Заявка на расчет
Меню Услуги

Женщины, семья и отношения между полами в средневековых Китае, Японии, Корее: сравнительный анализ

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2 3 4


Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 Положение женщины, женское воспитание в средневековом обществе Китая, Японии и Кореи
  • 1.1 Женщины в традиционном обществе Китая
  • 1.3 Положение женщины в средневековом обществе Кореи
  • 1.4 Сравнительный анализ статуса женщины в Китае, Японии и Кореи периода средневековья
  • 2 Особенности семейно-брачных отношений, наложничество в средневековых Китае, Японии, Корее
  • 2.1 Семья и брак, наложничество в традиционном Китае
  • 2.2 Семейные взаимоотношения в Японии средневекового периода
  • 2.3 Особенности семейных отношений в средневековой Корее
  • 2.4 Сравнительный анализ брачных отношений в Китае, Корее, Японии
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. С древности и до рубежа ХIХ — ХХ вв. положение женщины в странах юго-восточной Азии имело свои особенности, связанные с авторитарной властью главы семьи и традиционными морально-этическими нормами. В частности и законодательства данных стран особым образом регулирует семейно-брачные отношения. Особенности культуры, традиционный уклад и быт стран юго-восточной Азии в наше время достаточно исследованы. Н/о сравнительного анализа особенностей культуры и традиций семейных отношений, статуса женщины в странах изучаемого региона сделано не было.

Поэтому актуальность данной работы во многом состоит в сравнении правового статуса женщин средневековой эпохи Китая, Японии, Кореи, и в характеристике отношений между мужчиной и женщиной. Сложившийся в мире стереотип подчиненности и покорности восточной женщины, во-многом, сформировался из-за односторонности изучения стран в смысле преобладания тем экономического и политического характера. Рассмотрение роли женщин в семье и изучение социальной иерархии необходимо для понимания явлений национальной культуры народов Юго-Востока.

Научная новизна. В работе проводится комплексно-сравнительный анализ отношения к женщине и роли семьи в трех азиатских странах. Рассмотрены законодательные положения в части регулирования семейно-брачных отношений и статуса женщины в семье, а также проанализирована практика их применения. Проведен комплексный анализ правового положения женщин в средневековую эпоху, проведен анализ имеющих отношение к жизни женщин правовых установлений и особенностей их правоприменения. Систематизированный материал, а также сделанные в работе выводы способствуют более полному пониманию роли и места женщины в истории трех стран юго-восточной Азии — Китая, Японии и Кореи.

Сравнительный анализ положения женщин в трех странах региона в наших хронологических рамках исследования (XI век и до конца XVI — начала XVII вв.) не делался. Также крайне мало работ, посвященных положению женщин южно-восточных стран в период раннего Средневековья (VII — XIII вв.).

Степень разработанности темы. Основной проблемой в современном исследовании являются трудности изучения средневекового периода по имеющимся источникам. Сложившееся мнение о бесправии женщины в средневековых Китае, Японии, Корее также мешает правильному и более всестороннему пониманию значения женщины как матери, хозяйки, жены. Положение женщины в обществе императорского Китая впервые было проанализировано в XX веке. Особый интерес вызвала работа зарубежного автора, выпущенная в свет в 1909 г. «История женщин Китая», авторами которой являлись Цзинь Бин-линем и Ван И-цюанем[1]. После Синьхайской революции и движения за новую культуру в Китае развернулось женское движение.

Изучение положения китайских женщин принято разделять на 2 периода.

Первый период начинается в 20 в., второй — с 1980-е гг. и продолжается по настоящее время.

Одной из первых книг, посвященных «женскому вопросу» была книга, написанная Сюй Тянь-сяо в 1913 году под названием «Новая история китайских женщин». В данной работе был проведен системный анализ положения женщин в Китае[2]. Если вся прежняя литература, посвященная данной теме имела описательный характер, то эта книга являлась настоящим прорывом, так как в ней проводилось целое научное исследование. Данная работа отличается революционной тональностью, пропагандой женских прав[3].

После выхода в свет вышеупомянутой работы интерес к данной теме еще больше обострился.

В 1920 г. была опубликована монография Чэнь Гу-юаня «История брака в древнем Китае»[4], в которой освещались вопросы замужества и семейных отношений в Китае.

Актуальными книгами по правовому положению женщин Китая являются работа Чжао Фэн-цзе «Правовое положение женщин в Китае»[5] и книга Цюй Тун-цзу «Китайское право и китайское общество»[6].

Заслуживает внимания работа Ван Шу-ну «История певичек в Китае»1934 года[7].

Историк-медиевист Франции (Сорбонна) Робер Фоссье[8], в 60-х гг. ХХ в. впервые обратил внимание на покорность и униженность китайских женщин.

Вторая волна интереса к изучению вопроса «женской истории» началась спустя 30 лет. Некоторые ученые считают, что импульсом для возрождения данное темы послужила прошедшая в 1995 г. в Пекине IV Всемирная конференция ООН по положению женщин.

Первые десять лет нового периода (с 1980-х по 1990-е гг.) в основном занимались восстановлением утраченной информации.

На первых этапах появлялись обобщающие работы, в которых содержалось только общее представление о проблеме. Некоторые исследования были посвящены отдельной теме – исследованию статуса придворных дам и певичек в Китае[9].

Отдельные работы были посвящены вопросам положения вдов и повторно вышедших замуж женщин.

В этот же периоды вышли исследования, посвященные правлению одной династии — Тан и Сун[10]. По эпохам Тан и Сун: Крюков М.  В., Малявин В.  В., Софронов М.  В. (Китайский этнос в средние века (VII — XIII вв.). М., 1984)[11].

Отдельно следует отметить монографию Гао Ши-юя «Женщины эпохи Тан», в которой освещается жизнь китайских женщин различного происхождения в танскую эпоху[12].

Важное значение в исследование данного вопроса имеет и системный библиографический труд «Аннотированный каталог публикаций о китайских женщинах за последние сто лет» под редакцией Цзан Цзяня и Дун Най-цяна[13].

Также в нашем исследование будут использованы работы отечественных авторов Л. С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае»[14], Жана Люк Доменака «Семейные отношения в Китае»[15], В. Я. Сидихменова «Китай, страницы прошлого»[16], «Правовое положение женщин в истории средневекового Китая: династии Тан – Сун» под редакцией А. Мельниковой[17].

Исследования, посвященные нашей тематике по средневековой Японии, так же появляются, в основном, только в начале ХХ века. Труд Григория Де-Воллана «В стране восходящего солнца: очерки и заметки о Японии»[18] вышел в свет в 1906 году.

В средневековых Японии и Корее современники интересовались укладом жизни своих соседей, зачастую для того, чтобы знать слабые стороны противника во время подготовки похода на них. Поэтому, часто, основанием для исследований служили политические отношения или военные действия. Источниками для первых научных исследований послужили как средневековые трактаты и сборники законов, так и поздние свидетельства авторов европейских исследователей. Бесспорный интерес для первых исследователей представлял знаменитый дневник в стихах «Дневник эфемерной жизни»[19] Митицуна-но хаха, а также «Сарасина никки»[20], написанная дочерью Сугавара-но такасуэ. Эти произведения помогают понять жизнь женщины аристократического происхождения, её идеалы, нравственные постулаты, чувства и мысли. Исследователи истории Японии, Кореи как выходцы из Азии, так и европейцы начинают свои по-настоящему научные исследования стран Юго-Востока по положению женщины, роли семьи лишь к началу ХХ века. Традициям Японии посвящены работы Бенедикт Рут «Хризантема и меч»[21], Чарльза Данна, Латышева И. А. «Семейная жизнь японцев»[22], Овчинникова В. В. «Ветка сакуры», «Сакура и дуб»[23]. Из периода от 1980-х и до начала 2000-х гг. существует ряд работ и о Корее, и Японии (Ю. В. Ионова[24], Н. И. Конрад[25], Д. А. Самсонова[26], Ли Хынчжэ «Повседневная культура Кореи — Корё Сарам»[27]. Особенности погребения женщин в Корее средневекового периода рассмотрены в работе Ионовой Ю.В. «Погребальные обряды корейцев»[28].

В исследовании Я. Безпрозванной «Положение женщины в Японии эпохи Токугава (на примере сугороку)»[29] особое исследование посвящено религии на установление семейной традиции.

В настоящее время вопрос положения женщин в юго-восточных странах Азии до сих пор остается актуальным. Очевидно, что существует необходимость систематизирования представленных исследований и переосмысление с новой стороны взглядов и позиций.

Одной из ключевых работ нового столетия стала монография Яо Пин под названием «Жизненный путь женщин династии Тан»[30]. В работе проводится подробное исследование супружеских отношений и положения женщин в различных качествах – в роли матери, мачехи, наложницы.

В нашем исследование также будет использована работа Усова В.Н. «Жены и наложницы Поднебесной»[31] 2006 г., где так же прослеживается влияние на традиции Кореи, а так же работа Мыльниковой Ю. С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая: династии Тан – Сун(2012 г.), где так же показано влияние китайской идеологии на статус корейских женщин.

Таким образом, внимание историков к культурам и традициям региона не угасало, а в последнее время нашего ХХI в. даже возросло. Также это связано с тем, что на фоне стремительно разрушающихся семейных устоев в западных странах наблюдается резкое повышения количества разводов и семейных проблем. В данном плане восточная модель выглядит более удачной, поэтому заслуживает особого внимания для исследования.

Современное востоковедение по-прежнему недооценивает значимость и перспективность изучения истории положения женщины. Отставание отечественной науки в этом направлении, отсутствие специальных исследований также обуславливают актуальность данной темы.

Источниковая база. При работе над столь разносторонней темой нами были использованы источники европейских, монгольских, китайских, японских и арабских авторов. Так, например, источники исследования включают в себя «Юань ши»[32] (История династии Юань), «Ал-Камил фи-т-та’рих» (Полный свод истории) Ибн ал-Асира[33] при рассмотрении обычаев народов Северного Китая. Большинство источников использовалось в переводе на русский язык, поскольку в ряде случаев это ― единственный существующий перевод, а иногда, при наличии прочих переводов, ― признанный наилучшим с научной и лингвистической точки зрения. Далеко не все оригинальные тексты на сегодняшний день изданы, однако по мере необходимости мы обращались к доступным оригинальным изданиям. Особое место занимают статьи кодекса Тан[34]. При династии Тан дооформилась система права династии Тан и просуществовала вплоть до начала XX в. – это система китайского права, которая была воплощена в «Тан люй шу и» — первом кодексе.

Глубокий анализ местных обычаев проведен в публикации Го Сун-и «Моральные нормы и жизнь»[35]. Комплексное исследование, проведенное на основе архивных материалов представлено в работе под названием «Положение и права женщин династий Мин и Цин: на основе казенных бумаг и судебных дел» под авторством А Фэн [36].

Также имеются работы, посвященные положению женщин в национальных автономиях. Среди таких исследований можно отметить монографию Дин И-чжуан «Исследование жизни маньчжурских женщин и института брака»[37].

Анализ общественной жизни женщин разных национальностей проведен в книге Шэнь Хай-мэй «Изучение жизни женщин провинции Юньнань в эпоху Мин и Цин»[38].

Цель исследования – провести всесторонний и сравнительный анализ социального и правового положения женщин в истории Китая, Японии и Кореи в Х — X VI вв.

Задачи исследования:

— рассмотреть положение женщин в традиционном обществе Китая;

— проанализировать статус женщин в средневековой Японии;

— охарактеризовать положении женщин в средневековом обществе Китая;

— произвести сравнительный анализ статуса женщины в странах юго-восточной Азии (Китае, Японии и Кореи) в период средневековья;

— рассмотреть особенности семьи, брака и наложничества в традиционном Китае;

— описать семейные взаимоотношения в Японии средневекового периода;

— рассмотреть особенности семейных отношений в средневековом Китае;

— провести сравнительный анализ брачных отношений в Китае, Корее, Японии.

Объект исследования — положение женщины, ее роль и статус в семье в Китае, Японии и Корее средневекового периода.

 Предмет исследования — семейные традиции, отношения между полами в странах юго-восточной Азии.

Основными хронологическими рамками исследования является период от времени правления династии Сун (960 — 1279) в Китае (и по влиянию и в Корее) и до конца XVI века[39]. Для исследования особенно ценно время от начала XIII в., с момента преодоления Чингисханом раздробленности в Степи, поскольку именно в этот период закладывались основные принципы государственного устройства, идеологии, культуры, и время до конца XIII в., период правления Хубилая — первого императора династии Юань, при которой взаимодействие монголов и китайцев вышло на принципиально новый уровень после окончательного разгрома империи Южной Сун в 1279 г. Правления династии Сун, в свою очередь, делится на два периода: царствование Северной Сун (960 — 1127) и Южной Сун (1127 — 1279). К XVI в. при Минской династии Китайская империя охватывала территорию современных внутренних провинций Китая и часть Маньчжурии (нынешнего Дунбэя — Северо-Востока). Вассалами Китая являлись Корея, Вьетнам и Тибет. Поэтому традиции Кореи периода Средневековья весьма подвержены китайскому влиянию. Китай в XVI—XVII вв. распространял своё политическое и культурное влияние на целый ряд стран Восточной Азии.

Методологическая база исследования. В работе использовались общенаучные методы познания: системный анализ, сравнительно-исторический, правовой, сравнительно-правовой, историко-правовой, логический метода, а также методы обобщения, систематизации и структуризации научного материала.

Также особое внимание уделяется критическому анализу первоисточников и исследований предшественников с тем, чтобы проверить правомерность трафаретного взгляда на положение женщины в китайском, японском и корейском обществе в Х — XVI вв.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных сравнительных исторических характеристик положения женщин в странах юго-восточной Азии для изучения всеобщей истории в рамках общеобразовательной школы, для преподавания дисциплин по истории культуры и социально-экономического развития стран Востока в период Средневековья.

Структура работы — введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.

1 Положение женщины, женское воспитание в средневековом обществе Китая, Японии и Кореи

1.1 Женщины в традиционном обществе Китая

В средневековом китайском обществе роль женщины была предопределена правовыми нормами и устоявшимися общественными традициями.

Во времена правления Хань в Китае получила распространение конфуцианская идеология, представляющая собой специфичную систему морально-этических норм и общественных ценностей. В доханьское время также существовал легистский подход «с помощью наказаний упразднить наказания»[40], была и даосская концепция о «законе естественности».

Однако, конфуцианство в средневековый период приобрело авторитет в китайском обществе и политической культуре. Цюй Тун-цзу известный правовед[41]данное явление назвал «конфуцианизацией китайского права»[42]. В представлениях конфуцианства содержатся морально-этические истоки, на которых сформировалась правовая концепция[43]. Конфуцианство выдвигало идеи о том, что суровые наказания, используемые для того, чтобы держать людей в страхе позволят сохранять порядок в общества, если же народ не совершает преступлений, то систему правления можно выстраивать путем правовой основы и добродетели. Правление, основанное на добродетели позволит вызвать у людей чувство стыда». Наличие чувства стыда будет способствовать тому, что народ почувствует стыд за совершенные плохие деяния и исправится[44]. Мэн-цзы как то сказал: «Одного доброго сердца недостаточно для управления, но и одни законы сами собой исполняться не могут».

Конфуцианские моральные ценности на протяжении веков оказывали воздействие на правотворчество и правовое сознание общества.

Поэтому система конфуцианский морально-этнических норма служила доминантом в развитии трех правовых категория: правотворчество, правоприменение и правосознание.

Основные этические качества строятся на системе «трех устоев и пяти постоянств» сань ган у чан.

Сань ган — это иерархические пары отношений между отцом и сыном, мужем и женой, правителем и сановником.

У чан — это 5 важных качеств: гуманность, справедливость мудрость, надежность и искренность. На данных качествах должны основываться отношения между людьми.

Таким образом, мы видим, что конфуцианские традиции были направлены на поддержание порядка в обществе и нормальных доброжелательных, честных отношений между людьми.

Если заглянуть вглубь истории, то можно отметить, что права женщины в китайском обществе были довольно обширные. Можно сказать, что между мужчинами и женщинами предусматривалось равноправие.

Хуан Янь-ли в своей статье также подчеркивал равноправие полов в китайском обществе средних веков[45]. В некоторых источниках династии Цинь, сохранившихся до наших дней, присутствуют записи о том, чтожена могла убить мужа, если тот вовлек в развратные отношения чью-то наложницу или рабыню. В таком случае муж нарушил сохранение нравственной чистоты и, следовательно, он заслужил самого сурового наказания[46].

Начиная с правления династии Хань равноправие мужчин и женщин начинает исчезать.

С ханьского времени в китайском обществе начинают формироваться новые традиции и обычаи, в том числе о подчиненности женщины. Но при этом в законодательстве было установлено, что при определение наказания женщинам необходимо подбирать более мягкие меры, нежели мужчинам. В некоторых случаях даже предполагалось, что «женщины не подвергаются наказанию»[47].

Рассмотрим конкретные законы, в которых предусматривалось наказание для женщин Китая.

Например, с ст. 28 кодекса Тан предусматривалось смягчение наказания за преступления, совершенные женщинами[48]: «Преступления, наказуемые ссылкой, для женщин не применяются, они должны оставаться по месту жительства». К данной статье был представлен следующий комментарий: «В соответствии с нормами, женщин не допускается одних отправлять в ссылку. Однако, без наказания женщин, нарушивших закон также нельзя, поэтому в качестве меры пресечения предусматривается наказание тяжелыми палками и работами»[49]. При этом, испокон веков было так, что если в ссылку отправляли мужчину, то за ним должны были следовать его жена и наложница. В комментариях к ст. 24 было представлено следующие пояснение: «Жены и наложницы людей, выселяемых из[родных] волостей, сопровождают их»[50].

За убийство также предлагалось заменять смертную казнь на выселение из волости не срок менее чем на 1000 ли. При этом выселять можно было только незамужних женщин.

Также случаи освобождения женщин от ответственности предусматривались в кодексе Тан. Так, в законе определенным образом разъясняется положение дочерей: наказания за преступления полагается одинаковое для сыновей и дочерей, но при общесемейной ответственности дочери не приравниваются к сыновьям. Так, в комментарии, представлено следующие пояснение: «по уголовным делам о драках и тяжбах полагается наказание двумя годами каторги равно как для сыновей, так и для дочерей. При общесемейной ответственности имеются ввиду такие преступления, как убийство 3-х человек в одной семье. Такая ответственность распространяется на сыновей и жен, дочери же от такой ответственности освобождаются.

Совершение преступления совместно членами семьи предполагает наказание на старших родственников. Старшие родственники имеются ввиду мужчины. Не допускалось уменьшать наказание женщинам за вступление в развратные отношения.

Также в китайском праве предусматривалось смягчение наказаний для беременных женщин. За преступления наказуемые смертной казнью указывалась следующая оговорка: беременные женщины могут быть наказы смертной казнью только спустя 100 дней после рождения ребенка».

Щадящие женщин (матерей, жен, дочерей, сестер) нормы кодекса Тан оцениваются сегодня как подтверждение слабости женского пола, особенно феминистки настроенные исследователи говорят об этом.

Наличие различных мер наказания для мужчин и женщин свидетельствуют о неравноправии. Но при этом, не нужно забывать, что по китайским традициям «женщина не подвергается наказанию» в связи с тем, что она рассматривалась в качестве слабой категории.

Такие принципы можно соотнести с современными ограничениями о работе женщин на вредных производствах, работе в ночное время и т.д.

Право вдовы, бабушки на собственность имуществом при потере мужа, в целом, по статьям кодекса Тан весьма ярко подчеркивают уважение к статусу женщины. Помимо различий в наказаниях для мужчин и женщин также были установлены различия в правах на распоряжение имуществом.

Защита прав лиц женского пола даже вне дома в китайском традиционном праве явно прослеживается. По крайней мере в статьях кодекса не содержатся намерения ущемить права женщины. Наоборот, в некоторых постановлениях можно отследить намерения защищать права женщин. В средневековом китайском праве также предусматривалась защита женщин от сексуальных посягательств.

Обеспеченные замужние женщины, а также женщины «имеющие чиновничьи ранги или владетельные титулы могли рассчитывать на более мягкое наказание.

Танское законодательство давало возможность для представителей женского пола получать владетельные титулы. При этом не имело значения, есть ли у нее муж, или сын, который ее наделил бы этим титулом. На получение женщиной в этой ситуации титула могли быть «иные причины». В такой ситуации, если необходимо было привлечь их к уголовной ответственности, их приравнивали официально к мужчинам с титулами знатности.

В кодексе Тан «Нанесение побоев старшим братьям и старшим сестрам» было сказано о том, что:

— тот, кто нанес побои старшему брату либо старшей сестре, должен быть покаран в итоге 2,5 годами каторги;

— при нанесении телесных повреждений наказание могло быть до 3 лет каторги, а тяжкое телесное повреждение могло быть наказано ссылкой;

— нанесшие телесные повреждения режущими или колющими орудиями, а также сломавшие конечность или ослепившие, наказывались удавлением

— причинение смерти наказывалось однозначно обезглавливанием;

— выбранившиеся наказывались 100 ударами палок;

— непреднамеренное убийство позволяло снизить наказание.

Более суровые наказания полагались за нанесение увечий младшим братьям и сестрам.

Таким образом, положение старших сестер и братьев было равным, но при этом статус старших был порядком выше. Законодательство Сун и Тан в основном основывалось не на слабости женского пола, а на места и роди женщины в обществе. Правовое положение дочерей также зависело от старшинства. Гендерные различия между мужчинами и женщинами при этом не имели значения. После того, как женщина выходила замуж, статус ее менялся. В императорском Китае свадьбу должны были сначала одобрить родители молодоженов. В этом плане можно припомнить рассуждение Мэн-цзы, в котором он говорил, что каждой девочке желают родители мужа, а мальчику – жену, и это нормальное родительское чувство, но молодые часто без родительского повеления и сватовства встречаются друг с другом до свадьбы, и тогда люди презирают их.

Особенность правовой системы Китая в этом плане в том, что при вступлении в брак не требовалось участие представителей религиозных организаций. Брак представлял собой соглашение двух семей, и государство признавало за семьями право подобные соглашения заключать. Перед семьей и браком стояла задача породить мужское потомство, которое продолжает род и совершает жертвоприношения душам ранее умерших предков. При этом, однако, несмотря на отсутствие в процессе религиозной составляющей, молодые не могли самостоятельно выбрать супруга или супругу, и этот выбор за них делали родственники. Часто невеста и жених не виделись до свадьбы вовсе. Таким образом в жизни китайской женщины, которая была воспитана на основе конфуцианской системы моральных ценностей, не было стандартной для европейских женщин проблемы оценки долга и любви.

В Сун и Тан не было определено возраста, который подходил для вступления в брак. Однако этот вопрос регулировался отдельными указами. В 627 году в годы правления Чжэнь-гуань издали императорский эдикт, подразумевающий возможность вступление в брак для мужчин с 20 лет и для женщин с 15 лет. В 734 году этот параметр изменился, и мужчинам было разрешено вступать в брак с 15 лет, а женщинам — с 13 лет. Позже это было включено в законодательство времен династии Тан. Целью введения более ранних браков стало восстановление экономики страны. Также перед императором стояла задача решить проблему дефицита рабочей силы.

Согласие девушки на брак заключалось по законодательству в двух основных моментах:

Родители отправляли сватам письма, в которых содержалось предложение взять их дочь в жены. Как только брачные письма были объявлены, это значило, что в семью невесты поступило письмо с просьбой выдать за жениха девушку замуж. Письмо сопровождалось подарками. Семья девушки ответным письмом выражала согласие на брак

Заключалось частное соглашение сторон, что заключалось в выяснении возраста молодых, а также отсутствия и наличия физических недостатков и другие параметры, включая внутрисемейный статус. После этого семья девушки могла отказаться от брака, но старших в ее семье наказывали 60 ударами палки[67]. Принятие подарков от жениха уже считалось началом заключенных брачных отношений, и согласием на брак.

Некоторые семьи сватали дочерей сразу за двоих парней. Однако это считалось нарушением, и каралось 100 ударами палкой. В ситуации, когда обещано было выдать девушку замуж за одного, а она выходила замуж потом за другого, виновников наказывали каторгой до 1,5 лет. Если же муж знал, что берет в жены женщину, которая является невестой другого мужчины, то его наказание могло быть снижено на 1 степень, и он получал только год каторги. Если же по каким-то причинам брак не состоялся, то виновных наказывали 60 ударами палок.

Таким образом, девушка выходила замуж за первого же парня, который ее просватал, а если он отказывался, то его семье возвращались из семьи невесты все подарки. Только в этой ситуации, когда помолвка расторгнута, и подарки вернули, второй парень мог жениться на этой женщине на законных основаниях. Это значит, что закон при Тан-Сун вступал в силу только тогда, когда свадебные процедуры были нарушены. Если же нарушений не было, то брак оставался делом исключительно семей невесты и жениха.

Брак в законодательстве был, по сути, процедурой «покупки» жены для мужчины со стороны его родителей. Однако стоит отметить, что бывали случаи, когда приданное жены было значительно крупнее, чем свадебные подарки жениха, и тогда для мужчины это было способом поправить благосостояние собственной семьи. При этом сама процедура заключения брака в разных слоях общества в те годы сильно отличалась.

Когда девушка из семьи простолюдина переходила после свадьбы в дом супруга, то ее положение становилось выше. Если же ситуация была наоборот, то положение девушки снижалось. Простолюдины наделяли женщин достаточно большими правами, поскольку в этих слоях женщина играла довольно значительную экономическую роль.

Семьи чиновников и ученых лишали прав девушек на экономическую самостоятельность, и от этого эмоциональная зависимость женщины от ее мужа была сильнее.

В китайских семьях к детям отношение было особенное. Особенно почитались мальчик. Вся семья следила за взрослением ребенка, зщаботилась о нем. В песнях «Шицзин» есть слова о том, как мальчиков после рождения клали на нарядные циновки. У мальчиков были дорогие и ценные игрушки, и вся семья стремилась его ублажать. Девочки в то же время спали где-то в углу и на куче из тряпья. Игрушками для новорожденных девочек служили глиняные осколки сосудов.

Семья праздновала рождение сына, как настоящий праздник, и подарки младенцу и матери приносила вся семья. Обычно подарки были очень символичными, и несли в себе пожелания должности и богатства

Еще одним праздником семьи считался 100-ый день после рождения мальчика. В этот день совершали обряд постижения и ребенку давали имя. Больший уход обеспечивался мальчикам:

— более тщательно следили за его здоровьем;

— одевали нередко в девчачьи одежды, чтобы на него не польстились злые духи;

— обучали всем наукам, которым только могли, и отправляли в школу.

Девочки и мальчики до семи лет воспитывались вместе, и находились на женской половине жилого дома. После этого их разделяли, и они не могли сидеть на одной циновке или даже поесть вместе. С этого момента девочку учили важным на тот момент навыкам:

— готовили к замужеству и женским обязанностям домохозяйки;

— внушали правила поведения в социуме, актуальные на тот момент;

— учили повиноваться старшим и, главное, мужу.

Мальчика с семи лет вовсе могли отдать учителю на обучение, и далее следовал довольно трудный период учебы. В это время у мальчиков не было каникул и выходных, и обучение длилось ежедневно с утра до вечера. Обучение продолжалось и дома, по книгам. Основа обучения — это постижение конфуцианской этики и всех ее разнообразных церемоний и традиций.

Скидок на возраст для детей не делали, и требовали от них довольно строгого соблюдения сложных ритуалов и традиционных церемоний, а также соответствующего отношения к старшим. Дети не были специфической какой-то категорией людей, у которых есть свои особенности и потребности. Это значит, что детям не прощали ошибок, и мальчиков учили чуть ли не с рождения перенимать все важные привычки у взрослых, а также запоминать и выполнять правила поведения. Цепь обязательных для выполнения церемоний присутствовала даже в отношениях между старшими и младшими детьми в одной семье. Также младшим было запрещено даже смотреть в лицо старших, и нельзя было есть или пить раньше, чем это сделает старший[73]. Участь младших детей в семье была сложной на фоне огромного количества условностей, иссушавших истинное «Я» человека. Однако эта система в итоге давала положительные результаты, поскольку присутствовал приоритет этического воспитания над проявлениями эмоций, и все это сочеталось с конфуанскими культами. Все это позволяло создавать общество, в котором живут почтительные, покорные и преданные граждане. Историки склоняются к мнению, что эта система позволила в итоге обществу в Китае достичь довольно высоких стандартов моральных устоев.

Женщины, не состоящие в браке, подчинялись воле старших мужчин в семье или брата. Существовали отличия в правовом статусе незамужней женщины и замужней женщины либо вдовы. При сунском и танском правлении женщины повиновались представителям старшего поколения, и при этом моральные устои изначально имели большое значение, придавая особенности взаимоотношениям между людьми. Соблюдение правил и соответствующего порядка отношений старших и младших стало в то время одной из пяти основ социума.

При этом возрастной ценз сохранялся, и, хоть положение женщины в одной семье уступало положениям мужчин в той же семье, если они одного с ней возраста, старшие женщины внутри семьи пользовались все же определенными привилегиями. С такой женщиной обращались значительно лучше, чем с молодыми, и по положению она была выше, чем мужчина, если он моложе ее по возрасту при этом.


Страницы: 1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф