Заявка на расчет
Меню Услуги

Активизация речевого общения детей раннего возраста средствами детского фольклора. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


1.2. Влияние фольклора на процесс активизации речевого общения у детей раннего возраста

Как известно, фольклор является одним из наиболее эффективных и яр-ких средств народной педагогики и обладает большими дидактическими воз-можностями. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к миру, играет неоценимую роль в нрав-ственном и речевом развитии.
Фольклор помогает педагогам воспитывать любовь к родному языку, уважение, восхищение его мелодией. Ведь русские песни, сказки, пословицы и поговорки наполнены мудростью поколений, они несут в себе красоту русского языка. Точные сравнения, метафоры, яркие образы — помогают лучше понимать язык, любить его.
Фольклор — это народное искусство, в котором «художественное отраже-ние действительности происходит в словесно-музыкально-хореографической форме коллективного народного творчества. Оно выражает мировоззрение тру-дящихся масс и неразрывно связано с их жизнью и бытом» [1, с. 61]. Понятие «детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно. Однако новизна тер-мина не связана с поздним происхождением этого типа фольклора. Детский фольклор представляет собой коллекцию образцов устного народного творче-ства, состоящий из классических и современных фольклорных форм, которые функционируют в детской среде или исполняются специально для детей [9]. Детский фольклор является многофункциональным, поэтому он сознательно передается от детей к взрослым или самопроизвольно ассимилируется у детей. По словам Т. Полковенко жанровое разделение детского фольклора классифи-цируется следующим образом:
— образцы устной народной литературы, созданные взрослыми для детей: колыбельные, детские стишки, басни, бесконечные сказки, скороговорки и тому подобное;
— произведения, которые перешли в детский фольклор из общего нацио-нального наследия: сказки, ритуальные песни (песнопения, шутки, колядки), загадки, пословицы, поговорки и т.п.);
— образцы фольклора, возникшие и функционирующие в детской среде: игровые песни, считалки, шутки, дразнилки, мирилки, кричалки и другой «сти-хотворный шум» [1, с. 226].
В истории педагогики фольклор высоко ценили такие педагоги как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и др. Из современных ис-следователей фольклор рекомендуют активно использовать в работе с детьми О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Л.П.Стрелкова, О.Л. Князева, М.Д Маханева, Т.С. Комарова, М.Ю. Новицкая, Ю.Г. Илларионова и др [39, c.143]. В их работах утверждается, что фольклор влияет на детей своими композиционными, струк-турными, языковыми, выразительными звуковыми средствами, своей мелодич-ностью, ритмом, рифмами, простотой и т.п.
Детский фольклор – эффективное педагогическое средство, которое мож-но использовать как в организованных образовательных мероприятиях, так и в совместных партнерских мероприятиях детей раннего возраста.
Е.А. Флерина подчеркнула важность художественной литературы как произведений искусства, обоснованных требованием бережного отношения к тексту, использованием различных методов и приемов при его передаче детям.
А.П. Усова в своей работе «Русское народное творчество в детском саду» (1972) описывала использование народного творчества, в том числе словесного в воспитании дошкольников.
Детский фольклор развивается с прямой связью с народной педагогикой, а забота об умственном, нравственном и физическом воспитании подрастающе-го поколения в течение длительного времени был присущ народу.
Собирание детского фольклора начался сравнительно поздно. В первой половине XIX века было записано и опубликовано лишь несколько текстов ко-лыбельных песен и наиболее распространенные потешки. «Право гражданства» детские песни и прибаутки, получили после создания «Родного слова» К.Д. Ушинского, куда знаменитый педагог включил детский фольклор. 1868 г. вы-шли «Детские песни» П.А. Бессонова.
Великий ценитель детского фольклора был В.И. Даль. «Пословицах и по-говорках русского нарда» (Москва, 1861-1862 г.) он предоставил несколько страниц скороговоркам, считалкам, приговоркам.
Первое действительно большое издание детского фольклора было сделано П.В. Шейн в 1859 году.
Обширное изучение детского фольклора началось после революции. И связано прежде всего, с именами Г.С. Виноградова, О.И. Капицы, К.И. Чуков-ский [48, c.76].
Важна книга М.И. Мельникова «Русский детский фольклор Сибири», диссертация М.Ю. Новицкая «Русский детский неигровой фольклор» (поэтиче-ские жанры) 1985г.
Ребенок изучает родной язык, прежде всего, подражая живому разговор-ному языку окружающих. Сокровища богатейшего русского языка раскрыты в блестящих произведениях устного фольклора.
Прекрасные примеры этого — пословицы, загадки, сказки. Он не только говорит, слышит, но и повторяет и усваивает их. Они включены в его язык в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетены по своему воздействию на ребенка.
«Взрослым надо специально заботься о том, чтобы в живом слове, кото-рое слышат дети, повседневно звучали эти драгоценные зерна. Только при этих условиях язык будет живым и ярким» — А.П. Усова [51, c.98].
Первые художественные произведения, которые ребенок слышит, — это народные песни, басни, сказки. Громкость, ритмичность, пение, заниматель-ность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание их повто-рять, заучивать, что в свою очередь способствует формированию разговорной речи, влияет на развитие словарного запаса творчества.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» направлена на ши-рокое использование произведений народного творчества для развития самосто-ятельного речевого общения детей, его эмоциональная выразительность, обо-гащение словарного запаса, а также воспитание дружелюбия, заботливого от-ношения детей друг к другу.
Чтение, слушание, разыгрывание фольклорных произведений, говорение на них вместе с взрослым обогащают словарный запас, развивают артикуляци-онный аппарат и формируют способность распознавать и воспроизводить то, что слышат. Малые народные жанры используются педагогами в процессе ра-боты с художественной литературой и в повседневной жизни.
Колыбельная — первая поэтическая и музыкальная работа, которую ребе-нок встречает впервые в своей жизни; он слышит это из уст близкого человека — своей матери. Под влиянием колыбельных, которые исследователи называют «материнскими», ребенок воспитывается на любви к природе, Родине и уваже-нии к старшим. С раннего детства малыш впитывает звуки родного языка. Фо-нетические, лексические и морфологические особенности песни запоминаются в песне, позже они помогают человеку передать тончайшие нюансы чувств и мыслей. Колыбельные песни — это первые уроки духовности, нравственности, честности, вежливости (хорошо, плохо, возможно, невозможно), уважительного отношения к труду.
Можно провести среди родителей конкурс на лучшее исполнение колы-бельной или вечер «Волшебных колыбельных», в котором поют все: родители, бабушки и дети. Кроме того, такие конкурсы целесообразны среди воспитате-лей дошкольных учреждений. Тогда, возможно, колыбельные прозвучат в спальнях дошкольных учреждений или в исполнении воспитателей, потом на записи и конечно же дома.
Дети всех возрастов должны запоминать и проигрывать колыбельные тексты в индивидуальных групповых занятиях.
В дошкольных учреждениях целесообразно использовать не только народные колыбельные, но и созданные поэтами и композиторами. Привлекает детей, активизирует их речь в сочетании с элементами традиционных колы-бельных произведений новейших стихий, персонажей (например, сказочных персонажей из детских мультфильмов), предметов из жизни современного ре-бенка, композицией песен [8].
Основная функция колыбельных — влиять на состояние и настроение ре-бенка во время засыпания. «Повторное покачивание с повторением одной и той же музыкальной фразы — пение в одном ритме», — отмечает Г.В. Довженок, «по-ложительно влияет на психику ребенка и быстро укачивает его. В то же время эти песни также являются неосознанным началом проникновения детей в мир искусства, являются важным образовательным элементом», в колыбельной песне органично сочетаются когнитивный (образовательный) и эстетический (художественный) аспекты на «… самой доступной волне для ребенка — эмоци-ональной. Постепенно, по капле, они впитываются и запоминаются через пес-ню … фонетические, лексические и морфологические особенности поэтического языка, а затем весь спектр образов, специфические средства художественной персонификации различных оттенков чувств и мыслей, в конечном итоге при-ведет к осознанию национальной идентичности искусства». [25, с. 17-18] Колыбельные, развлечения и потешки являются одними из самых полез-ных народных поэтических наследий, которые народная педагогика использует для обучения своих самых маленьких граждан. Высокое искусство этих не-больших жанров фольклора не может не оставить след в душе ребенка и иногда становится основой для дальнейших эстетических предпочтений человека. Эта жанровая ветвь фольклора составлена и исполняется взрослыми, это работа взрослых для детей, которые только начинают изучать язык. Поэтому неудиви-тельно, что этот жанр издавна интересовал как аматоров, так и фольклористов.
Потешки сопровождают первые движения ребенка. Это элементарные словесно-спортивные игры детей с пальцами, ручками, ногами, игрушками, различными предметами, целью которых является развитие мелких мышц ре-бенка, ознакомление с трудовыми процессами, бытом людей. Потешки и заба-вы — это своего рода эмоциональное общение между взрослым и ребенком. Возраст, в котором применяются эти жанры фольклора, важен и действенен в развитии речевого общения детей. В группах детей раннего возраста распро-страненной формой работы является игровые забавы (индивидуально или с двумя, тремя детьми), которые сопровождаются визуализацией и активной дея-тельностью детей.
На начальном этапе работы с потешками дети должны сформировать же-лание вступать в контакт с взрослыми, вызывать положительные эмоции и раз-вивать импрессивную речь и звукоподражания. Они используют истории, поют весело, разыгрывая их содержание. Детей привлекают к выполнению действий движениями рук и пальцев. Сначала действия являются пассивными (с помо-щью взрослого), затем пассивно активными (под наблюдением учителя) и ак-тивными (независимыми). В дальнейшей работе с потешками необходимо по-полнить словарный запас, развить у детей активную речь, улучшить мелкую моторику рук. Детей привлекают к инсценировке и драматизации, заучиванию, прослушиванию забав в записях.
Отдельная группа забав состоит из работ, которые используются взрос-лыми во время покачивания, подбрасывания ребенка на колене или на ноге. Иногда само содержание забав воспроизводит движение, например,: «Едет, едет барин, барин, на коньке сам, сам».
Потешки — это короткие песни, которыми взрослые развлекают детей в важные моменты повседневной жизни: когда ребенок просыпается утром, когда его моют, расчесывают и кормят. Они поощряют ребенка к действию, подбад-риванию, создают хорошее настроение [2]. Эльконин в одной из своих работ отметил, что рифма и ритм в раннем возрасте является основой для запомина-ния различных слов и фраз, стихов. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом общения ребенка является не их значение, а звуковая компози-ция и ритмическая структура. Целесообразно проводить такое повторение, ис-пользуя небольшие фольклорные жанры [1].
Заклички — это короткие поэтические произведения, в которых звучат призывы к природным явлениям, элементам, объектам, чтобы повлиять на по-году, окружающую среду или самого человека. Большинство закличек связано с культовыми изображениями сельскохозяйственного цикла: с дождем (чтобы шел или прекратился), к облакам, чтобы разошлись и т.д. Отдельную группу составляют заклички с призывами к насекомым, птицам, животным. Такие прибаутки также используются для закличек, которые также используются, чтобы «помочь» в некоторых действиях или вызвать природные явления, то есть они также являются своеобразными заговорами. Тем не менее, высказыва-ние не указывает на действие или объект, на который оно направлено, а только ссылается на них с отдельными художественными образами или звуковыми ас-социациями.
Заклички и прибаутки включают, помимо словесного ряда, определенные движения, являются элементом их игрового дизайна. Эти движения резониру-ют в двигательной активности детей. К ним относятся прыжки на одной или двух ногах, наклон головы, бросание камней, кружение, движение с предметами — палками, камнями, травой, веревками.
Бесценным духовным сокровищем являются загадки, с помощью которых ребенок познает мир, его объекты и явления. Для маленьких детей загадки должны быть лаконичными, с яркими характеристиками, конкретными образа-ми, поскольку у них еще мало жизненного опыта.
Формированию вербального общения детей способствуют небольшие фольклорные формы, а именно: малый размер, подбор персонажей, динамизм, сочетание звуков родного языка, слов, интонации и движений, многократное повторение всего произведения или его отдельных частей (кумулятивность), диалогичность, присущие им импровизационные возможности, эмоциональ-ность, оптимистичный характер. Формы использования забав, закличек, при-бауток, мирилок, песен разнообразны. Это зависит от возраста и речевого раз-вития детей.
Чтобы фольклор стал неотъемлемой частью вербального общения детей раннего возраста, необходимо создать соответствующую среду развития. Жела-тельно использовать элементы русского фольклора в интерьере группы. В сво-ей работе с детьми они используют книжки с игрушками, книжки с картинками и фигурки персонажей из известных утешек, сказок, различных видов театров, музыкальных инструментов и т.п.
Виноградов Г.С. писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи их воспитания и обучения. Их совокупность и взаимосвязь и дают то, что следует назвать народной педагогикой» [17].
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства малышей, формирует отношение к миру и играет неоценимую роль во всестороннем раз-витии. Интерес представляет исследование Павловой Л.Н., кандидата психоло-гических наук, ведущего научного сотрудника в центре «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожец, который в частности показывает роль и место фолькло-ра в современной педагогике раннего возраста. Автор отмечает, что фольклор является эффективным методом гуманизации образования с первых лет жизни ребенка, поскольку он содержит много уровней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей [6].
Великий знаток русского языка В.И.Даль неоднократно обращался к дет-скому фольклору при составлении знаменитого «Толкового словаря живого ве-ликорусского языка» (1863 — 1866). И первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), составленные П. А. Бессоно-вым. Интерес к народной культуре, возникший вначале XIX в. и не угасший на протяжении всей своей истории, способствовал появлению многочисленных публикаций фольклорных произведений, в том числе детских [22].
Русская народная сказка также содержит богатое содержание в отношении богатства художественной речи с помощью лингвистических средств выраже-ния (сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и др.). Например, красна девица; ясный сокол; конь — волчья сыть, травяной мешок, встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которое дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и разви-тию творчества самих дошкольников.
Слушая мелодичность, образность национального языка, ребенок не только овладевает речью, но и соединяет красоту и оригинальность слова — как русского, так и украинского.
Детские стихи очень важны для воспитания дружелюбия, доброты и со-чувствия у детей. Если один из детей плачет в группе, то остальные стараются успокоить, говоря: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Практика показывает, что для полноценного развития детей раннего воз-раста особое значение имеют игры и развлечения с использованием фольклора. Педагоги пытаются представить детские стишки, хорошо известные детям в иг-рах, чтобы они могли проявить речевую активность. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька… »
Интересны детские произведения народного творчества, в которых есть звуки звукоподражания животных и которые очень точно описывают их при-вычки. В таких детских стихах дети ловят доброе, гуманное отношение ко все-му живому:
Петушок, петушок, /Золотой гребешок,
Что так рано встаешь, /Деткам спать не даешь.
Наши уточки с утра:/Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:/Га-га! Га-га! Га-га!,
Наши курочки в окно: /Ко-ко, ко-ко, ко-ко…
На дубочке, на дубочке/Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые, /У них перья золотые.
Задача воспитателя ранней возрастной группы — заинтересовать детей фольклором, научить понимать их содержание и повторять слова, фразы, тек-сты для взрослых. Очень важно, как можно наглядно показать детям фольклор с картинками, игрушками, движениями, пением и т.д. [3].
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить ребенка, подбодрить, просто поговорить. Процессы в жизни маленького ребенка, такие как одевание, купание, сон, тре-буют словесного сопровождения. И здесь русское народное искусство незаме-нимо. Это помогает создать позитивное эмоциональное настроение.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознатель-ных слов у ребенка, часто обращать его внимание на предметы, животных, лю-дей. Детский фольклор поможет увеличить словарный запас. Его звучность, ритм, мелодия и развлечения привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Фольклорный материал ориентирует ребенка на успехи в учебе и здоро-вый образ жизни. Однако очевидно, что воспитательный эффект фольклора, ис-пользуемого в образовательном процессе, достигается за счет специального от-бора фольклорного материала, его систематизации и представления детям через различные образы, сочетания слухового и зрительного восприятия знаний в детской воспитательно-игровой деятельности и в детском саду.
Вовлечение ребенка в народную культуру начинается с детства, когда за-кладываются основные понятия и формы поведения. Культурное наследие пе-редается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольк-лор является уникальным средством передачи народной мудрости в воспитании детей на ранней стадии их развития.

1.3. Педагогические условия, необходимые для использования фольклора с целью активизации речевого общения детей в раннем воз-расте

Овладение речью, по мнению О. С. Ушаковой, – это одна из главных задач развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: ре-чевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуаль-ных особенностей, познавательной активности ребенка. Данные условия необ-ходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого общения.
Развитие речи ребенка зависит от многих причин, но первоочередную роль играет социальная среда, обеспечивающая ребенку речевое общение. В со-циальную среду дошкольника входят в первую очередь взрослые и сверстники. Для правильного развития связной речи детей, а, следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями, раз-вивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством ре-чи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способ-ности к обучению [49]. В теории и практике педагогики выделяются такие раз-новидности педагогических условий:
 организационно- педагогические;
 психолого-педагогические;
 дидактические.
Первую группу выделенных условий составляют организационно-педагогические условия. Данный вид педагогических условий рассматривается учеными:
 как совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успеш-ное решение поставленных задач (Е. И. Козырева) [20];
 совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного пе-дагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности (В. А. Беликов) [4].
Второй разновидностью педагогических условий являются психологопе-дагогические условия (Н. В. Журавская, А. В. Круглий, А. В. Лысенко, А.О. Малыхини др.). Психолого-педагогические условия рассматриваются специали-стами как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педаго-гические меры воздействия, развитие личности субъектов или объектов педаго-гического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее за собой повыше-ние эффективности образовательного процесса.
Анализ исследований, затрагивающих вопросы реализации психологопе-дагогических условий, показал, что данный вид педагогических условий обла-дает следующими характерными признаками:
1) психолого-педагогические условия также рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной материально пространствен-ной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;
2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена в первую очередь на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;
3) основной функцией психолого-педагогических условий является орга-низация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы; 21
4) совокупность психолого-педагогических условий выбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогическо-го процесса [51].
В исследованиях по проблемам современной педагогики отдельно рас-сматриваются дидактические условия, которые определяются как «наличие та-ких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом ото-браны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы), ор-ганизационные формы обучения с учетом принципов оптимизации» [38]; ди-дактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, кон-струирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения достижению дидактических целей.
Создание системы педагогических условий для полноценного развития речевого общения детей, обеспечивающих эффективность образовательной ра-боты, предусматривает:
 создание развивающей предметно-пространственной среды для речевого общения;
 целенаправленное использование технологий, способствующих инте-грации речевого общения;
 повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации речевого общения детей;
 организацию образовательного взаимодействия с родителями по вопро-сам развития речевого общения детей.
В раннем возрасте взрослые играют особую роль в развитии ребенка. Именно взрослый побуждает ребенка говорить, осмысленно выполнять дей-ствия. Уже давно в России с младенчества в воспитании и формировании лич-ности ребенка большую роль играли произведения детского фольклора. Эти работы доступны даже самым маленьким детям. Ребенок постепенно привыка-ет к родному языку. Сначала он с удовольствием слушает колыбельную, кото-рую поет его мать; наслаждается своей любимой песней все еще не понимая значения слов, ребенок внимательно следит за интонацией, с которой они про-износятся. Ему особенно нравится особый ритм, сама музыка слов. Пройдет некоторое время, и ребенок будет повторять знакомые звуки, и через два-три года он сможет сам рассказать несколько четверостиший.
Это очень важное событие. Во-первых, фольклор помогает развиваться детям эмоционально, интеллектуально, морально, эстетически, а во-вторых, он воспитывают любовь к своей родине и родному языку. Это направление в ос-новном расширяет опыт начальной ориентации детей в окружающем мире и способствует познавательной активности, свойственной маленьким детям. Они учат, развивают ребенка без усталости, забавляют его.
Современные родители уделяют фольклору мало времени или вообще не уделяют ему времени, считая этот жанр пережитком прошлого. Но для того, чтобы ребенок мог гармонично взаимодействовать с окружающим его миром, необходимо вызывать в нем эмоции, влиять на его чувства, а также продолжать их развивать. С помощью произведений детского русского фольклора ребенок успешно осваивает свой родной язык, традиции, обычаи, общается друг с дру-гом, взаимодействует с обществом, развивает познавательный интерес. Фольк-лорные произведения помогают вовлечь каждого ребенка в познавательную и творческую деятельность, развивают его любознательность, индивидуальные способности, а также его внутренний и духовный мир. Инновационная дея-тельность заключается в доступности материала для восприятия детей, добро-вольности усвоения новой информации в игре, познавательной деятельности и способствует возникновению самостоятельной игровой, двигательной и речевой деятельности. Богатство словарного потенциала русского фольклора состоит из песен, детских стихов, анекдотов, скороговорок, счетчиков, загадок, сказок, по-словиц, поговорок. Это дает стимул для когнитивного и речевого развития.
При работе с маленькими детьми важно организовать режимные момен-ты, вытекающие из объективных предпосылок этого возраста. Детские стихи, колыбельные, созданные русским народом и впитавшие всю его мудрость, доб-роту, любовь, могут помочь воспитателю во всем этом. Их цель разнообразна. Поэтому каждый педагог может применять такие моменты в течение дня в лю-бом режиме. Использование фольклорных произведений в работе создает пред-посылки для интенсивного развития понимания речи и расширения практиче-ского опыта. И что особенно важно, небольшие фольклорные жанры помогают не только воспитателю в работе, но и его детям. Дети самостоятельно исполь-зуют эти произведения по ходу игры (игра с куклой, игра в углу стола, игры пальцами, игра в парикмахерской).
Для успешной работы с детьми в этом направлении необходимо органи-зовать работу с небольшой подгруппой дошкольников, использовать яркий, красочный демонстрационный материал, который должен быть представлен эмоционально, интонационно, выразительно, с позитивным, радостным настро-ением. Используйте фоновую музыку. Произведения детского русского фоль-клора являются прекрасным материалом, отобранным народной педагогикой для развития речи. Они забавны, лаконичны, развивают у ребенка словесный слух: способность слушать, различать звуки, похожие по звуку, улавливать по-вышение и понижение голоса, его громкость, ритм и плавность речи, ее инто-нацию, выразительность.
В раннем возрасте интересные эмоциональные детские стишки и забавы, которые помогают детям улучшить свои речевые навыки. С введением ФГОС ДО родителей становятся непосредственными участниками образовательного процесса, поэтому, организовав работу с родителями, необходимо сделать так, чтобы они стали союзниками и активными участниками этого процесса в более короткие сроки. Доброжелательные отношения развиваются между детьми и педагогом, и создается психоэмоциональный климат. Дети с большим удоволь-ствием участвуют в игре, тем самым обогащая их эмоциональное настроение. Таким образом, у детей обогащается словарный запас. В самостоятельных за-нятиях и в играх дети используют произведения русского фольклора, а также игры на пальцах. Они соотносят действия с содержанием потешки, понимают значение слов и правильно произносят их, расширяют представления об окру-жающем нас мире. Использование произведений детского фольклора в работе с детьми раннего возраста, как показывают практические и диагностические ре-зультаты, повышает уровень развития творческого мышления, всесторонне раз-вивает ребенка как личность, расширяет его кругозор, а также способствует раз-витию и активизации речи.
Сказка очень популярна среди детей. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные матерью или бабушкой, он испытывает определенные чувства и переживания. Сказка вводит ребенка в не-которые воображаемые обстоятельства и заставляет испытывать в играх такие чувства, которые влияют на всю последующую жизнь. С самого начала сказки ребенок занимает позицию положительного героя и вместе с ним решает зада-чи. Все это возбуждает творческую активность дошкольника, заставляет делать выводы, как отмечает Д.М. Арановская-Дубовис [39, c.76], недоступны ему при других обстоятельствах. В связи с тем, что ребенок попадает в описанные об-стоятельства, мысленно принимает участие в действиях героев, испытывает их радости и горести, у него развивается чувство меры, чувство той грани, которую воображение в искусстве не должно пересекать и в то же время реалистичные критерии эстетических оценок [2, с. 49].
Далее, основной и ведущей деятельностью дошкольника является игра. Благоприятные условия для широкого распространения практики и развития детских игр создаются в театральных постановках по мотивам сказок. В теат-ральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание сказки, логику и последовательность собы-тий, их развитие и причинность. Театральная игра оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: она стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса и улучшает артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство своего родного языка, его выразительные средства. Используя выра-зительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их дей-ствиям, она старается говорить четко, чтобы все его поняли. Театральные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, осанка, интонация, голосовая модуляция). Но мы знаем, что знакомство с театром про-исходит в атмосфере волшебства, веселья, хорошего настроения, поэтому детей легко заинтересовать в театре. Например, пальчиковый театр способствует раз-витию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повы-шает работоспособность и тонизирует кору головного мозга. Смысл этого те-атра в том, чтобы побудить ребенка надеть фигурки на пальцы и попытаться рассказать сказки (разные, но всегда в оригинальном тексте). Подражание пер-сонажам движениями рук, играми пальцами стимулируют, ускоряют процесс речи и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев влияют на формирование «речевых» зон и положительно влияют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму и разви-вает мышление.
В работу с маленькими детьми необходимо включить такой вид народно-го творчества, как колыбельная. Колыбельная, по словам людей, компаньон детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества не только русских, но и всех наро-дов мира. В нем особым образом выразительным образом дух эпохи преломля-ется через духовный мир создателя и исполнителя колыбельной. Колыбельные, благодаря содержанию и жанровым особенностям (простые рифмы, звуковые комбинации, песнопения, спокойные интонации, плавное повествование, ис-пользование техники редукции), способствуют формированию способности ви-деть и понимать красоту родного языка. Наряду с другими жанрами словесного творчества людей они содержат мощную силу, которая позволяет им развивать речь детей. Они обогащают словарный запас детей благодаря тому, что содер-жат широкий спектр информации об окружающем нас мире, особенно о тех жи-вых существах и объектах, которые близки опыту людей и привлекают своей внешностью, таких как Заинька. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует развитию грамматической структуры речи. При обучении детей формированию родственных слов вы можете использовать эти песни, так как они создают образы, знакомые детям, например, образ собачки. Колыбельная, как форма народной поэзии, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная органи-зация (пение гласных звуков с 43 голосами, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукоподражания. Колыбельные позволяют запоминать слова и формы слов, фраз, изучать лексическую сторону речи. Несмотря на не-большой объем, колыбельная наполняется неиссякаемым источником образова-тельных и образовательных возможностей. Исходя из вышеизложенного, ко-лыбельные должны широко использоваться не только в семейном воспитании, но и в педагогическом процессе детского сада.
Не менее важную роль в воспитательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песни, песталы, детские стишки, шутки, которые развлекают ребенка, создают веселое, радостное настроение, то есть вызывают чувство психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Ценность фольклора, особенно для маленьких детей, определяется, как отмечает Л.Н. Павлова [25], их высокая интонационная выра-зительность. Поскольку именно интонация выражает смысл высказывания и имеет первостепенное значение в формировании мышления. Активирующее воздействие на ребенка оказывает наличие повторяющихся звуковых комбина-ций и слов, например, «чики-чики, чикалочки» или «ладушки-ладушки», про-стая рифма, восклицания и эмоциональное обращение. Народные песни, дет-ские стишки, шутки — отличный речевой материал, который можно использо-вать на уроках для развития речи. Так, при формировании грамматической структуры речи, обучающей формированию родственных слов, можно исполь-зовать детские стишки. Например: Заинка, войти в сад, Серенький, войти в сад. Зайчик, зайка, войди в сад, Серый, серый, войди в сад! С их помощью можно развить фонематическое ухо, поскольку звуковые комбинации повторяются не-сколько раз в разном темпе, с разными интонациями и исполняются по мотивам народных мелодий.
Музыкальный аккомпанемент воздействует на развитие таких способно-стей, как музыкальность, выразительность, ритмичность, способствует разви-тию двигательного, речевого, слухового, зрительного типов памяти. Это, в свою очередь, воздействует на интонационную окрашенность речи. А слова песен, сказок позволяют развивать функции слушания и запоминания выразительной речи. Весь комплекс упражнений по развитию речевого общения можно услов-но разделить на два компонента: первый – это произношение, включающее в себя произношение звуков, проговаривание речитативов и пропевание песен. Второй – фонематическое восприятие. Это дидактические задания, связанные с вычленением звуков, и прослушивание правильной речи. При этом речевые за-дания, выполняемые в согласовании с движением и музыкой, позволяют соеди-нить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Таким образом, на занятиях сюжетно-ролевой логоритмической гимнастикой происходит дифференцировка ритмов и сознательное подчинение им своих движений, что способствует улучшению качества речевого общения [34].
Особое значение для лучшего понимания содержания небольших фольк-лорных произведений имеет такая эмоциональная техника, как обращение к ре-бенку по имени. Это позволяет ребенку стать как бы соучастником действия и благодаря этому прийти к пониманию фольклорной работы. В то же время эта методика демонстрирует внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, при-знание уникальности и уникальности его личности, его высшую ценность, ко-торая, по словам известного педагога-гуманиста Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра [17, с. 311]. Использование в народных по-тешках, прибаутках, пестушках уменьшительно-ласкательных суффиксов (-еньк-, -ечк-, -очк-, -иньк- и т.д.) благотворно влияет на формирование эстетиче-ского восприятия окружающего мира детьми. Нежный тон, который создается с их помощью, находит отклик в сердце ребенка. Эти работы содержат огромный потенциал в развитии детского воображения, потому что они представляют со-бой фиксированные формы общения, в том числе создание мнимых ситуаций. Произведения устного фольклора способствуют формированию образности ре-чи дошкольников и словесному творчеству детей. Таким образом, влияние народных песенок, потешек, прибауток на формирование личности ребенка неоспоримо. Понимая, что улучшение речевого общения невозможно без рас-ширения словарного запаса ребенка, необходимо уделять большое внимание его закреплению и активизации.
Для того, чтобы новые, довольно сложные слова прочно вошли в словар-ный запас детей, вам необходимо использовать различные методологические и игровые приемы. «Доскажи словечко» То куколка, Акулька, у нее кроватка — … (люлька). В печку слазить очень рад, а зовут его… (ухват). «Словесное лото». Предлагаются карточки с картинками (бабушка, прялка, люлька, коромысло, младенец и др.).
Для артикуляции и гимнастики пальцев можно взять народные игры «Со-рока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей бабушки десять внучат» и другие, что способствует развитию двигатель-ные навыков и развитие навыков произнесения текста вместе с выполняемыми действиями. Учитывая, что звуковая культура речи — это не только правильное произношение, но и способность контролировать темп, громкость, дыхание, лучше обратиться к такого рода фольклору, как заклички, колыбельные, скоро-говорки. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — кричать.
Педагоги используют следующий прием: «Скажи так, чтобы солнышко тебя услышало!» Солнышко, появись! Красное, нарядись! Чтобы год от года была у нас погода!
Противоположным свойством являются лепестки. Я хочу произносить их петь, ласково, поэтому содержание лепестков побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Ты, собаченька, не лай,
Моего Ваню не пугай,
Лучше тише посиди,
Моего сына не буди.
Педагогическая и логопедическая наука давно считает скороговорки ин-струментом для улучшения произношения, изменения темпа речи и развития артикуляционного аппарата. Даже в старину люди понимали всю их педагоги-ческую ценность и привыкли прививать детям чувство ритма, преодолевать языковые языки, поэтому этот фольклорный жанр нужно использовать в работе с детьми.
Ценность фольклора также велика в формировании слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения у детей, поскольку звуко-вая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторений, гармоний. Чтобы сформировать связную речь ребенка, вам нужно научить его использовать различные звуковые средства, такие как интонация, логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и многое другое. Основой связ-ной речи, в которую входят различные языковые средства, является диалог.
Диалог характеризуется неполными предложениями, восклицанием, во-просом, междометием и яркими интонационными выражениями лица. Все это можно найти в фольклорных диалогических текстах. Например, звучание и воспроизведение всего лишь одного диалогического народного текста «Куроч-ка-рябушечка» поможет детям освоить вопросительную интонацию. Чтобы по-лучить четкий и простой ответ от ребенка, необходимо правильно сформулиро-вать вопросы. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать его в тексте. Когда дети научатся интонационной выразительности в коротких, неполных предложениях, они смогут выразить это в общих и слож-ных предложениях. Восклицательная интонация более эффективна для практи-ки на закличках, так как они имеют восклицательную интонацию.
Использование игр с приговорами (русские народные словесные игры) также окажет большое влияние на воспитание яркой интонационной вырази-тельности и эмоциональности детской речи. Они особенно характеризуются интонационно-имитирующими компонентами, которые зависят от личных спо-собностей игроков, от духа игры. Видимо поэтому дети их любят.
Игра «Девица-девица».
Участники: девица-водящий и группа детей.
Дети: Девица-девица, сходи по водицу!
Девица: Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!
Дети: Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясет-ся!
Девица: Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)
Чем чаще вы играете в эти игры со своими детьми, тем сильнее будут проявления эмоций и мимики. Сначала текст просто произносят дети, но позже в их речи появляется тень издевательства и интонационной выразительности. Например, девушка изображена капризным тоном, подражая учителю. Есть много других игр, которые окажут учителю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности детской речи.
Например: «Кисонька-мурысенька», «Кривой петух», «Трух-трух», «Я — хитрая лисица». Положительное влияние включения театральной деятельности в работу с детьми уже отмечалось. Различные типы красочных театров в соче-тании с короткими, но словесно красочными фольклорными текстами побуж-дают детей демонстрировать все свои речевые знания и эмоциональные каче-ства. Особую ценность в этом отношении имеют детские стишки, басни, корот-кие сказки, персонажами которых являются животные и дети.
Можно проводить с детьми народные праздники: Осенние посиделки, Масленицу, Зимние святки. Нужно также приглашать участвовать в праздне-ствах и родителей, поскольку ФГОС указывает нам на то, что семья становится равноценным субъектом образовательного процесса, педагогический коллектив должен обеспечить социальное партнерство образовательного учреждения с ро-дителями для обеспечения должного качества дошкольного образования. При разработке сценария праздника особое внимание нужно уделить подбору сло-весно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведе-ний обрядово-календарного фольклора.
Произведения должны соответствовать содержанию праздника, быть ин-тересными и доступными детям. Насыщение национального праздника неожи-данными моментами, творческими импровизациями стимулирует познаватель-ный интерес детей, укрепляет их впечатления и переживания, обеспечивает де-тям естественное знакомство с национальными традициями. Несмотря на то, что многие исследователи указывают на большую роль фольклора в развитии дошкольной речи, его потенциал в практике дошкольных учреждений сегодня недостаточно используется.
Исходя из указанных условий, возможна реализация следующих задач, предполагающих использование технологий, игр и упражнений, по развитию речи детей раннего возраста:
 вовлечение родительской общественности в образовательный процесс ДОУ, активизация ее участия в данном процессе;
 способствование развитию воспитательного потенциала семьи;
 использование опыта семейного воспитания для реализации образова-тельных программ.
Таким образом, по результатам анализа научно-методической литературы по развитию речевого общения можно сделать следующие выводы:
 развитие крупной и мелкой моторики влияет на развитие речи детей;
 описанные технологии способствуют решению проблемы интеграции речевого развития детей раннего возраста;
 теоретическое обоснование сформулированных условий свидетельству-ет о благоприятном эффекте от их реализации в образовательном процессе для педагогов, детей и родителей;
 педагогические условия рассматриваются как объединение материаль-но-технических условий и образовательной среды, обеспечивающее эффектив-ное функционирование педагогического процесса;
 педагогические условия, необходимые для решения задач, поставлен-ных в данной работе, включают в себя развивающую предметно-пространственную среду, технологии, приемы и методы работы педагогов с детьми в образовательном процессе, повышение профессиональной компетент-ности педагогов, привлечение родителей к взаимодействию.

Выводы по главе 1

Речь представляет собой сложную систему знаков, которая позволяет идентифицировать различные явления внешнего и внутреннего мира и, следо-вательно, выражать и распознавать их. Даже первые детские слова несут эле-менты обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок осваивает систему знаков, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, обобщения и управления своим поведением.
Фольклор является величайшим достоянием национальной культуры каждого народа. Ему было присвоено почетное место среди работ по воспита-нию детей. Высокое художественное мастерство и доступность восприятия ре-бенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Несмотря на то, что многие исследователи указывают на большую роль фольклора в развитии речи дошкольников, его потенциал в практике до-школьных учреждений сегодня недостаточно используется. Исходя из этого, можно сформулировать задачи художественно-речевого развития детей раннего возраста, а именно развитие восприятия произведений детского фольклора, спо-собствование формированию умения использовать доступные детям языковые средства выразительности произведений детского фольклора в их собственной речи, способствованию формированию речевого общения за счет использования выразительных средств языка, образов произведений детского фольклора. По-этому для реализации поставленных задач необходимо как можно больше включать в педагогический процесс, во все виды занятий в детском саду произ-ведения детского фольклора.
Также определена роль фольклора в развитии речевого общения детей раннего возраста. Уже в раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, чаще обращая его внимание на предметы, животных и людей. Детский фольклор помогают увеличить запас слов. Их звучность, ритм, мелодия и развлечения привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Значимость фольклора очень велика в период адаптации, хорошо подо-бранный, хорошо сказанный детский стишок, выразительность помогает нала-дить контакт, вызывает положительные эмоции. А заклички приглашают детей играть в игры, использование колыбельных во время сна создает комфорт пре-бывания в детском саду, желание слышать, запоминать и использовать их во время игр, используемых в повседневной жизни. Чтение с имитацией движе-ния, игривость вызывает у детей радостное настроение, развивает дружелюбие, взаимопонимание.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф