Заявка на расчет
Меню Услуги

Активизация речевого общения детей раннего возраста средствами детского фольклора

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3


Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основания активизации речевого общения детей раннего возраста средствами детского фольклора
1.1. Понятие речевого общения и особенности его развития у детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
1.2. Влияние фольклора на процесс активизации речевого общения у детей раннего возраста
1.3. Педагогические условия, необходимые для использования фольклора с целью активизации речевого общения детей в раннем возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации речевого общения детей раннего возраста средствами детского фольклора
2.1. Выявление уровня умений и навыков речевого общения детей раннего возраста на констатирующем этапе
2.2. Система работы воспитателя по активизации речевого общения детей
в раннем возрасте путем ознакомления с фольклором на формирующем
этапе
2.3. Оценка результативности проведенной работы по активизации речево-го общения детей на контрольном этапе
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

 

Введение

Актуальность проблемы. Проблема психического развития, обучения и воспитания детей раннего возраста всегда будет актуальной. Одной из ведущих задач, которые дошкольные образовательные учреждения решают в контексте образовательных сфер, является развитие детской речи.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными про-цессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования задача развития речевого общения выделяется сразу в дух областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», что показывает значи-мость этого вопроса для дошкольного образования. В области «Речевое развитие» сказано, что речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.
И ставятся следующие задачи речевого развития:
— владение речью как средством общения и передачи культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и моноло-гической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосыл-ки обучения грамоте.
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» речь, является компонентом активного коммуникативного поведения, продук-том и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает кон-структивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людь-ми, а именно: вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
умеет общаться в паре, группе, в коллективе; проявляет инициативу при взаи-модействии с окружающими людьми.
Формирование правильной речи является одной из прямых задач до-школьного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет указывают на ежегодное увеличение количества де-тей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Сегодня — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дошкольников является очень редким явлением. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании детской речи, ее чистоте и пра-вильности, предотвращая и исправляя различные нарушения, которыми счита-ются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Такие ученые, как И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И. Любовский за-нимались разработкой этой проблемы. Вербальное общение с взрослыми и сверстниками значительно расширяет словарный запас и эффективно совершен-ствуется. Большая часть обучения и воспитания дошкольников происходит именно развитием речи и знакомством с окружающим миром.
Ребенку в возрасте от 2 до 5-6 лет присуще особое «чувство языка», кото-рое и позволяет ему разобраться в сложнейших языковых явлениях (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.Н. Гвоздев и др.). Единственной опорой для ре-бенка в ситуации словотворчества является речевой микросоциум, состоящий из знакомых слов.
Отечественные психологи считают, что развитие речи ребенка имеет со-циально-историческую обусловленность, Л.С. Выготский выдвинул и развил идею социального характера причин и особенностей развития речи, получив-шую подтверждение в исследованиях П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина.
Развитие речевого общения (словарный запас, виды речи, этапы возник-новения) изучали такие педагоги и психологи, как: Л.С. Выготский, Д.Б Элько-нин, Н.Х. Швачкин, Г.Л. Розенгарт-Пупко, С.Л Рубинштейн, Ф.А. Сохин, А.Н. Гвоздев и другие. Современные программы воспитания детей раннего возраста в детских дошкольных организациях уделяют большое внимание развитию ре-чи. В качестве примеров можно привести программу «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, программу «Кроха» под ред. Г.Г. Гри-горьевой, парциальную образовательную программу «Первые шаги» Е.О. Смирновой, Л.И. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития куль-туры речи указывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти же вопро-сы в центре внимания многих современных исследователей (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я.Шибицкая, Н.В.Гавриш др.)
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском учреждении, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошколь-ника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержа-нию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить ха-рактер взаимодействия педагога с детьми.
Художественно-специфические особенности фольклора могут служить эффективным средством развития речевого общения детей, обогащения их ре-чи, образных выражений, текстов фольклорных жанров. Одновременно, как в научной, так и в методической литературе проблема комплексного изучения развития речевого общения у детей средствами фольклора не поднималась. Это и определило выбор темы «Активизация речевого общения детей раннего воз-раста средствами детского фольклора».
Согласно ФГОС ДО, область «Художественно-эстетического развития» дошкольников ставит задачи развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; формирование начальных представлений об искусстве и его видах; восприятие произведений искусства, в том числе фольк-лора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведе-ний; организацию продуктивной самостоятельной творческой деятельности де-тей [46, с. 492–497].
Отличным способом достижения этих задач является использование дет-ского фольклора на занятиях развитии речи, одной из разновидностей которой является сказка, которая является классическим примером фольклора и древним знаком устного народного творчества.
Согласно выводу М.Н. Мельникова «детский фольклор представляет со-бой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров». Первые попытки дать классификацию детского фолькло-ра были предприняты только в начале XX века в трудах Г.С. Виноградова и О.И. Капицы. И.О.Капица теоретически обосновала принадлежащее П.А. Бессо-нову деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и «материнскую» поэзию. Против этого решительно выступал Г.С. Виноградов. Поэзию пестования он считал особой областью фольклора взрослых. Позже детским фольклором начинают заниматься педаго-ги В.Н. Добровольский, И. Голышев, П.Ф. Ефименко, Н.А. Иваницкий, В.Ф. Кудрявцев, А.Ф. Можаровский, И.В. Нечаев, К.С. Рыбинский.
Особенность фольклора для детей — объединение в себе стихотворных форм, песен, игровых приемов. С его помощью педагог или родитель может быстро и легко наладить эмоциональное общение с ребенком. Детский фольк-лор богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, мно-гочисленными произведениями малых жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, календарный детский фольклор, игровые приемы, жеребь-евые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, дразнилки, загадки, былины, народные сказки.
В результате анализа литературы было установлено противоречие между значимостью развития речевого общения у детей раннего возраста и недоста-точной методической разработанностью вопросов использования фольклора во взаимодействии с детьми. Это противоречие позволило определить проблему исследования, а именно выяснить, как детский фольклор влияет на процесс развития речевого общения у детей раннего возраста.
Объект исследования — процесс активизации речевого общения детей раннего возраста средствами детского фольклора.
Предмет исследования — уровень освоения навыков и умений речевого общения детей раннего возраста.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально про-верить эффективность развития речевого общения детей раннего возраста сред-ствами детского фольклора.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что процесс активизации ре-чевого общения у детей раннего возраста будет эффективным при следующих условиях:
— при целенаправленном использовании детского фольклора в разных формах образовательного процесса (НОД, совместной с педагогом и свободной дея-тельности детей);
— при создании предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению с фольклором;
— при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать особенности становления и развития речевого общения у детей раннего возраста.
3. Охарактеризовать влияние детского фольклора на процесс развития общения у детей.
4. Разработать и апробировать содержание опытно-экспериментальной работы с детьми раннего возраста по активизации речевого общения средствами фольк-лора.
5. Выявить результативность исследования, сделать выводы.
Методы исследования:
— теоретические: анализ, класификация и обобщение психолого-педагогической литературы;
— практические: метод наблюдения, педагогический эксперимент (констатиру-ющий, формирующий и контрольный), метод качественно-количественного анализа полученных данных, сравнение, описание;
— метод математической обработки данных эксперимента.
Теоретико-методологическая база исследования: отражает научные подходы, теории, концепции, которые представлены в педагогике и психоло-гии, философии образования и частных методиках, в том числе:
— концепции научных подходов (коммуникативного, комплексного, системно-деятельностного) в системе дошкольного образования в трудах Л.С. Выготско-го, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, А.А. Майера, Л.Л. Тимофеевой, Л.Г. Петер-сон, Л.Э. Абдуллиной, Н.В. Микляевой и др.;
— теория речевой деятельности и речевого общения детей раннего и дошкольно-го возраста работах К Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготского, С. Л. Рубин-штейна, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.;
— учение о русском фольклоре в трудах К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, М.Н. Мельникова, М.Ю. Новицкой, А.В.Соболевой, Н.П.Кузьмина, А.П. Илькова;
— теория и методика использования фольклора в работе с детьми раннего и до-школьного возраста в работах Ю.Г. Илларионовой, Г.М. Ляминой, Л.Н. Павло-вой, О.Л. Князевой, Т.С. Комаровой, О.С. Ушаковой, Л.П.Стрелковой, М.Д Ма-ханевой, М.Ю. Новицкой, И.В. Нечаева, К.С. Рыбинского.
Практическая значимость исследования — Для педагогов — практиков особый интерес представляют такие материалы нашей работы, как характери-стика особенностей речевого развития детей раннего возраста; специфика влия-ния фольклора на развитие речевого общения детей раннего возраста; организа-ция и проведение диагностики уровня сформированности речевого общения детей раннего возраста, а также перспективное планирование работы с детьми и родителями по развитию речевого общения средствами детского фольклора.
База исследования – Кемеровская область, Яйский округ. МКДОУ «Яй-ский детский сад «Солнышко». В эксперименте принимали участие 7 воспитан-ников группы раннего возраста «Бабочки», в возрасте 2-х лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав и шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основания активизации речевого общения детей раннего возраста средствами детского фольклора

1.1. Понятие речевого общения и особенности его развития у детей ранне-го возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образова-ния

Развитие речи в раннем возрасте как овладение родным языком является многоплановым процессом в природе и формирует необходимую основу для формирования полноценного человеческого мышления. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процес-сами, происходящими в сенсорной и интеллектуальной сферах. В то время как речевой дефицит влияет на их общее развитие: он препятствует формированию психических функций, ограничивает развитие когнитивных способностей и нарушает процесс социальной адаптации. И только своевременное и всесто-роннее воздействие на ребенка дает успешная динамика развития речи.
Когнитивное и речевое развитие воспитанников является одним из сле-дующих аспектов направления деятельности каждого дошкольного учреждения, с реализацией базовой дошкольной образовательной программы, с обязатель-ным компонентом федеративного государства требований к структуре базовой общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развитие речи — это не только предоставление детям возможности больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний, а и систематиче-ская работа над ее содержанием, ее последовательности, учения выстраиванию предложений, вдумчивого выбора подходящего слова и его формы, постояная работа над правильным произношением звуков и слов. И только непрерывная и организованная системная работа над языком помогает овладеть им сполна.
Обучение родному языку должно быть сознательным, осмысленным, по-тому как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, со-здаются условия для наблюдения за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказываний.
Осознание представляет собой процесс отражения человеком действи-тельности при участии слова. «Осознавать, по мнению С.Л. Рубинштейна, – значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений» [43, c.76].
Человек получая впечатления от предметов, действующих на него (фено-мены) реальности, могут словесно называть их, выражать отношениямежду ни-ми, используя язык. Благодаря слову, у него есть возможность дать отчет о том, что отражается, а это значит, что его впечатления становятся сознательными. Таким образом, осознание возможно через язык.
Доступность осознания языка детьми раннего возраста, подтвержденна многочисленными исследованиями:
— собенности речевого развития детей с методическими указаниями осве-щены в работах отечественных ученых: В.А.Петровой, Е.К.Кавериной, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Г.М.Ляминой, М.М.Кольцовой, И.М.Кононовой, К.Л.Якубовской (Печоры), В.В.Гербовой и др. [39] — проблема развития общения детей со взрослыми и сверстника-ми разносторонне представлена в трудах, выполненных сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии под руководством М.И.Лисиной, А.Г. Руз-ской (М.Г.Елагина, Л.Н.Галигузова, Д.Б.Годовикова, А.В.Балбочану, Т.М.Землянухина и др.) [36];
— осознания смысловой стороны слова (Ф.И. Фрадкина, С.Н. Карпова, Е.М. Струнина, А.А. Смага и др.) [23, c.91];
— осознания словообразовательных отношений (Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Арушанова-Тамбовцева, Е.А. Федеравичене и др.) [25, c.54];
— осознания связных высказываний (Т.А. Ладыженская, О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова, А.А. Зрожевская и др.) [19, c.44].
Эти исследования опровергают общий взгляд на развитие речи как про-цесса, полностью основанного на подражании, интуитивном, неосознанном овладении языком ребенком. Они убедительно доказывают, что развитие речи основано на активном, творческом процессе овладение языком, формировании речевой деятельности.
Подтверждая наличие осознания элементов речи уже в стихийном опыте детей, исследователи подчеркивают важность специальной работы по развитию осознанного отношения к языковой реальности, чтобы развить у детей способ-ность «оперировать не с языком, а над языком» (А.А. Леонтьев) [52, c.88]. По-этому целенаправленное обучение речи и устному общению необходимы. Ос-новная цель такого обучения — формирование языка обобщения и элементарная осведомленность о явлениях языка и речи.
Но не все обучение способствует осознанию явлений языка и речи. Обу-чение, которое сводится к накоплению знаний, навыков и не формирует у детей способность мыслить, не учит их мыслительным операциям (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) с использованием которых приобретаются, систе-матизируются и используются осмысленные знания, не очень эффективны как для развития речи, так и для психического развития в целом.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников зна-ниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современ-ной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Среди различных концепций развивающего образования на основе тео-рии Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка, сегодня все боль-шее понимание встречает подход, разработанный В.В. Давыдовым, В.В. Репки-ным и др. [32, c.65]. В интерпретации этих психологов, развитие образования обучения, содержания, методов и форм организации, которые непосредственно сосредоточены на модели развития ребенка.
Недостаточно просто выдвинуть перед детьми познавательную задачу. Она должна быть принята ребенком, т. е. стать его собственной задачей. Во-прос, на который предстоит ответить, должен стать собственным вопросом ре-бенка, иначе он может не заинтересоваться информацией, которую сам не ис-кал. Поэтому познавательная задача должна быть поставлена так, чтобы ребенок стремился к ее решению.
Эффект развития обучения также определяется тем, насколько ориенти-рованный он не только на возраст, но и на индивидуальные особенности детей. Индивидуально ориентированное обучение обеспечивает заботу воспитателя, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои особые качества и поддерживать свою личность.
Поэтому, чтобы обеспечить успешное овладение детьми родным языком, их надо побуждать к самостоятельным поискам, к умственному усилию, к мыс-лительной активности, их «надо учить работать» (А.А. Люблинская) [42, c.89] что является основной задачей педагогов каждого дошкольного учреждения.
В области развития речи ребенка основные задачи воспитательной дея-тельности это создание условий для:
— формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствова-ние разных сторон детской речи;
— знакомства детей с культурой чтения художественной литературы.
В области улучшения различных аспектов детской речи развитие речи ребенка связано с умением общаться с другими людьми, умение слушать, вос-принимать речь говорящего и реагировать на нее собственным ответом, адек-ватные эмоции, то есть тесно связанные с социально-коммуникативным разви-тием. Полное развитие речи помогает детям раннего возраста для установления контактов, обмена опытом. Способствует взаимопониманию, разрешению кон-фликтных ситуаций, регуляции речи действием. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, выступлениях, занятиях, демонстрируя при этом свою индивидуальность.
Владение речью (диалогическое и монологическое) не является изолиро-ванным процессом, это происходит естественно в процессе общения: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) интересующего их кон-тента, действия, в которых они участвуют. [2, с.40] Таким образом, стимулиро-вание развития речи является сквозным принципом повседневной педагогиче-ской деятельности во всех образовательных областях.
Взрослые создают возможности для формирования и развития здоровой культуры, образные, интонационные и грамматические стороны речи, фонема-тический слух, правильный звук и произношение слов, поощрение изучение стихов, скороговорок, песен; организование речевых игор, стимулирование сло-во решений.
В области приобщения детей к культуре чтения литературных произве-дений, взрослые читают книги, стихи детям, запоминают содержание и обсуж-дают сними, способствуют пониманию, в том числе на слух. Дети активно раз-вивают умение использовать речь в повседневной жизни. Общение, также по-ощряется использованием речи в области когнитивных исследований, художе-ственных и эстетических, социальных и коммуникативных и другие виды раз-вития. Взрослые могут стимулировать использование речи для когнитивных исследований развития детей, например, ответы на вопросы
«Зачем?», «Когда?», привлекая внимание детей к последовательности по-вседневности события, различия и сходства, причинно-следственных связей, развития выраженных идей, которые дети, словесно дополняют. Например, ре-бенок говорит: «Посмотри на это дерево» и воспитатель отвечает: «Это береза. Смотри, ее почки опухшие и скоро появятся первые листочки».
Развитию речи способствует наличие в развивающейся предметной и пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным публикациям, соответственно возрасту и интересам.
Формирование правильной речи является одной из основных задач до-школьного образования. Однако анализ практической ситуации развития речи дошкольников за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увели-чении количества дошкольников с различными нарушениями речи. Сегодня — образной, богатой синонимами, дополнениями и описаниями, речь у дошколь-ников является очень редким явлением. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании детской речи, ее чистоте и правильности, предотвращении и исправлении различных нарушений. Невозможно развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, поэтому развитие речи дошкольника тесно связано с когнитивным развитием и внутренним миром ре-бенка.
Владение языком у ребенка происходит на протяжении всего дошкольно-го возраста. Его потребность в устном общении стимулирует его к овладению языком. Развитие грамматических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной активностью. Период раннего детства имеет решающее значение в развитии речи ребенка. Ребенок проходит путь от отсут-ствия речи, появления первых лепетных слов до фразовой речи.
В психолого-педагогической литературе названы три этапа становления речи как средства общения (М.И. Лисина) [45, с.175].

Отечественная психологическая школа считает, что развитие детской речи имеет социально-историческое состояние, Л.С. Выготский выдвинул и развил представление о социальной природе причин и особенностей развития речи, что было подтверждено в исследованиях П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лу-рия, Д.Б. Эльконина [13, c.4-12].
Успешное развитие детской речи обеспечивается многими факторами. Одним из них является взаимодействие с носителем языка, который является образцом для подражания для ребенка. Общение со взрослым является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Этот процесс складывается, по словам М.И. Лисина [45, с.175], из трех основных категорий средств коммуникации:
1) выразительная мимика
2) существенно эффективный
3) речевые операции.
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и его дальнейшей успешной познавательной деятельности. Задержка и любое нарушение во время развития речи ребенка недопустимы. Это повлияет на об-щее эмоциональное и физическое развитие ребенка. Речевому развитию спо-собствуют различные формы общения между ребенком и взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружа-ющими его предметами, игрушки и повышенный интерес ко всему, что его окружает, и особенно к взрослым, окружающим его. Развитие речи является одним из важнейших направлений работы педагога, обеспечивающим своевре-менное умственное развитие ребенка третьего года жизни [40, с. 62]. У ребенка 2-3 лет речь должна развиваться как средство общения, то есть создавать усло-вия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и достигать своей цели путем устного обращения к взрослому или сверстнику. Пассивный и ак-тивный словарный запас ребенка также должен быть обогащен с помощью су-ществительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов. Для этого необходимы следующие моменты: внимательность и интерес к слушанию де-тей; независимое богатое произношение; вовлечение детей в разговор на опре-деленную тему; помогая им установить устный контакт со взрослыми и сверст-никами.
Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останется незамеченным. Играя с детьми, обдумывая что-то — воспитатель должен терпеливо, без суеты говорить о том, что, почему и как он делает и что он надеется получить в результате, улучшая восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют для взрослых не только отдельные слова, но и це-лые фразы. Однако между пассивной и активной лексикой ребенка наблюдает-ся большой разрыв. Нужно использовать задания-поручения как можно чаще. Эти задания позволят учителю понять, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Приобщая детей к новому слову, вы должны неоднократно повторять его в сочетании с уже известными ему словами. Затем с помощью вопросов вы можете упражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в использовании этого слова. Необходимо исполь-зовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря. Эти игры и упражнения используются при повторении сказок, детских стихов, песен и стихов, знакомых детям (Е. Ю. Ершова) [23, с.35]. Этот возраст благоприятен для формирования здоровой культуры речи. Обучение произношению звука начинается с гласных и простых согласных артикуляции (м, п, б, в, ф). Их пра-вильное, четкое произношение подготавливает артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков, таких как свистящие. Маленькие дети часто говорят либо тихо, либо, наоборот, громко, они не могут говорить шепо-том. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или комбинации произносятся с разной громкостью. Это готовит ребенка к правильной интонации в качестве средства выразительности (измене-ние силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Правильное про-изношение звуков, слов, фраз обеспечивается четко определенным речевым ды-ханием, для развития относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задача развития дыхания. Рассматривание и изучение предметов, окру-жающих в группе или на игровой площадке, игры с некоторыми из них — наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что они учат де-тей делать что-то вместе, слышать педагога [5].
Постановочные игры: с помощью игрушек создаются модели позитивно-го и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни. При рассмотрении сюжета картин с детьми желательно, чтобы это были картины из серии, специально созданной для детских садов. Существует множество мето-дик и приемов, направленных на развитие речевого общения маленького ребен-ка. Со стороны взрослого важно создать условия для более успешного изучения ребенком словаря. Важно для своевременного развития ребенка, чтобы речь его была связана с ним как со взрослым. Внимательное, бережное, доброжелатель-ное отношение обеспечивает развитие положительных эмоций и различных ре-акций. Без этого невозможно установить тесный контакт с ребенком и развить его активную речь. Образовательное воздействие должно осуществляться по-стоянно и должно быть направлено на все стороны психического развития ре-бенка. Только при полном развитии у ребенка развивается активное речевое общение.
Требования Стандарта к результатам разработки программы представле-ны в виде целевых заданий для дошкольного образования. Развитие вербально-го общения остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основной целью развития речи является формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образова-тельного стандарта дошкольного образования определены следующие задачи развития речевого общения:
 овладение речью как средством общения и культуры (это означает, что необходимо формировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не ис-пытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
 обогащение активной лексики (происходит за счет основного словар-ного фонда дошкольника и зависит от нашего словарного запаса и словарного запаса родителей, создаются благоприятные условия для расширения словарно-го запаса детей с интегрированным тематическим планированием работы);
 развитие связной, грамматически правильной диалогической и моно-логической речи (наша связная речь состоит из двух частей диалога и монолога, где строительным материалом для него является словарь и развитие граммати-ческой структуры речи);
 знакомство с книжной культурой, детской литературой, восприятие на слух текстов различных жанров детской литературы (основная проблема в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — аудирования, книга должна стать спутницей детей, особенно в наше время). [48] Что касается принципов развития речи, то можно выделить следующие:
принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития,
 принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи,
 принцип развития языкового инстинкта,
 принцип формирования элементарного осознания явлений языка,
 принцип трудовых отношений по различным аспектам речи,
 принцип обогащения мотивации речевой деятельности,
 принцип обеспечения активной языковой практики.
Среди основных направлений работы по развитию речевого общения детей можно выделить:
 Развитие словаря: овладение значениями слов и их надлежащим исполь-зованием в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в ко-торой происходит общение;
 воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
 Формирование грамматической структуры: морфология (изменение слов по роду, числу, падежу) синтаксис (усвоение различных типов фраз и предложений). Словообразование.
 Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологиче-ская речь (повествование);
 Формирование элементарной осведомленности о явлениях языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к слову искусства.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материа-ла, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматрива-ние картин, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактиче-ские игры. Продуктивные методы в группе раннего возраста практически не используются. (Алексеева М. М.) [2, с.84] Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основ-ные группы:
— словесные,
— наглядные
— игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой обра-зец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, во-прос.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положи-тельный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают рече-вую активность детей и результативность занятий. (Алексеева М. М.) [2, с.85] Ознакомившись с методами и приемами, можно сделать вывод о том, что чем богаче развивающая предметно – пространственная среда, тем интенсивнее будет развиваться речь детей. Дидактические пособия, иллюстрированные кар-тины, дидактический материал помощник номер один в организации каче-ственных занятий.
Понятно, что наиболее важным средством человеческого общения являет-ся язык. Поэтому одной из основных задач воспитания и обучения детей ранне-го возраста в детском саду является развитие речи, речевое общение. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач, а именно: расширение, обогащение и активация словаря; воспитание здоровой культуры речи; формирование пра-вильной разговорной речи. Условно детей можно разделить на три группы — это дети, у которых вообще нет речи, дети, которые говорят отдельными словами, и дети, которые говорят фразами, но их речь не выражена и с грамматическими ошибками. И только несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, которая соответствует нормам ортопедии и понятна другим.
Проблемы развития речи у маленьких детей очень разные:
1. Речь ребенка содержит много императивов (императивных глаголов).
2. Использует в речи слова — «паразиты», сленг, нецензурную лексику.
3. Недостаточное использование речи и заменяет слова жестами.
4. Не вступает в речевой контакт со взрослыми или другими детьми.
5. Не участвует в разговоре или не повторяет слова при изучении поэти-ческого текста.
Соответственно, определены задачи работы по развитию речевого обще-ния детей раннего возраста, а именно: особая организация внешней среды, наличие преимуществ, способствующих сенсорному развитию детей. Меры по формированию более стабильного внимания с постепенной активацией произ-вольного внимания (роль внимания значима в умственной деятельности детей и является одним из важных условий их развития). Усиление слуха и способно-сти к слуховой концентрации (как необходимое условие развития речи). Обо-гащение восприятия и расширение ориентации в окружающей среде (благо-творное влияние этих факторов на развитие речи). Создание необходимых условий для развития игровой активности (игра требует максимально возмож-ного использования речи).
Пути решения проблем развития речи у детей раннего возраста обеспечи-ваются наличием различных (в зависимости от возраста) игрушек, дидактиче-ских средств (их активное, целенаправленное использование развивает речь). Моделирование общения с детьми в семье и в детском саду. Постепенное раз-витие внимания уделяется слушанию речи взрослого и сверстников, выполне-нию любых действий по предложению взрослого, воспитанию умения подчи-нять свои действия определенным правилам. Создание условий для энергично-го, эмоционально позитивного состояния воспитанников.
Ранний возраст — ответственный период в жизни ребенка, поскольку в это время закладывается фундамент будущей речевой личности. Существенным но-вообразованием раннего возраста является вещание, которое развивается двумя линиями: совершенствуется понимание речи взрослых (ребенок понимает зна-чение слов, фраз, анализирует речи взрослых) и формируется собственная ак-тивная речь ребенка (интенсивно растет словарь, появляется грамматическое оформление предложений, создается основа описательным рассказам) [54, с.24].
Важное место в системе средств речевого общения, обучения и воспита-ния детей раннего возраста занимает средства детского фольклора. В последнее время детский фольклор является важнейшим воспитательным средством рече-вого общения детей раннего и дошкольного возраста.


1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф