Глава 3. Перспективы развития сферы торговли на современном этапе
Розничная торговля в РФ переживает новый виток изменений. В 2020-2022 гг. под влиянием ограничений и изменений потребностей покупателей розничные сети резко ускорили переход к мультиформатности и многоканальности через изменение концепции, площади и форматов торговли.
В современных условиях именно инновации позволяют предприятиям поддерживать свою жизнедеятельность и наращивать деловую активность. В поисках новых решений и форм устойчивого развития розничный бизнес внедряет прогрессивные технологии в систему товародвижения, ценообразования, управления товарными и финансовыми потоками, управления кадрами и маркетингом, технологическими процессами, обеспечивая тем самым себе долгосрочное конкурентное положение на рынке. При этом, как показывают результаты ранее приведенных нами исследований, в данной сфере в основном создаются и реализуются потребительские инновации, тесно связанные с маркетингом и развитием информационных технологий. Ключевая задача инновации в розничном бизнесе заключается в повышении качества обслуживания клиентов и стимулировании спроса .
В условиях развития цифровой экономики большая часть используемых инновационных решений в данной сфере имеет в своей основе достижения в области искусственного интеллекта.
Наиболее важные их них: Process Mining; компьютерное зрение; инновации в торговле, затрагивающие сферу безопасности; технология Big Data; smart-контракты; инновационные маркетинговые технологии; технология интернета вещей .
В условиях развития ковидной пандемии появляются новые тренды, которые влияют на потребительское поведение. Одним из них является экологизация экономики. По нашему мнению, он привел к формированию новых типов потребителей, среди которых выделены: совместные потребители, экологи, экоактивисты, приверженцы безотходного потребления, веганы и т. п. Это, в свою очередь, привело к пересмотру большинством зарубежных и российских компаний стратегий развитий в сторону усиления климатической повестки и создания новых «углеродно-нейтральных» бизнес-моделей. Для их реализации компании разрабатывают и внедряют экологические инновации — «новый или значительно усовершенствованный продукт, услуга или метод их производства (передачи), новый или значительно усовершенствованный бизнес-процесс или их комбинация, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению окружающей среды или предотвращению негативного воздействия на нее» .
Актуальными темами экологических инноваций для ритейла являются новые технологии для нейтрально углеводородной экономики, технологии для экономики замкнутого цикла, экологический мониторинг, а также восстановление и развитие биоресурсов.
В системе учета Росстата не аккумулируются отдельно данные об инновациях в торговле. Однако по интенсивности развития информационных технологий можно видеть, как торговля вышла в лидеры по инвестициям в новейшие разработки в сфере IT, которые позволяют торговым предприятиям оптимизировать свои бизнес-процессы, в первую очередь проведение маркетинговых исследований (обработка данных и прогнозирование, моделирование поведения потребителей), логистику (оптимизация управления запасами и товарным ассортиментом), ценообразование (электронные ценники), взаимодействие с потребителями (омниканальные коммуникации, автоматизация сервиса).
Основными направлениями информатизации в российских торговых компаниях выступают:
— «управление данными;
— программы лояльности;
— системы товарно-финансового планирования;
— технологии оmni-channel;
— автоматизация транспортной логистики;
— борьба с мошенничеством;
— маркетинг в социальных сетях;
— онлайн-инкассация;
системы виртуальной и дополненной реальности» .
В ходе исследования нами были определены такие направления инноваций в розничном бизнесе, как новые форматы торговли, внедрение новых услуг в облуживании, маркетинговые инновации, торгово-технологические инновации и организационно-управленческие инновации, в частности в сфере логистики, представленные в таблице 5.
Таблица 5
Инновации в розничном бизнесе[1]
| Вид инноваций | Формы реализации |
| Новый формат торговли | Дискаунтер «Светофор» Магазин фиксированной цены «Fix Price» Гастрономический магазин «Сыр да Масло» Кеш энд керри «Метро» Магазин здорового питания «Эколавка» |
Продолжение таблицы 5
| Вид инноваций | Формы реализации |
| Новая услуга | Доставка Онлайн-заказ Цех собственного приготовления полезных продуктов |
| Маркетинговые инновации | Дифференциация магазинов по потребителям Социально ориентированное обслуживание Интернет-магазины |
| Торгово-технологические инновации | Кассы самообслуживания «Магнит», «Пятерочка» Применение биоразлагаемой упаковки |
| Организационно-управленческие инновации | Инновации в сфере логистики |
Направлений применения инноваций в розничной торговле на региональном уровне на данный момент времени не так уж и много. Наиболее востребованными из них являются: устройства для безналичной оплаты покупок, ручные сканеры, автоматические упаковщики, электронные ценники, кассы самообслуживания со встроенными весами и устройствами для безналичной оплаты .
Проведенный нами анализ регионального розничного бизнеса позволил выявить приоритеты перспектив изменений в их торговой деятельности с учетом следующих устойчивых трендов отраслевого развития:
1) разработка новых бизнес-моделей ведения торговли на основе создания гибридных форматов, например, цифровизация офлайн-бизнеса, оффлайнизация онлайн-бизнеса, создание платформенных экосистем, бентам, или «карманный» супермаркет, создание metaverse — новых пространств для взаимодействия потребителей;
2) развитие искусственного интеллекта и автономных систем, далеко выходящих за рамки создания беспилотных способов доставки товаров и включающих машинное обучение, широкое распространение роботов в торговле, новых видов реальности;
3) расширение использования интернета вещей;
4) внедрение нейротехнологий, позволяющих с помощью специального оборудования выявить и изучить неосознанные / скрытые реакции человека на различную информацию и объекты;
5) кибербезопасность, значение которой повышается по мере распространения цифровизации торговой деятельности;
6) распространение инноваций в кадровой работе .
Данные перспективные тренды в отрасли были нами представлены руководству ведущих региональных представителей розничного бизнеса для оценки готовности компаний к инновациям в части торговой деятельности. В частности, опрос руководства и ведущих торговых сотрудников компаний (всего было опрошено 155 чел.) показал, что большая часть из них (93 чел. — 60 %) понимает, какой эффект окажут радикальные инновации на деятельность их компаний .
Однако на данный момент пока не предпринимается никаких существенных мер для подготовки организаций к этим изменениям (рисунок 10).

В наименьшей степени сотрудники оценивают важность и готовность к потенциальным кибератакам, внедрению искусственного интеллекта и автономных систем. В большей степени выражается готовность руководства торговых компаний к внедрению инноваций в управление торговым персоналом, к переходу на новую бизнес-модель .
Таким образом, в ходе исследования установлено, что в ритейле инновации помогают оптимизировать расходы, организовывать хранение и транспортировку товаров, привлекать покупателей и многое другое. В связи с этим возникает потребность в формировании современной организационной модели инновационного развития розничного бизнеса.
При этом главной целью такой инновационной системы должно выступать обеспечение розничной организации постоянно генерирующими инновации во всех аспектах ее деятельности, создание условий для внедрения прорывных идей.
При этом ключевым инструментом поиска и обоснования таких идей является экспериментирование, которое позволяет быстро и сравнительно малобюджетно протестировать возможные рыночные ниши, инициативы и сценарии проактивного, клиентоориентированного поведения, ускоренно переводя новые знания в масштабные акции и выстраивая тем самым самообучающиеся инновационно ориентированные бизнес-модели.
Заключение
Отрасль торговли представляет собой неотъемлемую составляющую любой развитой рыночной экономики.
Торговля, как отрасль национальной экономики, представляет наличие взаимосвязей производителей и потребителей. При этом внутри такой связи образуются процессы взаимодействия между другими субъектами (посредниками).
Значимость торговой отрасли как фактора роста экономики, состоит в следующем: доведение до конечного потребителя продукта, что обеспечивает возмещение расходов труда; монетизации и демонетизации результатов торговой отрасли; расширение воспроизводства в обособленных подразделениях.
Розничная торговля является одним из некоторых субъектов сферы услуг, которая преуспевает за инновационными новшествами. Она представляет собой быстро развивающийся сегмент российской экономики с реальными внедрениями в цифровую систему новых технологий.
Можно выделить основные драйвера цифровой трансформации ритейла: потребности клиентов; доступность покупок офлайн; поставки;
оптимизация затрат.
Наиболее привычными формами розничной торговли в России являются стационарная и нестационарная торговля, ярмарки выходного дня, рынки, региональные ярмарки, специализированные ярмарки и фестивали.
Стационарная торговля представлена розничными магазинами с различным ассортиментом. Они имеют специализированные здания или строения. Сюда относят так же торговые центры, магазины, павильоны и киоски.
Распространенность разнообразных ритейл-форматов (супермаркеты, онлайн-магазины) позволяет сказать, что 68% российского рынка соответствует современным мировым стандартам розничной индустрии. Устаревшие форматы точек продаж – киоски, уличные рынки, постепенно исчезают и на сегодняшний день существуют в основном в небольших городах и сельской местности.
Рынок электронной торговли в РФ стремительно возрастает. По данным на июнь 2022 г. сумма внутренней торговли достигла 3 680 млрд. руб. 2 июня 2022 года Высшая школа бизнеса Высшей школы экономики представила результаты исследования, проведенного в рамках подготовки аналитического отчета «Развитие электронной коммерции в России».
Последние 15 лет крупные розничные сети стабильно увеличивают свою долю на российском рынке, постепенно вытесняя малый бизнес и открытые рынки, особенно в крупных городах европейской части страны. В развитых странах на продажи торговых сетей приходится до 75% розничного товарооборота, а в России около 30%.
В качестве наиболее важных проблем отечественной дистанционной торговли в работе выделены следующие: отсутствие необходимого логистического уровня, которые не позволяет эффективно доставлять товары от склада продавца до дома потребителя даже в самых удаленных уголках страны; отсутствие достаточного уровня безопасности онлайн-платежей; недостаточная осведомленность предпринимателей и физических лиц о возможностях, которые может предоставить электронная коммерция; чрезмерное количество мошенников в этой сфере, частое нарушение прав клиента; высокое число отказов от товара вследствие несоответствия стандартам; трудности в вендинговом бизнесе: многие бюрократические процедуры излишние; налоги чрезмерны; клиенты не доверяют подобным автоматическим системам .
В условиях развития цифровой экономики большая часть используемых инновационных решений в данной сфере имеет в своей основе достижения в области искусственного интеллекта.
Наиболее важные их них: Process Mining; компьютерное зрение; инновации в торговле, затрагивающие сферу безопасности; технология Big Data; smart-контракты; инновационные маркетинговые технологии; технология интернета вещей.
Актуальными темами экологических инноваций для ритейла являются новые технологии для нейтрально углеводородной экономики, технологии для экономики замкнутого цикла, экологический мониторинг, а также восстановление и развитие биоресурсов.
Направлений применения инноваций в розничной торговле на региональном уровне на данный момент времени не так уж и много. Наиболее востребованными из них являются: устройства для безналичной оплаты покупок, ручные сканеры, автоматические упаковщики, электронные ценники, кассы самообслуживания со встроенными весами и устройствами для безналичной оплаты.
Список использованной литературы
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // СПС «КонсультантПлюс»
5. Указ Президента РФ от 28.02.1995 N 221 (ред. от 30.04.2016) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СПС «КонсультантПлюс»
6. Аксёнов С.В. Проблемы и перспективы правового регулирования сделок в сфере электронной коммерции // Аллея науки. 2021. № 12 (63). С. 504-508.
7. Бахтиарова А.А. Актуальные тенденции развития интернет-торговли // Молодежная наука. 2021. №4. С. 92-94.
8. Больдясов А.И. Изучение процессов концентрации в розничной торговле России // Власть, бизнес и общество в цифровой экономике: глобальный и национальный контексты. 2022. №8. С. 183-184.
9. Брагин Л.А. Организация розничной торговли в сети Интернет: учебное пособие / Л.А. Брагин, Т.В. Панкина. — Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2022. — 120 с.
10. Веренич А.Д. Цифровизация дистрибуции и торговли: методы и технологии на основе адаптивных систем // Управление цифровой трансформацией бизнеса. Коллективная монография. 2022. №7.С. 85-118.
11. Данилова А.А., Бахарев В.В. Перспективы использования ESL-технологий в торговле // МОЛОДЕЖНАЯ НЕДЕЛЯ НАУКИ ИПМЭиТ. 2021. С. 28-31.
12. Данилова В.А., Литвинова, Е.В., Ветрова, Е.А. Обоснование приоритетных направлений структурных преобразований регионального потребительского рынка // Сервис в России и за рубежом. 2020. № 1 (62). С. 31-41.
13. Дерюпина А.Е. Интернет-торговля как драйвер экономического роста // Постулат. — 2021. — № 6 (68). — С. 102.
14. Зеленовский М.А. Роль торговой политики в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики: современные подходы // Международные отношения: история, теория, практика. — 2021. — №5. — С. 206-211.
15. Коваленко И.П., Лысенко А.А., Нужнова А.Д. Интернет-торговля: современное состояние и перспективы развития // Новые юридические исследования. 2022. №2. С. 27-31.
16. Колесникова Д.А., Назарова Ю.А. Финансовая безопасность предприятия в контексте особенностей деятельности сектора торговой сферы экономики // Роль учёта, контроля и управления в системе обеспечения устойчивого развития государственного и коммерческого секторов экономики. — 2021. — №4. — С. 73-75.
17. Копосова М.С., Печникова Е.Ю. Направления развития интернет-торговли в условиях цифровой экономики. amazon эффект как фактор развития электронной коммерции // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 50. С. 598-604.
18. Копотев В.А., Ядута А.З. Актуальность интеграции технологии искусственного интеллекта в сфере торговли // Высокие технологии и инновации в науке. 2021. №7. С. 100-103.
19. Кравченко Е.С. Технология принятия управленческих решений в системе инновационного развития предприятий сферы торговли // Экономика и предпринимательство. 2022. № 4 (141). С. 810-819.
20. Кузьмина Т.И., Мандрик Н.В. Электронная торговля как способ развития икт-технологий // Современные тенденции и перспективы управления социально-экономическими системами в цифровой среде. 2022. №7. С. 359-364. Кучер А.Т., Дронцев А.В. Торговля как фактор социально-экономического развития региона // Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы. 2020. №7. С. 554-558.
21. Кучерук В.В. Использование цифровых технологий в розничной торговле // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности. 2022. №9. С. 365-367.
22. Магомедов А. М. Развитие интернет-торговли в условиях пандемии / А М. Магомедов // УЭПС. 2020. №3. С. 67.
23. Мажара Л.П. Влияние информационных технологий на сферу торговли // Экономика, прикладная информатика, гуманитарные науки: современные тренды и перспективы развития. 2021. №7. С. 214-218.
24. Организация деятельности торгового предприятия: оптовая торговля: учебное пособие / Н.Г. Пахомова. — Липецк: Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2021. — 89 с.
25. Пахомова Н.Г. Организация и технология розничной торговли: учебное пособие для СПО. — Саратов, 2022. – 247 с.
26. Речицкая И.Д., Фетисова Г.В. Оценка влияния пандемии коронавирусной инфекции на интернет-торговлю // Актуальные Вопросы Мировой Экономики. 2022. №2. С. 75-80.
27. Салихова Р.Р. Трансформация внутренней торговли в условиях глобализации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 3 (125). С. 22-28.
28. Сизякин В.С. Электронная торговля: общие характеристики и правовое регулирование в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5-4 (56). С. 170-172.
29. Смотрова Т.И., Наролина Т.С. Тенденции цифровизации в розничной торговле // ЭКОНОМИНФО Научно-практический журнал. 2020. №1. С. 55-60.
30. Трофимова В. В. Развитие интернет-торговли в России и мире / В. В. Трофимова // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. №2(10). С. 89.
31. Турсунова Э. Современное состояние развития розничной торговли в РФ // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. 2022. №7. С. 524-526.
32. Худякова Т.А., Шмидт С.А. Анализ влияния информационных технологий на развитие интернет-торговли // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. № 2. С. 132-140.
33. Шумилина А. А. Российский рынок интернет-торговли: реалии и перспективы // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. 2022. №4. С. 125-127.
34. Юрасов А.В. Электронная коммерция / А.В. Юрасов. — М.: Дело, 2019. — 480 c.
35. Торговля : официальный сайт Минпромторга России. — URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/ industry/otrasli/trade (дата обращения: 25.08.2022)
36. Информационные технологии в торговле // Управление предприятием URL: https://upr.ru/article/informacionnye-tehnologii-v-torgovle/ (дата обращения: 29.08.2022).
37. Электронная торговля 2020–2024, прогноз Data Insight. [Электронный ресурс]: https://www.datainsight.ru/ru/DI_eCommerce2020_2024
38. Официальный сайт Росстата. — URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.08.2022)
39. Струков, Д. Мониторинг экспансии ритейла за 3 года. Куда идет офлайн-розница? — URL: https:// www.retail.ru/articles/monitoring-ekspansii-riteyla-za-3-goda-kuda-idet-oflayn-roznitsa/ (дата обращения: 25.08.2022)
40. Трансформация торговых услуг в цифровой экономике // научная электронная библиотека elibrary.ru — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39388196 (дата обращения: 29.08.2022)
