III Обоснование экономической эффективности проекта
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности
В рамках проведения оценки экономического эффекта внедрения системы предполагается проведение сопоставления затрат, связанных с вложениями в создание системы автоматизации учета обращений пользователей (трудовых, материальных, затрат на приобретение оборудования и лицензий на ПО).
Для проведения анализа экономической эффективности внедрения разработанной системы определим перечень процессов, которые автоматизированы посредством внедрения информационной системы управления взаимоотношениями с клиентами. В качестве методики оценки экономического эффекта выбрана методика сравнения внедряемой технологии с используемой в настоящее время. В соответствии с данной методикой производится расчет сокращения трудозатрат на выполнение технологических операций ( ) с учетом периодичности их выполнения в течение года [24].

Полученное значение экономического эффекта в денежном выражении сравнивается с величиной вложений в создание проекта, включающих оплату труда специалистов, участвующих в проекте создания системы учета обращений пользователей. Также учитывается стоимость машинного времени, накладных расходов, оплата электроэнергии. Кроме того, в случае необходимости постоянных вложений, связанных с эксплуатацией системы (например, введения дополнительной ставки администратора базы данных), их сумма вычитается из величины постоянного экономического эффекта [23]:

3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта
В рамках оценки стоимости реализации проекта определены следующие категории затрат:
— оплата труда сотрудников, которые участвуют в реализации проекта;
— расходы на запасные части и комплектующие;
— расходы на оплату электроэнергии.
Расчет затрат, связанных с использование компьютерного оборудование, производится через расчёт доли времени разработки системы относительно срока амортизации, составляющего для данной категории оборудования 5 лет.

В таблице 26 приведен расчет сумм оплаты труда специалистов, привлеченных к реализации системы.
Таблица 26
Расчет сумм оплаты труда специалистов, привлеченных к реализации системы
| Должность | Величина оплаты труда специалиста за 1 час., руб. | Величина трудозатрат | Величина заработной платы, руб. |
| Программист | 400 | 205 | 81000 |
| Специалист по работе с обращениями пользователей | 350 | 80 | 28000 |
| Руководитель отдела | 230 | 80 | 18400 |
| Экономист | 200 | 5 | 1000 |
| Итого | 128400 |
Величина вложений, связанных с оплатой труда специалистов, составили 218,4 тыс. руб. С учетом отчислений страховых взносов, тариф которых составляет 30,2%, величина затрат принимает значение:
Затраты, связанные с оплатой тарифа электроэнергии, составляющего в 6 руб./кВт*ч с учетом 180 часов машинного времени, 0,7 кВт полезной мощности используемого оборудования, составят:
В рамках реализации системы в качестве накладных расходов использованы материалы, необходимые для печати сопроводительной документации, технических заданий, заявок на настройку ролей пользователей, подсистем. Для хранения эталонных копий программного обеспечения предполагается использование flash-накопителей. Также приобретается тонер-картридж для принтера и канцелярские принадлежности.
В таблице 27 приведен расчет затрат на приобретение материалов.
Таблица 27
Расчет сумм накладных расходов
| Статья расходов | Цена ед. | Количество | Итого |
| Расходные материалы | 500 | 2 | 1000 |
| Бумага для распечатки документации по проекту | 250 | 2 | 500 |
| Носители информации для записи программных файлов и документации (DVD) | 50 | 10 | 500 |
| Тонер-картридж для принтера | 3000 | 1 | 3000 |
| Итого | 5000 |
Общая сумма расходов на реализацию системы составит:
S = 167176 + 2000 + 756 + 5000 = 174932 руб.
Далее проведена оценка сокращения временных затрат в денежном выражении, достигаемого за счет внедрения системы в эксплуатацию (таблица 28).
Таблица 28
Оценку годового сокращения трудозатрат в денежном выражении
| Операция | Количество операций в год | Время выполнения без автоматизации, мин. | Время выполнения при внедрении ИС, мин. | Сокращение времени выполнения на 1 операцию, мин. | Общее сокращение времени выполнения, мин. | Величина экономии в денежном выражении, руб. (с учетом часовой ставки в 300 руб.) |
| Прием обращений пользователей | 2000 | 10 | 2 | 8 | 16000 | 80000 |
| Учет оборудования | 300 | 15 | 1 | 14 | 4200 | 21000 |
| Учет сотрудников | 5000 | 4 | 1 | 3 | 15000 | 75000 |
| Учет работ по заявкам | 5000 | 3 | 1 | 2 | 10000 | 50000 |
| Печать списка заявок | 50 | 20 | 1 | 19 | 380 | 1900 |
| Печать списка работ | 1000 | 10 | 1 | 9 | 9000 | 45000 |
| Сводная отчетность | 60 | 10 | 1 | 9 | 450 | 2250 |
| Итого | 275150 |
На рисунке 44 приведена диаграмма сокращения временных затрат на выполнение технологических операций, на рис.45 – диаграмма сокращения стоимостных затрат.
Рисунок 44 — Диаграмма сокращения временных затрат на выполнение технологических операций
Рисунок 45 — Диаграмма сокращения стоимостных затрат на выполнение технологических операций
Таким образом, оценка полученного эффекта составляет 275150 руб.
Срок окупаемости проекта составит:
Выводы по разделу
Окупаемость проекта связана с возможностями сокращения времени выполнения операций, связанных с учетом обращений пользователей, учетом отработки заявок, возможностями обработки информации в рамках полученных данных. Срок окупаемости проекта оценивается в 7,6 мес., что является приемлемым результатом в условиях исследуемой компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной работы успешно выполнена поставленная цель дипломного проекта: разработана информационная система учета обращений пользователей с учетом возможностей ИТ–инфраструктуры для АО «КИВИ».
В теоретической части работы проведен анализ деятельности компании, ее ИТ-инфраструктуры, организационной структуры. Далее проведён анализ предметной области – построена модель бизнес–процессов технологии работы с обращениями пользователей, определены задачи автоматизации. Также проведен анализ существующих решений в контексте их использования в рамках автоматизации исследуемой технологии АО «КИВИ». В рамках анализа функционала существующих решений было показано, что существующие системы автоматизации учета обращений пользователей не в полной мере соответствуют технологии работы специалистов компании. В качестве способа приобретения программного решения для автоматизации поставленных задач выбрана разработка системы силами специалистов компании.
В практической части работы проведено создание информационной системы: определен перечень сущностей, установлены связи между ними, спроектирована структура базы данных для технологии управления обращениями пользователей в ИТ-отдел. В качестве модели жизненного цикла выбрана спиральная модель, в качестве стратегии внедрения – опытная эксплуатация. Программная реализация системы проведена в среде «1С: Предприятие 8.3». Функционал системы включает возможности ввода обращений пользователей, выбор исполнителей, учет выполненных работ по обращениям пользователей. Разработанная система обеспечивает возможности ведения картотеки используемого ИТ-оборудования, учета рабочих мест специалистов. Формируемая отчетность позволяет получать список устройств, находящихся в ремонте, формировать статистику обработки обращений по специалистам, а также рассчитывать стоимость выполненных работ. Тестирование разработанной системы показало соответствие реализованного функционала поставленным задачам.
Разработан проект внедрения разработанной системы, включающий сроки реализации каждого из этапов, список задействованных специалистов. Определен перечень затрат, связанных с реализацией проекта автоматизации, связанных с приобретением материалов, амортизацией оборудования, оплатой труда специалистов.
Факторы экономического эффекта от внедрения системы связаны с возможностями получения возможностей анализа отработки обращений, сокращением временных затрат на выполнение технологических операций, связанных с учетом данных о пользователях, возможностей ведения документации в области защиты информации. Также увеличение скорости отработки заявок позволит минимизировать простои, вызванные перебоями в работе компонентов ИТ-инфраструктуры. Срок окупаемости проекта оценивается в 7,6 мес., что является приемлемым результатом в условиях исследуемой компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аврунев О. Е., Стасышин В. М. Бизнес-информатика. [Текст] учебное пособие: / О. Е. Аврунев, В. М. Стасышин. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – 121с.
- Ахметов И. В., Карабельская И. В., Губайдуллин И. М., Сафин Р. Р. Управление ИТ-сервисами. [Текст] учебное пособие. — Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. — 67 с.
- Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Автоматизация ИТ-сервисов на предприятиях. [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
- Баранчиков А. И. Управление ИТ-инфраструктурой организаций: учебник / А. И. Баранчиков. — Рязань: РГУ, 2019. — 219 с.
- Васильков, А.В. Информационные системы и их безопасность [Текст] : Учебное пособие / А.В. Васильков, А.А. Васильков, И.А. Васильков. — М.: Форум, 2018. — 528 c.
- Гантц И. С. Разработка конфигураций в среде «1С: Предприятие»: учебно-методическое пособие / И. С. Гантц. — Москва : МИРЭА — Российский технологический университет, 2020. — 63 с.
- Гордеев С. И. Организация баз данных в 2 ч.: учебник / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 310 с.
- Даева С. Г. Основы разработки корпоративных информационных систем на платформе 1С: Предприятие 8.3: учебно-методическое пособие / Даева С. Г. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. – 562с.
- Зимин, В.В. Управление жизненным циклом ИТ-сервисов в системах информатики и автоматизации (лучшие практики ITIL) [Текст] : учебное пособие / В. В. Зимин. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018. – 499 с.
- Илюшечкин В. М. Основы использования и проектирования баз данных : учебник / В. М. Илюшечкин. —Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 213 с.
- Казанцев С.Я. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / С. Я. Казанцев. — Москва: ЮНИТИ-Дана, 2020. — 351 с.
- Катеринина С. Ю. Корпоративные информационные системы. Работа на платформе «1С: Предприятие 8.3»: учебное пособие / С.Ю. Катеринина. — Волгоград : ВолгГТУ, 2018. – 145 с.
- Кетько Н. В., Копылов А. В., Скитер Н. Н. Программирование задач оперативного учета в системе «1C: Предприятие» : учебное пособие / Н.В. Кетько, А.В. Копылов, Н.Н. Скитер. — Волгоград : ВолгГТУ, 2019. – 81 с.
- Крупенина Н. В., Тындыкарь Л. Н. Базовые информационные процессы и технологии на транспорте. Основы конфигурирования в среде «1С: Предприятие»: учебное пособие : / Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь. — Санкт-Петербург: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2020. – 138с.
- Лаврищева Е. М. Программная инженерия и технологии программирования сложных систем: учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. 2-е изд., исп. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 432 с.
- Левенец А. В. Информационные процессы и системы. Основы теории : учебное пособие / А. В. Левенец. — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2018. — 127 с.
- Майорова Е.В. Информационные технологии в менеджменте: учебник и практикум / Е. В. Майорова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 368 с.
- Маркин А. В. Программирование на SQL: учебное пособие / А. В. Маркин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.
- Мелихова Н. В. Информационные технологии управления: учебное пособие. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2017. — 214 с.
- Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе. – Архангельск: ИД САФУ, 2017. – 223с.
- Нестеров С. А. Базы данных: учебник и практикум / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 230 с.
- Советов, Б. Я. Базы данных: учебник для вузов / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 420 с.
- Стасышин В. М. Базы данных: технологии доступа: учебное пособие для вузов / В. М. Стасышин, Т. Л. Стасышина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 164 с.
- Филимонова Е. В. Разработка и реализация конфигураций в системе 1С: Предприятие: учебник / Е. В. Филимонова. — Москва : Университет Синергия, 2020. – 206 с.
- Чистов Д.В. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для вузов / Д. В. Чистов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 258 с.
