Меню Услуги

Анализ деятельности учреждения социальной сферы и разработка предложений по ее совершенствованию (на примере МБДОУ «Большеучинский детский сад №1»)

Страницы:   1   2   3


Содержание

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 1.1. Цели и задачи дошкольного образования
  • 1.2. Финансирование учреждения дошкольного образования
  • 1.3. Основные направления совершенствования деятельности
  • 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ «БОЛЬШЕУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1»
  • 2.1. Общая характеристика учреждения и его структура
  • 2.2. Анализ исполнения смет расходов на содержание учреждения
  • 2.3. Основные показатели и проблемы деятельности учреждения
  • 3. Разработка ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
  • 3.1. Предложения по совершенствованию инновационной деятельности в МБДОУ «Большеучинский детский сад №1»
  • 3.2. Формирование новых источников внебюджетных средств
  • 3.3. Оптимизация расходов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное образование в основном характеризуется в первую очередь с позиций дефицита бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности.

Бюджетный процесс организован так, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета и на утвержденной сметы. Разделение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь надобностью производить социально значимые выплаты работникам сферы образования — заработную плату, включая туда доплаты и надбавки. В следствии недостаточно финансируются статьи расходов которые связанны с обеспечением собственно образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных учреждений и их развитием.

При нехватке бюджетного финансирования возрастает роль привлечения средств из внебюджетных источников. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования своей деятельности в форме доходов от независимой деятельности. Законодательство в области образования предоставило им возможность осуществлять почти все виды такой деятельности, за исключением запрещенных. За последние годы образовательные учреждения приобрели не только платные образовательные услуги, но и другие виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом.

Рассмотрение системы управления финансирования дошкольным образовательным учреждением и разработка гибкой системы по организации платных занятий весьма актуально на сегодня, поэтому данная тема дипломной работы выбрана именно в этой области.

Предмет исследования: процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Цель исследования дипломной работы — изучение основ экономики и управления дошкольным образовательным учреждением на примере МБДОУ Большеучинский детский сад №1

Для осуществления поставленной цели в дипломной работе нужно решить ряд взаимосвязанных задач:

— изучить теоретические основы финансового механизма образовательных учреждений;

— провести оценку организационной структуры учреждения;

— исследовать источники финансирования дошкольного образовательного учреждения;

— выявить слабые места социальной сферы учреждения;

— разработать мероприятия по улучшению деятельности учреждения в социальной сфере;

Объектом исследования в данной дипломной работе является система управления дошкольным образовательным учреждением.

В первой главе дипломной работы описаны теоретические знания по организации деятельности учреждения дошкольного образования.

Вторая глава содержит анализ финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ «Большеучинский детский сад №1».

Третья глава представляет разработанные мероприятия по совершенствованию деятельности учреждения в социальной сфере.

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Цели и задачи дошкольного образования

 

Современное российское образование — это неутихаемая система последовательных этапов обучения, на каждый из которых воздействуют негосударственные, государственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система соединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Образование — единый целевой процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются простота и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации каждый человек имеет право на образование путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, возрастает возможность удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии законодательством Российской Федерации с учётом всех особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Под управлением дошкольным учреждением нужно понимать целенаправленную деятельность, которая обеспечивает совместный труд сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.

Научное управление дошкольным учреждением опирается на знании и использовании объективных законов и закономерностей как самого объекта, так и теории научного управления. Эти законы и закономерности разнообразны, они захватывают области идеологических и правовых отношений, организации детского учреждения и системы воспитания, труда и управления, физиологии, психологии, педагогики.

В дошкольных учреждениях характер взаимоотношений между элементами системы управления осуществляется между коллективами — «взрослые — взрослые», «взрослые – дети».Отношения воспитанника и персонала детского сада держится на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка и оказание ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления.

Целью управления дошкольным учреждением является обеспечение оптимального функционирования этих систем, высокую эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.

Это сложный процесс он складывается из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; хорошего контроля и проверки исполнения.

Обучение — направленный процесс организации деятельности обучающихся по освоению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в законодательном порядке Российской Федерации (Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №129-ФЗ от 08.08.2001).

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительной власти субъектов Российской федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющие системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического — медицинского — обслуживающего — детского.

Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде двух основных подструктур — административного и общественного управления.

Организаторская деятельность заведующего должна быть направлена на обеспечение всестороннего воспитания и развития каждого ребенка. В ней можно выделить: конструктивно-проектировочный, коммуникативный, собственно организаторский и гностический компоненты.

Конструктивно-проектировочный компонент включает планирование организационной и педагогической деятельности всего коллектива. К ней относится планирование содержания работы детского сада: составление смет и других планово-финансовых документов, тарификационных списков, распределение работы во времени и между членами коллектива; создание условий для взаимодействия их в процессе работы.

Собственно организаторская деятельность заведующего — это умение находить взаимодействия работников детского сада между собой так, чтобы итог их совместной деятельности соответствовали целям и задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. Заведующий совместно с педагогами выбирает программы работы с детьми, обеспечивает, контролирует работу воспитателя и медицинских работников по ее выполнению, организует педагогический всеобуч родителей, повышение квалификации педагогов.

Коммуникативная деятельность заведующего направлена на правильное взаимоотношений между членами коллектива в связи с их индивидуальных и возрастных особенностей. При этом он должен соотносить свою деятельность с требованиями, которые предъявляются к руководителю.

Прогностический компонент включает изучение содержания и способов воздействия на других людей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей сотрудников, особенностей воспитательно-образовательного процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. На этой основе происходит корректировка и совершенствование деятельности заведующего.

Всё административное руководства осуществляет заведующий дошкольным учреждением. Он несет полную ответственность за работу вверенного ему учреждения.

От руководителя в значительной степени зависит выбор наиболее важных вопросов и глубина их подготовки к обсуждению на Совете педагогов и на собраниях трудового коллектива, создание деловой обстановки, согласование работы коллектива.

Согласованная деятельность всех этих ступеней административного управления, их взаимосвязь с органами коллегиального управления обеспечивает высокий эффект в достижении поставленных перед работниками дошкольного учреждения целей.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона РФ «Об образовании» дошкольные образовательные учреждения выступают единственным видом образовательных учреждений, где изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации не регламентируется государственными образовательными стандартами.

В Законе РФ «Об образовании» отражена важная роль родителей обучающихся в сфере дошкольного образования. К сожалению в действующий законодательстве не закреплено понятие «родители», но, исходя из норм семейного кодекса РФ можно сделать вывод о том, что родителями по отношению к ребенку (лицу не достигшему возраста 18 лет) нужно считать лиц — кровных родственников I степени (отца и мать), удостоверенных в таком качестве в установленном законом порядке соответствующим государственным органом.

В Семейном кодексе РФ установлены права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, тех к которым относится и воспитание своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, нравственном развитии своих детей обязанность обеспечить получение детьми образования. При этом, родители имеют право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами, а также право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (статья 63 Семейного кодекса РФ). Статья 18 Закона РФ «Об образовании» закрепляет обязанность родителей заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Пункт 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании» определяет также особую роль семьи в дошкольном образовании в виде положения о том, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье.

Следует также отметить установленное в пункте 4 статьи 52 Закона РФ «Об образовании» право родителей (законных представителей) дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. При этом, ребенок, получающий образование в семье, имеет право на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

Таким образом, одной из главных особенностей дошкольного образования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в результате организации образования и воспитания, где, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода «дополнительным, содействующим элементом» по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса.

Дошкольные образовательные учреждения, в отличие от других типов образовательных учреждений не выдают обучающимся по окончании документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения, предусмотренные статьей 27 Закона РФ «Об образовании».

К дошкольному образовательному учреждению особой ролью обладает свидетельство о государственной аккредитации, которое подтверждает государственный статус образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ. Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения или образовательного учреждения дополнительного образования детей включает в себя экспертизу реализуемых им образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории.

Важную роль в системе регулирования дошкольного образования играют вопросы распределения компетенции между различными уровнями власти.

Дошкольное образование может касаться следующего: обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования, разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования, установление общих принципов финансирования образовательных услуг, информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий, создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования (статья 28 Закона РФ «Об образовании»).

К компетенции субъектов Российской Федерации, согласно статье 29 Закона РФ «Об образовании» в области дошкольного образования относится:

— обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

— организация предоставления общего и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Дошкольное образование является важной ступенью системы непрерывного образования в России.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было принято после принятия 20 ноября 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Главной задачей дошкольного образования является, развитие главных новообразований дошкольного возраста — творческой активности, самостоятельности произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «облученность» детей или сумму освоенного ими знаний, а уровень психического развития каждого ребёнка.

Дошкольное образование обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Законе РФ «Об образовании» отражены некоторые особенности регулирования дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение — это тип образовательного учреждения, который реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Детский сад в установленном порядке законодательством РФ, несет ответственность за выполнение функций, определённых уставом, реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; за жизнь и здоровье детей и работников Детского сада во время образовательного процесса.

Образовательная программа и Устав это два обязательных документа, которые составляют нормативную базу деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Устав — это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он решает особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом. Образовательная программа определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты.

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

Дошкольное учреждение имеет свою хорошо выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

На сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современное дошкольное образование подразумевает разработку качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребёнку в процессе дошкольного образования.

Программы дошкольного образования разрабатываются самостоятельно, что соответствует требованию ст.14 Федерального закона « Об образовании». Но при разработке программ нужно руководствоваться требованиями указанного закона, Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и государственными стандартами дошкольного воспитания. Программа дошкольного образования является одним из главных нормативных документов учреждения. На основании этой программы и Устава осуществляется получение лицензии, аккредитации, аттестации, а также организация дополнительных платных образовательных услуг.

В современном дошкольном образовании указанная программа рассматривается в роли нормативно-управленческого документа, целью которого служит обоснование выбранных методик и технологий дошкольного образования, а так же формы организации воспитательного процесса.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Целью деятельности образовательного учреждения является: многообразное и целостное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями, готовности к обучению в школе.

Задачей дошкольного учреждения является удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании.

Основными задачами образовательного учреждения являются:

1.Охрана жизни здоровья и укрепления детей:

  • приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни;
  • развитие и укрепление мышечной, костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, развитие движений, закаливание;
  • формирование здоровье-сберегающего пространства, создание безопасных условий в группах, на участках и др. местах пребывания детей.

Обеспечение физического развития ребёнка:

— создание условий эмоционального радостного проживания ребёнка, комфортного состояния, формирование желания быть здоровым, сильным красивым;

— использование физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;

— рациональное сбалансированное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своём организме и его охране;

— учёт экологических условий, установление устава жизни в зависимости от здоровья каждого ребёнка, обеспечение индивидуального подхода к детям, учёт своеобразия воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи личностного и духовного развития ребёнка:

— формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;

— развитие нравственной мотивационно — потребностной и эмоциональной сферы;

— формирование основ национального самосознания;

— воспитание эстетического отношения к жизни;

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания:

  • раннее развитие задатков , дарованных ребёнку природой;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие познавательных интересов и потребностей, умений, навыков умственной деятельности;
  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие речи.

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка:

  • развитие психомоторики ребёнка;
  • развитие сенсомоторных функций и довербальной коммуникации — формирование речи и мышления.

Сначала может показаться, что цели и задачи дошкольного образования не выходят за предел освоения элементарных навыков и знаний, однако это не так. Каждый полученный ребенком навык является огромным шагом вперед. В дошкольных учреждениях дети получают основы культурного, психологического и социального развития, а также основные представления об этических нормах и правилах поведения. Цель дошкольного образования – развитие ребенка по всем личностным параметрам.

Таким образом, организованный процесс дошкольного образования обеспечивает не только хорошее личностное развитие ребёнка, но и готовность к переходу его новый статус- статус школьника.

 

1.2. Финансирование учреждения дошкольного образования

 

Смета доходов и расходов (или бюджет) – это документированный бухгалтерский план поступления и расходования денежных средств, которые используются для финансирования хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Смета представляет собой простую форму финансового плана.

Нормативная основа для составления бюджета образовательного учреждения задается положениями Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), а также законами о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным, субъекта федерации и муниципальным – в зависимости от основного источника финансирования образовательного учреждения).

Смета составляется образовательным учреждением на текущий финансовый год и утверждается в установленном порядке главным распорядителем средств бюджета, из которого финансируется основная деятельность учреждения. Действие утвержденных смет доходов и расходов перестают действовать 31 декабря того года, на который они были составлены.

Требования обязательного составления сметы, отражают все доходы бюджетного образовательного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от предпринимательской деятельности (в т. ч. доходы от оказания платных услуг), другие доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждение на праве оперативного управления, и иной приносящей доход деятельности, разрешенной уставом, в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ отсутствует.

Объемы планируемых к поступлению средств включаются в смету с указанием источников их образования.

Финансовые операции в связи с осуществлением полномочий учебных заведений показываются только на одном лицевом счете, но на отдельных его разделах, учитывающих: бюджетные поступления; поступления от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности; дополнительное бюджетное финансирование за счет арендных платежей. В результате для образовательного учреждения составляются три вида смет (согласно трем видам разделов лицевого счета образовательного учреждения, открытого в казначействе, обслуживающем это учебное заведение):

— смета доходов и расходов бюджетных средств;

-смета доходов и расходов внебюджетных средств (получаемых от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности);

— смета доходов и расходов от представления в аренду закрепленного за образовательным учреждением имущества.

Кроме того, могут составляться отдельные сметы затрат:

— на определенную образовательную программу;

— получение и расходование средств по национальному проекту «Образование»;

— содержание структурных подразделений учреждения, реализующих образовательные программы разных уровней, не обладающих правом юридического лица (например, школа-интернат детский сад и др.);

— строительство или реконструкцию объектов и др.

Доходы в смете задаются в точном соответствии с полученным образовательным учреждением уведомлением о выделенных ему лимитах бюджетных обязательств на год.

Лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов до образовательного учреждения осуществляется в установленном порядке приказом Минфина России от 10.06.03 № 50н, через территориальные органы Федерального казначейства. Но приказом России от 12.11.07 № 102н внесены изменения в приказ Минфина России от 10.06.03 № 50н, который в новой редакции называется «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета».

Расходы в смете определяются по прогнозируемым объемам предоставления государственных или муниципальных услуг и нормам и нормативам финансовых затрат на их предоставление. Суммы запланированных ассигнований по каждому виду расходов должны соответствовать расчетам. Предложения по уменьшению расходов по предметным статьям рассматриваются при условии недопущения учреждением образования кредиторской задолженности по уменьшаемым расходам. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров которые подлежат исполнению за счет бюджетных средств, производятся в границах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неиспользованных обязательств.

Действующим законодательством образовательным учреждениям предоставлено право предоставлять населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги и вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, т.е. привлекать внебюджетные средства. Такая деятельность является дополнительным (к бюджетному финансированию) источником средств для снабжения образовательного процесса, развития материально-технической базы.

Вовлечение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров финансирования образовательных учреждений за счет средств учредителя. Платные образовательные услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Внебюджетные средства поступают в образовательные учреждения разными путями:

— за счет оказания платных образовательных услуг;

— от спонсоров и благотворительности физических и юридических лиц;

— от сдачи помещений и оборудования в аренду;

— от продажи произведенных товаров, работ, продуктов интеллектуальной собственности и необразовательных услуг;

— в результате поступления целевых средств из бюджетов других уровней (федеральные, региональные и муниципальные программы и др.)

В соответствии с Бюджетным кодексом (ст.42) доходы бюджетного учреждения, приобретенные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме рассматриваются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Бюджетное учреждение имеет право на использование этих средств в полном объеме для реализации уставной деятельности.

Это положение БК РФ требует необходимость предусматривать в уставе образовательного учреждения исчерпывающий перечень платных услуг и производимых работ, источники поступления финансовых средств или другого имущества. Именно уставы считаются основанием для оформления разрешения на открытие в органах казначейства лицевого счета по предпринимательской деятельности.

БК РФ (ст.70) установлено, что бюджетное учреждение вправе использовать имеющиеся средства:

— на оплату труда работников;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— документы населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

— оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Основным источником поступления внебюджетных средств принято считать образовательную деятельность. Для образовательных учреждений эта деятельность связана с воплощением дополнительных образовательных программ, сверх государственного стандарта общего образования. Впрочем образовательные учреждения обладают еще и материальными, финансовыми, интеллектуальным потенциалами, которые нужно использовать в целях организации деятельности по привлечению внебюджетных средств.

Начиная внебюджетную деятельность, нужно по возможности оценить все факторы которые влияют на нее . Особенно важно сделать, если имеется несколько вариантов использования ресурсов. Но даже редкий потенциал позволяет эффективно организовывать его использование и получать дополнительные средства.

Одной из задач является правильное установление цены производимых товаров, работ и услуг. Получаемая прибыль как минимум должна покрывать издержки по их производству и реализации. В цену платных услуг включаются:

— материальные, трудовые и другие затраты, которые делятся на прямые, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ), и накладные, связанные с деятельностью учреждения по организации предоставленных услуг;

— налоги по конкретным видам деятельности;

— плановая прибыль.

К прямым затратам принадлежит оплата труда с учетом единого социального налога непосредственных исполнителей работ и услуг и материальные затраты, необходимые для их производства; к накладным расходам – оплата труда с учетом унитарного социального налога административного и обслуживающего персонала, коммунальные платежи и услуги связи, затраты на ремонт и приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт здания, транспортные расходы, командировки, повышение квалификации и др. При этом важно рассчитать , в какой части эти расходы относятся к данному виду работ и услуг.

Всем известно, расходы образовательного учреждения подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы содержат в себе оплату труда с начислениями, а также материальные и приравненные к ним затраты.

Капитальные расходы связаны с получением оборудования и других основных средств, а так же с затратами (отчислениями) на капитальный ремонт и амортизацию (износ основных средств),

Следовательно, смета доходов и расходов вне зависимости от ее вида и порядка утверждения считается основным документом , на основании которого происходит финансирование деятельности образовательного учреждения, а значит, от качества ее составления и от точности выполнения всех требований, предъявляемых к ее форме, виду, регламенту прохождения, зависит оперативность осуществления финансовой деятельности образовательного учреждения.

Расходы распределяются в разрезе кодов бюджетной классификации РФ с уточнением до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Отнесение доходов и расходов к кодам бюджетной классификации совершаются на основе приказа Минфина России от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Методические рекомендации по использованию классификации операций сектора государственно управления (письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931) определяют единый подход к применению указанной классификации.

Сектора государственного управления состоит из следующих групп:

100 Доходы;

200 Расходы;

300 Поступления нефинансовых активов;

400 Выбытие нефинансовых активов;

500 Поступление финансовых активов;

600 Выбытие финансовых активов;

700 Увеличение обязательств;

800 Уменьшение обязательств.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Группы уточняют статьями и подстатьями. Более точные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

 

1.3. Основные направления совершенствования деятельности учреждения социальной сферы

 

Образовательный процесс – ключевое направление деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Стратегия развития ДОУ определяется в Программе развития, составление которой опирается на специальной технологии с обязательным проведением анализа работы образовательного учреждения, сопоставления промежуточных и ожидаемых выводов деятельности на основе контрольных срезов, изучения социального заказа родителей и прогноза возможных изменений направления деятельности ДОУ. Программа развития рассматривается и формируется вместе с органами самоуправления, специалистами и родителями. На основе концептуальных ориентиров, указанных в программе развития ДОУ, держится образовательная программа ДОУ, которая определяет модель процесса воспитания и образования детей, отражающую все элементы их жизнедеятельности в каждом возрастном периоде.

Деятельность организации планируется по трем уровням: стратегическом, тактическом, оперативном. Рассмотрим по подробнее каждый из них .

Стратегическое, или перспективное планирование строится на основании Концепции развития учреждения, строится в соответствии с его типом. В соответствии с Концепцией развития учреждения решается также Программа развития ДОУ, а на ее основе – Образовательная программа. Все эти документы применяются коллегиальным органом – Советом педагогов.

На уровне тактического планирования каждый год на основании Программы развития разрабатывается Годовой план учреждения с приложениями (план работы с родителями, помесячные планы ДОУ, план взаимодействия со школой, планы работы структурных подразделений, например медицинской ,психолого-педагогической службы….). На основании Годового плана учреждения решаются перспективные планы работы воспитателей и специалистов (музыкальный работник, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования). Эти планы работы воспитателей и специалистов соединяют в сетевой план интеграционного взаимодействия. Одновременно с годовым планом решается базовый учебный план. Сетка занятий составляется на основании базисного учебного и сетевого плана интеграционного взаимодействия в строгом соответствии с СанПиН 2.4.1. 1249-03 и письмом Минобразования России от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к высокой нагрузке на детей в организованных формах обучения».

Оперативное планирование содержит в себе составление ежемесячных календарных планов работы групп и календарно-тематических планов педагогов дополнительного образования и специалистов.

Контроль является фундаментом для принятия управленческих решений и повышения компетентности руководителя как педагога и администратора. Заведующая ДОУ следит за выполнением решений педагогического совета, качество знаний, умений и навыков детей, ведение документации каждым воспитателем, организацию и осуществление непосредственной работы с родителями.

Должностной контроль является важным источником информации для анализа состояния деятельности, получения точных результатов деятельности всех участников образовательного процесса. Должностной контроль сопровождается в проведении заведующей, руководителями структурных подразделений, председателями Совета педагогов и методического объединения воспитателей, обследований, наблюдений осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции, соблюдения педагогическими работниками законодательных и иных нормативных актов РФ, локальных актов.

Задачи должностного контроля, одна из них получение объективной информации о реализации образовательных программ, далее совершенствование организации образовательного процесса в рамках единого образовательного пространства и на основе проектного метода; анализ достижений в воспитании детей для прогнозирования перспективного развития; подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников; в срок корректировка процесса реализации образовательных программ в разновозрастных группах на основе личностно-ориентированной модели воспитания и обучения; определение эффективности образовательных программ и технологий, реализуемых структурными подразделениями, а также их взаимодействия между собой, кроме этого получение объективной информации о взаимодействии с родителями воспитанников в микро- и макросоциуме.

Рассмотрим функции руководителей структурных подразделений, осуществляющих контроль: они включают такие функции как контроль реализации образовательных программ; контроль ведения установленной документации воспитателями и педагогами дополнительного образования; координация сроков и темпов освоения детьми программ и технологий в разновозрастных группах и группах кратковременного пребывания; организация и участие в проведении педагогических срезов для установления уровня достижения детей; оценка уровня использования методического обеспечения образовательного процесса и контроль его пополнения; контроль взаимодействия специалистов, участвующих в образовательном процессе; использование различных технологий оценки освоения детьми программных материалов; подготовка к проведению проверки и решению плана занятий, проверки, при необходимости беседа со специалистами; проведение предварительного собеседования по тематике проверки со специалистами, педагогами и воспитателями; запрос информации у участников образовательного процесса об уровне усвоения детьми программного материала и оценке обоснованности этой информации; контроль индивидуальной работы всех педагогических работников с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в развитии; контроль безопасности созданных работниками условий для проведения занятий с детьми и воспитательных мероприятий; разработка экспертных заключений о деятельности работников ДОУ для проведения аттестации, оформление в установленные сроки результатов анализа проведенной проверки;; организация и оказание методической помощи специалистам подразделения дополнительного образования, воспитателям в реализации предложений и рекомендаций по итогам проверки; проведение повторного контроля и наконец принятие управленческих решений по итогам проверки.

Права проверяющего:

— выбирать методы проверки согласно тематике и объему;

— привлекать к проведению контроля специалистов;

— по договоренности с научно-методическим центром района получать тесты и анкеты для выполнения педагогических срезов, использовать их после согласования с психологом;

— по результатам проверки вносить предложения о поощрении работников, направлении их на курсы повышения квалификации;

— рекомендовать материалы для изучения и проверки на заседаниях методических объединений, вносить в практику работы с детьми другими специалистами или издания в качестве авторских технологий;

— рекомендовать педагогическому совету принять решение о предоставлении педагогическому работнику права на самоконтроль;

— откладывать сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц;

— использовать итоги проверки для освещения деятельности в СМИ по согласованию с заведующей.

Ответственность проверяющего:

Проверяющий несет ответственность:

— за тактичное отношение к проверяемому педагогическому работнику во время осуществления контроля;

— хорошую подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника;

— его ознакомление с результатами контроля до вынесения результатов на широкое обсуждение;

— срыв сроков проведения контроля;

— качество проведения анализа деятельности педагогического работника;

— соблюдение секретности при выявление недостатков в ходе контроля при условии ликвидации их в процессе контроля;

— доказательность выводов по итогам контроля.

В конце работы составляется документация следующего содержания, в которую входят:

— годовой план контроля (помесячный);

— отчет о выполнении контроля за учебный год;

— доклады и информационные сообщения на педсоветах и заседаниях органов самоуправления;

— журнал контроля, акты или справки по итогам проверок;

— положение о должностном контроле обсуждается и утверждается на заседании Совета педагогов.

Управление педагогического процесса в ДОУ осуществляется на основе комплексного планирования контроля, что позволяет наперед определить объекты, сроки, формы и методы контроля. Результирующая оценка качества педагогического процесса складывается:

— из самооценки воспитателя;

— оценки родителей;

— оценки руководителя.

Контроль и оценка работы педагогов будут эффективнее, если контролируемый будет уверен в объективности оценки, воспримет ее как полезную информацию, узнает способы устранения выявленных недостатков, захочет их устранить, и будет уверен, что необходимую для этого помощь ему окажут.

В детских садах используют такие виды контроля:

— оперативный, в том числе: предупредительный; экспресс-диагностика; выборочный; сравнительный;

— тематический, в том числе: предварительный, текущий, итоговый;

— итоговый;

— самоконтроль, в том числе: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.

Главным методом усовершенствования деятельности ДОУ является ввод инноваций.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

Процесс — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое:

добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом;

носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе, стать даже тормозом в развитии.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении ДОУ.

По масштабам (объему) преобразований:

— единичные, частные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);

— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

По инновационному потенциалу:

— улучшению, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (кодификационные нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

— кардинальные инновации.

По отношению к предшествующему:

— новинки вводятся вместо конкретного, устаревшего средства которые заменяют новшество;

— завершение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

— исследование нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Инновационная деятельность это одна из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала педагогов. Это возможно только при прямом и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом. Поэтому педколлективы ДОУ активно вносят парциальные и вариативные программы, разрабатывают и апробируют авторские программы, входят в городские сетевые площадки по экспериментальной деятельности. Инновационная деятельность позволяет каждому педагогу лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.

Введение инноваций подразумевает переход на новую комплексную программу например:

переход с типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой и Т. С. Комаровой) на другую программу «Радуга»» под ред. Т. Н. Дроновой и др.

выбор приоритетного направления работы (физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического и др.)

Переход связан с рядом преобразований

-введение новых штатных работников;

— изменение территории;

— открытие новых кабинетов;

— организация студий по изобразительной деятельности, театрально-игровой, художественно – эстетической деятельности;

— организация дополнительных услуг с введением дополнительных единиц педагогов;

— введение новых образовательных технологий по оздоровлению и художественно-эстетическому направлению (обучение и переподготовка кадров);

— апробация авторских парциальных программ, технологий и методик.

О дошкольных учреждениях, которые занимаются нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменении, закономерные, направленные и необходимые.

Поэтому, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а предсказываются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Например, если коллектив хочет изменить организацию работы с детьми, то он использует новую технологию, которая ориентированна на индивидуальные особенности ребенка. Для этого руководитель находит литературу по данной проблеме; организует ее изучение с педагогами или делает заявку институту повышения квалификации на обучение своих педагогов и т.д.

Однако часто дошкольные учреждения берутся за введение новых технологий, не отдавая себе отчета в том, насколько педагоги подготовлены к их восприятию.

Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но при этом он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и ясно сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить все конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:

1) считаю бесполезным;

2) есть сомнения в необходимости использования;

3) есть сомнения в возможности применения;

4) есть интерес;

5) есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;

6) затрудняюсь ответить;

7) свой ответ.

Важно то чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие выводы при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Новшества могут считаться успешными, если они позволили решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Руководитель должен учитывать особые качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Знание руководителем своего коллектива всегда оценивалось высоко. И хотя когда, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие или ведомые качества человека.

Вот несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога в коллективе.

Степень ответственного отношения к делу.

Мотив педагогической деятельности: призвание — старание — случайность.

Приоритеты в организации работы: поиск лучшего — набор известных приемов.

Отношение детей: любовь — уважение — боязнь.

Отношение родителей: уважение — неприятие — «никакое».

Отношение коллектива: стремление к лидеру — ровное — отчуждение.

Кругозор.

Воспитанность: тактичность — низкая культура — конфликтность.

Позиция на педсоветах, совещаниях: активен — участвует — отмалчивается.

Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) — после уговоров — иногда.

Чувство юмора.

Моральные правила: принципиальность — невмешательство — игра в «правду».

Коммуникабельность: открытость — сдержанность — «все в себе».

Эта система оценки считается открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации инновационной деятельности в коллективе.

В свою очередь предъявляются требования к руководителю детского сада, планирующему инновационную деятельность.

Он должен:

1) уметь отличать цели ложных от недостижимых;

2) должен быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;

3) должен твердо знать, что хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;

4) уметь донести свои идеи до коллег так, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;

5) иметь в коллективе группу единомышленников;

6) мыслить категориями успеха.

Но самое главное заключается в умении руководителя выявлять проблемы, актуальные для его учреждения, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого нужно четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

— что мы имеем, каких выводов достигли;

— что нас не устраивает в работе;

— что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями и какие итоги хотим получить.

В развивающемся ДОУ все изменения (в системе работы с кадрами, в построении воспитательно-образовательного процесса с детьми, во взаимодействии с родителями и т.д.) направлены на достижение конкретных целей и должны приводить к качественно новым результатам работы.

Планирование и организацию необходимо сделать более гибкими и позволяющими приобщить к делу каждого сотрудника, активно внедрить в педагогический процесс Педагогам, родителям предлагается внести свои предложения в планируемый проект.

Вводится режим самооценки, самоконтроля, и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами. Развитие охватывает все стороны деятельности учреждения, а изменения касаются только каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Можно выдвинуть важные признаки развивающихся учреждений, организаций:

— коллектив организации сам выделяет проблемы и разрешает противоречия;

— культивируется инициатива;

— поощряется ответственность;

— одобряется способность определять приоритетные задачи;

— ценится умение организовать себя и своих коллег на решение актуальных задач.

При этом важная функция современного детского сада — целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения.

Обобщая сказанное, можно выяснить основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению. Это детский сад, в котором ребенок выполняют свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои личные и профессиональные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме. Между сотрудниками складываются гуманные партнерские отношения; уважение и доверие становятся правилом жизни членов коллектива. Педагог обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создает условия для сохранения здоровья детей.

Переводу дошкольного образовательного учреждения в режим развития служат:

— концепция и программа развития детского сада;

— моделирование воспитательно-образовательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;

— проведение в учреждении инновационной, экспериментальной или Опытной работы;

— сплоченный общностью цели коллектив — дети, педагоги, родители;

— организация оптимальной системы внутрисадовского контроля и самоуправления;

— система эффективной научно-методической деятельности;

— материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды;

— набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами и запросами детей и родителей.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3