствует увеличение запасов и дебиторской задолженности. Отсюда и ухудшение рентабельности производства. Поэтому необходимо обратить внимание на данные статьи.

Хорошим же признаком является увеличение рентабельности собственного капитала, рентабельности инвестиций, чистого оборотного капитала. Также позитивным фактором для деятельности предприятия стало увеличение рентабельности продаж, а, следовательно, и рентабельности реализованной продукции, хотя эти увеличения являются незначительными.

Анализ финансового состояния предприятия начинают с изучения состава и структуры его имущества по данным актива баланса.

Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.

Сужение хозяйственной деятельности может быть обусловлено сокращением платежеспособного спроса на товары, реализуемые предприятием. Изменение структуры имущества создает определенные возможности для осуществления финансовой деятельности и оказывает влияние на оборачиваемость совокупных активов.

Показатели структурной динамики отражают долю участия каждого вида имущества в общем изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, какие активы увеличились за счет привлеченных финансовых ресурсов, а какие уменьшились за счет их оттока.

Особенно тщательно необходимо проанализировать изменения состава и динамики оборотных (текущих) активов как наиболее мобильной части капитала, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия. При этом следует иметь в виду, что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует об устойчивом, хорошо отлаженном процессе реализации товаров. Существенные структурные изменения говорят о нестабильной работе предприятия.

Система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату это бухгалтерская отчетность. Основной отчетной формой является форма «Бухгалтерского баланса».

Основное требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности, состоит в том, что она должна давать достоверное и полное представление об имущественном положении предприятия.

Залогом выживаемости и основой стабильного положения любого предприятия служит его финансовая устойчивость. При этом на финансовую устойчивость влияют различные причины — и внутренние, и внешние.

Разнообразие причин обусловливает разные грани самой устойчивости, которая применительно к предприятию может быть общей, финансовой, ценовой и т.д., а в зависимости от факторов, влияющих на нее — внутренней и внешней.

Институционально-функциональный потенциал хозяйствующих субъектов невозможен без анализа инвестиционной составляющей и оценки уровня ликвидности и платежеспособности.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!