Скоро защита?
Меню Услуги

Защита прав несовершеннолетних. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


1.3. Значение государственного надзора за защитой прав несовершеннолетнего

Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:

  • на жизнь;
  • на семью;
  • на свободу слова и мысли;
  • на обучение;
  • на получение гражданства;
  • на помощь в медицинских учреждениях;
  • на государственную помощь и т.д.

Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних.

В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.

Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства.

А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

Согласно Семейному кодексу, каждый ребенок имеет право отстаивать свои интересы и свободы. В большинстве случаев этим вопросом занимается семья, но несовершеннолетний может и сам обратиться в общество по защите прав детей, а по достижении 14 лет дети могут подать исковое заявление в суд.

Как правило, детям самим приходится решать проблемы такого рода, если родители злоупотребляют алкоголем или наркотическими веществами, не принимают участия в жизни детей или вовсе лишены родительских прав. Поводом для обращения может послужить правонарушение любого рода, психологическое угнетение или применение грубой физической силы.

Как только другим людям, не важно, являются ли они законными представителями и имеют ли отношение к юридическим организациям, стало известно о том, что права маленького гражданина нарушаются, они обязаны обратиться в соответствующие органы и сообщить о роде правонарушения. Заявление по поводу проблем такого рода можно подать в следующие органы защиты прав ребенка:

  • органы опеки и попечительства;
  • прокуратуру;
  • комиссию и инспекцию по делам несовершеннолетних.

На этих организациях нужно остановиться подробнее.

Как только возникает вопрос, куда обратиться по защите прав ребенка, сразу же вспоминаются именно органы опеки и попечительства.

В большинстве случаев они занимаются вопросами, касающимися маленьких граждан, которые остались без родителей, а также эти органы ответственны за подбор опекунов.

Если в городе нет специальной организации, функции надзора за опекой и попечительством могут осуществлять органы местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону, такая служба обязана выполнять следующие задачи:

защищать права и интересы тех граждан Российской Федерации, которые нуждаются в установлении над ними опеки или уже находящихся на попечении;

следить за тем, как опекуны и законные представители осуществляют воспитание;

контролировать процесс выполнения всех необходимых медицинских и социальных услуг;

следить за имуществом несовершеннолетнего, чтобы по достижении им 18 лет он сам мог распоряжаться своими вещами и деньгами.

Если в законах субъектов РФ прописаны дополнительные обязанности органов опеки и попечительства, они обязуются выполнять и их тоже, не игнорируя при этом общие законы Российской Федерации.

Такие органы по правам ребенка имеют следующие полномочия:

  • вести списки граждан, которым нужна опека;
  • признавать подопечных дееспособными или недееспособными в зависимости от обстоятельств;
  • устанавливать опеку и попечительство и снимать их;
  • следить за выполнением своих обязанностей опекунами или общественными организациями, занимающимися попечительством;
  • заключать договоры, которые разрешают опекунам распоряжаться имуществом несовершеннолетних с их на то согласия;
  • выдавать разрешения на отдельное проживание опекунов и их подопечного;
  • производить проверки качества жизни подопечного;
  • оказывать необходимую помощь опекунам и подопечным.

Если семья по каким-либо причинам переезжает в другой город, служба опеки и попечительства обязана переслать личное дело подопечного в органы, выполняющие там те же функции.

Полномочия прокурора в вопросе защиты прав детей в РФ основаны на том, что прокуратура обязана следить за соблюдением всех прав человека и принимать меры в случае их нарушения. Прокуратура правомерна на следующие действия:

  • лишение родительских прав по разным причинам или их восстановление;
  • расторжение браков;
  • признание действительным или недействительным алиментного соглашения;
  • установление опеки и ее снятие по решению суда;
  • изъятие
  • ребенка у родителей, если они не выполняют в полной мере своих обязанностей по отношению к несовершеннолетнему.

При обращении за помощью в вопросах детских прав прокурор действует следующим образом:

  • предъявляет иск в суд, согласно существующей проблеме;
  • участвует в судебных слушаниях и рассмотрении дела;
  • опротестовывает несправедливые судебные решения;
  • выписывает предупреждения о наказаниях за возможные последующие нарушения прав детей.

Такие комиссии тоже относятся к организациям, защищающим права ребенка, поэтому по вопросам правонарушений стоит обратиться сначала туда.

На комиссии по делам несовершеннолетних возложены следующие задачи:

  • защита прав и интересов несовершеннолетних;
  • борьба с беспризорностью и вызвавшими ее причинами;
  • решение вопросов, связанных с обучением, содержанием несовершеннолетних, а также с медицинским и социальным обслуживанием;
  • контроль за работой органов и комитетов по правам ребенка;
  • решение проблем с правонарушениями у несовершеннолетних.

Кроме обязанностей, у отделов такого рода есть следующие полномочия:

  • координирование работы отделов и комитетов, занимающихся делами несовершеннолетних;
  • разработка кодексов и документов касательно области их деятельности;
  • участие в мероприятиях, призванных сократить количество преступлений среди несовершеннолетних и поднять уровень их жизни;
  • проведение проверки семей;
  • решение вопросов о переводе в другую школу или исключении из них;
  • ведение постоянного учета маленьких граждан разных категорий, особенно нуждающихся, сирот или социально-опасных.

Согласно Конституции и кодексам разного рода, защита прав может осуществляться такими способами, как:

  • расторжение заключенных ранее договоров и признание их недействительными;
  • моральные компенсации;
  • разрешение на самостоятельную защиту прав;
  • выплата суммы понесенных убытков;
  • принуждение к выполнению судебных постановлений, если они не были исполнены в добровольном порядке.

Дети — это одна из самых незащищенных демографических групп в мире. Защита прав детей и подростков одна из основных функций социального государства и мирового сообщества в целом.

Дети и подростки в силу своего возраста еще не могут жить самостоятельно без помощи родителей и всего общества.

Именно поэтому дети и подростки нуждаются в помощи, внимании, опеке родителей и государства.

Нарушения прав детей порождены многими факторами, одним из которых является неблагоприятное положение ребенка в семье и обществе.

Права несовершеннолетних детей, имеют во всех отношениях приоритетный характер и должны находиться под особой защитой мирового сообщества и государства.

Государство, общество, родители обязаны защищать, опекать и соблюдать права детей, учитывать их интересы и желания, помогать детям самореализовываться, отстаивать их интересы, защищать взгляды. Ведь от воспитания нынешнего поколения зависит наше будущее.

Проблемы защиты прав детей и подростков рассматриваются в работах Ю. Ф.Беспалова, Л.Ю. Грудцина, Н.В. Кравчук, Н.М. Савельева и ряда других авторов. Они отмечают необходимость обязательного соблюдения имущественных, витальных, политических, социальных прав детей и подростков. Л.Ю. Грудцина отмечает, что каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью оперировать ими в любой жизненной ситуации. Н.М. Савельева, говорит о том, что действующее законодательство наделяет ребенка правом защищать свои интересы, в том числе и обращаться в суд, правда, не всегда ребенок может беспрепятственно реализовать свое право на судебную защиту.

Однако, на протяжении различных исторических этапов статус ребенка определяется характером отношения общества к детям. Основной составляющей этого отношения являлось понятие о важности ребенка как члена общества, которое определяло характер его воспитания.

Сегодня в России и за рубежом большое влияние уделяется разработке правовой базы для защиты прав несовершеннолетних.«Интересы ребенка» — понятие, имеющее различную наполняемость в теории права.

Каждый автор-правовед дает свою трактовку данному термину.

Так, например, Ю.Ф. Беспалов утверждает, что «интересы ребенка — потребность в создании условий, необходимых для содержания и благополучного развития, подготовки к самостоятельной жизни».

Защите интересов, прав детей и подростков уделяется значительное внимание, как на российском, так и международном уровне.

Кроме того, защита прав детей и подростков признается одной из главных тем развития социальной политики государств. Именно поэтому принятая в 1990 году Конвенция о правах ребенка была ратифицирована государственными органами власти СССР. Социальная политика российского общества была направлена в первую очередь на защиту прав и интересов несовершеннолетних, так как затрагивает воспитание, образование, а также адаптацию несовершеннолетних к общественной жизни.

Для этих целей были созданы государственные органы, в чью компетенцию входило осуществление функции по защите прав и интересов детей и подростков.

Сущность социальной политики государств состоит в том, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникать в сфере имущественных, семейных, жилищных отношений. К сожалению, решить все проблемы невозможно.

В большей степени они затрагивают защиту интересов инвалидов, сирот и несовершеннолетних детей, которые проживают в неполной или асоциальной семье.

В начале XXI века Правительством РФ были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», а также была принята федеральная целевая программа «Дети России» ориентированная на 2003-2006 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 года №732). Если рассматривать нормативно-правовые акты, принятые на международной арене в начале двухтысячных, то здесь можно выделить принятую резолюцию Генеральной Ассамблеей ООН 10 мая 2002 года, Декларацию «Мир, пригодный для жизни детей», Конвенцию о правах инвалидов принятую от 13 декабря 2006 года и ряд других значимых нормативно-правовых документов .

В Российском законодательстве права ребенка закреплены в таких нормативно правовых актах:

  • Семейный кодекс РФ ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан ;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка РФ ;
  • Федеральный закон об опеке и попечительстве;
  • Федеральный закон «Об образовании».

А также нормы о защите прав ребенка содержатся в гражданском, уголовном, административном и других отраслях законодательства. Закон «Об образовании» закрепляет права детей во всех образовательных учреждениях, и предусматривает санкции административного характера в отношении педагогических работников за примененное физическое или психологическое насилие.Вопросы устройства детей в воспитательные семьи регулирует Федеральный закон №44 от16.04.01года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Он устанавливает порядок использования банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей .

Гражданский кодекс РФ устанавливает общие нормы правосубъектности опеки и попечительства. В 2008 году был принят № 44-ФЗ «Об опеке и попечительстве». В данном документе определены полномочии и ответственность органа исполнительной власти субъекта РФ, выполняющий функции опеки и попечительства. Федеральный закон №44 определяет условия и действия органов опеки и попечительства. Так, например, по истечении месяца со дня выявления ребенка, который нуждается в обеспечении семьей, орган опеки и попечительства направляет сведения о ребенке в региональный банк данных о детях. По истечении еще одного месяца данная информация направляется уже в федеральный банк данных о детях. Семейный Кодекс РФ закрепляет за усыновленными детьми-сиротами право на получение материальных выплат, полагающиеся ему в связи со смертью родителей . Данный вопрос регулирует и Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этом нормативном документе прописана всесторонняя социальная защита данной категории детей. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, из этого можно сделать вывод, что каждый регион сам определяет какой объем помощи будет оказан данной категории детей, это основывается на имеющихся ресурсах . Указом президента РФ в 2012 года была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. В стратегии обозначен план важнейших мероприятий для детей, где одной из категорий детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На реализацию данной стратегии будут выделены денежные средства из федерального бюджета. Российским государством был принят еще один закон, защищающий права детей. Сущность закона состоит в отказе иностранным гражданам США усыновлять русских детей. Это Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».

Национальная доктрина образования РФ была принята Всероссийским совещанием работников образования 14.01.2002 года и одобрена Правительством РФ. Данный нормативно правовой акт определяет цели воспитания и обучения молодого поколения, пути его достижения вплоть до 2025 года. Одной из приоритетных задач государства является создание и реализации условий для получения общего и профессионального образования детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, принятых в Российской Федерации, современная реальность показывает, что такого рода мер недостаточно. Именно поэтому органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня должны постоянно наращивать потенциал системы правоприменения, совершенствовать профессионализм специалистов одной из основных функций которых является защита интересов несовершеннолетних.

Анализируя действующее семейное законодательство России, можно сказать, что оно было приведено в соответствие с международными обязательствами России. Так в Семейном Кодексе РФ отводится целая глава правам несовершеннолетних.

Глава 11 (ст54-60) СК РФ закрепляет за детьми следующие права:

  • Право жить и воспитываться в семье;
  • Право на общение с родителями и другими родственниками;
  • Право на защиту;
  • Право ребенка выражать свое мнение;
  • Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
  • Изменение имени и фамилии ребенка
  • Имущественные права ребенок.

Следует отметить, что обязанности детей и подростков в семье законодательно не определены. Они, как правило, устанавливаются нормами нравственности, поэтому закон принудить ребенка к исполнению чего-либо не может.

Защиту прав детей и подростков в России осуществляет Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка. Должность последнего была введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года.

Законы о защите прав несовершеннолетних, казалось бы, полностью соблюдены. Но в сфере защиты прав детей есть существенные недочеты. Так, например, в нашей стране система ювенальной юстиции пока не действует в полную силу, как в странах Запада. Органы ювенальной юстиции должны работать над тем, чтоб сделать эту систему оптимальной. В США есть такая практика, как «развод» со своими родителями или же опекунами. Эмансипация ребенка происходит в ряде следующих причин: женитьба или замужество; служба в вооруженных силах; если суд постановил, что развод с родителями необходим для защиты прав и интересов детей.

Признание полной дееспособности в России несовершеннолетний может получить по ряду причин: если он работает   по трудовому договору, в том числе и по контракту; при вступлении несовершеннолетнего в брак.

В США одной из главных правовых норм является право ребенка на интеллектуальное развитие и обучение, вне зависимости от его особенностей. Данная правовая норма закрепляет неопровержимые права для детей инвалидов, а также для умственно отсталых. Дети-инвалиды, в возрасте от 3 лет до 21 года, имеют право на получение бесплатного образования. Такие особенные дети должны обучаться по индивидуально составленной программе. Право на общение, образование в Америке распространяется и на детей иммигрантов. Школа предоставляет отдельные курсы по изучению английского языка для таких детей.

В США в соответствии с законодательством осуществляется помощь несовершеннолетним из асоциальных семей по Программе «Самостоятельная жизнь». Контроль над исполнением этой программы возлагается на министра здравоохранения США. На основании этой программы помощь оказывается несовершеннолетним в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности, обучении навыкам рационального использования денежных средств.

Современный этап международного сотрудничества в области защиты прав и интересов ребенка характеризуется целым рядом положительных тенденций.

Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятияправозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом: взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности, утверждает Л.Ю. Грудцина. Право ребенка, как нечто реальное, многими еще не воспринимается. В России еще многие взрослые — педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка .

2.ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  В РФ

2.1.Проблемы защиты прав детей несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей

Конвенция о правах ребенка (статья 3) настоятельно рекомендует государственным, частным учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельности. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, государственных и частных учреждений. Его осуществление считается одной из важнейших задач Конвенции.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Таким образом, анализируя законодательство, направленное на охрану детей-сирот следует разделять законодательство, регулирующее права детей в целом и законодательство, регламентирующее права детей – сирот в частности.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» имеет большое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей-сирот. Он устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

Большинство правоотношений регулирует также СК РФ, который устанавливает формы устройства детей, права и обязанности органов власти

С 01 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 сентября 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Необходимость принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» назрела давно.

Правовое регулирование опеки и попечительства не составляло единого правового института и осуществлялось нормами гражданского и семейного права, а в отношении жилых помещений – еще и нормами жилищного права.

В связи со вступлением в законную силу названного Закона существенно изменяются основы осуществления опеки и попечительства.

Новый закон подробным образом регламентирует процесс управления имуществом подопечного, устанавливает права и обязанности субъектов института опеки и попечительства в отношении имущества подопечного.

На законодательном уровне регулируется также устройство детей – сирот в приемную семью. Приемная семья как форма семейного воспитания была узаконена в 1996 г. с момента принятия СК РФ, о чем было упомянуто выше, что нашло отражение в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье».

В 2009 г. Правительством РФ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ».

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

На современном этапе развития, институт охраны детей сирот играет как важную социальную, так и правовую роль охраны государством.

Анализ этапов развития института охраны детей сирот выявило, что еще до установления правовых норм в российском государстве, формы устройства детей сирот уже имели место, в рамках элемента родо – племенного института и с момента образования государственности на Руси, что отражено в письменных источниках.

Проблемы функционирования механизма правовой охраны детей-сирот и основные направления его совершенствования

Следует отметить, что обязанность доказывания всех фактов, включенных в предмет доказывания по делам особого производства, ложится на заявителя. Однако, несмотря на наблюдающуюся в действующем гражданском процессуальном законодательстве общую тенденцию, состоящую в снижении активности суда в выявлении и собирании доказательств, деятельность суда в процессе установления юридических фактов, входящих в предмет доказывания по делам об усыновлении, носит элементы «следственности». Исключительно поэтому, суд, чья доказательственная деятельность по делам об усыновлении не лишена следственных элементов, самостоятельно возлагает обязанность по доказыванию не только на заявителя, но и на органы опеки и попечительства.

Например, П., являющаяся гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающей в Испании, обратилась в суд с заявлением об усыновлении М. (1995 года рождения).

Определением судьи Ульяновского областного суда от 14 августа 2008 г. заявление П. оставлено без движения в связи с тем, что приложенные к нему обязательные документы, предусмотренные ст. 271 ГПК РФ, не отвечают требованиям закона; ей предложено в срок до 3 сентября 2008 г. устранить недостатки путем представления надлежащим образом оформленных и легализованных документов.

Достаточно спорным вопросом в области тайны усыновления является вопрос о неразглашении тайны органами исполнительной власти.

Охрана законом информационного, персонифицированного аспекта частной жизни важна, так как вероятность того, что информация о ней станет достоянием других лиц очень велика. В данном аспекте защите подлежит право гражданина на частную (личную) тайну. Как считает Е.Е. Калашникова, информация о частной жизни – это сфера объективной реальности, запечатленная на материальных носителях (в документах, компьютере и т.д.). В этой связи возникает вопрос об ответственности должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям об усыновлении в силу своего служебного положения (работники детского учреждения, органов загса). Но должностные лица прокуратуры, дознания, суда, нотариата и органов социального обеспечения имеют право получать из любой организации, в том числе и от органов Загса, любые сведения, т. е. и сведения об усыновлении. Значит, работник загса может разглашать сведения об усыновлении и помимо воли усыновителя. Равным образом, решая вопрос об отмене усыновления, суд ориентируется на мнение ребенка (п. 2 ст. 141 СК РФ), а ведь мнение ребенка иногда невозможно выявить, не сообщая ему о факте усыновления. И при такой ситуации разглашение тайны усыновления происходит против воли усыновителя.

В рамках совершенствования гарантий прав граждан на защиту информации о частной жизни необходимо дополнить Кодекс РФ “Об административных правонарушениях” нормой, предусматривающей ответственность за незаконное собирание сведений о частной жизни человека без его согласия, поместив ее в главу 5 “Административные правонарушения, посягающие на права граждан” (ст. 5. 261),

Проблемы правового регулирования законных интересов детей-сирот заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

На современном этапе развития, особое значение в области охранительной функции государства, занимают вопросы правового регулирования имущественных отношений. Это обусловлено, тем, что социальная роль государства выражается в особой защите несовершеннолетних или недееспособных лиц, являющихся субъектами права.

Существенной проблемой современного законодателя в области охраны детей сирот считаем отсутствие закона, регулирующего вопросы психологический и психиатрической экспертизы лиц, которые берут ребенка сироту в семью. В связи с этим, возникает множество случаев, когда ребенка возвращают обратно, подкидывают, и более опасным является насилие в отношении таких детей.

В связи с этим считаем актуальным принятие данного закона, который урегулирует многие вопросы по охране прав детей – сирот.

2.2.Проблемы юридической ответственности за нарушение прав несовершеннолетних

Частью 2 статьи 38 Основного закона России — Конституции Российской Федерации — определена обязанность родителей заботиться о своих детях. Кроме того, в числе основных принципов Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г. указывается принцип, который гласит, что для полного и гармоничного развития ребенка ему необходимо расти с родителями в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Подобное положение приводится и в Преамбуле Конвенции о правах ребенка.

Уголовная и административная ответственность по некоторым видам уголовных и административных деликтов наступает только с определенного возраста, поэтому в случае совершения ребенком противоправных действий ответственность за это будут нести его родители (законные представители).

В рамках семьи происходит процесс воспитания детей, в связи с чем действующим законодательством на родителей возлагается ряд обязанностей по обеспечению прав и законных интересов их несовершеннолетних детей. Важнейшими из таких обязанностей являются обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей. Для того, чтобы родители и лица, их заменяющие, выполняли возложенные обязанности надлежащим образом, в законодательстве предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение этих обязанностей. Особенностью применения таких мер является их комплексный характер, обусловленный нахождением данных мер в пределах семейного, гражданского, административного и даже уголовного права.

Проблемы, связанные с применением санкций к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и исполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей, вызывают интерес не только ученых, но и правоприменителей, однако на современном этапе развития государства и общества так и не получили полного разрешения. Поэтому исследование вопросов применения административной и гражданско- правовой ответственности к родителям и лицам, их заменяющим, за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей представляется вполне актуальным.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим обязанности родителей в отношении детей, является Семейный кодекс Российской Федерации, а именно глава 12 «Права и обязанности родителей». Данная глава предусматривает обязанность родителей по воспитанию и образованию детей (ст. 63), обязанность по защите прав и интересов детей (ст. 64), обязанность по обеспечению интересов детей (ст. 65), обязанность не препятствовать общению ребенка с другим родителем, который проживает отдельно (ст. 66), обязанность не препятствовать общению с ребенком дедушке, бабушке, сестре, брату и другим родственникам (ст. 67). Однако следует отметить и некоторое несовершенство подхода законодателя в регламентации обязанностей родителей. Ведь указанная глава прямо определяет только отдельные обязанности родителей, что не позволяет получить полное представление по данному вопросу. За ее пределами оставлены, например, обязанность по содержанию несовершеннолетних детей (ст. 80), обязанность по содержанию совершеннолетних нетрудоспособных детей (ст. 85), обязанность нести дополнительные расходы на детей (ст. 86), обязанность учитывать мнение ребенка (ст. 57), обязанность заботиться о благосостоянии и развитии своих детей (ст. 31). Поэтому считаем целесообразным рассмотреть вопрос, касающийся обязанностей родителей в отношении своих детей, о необходимости закрепления общего перечня обязанностей родителей в отдельной статье Семейного кодекса Российской Федерации, предметно раскрывать которые могут другие статьи рассматриваемого закона.

За неисполнение двух основных обязанностей родителей, к которым относятся обязанности по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, предусмотрены как гражданско-правовая, так и административная ответственность. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35), за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 5.35.1), за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36), за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (ст. 5.37). Таким образом, административная ответственность в указанных составах установлена лишь за неисполнение обязанности по воспитанию детей.

Исследуя судебную практику по делам об административных правонарушениях, следует отметить немалое количество фактов нарушений именно ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, которая влечет для виновных лиц незначительный штраф (от 100 до 500 рублей), однако при повторном или многократном нарушении возникают основания для лишения родительских прав родителей в отношении своих несовершеннолетних детей (ребенка). Поэтому не стоит легкомысленно относиться к подобным нарушениям, предусмотренным ст. 5.35 КоАП РФ. На практике также можно встретить ряд проблем, возникающих при выявлении, доказывании, а затем и привлечении к административной ответственности родителей за нарушение норм ст. 5.35 КоАП РФ. Так, под неисполнением родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних детей следует понимать систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени. Иными словами, данный вид административного правонарушения является длящимся, систематически повторяющимся правонарушением.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ч. 2, которая установила ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за нарушение прав и интересов несовершеннолетних, а также ч. 3, которая предусматривает ответственность за повторное в течение года совершение правонарушения, установленного ч. 2 рассматриваемой статьи.

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, выступают интересы несовершеннолетнего ребенка.

Объективную сторону данного вида деликта составляет бездействие, невыполнение или неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Что же в себя включает понятие «воспитание»?

Согласно словарю Т.Ф. Ефремовой, «воспитание — это планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения». А «содержание детей», в свою очередь, можно трактовать как создание родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего условий для его здорового развития, защиты его имущественных и неимущественных прав и интересов. Правовая защита детей — это совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус детей в возрасте до 18 лет и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними детьми. Правовая защита должна охватывать всю сферу жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.

Анализируя действующее российское административное законодательство, регулирующее вопросы административной ответственности родителей и законных представителей за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, следует отметить, что на законодательном уровне отсутствует исчерпывающий (или примерный) перечень действий (бездействия), которые следуетрасценивать как неисполнение либо ненадлежащее исполнение родителями или другими законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних .

Особенности же применения гражданско- правовой ответственности регламентированы положениями части второй Гражданского кодекса Российской Федерации6. В отношении родителей несовершеннолетних детей и лиц, их заменяющих, речь будет идти о двух основных направлениях. Во-первых, о возможности взыскания с таких лиц возмещения причиненного несовершеннолетнему морального или имущественного вреда в порядке ст.ст. 151, 1064 и 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае допущения родителем нарушения своих обязанностей по содержанию своего ребенка (не исполняет обязанности по предоставлению питания и одежды), тем самым причинения вреда здоровью ребенка с родителя могут быть взысканы убытки и компенсация морального вреда в качестве форм гражданско-правовой ответственности. Во-вторых, если родители и лица, их заменяющие, не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, то они могут быть привлечены к ответственности имущественного характера за вред, который был причинен в результате действий их несовершеннолетних детей. Такая возможность предусмотрена ст.ст. 1073, 1074 и 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети — это одна из самых незащищенных демографических групп в мире. Защита прав детей и подростков одна из основных функций социального государства и мирового сообщества в целом. Дети и подростки в силу своего возраста еще не могут жить самостоятельно без помощи родителей и всего общества. Именно поэтому дети и подростки нуждаются в помощи, внимании, опеке родителей и государства. Нарушения прав детей порождены многими факторами, одним из которых является неблагоприятное положение ребенка в семье и обществе. Права несовершеннолетних детей, имеют во всех отношениях приоритетный характер и должны находиться под особой защитой мирового сообщества и государства. Государство, общество, родители обязаны защищать, опекать и соблюдать права детей, учитывать их интересы и желания, помогать детям самореализовываться, отстаивать их интересы, защищать взгляды. Ведь от воспитания нынешнего поколения зависит наше будущее.

В Российском законодательстве права ребенка закреплены в таких нормативно правовых актах: Семейный кодекс РФ ; Законодательство РФ об охране здоровья граждан; Закон об основных гарантиях прав ребенка РФ ;  Федеральный закон об опеке и попечительстве;  Федеральный закон «Об образовании».

А также нормы о защите прав ребенка содержатся в гражданском, уголовном, административном и других отраслях законодательства.

Закон «Об образовании» закрепляет права детей во всех образовательных учреждениях, и предусматривает санкции административного характера в отношении педагогических работников за примененное физическое или психологическое насилие .

Вопросы устройства детей в воспитательные семьи регулирует Федеральный закон №44 от16.04.01года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Он устанавливает порядок использования банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей .

Гражданский кодекс РФ устанавливает общие нормы правосубъектности опеки и попечительства. В 2008 году был принят № 44-ФЗ «Об опеке и попечительстве». В данном документе определены полномочии и ответственность органа исполнительной власти субъекта РФ, выполняющий функции опеки и попечительства. Федеральный закон №44 определяет условия и действия органов опеки и попечительства. Так, например, по истечении месяца со дня выявления ребенка, который нуждается в обеспечении семьей, орган опеки и попечительства направляет сведения о ребенке в региональный банк данных о детях. По истечении еще одного месяца данная информация направляется уже в федеральный банк данных о детях. Семейный Кодекс РФ закрепляет за усыновленными детьми-сиротами право на получение материальных выплат, полагающиеся ему в связи со смертью родителей .

Данный вопрос регулирует и Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этом нормативном документе прописана всесторонняя социальная защита данной категории детей. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, из этого можно сделать вывод, что каждый регион сам определяет какой объем помощи будет оказан данной категории детей, это основывается на имеющихся ресурсах .

Указом президента РФ в 2012 года была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. В стратегии обозначен план важнейших мероприятий для детей, где одной из категорий детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На реализацию данной стратегии будут выделены денежные средства из федерального бюджета.

Российским государством был принят еще один закон, защищающий права детей. Сущность закона состоит в отказе иностранным гражданам США усыновлять русских детей. Это Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».

Национальная доктрина образования РФ была принята Всероссийским совещанием работников образования 14.01.2002 года и одобрена Правительством РФ. Данный нормативно правовой акт определяет цели воспитания и обучения молодого поколения, пути его достижения вплоть до 2025 года. Одной из приоритетных задач государства является создание и реализации условий для получения общего и профессионального образования детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, принятых в Российской Федерации, современная реальность показывает, что такого рода мер недостаточно. Именно поэтому органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня должны постоянно наращивать потенциал системы правоприменения, совершенствовать профессионализм специалистов одной из основных функций которых является защита интересов несовершеннолетних.

Анализируя действующее семейное законодательство России, можно сказать, что оно было приведено в соответствие с международными обязательствами России. Так в Семейном Кодексе РФ отводится целая глава правам несовершеннолетних.

Глава 11 (ст54-60) СК РФ закрепляет за детьми следующие права:  Право жить и воспитываться в семье;  Право на общение с родителями и другими родственниками;  Право на защиту;  Право ребенка выражать свое мнение;  Право ребенка на имя, отчество и фамилию;  Изменение имени и фамилии ребенка  Имущественные права ребенок.

Семейный Кодекс Российской Федерации закрепляет не только права детей, но и права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Согласно статье 63 родители обязаны заботиться о здоровье, психическом, физическом, нравственном, духовном развитии своего ребенка, они также обязаны обеспечить ребенку получение общего образования. Статья 65 СК РФ закрепляет осуществление родительских прав . При этот стоит учесть, что при осуществлении законными представителями родительских прав, они не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью ребенка. При осуществлении законными представителями родительских прав, не должны применяться следующие виды неподобающих действий, таких как грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, эксплуатация или оскорбление детей.Следует отметить, что обязанности детей и подростков в семье законодательно не определены. Они, как правило, устанавливаются нормами нравственности, поэтому закон принудить ребенка к исполнению чего-либо не может.

Защиту прав детей и подростков в России осуществляет Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка. Должность последнего была введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 года.

Законы о защите прав несовершеннолетних, казалось бы, полностью соблюдены. Но в сфере защиты прав детей есть существенные недочеты. Так, например, в нашей стране система ювенальной юстиции пока не действует в полную силу, как в странах Запада. Органы ювенальной юстиции должны работать над тем, чтоб сделать эту систему оптимальной. В США есть такая практика, как «развод» со своими родителями или же опекунами. Эмансипация ребенка происходит в ряде следующих причин: женитьба или замужество; служба в вооруженных силах; если суд постановил, что развод с родителями необходим для защиты прав и интересов детей.

Признание полной дееспособности в России несовершеннолетний может получить по ряду причин: если он работает    по трудовому договору, в том числе и по контракту; при вступлении несовершеннолетнего в брак.

В США одной из главных правовых норм является право ребенка на интеллектуальное развитие и обучение, вне зависимости от его особенностей. Данная правовая норма закрепляет неопровержимые права для детей инвалидов, а также для умственно отсталых. Дети-инвалиды, в возрасте от 3 лет до 21 года, имеют право на получение бесплатного образования. Такие особенные дети должны обучаться по индивидуально составленной программе . Право на общение, образование в Америке распространяется и на детей иммигрантов. Школа предоставляет отдельные курсы по изучению английского языка для таких детей.

В США в соответствии с законодательством осуществляется помощь несовершеннолетним из асоциальных семей по Программе «Самостоятельная жизнь». Контроль над исполнением этой программы возлагается на министра здравоохранения США. На основании этой программы помощь оказывается несовершеннолетним в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности, обучении навыкам рационального использования денежных средств.

Современный этап международного сотрудничества в области защиты прав и интересов ребенка характеризуется целым рядом положительных тенденций.

А.Г. Глисков отмечает, что сегодня сложилось четкое представление общепризнанных прав и интересов ребенка и полная система механизмов и процедур в области защиты прав несовершеннолетних. Одним их самых важных достижений международного сообщества в области защиты прав детей, на его взгляд, является признание международным сообществом того феномена, что дети в силу своей физической, умственной незрелости нуждаются в защите как со стороны родителей, общества, так и со стороны государства гражданами которого они являются .

В ходе рассмотрения данной темы, были выдвинуты следующие предложения по совершенствованию законодательства: Для обеспечения защиты личности ребенка от неразумных действий его законного представителя, в ст. 58 СК РФ «Право ребенка на имя, отчество и фамилию» нужно внести пункт о недопустимости присвоения ребенку фамилии, имени или отчества, унижающих его достоинство, а так же оскорбительный характер.

Так же, предлагаю в ст.145 СК РФ «Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимся без попечения родителей» внести пункт о содержании ребенка — сироты в приемной или патронажной семье: «Все расходы на содержание ребенка, в полной мере берет на себя опекун, без каких — либо выплат и льгот от государства». Таким образом, сократится мошенничество со стороны взрослых, которые усыновляют (удочеряют) детей ради денег, которые выплачивает государство за их содержание.

В законе имеет место быть отдельная статья «О детях — инвалидах». Семье с детьми — инвалидами государство ежемесячно выплачивает полную стоимость лечения, а так же проживание, переезды в другие города и страны, и иные траты (медикаменты) на момент реабилитации ребенка.

Следует изменить ФЗ «Об образовании». Платное образование противоречит ФЗ «Об образовании», конституционному принципу свободы совести, фундаментальным международным актам Обучение в средних общеобразовательных учреждениях, в Высших образовательных учреждениях и иных местах, где ребенок получает образование должно быть полностью бесплатным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изм. от 13.05.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №2.
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.
  4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) //Сборник международных договоров СССР. 1993. № XLVI.
  5. Международный пакт от 16.12.1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12
  6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985    г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://base.garant.ru/1305342/#ixzz4CExka42k. (Дата обращения 18.03.2020).

  1. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа — 6 сентября 1985г.                                                    [Электронный    ресурс].

— Режим доступа: http://base.garant.ru/1305345/#ixzz4CEvaq2iI (Дата обращения 18.03.2020).

  1. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (Приняты 14.12. 1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс]. — Режим                             доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=6457 (Дата обращения: 18.03.2020).
  2. «Об оперативно-розыскной деятельности» (с измен. и доп. от 2 августа 2019 г. №  311-ФЗ): Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. // Российская газета.1995. № 160.
  3. Федеральный Закон от 9.06.2006 г. № 81-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания» // Российская газета. 2006. № 4091.
  4. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (c измен. и доп. от 27 декабря 2019 г. №  514-ФЗ) : Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // Российская газета. 1998. № 147.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ(с измен. и доп. от 1 мая 2019 г. №  96-ФЗ)  // Росс. газ.- 2001. — № 256;
  5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних(с измен. и доп. от 26 июля 2019 г. № 232-ФЗ): Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ\\Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 26 ст. 3177.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с измен. и доп. от 18 февраля 2020 г. №  22-ФЗ) // Российская газета.1996. № 113.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с измен. и доп. от 05.2016) // Российская газета.2001. № 249.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (с измен. и доп. от 6 февраля 2020 г.№  10-ФЗ) // Российская газета.1996. № 17.
  9. «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»(с измен. и доп. от 15 января 2019 г. № 11): Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 // Российская газета.№ 166.
  10. «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. 2015. №122.
  11. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав(с измен. и доп. от 29 ноября 2018 г. № 1437): Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. №995\\ Собрание законодательства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 45 ст. 582
  12. Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
  13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации; Министерства внутренних дел Российской Федерации; Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства юстиции Российской Федерации; Федеральной службы безопасности Российской Федерации; Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 г. «О едином учете преступлений» // Российская газета. 2006. № 3979.
  14. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. 2008. №2.

               Научная и специальная литература

 

  1. Боровик О. В. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Дис. … канд. юрид. наук. М, 2006. -68с.
  2. Большакова Н. Л. Сиротство как социальная проблема современной России: [монография]/ Н. Л. Большакова, Ю. В. Мигунова, Садыков Р. М.; Башкирский гос. ун-т. — Уфа: РИЦ БашГу, 2014. 200 с.
  3. Беспалов, Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика) / Ю.Ф. Беспалов. — Владимир, 2018. — 128 с.
  4. Глисков, А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних: (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А.Г. Глисков, А.И. Забейворота, О.В. Самолюк. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. — 634 с.
  5. Глушков А.И., Головко Н.В. Процессуальные и тактические проблемы допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. // Российский следователь. 2015. № 3 . С. 26-28.
  6. Давыденко А.В. Актуальность применения в российском судопроизводстве института медиации в отношении несовершеннолетних. // Российская юстиция. 2016. №2. С. 54-69.
  7. Данилова В.А. Несовершеннолетние в Российской Федерации как объект реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи // Государство и право в XXI веке: публично-правовой аспект: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Пенза: Издательство ПГУ, – 2012. – С. 280-287.
  8. Ережипалиев Д.И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при избрании и применении мер пресечения в отношении несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. №5. С. 66-78.
  9. Корякина З.И. Иные средства и способы защиты в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // 2015. № 2. С. 291-300.
  10. Машинская Н.В. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в свете становления дружественного ребенку правосудия. // Ленинградский юридический журнал, № 2, 2015 г. С. 34-48.
  11. Махмутова М.М. Охрана имущественных прав несовершеннолетних: дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2002.-289с.
  12. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения.  Москва: ТОО «СИМС», 2018: 496с.
  13. Оловенцова С.Ю. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних по уголовному законодательству зарубежных стран / С.Ю. Оловенцова, А.А. Примаченок // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 2. С.38-48.
  14. Павленко Ю.Е. Правовой статус несовершеннолетних: законодательство и мнение родителей // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 16(60). С.11-19.
  15. Рыжаков А.П. Задержание несовершеннолетнего. Избрание несовершеннолетнему лицу, подозреваемому в совершении преступления (обвиняемому), меры пресечения. Продление срока содержания под стражей несовершеннолетнего обвиняемого. Комментарий к статье 423 УПК РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 17.01.2020).
  16. Рыжаков А.П. Субъекты (участники) уголовного процесса. М.: Дело и Сервис, 2018. 272 с.
  17. Спесивов Н.В. Международные стандарты осуществления уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних и их реализация в современном Российском уголовном процессе. Дис. … канд. юрид. Наук. Саратов, 2015. 258с.
  18. Токарева А.В. Подходы к трактовке понятий «несовершеннолетний» и «ребенок» в конституционном праве Российской Федерации // Наука и мир. – 2015. – № 9 (25). – С. 171-173.
  19. Ухарева Е.А. Участие законного представителя подозреваемого, обвиняемого в производстве обыска в жилище. // Российский следователь. № 20. С. 5-25.
  20. Шлипкина А.Б. Участие родителей несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых в качестве законных представителей // Адвокатская практика. 2013. № 5. С.43-48.
  21. Юрина Л.Г. Некоторые проблемы реализации новелл уголовнопроцессуального законодательства в области защиты прав потерпевшего // Право и правоохранительная деятельность. 2014. № 5. С. 177-187.
  22. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке. Опыт комплексного междисциплинарного исследования / под ред. Е.Г. Слуцкого. СПб.: Проспект, 2004. 210 с.

Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф