Меню Услуги

Администрирование налоговой нагрузки (организаций) железнодорожного транспорта

Вид работы: Проект
Тема: Администрирование налоговой нагрузки (организаций) железнодорожного транспорта

Налоговая нагрузка: понятие, сущность, роль и значение показателя

Оценка налоговой нагрузки является одним из основных аспектов функционирования налоговой системы. Правильно построенная система налогообложения приводит к эффективному функционированию всей экономики[1].

Единство авторов в определении понятия «налоговая нагрузка» отсутствует, в силу несовершенства понятийного аппарата. С определением «налоговая нагрузка» достаточно часто применяются такие понятия, как «налоговое бремя», «тяжесть налогообложения», «налоговое давление», «налоговое изъятие», «налоговый пресс». В литературе для определения влияния налогов чаще всего используют понятия «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя».

Определению и расчету налоговой нагрузки как на микроуровне, так и на макроуровне посвящено множество работ современных экономистов. На макроэкономическом уровне налоговая нагрузка определяется отношением общей суммы налоговых доходов в бюджет к объему внутреннего валового продукта. Также на макроэкономическом уровне налоговая нагрузка трактуется как «совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов,

обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора» и определяется отношением суммы всех налогов и сборов, поступивших в бюджет страны, к валовому внутреннему продукту.

На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отображает долю совокупного дохода плательщика налога изымаемую в бюджетную систему. В тоже время, стоит отметить, что единого подхода к определению налоговой нагрузки на микроэкономическом уровне нет.

Следует подчеркнуть, что на законодательном уровне налоговая нагрузка упоминается в Письме ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183. Данное письмо содержит формулы расчета налоговой нагрузки к налоговым режимам и некоторым конкретным налогам. Также Приказом ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 отражаются показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям экономики.

Исходя из формул расчета, которые содержаться в обоих документах, следует предположить, что налоговой нагрузкой называется отношение суммы налогов и сборов к выручке от продажи продукции и товаров, а также поступлениям, связанным с выполнением работ и оказанием услуг[2].

Таким образом, если обобщить понятие «налоговая нагрузка» можно охарактеризовать его как обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджет на финансовое состояние организаций, и как требования по регулярным выплатам хозяйствующих субъектов в государственные фонды[3], которые рассматриваются как совокупность инструментов государства.

С таким подходом сложно не согласиться, потому что в процессе деятельности организации ощущают на себе влияние каждого из перечисленных направлений. Стоит отметить, что сила их влияния будет отличаться в зависимости от системы налогообложения, которую выбрала организация: традиционная система или специальные налоговые режимы, которые также дают выбор и возможности дня снижения налоговой нагрузки. Не случайно, что изучению налоговой нагрузки посвящено множество работ экономистов, так как оптимизация налоговой нагрузки играет важную роль в создании и улучшении налоговой системы государства. На рисунке 2 представлены основные направления применения показателя налоговой нагрузки.

Роль и значение показателя налоговой нагрузки заключается в следующем:

— когда вводятся новые налоги и изменяются старые путем уменьшения или увеличения налоговых ставок и налоговых льгот, государство должно определить, где находятся предельно допустимые уровни давления на народное хозяйство, за границами которых возможны негативные экономические

процессы. Также стоит отметить, что показатель налоговой нагрузки может использоваться для прогноза доходов бюджета;

— показатель налоговой нагрузки служит для изучения влияния налоговой системы на развитие социальной политики государства. Изучение справедливости налогообложения касательно живущих граждан государства, тяжести налогообложения между различными социальными группами, дает возможность государству более справедливо распределять тяготы налогообложения между разными социальными группами для стабилизации социально-экономической ситуации в стране;

— показатель налоговой нагрузки используется в качестве указателя на то, как поведут себя организации. В большей мере от налоговой нагрузки зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложении собственных финансовых ресурсов в развитие того или иного производства, в ту или иную отрасль экономики. От этого показателя также зависит финансовое положение каждой конкретной организации[1];

— с точки зрения организации показатель налоговой нагрузки служит для того чтобы понять, как к их деятельности и выплате налогов относится налоговая служба. Расчет показателя налоговой нагрузки поможет предостеречь от проведения проверки в организации;

— показатель налоговой нагрузки определяет налоговое бремя на следующий период, что может послужить основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем[2].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таким образом, можно сделать вывод, что исчисление налоговой нагрузки может осуществляться на двух уровнях: макроуровень и микроуровень.

Применяя те или иные, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

— принцип законности соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и являетсяосновополагающим, он позволяет дистанцировать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов;

— принцип оперативности подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса;

— принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей;

— принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования;

— принцип комплексности, который обозначает, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства;

— принцип профессионализма, который говорит о том, что к такой деятельности нужно привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности;

— принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования[3].

Таким образом, на основании вышеизложенного материала приходим к выводу, что налоговая нагрузка представляется одним из важнейших

оценочных критериев для государства и является неотъемлемой частью управления в финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия.

Под налоговой нагрузкой будем понимать совокупность показателей характеризующих влияние обязательных платежей налогового характера на финансовое положение хозяйствующего субъекта.

Литература

[1] Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник / Л.Н. Лыкова. — Москва: Юрайт, 2015. — 353 с.

[2] О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды [Электронный ресурс]: Письмо ФНС РФ от 23.03.2017 № 547 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа : http://www.consultant.ru/.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

[3] Журнал главбух [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: