Заявка на расчет
Меню Услуги

Защита локальной сети. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ

2.1 Понятие политики безопасности. Межсетевой экран как инструмент реализации политики безопасности

В столь важной задаче, как обеспечение безопасности информационной системы, нет и не может быть полностью готового решения. Это связано с тем, что структура каждой организации, функциональные связи между ее подразделениями и отдельными сотрудниками практически никогда полностью не повторяются. Только руководство организации может определить, насколько критично нарушение безопасности для компонент информационной системы, кто, когда и для решения каких задачах может использовать те или иные информационные сервисы.
Ключевым этапом для построения надежной информационной системы является выработка политики безопасности.

Под политикой безопасности мы будем понимать совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и связанных с ней ресурсов.

С практической точки зрения политику безопасности целесообразно разделить на три уровня:

Решения, затрагивающие организацию в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства организации.

Вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных систем, эксплуатируемых организацией.

Конкретные сервисы информационной системы.

Третий уровень включает в себя два аспекта — цели (политики безопасности) и правила их достижения, поэтому его порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, третий должен быть гораздо детальнее. У отдельных сервисов есть много свойств, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время эти свойства настолько важны для обеспечения режима безопасности, что решения, относящиеся к ним, должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне.

В рассматриваемом случае существенна политика безопасности, формируемая на двух нижних уровнях. Для того, чтобы рассмотреть ее более конкретно, необходимо определить сущность и основные функциональные свойства межсетевого экрана — инструмента проведения этой политики.

Рассмотрим структуру информационной системы предприятия (организации).  В общем случае она представляет собой неоднородный набор (комплекс) из различных компьютеров, управляемых различными операционными системами и сетевого оборудования, осуществляющего взаимодействие между компьютерами. Поскольку описанная система весьма разнородна (даже компьютеры одного типа и с одной ОС могут, в соответствии с их назначением, иметь совершенно различные конфигурации), вряд ли имеет смысл осуществлять защиту каждого элемента в отдельности. В связи с этим предлагается рассматривать вопросы обеспечения информационной безопасности для локальной сети в целом. Это оказывается возможным при использовании межсетевого экрана (firewall).

Концепция межсетевого экранирования формулируется следующим образом.

Пусть имеется два множества информационных систем. Экран — это средство разграничения доступа клиентов из одного множества к серверам из другого множества. Экран выполняет свои функции, контролируя все информационные потоки между двумя множествами систем (рисунок 5).

Рисунок 5. Экран как средство разграничения доступа

В простейшем случае экран состоит из двух механизмов, один из которых ограничивает перемещение данных, а второй, наоборот, ему способствует (то есть осуществляет перемещение данных). В более общем случае экран (полупроницаемую оболочку) удобно представлять себе как последовательность фильтров. Каждый из них может задержать (не пропустить) данные, а может и сразу «перебросить» их «на другую сторону». Кроме того, допускается передача порции данных на следующий фильтр для продолжения анализа, или обработка данных от имени адресата и возврат результата отправителю (рисунок 6).

Рисунок 6. Экран как последовательность фильтров

 

Помимо функций разграничения доступа, экраны осуществляют также протоколирование информационных обменов.

Обычно экран не является симметричным, для него определены понятия «внутри» и «снаружи». При этом задача экранирования формулируется как защита внутренней области от потенциально враждебной внешней. Так, межсетевые экраны устанавливают для защиты локальной сети организации, имеющей выход в открытую среду, подобную Internet. Другой пример экрана — устройство защиты порта, контролирующее доступ к коммуникационному порту компьютера до и независимо от всех прочих системных защитных средств. Экранирование позволяет поддерживать доступность сервисов внутренней области, уменьшая или вообще ликвидируя нагрузку, индуцированную внешней активностью. Уменьшается уязвимость внутренних сервисов безопасности, поскольку первоначально сторонний злоумышленник должен преодолеть экран, где защитные механизмы сконфигурированы особенно тщательно и жестко. Кроме того, экранирующая система, в отличие от универсальной, может быть устроена более простым и, следовательно, более безопасным образом.

Экранирование дает возможность контролировать также информационные потоки, направленные во внешнюю область, что способствует поддержанию режима конфиденциальности.
Чаще всего экран реализуют как сетевой сервис на третьем (сетевом), четвертом (транспортном) или седьмом (прикладном) уровнях семиуровневой эталонной модели OSI. В первом случае мы имеем экранирующий маршрутизатор, во втором — экранирующий транспорт, в третьем — экранирующий шлюз. Каждый подход имеют свои достоинства и недостатки; известны также гибридные экраны, где делается попытка объединить лучшие качества упомянутых подходов.

Экранирующий маршрутизатор имеет дело с отдельными пакетами данных, поэтому иногда его называют пакетным фильтром. Решения о том, пропустить или задержать данные, принимаются для каждого пакета независимо, на основании анализа полей заголовков сетевого и (быть может) транспортного уровней, путем применения заранее заданной системы правил. Еще один важный компонент анализируемой информации — порт, через который пакет поступил в маршрутизатор.

