Страницы: 1 2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Особенности реализации прав и интересов несовершеннолетнего
1.2.Правовая защита прав несовершеннолетних
1.3.Значение государственного надзора за защитой прав несовершеннолетнего
2.ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ
2.1.Проблемы защиты прав детей несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей
2.2.Проблемы юридической ответственности за нарушение прав несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Данная работа посвящена актуальной проблеме — исследованию правового положения несовершеннолетних по российскому праву. Исследование данного вопроса приобретает особую актуальность в связи с текущим реформированием гражданского законодательства.
В современной России защита прав несовершеннолетних граждан связана со множеством проблем как теоретического, так и практического толка. Одной из таких проблем, разрешение которой имеет важное теоретическое и практическое значение, в настоящее время выступает проблема определения гражданского процессуального статуса несовершеннолетнего.
С ростом детской преступности, возрастает число нарушений их прав в уголовно-правовой сфере. К подросткам, попавшим под действие уголовного закона, все чаще применяются наказания связанные с лишением свободы. В семейно-правовых отношениях интересы детей отходят на второй план, авторитет родительского воспитания ослабевает, дети с раннего возраста предназначены сами себе, отчего они позиционируют себя как полноправные субъекты общественных отношений и подвергаются унижению и нарушению своих законных прав и интересов, как со стороны взрослых, так и со стороны органов государственной власти.
Таким образом, теоретико-правовое исследование правовой защиты несовершеннолетних лиц, является сегодня весьма актуальной и своевременной научной задачей.
Степень изученности темы. Вопросам, касающимся защиты прав и интересов несовершеннолетних в уголовном процессе, посвящены работы таких исследователей как: Рыжаков А.П., Ухарева Е.А., Машинская Н.В., Орлова А.А., Мишенина А.А., Кирянина И.А., Гордеева М.Н и др. Рассмотрением отдельных проблем, связанных с уголовным преследованием несовершеннолетних правонарушителей занимаются такие авторы как: Шлипкина А.Б., Боровик О.В., Косевич Н.Р., Брылева Е.А. и др. Однако, данная тематика в силу своей меняющейся актуализации требует более детального рассмотрения, преобразования и объяснения практической значимости нововведений.
Признавая теоретическую и практическую значимость исследований указанных авторов, отметим, что они пока еще не привели к какому-либо существенному изменению форм, механизмов защиты прав несовершеннолетних.
Степень изученности проблемы определила выбор объекта, предмета, цели и задач данного исследования.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе реализации правового статуса несовершеннолетнего.
Предмет исследования: нормы права регулирующие правовой статус несовершеннолетнего.
Целью выпускной квалификационной работы является: проведение исследования законодательства, научного и учебного материала в части, касающейся особенностей защиты прав и интересов несовершеннолетних, с выявлением основных проблем и спорных вопросов.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть особенности реализации прав и интересов ребенка.
- Изучить правовую защиту прав детей дошкольного возраста.
- Исследовать значение государственного надзора за защитой прав ребенка дошкольного возраста в РФ .
- Охарактеризовать проблемы защиты прав детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей
- Выявить поблемы юридической ответственности за нарушение прав детей дошкольного возраста
Нормативно-правовой основой исследования являются международные нормативные правовые акты, ратифицированные в России и связанные с защитой прав и интересов детей, такие как: Конвенция по правам ребенка от 5 декабря 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 10 декабря 1985 г. и др. Также основу исследования составили: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», Закон Пермской области от 05.09.2005 № 2441-539 (ред. от 29.03.2016) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» и др.
Методология исследования представлена следующими методами научного познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, специальноюридический, логический, анализ и статистический.
Научная новизна работы: на основе выявленных проблем уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних, по результатам исследования практики механизмов защиты прав несовершеннолетних, предложены изменения в упроцессуальные нормы и рекомендации обучения учащихся образовательных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Особенности реализации прав и интересов несовершеннолетнего
В соответствии со статьей 1 Конвенции о правах ребенка 1989 года, дети — это любые человеческие существа, не достигшие 18 лет, если в
соответствии с законами, которые применимы к ним, их совершеннолетие не наступает раньше.
