СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Местные бюджеты как звено бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Место и роль местных бюджетов в бюджетной системе
1.2 Формирование доходов и расходов местных бюджетов
2. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального образования «город Екатеринбург»
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности города Екатеринбург
2.2 Анализ бюджета города Екатеринбург
2.3 Проблемы и перспективы формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Основным элементом финансовой системы Российской Федерации является ее бюджетная система. Основным принципом функционирования и формирования современной бюджетной системы РФ является самостоятельность бюджетов.
Местное самоуправление отражает основное конституционное правило страны — это создание благоприятных условий для реализации прав и свобод граждан страны. С помощью местного самоуправления эта цель решается наиболее эффективно. Ведь обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не на государственном уровне, а на уровне отдельного местного самоуправления. Каждое местное самоуправление имеет свой бюджет, самостоятельно его формирует, утверждает и исполняет, а также самостоятельно управляет муниципальной собственностью. Местное самоуправление, опираясь на Конституцию РФ, обеспечивает выполнение государственных интересов и интересов муниципального образования, будь то поселение, городской округ или муниципальный район.
Местный (муниципальный) бюджет представляет собой экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного муниципального денежного фонда, находящегося в распоряжении органов местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач местного значения, а также государственных делегированных полномочий и являющегося основным финансовым планом муниципального образования, утверждаемым представительным органом.
Кроме того, местный бюджет определяется, как форма образования и расходования денежных средств, в расчете на один финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств данного муниципалитета. Кроме того, наличие у каждого из них бюджета укрепляет их экономическую независимость, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет им развивать общественную инфраструктуру на подведомственной территории, расширять ее экономический потенциал, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. В конечном итоге все это расширяет возможности органов местного самоуправления в полном удовлетворении нужд населения.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время становится наиболее важным вопрос о недостаточном обеспечении финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований и несбалансированности местных бюджетов.
Уровень социальной защиты населения и инвестиционный потенциал муниципального образования напрямую зависят от качества местного бюджета, а также от параметров, которые в него включены.
Проблема формирования доходов и расходов местного бюджета и эффективного их использования носит многозначительный и актуальный характер, так как от этого зависит жизнеобеспечение населения.
Цель работы — на основе проведенного анализа выявить проблемы формирования доходной и расходной части бюджета на примере муниципального образования «город Екатеринбург» и разработать пути решения выявленных проблем.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджетной системы РФ
- провести анализ доходов и расходов бюджета на примере муниципального образования «город Екатеринбург»;
- выявить проблемы формирования и исполнения доходов бюджета города Екатеринбург;
- определить направления по совершенствованию формирования и исполнения доходов и расходов бюджета города.
Объектом исследования выступает бюджет муниципального образования «город Екатеринбург».
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и исполнения бюджета муниципальных образований.
Информационно базой исследования явились нормативные акты, труды отечественных ученых по данной тематике, статистические данные департамента финансов Администрации города Екатеринбурга и данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. В работе используются научные статьи периодической печати, Интернет-ресурсы и официальная финансовая отчетность бюджета города Екатеринбург за 2017 — 2019 гг.
Практическая значимость работы заключается в том, что определенные положения и выводы бакалаврской работы могут быть использованы при разработке методов формирования и исполнения муниципальных бюджетов.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, сравнение, описание.
Цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы из 45 наименований. В работе содержится 14 таблиц.
Во введении обосновывается значение и актуальность заявленной темы, формулируются цель работы и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и организационно-правовые основы формирования и исполнения доходов и расходов местных бюджетов Российской Федерации.
Во второй главе проанализированы, выявлены основные проблемы и сформулированы рекомендации по формированию и исполнению доходной и расходной части бюджета муниципального образования «город Екатеринбург».
В заключении представлены выводы по результатам исследования.
Глава 1.Местные бюджеты как звено бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Место и роль местных бюджетов в бюджетной системе
Структура бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень – местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. [2, с.5]
На рисунке 1 представлена структура бюджетной системы РФ.

Рисунок 1 – Структура бюджетной системы Российской Федерации
Под бюджетной системой принято понимать целостную совокупность звеньев системы, которая основана на правовых нормах. Каждый уровень бюджета – это составное звено общей бюджетной системы страны. Каждое звено важно. Бюджет каждого звена предназначен исполнять свои соответствующие действия, направленные на решение вопросов страны разного значения и в то же время все звенья бюджетной системы взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
На первом уровне бюджетной системы происходит разработка и исполнение федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
На втором уровне бюджетной системы РФ фигурируют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды (к ним относят: территориальные фонды обязательного медицинского страхования).
На этом уровне централизация финансов направлена на развитие субъекта Федерации, а именно: финансирование отраслей производственной сферы, местной, легкой, пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи. На третьем уровне бюджетной системы осуществляются решение вопросов социальной политики государства, улучшение качества жизни населения и решение повседневных потребностей жителей муниципального образования. Например, повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере ЖКХ, жилищный вопрос и т.д.
Бюджетная система страны подчиняется основным принципам, законодательно зафиксированным статьями Бюджетного Кодекса РФ в Главе 5 (рисунок 2). Данные принципы распространяются на все звенья бюджетной системы РФ и являются основой для их правильного функционирования.
Рисунок 2 –Принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетная система разделена на уровни для улучшения управления экономикой страны. Благодаря делению бюджетной системы на уровни распределение средств страны идет равномерно и эффективно.
Местное самоуправление является обязательным компонентом демократического государства. Оно выполняется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для осуществления функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджет. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность формировать, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения итоговых результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль, за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Цель формирования и исполнения бюджета муниципального образования — содействие развитию муниципального образования путем проведения обоснованной налоговой политики и финансирования бюджетных расходов.
Важнейшими принципами формирования муниципального бюджета являются:
- выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход к планированию муниципального развития;
- перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового 3—4 летнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность муниципального образования самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;
- повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета.
Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач. В качестве экономического инструмента они характеризуются: во-первых, широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; во-вторых, высокой степенью действительности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории, в-третьих, гибкостью, поскольку система бюджетных методов регулирования функционирует не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся система, преобразующаяся в соответствии с изменением целей и задач регионального развития. Объективной основой использования местных бюджетов в качестве экономического метода регулирования является реальная возможность посредством централизации денежных средств оказывать влияние на процессы общественного воспроизводства, следить за течением экономических процессов в регионе, контролировать своевременность и объемы поступления финансовых ресурсов в распоряжение органов управления. [13, с.12-13]
Местные бюджеты выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Первоочередной задачей, решаемой системой местных бюджетов, является распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
Орга ны госуда рстве нной вла сти га ра нтируют:
1) пра во пре дста вите льных орга нов ме стного са моупра вле ния са мостояте льно опре де лять на пра вле ния использова ния сре дств ме стных бюдже тов:
2) пра во пре дста вите льных орга нов ме стного са моупра вле ния са мостояте льно ра споряжа ться свободными оста тка ми сре дств ме стных бюдже тов, обра зова вшимися в конце фина нсового года в ре зульта те уве личе ния поступле ния доходов или уме ньше ния ра сходов;
3) компе нса цию уве личе ния ра сходов или уме ньше ния доходов ме стных бюдже тов, возникших всле дствие принятия фе де ра льных за конов и за конов субъе ктов Российской Фе де ра ции, а та кже иных ре ше ний орга нов госуда рстве нной вла сти.
Формирова ние и исполне ние ме стного бюдже та осуще ствляют орга ны ме стного са моупра вле ния са мостояте льно в соотве тствии с уста вом муниципа льного обра зова ния.
В соотве тствии с БК РФ соста вле нию ме стных бюдже тов должны пре дше ствова ть ра зра ботка прогнозов социа льно-экономиче ского ра звития те рриторий и подготовка их свободных фина нсовых ба ла нсов. Та ка я проце дура созда е т опре де ле нной экономиче ское и логиче ское е динство все й бюдже тной систе мы ре гиона , орие нта цию этой систе мы на ра звитие ре гиона и е го те рриторий ка к социа льно-экономиче ской це лостности. [20, с.18].