Современные маршрутизаторы (такие, как продукты компаний Bay Networks или Cisco) позволяют связывать с каждым портом несколько десятков правил и фильтровать пакеты как на входе (при поступлении в маршрутизатор), так и на выходе. В принципе, в качестве пакетного фильтра может использоваться и универсальный компьютер, снабженный несколькими сетевыми картами. Основные достоинства экранирующих маршрутизаторов — дешевизна (на границе сетей маршрутизатор нужен практически всегда, дело лишь в том, чтобы задействовать его экранирующие возможности) и прозрачность для более высоких уровней модели OSI. Основной недостаток — ограниченность анализируемой информации и, как следствие. относительная слабость обеспечиваемой защиты.

Экранирующий транспорт позволяет контролировать процесс установления виртуальных соединений и передачу информации по ним. С точки зрения реализации экранирующий транспорт представляет собой довольно простую, а значит, надежную программу. Пример экранирующего транспорта — продукт TCP wrapper.

По сравнению с пакетными фильтрами, экранирующий транспорт обладает большей информацией, поэтому он может осуществлять более тонкий контроль за виртуальными соединениями (например, он способен отслеживать количество передаваемой информации и разрывать соединения после превышения определенного предела, препятствуя тем самым несанкционированному экспорту информации). Аналогично, возможно накопление более содержательной регистрационной информации. Главный недостаток — сужение области применимости, поскольку вне контроля остаются датаграммные протоколы. Обычно экранирующий транспорт применяют в сочетании с другими подходами, как важный дополнительный элемент. Экранирующий шлюз, функционирующий на прикладном уровне, способен обеспечить наиболее надежную защиту. Как правило, экранирующий шлюз представляет собой универсальный компьютер, на котором функционируют программные агенты — по одному для каждого обслуживаемого прикладного протокола. При подобном подходе, помимо фильтрации, реализуется еще один важнейший аспект экранирования. Субъекты из внешней сети видят только шлюзовой компьютер; соответственно, им доступна только та информация о внутренней сети, которую шлюз считает нужным экспортировать. Шлюз на самом деле экранирует, то есть заслоняет, внутреннюю сеть от внешнего мира. В то же время субъектам внутренней сети кажется, что они напрямую общаются с объектами внешнего мира. Недостаток экранирующих шлюзов — отсутствие полной прозрачности, требующее специальных действий для поддержки каждого прикладного протокола.

Примером инструментария для построения экранирующих шлюзов является TIS Firewall Toolkit компании Trusted Information Systems.

В гибридных системах, таких как Firewall-1 компании Sun Microsystems, действительно удается объединить лучшие качества экранирующих систем, то есть получить надежную защиту, сохранить прозрачность для приложений и удержать накладные расходы в разумных пределах. Кроме того, появляются и очень ценные новые возможности, такие как отслеживание передачи информации в рамках датаграммных протоколов.

Важным понятием экранирования является зона риска, которая определяется как множество систем, которые становятся доступными злоумышленнику после преодоления экрана или какого-либо из его компонентов. Как правило, для повышения надежности защиты экран реализуют как совокупность элементов, так что «взлом» одного из них еще не открывает доступ ко всей внутренней сети. Пример возможной конфигурации многокомпонентного экрана представлен на рисунке 7.

Рисунок 7. Многокомпонентный экран

Рассмотрим требования к реальной системе, осуществляющей межсетевое экранирование. В большинстве случаев экранирующая система должна:

Обеспечивать безопасность внутренней (защищаемой) сети и полный контроль над внешними подключениями и сеансами связи;

Обладать мощными и гибкими средствами управления для полного и, насколько возможно, простого воплощения в жизнь политики безопасности организации. Кроме того, экранирующая система должна обеспечивать простую реконфигурацию системы при изменении структуры сети;

Работать незаметно для пользователей локальной сети и не затруднять выполнение ими легальных действий;

Работать достаточно эффективно и успевать обрабатывать весь входящий и исходящий трафик в «пиковых» режимах. Это необходимо для того, чтобы firewall нельзя было, образно говоря, «забросать» большим количеством вызовов, которые привели бы к нарушению работы;

Обладать свойствами самозащиты от любых несанкционированных воздействий, поскольку межсетевой экран является ключом к конфиденциальной информации в организации;

Если у организации имеется несколько внешних подключений, в том числе и в удаленных филиалах, система управления экранами должна иметь возможность централизованно обеспечивать для них проведение единой политики безопасности;

Иметь средства авторизации доступа пользователей через внешние подключения. Типичной является ситуация, когда часть персонала организации должна выезжать, например, в командировки, и в процессе работы им требуется доступ, по крайней мере, к некоторым ресурсам внутренней компьютерной сети организации. Система должна надежно распознавать таких пользователей и предоставлять им необходимые виды доступа.

Экранирование позволяет поддерживать доступность сервисов внутри информационной системы, уменьшая или вообще ликвидируя нагрузку, инициированную внешней активностью. Уменьшается уязвимость внутренних сервисов безопасности, поскольку первоначально злоумышленник должен преодолеть экран, где защитные механизмы сконфигурированы особенно тщательно и жестко. Кроме того, экранирующая система, в отличие от универсальной, может быть устроена более простым и, следовательно, более надежным образом. Экранирование дает возможность контролировать информационные потоки, направленные во внешнюю область, обеспечивая режим конфиденциальности.

Таким образом, экранирование в сочетании с другими мерами безопасности использует идею многоуровневой защиты. За счет этого внутренняя сеть подвергается риску только в случае преодоления нескольких, по-разному организованных защитных рубежей.

Наличие инструмента межсетевого экранирования позволяет использовать его и для контроля доступа к информационным ресурсам организации по коммутируемым каналам связи. Для этого необходимо использовать устройство, называемое терминальным сервером. Терминальный сервер представляет собой программно-аппаратную конфигурацию, рассмотренную в следующем разделе. В качестве средства работы с коммутируемыми каналами связи предлагается терминальный сервер «Annex» компании «Bay Networks».

2.2 Особенности и преимущества предлагаемого решения. Разработка и коррекция правил политики безопасности

Конфигурация межсетевого экрана с экранирующей подсетью является одной из наиболее надежных на сегодняшний день. Причиной этому является наличие по крайней мере трех уровней защиты:

  • внешний экранирующий маршрутизатор;
  • экранирующий шлюз;
  • внутренний экранирующий маршрутизатор.

Слабые места каждой из этих систем различны. Экранирующая подсеть позволяет также простое включение коммутируемых каналов связи в общий контур обеспечения безопасности. Критичным в случае предлагаемого решения будет эффективность работы экранирующего шлюза, его способность эффективно перерабатывать проходящую через экран информацию. Это, в свою очередь, требует установки программного обеспечения с малыми потерями в производительности системы на экранирующий компьютер-шлюз, который сам достаточно надежно защищен встроенными средствами ОС — например, компьютер фирмы SUN под управлением ОС Solaris c программой межсетевого экранирования Firewall-1.

Программа межсетевого экранирования Firewall-1 является лидером в своем классе программ — на ее основе построено более 4000 систем, что в четыре раза больше, чем у следующего за ним продукта. Причиной этому является ряд отличительных черт, которыми обладает указанная программа:

  • высокая надежность, обеспечивающаяся как работой на уровне фильтрации сетевых пакетов, так и на уровне приложений;
  • централизованное управление работой нескольких фильтрующих модулей;
  • возможность работы с любым сетевым сервисом, как стандартным, так и определенным пользователем;
  • возможность фильтрации UDP пакетов;
  • возможность управления фильтрами маршрутизаторов компаний Bay Networks и CISCO;
  • высокая эффективность работы: использование Firewall-1 уменьшает пропускную способность информационного канала не более, чем на 10%;
  • полная прозрачность работы сервисов и приложений для пользователей;
  • дополнительная аутентификация клиентов для большого набора сервисов;
  • дружественный интерфейс, позволяющий легко перестраивать правила фильтрации, описывая их в терминах политики безопасности;
  • для каждого правила (политики доступа) могут быть определены условия протоколирования, оповещения администратора либо иной реакции системы;
  • средства проверки правил работы фильтра на внутреннюю непротиворечивость;
  • средства мониторинга состояния компонент системы, позволяющие своевременно обнаружить попытку нападения на нее;
  • средства детального протоколирования и генерации отчетов;
  • трансляция адресов локальной сети, позволяющая реализовать как дополнительную защиту компьютеров локальной сети, так и более эффективное использование официального набора IP-адресов.

Простота установки и администрирования.

Одним из наиболее распространенных средств аутентификации удаленных пользователей является программа S/key компании Bellcore. Эта программа представляет собой средство обмена одноразовыми паролями, что делает невозможным несанкционированный доступ в систему, даже если эта информация кем-либо перехвачена. Программа S/key совместима со средствами аутентификации системы Firewall-1.

При конфигурировании межсетевых экранов основные конструктивные решения заранее задаются политикой безопасности, принятой в организации. В описываемом случае необходимо рассмотреть два аспекта политики безопасности: политику доступа к сетевым сервисам и политику межсетевого экрана.

При формировании политики доступа к сетевым сервисам должны быть сформулированы правила доступа пользователей к различным сервисам, используемым в организации. Этот аспект, таким образом состоит из двух компонент.

База правил для пользователей описывает, когда, какой пользователь (группа пользователей) каким сервисом и на каком компьютере может воспользоваться. Отдельно определяются условия работы пользователей вне локальной сети организации, равно как и условия их аутентификации.

База правил для сервисов описывает набор сервисов, проходящих через сетевой экран, а также допустимые адреса клиентов серверов для каждого сервиса (группы сервисов).

В политике, регламентирующей работу межсетевого экрана, решения могут быть приняты как в пользу безопасности в ущерб легкости использования, так и наоборот. Есть два основных:

  • все, что не разрешено, то запрещено;
  • все, что не запрещено, то разрешено.

В первом случае межсетевой экран должен быть сконфигурирован таким образом, чтобы блокировать все, а его работа должна быть упорядочена на основе тщательного анализа опасности и риска. Это напрямую отражается на пользователях и они, вообще говоря, могут рассматривать экран просто как помеху. Такая ситуация заставляет накладывать повышенные требования на производительность экранирующих систем и повышает актуальность такого свойства, как «прозрачность» работы межсетевого экрана с точки зрения пользователей. Первый подход является более безопасным, поскольку предполагается, что администратор не знает, какие сервисы или порты безопасны, и какие «дыры» могут существовать в ядре или приложении разработчика программного обеспечения. Ввиду того, что многие производители программного обеспечения не спешат публиковать обнаруженные недостатки, существенные для информационной безопасности (что характерно для производителей так называемого «закрытого» программного обеспечения, крупнейшим из которых является Microsoft), этот подход является, несомненно, более консервативным. В сущности, он является признанием факта, что незнание может причинить вред.

Во втором случае, системный администратор работает в режиме реагирования, предсказывая, какие действия, отрицательно воздействующие на безопасность, могут совершить пользователи либо нарушители, и готовит защиту против таких действий. Это существенно восстанавливает администратора firewall против пользователей в бесконечных «гонках вооружений», которые могут оказаться весьма изматывающими. Пользователь может нарушить безопасность информационной системы, если не будет уверен в необходимости мер, направленных на обеспечение безопасности.

2.3 Методика построения корпоративной системы защиты информации

Большинство директоров служб автоматизации (CIO) и информационной безопасности (CISO) российских компаний наверняка задавалось вопросом: “Как оценить уровень защищенности информационных активов компании и определить перспективы развития корпоративной системы защиты информации?”. Давайте попробуем найти ответ на этот актуальный вопрос.

Темпы развития современных информационных технологий значительно опережают темпы разработки рекомендательной и нормативно-правовой базы руководящих документов, действующих на территории России. Поэтому решение вопроса об оценке уровня защищенности информационных активов компании обязательно связано с проблемой выбора критериев и показателей защищенности, а также эффективности корпоративной системы защиты информации. Вследствие этого, в дополнение к требованиям и рекомендациям стандартов, Конституции и федеральным законам, руководящим документам Гостехкомиссии России и ФАПСИ, приходится использовать ряд международных рекомендаций. В том числе адаптировать к отечественным условиям и применять на практике методики международных стандартов, таких, как ISO 17799, 9001, 15408, BSI и другие, а также использовать методики управления информационными рисками в совокупности с оценками экономической эффективности инвестиций в обеспечение защиты информации компании.

Современные методики управления рисками, проектирования и сопровождения корпоративных систем защиты информации должны позволять решить ряд задач перспективного стратегического развития компании.

Во-первых, количественно оценить текущий уровень информационной безопасности компании, что потребует выявления рисков на правовом, организационно-управленческом, технологическом, а также техническом уровнях обеспечения защиты информации.

Во-вторых, разработать и реализовать комплексный план совершенствования корпоративной системы защиты информации для достижения приемлемого уровня защищенности информационных активов компании. Для этого необходимо:

  • обосновать и произвести расчет финансовых вложений в обеспечение безопасности на основе технологий анализа рисков, соотнести расходы на обеспечение безопасности с потенциальным ущербом и вероятностью его возникновения;
  • выявить и провести первоочередное блокирование наиболее опасных уязвимостей до осуществления атак на уязвимые ресурсы;
  • определить функциональные отношения и зоны ответственности при взаимодействии подразделений и лиц по обеспечению информационной безопасности компании, создать необходимый пакет организационно-распорядительной документации;
  • разработать и согласовать со службами организации, надзорными органами проект внедрения необходимых комплексов защиты, учитывающий современный уровень и тенденции развития информационных технологий;
  • обеспечить поддержание внедренного комплекса защиты в соответствии с изменяющимися условиями работы организации, регулярными доработками организационно-распорядительной документации, модификацией технологических процессов и модернизацией технических средств защиты.

Работы, поддерживающие практическую реализацию плана информационной безопасности, в частности, заключаются в следующем:

  • разработка технического проекта модернизации средств защиты ИС, установленных на фирме по результатам проведенного комплексного аналитического исследования корпоративной сети;
  • подготовка компании к аттестации (к аттестации объектов информатизации заказчика на соответствие требованиям руководящих документов Гостехкомиссии при Президенте РФ, а также на соответствие требованиям безопасности международных стандартов ISO 15408, ISO 17799, стандарта ISO 9001 при обеспечении требований информационной безопасности компании);
  • разработка расширенного перечня сведений ограниченного распространения как части политики безопасности;
  • разработка пакета организационно-распорядительной документации в соответствии с рекомендациями корпоративной политики ИБ компании на организационно-управленческом и правовом уровне;
  • поставка комплекта типовой организационно-распорядительной документации в соответствии с рекомендациями корпоративной политики ИБ компании на организационно-управленческом и правовом уровнях.

Уровень информационной безопасности компании во многом зависит от квалификации специалистов. В целях повышения квалификации и переподготовки кадров рекомендуется проводить тренинги по применению средств защиты информации, технологии защиты информации, обучать сотрудников основам экономической безопасности.

Немаловажную роль играет и ежегодная переоценка состояния информационной безопасности компании.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” целями защиты информации являются в том числе: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы.

Главная цель любой системы информационной безопасности заключается в обеспечении устойчивого функционирования объекта: предотвращении угроз его безопасности, защите законных интересов владельца информации от противоправных посягательств, в том числе уголовно наказуемых деяний в рассматриваемой сфере отношений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, обеспечении нормальной производственной деятельности всех подразделений объекта. Другая задача сводится к повышению качества предоставляемых услуг и гарантий безопасности имущественных прав и интересов клиентов.

Для этого необходимо:

  • отнести информацию к категории ограниченного доступа (служебной тайне);
  • прогнозировать и своевременно выявлять угрозы безопасности информационным ресурсам, причины и условия, способствующие нанесению финансового, материального и морального ущерба, нарушению его нормального функционирования и развития;
  • создать условия функционирования с наименьшей вероятностью реализации угроз безопасности информационным ресурсам и нанесения различных видов ущерба;
  • создать механизм и условия оперативного реагирования на угрозы информационной безопасности и проявления негативных тенденций в функционировании, эффективное пресечение посягательств на ресурсы на основе правовых, организационных и технических мер и средств обеспечения безопасности;
  • создать условия для максимально возможного возмещения и локализации ущерба, наносимого неправомерными действиями физических и юридических лиц, и тем самым ослабить возможное негативное влияние последствий нарушения информационной безопасности.

При выполнении работ можно использовать следующую модель построения корпоративной системы защиты информации (риcунок 8), основанную на адаптации Общих Критериев (ISO 15408) и проведении анализа риска (ISO 17799). Эта модель соответствует специальным нормативным документам по обеспечению информационной безопасности, принятым в Российской Федерации, международному стандарту ISO/IEC 15408 “Информационная технология – методы защиты – критерии оценки информационной безопасности”, стандарту ISO/IEC 17799 “Управление информационной безопасностью” и учитывает тенденции развития отечественной нормативной базы (в частности, Гостехкомиссии РФ) по вопросам защиты информации.

Рисунок 8. Модель построения корпоративной системы защиты информации

 

Представленная модель защиты информации – это совокупность объективных внешних и внутренних факторов и их влияние на состояние информационной безопасности на объекте и на сохранность материальных или информационных ресурсов.

Рассматриваются следующие объективные факторы:

  • угрозы информационной безопасности, характеризующиеся вероятностью возникновения и вероятностью реализации;
  • уязвимости информационной системы или системы контрмер (системы информационной безопасности), влияющие на вероятность реализации угрозы;
  • риск – фактор, отражающий возможный ущерб организации в результате реализации угрозы информационной безопасности: утечки информации и ее неправомерного использования (риск в конечном итоге отражает вероятные финансовые потери – прямые или косвенные).

Для построения сбалансированной системы информационной безопасности предполагается первоначально провести анализ рисков в области информационной безопасности. Затем определить оптимальный уровень риска для организации на основе заданного критерия. Систему информационной безопасности (контрмеры) предстоит построить таким образом, чтобы достичь заданного уровня риска.

Предлагаемая методика проведения аналитических работ позволяет полностью проанализировать и документально оформить требования, связанные с обеспечением информационной безопасности, избежать расходов на излишние меры безопасности, возможные при субъективной оценке рисков, оказать помощь в планировании и осуществлении защиты на всех стадиях жизненного цикла информационных систем, обеспечить проведение работ в сжатые сроки, представить обоснование для выбора мер противодействия, оценить эффективность контрмер, сравнить различные варианты контрмер.

В ходе работ должны быть установлены границы исследования. Для этого необходимо выделить ресурсы информационной системы, для которых в дальнейшем будут получены оценки рисков. При этом предстоит разделить рассматриваемые ресурсы и внешние элементы, с которыми осуществляется взаимодействие. Ресурсами могут быть средства вычислительной техники, программное обеспечение, данные, а также в соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” – информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Примерами внешних элементов являются сети связи (абз. 4 ст. 2 Федерального закона “О связи”), внешние сервисы и т.п.

При построении модели будут учитываться взаимосвязи между ресурсами. Например, выход из строя какого-либо оборудования может привести к потере данных или выходу из строя другого критически важного элемента системы. Подобные взаимосвязи определяют основу построения модели организации с точки зрения ИБ.

Эта модель, в соответствии с предлагаемой методикой, строится следующим образом: для выделенных ресурсов определяется их ценность, как с точки зрения ассоциированных с ними возможных финансовых потерь, так и с точки зрения ущерба репутации организации, дезорганизации ее деятельности, нематериального ущерба от разглашения конфиденциальной информации и т.д. Затем описываются взаимосвязи ресурсов, определяются угрозы безопасности и оцениваются вероятности их реализации.

На основе построенной модели можно обоснованно выбрать систему контрмер, снижающих риски до допустимых уровней и обладающих наибольшей ценовой эффективностью. Частью системы контрмер будут рекомендации по проведению регулярных проверок эффективности системы защиты.

Обеспечение повышенных требований к ИБ предполагает соответствующие мероприятия на всех этапах жизненного цикла информационных технологий. Планирование этих мероприятий производится по завершении этапа анализа рисков и выбора контрмер. Обязательной составной частью этих планов является периодическая проверка соответствия существующего режима ИБ политике безопасности, сертификация информационной системы (технологии) на соответствие требованиям определенного стандарта безопасности.

По завершении работ, можно будет определить меру гарантии безопасности информационной среды, основанную на оценке, с которой можно доверять информационной среде объекта. Данный подход предполагает, что большая гарантия следует из применения больших усилий при проведении оценки безопасности. Адекватность оценки основана на вовлечении в процесс оценки большего числа элементов информационной среды объекта, глубине, достигаемой за счет использования при проектировании системы обеспечения безопасности большего числа проектов и описаний деталей выполнения, строгости, которая заключается в применении большего числа инструментов поиска и методов, направленных на обнаружение менее очевидных уязвимостей или на уменьшение вероятности их наличия.

Формирование организационной политики безопасности

Прежде чем предлагать какие-либо решения по системе информационной безопасности, предстоит разработать политику безопасности. Организационная политика безопасности описывает порядок предоставления и использования прав доступа пользователей, а также требования отчетности пользователей за свои действия в вопросах безопасности. Система информационной безопасности (СИБ) окажется эффективной, если она будет надежно поддерживать выполнение правил политики безопасности, и наоборот. Этапы построения организационной политики безопасности – это внесение в описание объекта автоматизации структуры ценности и проведение анализа риска, и определение правил для любого процесса пользования данным видом доступа к ресурсам объекта автоматизации, имеющим данную степень ценности.

Организационная политика безопасности оформляется в виде отдельного документа, который согласовывается и утверждается Заказчиком.

Прежде всего, необходимо составить детализированное описание общей цели построения системы безопасности объекта, выражаемое через совокупность факторов или критериев, уточняющих цель. Совокупность факторов служит базисом для определения требований к системе (выбор альтернатив). Факторы безопасности, в свою очередь, могут распределяться на правовые, технологические, технические и организационные.

Требования гарантии достигаемой защиты выражаются через оценки функций безопасности СИБ объекта. Оценка силы функции безопасности выполняется на уровне отдельного механизма защиты, а ее результаты позволяют определить относительную способность соответствующей функции безопасности противостоять идентифицированным угрозам. Исходя из известного потенциала нападения, сила функции защиты определяется, например, категориями “базовая”, “средняя”, “высокая”. Потенциал нападения определяется путем экспертизы возможностей, ресурсов и мотивов побуждения нападающего.

Перечень требований к системе информационной безопасности, эскизный проект, план защиты (далее – техническая документация, ТД) содержит набор требований безопасности информационной среды объекта, которые могут ссылаться на соответствующий профиль защиты, а также содержать требования, сформулированные в явном виде.

В общем виде разработка ТД включает:

  • уточнение функций защиты;
  • выбор архитектурных принципов построения СИБ;
  • разработку логической структуры СИБ (четкое описание интерфейсов);
  • уточнение требований функций обеспечения гарантоспособности СИБ;
  • разработку методики и программы испытаний на соответствие сформулированным требованиям.

На этапе оценки достигаемой защищенности производится оценка меры гарантии безопасности информационной среды. Мера гарантии основывается на оценке, с которой после выполнения рекомендованных мероприятий можно доверять информационной среде объекта. Базовые положения данной методики предполагают, что степень гарантии следует из эффективности усилий при проведении оценки безопасности. Увеличение усилий оценки предполагает:

  • значительное число элементов информационной среды объекта, участвующих в процессе оценивания;
  • расширение типов проектов и описаний деталей выполнения при проектировании системы обеспечения безопасности;
  • строгость, заключающуюся в применении большего числа инструментов поиска и методов, направленных на обнаружение менее очевидных уязвимостей или на уменьшение вероятности их наличия.

В целом рассмотренная выше методика позволяет оценить или переоценить уровень текущего состояния защищенности информационных активов компании, а также выработать рекомендации по обеспечению (повышению) информационной безопасности компании. В том числе снизить потенциальные потери компании путем повышения устойчивости функционирования корпоративной сети, разработать концепцию и политику безопасности компании. Также рассмотренная методика позволяет предложить планы защиты конфиденциальной информации компании, передаваемой по открытым каналам связи, защиты информации компании от умышленного искажения (разрушения), несанкционированного доступа к ней, ее копирования или использования.

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ

3.1 Информационная модель системы управления предприятием ООО «АйТиЭл»

ООО «АйТиЭл» было создано в апреле 2018 года. Компания занимается ремонтом, обслуживанием и продажей компьютерной техники. Юридический адрес компании: г. Калининград, ул. Дм. Донского, 11, офис 616

Рисунок 9. Структура подразделения бухгалтерии ООО «АйТиЭл»

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование Учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Для построения информационной модели системы управления необходимо четко представлять структуру информационных потоков организации. Составим схематически существующую структуру информационной модели предприятия, основываясь на организационно-штатной структуре (рисунок 9).

 

Рисунок 10. Существующая информационная модель предприятия

 

В таблице 1 используя документооборот предприятия, составим подробное описание информационных потоков на базе имеющихся источников информации и получателей с указанием характера передаваемой информации.

Таблица 1

Информационные потоки

Внешними информационными потоками в данной структуре являются потоки информации, поступающие из Intranet, этот источник представляет собой связь посредством модема с локальной сетью головного предприятия. Данный подход обмена информацией дает возможность передавать информацию, имеющую статус коммерческой тайны, по мере необходимости и с максимальной защищенностью, и сократить расходы связи, так как стоимость выделенной линии в Internet является дорогостоящим удовольствием.

Так же Internet является внешним информационным потоком, здесь используется система online, т.е. почтовый сервер. Смысл такого подхода заключается в том, что почта передается не зависимо от состояния междугородней связи. Почта выгружается на сервер провайдера по городской телефонной линии, а далее без участия отправителя доставляется в почтовый ящик получателя, это весьма эффективно в условиях существующего качества телефонной связи, так как отправка почтового пакета занимает очень мало времени. Этот подход позволяет сократить расходы на Internet и получить весьма эффективный канал связи в свое распоряжение.

Анализируя данные таблицы 1. составим более универсальную структуру информационной модели предприятия. (рисунок 11)

Полученная совокупность информационных потоков послужит основой для разработки локальной информационной сети подразделения, с целью повышения эффективности управленческого процесса.

Рисунок 11. Разработанная информационная модель предприятия

3.2 Характеристика решаемых управленческих задач

Использование локальной компьютерной сети на предприятии позволяет сократить бумажный документооборот, имеющийся на предприятии, повысить производительность труда, сократить время на обработку информации, что существенно влияет на качество выполнения управленческих задач.

На выбранном предприятии, работы по созданию и внедрению информационной системы выполняются в условиях наличия разрозненной компьютерной техники, используемой каждым отделом самостоятельно.

На предприятии принято решение о создании единой информационной системы с целью организации оперативного и эффективного учета товарно-материальных ценностей, проведения оперативного бухгалтерского учета, маркетингового анализа и интеграции бухгалтерской отчетности подразделения в бухгалтерский учет головного предприятия.

Внедрение компьютерной информационной системы на предприятии направленно на эффективное решение ряда управленческих задач (на рисунке 12 приведено дерево целей):

  • управление материально-техническим снабжением, т.е. осуществлять своевременное и комплексное обеспечение потребностей предприятия в товаре;
  • управление сбытом, т.е. проводить оперативное управление реализацией товара, на основе оперативного учета сбыта, прогнозирования спроса, структуры реализации и прибыли;
  • технико-экономическое планирование – комплекс расчетов, основное назначение которых — это обоснование рациональных объемов закупки, ассортимента, разработки эффективных методик реализации товара и создания предпосылок для эффективной деятельности персонала.

3.3 Выбор и описание локальной компьютерной сети

В штатной структуре предприятия имеется четыре отдела, самостоятельно выполняющие функции учета и оперативного управления. Они и послужат основой структуры будущей локальной информационной системы подразделения.

Каждая структурная единица имеет минимальное необходимое оборудование, т.е. процесс внедрения сети будет заключаться в объединении имеющейся оргтехники на основе выбранной оптимальной типологий сети. В таблице 2 приведен состав имеющейся оргтехники по каждой структурной единице.

Таблица 2

Имеющаяся оргтехника подразделений

Четко представляя информационную структуру предприятия, перейдем к рассмотрению вопроса выбора наиболее эффективного типа сети.

Наиболее эффективной будет сеть в виде «звезда» на основе сервера. Ее преимущество в том, что:

  • сервер обеспечивает высокопроизводительную обработку запросов клиентов;
  • обеспечивает работу компьютеров отделов в качестве клиента сети;
  • внутренние вычисления клиентов не влияют на скорость процессора сервера;
  • поломка клиента не влияет на работу всей сети;
  • имеется единое лицо отвечающие за администрирование ресурсов сети;
  • обеспечивает возможность ограничения и контроля доступа к сетевым ресурсам;
  • устанавливаемый на сервер брэндмауэр, защищает локальную сеть от доступа через внешние каналы связи;
  • при выходе из строя сервера, имеется возможность замкнуть сеть в «звезду» без сервера (что правда скажется на производительности сети) или «шину».

Из всего множества имеющихся видов сетевого кабеля, наиболее эффективным будет использование экранированной витой пары, ее преимущества в том, что:

  • низкая стоимость;
  • высокая помехозащищенность;
  • высокая производительность в скорости передачи данных;
  • простата установки;
  • размеры площадей позволяют уложиться в минимальную эффективную длину кабеля.

Сетевые платы необходимы с поддержкой подключения витой пары, желательно известных производителей с целью их высокой надежности и возможностью обновления драйверов для этих плат.

Также необходимо установит на кассу адаптер для автоматической регистрации компьютером продаваемого товара, что позволит производить автоматическое списание проданного через кассу товара с остатков в режиме реального времени, т.е. остатки предприятия будут соответствовать действительности после пробития чека по кассе.

Сопоставляя имеющуюся оргтехнику с разработанной информационной моделью (рисунок 11) и выбранного типа сети, определим недостающие оборудование для построения законченной структуры локальной информационной системы, таблица 3.

Таблица 3

Необходимое оборудование

3.4 Сетевое программное обеспечение ООО «АйТиЭл»

В качестве основной операционной системы сети подразделения, предполагается использование ОС Windows 10 встроенные возможности этой ОС позволяют реализовать: организацию локальной сети, взаимодействие с другими операционными системами и интегрировать в сеть, встроенные в эту операционную систему, технологии Internet, защиту информации от несанкционированного доступа. Использование ОС Windows 10 также позволяет применять в работе пользователей сети весь спектр программного обеспечения, производимого корпорацией Microsoft.

В состав операционной системы Windows 10 входят все программные продукты необходимые для организации и эксплуатации сети:

  • транспортные протоколы NetBEUI, IPX/SPX, TCP/IP;
  • сервер IIS;
  • Internet Explorer – интернет браузер;
  • Outlook Express – почтовый клиент;
  • Route, Netwatch и Winipcfg – программы маршрутизации, администрирования и конфигурирования сети;
  • Web Publish и FrontPage – программы организации локального Intranet-а и сайтов;
  • Wscript – сервер сценариев.

На всех имеющихся компьютерах предприятия уже установлена операционная система Windows 10, что позволит сократить расходы на внедрение новой операционной системы.

3.5 Пользовательское программное обеспечение. Построение схемы сети

Как указывалось выше, операционная система позволяет использовать все программные продукты корпорации Microsoft, но нас более всего интересует пакет Microsoft Office.

Программный пакет Microsoft Office, данной корпорации, позволяет решать все задачи, связанные с организацией учета, оперативным планированием, организацией и ведением документооборота. Программы этого пакета имеют высокую степень интеллектуальности и  полностью интегрированы с сетевыми технологиями, технологиями безопасности информации, также программы имеют полную внутреннею совместимость на уровне протоколов обмена данными, что очень важно при создании сложных систем обработки информации (взаимодействие текстовых документов, электронных таблиц и баз данных между собой).

Также, привлекательным является тот факт, что корпорация Microsoft поддерживает открытую архитектуру программного обеспечения и с использованием прикладного пакета Visual studio, производимого этой же корпорацией, появляется возможность на уровне программирования производить настройку существующих программ по критериям конкретной решаемой задачи.

В состав пакета входят такие программы как:

  • Microsoft Access – организация и управление базами данных;
  • SQL Server – сервер управления базами данных;
  • Microsoft Word – текстовый редактор;
  • Microsoft Excel – электронные таблицы;
  • Microsoft Expert – система анализа.

Для организации учета, будет использоваться система СКАТ использующая систему баз данных Microsoft Access. Эта система позволяет вести приходные и расходные документы, товарные чеки, налоговые накладные, товарные остатки и различные отчеты для оперативного планирования и прогнозирования. Система СКАТ позволяет интегрировать имеющуюся информацию в систему бухгалтерского учета 1С Бухгалтерия. 1С Бухгалтерия позволяет вести оперативные бухгалтерский учет.

Данный пакет и 1С Бухгалтерия также установлены на компьютерах предприятия, что также позволит сократить расходы на приобретение и внедрение программного обеспечения необходимого для организации учета и эффективного управления предприятием.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф