Заявка на расчет
Меню Услуги

Защита прав несовершеннолетних детей. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страница:   1   2   3


2.1. Понятие и классификация прав ребенка в семье

Высшими ценностями современного общества и государства являются человек любого возраста и его права.

При этом если о правах человека на государственном уровне заговорили еще в XVIII в., то для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.

На протяжении тысячелетий дети рассматривались как будущие члены общества. И лишь по мере становления представлений о самоценности человеческой личности в них стали видеть не только объект воспитательного воздействия, но и равноправного партнера общественных отношений.

В основе такого понимания лежит признание ребенка личностью, обладающей таким же достоинством, как и взрослый. Различие состоит главным образом в том, что совершеннолетние могут защищать свои интересы самостоятельно, а дети вынуждены обращаться за помощью к тем, кто должен обеспечивать их права.

Права несовершеннолетних признаны международным правом и законодательством государств, в первую очередь их конституциями.

Так, согласно Декларации прав ребенка, принятой 20 ноября 1959 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, ребенком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия). Отмечено также, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В названном международно-правовом акте содержится призыв к национальным правительствам и местным властям признавать права детей и соблюдать их путем принятия законодательных и иных мер. Особенно важным является положение Декларации о том, что человек имеет права с момента своего рождения.

Конституционные акты закрепляют основные, общие, наиболее важные права, определяющие правоотношения между человеком любого возраста и государством. Поэтому исключительное значение имеет положение Конституции РФ о том, что признание, соблюдение и защита в том числе прав ребенка являются обязанностью государства (ст. 2).

В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:

  • неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;
  • возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;
  • пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;
  • формы защиты человека от глобальных угроз его существованию.

Права ребенка представляют собой социально значимые притязания на некую меру свободы, которые совместимы с принципом формального равенства и могут быть всеобщими требованиями свободы.

К концепции прав ребенка относят также следующие положения:

  • такие правомочия являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности;
  • права детей — это нечто иное, чем его основные потребности: не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека;
  • об этих правах речь должна идти под углом зрения «власть — личность»: если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом;
  • права ребенка подлежат ограничениям, но только таким, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения интересов государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния;
  • если несовершеннолетний имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры его истребования: иметь право — значит мочь, притязать; в ином случае право становится пустой декларацией.

В то же время права ребенка представляют собой субъективные права — гарантированную государством меру возможного поведения личности. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.

Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:

  • они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы — являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;
  • права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом;
  • такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
  • они складываются объективно и не зависят от государственного признания;
  • права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права;
  • механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты.

Содержание понятия прав ребенка неразрывно связано с развитием категории прав человека.

Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские права: на жизнь, свободу мысли, совести и религии, равенство перед законом и т.д. Они сформулированы в процессе буржуазных революций в Европе и Америке и получили закрепление в основополагающих политико-правовых документах, например Декларации прав Вирджинии 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Эти права отражают так называемую негативную свободу — обязанность государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы: «…для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное». Права первого поколения характеризуются международными и национальными правовыми актами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Причем некоторые специалисты склонны рассматривать эти правомочия в качестве собственно «прав человека», полагая, что иные права являются всего лишь «социальными притязаниями», направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально слабых».

Второе поколение прав человека сформировалось в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение экономического положения людей. Его связывают с провозглашением государствами социальных и экономических прав: на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.д. Теория «негативной свободы» была существенным образом пересмотрена. Социально-экономические права получили отражение в соответствующих документах ООН и отдельно взятых стран. В основе изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но и наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

После Второй мировой войны формировалось третье поколение прав человека: на мир, здоровую окружающую среду, социальное и экономическое развитие, которое принадлежит каждому человеку, народу и человечеству в целом.