Ребенок — это лицо, которое не достигло совершеннолетия, т.е. 18 лет (п. 1 ст. 54 СК РФ). Заимствование данного определения произошло из Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 1), к которой присоединение РФ произошло с 1990 г., причем присоединение РФ означало, что она берет на себя обязательство по приведению в соответствие семейное законодательство с положениями указанной Конвенции. Таким образом, ознаменовалось появление в Основном законе РФ и Семейном кодексе норм, которые были посвящены детям. И впервые за долгую историю в российском семейном праве несовершеннолетний стал рассматриваться ни как объект права, а как его субъект.
Правосубъектность несовершеннолетних представляет собой, традиционно, две составные категории: правоспособность и
дееспособность. Некоторыми авторами зачастую сюда еще добавляется и третий элемент — деликтоспособность. Однако, несмотря что состав правосубъектности как у совершеннолетних граждан, так и у несовершеннолетних является единым, не одинакова его суть.
Так, например, правосубъектность несовершеннолетних, прежде всего, предполагает наличие самой «рабочей» категории — правоспособности, то есть, способности иметь права. Правоспособность принадлежит каждому с рождения, и заканчивается лишь со смертью. Другие же категории ввиду возрастных особенностей несовершеннолетних являются довольно ограниченными: так, полная дееспособность у несовершеннолетних наступает лишь с 18 лет, также, как и по общему правилу деликтоспособность.
Дееспособность предполагает возможность приобретать своим действия права и обязанности, и она ограничена у несовершеннолетних в том плане, что они не могут, например, заключать крупные сделки либо вся ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, как правило, ложится на родителей или лиц, их заменяющих.
Однако тут стоит сделать уточнение, что несовершеннолетние по признаку дееспособности могут подразделяться на три возрастные категории: лица, не достигшие 6 лет, у которых отсутствует вообще дееспособность, лица, от 6 до 14 лет, которые уже приобретают некоторую степень дееспособности — к примеру, они могут совершать мелкие бытовые сделки, эти две категории несовершеннолетних зовутся малолетними, также вплоть до 14 лет такие несовершеннолетние не имеют и деликтоспособности. А вот несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают уже максимальной для несовершеннолетних, правосубъектностью — так как они вправе принимать самостоятельное участие в различных гражданско-правовых сделках с письменного согласия законного представителя, выступать в трудовых правоотношениях, нести гражданскую ответственность за причинение вреда и даже уголовную ответственность за совершение преступления.
Права несовершеннолетних закреплены главным образом, в главе 11 СК РФ, она состоит из семи статей (ст. 54-60). Права детей, содержащиеся в этих статьях, можно разделить на две группы: личные и имущественные. Кроме того, в других статьях СК РФ говорится о равенстве детей, рожденных в браке и вне брака (ст. 53), и о равенстве родных и усыновленных детей (ст. 137).
Способность ребенка приобретать права, предусмотренные СК РФ, возникает с момента рождения. Однако реализация большинства прав ребенка осуществляется посредством его законных представителей — родителей или иных лиц, их заменяющих. Дееспособность ребенка определяется ст. 21, 26-28 ГК РФ и соответствующими статьями СК РФ.
Так как у несовершеннолетних, по существу, правосубъектность выражена главным образом, правоспособностью, то хотелось бы заострить внимание и именно на ней и провести некоторую классификацию прав, принадлежащих несовершеннолетним.
Права ребенка занимают особое место среди других общечеловеческих прав и свобод, так как такие права обладают несколько другой спецификой, обусловленной физиологией и социальным характером их носителей.
Права детей, возможно, классифицировать по разным основаниям и критериям. Так, например, если в качестве такого критерия брать сферы жизни несовершеннолетних, то можно различить наличие следующих их прав: социальных, экономических и духовных.
Социальные включают право на получение образования и воспитания, медицинской помощи и другие.
При этом для достижения реализации прав ребенка на получение образования государство обязано осуществить введение бесплатного и обязательного начального образования, поощрение для получения среднего образования, обеспечить доступность образования и так далее, а также обеспечивать равный доступ на реализацию данного права.
Экономические права детей включают право иметь собственность, право на осуществление предпринимательской деятельности посредством привлечения для реализации таких прав законных представителей.
Духовные права детей включают: право на свободу мысли, совести, религии, право на использование своей культуры и родного языка. Право на свободу совести и религии предусматривает исповедовать свою религию как индивидуально, так совместно с другими детьми.
Однако данное право имеет некоторые ограничения — так, определение законного образа жизни в рамках семейного института принадлежит по праву родителям или законным представителям несовершеннолетних, причем при таком определении родители или опекуны могут основываться на своем жизненном опыте, религии и представлениях о нравственности и других морально-ценностных установках.
За детьми закреплено право на образование в сфере религиозных учений в соответствии с пожеланиями родителей, и они не могут принуждаться к подобному виду образования вопреки воле их родителей. Ограждение детей от любых проявлений дискриминации в сфере религиозных убеждений гарантировано законом. Основой их воспитания должны служить понимание, терпимость, дружба народов мира, уважение к свободе совести и религии окружающих их людей.
Если же дети воспитываются на попечении государства, то также в обязательном порядке учитываются их пожелания относительно религиозных вопросов. Однако религиозные принципы или убеждения не должны влиять вредоносно на физическое, умственное здоровье и развитие детей.
Если в качестве критерия классификации прав детей брать степень обеспеченности механизмами осуществления прав несовершеннолетних, то различаются права, которые обеспечены таковыми и которые не имеют подобного обеспечения.
Права детей, которые обеспечены соответствующими механизмами реализации включают в себя: право на труд, на опеку и попечительство, на защиту от жестокого обращения и насилия внутри семьи.
Права детей, которые лишены механизма их реализации относятся: право несовершеннолетнего уважать его жилище, которое отражено в пункте 1 статьи 8 Конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года.
От критерия содержания в международных договорах подразделяют общие и специальные права несовершеннолетних.
Общие права: право на жизнь, на свободу, на равенство и недопущение всякой дискриминации, на судебную защиту и на защиту против превышения властных полномочий, защита от пыток, защита чести и репутации, на убежище, на свободу совести, мысли и слова, на свободу религии, на защиту собственности, на пищу, жилье, одежду, на получение образования, на получение медицинского обслуживания и так далее.
К специальным правам относятся имеющие специфичность права, они получили закрепление в Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г. и в других нормативно-правовых актах международного характера.
Специальные права детей включают в себя: право на такой уровень жизни, который необходим для того, чтобы физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие протекали полноценно, право на защиту от всяческой дискриминации, сюда относится расовая, религиозная и прочие формы ее выражения, право на защиту от эксплуатации и совращения, носящих сексуальный характер, право быть иждивенцем у своих родителей, получать воспитание и расти в семье, право на защиту от вредных нагрузок для полноценного развития и так далее.
По критерию количества участников отношений, посредством поведения которых и обеспечивается реализация прав несовершеннолетних права детей бывают относительными и абсолютными.
По принадлежности юридических фактов к тому или иному виду различаются права, возникающие на основании событий и на основании совершения тех или иных действий.
По длительности или времени, в течение которого могут действовать права они соответственно подразделяются на срочные и бессрочные.
Также в зависимости от наличия имущественного интереса права ребенка соответственно делятся на имущественные и личные неимущественные. Имущественные — это, собственно, все то, что, так или иначе, связано с материальным обеспечением детей — их содержанием или обеспечения, оказания иной помощи — алиментные выплаты, социальные выплаты и так далее.
Неимущественные прав несовершеннолетних включают в себя право поддерживать на постоянной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.
По способам защиты прав несовершеннолетних их права можно подразделить на следующие категории: права, которые защищаются путем их признания, восстановления существовавшего ранее до нарушения положения, пресечения действия должностных лиц государственных органов, которые нарушают права несовершеннолетних, признания действий должностных лиц и государственных органов незаконными, а также признания незаконными их решений, взыскания убытков с государства, причиненных такими незаконными действиями или решениями.
Вызывает интерес позиция, согласно которой различаются три поколения прав человека: права человека первого поколения (политические и гражданские права), права человека второго поколения (экономические, социальные и культурные права) и права человека третьего поколения (право на развитие, право на благоприятную окружающую среду, право на мир, право на владение общим наследием человечества, право на доброкачественные продукты питания, права меньшинств).
В связи с этим происходит выделение прав, относящихся к первому, второму и третьему поколению. Так, первое поколение включает в себя право на защиту от пыток или жестокого обращения, унижения достоинства, а также защита от принудительного медицинского либо научного опыта; право свободно придерживаться своего мнения; право свободного выражения своего мнения; право свободного поиска, получения и распространения информации и идей, вне зависимости от границ государства и так далее.
Второе поколение включает следующие права: право на защиту от дискриминации, выраженной во всяческих формах (раса, цвет кожи, пол, язык, социальное происхождение, имущественное положение, религия, политические и иные убеждения, национальность, рождение и так далее); право участвовать в культурной жизни; право использовать научный прогресс, его результаты и достижения, и их применять практически; право защищать моральные и материальные интересы, основанием возникновения которых могут служить любые научные, литературные или художественные труды, авторские права на которые они имеют и так далее.
Третье поколение заключает такие права: право развиваться, обитать в благополучной окружающей среде, право на мир, право владеть общим наследием человечества, право питаться доброкачественными продуктами и так далее.
рава человека и его свободы являются высшим благом в большинстве государств современного мира. Россия, как одна из таких стран, гарантирует равенство всех перед законом и закрепляет основные естественные права и свободы каждому своему гражданину вне зависимости от пола, национальной принадлежности, профессии и другой дискриминации. Однако нужно принимать во внимание то, что не все могут лично и разумно пользоваться своими правами ввиду их возраста. Так, российское законодательство предусматривает особое правовое регулирование отношений, связанных с участием несовершеннолетних.
В настоящее время в нашей стране имеются проблемы, которые связаны с определением и регулированием гражданско-правового статуса несовершеннолетних. В связи с этим, исследование положения данных субъектов права в гражданских правоотношениях является актуальным, т. к оно позволяет не только выявить противоречия в действующем законодательстве, но и на основе теоретических положений разработать эффективный механизм, содействующий реализации гражданских прав несовершеннолетними и их защиту.
Для того чтобы быть участником гражданских правоотношений, несовершеннолетнее лицо должно обладать гражданской правосубъектностью, которая включает в себя гражданскую правоспособность и гражданскую дееспособность.
Под правоспособностью обычно понимают возможность иметь права и нести обязанности. Некоторые, как советские (Е.А. Флейшиц, О.С. Иоффе), так и современные отечественные ученые- правоведы (А.М. Нечаева) утверждают, что правоспособность является неотъемлемым свойством личности, поэтому нормативно-правовые акты, которые издаются государством, не могут служить предпосылками в возникновении правоспособности у граждан, а наоборот, правоспособность представляет возможность иметь субъективные права и нести обязанности. Таким образом, действующая ст. 17 ГК РФ закрепляет гражданскую правоспособность за всеми гражданами вне зависимости от возраста, пола, национальности, расы и т. д. Она возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Следующим элементом гражданской правосубъектности является гражданская дееспособность, под которой ст. 21 ГК РФ понимает как способность своими действиями осуществлять гражданские права и нести обязанности и исполнять их. В отличие от гражданской правоспособности, дееспособность не является неотчуждаемым свойством личности гражданина, а имеет определенные ограничения, т. к. она предоставляется государством гражданину, который может отдавать отчет своим действиям. Так, гражданская дееспособность тесно связана с физическим, психическим и интеллектуальным развитием человека.
В гражданском праве дееспособность проявляется в сделкоспособности, (способности осуществлять гражданско-правовые сделки) и деликтоспособности (способность нести имущественную ответственность за свои действия). В зависимости от объема дееспособности действующее гражданское законодательство разделяет несовершеннолетних на три группы: малолетние до 6 лет, малолетние от 6 до 14 лет, несовершеннолетние от 14 до 18 лет.
Малолетние в возрасте до 6 лет, согласно ст. 28 ГК РФ признаются полностью недееспособными, т. е. все гражданско-правовые сделки осуществляют за них их законные представители . Что касается малолетних в возрасте от 6 до 14 лет, то они обладают уже частичной дееспособностью. В соответствии с п. 2 ст. 28 ГК РФ они могут заключать следующие сделки самостоятельно, без согласия законных представителей:
- мелкие бытовые сделки;
- сделки, которые направлены на безвозмездное получение прибыли, не требующей удостоверения нотариуса или государственной регистрации;
- сделки по распоряжению средствами, полученными от родителей или с его разрешения третьим лицом для конкретной цели или свободного распоряжения.
Остальные сделки, осуществленные гражданами от 6 до 14 лет без родителей или их согласия, признаются ничтожными.
Проанализировав ст. 28 ГК РФ, нельзя не отметить, что гражданское законодательство не устанавливает определенный круг сделок, которые может осуществлять лицо от 6 до 14 лет, также в данном федеральном законе не дается формулировка термину «мелкая бытовая сделка», что вызывает многие затруднение в судебной практике по ее определению. В учебной правовой литературе под мелкой бытовой сделкой понимается сделка, которая направлена на удовлетворение повседневных потребностей в жизни малолетнего ребенка или членов его семьи и незначительна по сумме. Однако данные параметры носят оценочный характер, т. к. для одного ребенка и его семьи это сделка может быть незначительной по сумме, а для другого — нет. Следовательно, возникает необходимость в установлении конкретных критериев для определения мелкой бытовой сделки в гражданском законодательстве. Так, например, С.В. Букшина предлагает следующие критерии для определения мелких бытовых сделок: возраст данного лица, его личные повседневные потребности, незначительная сумма, осуществление данной сделки лично. Также возникает вопрос, какие сделки направлены на безвозмездное получение выгоды малолетними. Исходя из положений ст. 28 ГК РФ к данным сделкам относятся те, которые направлены на приращение имущества малолетнего без каких-либо затрат с его стороны. При этом данная сделка не должна требовать удостоверения нотариуса или государственной регистрации. Однако, например, дарение малолетнему собаки может привести к противоречиям, которые возникли между желанием ребенка и интересами родителей, вынужденные нести расходы по содержанию домашнего животного. Таким образом, М.М. Махмутова утверждает, что такая сделка должна осуществляться при согласии законных представителей малолетнего.
Малолетний может распоряжаться любыми средствами, если они предоставлены ему его законными представителями или с их согласия. Однако тогда возникает вопрос о незначительности суммы сделки: может ли ребенок, получив большую сумму денег, пойти в магазин и купить самостоятельно какую-нибудь дорогостоящую вещь? Продавец в данном случае имеет не только право, но обязан отказать малолетнему в продаже, т. к. сделка будет признана ничтожной. Таким образом, п. 2 ст. 28 ГК РФ нуждается в доработке, т. к., по мнению А.М. Нечаевой, это приводит к «противоречиям правилам внутрисемейной педагогики».
Что касается деликтоспособности малолетних, то дети, не достигшие 14 лет, согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ не несут имущественную ответственность за совершение сделок, а за их причиненный вред несут обязанность их законные представители, если они не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине .
Объем дееспособности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет шире, чем у малолетних. Согласно п. 2 ст. 28 ГК РФ данная возрастная группа лиц помимо сделок, предусмотренных в отношении малолетних, имеют также право на совершение следующих, которые не требуют согласия законных представителей: право распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами; осуществление прав автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; по достижении 16 лет являться членом кооперативов.
На остальные виды сделок, совершаемые данными лицами, требуется письменное согласие его законных представителей. Однако возникает вопрос: «При даче разрешения на совершении сделки несовершеннолетним, требуется согласие всех его законных представителей или достаточно разрешение от одного из них?». П. 1 ст. 26 ГК РФ предусматривает согласие всех законных представителей, но применение данной меры не всегда может быть целесообразным. Так, например, трудно получить согласие от всех родителей, если один из них скрывает свое место нахождения, укрывается от воспитания и содержания ребенка. Таким образом, необходимо в данной статье ГК РФ четко обозначить исключения.
Несовершеннолетний гражданин от 14 до 18 лет, в соответствии с п. 4 ст. 26 ГК РФ, может быть ограничен или лишен права распоряжаться своими доходами по решению суда. Однако конкретных оснований законодатель не предусматривает. Данная неопределенность приводит к следующему вопросу: «В каких случаях может быть ограничен в гражданских правах несовершеннолетний?». Может ли быть основанием неразумная трата денег ребенком по мнению родителей, или исключительным основанием является денежная трата несовершеннолетнего на распитие спиртных напитков или потребление наркотиков. В связи с этим, данное положение в гражданском законодательстве тоже нуждается в точной формулировке. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет в отличие от малолетних обладают гражданской де- ликтоспособностью, т. е. несут самостоятельно имущественную ответственность за совершение сделок или за причиненный ими вред (п. 3 ст. 26 ГК РФ). Однако, если они не имеют самостоятельный источник дохода, то ответственность за причиненный ими вред несут его законные представители (п. 2 ст. 1074 ГК РФ). Сегодня в юридической литературе данное положение является спорным. Например, П.А. Матвеев пишет о том, что родители должны нести субсидиарную ответственность только за те сделки несовершеннолетнего, на которые они давали свое разрешение. При заключении сделок самостоятельно детьми данной возрастной категории — личную имущественную ответственность.
Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты гражданско-правового статуса несовершеннолетних граждан, следует отметить, что сегодня существуют проблемы теоретического и практического характера при правовом регулировании участия детей в гражданских правоотношениях. Таким образом, для создания эффективного механизма для реализации и защиты гражданских прав несовершеннолетних необходимо: Устранить пробелы и коллизии, в том числе и вышеперечисленные, в действующем гражданском законодательстве. Уделить внимание повышению правовой грамотности населения, особенно несовершеннолетних. Для реализации данной задачи можно в рамках внешкольных занятий организовывать встречи с представителями прокуратуры, проводить лекции, беседы и семинары по данной проблематике.
1.2.Правовая защита прав несовершеннолетних
Как известно, Закон № 273-ФЗ специально выделяет дошкольное образование в качестве одного из уровней общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 10). Вследствие этого был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Основные принципы данного стандарта содержат положения о защите прав дошкольников в непосредственном образовательном процессе, например: поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательной организации) и детей; уважение личности ребенка.
Частью 4 ст. 14 Закона № 273-ФЗ закреплено право дошкольников на получение образования не только на русском, но и на родном языке из числа языков народов РФ. Данное право реализуется за счет создания необходимого числа соответствующих образовательных организаций (причем не обязательно именно дошкольных), классов, групп, а также условий для их функционирования.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона № 273-ФЗ освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Данная норма также направлена на защиту прав детей дошкольного возраста, которые в случае проведения каких-либо экзаменов, тестов и т. д. будут испытывать серьезные перегрузки, помноженные на стресс.
С той же целью — для сохранения психического здоровья дошкольников — в ч. 5 ст. 43 Закона № 273-ФЗ запрещено применять к воспитанникам детских садов какие-либо меры дисциплинарного взыскания.
Гарантией обеспечения и защиты права ребенка на дошкольное образование является договор об образовании, заключенный между образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанника. Данный документ регламентирует отношения между
участниками образовательного процесса, неурегулированные действующим законодательством и локальными актами образовательной организации.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона № 273-ФЗ заключение договора об образовании предшествует изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Таким образом, государство обеспечивает дополнительную защиту прав детей в период получения ими дошкольного образования, поскольку договор об образовании возлагает на детский сад дополнительные обязательства, которые придется исполнять надлежащим образом, как того требует ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51- ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона № 273-ФЗ дошкольные образовательные организации осуществляют не только обучение детей, но и присмотр и уход. Именно поэтому в детских садах создаются условия для полноценного питания, отдыха, сна, игр, а не только для проведения занятий. При этом родители воспитанников имеют право на компенсацию платы за присмотр и уход за ребенком в размерах, указанных в ч. 5 ст. 65 Закона № 273-ФЗ.
Обеспечение надлежащих условий для присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста строго регламентировано СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.
Ранее в ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв.ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, было закреплено право дошкольников в возрасте до трех лет на получение полноценного питания. Затем на смену данному нормативному правовому акту пришел Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ), в п. 3 ст. 52 которого предусмотрена аналогичная гарантия для детей до трех лет. Однако, поскольку данный вопрос, как и прежде, находится в компетенции субъектов РФ, говорить о праве дошкольников на обеспечение полноценным питанием можно лишь применительно к тому или иному региону России. К примеру, на территории Краснодарского края согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.07.2010 № 635 родителям детей до трех лет предоставляется социальная выплата в виде денежной компенсации на полноценное питание.
В условиях отсутствия так называемых молочных кухонь и иных специализированных организаций, предоставляющих услуги социального питания, выдача денежных средств является наиболее оптимальным вариантом. Немалое внимание законодатель уделяет защите права детей на охрану здоровья, что предусматривается в первую очередь Законом № 323-ФЗ. Во исполнение требований ст. 54 данного закона приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Данный порядок направлен на регулирование вопросов оказания медицинской помощи всем несовершеннолетним, но, в частности, в приложении № 2 указаны в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи применительно к дошкольным образовательным организациям.
Аналогично Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утв. приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н, помимо общих для всех несовершеннолетних правил прохождения медицинских осмотров специально для дошкольников устанавливает перечень исследований при проведении предварительных и периодических осмотров
Еще один важный документ, направленный на защиту прав детей дошкольного возраста в сфере медицинского обслуживания и оказания медицинской помощи, — постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Согласно приложению № 1 данного документа дети первых трех лет жизни, а также дошкольники из многодетных семей в возрасте до шести лет при амбулаторном лечении имеют право на бесплатное обеспечение любыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей.
Современное общество с уверенностью можно назвать информационным. Но, к сожалению, не всегда информация, полученная из доступных источников, бывает полезна для детей, в том числе дошкольного возраста. На защиту детей от негативной информации направлен Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон № 436-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 15 Закона № 436-ФЗ содержание и художественное оформление информационной продукции, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных организациях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет.
Таким образом, по смыслу Закона № 436-ФЗ вся печатная, а также аудио- или видеопродукция, используемая в образовательном процессе, должна соответствовать требованиям информационной безопасности, под которой понимается состояние защищенности детей, когда отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. То же самое касается и функционирующих в дошкольных образовательных организациях информационных сетей (в том числе Интернета), а также зрелищных мероприятий, на которых присутствуют воспитанники (концерты, спектакли, киносеансы и т. д.). Защите детей от вредной информации, пропаганды и агитации посвящена ст. 14 Закона № 124-ФЗ. В частности, п. 3 данной статьи установлено проведение социальной, психологической, педагогической и санитарной экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. К сожалению, в нашей стране актуальна и проблема защиты детей от жестокого обращения. В настоящее время нет единого законодательного акта, посвященного вопросу защиты детей (в том числе дошкольников) от жестокого обращения — данная проблема освещена в разных законах и подзаконных актах. Тем не менее необходимо помнить, что за жестокое обращение с детьми любого возраста законодательством РФ предусмотрено несколько видов ответственности.
Так, согласно Семейному кодексу РФ за жестокое обращение с ребенком (физическое или психическое насилие, покушение на половую неприкосновенность ребенка) его родителям (лицам, их заменяющим) грозит:
- лишение родительских прав (ст. 69); ограничение родительских прав (ст. 73); отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77).
Родители или лица, их заменяющие, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
В силу Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ работник (в том числе руководитель) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, приведшее к негативным последствиям для ребенка, может быть подвергнут одному из наказаний, предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор или увольнение).
Кроме того, в п. 2 ст. 336 ТК РФ прямо предусмотрена возможность увольнения педагогического работника в случае применения им, в том числе однократно, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника[9].
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ предусматривает наказания за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних, а также за преступления против семьи и несовершеннолетних (статьи 150-157). Например, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности (в том числе педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним), если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом, обязательными работами, исправительными работами, принудительными работами с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 156 УК РФ).
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф