ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ ПО ЖИЗНЕННОМУ ЦИКЛУ НА ПРИМЕРЕ АО «Мособлгаз» «Запад»
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия
Акционерное общество «Мособлгаз» «Запад» (далее — АО «Мособлгаз» «Запад») создано в 1958 году и является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области. от 20.12.2022 N 15ВР-2620 АО «Мособлгаз» «Запад».
Деятельность АО «Мособлгаз» «Запад» осуществляет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. N 1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Форма собственности – «Собственность субъектов Российской Федерации».
Юридический адрес АО «Мособлгаз» «Запад»: Московская область, г. Одинцово, д. Раздоры, 1-й (Рублево-Успенское Шоссе тер.) километр, д. 1, корп/этаж б/9, кабинет 901.
Фактический адрес: Московская область, г. Одинцово, Транспортный проезд, д. 5.
Основными видами деятельности АО «Мособлгаз» «Запад» являются:
-Розничная торговля газовой продукцией;
-Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям;
-Ремонт машин и оборудования;
-Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки;
-Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;
-Деятельность систем обеспечения безопасности.
Из перечисленных видов деятельности, АО «Мособлгаз» «Запад» осуществляет розничную торговлю газовой продукцией, деятельность в области гафикации граждан.
Миссия предприятия АО «Мособлгаз» «Запад» является: стать лучшим среди конкурентов и занять позицию на рынке товаров и услуг. Удовлетворение в должной степени мере потребителей населения через предоставление качественных товаров и услуг. Оказывать широкий спектр услуг в газовой промышленности.
Организационная структура АО «Мособлгаз» «Запад» представлена на рисунке 10.

АО «Мособлгаз» «Запад» имеет дивизиональную модель управления. Ее суть заключается в структуризации производства по отделениям (дивизионам).
Генеральный директор осуществляет общее руководство АО «Мособлгаз» «Запад» и принятие стратегических решений.
В соответствии с основными принципами делегирования полномочий генеральный директор передает множество обязанностей, необходимых для деятельности АО «Мособлгаз» «Запад», своим подчиненным.
Функция контроля бизнес-процессов, выполнения норм и правил, выявление слабых мест компании делегирована аналитикам.
Решения об инвестировании, планирование бюджета и еще множество специфических функций в своей сфере выполняют менеджеры.
Организационно-аналитический отдел осуществляет поиск новых партнеров, принятие решений о заключении с ними договоров, а также руководство бюро.
К основным обязанностям проект-менеджера в АО «Мособлгаз» «Запад» относятся следующие:
— разработка и согласование с руководителем проекта, концепции, цели и основных этапов проектов;
— подготовка планов расходов, доходов, движения денежных средств проектов;
— ведение документации по проектам;
— участие в управлении расходами денежных средств по проектам в соответствии с бюджетами движения денежных средств;
— организация реализации проектов в соответствии с планом работ;
— другие обязанности согласно должностной инструкции.
С точки зрения делегирования полномочий положительным моментом является разграничение стратегического и оперативного управления, что позволяет разгрузить высшее руководство и стимулировать к большей самостоятельной деятельности подчиненных (особенно руководителей бюро).
В организации соблюдаются основные принципы делегирования полномочий и ответственности.
Практически вся система управления и регулирования деятельности АО «Мособлгаз» «Запад» строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы предприятия служит началом другого, и связать их без методики планирования практически невозможно. Поэтому планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций.
В современных условиях необходимой предпосылкой для обеспечения высоких темпов развития экономики становится управление, а главным элементом управления является процесс выработки и принятия решений.
Принятие решений при этом, должно базироваться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей их развития. При решении вопроса о выборе направлений развития сферы сервиса первоначально субъект планирования сталкивается с неопределенным множеством решений.
Разработка прогноза уменьшает неопределенность и позволяет сформулировать ограниченное множество решений. То есть, важнейшим условием повышения эффективности управления в сфере сервиса является увеличение горизонта и оптимизация принимаемых решений с учетом их ближайших и долговременных последствий. Тесная органическая связь прогнозирования, планирования и принятия решений обеспечивает оптимальность принимаемой стратегии развития сферы сервиса, значительно ускоряет темпы развития.
Элементы управления взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый процесс, единую систему управления. Первичным элементом является планирование, определяющее цели развития предприятия.
Под установленные цели формируются организационные структуры и процедуры, в рамках определенных структур и процедур в интересах достижения целей осуществляется регулирование развития бизнеса.
По мере развития предприятия, роль управления возрастает, усложняется и совершенствуется система управления.
Клиенты должны знать, что сотрудничество с АО «Мособлгаз» «Запад» происходит на более высоком профессиональном уровне, чем использование лишь только внутренних ресурсов. От своей работы АО «Мособлгаз» «Запад» получает большую финансовую выгоду, принося при этом еще большую выгоду своим клиентам.
В таблице 3 представим отчет о финансовых результатах АО «Мособлгаз» «Запад» за 2020-2022 гг., по данным бухгалтерской отчётности (Приложение 1).
Таблица 3
Анализ технико-экономических показателей деятельности АО «Мособлгаз» «Запад» за 2020-2022 гг.
| Показатели | Годы | Отклонение (+, -) | Темпы роста, % | ||||
| 2020 | 2021 | 2022 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | |
| Выручка, тыс. руб. | 40 266 977 | 47 880 796 | 49 453 139 | 7 613 819 | 4 260 448 | 1,189 | 1,033 |
| Себестоимость продаж, тыс. руб. | 38 220 630 | 42 606 448 | 44 104 509 | 4 385 818 | 1 498 061 | 1,088 | 1,035 |
| Прибыль (убыток) от продаж, руб. | 1 648 772 | 4 819 676 | 4 632 624 | 3 170 904 | 187 052 | 2,923 | 0,961 |
| Коммерческие расходы, руб. | 380 890 | 454 672 | 698 001 | 73 782 | 243 329 | 1,193 | 153,5 |
| Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 1 583 911 | 4 427 262 | 4 777 624 | 2 843 351 | 350 362 | 2,795 | 1,079 |
| Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода, руб. | 4 491 436 | 3 553 166 | 3 432 814 | 938 270 | 120 352 | 0,791 | 0,966 |
За 2022 год сумма выручки составила 49 453 139 рублей, что значительно выше предыдущего периода на 103,3% или на 4 260 448 рублей.
Себестоимость продаж за 2022 год увеличилась на 103,5% или на 1 498 061 рублей, рост себестоимости обусловлен и увеличением цен на товары и услуги.
В 2022 году прибыль (убыток) от продаж составила 4 632 624 рублей, что на 96,1% ниже, чем за 2021 год и на 292,3% выше, чем в 2020 году.
Положительным фактором явилось и коммерческие расходы на 153,5% в 2022 году.
Сумма остатка денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода составила в 2022 году 3 432 814 руб.
Чистая прибыль (убыток) составила 1 583 911 рублей в 2020 году, 4 427 262 рублей в 2021 году и 4 777 624 в 2022 году. Наблюдается рост чистой прибыли на 350 362 в 2022 году.
Увеличение чистой прибыли позволяет говорить об экономической эффективности деятельности организации.
Проанализируем и коэффициенты финансовой устойчивости АО «Мособлгаз» «Запад» за 2019- это2021 гг. (табл. 4).
Таблица 4
Показатели финансовой устойчивости АО «Мособлгаз» «Запад» за 2019- 2021 гг.
| Показатель | Нормативное значение | Значение показателя | Отклонение (+, -) | |||
| 2019 | 2020 | 2021 | 2020 к 2019 | 2021 к 2020 | ||
| 1. и Коэффициент автономии | ≥ 0,50 | 0,930 | 0,910 | 0,930 | — 0,020 | 0,020 |
| 2. и Коэффициент отношения заемных и собств. средств | ≥ 1,00 | 1,050 | 1,450 | 1,610 | 0,40 | 0,160 |
| 3. и Коэффициент покрытия инвестиций | ≥ 0,90 | 0,930 | 0,910 | 0,930 | — 0,020 | 0,020 |
| 4. и Коэффициент маневренности собствен.капитала | ≥ 0,50 | 0,090 | 0,120 | 0,160 | 0,030 | 0,040 |
| 5. и Коэффициент мобильности оборотных средств | ≥0,50 | 0,160 | 0,20 | 0,220 | 0,040 | 0,020 |
| 6. и Коэффициент обеспеченности матер.запасов | ≥ 0,50 | 0,850 | 0,850 | 1,360 | <0,010 | 0,510 |
| 7. и Коэффициент обеспеченности текущих активов | ≥ 0,1 | 0,55 | 0,56 | 0,69 | 0,01 | 0,12 |
| 8. и Коэффициент краткосрочной задолженности | — | 1,0 | 0,99 | 0,98 | — 0,01 | <0,01 |
Коэффициент автономии в 2021 году составил 0,93. Полученное значение говорит о неоправданно высокие доли собственного капитала АО «Мособлгаз» «Запад» (93%). Это означает, что предприятие слишком осторожно относится к привлечению заемных денежных средств.
Значение коэффициента покрытия инвестиций в 2021 г. составило 0,93, что полностью соответствует общепринятому значению (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала АО «Мособлгаз» «Запад» составляет 93%).
Коэффициент же маневренности и собственного капитала показывает, так какая часть собственных средств АО «Мособлгаз» «Запад» находится и в мобильной форме, позволяющей относительно и свободно маневрировать и этими средствами. Считается, так что оптимальный диапазон и значений коэффициента 0, так5- это0, так6. и И хотя на практике и норматив для этого показателя и не определен, так полученное и здесь значение и говорит о явном недостатке и собственного капитала для обеспечения и стабильного финансового положения АО «Мособлгаз» «Запад».и
Итоговое значениеже коэффициента обеспеченности материальных и запасов в 2021 году 1,36, что и соответствует нормальному значению, так то есть, материальные запасы и в достаточной степени обеспечены и собственными оборотными средствами. И
По коэффициенту же краткосрочной задолженности и видно, так что величина краткосрочной и кредиторской задолженности АО «Мособлгаз» «Запад» 0,98 в 2021 г. При этом и за рассматриваемый период доля задолженности и снизилась и с 2020 года фактически и не изменилась (рис. 11). и
Рисунок 12 — Показатели финансовой устойчивости АО «Мособлгаз» «Запад»
В таблице 5 и 6 представлена оценка стоимости и чистых активов АО «Мособлгаз» «Запад» по отношению к уставному капиталу.
Таблица 5
Оценка стоимости чистых активов АО «Мособлгаз» «Запад» за 2020- 2021гг.
| Показатели | Значение показателя | Изменение (+, -) | ||||
| 2020г. | 2021г. | тыс. руб.
| в % к валюте баланса | |||
| тыс. руб. | в % к валюте баланса | тыс. руб. | в % к валюте баланса | |||
| Чистые активы | 42 079 915 | 92,9 | 47 436 116 | 91,3 | 5 356 201 | 1,6 |
| Уставный капитал | 33 653 012 | 89,28 | 33 653 012 | 87,25 | 0 | 2,03 |
| Превышение чистых активов над уст. и капиталом | 8 426 903 | 3,6 | 13 783 104 | 4,01 | 5 356 201 | 0,41 |
Отметим увеличение чистых активов на 5 356 201 руб. или 13,5% в течение рассматриваемого периода. Чистые активы предприятия в 2021 г. превышают уставный капитал на 13 783 104 рублей. Такое соотношение положительно характеризует финансовое положение АО «Мособлгаз» «Запад».
Таблица 6
Оценка стоимости чистых активов АО «Мособлгаз» «Запад» за 2020- это2021 гг. и
| Показатели | Значение показателя | Изменение (+, -) | ||||
| 2020г. | 2021г. | тыс. руб. | в % к валюте баланса | |||
| тыс. руб. | в % к валюте баланса | тыс. руб. | в % к валюте баланса | |||
| Чистые активы | 121969 | 91,3 | 192562 | 93,2 | 70593 | 1,9 |
| Уставный капитал | 116605 | 87,25 | 116605 | 56,41 | 0,0 | — 30,84 |
| Превышение чистых активов над устав. капиталом | 5364 | 4,01 | 75957 | 36,75 | 70593 | 32,74 |
Чистые активы предприятия в 2021 году превышают уставный капитал АО «Мособлгаз» «Запад» на 13 783 104 рубля, что положительно характеризует финансовое положение предприятия. Отметим увеличение чистых активов до 47 436 116 рублей или на 57,9% в 2021 году.
Приняв во внимание одновременно превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение и за последний период, можно говорить о хорошем финансовом положении АО «Мособлгаз» «Запад» по данному признаку. Таким образом, практически по всем показателям деятельности АО «Мособлгаз» «Запад» наблюдается рост, что характеризует повышение эффективности деятельности АО «Мособлгаз» «Запад».
А Анализ формирования и финансовых результатов дополняется и оценкой показателей и рентабельности, так и рассчитываемых и по данным отчета и о прибылях и убытках. и и Помимо рентабельности и текущей деятельности и рентабельности продукции и (по прибыли и от продаж) и определяется показатель и рентабельности продаж, и так рассчитываемый по чистой и прибыли. и
В таблице 7 представлены и показатели доходности и также рентабельности АО «Мособлгаз» «Запад». и
Таблица 7
Показатели доходности и рентабельности АО «Мособлгаз» «Запад» за 2020- это2022 гг. и, %
| Показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Абсолют. и изменение (+/-) |
| 1. и Рентабельность текущей деятельности (Прибыль от продаж / Полная себест-ть проданной продукции) | 13,2 | 11,2 | 7,1 | — 6,1 |
| 2. и Рентабельность продаж по прибыли от продаж (Прибыль от продаж / Выручка от продаж), | 11,70 | 10,0 | 6,60 | — 5,1 |
| 3. и Рентабельность по чистой прибыли (Чист. прибыль / Выручка от продаж) | 8,40 | 7,30 | 4,50 | — 3,90 |
| 4. и Общая рентабельность (Прибыль до налог-я / Выручка от продаж) | 11,20 | 9,60 | 6,10 | — 5,10 |
Динамика развития и показателей рентабельности и свидетельствует о снижение доходности в деятельности АО «Мособлгаз» «Запад». и и Это связа в том числе с эпидмиологическими мерами за этот период.
Снижение рентабельностиот текущей деятельности за 2020 — это 2022 гг. и на 6,10 свидетельствует и о росте затрат и на единицу продукции и сокращении доходности по операций по реализации и товаров и (продукции, так работ, так услуг). и
Снижение же рентабельности продажтак свидетельствует и о сокращении и эффективности и реализационной и деятельности, так имеющей отражение и в направлениях и также методах маркетинговой и политики предприятия (рис. 12).
2020 г. 2021 г. 2022 г.
Рисунок и 13 — Показатели доходности и рентабельности АО «Мособлгаз» «Запад» за 2020- это2022гг. и, %
Таким образом, так можно сделать вывод, так что практически по всем показателям деятельности АО «Мособлгаз» «Запад» наблюдается рост, что характеризует повышение эффективности деятельности АО «Мособлгаз» «Запад».
В то же время, прирост и прибыли АО «Мособлгаз» «Запад» в абсолютном иотношении и не создал достаточных условий и для экономического и развития капитала исследуемого предприятия. И
Рассмотрим основные материальные ресурсы АО «Мособлгаз» «Запад»
Материальные ресурсы состоят из основных фондов и материальной части оборотных средств (сырье, материалы, готовая продукция, товары отгруженные, расходы будущих периодов).
Основные фонды в балансе отражаются по строке «Основные средства» (табл. 8).
Таблица 8
Основные фонды (основные средства) АО «Мособлгаз» «Запад»
| Показатели | Годы | Изменение 2022/ 2020 | ||
| 2020 | 2021 | 2022 | ||
| Основные средства, тыс. руб. | 44 944 369 | 52 166 771 | 66 771 063 | 48,5% |
За исследуемый период произошло увеличение основных фондов на 48,5%. Повышение основных средств означает увеличение и обновление оборудования, что создает условия для увеличения продаж новыми товарами, повышения ее качества, конкурентоспособности.
Среднегодовая стоимость основных фондов – это показатель, характеризующий среднюю стоимость основных средств предприятия. Он позволяет оценить, насколько эффективно АО «Мособлгаз» «Запад» использует собственные ресурсы.
В таблице 9 рассмотрим среднюю величину основных фондов АО «Мособлгаз» «Запад».
Таблица 9
Средняя величина основных фондов АО «Мособлгаз» «Запад»
| Показатели | Годы | Отклонение (+, -) | Темпы роста, % | ||||
| 2020 | 2021 | 2022 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | |
| Средняя величина основных фондов, тыс. руб. | 33 653 007 | 35 253 018 | 37 853 012 | 1 600 011 | 2 599 994 | 1,047 | 1,073 |
С 2021 года наблюдается рост среднегодовой стоимости основных средств на 1 600 011 рублей или на 1,047 % по сравнению с 2020 годом. В 2022 году среднегодовая стоимость основных фондов составила 37 853 012 рублей, что выше, чем в 2021 году на 2 599 994 рублей или 1,073 %.
По сравнению с 2020 годом средняя стоимость основных фондов увеличилась в 2021 и 2022 гг., что является положительным фактором. увеличение среднегодовой стоимости основных фондов привело к увеличению продаж товаров.
Рассчитаем фондоотдачу, чтобы понять эффективность использования основных средств (табл. 10).
Таблица 10
Анализ фондоотдачи АО «Мособлгаз» «Запад»
| Показатели | Годы | Отклонение (+, -) | Темпы роста, % | ||||
| 2020 | 2021 | 2022 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | |
| Выручка, тыс. руб. | 40 266 977 | 47 880 796 | 49 453 139 | 7 613 819 | 4 260 448 | 1,189 | 1,033 |
| Средняя величина ОФ, тыс. руб. | 33 653 007 | 35 253 018 | 37 853 012 | 1 600 011 | 2 599 994 | 1,047 | 1,073 |
| Фондоотдача | 1,2 | 1,4 | 1,3 | 4,8 | 1,6 | 1,1 | 0,9 |
В 2021 году фондоотдача основных фондов предприятия увеличилась на 1,1%. Темпы роста и среднегодовой стоимости основных средств были выше, чем выручка от продажи товаров, что и привело к понижению показателя в 2022 году на 0,9% по сравнению с 2021 годом.
Рассмотрим показатели оборотных активов (табл. 11).
Таблица 11
Анализ активов АО «Мособлгаз» «Запад», тыс. руб.
| Показатели | Годы | Изменение 2022/2020 | ||
| 2020 | 2021 | 2022 | ||
| Внеоборотные активы | 46 367 271 | 53 297 597 | 67 866 853 | 146,4 % |
| Оборотные активы, всего Из них: | 12 542 215 | 13 302 402 | 15 824 623 | 126,2 % |
| Запасы | 1 197 238 | 1 626 646 | 3 114 778 | 260,2 % |
| Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 33 349 | 32 053 | 52 886 | 158,6 % |
| Дебиторская задолженность | 6 766 394 | 7 997 640 | 9 142 344 | 135,1 % |
| Финансовые вложения | 1 414 | 1 414 | 10 000 | 707,2 % |
| Денежные средства | 4 491 436 | 3 553 166 | 3 432 814 | 76,4 % |
| Итого по балансу | 58 909 486 | 66 599 999 | 83 691 476 | 142,1 % |
Все имущество АО «Мособлгаз» «Запад» увеличилось на 142,1%, в том числе за счет быстрого роста оборотных активов (в 2,4 раза) и более медленного роста внеоборотных активов (всего в 1,66 раза).
Рост оборотных активов обеспечивается увеличением дебиторской задолженности и запасов (сырье и материалы; готовая продукция (товары)).
Итак, активы в 2022 году увеличились на 126,2% по сравнению с 2020 годом.
Рост величины оборотных активов за 2022 год связан, в основном, с увеличением денежных средств, дебиторской задолженности и запасов.
Для расчета средней суммы активов предприятия за год необходимо сложить величину активов на начало и конец года. Далее эта сумма делится на 2.
Таблица 12
Средняя величина оборотных активов АО «Мособлгаз» «Запад»
| Показатели | Годы | Отклонение (+, -) | Темпы роста, % | ||||
| 2020 | 2021 | 2022 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | |
| Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тыс. руб. | 12 483 879 | 12 922 308 | 14 563 512 | 438 429 | 1 641 204 | 103,5 | 112,7 |
Увеличение оборотных активов предприятия говорит о росте объемов продаж, что, несомненно, рассматривается как положительный фактор.
Таким образом, можно сделать заключение по эффективности использования основных фондов и оборотного капитала.
Можно сделать вывод, что ресурсов АО «Мособлгаз» «Запад» достаточно, что говорит о их доступности для успешной реализации проектов.
Для выбора направления развития организации и разработки стратегических альтернатив АО «Мособлгаз» «Запад», необходимо провести исследование сильных и слабых сторон компании с помощью SWOT-анализа.
В SWOT-анализе представлены новые возможности и угрозы (как внутренние, так и внешние) с точки зрения менеджера.
На первом этапе выделим наиболее важные возможности и угрозы, сложившиеся на рынке для предприятия, и отразим в таблице 13.
Таблица 13
SWOT-анализ АО «Мособлгаз» «Запад»
| Сильные стороны | Слабые стороны |
| 1. Ориентация на значительное количество рыночных сегментов облегчает поиск клиентов и делает компанию универсальной. 2. Уровень издержек компании при данном уровне спроса на рынке позволяет получать прибыль выше нормы прибыли, при методе ценообразования, ориентированном на издержки. | 1. Ориентация на значительное количество рыночных сегментов не позволяет максимально учесть требования каждого из них. 2. Малое количество предлагаемых услуг |
| Внешние возможности | Внешние угрозы |
| 1. Ориентация на значительное количество рыночных сегментов позволяет выходить на региональные рынки. 2. Возможности привлечь покупателей ценами ниже рыночных, т.к. уровень издержек позволяет это сделать. | 1. Конкуренция со стороны узкоспециализированных организаций, которые смогут предоставить более широкий спектр по более привлекательным ценам в отдельных группах услуг. 2. Сокращение доходов населения, что приведет к сокращению платежеспособного спроса со стороны населения до таких объемов, которые будут невыгодны предприятию с точки зрения издержек. |
На втором этапе проведем качественную оценку внутренней среды предприятия на основе экспертного метода. Для этого проведем оценку вероятности колебания факторов внутренней среды.
Результаты проведения оценки вероятности колебаний SWOT – факторов внутренней среды на деятельность АО «Мособлгаз» «Запад» представлены в таблице 14.
Таблица 14
SWOT – взвешенная бальная оценка компании
| Показатель | Значимость | Оценка | Взвешенная оценка в баллах | |
| Сильные стороны | ||||
| 1 Высокое качество продуктов | 5 | 2 | 10 | |
| 2 Хорошо изучен рынок, потребности покупателей | 3 | 1 | 3 | |
| 3 Имидж надежного партнера | 4 | 3 | 12 | |
| 4 Высокая квалификация персонала | 4 | 4 | 16 | |
| 5 Гибкая политика цен | 5 | 5 | 25 | |
| Итого | — | — | 66 | |
| Слабые стороны | ||||
| 1. Дефицит финансовых ресурсов | 3 | 2 | 6 | |
| 2. Слабая позиция в конкурентной борьбе | 2 | 3 | 6 | |
| 3. Низкая прибыльность и рентабельность | 2 | 1 | 2 | |
| 4. Отсутствие четкой стратегии | 4 | 3 | 12 | |
| 5. Высокий уровень расходов | 4 | 2 | 8 | |
| 6. Недостаточный уровень организации рекламы | 2 | 2 | 4 | |
| Итого | — | — | 38 | |
| Возможности | ||||
| 1. Выход на новые рынки | 3 | 3 | 9 | |
| 2. Расширение ассортиментного профиля для удовлетворения потребностей потребителей | 4 | 5 | 20 | |
| 3. Получение дополнительных финансовых ресурсов | 3 | 2 | 6 | |
| 4. Партнерство с новыми поставщиками | 3 | 5 | 15 | |
| 5. Возможность привлечения высококвалифицированного персонала | 2 | 4 | 8 | |
| 6. Внедрение новых услуг | 2 | 4 | 8 | |
| Итого | — | — | 66 | |
| Угрозы | ||||
| 1. Появление новых конкурентов рынка | 5 | 4 | 20 | |
| 2. Усиление конкурентного давления | 3 | 2 | 6 | |
| 3. Социально-политическая нестабильность. | 3 | 2 | 6 | |
| 4. Высокие темпы инфляции. | 2 | 2 | 4 | |
| 5. Девальвация национальной валюты. | 3 | 4 | 12 | |
| 6. Рост сбыта товаров-заменителей. | 4 | 3 | 12 | |
| 7. Изменения во вкусах и потребностях потребителей | 2 | 3 | 6 | |
| Итого | — | — | 66 | |
Вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 – максимальную вероятность.
На основе анализа, представленного в предыдущих таблицах, построим матрицу SWOT-анализа и занесем её в таблицу 15.
Таблица 15
Расширенный SWOT-анализ АО «Мособлгаз» «Запад»
| Сильные стороны | Слабые стороны | |
| Возможности | Поле СиВ (мероприятия) Диверсификация деятельности для усиления конкурентных преимуществ, использования имиджа «надежного» партнера для привлечения новых клиентов. Использование творческого менеджмента для расширения рынков сбыта. | Поле СЛиВ (мероприятия) На основе возможности выхода на новые рынки сбыта разработать долгосрочную стратегию. Сотрудничать с поставщиками на основании заблаговременно заключенных договоров, за счет чего может получить скидку, то есть снизить себестоимость, тем самым обеспечив рост рентабельности. |
| Угрозы | Поле СиУ (мероприятия) Повышения квалификации кадров для повышения конкурентоспособности предприятия. Анализ потребностей потребителей ради принятия решения о необходимости введения новых услуг. Оптимизация объемов снабжения, которое даст возможность не замораживать средства в запасах. | Поле СЛиУ (мероприятия) Минимизация возможных рисков и расходов, которые могут возникнуть на предприятии. Для усиления своих конкурентных позиций необходимо развивать деятельность предприятия в различных направлениях, например, начать осуществлять деятельность в области строительства. |
По результатам проведенного анализа определены приоритеты в распределении имеющихся ресурсов в соответствии с внешними возможностями и угрозами АО «Мособлгаз» «Запад», которая занимается реализацией товаров.
В Приложении 2 представлен PEST-анализ организации, в Приложении 3 представлен профиль среды компании.
Исходя из анализа профиля среды, большинство факторов внешней среды имеют положительное влияние на отрасль и организацию АО «Мособлгаз» «Запад». Однако есть так же ряд факторов, влияющих отрицательно, причем влияние их, как правило, велико. Игнорирование этих факторов может привести к тяжелым последствиям для организации. Поэтому нужно регулярно отслеживать их изменения и вероятных будущих тенденций.
Рисунок 14 – Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Далее, опишем модель пяти сил конкуренции М. Портера.
Конкуренция в отрасли. Реальные конкуренты. Реальными конкурентами АО «Мособлгаз» «Запад» являются компании, которые предлагают аналогичные услуги.
Потенциальные конкуренты. Организация бизнеса, связанного с торговлей, требует больших затрат. Появление в Одинцовском г.о. новых фирм, предлагающих такие же услуги достаточно велико.
Кроме того, на Одинцовский рынок могут выйти многие федеральные игроки, которые строят региональные сети.
Товары заменители. На рынке есть множество решений по ассортименту.
Рыночная сила поставщиков. Основным поставщиком в торговле газовым оборудованием для АО «Мособлгаз» «Запад» является фирма «Bosch». При этом статус фирмы позволяет приобретать товар с большими скидками.
Рыночная сила покупателей. Заказчик, желающий получить услугу, очень серьезно подходит к выбору поставщика этой услуги. Ведь в результате он планирует получить дополнительную потребительскую стоимость, то есть увеличение прибыли своей компании за счет снижения издержек на ведение бухгалтерского и управленческого учета. Поэтому АО «Мособлгаз» «Запад» размещает на своем сайте информацию о товаре, услугах, проектах.
АО «Мособлгаз» «Запад» имеет достаточно много сильных сторон. Однако есть и слабые стороны. Они заключаются в слабом развитии такого направления бизнеса как консалтинг. Эти и многие другие показатели требуют дополнительного анализа и разработки мер по их улучшению.
Основные показатели деятельности организации оцениваются по 100-бальной шкале по оценке экспертной группы из числа сотрудников АО «Мособлгаз» «Запад» (таблица 16).
Таблица 16
Оценка основных показателей деятельности АО «Мособлгаз» «Запад» по 100-бальной шкале
| 2020 | 2021 | 2022 | |
| Качество менеджмента | 73 | 77 | 85 |
| Квалификация персонала | 88 | 95 | 92 |
| Цена на обслуживание | 87 | 83 | 95 |
| Репутация на рынке | 78 | 83 | 89 |
| Объем производства услуг | 87 | 93 | 89 |
| Рост прибыли | 80 | 88 | 85 |
| Качество маркетинга | 76 | 80 | 85 |
| Корпоративная культура | 75 | 81 | 85 |
На основании данных оценок строится стратегическая карта-паутина (spider-map) (за период 2020-2022 гг.). Карта spider-map наглядно показывает и персоналу, и руководству какие стороны организации нуждаются в доработке, а какие вполне успешны (рис. 3).
Для АО «Мособлгаз» «Запад» данный анализ показывает, что все параметры предприятия имеют достаточно высокий уровень, однако все же есть куда стремиться и практически все факторы при правильном подходе руководства можно улучшить.
Рисунок 15 — Spider-map компании за 2020-2022 гг.
Таким образом, анализ выявил основные причины, которые негативно влияют на деятельность АО «Мособлгаз» и предложены альтернативные решения, направленные на их устранение и повышение конкурентоспособности данной организации в процессе формирования стратегии. А именно: организации необходимо обратить внимание на усиление своих конкурентных позиций за счет разработки и реализации проекта по строительству здания. Наиболее перспективным является создание объекта торгового назначения.
