1.2 Нормативно-правовая база социальной работы
В современной России спектр социальных услуг в социальных учреждениях вырос, появились новые направления в работе, изменились цели и задачи социальных подразделений. Коллективы учреждений выросли, добавилось много внешних функций, в том числе взаимодействие с государственными и региональными органами власти, смежными учреждениями и общественными организациями, деятельность которых направлена на решение социальных проблем общества.
Социальная работа как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.
В свою очередь социальная защита населения функционирует сегодня как социальный институт. Фактически это комплексная система, формируемая для решения социальных проблем, помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения.
Социальная работа — это система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.
По мнению И.Г. Тарента, это также и совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, а также социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания нормальной жизнедеятельности населения и, прежде всего, его социально уязвимых групп и слоев.
На наш взгляд, сейчас можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации: федеральном и региональном. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и «правовая технология», то есть определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социальной защиты населения.
В целом в России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. Так, социальное государство определяется «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб».
Основной закон Российской Федерации устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
С 1995 г. органы социальной защиты населения получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения.
По нашему мнению, современную нормативно-правовую базу социальной защиты населения в Российской Федерации составляют:
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации
- Федеральные законы:
- от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016 250-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования»;
- от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015 № 388-ФЗ) «О государственной социальной помощи»;
- от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017 № 104-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. 29.07.2017 № 235-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации»;
- от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016 № 509-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
- от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017 № 148-ФЗ) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и других.
Основными положениями Федерального закона закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ в области реформирования системы социальной защиты являются:
- разделение льготников на «федеральных» и «региональных» в соответствии с полномочиями и расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов;
- «монетизация льгот», то есть замена льгот в натуральной форме «федеральным» льготникам на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);
- предоставление «федеральным» льготникам набора социальных услуг стоимостью 450 рублей в месяц, в состав которого входит: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарственными средствами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний (400 рублей) и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения (50 рублей).
Сумма средств, предусмотренная на «социальный пакет», удерживается из состава начисления ежемесячной денежной выплаты (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»).
Нельзя не сказать, что организация и координация социальной работы с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной защите, осуществляется на основании Кодекса профессиональной этики работников органов социальной защиты (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.12.2013 г. № 792 «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания»).
Отметим основные положения данного нормативного акта, регулирующие правовое положение работников социальных служб:
- поведение и облик социального работника (сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии);
- этические обязательства социального работника по отношению к клиентам (сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной социальной помощи);
- этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам (социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, соблюдая деликатность и справедливость, должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей);
- этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации (сотрудник социальной службы должен твердо придерживаться своих обязательств, данных руководящей организации);
- этические обязательства социального работника перед своей профессией (социальный работник должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии, вкладывать свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к полезности, чистоте и компетентности своей профессии);
- этические обязательства социального работника перед обществом (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.12.2013 г. № 792 «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания»).
Итак, социальный работник — представитель особой, деликатной и гуманной профессии.
Посредник — связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общества, он призван работать в системе служб социальной помощи населению, обеспечивая медико-психолого-педагогическую и правовую целесообразность этой системы, решая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нравственности, физического и психического здоровья, правовой и экономической защиты, организации труда и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуждающимся.
Вся действующая система социальной защиты населения реализует свои цели и задачи посредством и в рамках сложившихся организационно-правовых форм.
В России сложилась многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя нередко они функционируют в неполную силу из-за нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.
Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения в настоящее время являются:
- государственное социальное страхование;
- пенсионное обеспечение;
- социальное обслуживание;
- организация занятости населения;
- обеспечение особо нуждающихся категорий населения социальными пособиями, льготами.
Отмечается, что дальнейшее развитие системы социальной защиты населения в России должно быть направлено на:
- активизацию разработки теории и практики социальной защиты, теоретическое обоснование ее целей и задач, способов деятельности и организационных структур, дальнейшее формирование правовых норм деятельности в данной сфере;
- совершенствование социальной политики в области социальной защиты населения за счет принятия конкретных политических решений в области помощи и поддержки социально уязвимых групп населения и, прежде всего, семьи и детей;
- обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
- совершенствование и всемерное укрепление системы социального обслуживания как важнейшего направления социальной защиты, включая его правовое, финансовое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, информационное обеспечение;
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
- концентрацию материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов для обеспечения гарантированных Конституцией и законами социальных норм, осуществления социальных гарантий на всех уровнях жизнедеятельности российского общества;
- поддержка развития социального обслуживания в нестационарных учреждениях различного вида;
- повышение качества социальных услуг;
- формирование законченных социальных технологий в работе с социально уязвимыми группами.
Таким образом, вопросы правового обеспечения социальной защиты населения и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны. Принципы социальной защиты реализуются посредством разработки и совершенствования законодательной базы как отраслевого, так и межотраслевого характера. В Российской Федерации по-прежнему сохраняется обширная и разветвленная система льгот. Только через органы социальной защиты населения осуществляется реализация льгот для социально незащищенных категорий населения в рамках рассмотренных нами федеральных законов. Государство проводит линию на необходимость учета социальных проблем в процессе разработки проектов федеральных законов в области структурной перестройки, финансирования и налогообложения, приватизации, постановлений правительства по вопросам развития отраслей и регионов Российской Федерации.
1.3 Организация социальной работы
Важнейшей составляющей государства является власть, которая обеспечивает возможность оказывать влияние на жизнедеятельность людей, их поведение в обществе.
В соответствии с принципом разграничения полномочий в системе управления в сфере социальной работы выделяются государственное и негосударственное управление.
К сфере государственного управления относится управление социальной работой, деятельностью системы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях
Реализация тех направлений социальной политики нашей страны, которые взаимосвязаны с такими структурными элементами социальной защиты населения, как социальная поддержка и социальное обслуживание, опирается на правовые положения международных законодательных актов, к которым присоединилась Российская Федерация.
Исходя из административно-территориального устройства РФ управление системой социальной защиты населения осуществляется на трех уровнях: федеральном уровне, уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования, города федерального подчинения, уровне района, города.
Эти три уровня осуществляют государственную политику в области социальной защиты населения скоординировано на основе принципа разграничения полномочий (табл. 1).
Таблица 1
Схема разграничений полномочий между государственными органами социальной защиты населения и органами местного самоуправления [13]

Рассматривая уровни управления в сфере социальной работы, можно констатировать, что на федеральном уровне формируются базовые принципы политики социальной защиты населения, основы его законодательной базы и методологические стандарты.
Органы местного самоуправления могут принимать решения о адресной социальной поддержке определенных категорий населения, проживающих на территории муниципалитета (например, поддержка многодетных семей, бесплатное школьное питание), если средства имеются в бюджете муниципалитета. Как правило, такое решение принимается на срок один год или на короткий срок одновременно с утверждением бюджета муниципалитета. Городской округ или район не получает субвенции от региона для реализации таких решений.
Какие бы выводы ни делались органами управления в отношении оценки деятельности государственных и муниципальных учреждений, становится ясно, что сегодня роль таких наук, как социология, психология и экономика, в области такой оценки работы учреждений кардинально растет.
Что касается выявления мнений и мнений потребителей о качестве предоставляемых услуг, социология обладает наибольшим аналитическим потенциалом, поскольку обладает хорошо отлаженным набором методов исследования и ориентирована на поиск общих тенденций развития социально-экономического поведения. и сознание населения.
Высокопроизводительный труд, высокие доходы, достойная пенсия — это то, что должно стать основой социальной защиты граждан. В этом случае так называемые «слабые социальные группы» становятся объектом прямой защиты государства, те, кто по объективным причинам не могут защитить себя: дети, лишенные родительской опеки, инвалиды, одинокие и тяжелобольные пожилые люди.
Социальное обслуживание населения является одним из ключевых компонентов социальной сферы, своеобразным «ядром» социальной защиты населения и выполняет стратегическую функцию снижения социальной напряженности в обществе.
Эта система состоит из множества учреждений различного уровня, деятельность которых направлена на оказание поддержки и помощи наиболее уязвимым категориям населения. В то же время нельзя предполагать, что социальное обслуживание заключается просто в предоставлении бытовых, психологических, медицинских и других услуг.
Главная идея социального обслуживания заключается в предоставлении каждому клиенту возможностей личностного развития, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации, возможной смене ценностей и жизненных ориентиров.
Разделение всех российских учреждений на государственные, бюджетные и автономные разных уровней было призвано открыть в организациях их потенциал саморазвития, а, следовательно, повысить интенсивность и эффективность предоставления услуг населению не только в соответствии с государственным заданием, но и исходя из возможности оказывать услуги, не входящие в установленные государством перечни.
Всё это закономерным образом приводит к мысли о том, что рано или поздно все учреждения должны быть подвергнуты жёсткой оценке в плане эффективности и качества собственной деятельности.
Именно эта оценка будет логическим завершением процесса реформирования госучреждений, поскольку станет ясно, насколько востребованы услуги данного учреждения, не зря ли оно поглощает бюджетные средства, способно ли оно к поддержанию себя на плаву в условиях развития рынка социальных услуг и т. п.
Споры о необходимости этой реформы не утихают до сих пор, однако самые первые и сложные этапы оптимизации и реорганизации госучреждений в целом уже пройдены.
Основываясь на всех выше перечисленных законах можно отметить, что все они направлены, в первую очередь, на удовлетворение потребностей всех категорий граждан, на повышение безопасности населения страны.
Приоритетные задачи, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации, направлены на преобразования в социальной сфере, а именно:
- доступность и качество медицинского обслуживания;
- доступность общего и профессионального образования;
- повышение защиты уязвимых категорий населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социальные проблемы;
- создание для трудоспособного населения таких экономических условий, которые позволят им за счет собственных средств улучшить свое благосостояние и уровень жизни.
Для реализации такой модели социальной политики, реализуются определенные государственные программы, таких как: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда» и другие.
Таким образом, радикальное политическое преобразование общественного строя в настоящее время сопровождается глубоким социально-экономическим кризисом. В этих условиях главная задача любого государства – защитить самое ценное свое достояние – человека, поэтому возникает острая необходимость в развитии системы социальной защиты населения. Россия, являясь, социальным государством, должно проводить развернутую социальную политику, социальное обслуживание населения является одним из ключевых компонентов социальной сферы, своеобразным «ядром» социальной защиты населения и выполняет стратегическую функцию снижения социальной напряжённости в обществе.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие как: материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие.
К государственной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения. На сегодняшний день наша страна еще большее значение придает реализации социальной политики, которая основывается на деятельности конкретных региональных принципах.
