Введение
Физическая культура и спорт – важнейшая социальная сфера, деятельность которой ориентирована на удовлетворение жизненно важных потребностей населения: в двигательной активности, хорошем самочувствии, здоровье, сохранении и повышении работоспособности [4, c.66]. Основной целью ее функционирования является всесторонне и гармонично развитая личность, способная приносить пользу обществу благодаря долголетней эффективной профессиональной и личной жизнедеятельности, а конечным результатом – физическое, духовное, интеллектуальное здоровье и благополучие не только личности, но и общества в целом.
Актуальность работы обусловлена тем фактом, что в нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Объектом исследования являются личностные качества подростков, занимающихся спортом.
Субъектом исследования являются подростки, регулярно занимающиеся определенным видом спорта.
Предметом исследования является влияние занятий спортом на личностные характеристики подростков.
Теоретическая значимость работы состоит в изучении влияние физической культуры и спорта на развитие личностных характеристик подростков. Использование полученных данных в исследовательской работе на практике позволит расширить представления о системе влияния на личность ребенка различных педагогических мероприятий в сочетании со средствами физической культуры.
Занятия спортом как фактор оптимизации взаимоотношений подростков с окружающими и с собой
Спорт – очень сложен и порой противоречив, поэтому его влияние на становление личности неоднозначно. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимаются и осмысливаются спортсменами по-разному. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска [10, c.125].
Особенно важным может стать влияние занятий спортом на личность в подростковый период. В этом возрасте в психике школьников происходят серьезные изменения в морально-волевой, мотивационно-ценностной, поведенческой сферах личности. Происходит переоценка жизненных ценностей и идеалов, осуществляется поиск своего места в мире людей, серьезно повышается значение мнения окружающих для самооценки и пр. Все это приводит к серьезным трудностям подростков в их взаимоотношениях с окружающими, в отношении к самому себе [2, c.20]. Важнейшими субъективными факторами преодоления указанных и иных трудностей являются развитые качества: вежливость, дисциплинированность, коллективизм, нормативность поведения, целеустремленность, стремление к достижениям и другие. Становлению вышеназванных и других важных качеств подростков во многом способствуют занятия спортом (в том числе, футболом).
Влияние физической культуры и спорта на развитие личности
В возрастном развитии школьников очень важная роль принадлежит физической культуре и спорту, поскольку они выполняют не только специфические, но и общекультурные функции [14,c.90]. К важнейшим общекультурным функциям физической культуры и спорта относятся духовные функции [1,c.111]. Духовные функции, в свою очередь, подразделяются на следующие группы:
– мировоззренческая, отражающая особенности проявления форм общественного сознания в сфере физической культуры и спорта (идеологическая, философская, научная, идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная);
– творческая (развитие творческих сил человека);
– информационная (обеспечение культурной связи поколений через накопление, сохранение и передачу социального опыта физической культуры);
– нормативная и оценочная (нормирование общественной потребности в развитии физических способностей членов общества);
– гедонистическая (получение физического и духовного удовольствия от двигательной активности);
– катарсическая (с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение);
– эстетическая (формирование эстетических способностей).
Таким образом, физическая культура и спорт не только содействуют нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формированию интеллектуальных и морально-волевых качеств личности [18,c.188]. Это происходит благодаря наличию связи между физическим воспитанием (в том числе, в процессе спортивной тренировки) и другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим [7, c.90].
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. От уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию (например, результативность уроков физической культуры в общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях и др.) [20, c.230]. На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств [16, c.188].
В процессе физкультурно-спортивной деятельности у участников формируется активная жизненная позиция, предполагающая сознательное отношение к общественному долгу, проявление мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, воспитывается любовь к Родине, стремление отстаивать ее интересы на спортивной арене [19, c.87]. Таким образом, физическое воспитание тесным образом связано и с гражданско-патриотическим.
Функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития проявляется в том, что спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания [5, c.100]. Так, в контексте трудового воспитания и самовоспитания спорт обладает средствами прикладной подготовки к трудовой и боевой деятельности. В процессе занятий существенно повышается уровень функциональных возможностей организма, создается база полезных навыков и умений, что позволяет спортсменам более эффективно овладевать инструментарием профессионально-трудовой, военной и иной социально полезной деятельности [21,c.187].
К физкультурно-спортивным факторам нравственного воспитания ученые относят эмоциональность и коллективный характер спортивной деятельности, наличие разнообразных положительных мотивов, возможность максимальной реализации творческого потенциала [3, c.37]. Кроме того, по мнению Э. Майнберга, спорт относится к областям человеческой деятельности, в самой основе которых лежит нравственное поведение. При этом нравственность и связанный с ней определенный образ мыслей и чувств присущи спорту как элементарные и необходимые предпосылки. Важно отметить, что воспитание нравственных, морально-волевых качеств в спортивной деятельности осуществляется ненасильственно, поскольку от уровня организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и др. во многом зависит эффективность спортивной борьбы [22, c.160].
Препятствия – это различные предметы и явления, условия и влияния, с которыми человек сталкивается и которые становятся помехами для достижения им сознательно поставленной цели [23,c.40]. Препятствия можно разделить на внешние и внутренние. Препятствия, с которыми сталкиваются спортсмены, очень разнообразны. Даже в одном и том же виде спорта. Но их разнообразие в различных видах спорта многократно увеличивается. Установлено, что для преодоления разных препятствий требуются различные проявления воли [13, c.62].
Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание [11, c.112].
Кроме того, занятия спортом оказывают положительное влияние на развитие уверенности в себе. В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует, в том числе, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 – взрослые разряды, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и, наконец, заслуженные мастера спорта. Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое – что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования [6,c.230].
В любой заданный отрезок времени спортсмен знает, на что он способен. Более того, если он сопоставит, что получалось полгода назад и что теперь, то материал для оценки становится более действенным – определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий. Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени спортивной лестницы он добрался, сколько времени и энергии он затратил на весь подъём и сколько – на переход от предыдущей ступеньки к новой [8,c.144].
Итак, спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм, как черту характера [25, c.88]. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и, особенно, с определением перспективных и промежуточных целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине спортивного успеха [9, c.92].
Роль тренера в формировании личности спортсменов
Тренер, как педагог и чрезвычайно авторитетная личность для воспитанников, должен уделять внимание изучению и, по необходимости, коррекции самооценки своих подопечных [12, c.10]. В частности, в его задачи в данном аспекте входит организация собственно оценочной деятельности воспитанников, ставящей их в активную позицию относительно анализа себя и своих поступков [26,c.100]. «Если практическая деятельность рождает и во многом реализует потребность самооценки, то собственно оценочная деятельность уточняет образец и непосредственно учит самооценке в связи с принятым образцом» [15, c.40].
Для коррекции неадекватной самооценки тренер должен фиксировать внимание на положительных результатах деятельности спортсмена. Ни в коем случае не следует сравнивать результаты не в пользу последнего, надо говорить о неадекватности самооценки, что может побудить ученика повысить уровень своих притязаний и отсюда как следствие – уровень своей самооценки [17,c.130]. Необходимо проводить регулярные беседы с родителями, заостряя внимание на положительных результатах деятельности и свойствах характера ученика, стремиться скорректировать оценочное поведение родителей на положительное, а не критичное отношение к ребенку [24,c.15]. Тренеру следует стремиться к созданию эмоционально благополучного психологического климата в спортивном коллективе, с тем, чтобы воспитанник с низкой самооценкой чувствовал себя комфортно [27, c.33].
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы:
|
Скриншоты работы: |
|
|---|---|
|
|
|