При этом высказано мнение, что такие права являются коллективными. Потому, к примеру, право на здоровую окружающую среду является правом индивида, а осуществление права народов на развитие и самоопределение зависит от общности. Влияние на подобный подход к правам человека оказали национально-освободительные движения, сформулировавшие право солидарности, включающее правомочия народов на развитие, мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь, здоровую окружающую среду. Основные из этих прав закреплены в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международных пактах о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах, в других международно-правовых документах.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 90-е годы XX в. Эти правомочия призваны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии. Иногда их называют правами человечества на мир, ядерную безопасность, космос, экологическими, на информацию. Речь в них идет о выживании человечества как биологического вида. Светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества.

Приведенные этапы развития прав человека служат основанием классификации и конституционных прав ребенка. Выделение их в значительной мере условно, но оно наглядно показывает эволюцию этого института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В теории российского конституционного права принято различать три основные группы, в том числе прав ребенка.

К первой категории относятся личные права и свободы: на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и др. Соблюдение таких прав несовершеннолетнего имеет большое значение для их государственно-правовой защищенности.

Вторую группу образуют политические права и свободы, включающие право на свободу мысли и слова, совести, на объединение с другими, проведение собраний, митингов и демонстраций.

Третью группу составляют экономические, социальные и культурные права: право частной собственности, свобода предпринимательства, право на труд, отдых, социальное обеспечение в случаях болезни и инвалидности, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, свободу творчества, участия в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.

В правовой науке предлагается и иная классификация конституционных прав несовершеннолетних.

Первый вид их включает положения Конституции РФ, относящиеся к защите прав: провозглашение прав и свобод человека независимо от возраста высшей ценностью и возложение на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Одновременно государственная политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие любого человека (ч. 1 ст. 7). Предусмотрен также механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7).

Вторую группу конституционных норм образуют защита детства государством (ч. 1 ст. 38) и отнесение заботы о детях и их воспитания к обязанностям родителей (ч. 2 ст. 38).

И, наконец, конституционные права ребенка составляют закрепленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина. Используя формулу «каждый», они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних, выражают «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений».

В гражданском и семейном праве права несовершеннолетних подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.

В научной литературе предлагаются различные классификации личных неимущественных прав детей.

Так, в зависимости от целевой направленности различают личные неимущественные права, направленные:

  • на индивидуализацию личности (право на имя, отчество, фамилию, право на честь, достоинство, деловую репутацию и т.п.);
  • на обеспечение физической неприкосновенности личности (жизнь, свобода, выбор места пребывания и места жительства и т.д.);
  • на неприкосновенность внутреннего мира личности и ее интересов (личная и семейная тайна, невмешательство в чужую жизнь, защита своей чести и доброго имени).

В то же время личные неимущественные права могут быть разделены на:

  • индивидуализирующие ребенка (право на имя);
  • обеспечивающие благополучное развитие ребенка (право на здоровое физическое развитие, право на благополучное нравственное развитие, право на семейное воспитание);
  • определяющие несовершеннолетнего в качестве самостоятельного субъекта семейных прав (право выражать свое мнение, быть заслушанным в ходе судебного разбирательства, самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства, а также в суд за защитой нарушенного права);
  • направленные на защиту и представительство ребенка.

Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами не только семейного, но и гражданского законодательства.

Имущественные права детей включают право каждого из них получать содержание от своих родителей и других членов семьи, а также причитающиеся им государственные платежи (пенсии, пособия). Наряду с этим ребенку может принадлежать на праве собственности любое движимое и недвижимое имущество, не ограниченное и не изъятое из гражданского оборота.

Завершая рассмотрение вопроса, стоит заметить, что практическую значимость имеет классификация гражданских и семейных прав несовершеннолетних на личные и имущественные, поскольку для их осуществления, охраны и защиты требуются различные механизмы. В частности, имущественные права ребенка могут осуществляться, как правило, через его представителя. Исключение составляют имущественные субъективные права в области семейных отношений, которые непередаваемы в силу личных связей их обладателей, и потому здесь отсутствуют отношения правопреемства.

Личные неимущественные права реализуются только непосредственно и не могут передаваться другим лицам. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (имущественное или неимущественное), применяются разные способы защиты.

Кроме того, имеющееся различие между имущественными и неимущественными правами отразилось и на правилах о сроках исковой давности. Так, в отличие от имущественных прав, для защиты которых законом установлен срок исковой давности, нарушенные личные неимущественные права могут быть защищены в любое время.

2.2. Личные права ребенка в семье

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. «Он рассматривает детей не как объект «родительской власти», а как самостоятельных участников отношений с отцом и матерью, другими родственниками» — отмечает Ю.Ф. Беспалов. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой Россия является с 1990 г. Конвенция признает ребенка личностью, имеющей право на физическое, умственное и социальное развитие в самом полном объеме, а также на свободное выражение своего мнения. Она подтверждает общеизвестную истину, что надежды на будущее любой страны связаны с молодым поколением ее граждан.

СК РФ, как и Конвенция ООН о правах ребенка, признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, и устанавливает основные права детей в семье, реализация которых обеспечивает ребенку возможности для нормального развития и получения надлежащего воспитания. К основным правам ребенка СК РФ относит: право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право ребенка на защиту (ст. 56 СК РФ); право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); право на имя (ст. 58 СК РФ); имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ).

Конвенция ООН о правах ребенка и СК РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. акрепление в ст. 57 СК РФ данного права ребенка свидетельствует о признании его личностью, о необходимости считаться с мнением ребенка. Как справедливо отмечает А.М. Нечаева, «налицо еще одно свидетельство стремления следовать положениям Конвенции о правах ребенка, линии на учет его волеизъявления, которое в определенных законом случаях имеет правовое значение, то есть обязательную силу. И государство использует эффективное средство поддержания интересов ребенка как личности». Ребенок может довести до сведения родителей и других членов семьи свою точку зрения по тому или иному вопросу, затрагивающему его интересы, в любой удобной для воспроизведения форме.

Значимость права ребенка выражать свое мнение достаточно лаконично определена М.В. Антокольской: «Учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка, лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка».

«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы…». В развитие этого положения законодатель предусматривает различные формы реализации права ребенка на выражение своего мнения, определяет случаи, когда мнение ребенка имеет правовое значение: во-первых, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; во-вторых, ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства; в-третьих, учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; в-четвертых, в случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Конвенция предписывает «уделять внимание взглядам ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью». Исходя из этого в законодательстве и на практике придается различное правовое значение мнению ребенка в зависимости от его возраста.

Как полагает Н.Н. Тарусина, право ребенка выражать свое мнение «дифференцированно по двум критериям, действующим как порознь, так и совместно: по возрасту и значимости семейно-правового акта». В случаях, предусмотренных семейным законодательством, согласие ребенка старше 10 лет является обязательным.

Дети же младшего возраста, т.е. моложе 10 лет, имеют право на мнение в диспозитивном режиме: учет его обязателен, однако степень обязательности и мотивация иного решения отдается на усмотрение родителей, органа опеки и попечительства, суда. Императив ориентирован на «интересы ребенка», однако и здесь возможности конкретизации ситуационной нормы к казусу весьма объемны».

Получается, что принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших возраста 10 лет, является исключительной прерогативой родителей. Однако после достижения ребенком 10-летнего возраста учет его мнения родителями обязателен, исключение могут составить лишь те предложения и пожелания ребенка, реализация которых противоречила бы его интересам.

В ряде случаев закон придает воле ребенка, достигшего 10 лет, правовое значение, и определенные действия вообще не могут быть совершены, если ребенок возражает против этого. Речь идет об изменении фамилии и имени ребенка (ст. 59 СК РФ), восстановлении родителей в родительских правах (ст. 72 СК РФ), усыновлении ребенка (ст. 132 СК РФ), изменении фамилии, имени и отчества ребенка при усыновлении (ст. 134 СК РФ), записи усыновителей в качестве родителей ребенка (ст. 136 СК РФ), изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст. 143 СК РФ) и передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 154 СК РФ).

Представляется, что перечень ситуаций семейно-правового характера, предполагающих получение обязательного согласия ребенка в возрасте старше 10 лет, должен быть расширен.

В частности, целесообразным является получение такого согласия при рассмотрении судом иска об установлении отцовства в отношении данного ребенка. В п. 4 ст. 48 СК РФ сказано, что установление отцовства в отношении лица, достигшего возраста 18 лет (совершеннолетия), допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства. В отношении данной нормы М.В. Антокольская рассуждает следующим образом: «Такое ограничение предусмотрено потому, что в соответствии с существующей в нашей стране концепцией родительских прав и обязанностей, большинство из них прекращается после достижения ребенком совершеннолетия. Из этого факта вытекает вывод о том, что до достижения совершеннолетия установление отцовства отвечает интересам ребенка, поскольку это дает ему право на получение содержания, воспитания и защиты со стороны родителей. После достижения ребенком совершеннолетия картина меняется, поскольку совершеннолетнее лицо более не нуждается в этом, а родитель, напротив, может быть заинтересован в получении алиментов от ребенка».

Данная ситуация нуждается в осмыслении, исходя прежде всего из интересов ребенка: действительно ли установление отцовства в отношении несовершеннолетнего ребенка соответствует его интересам. В связи с чем предлагаем дополнить п. 4 ст. 48 СК РФ: «При рассмотрении требования об установлении отцовства в отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, удовлетворение иска об установлении отцовства возможно только при наличии согласия данного ребенка».

Анализ норм гражданского законодательства, а именно ст. 20 ГК РФ, определяющей место жительства гражданина, и положений Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» позволяет сделать вывод: ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно осуществлять выбор своего места жительства.

Поскольку при расторжении брака в судебном порядке должен быть решен вопрос о том, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети (заключается соглашение между родителями или решение принимает суд), то при этом обязательно должно быть получено согласие ребенка, достигшего возраста 14 лет.

Аналогичное согласие необходимо и при заключении между родителями, проживающими раздельно, соглашения о месте проживания ребенка (п. 3 ст. 65 СК РФ).

Заслуживают внимания также и отношения, возникающие при отмене судом усыновления ребенка. Как следует из п. 1 ст. 143 СК РФ, при вынесении судом решения об отмене усыновления взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей) прекращаются и восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка.

Представляется, что для выяснения интересов ребенка в этой ситуации необходимо узнать его мнение, и поскольку здесь складываются отношения, подобные восстановлению в родительских правах, целесообразно будет придать согласию ребенка старше 10 лет характер обязательного.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» в п. 5 дополнительно к вышеотмеченному указывается, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего, при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам.

Обратим внимание на еще один важный вопрос, связанный с учетом мнения ребенка в семье. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство детей определяется, как правило, гражданством родителей. Малолетние дети (в возрасте до 14 лет) автоматически следуют гражданству родителей. Приобретение же или прекращение гражданства подростка в возрасте от 14 до 18 лет в связи с изменением гражданства его родителей требует письменного, нотариально удостоверенного согласия ребенка.

Согласно п. 1. ст. 63 СК РФ родители обязаны заботиться о здоровье, физическом и психическом развитии своих детей. Возникающие при этом правоотношения регулируются нормами Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Основ информация о состоянии здоровья включает в себя сведения о результатах обследования, диагнозе заболевания и прогнозе, методах лечения, возможных вариантах медицинского вмешательства и т.д.

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Следуя нормам, закрепленным в ст. 24, 32, 33, 34 Основ, согласие несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет, должно быть обязательно получено при решении вопроса о производстве медицинского вмешательства или об отказе от него, о прекращении начатого вмешательства.

Целесообразным будет установление соответствия закрепленного в Основах возрастного ценза 15 лет принятому в законодательстве делению детей на малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Изложенное свидетельствует о том, что мнение ребенка характеризуется наличием правовой значимости и в ряде случаев учет мнения ребенка является юридическим основанием для принятия того или иного решения. С целью обеспечения прав и интересов детей предлагаем внести в ст. 57 СК РФ следующие дополнения:

1) перечень случаев, когда органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста, должен быть расширен с одновременным внесением дополнений в соответствующие статьи Семейного кодекса:

  • при рассмотрении судом иска об установлении отцовства в отношении данного ребенка (п. 4 ст. 48);
  • при рассмотрении судом иска об отмене усыновления (ст. 142);

2) следуя принципу разграничения правового статуса малолетних и несовершеннолетних, должно быть придано правовое значение достижению ребенком возраста 14 лет. В связи с чем представляется обоснованным включить в ст. 57 СК РФ правило: «В случаях, предусмотренных законом, обязательным является согласие ребенка, достигшего возраста 14 лет»;

3) исходя из вышесказанного, необходимость получения согласия ребенка, достигшего возраста 14 лет, нужно учитывать:

  • при расторжении брака в судебном порядке, в частности, при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетних детей;
  • при заключении между родителями, проживающими раздельно, соглашения о месте жительства детей, что предполагает, в свою очередь, внесение дополнений в п. 2 ст. 24 и п. 3 ст. 65 СК РФ.

Статья 58 СК РФ предусматривает право ребенка на имя, отчество и фамилию. Важность этого положения трудно переоценить, особенно для будущего каждого ребенка. Конвенция о правах ребенка провозглашает право на имя ребенка с момента его рождения. Согласно ГК РФ каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Это право реализуют родители (а при их отсутствии — заменяющие их лица) во время регистрации рождения ребенка в установленном законом порядке.

Имя, отчество, фамилия ребенка индивидуализируют личность. Под своим именем ребенок выступает как воспитанник учебного заведения, как пациент медицинского учреждения и т.п. От имени ребенка родители (заменяющие их лица) выступают в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего. Дети в возрасте от 14 до 18 лет от своего имени заключают гражданско-правовые сделки в соответствии с требованиями ГК РФ. Ребенок имеет право на имя и как автор творческого произведения. Он может использовать или разрешить использовать созданное им произведение под своим подлинным именем либо под псевдонимом, либо без обозначения имени — анонимно.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на доброе имя. Несомненно, обладателем такого права является и ребенок. Кроме того, он имеет право на защиту своей чести и достоинства. Это право в отношении малолетних защищают их родители (заменяющие их лица), а подросткам в возрасте от 14 до 18 лет родители помогают это делать. Выбор собственного имени своему ребенку — дело родителей. Они вправе дать ребенку любое имя, какое пожелают. Имя ребенку выбирают оба родителя. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем. В органах загса могут лишь указать на неблагозвучие избранного имени.

Семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Отчество ребенка определяется именем отца. Однако не все народы, населяющие нашу страну, имеют традицию называть людей не только по имени, но и по отчеству. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории не обязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальной традиции.

Фамилия ребенка определяется общей фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством субъектов Российской Федерации. В данном случае субъекты Российской Федерации также вправе установить иные правила выбора фамилии ребенку в соответствии со своими национальными традициями. Принимаемые ими нормы не должны нарушать принципа равноправия супругов в браке.

Когда родители ребенка не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства

Если у родителей возникает намерение изменить ребенку имя, то разрешение на это могут дать органы опеки и попечительства. То же самое может произойти с фамилией несовершеннолетнего, если она у матери и отца разная. Стремление к перемене, изменению имени и (или) фамилии детей может объясняться неблагозвучностью, трудностью произношения, неудачными сочетаниями имени, отчества и фамилии, желанием, чтобы сын или дочь носили фамилию, имя, соответствующие избранной заявителем национальности. Сделать это можно только по просьбе обоих родителей, если они проживают совместно.

Это правило относится только к детям в возрасте до 14 лет. По достижении указанного возраста подросток, которому предстоит получить паспорт, вправе сам просить об изменении своего имени и (или) фамилии на общих основаниях. При перемене имени и (или) фамилии ребенка вносятся соответствующие изменения в актовую запись о его рождении, выдается новое свидетельство о рождении, соответствующая отметка производится в паспорте, и он подлежит замене. Что касается изменения отчества, то оно допускается только при перемене имени отца.

Не является основанием для изменения его имени, (или) фамилии передача ребенка на опеку (попечительство), в приемную семью. Такие перемены возможны только после усыновления. Не подлежат изменению имя, отчество и фамилия ребенка и после лишения его родителей родительских прав или их ограничения.

Раздельное проживание родителей дает право тому из них, с которым ребенок проживает постоянно, просить о присвоении ему своей фамилии. Под своей фамилией понимается та, которую носит заявитель. При этом не имеет значения, в каком по счету браке состоит этот родитель.

Не требуется согласия другого родителя на изменение фамилии ребенка. Но, учесть мнение этого родителя, если он дееспособен, не лишен родительских прав или не ограничен в них, необходимо. Подобного рода необходимость отпадает и при невозможности установления места его нахождения, а также когда он без уважительных причин не занимается воспитанием несовершеннолетнего, не содержит его. Мнение родителя, которому безразличен его ребенок, по отношению к которому он своего родительского долга не выполняет, никакого значения не имеет, а потому нет надобности его выявлять.

Женщине-матери, не состоящей в браке с отцом своего ребенка, органы опеки и попечительства не вправе отказать в перемене фамилии несовершеннолетнего на ту, которую она носит. Отсюда следует, что ребенок может без усыновления приобрести фамилию отчима, если после вступления в брак мать стала носить его фамилию. Когда же установление отцовства состоялось, после чего несовершеннолетний приобрел фамилию отца, ее изменение возможно в соответствии с требованиями статьи.

Итак, ребенок обладает в соответствии с положениями СК РФ комплексом прав. В некоторых случаях для реализации семейных правоотношений требуется согласие ребенка. Право ребенка на выражение своего мнения и право ребенка на учет своего мнения — разные правовые категории.

2.3. Имущественные права ребенка в семье

Конечно, в первую очередь, в семье учитываются проблемы морального плана, но и материальные тоже имеют важное значение, в особенности для ребенка. Родители осуществляют содержание ребенка в семье. Выполняя свой родительский долг, они тратят часть своего заработка (дохода) на питание, одежду, лечение, образование и все другие потребности ребенка. Тем самым они обеспечивают право ребенка на получение содержания — неотъемлемое право каждого ребенка. Когда по каким-либо причинам это право родители (или один из них) не обеспечивают, средства на содержание ребенка взыскиваются по суду. При невозможности получения ребенком содержания от своих родителей он имеет право на алименты от других членов семьи: совершеннолетних братьев, сестер, бабушки, дедушки. Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание ребенка является основанием для лишения родительских прав, а также для привлечения к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ.

Средства, причитающиеся ребенку, составляют материальную основу его существования. Сюда входят не только алименты, но и пенсия, различного рода пособия. В случае утраты кормильца ребенку причитается пенсия по случаю утраты кормильца. Так называемая социальная пенсия выплачивается ребенку-инвалиду или ребенку по инвалидности. Кроме того, каждый ребенок имеет право на государственное пособие со стороны государства. Он вправе получать от государства в определенных законом случаях и единовременную материальную помощь. Полученные алименты, пенсии и пособия являются собственностью ребенка. Однако право распоряжаться ими в интересах ребенка принадлежит его родителям (заменяющим их лицам — усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям). Они обязаны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка. Если родитель, выплачивающий алименты, считает, что они расходуются другим родителем не по назначению, он вправе обратиться в суд с требованием о зачислении части алиментов (не более 50%) на счета, открытые на имя ребенка в банке.

Дети являются также собственниками принадлежащего им имущества и приносимых им доходов. Имущество могут образовывать движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, доли в капитале, вклады, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации, дивиденды по вкладам и др. Это имущество может быть приобретено на средства ребенка либо получено им в дар, по наследству. Принадлежат несовершеннолетнему также получаемая им стипендия, его заработок (доход) от результатов интеллектуальной и предпринимательской деятельности.

Ребенок имеет право самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Эти возможности ребенка зависят от его возраста. Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет вправе, например, самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, попечителя распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять право автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки. Другие гражданско-правовые сделки, связанные с реализацией имущественных прав ребенка, он совершает с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителя, попечителя). Причем эти сделки будут действительны и в том случае, если родители (лица, их заменяющие) впоследствии одобрят их в письменном виде.

Из этого общего правила есть исключение: суд при наличии достаточных данных по просьбе родителей (лиц, их заменяющих) или органов опеки и попечительства может либо ограничить, либо лишить ребенка в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иным доходом. При ограничении этого права несовершеннолетний распоряжается своими доходами только с согласия родителей (лиц, их заменяющих), а при лишении права в интересах несовершеннолетнего распоряжаются его доходами родители (лица, их заменяющие). Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам.

Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет (малолетние), в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителями (лицами, их заменяющими) или третьими лицами с согласия последних. Дети в возрасте от 6 до 14 лет могут безвозмездно пользоваться предоставляемым им имуществом, принимать подарки. Они вправе также сами распоряжаться средствами, которые им выдают родители (лица, их заменяющие), а если эти средства им вручают другие члены семьи или вовсе посторонние лица, необходимо согласие на то родителей (лиц, их заменяющих). В любом случае малолетний не может сам совершить сделку, если она требует нотариального удостоверения или государственной регистрации. Что касается детей в возрасте до 6 лет, то все сделки от их имени могут совершать только родители (лица, их заменяющие).

Будучи естественными опекунами (попечителями) своего ребенка, родители при управлении имуществом ребенка обладают теми же правами, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов (попечителей). Эти требования полностью распространяются и на усыновителей ребенка, его приемных родителей. Причитающиеся ребенку доходы (кроме доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно) расходуются родителями (усыновителями, приемными родителями) в интересах ребенка и с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Такое разрешение не требуется, если речь идет о текущих расходах, необходимых для содержания ребенка, приобретения ему одежды, его лечения, отдыха.

Совершать сделки со своими несовершеннолетними детьми, за исключением передачи им имущества в дар или в безвозмездное пользование, родитель не вправе.

Родители и дети не имеют права собственности на имущество друг друга, однако, если они проживают совместно, они вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию, сообразуя свои отношения со сложившимся в семье укладом. Никакого особого правового режима для собственности родителей и детей не существует. Если у родителей и детей возникает право общей собственности на какое-либо имущество, их отношения регулируются общими нормами гражданского законодательства.

Итак, подводя итог второй главы, отметим, что ребенок обладает в соответствии с положениями СК РФ комплексом прав.

В семейном праве права несовершеннолетних детей подразделяются на имущественные и личные неимущественные. Причем последние возникают по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связаны с личностью и имеют особенности оснований возникновения и прекращения. Семейное право включает в число таких прав ребенка: возможность жить и воспитываться в семье, получать воспитание и образование, общаться с родителями и другими родственниками, иметь защиту своих прав и интересов, выражать собственное мнение, право на имя, отчество, фамилию. Кроме того, за ребенком признаются личные права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка: на сохранение индивидуальности и на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и др.

Ребенок является также носителем имущественных прав, которые предоставляют ему возможность иметь материальные блага, необходимые для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Особенностью таких прав несовершеннолетних является регулирование их нормами не только семейного, но и гражданского законодательства. Имущественные права детей включают право каждого из них получать содержание от своих родителей и других членов семьи, а также причитающиеся им государственные платежи (пенсии, пособия). Наряду с этим ребенку может принадлежать на праве собственности любое движимое и недвижимое имущество, не ограниченное и не изъятое из гражданского оборота.

В некоторых случаях для реализации семейных правоотношений требуется согласие ребенка. Право ребенка на выражение своего мнения и право ребенка на учет своего мнения — разные правовые категории. Так, ребенок любого возраста вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Такая постановка вопроса вовсе не исключает ситуации, когда родители, выслушав ребенка, принимают прямо противоположное его мнению решение. Право ребенка на учет его мнения возникает лишь при достижении возраста десяти лет.

Правовое значение мнения ребенка определяется двумя факторами: возрастом ребенка и значимостью совершаемого семейно-правового акта. Выражая мнение, ребенок обнаруживает свой интерес в субъективном смысле. Однако правовое значение оно приобретает лишь при установлении соответствия его истинным интересам ребенка, что осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, судом.

 


Страница:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф