Не исполне ние бюдже тных на зна че ний по ра схода м на 2019 год соста вило 2 149 198 тыс. рубле й.
Уве личе ние ра зме ра ука за нных ра сходов объясняе тся, пре жде все го, уве личе ние м объе ма ка пита льных вложе ний в объе кты социа льной инфра структуры (строите льство новых объе ктов, ре конструкции де йствующих объе ктов), а та кже ростом фонда опла ты труда (уве личе ние м за ра ботной пла ты) ра ботников социа льной сфе ры.
Сре ди ра сходов на обще госуда рстве нные вопросы ра сходы в ра мка х ре а лиза ции подпрогра мм на обе спе че ние муниципа льных програ мм и не програ ммных на пра вле ний де яте льности на соде ржа ние орга нов ме стного са моупра вле ния, ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития ме стного са моупра вле ния, ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы обе спе че ния муниципа льной програ ммы на повыше ние эффе ктивности упра вле ния муниципа льной собстве нностью (услуги по соде ржа нию муниципа льного имуще ства ), ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы дополните льных ме р социа льной подде ржки отде льных ка те горий гра жда н на ра звитие ма те риа льно те хниче ской ба зы в социа льной сфе ре .
В ра мка х ра сходов на на циона льную бе зопа сность и пра воохра ните льную де яте льность были осуще ствле ны ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы обе спе че ния бе зопа сности жизне де яте льности на се ле ния городского округа , на ре а лиза цию подпрогра ммы обе спе че ния ре а лиза ции муниципа льной програ ммы сове рше нствова ния социа льно-экономиче ской политики, на ре а лиза цию подпрогра ммы по профила ктике пра вона руше ний.
Ра сходы на на циона льную экономику включа ют в се бя ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития ме стного са моупра вле ния, на ре а лиза цию подпрогра ммы дорожного хозяйства на те рритории городского округа , на ре а лиза цию подпрогра ммы строите льства и ре конструкции объе ктов муниципа льной собстве нности на те рритории городского округа , на ре а лиза цию подпрогра ммы подде ржки и ра звития субъе ктов ма лого и сре дне го пре дпринима те льства , на ре а лиза цию подпрогра ммы обе спе че ния ра зра ботки и ре а лиза ции докуме нтов те рриториа льного пла нирова ния и гра достроите льного зонирова ния докуме нта ции по пла нировке те рритории.
Сре ди ра сходов на жилищно-коммуна льное хозяйство можно выде лить ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы повыше ния ка че ства условий прожива ния на се ле ния на те рритории городского округа , на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития и моде рниза ции систе м коммуна льной инфра структуры, на ре а лиза цию подпрогра ммы эне ргосбе ре же ния и повыше ния эне рге тиче ской эффе ктивности, на ре а лиза цию подпрогра ммы восста новле ния и ра звития объе ктов вне шне го бла гоустройства , на ре а лиза цию подпрогра ммы дорожного хозяйства на те рритории городского округа .
В соста ве ра сходов на охра ну окружа юще й сре ды ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы обе спе че ния экологиче ской бе зопа сности и обра ще ния с отхода ми производства и потре бле ния на те рритории городского округа , на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития и моде рниза ции систе м коммуна льной инфра структуры.
Ра сходы на обра зова ние состоят из ра сходов на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития систе мы обра зова ния, на ре а лиза цию подпрогра ммы строите льства и ре конструкции объе ктов муниципа льной собстве нности на ре конструкцию и строите льство дошкольных обра зова те льных учре жде ниях, на соде ржа ние и осна ще ние оборудова ние м дополните льных ме ст дошкольного обра зова ния, на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития физиче ской культуры и спорта , на ре а лиза цию подпрогра ммы строите льства и ре конструкции объе ктов муниципа льной собстве нности.
В ра мка х ра сходов на культуру и кине ма тогра фия ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы па триотиче ского воспита ния гра жда н, на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития культуры, на ре а лиза цию подпрогра ммы дополните льных ме р социа льной подде ржки отде льных ка те горий гра жда н. В соста в ра сходов на социа льную политику входят ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы дополните льных ме р социа льной подде ржки отде льных ка те горий гра жда н, на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития ме стного са моупра вле ния на выпла ту пе нсии за выслугу ле т лица м, за ме ща вшим муниципа льные должности, на ре а лиза цию подпрогра ммы обе спе че ния жилье м молодых се ме й города .
Ра сходы на физиче скую культуру и спорт включа ют в се бя ра сходы на ре а лиза цию подпрогра ммы ра звития физиче ской культуры и спорта .
В та блице 12 пре дста вле на информа ция об обе спе че нности бюдже тных ра сходов собстве нным на логовым поте нциа лом.
Та блица 12 – Обе спе че нность бюдже тных ра сходов города Е ка те ринбург собстве нным доходом за 2017-2019гг., тыс. руб.

По да нным та блицы 12 можно сде ла ть вывод, что собстве нные доходы в сре дне м за три года соста вили около 50% от ра сходных обяза те льств бюдже та , что подтве ржда е тся соотве тствующими уде льными ве са ми бе звозме здных поступле ний в структуре доходной ча сти бюдже та городского округа .
В те че ние 2018 года в городе Е ка те ринбург фа ктиче ски де йствова ло 26 муниципа льных програ мм, на фина нсирова ние которых в це лом были на пра вле ны бюдже тные сре дства в ра зме ре 36 381 721 тыс. рубле й, что соста вляе т 86,4 % от утве ржде нных пла новых на зна че ний. В та блице 13 пре дста вле на информа ция об исполне нии бюдже тных на зна че ний в ра зре зе муниципа льных програ мм.
Та блица 13 – Исполне ние бюдже тных на зна че ний бюдже та г. Е ка те ринбург в ра зре зе муниципа льных програ мм в пе риод 2017-2018 гг., млн. руб., %.
Доля ра сходов на выполне ние ме роприятий муниципа льных це ле вых програ мм в обще м объе ме ра сходов бюдже та за 2019 год соста вляе т 88,4%.
Не исполне ние бюдже тных на зна че ний по ра схода м на ре а лиза цию муниципа льных програ мм на 2019 год соста вило 1 972 081 тыс. рубле й. Основной объе м не исполне нных на зна че ний в 2017 году приходится на муниципа льную програ мму «Доступное жилье молодым се мьям, прожива ющим на те рритории муниципа льного обра зова ния «город Е ка те ринбург» на 2016-2020 годы», а в 2018 году на ибольший объе м соста вляе т муниципа льна я програ мма «Ра звитие рынка това ров и услуг в муниципа льном обра зова нии «город Е ка те ринбург» на 2017-2020 годы».
Эффе ктивность «програ ммного бюдже та » на прямую за висит от ка че ства муниципа льных програ мм, ме ха низмов их ре а лиза ции и контроля.
Крите рие м оце нки эффе ктивности бюдже тных ра сходов являе тся достиже ние це ле й социа льно-экономиче ской политики города .
2.3 ПРОБЛЕ МЫ И ПЕ РСПЕ КТИВЫ ФОРМИРОВА НИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕ ТОВ МУНИЦИПА ЛЬНЫХ ОБРА ЗОВА НИЙ
Ме стный бюдже т являе тся ядром фина нсовой систе мы России. Ме стный бюдже т долже н быть сба ла нсирова н, эффе ктиве н и са мостояте ле н. На се годняшний моме нт вре ме ни ра звитие фина нсовой ба зы муниципа льных обра зова ний России проходит не доста точно гла дко и ле гко. Име е тся ряд пробле м в орга низа ции и формирова нии ме стного бюдже та .
Та ким обра зом, проа на лизирова в формирова ния и исполне ния бюдже та г. Е ка те ринбург за после дние 3 года можно выде лить не сколько пробле м (та блица 14):
Та блица 14 – Пробле мы формирова ния и исполне ния бюдже та г. Е ка те ринбург и пути их ре ше ния
Пе рва я пробле ма ме стного бюдже та – это де фицит бюдже та , когда сре дств не хва та е т не только на ра звитие , но и на те кущие нужды. А на лизируя ра сходную ча сть ме стного бюдже та города Е ка те ринбург, мы столкнулись с этой пробле мой. Да нна я пробле ма на прямую за висит от доходной ча сти бюдже та и гра мотного пла нирова ния ра сходных обяза те льств. Одной из причин низкого ка че ства пла нирова ния и упра вле ния бюдже тными фина нса ми за ключа е тся в не хва тке ме тодик по орга низа ции бюдже тных проце дур.
Втора я пробле ма — это не доста точность собстве нной доходной ба зы. Не смотря на то, что за конода те льно укре пле на са мостояте льность муниципа льных обра зова ний, не ре ше н вопрос о созда нии полноце нной и ста бильной фина нсовой ба зы. В да нном случа е ре чь иде т о том, что на логовые и не на логовые доходы бюдже та города Е ка те ринбурга не способны обе спе чить ре ше ние вопросов муниципа льного обра зова ния, не опира ясь на бе звозме здные поступле ния. Из а на лиза ме стного бюдже та города Е ка те ринбурга мы видим, что фина нсова я ба за города не ста бильна , большую ча сть доходов бюдже та соста вляют бе звозме здные поступле ния в бюдже т города . В да нных сложившихся условиях орга ны ме стного са моупра вле ния не име ют возможности опира ться на собстве нные фина нсовые возможности. При этом доля на логовых доходов, в сре дне м за три года соста вляе т 37,4 % в обще й структуре доходов ме стного бюдже та города . Сле дова те льно, ме стное са моупра вле ние города не в состоянии са мостояте льно ре ша ть ва жные за да чи ра звития и жизне обе спе че ния города . Ве дь ме стный бюдже т — это ба за , основа фина нсового ра звития города , бе з эффе ктивного исполне ния которой не возможно ре а льное ме стное са моупра вле ние .
Тре тья пробле ма – сниже ние уровня сбора не на логовых доходов. Не на логовые доходы за висят от ка че ства муниципа льного ме не джме нта , та кже да нный вид дохода пре доста вляе т широкие возможности орга на м ме стного са моупра вле ния для получе ния дополните льных фина нсовых ре сурсов.
Сле дующа я пробле ма состоит в не эффе ктивности исполне ния ра сходных сре дств бюдже та . Не смотря на то, что по отче тности исполне ния бюдже та города Е ка те ринбург выде ляе тся много сре дств на обра зова ние , на циона льную экономику и социа льную политику, из года в год формируе тся де фицит бюдже та , что ста вит под вопрос выполне ние социа льных обяза те льств и програ мм, которые на пра вле ны на экономиче ское ра звитие города . Вме сте с те м под вопросом вста е т эффе ктивность упра вле ние вла сте й и их компе те нтность.
Одним из принципов бюдже тного выра внива ния являе тся стимулирова ние муниципальных образований к уве личе нию собстве нной доходной ба зы. На личие фина нсовой ба зы являе тся не обходимым условие м ре а лиза ции полномочий орга нов ме стного са моупра вле ния и, сле дова те льно, свое вре ме нного и полного ре ше ния вопросов ме стного зна че ния. Фина нсова я са мостояте льность муниципа льных обра зова ний являе тся основой функционирова ния ме стного са моупра вле ния. В свою оче ре дь, пре жде все го, ме стные на логи должны являться одним из основных источников формирова ния ме стных бюдже тов. Име нно эти суммы на прямую доходят до ме стных жите ле й конкре тных ра йонов и посе ле ний, где их и собра ли. Поэтому са мой а ктуа льной на да нный моме нт являе тся за да ча по уве личе нию доходной ба зы ме стных бюдже тов, в пе рвую оче ре дь за сче т ме стных на логов.
А на лизируя ме стный бюдже т города Е ка те ринбург в пе риод 2017-2019гг., мы столкнулись с рядом пробле м, име ющихся при формирова нии и исполне нии бюдже та . На мой взгляд, име ются сле дующие пути ре ше ния.
Для сба ла нсирова нности бюдже та г. Е ка те ринбург можно пре дложить ряд сле дующих ме роприятий:
- совершенствование системы налогообложения. Повысить эффективность камеральных проверок в предприятиях.
- также, я считаю, для того, чтобы повысить уровень собираемости налогов, необходимо снизить уровень теневой экономической деятельности. Проблема сокращения масштабов теневой деятельности – очень сложная задача для государственных органов, и они в целом не способны и не мотивированы ее решать, что связано с высоким уровнем бюрократии и коррупции. Программа и механизм противодействию теневым отношениям должны охватывать все регионы одновременно, иначе бизнес просто будет уходить в другие регионы, которые становятся своеобразными «внутренними» оффшорными зонами.
Прямое неадекватное государственное вмешательство в деятельность субъектов малого предпринимательства, негибкость системы экономических отношений и все больший отрыв их от потребностей и интересов предпринимателя и потребителя глушит легальную экономическую деятельность, стимулирует развитие теневых отношений. [27, с. 45]
Поэтому необходим поиск таких экономических решений, которые будут способствовать сбалансированию экономических интересов государства и других субъектов экономических отношений: предпринимателей, физических лиц. Теневая деятельность для субъектов малого и среднего бизнеса должна стать экономически невыгодной.
Поэтому ниже представлен ряд экономических мер, которые поспособствуют снижению теневой деятельности предпринимательства:
- введение государственных гарантий за результаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание новых и расширение действующих гарантийных фондов ( фондов поручительств) – специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительсва и залоги за субъекты малого и среднего бизнеса, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательсв по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов должно быть направлено на упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков;
Все вышеперечисленные меры позволят, через снижение теневой экономики, увеличить поступления налогов, улучшить конкурентоспособность и улучшить структуру экономики не только муниципального образования, но и страны в целом.
Также актуальной проблемой местного бюджета является низкая обеспеченность собственной налоговой базы. В последние годы в мировой практике сформировалось направление, которое способно повысить финансовую устойчивость местных бюджетов. Речь идет об использовании потенциала цифровой экономики.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.05.2017 года №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы», цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. К ключевым концепциям цифровой экономики можно отнести: «Big Data», «Хостинг», «Облачные технологии», «Туманные вычисления», «Дополненная реальность», «Интернет вещей» и т.д. Если перенести вопросы сферу влияния цифровой экономики на государственный сектор, то можно наблюдать несколько актуальных цифровых форм, которые уже в настоящее время помогают органам власти и местного самоуправления осуществлять свою деятельность. К ним можно отнести, например, портал государственных услуг Российской Федерации «Госуслуги», государственную информационную систему (ГИС), а также практику функционирования партиципаторного бюджета «Открытый бюджет».
Вполне очевидно, что на той или иной территории в сети Интернет совершается множество финансовых, консалтинговых и других посреднических операций, проводится широкий спектр образовательных программ (онлайн-курсы, онлайн-тесты и экзамены), решается целый ряд других сложных задач. В то же время, поставщик / продавец данных услуг может быть зарегистрирован в любом российском городе. В результате такого рода товарно-денежных отношений денежные средства с территории одного муниципального образования переходят в виде налогов в бюджет другого. Например, один из крупнейших товарно-посреднических сайтов Avito зарегистрирован в г. Москве. В то же время сделки на нем могут совершать любые другие российские города и регионы. Но поскольку сделка проходит через данную площадку, то налоги зачисляются в бюджет г. Москва. И, несмотря на то, что сами товарно-денежные отношения и купля-продажа, как правило, сопровождаются невысокими суммами комиссионных, значительный объем таких операций приводит к крупным размерам налогооблагаемой прибыли. В то же время, по большому счету многие товары или услуги могут быть предложены и в своем муниципальном образовании, но по различным причинам (непопулярность, недостаточная освещенность, дороговизна и др.) выбирается сайт другого муниципалитета. Отсюда напрашивается вывод о том, что органам местного самоуправления необходимо осуществлять продвижение интересов местных интернет-предпринимателей во всемирной сети. Важным преимуществом интернет-рынка является то, что все муниципалитеты и регионы оказываются в равном информационном пространстве и стартовых условиях вне зависимости от их социально-экономического развития в реальной действительности.
Еще одно направление связано с «Big Data» (большие данные). Огромное количество информации хранится в облачном пространстве, в частности, данные о количестве и времени платежей. Если выстроить модели и создать специальные методики, то можно проанализировать эти данные с контрольно-ревизионного ракурса. С одной стороны, это высвободит ресурсы при сокращении содержания контрольно-ревизионных органов, с другой стороны, станет стимулом повышения эффективности бюджетных расходов.
Немаловажный инструмент повышения бюджетных доходов с помощью цифровой экономики – это краудфандинг. Он может стать механизмом привлечения инвестиций в муниципальные проекты. Для этого необходимо создание подготовленной инициативной группы с высоким уровнем знаний современных информационных технологий и имеющих уникальную идею или разработку.
Как минимум три направления цифровой экономики (поддержка местного интернет — предпринимательства, применение Big Data для контрольно-ревизионной деятельности и краудфандинговая платформа муниципальных проектов) могут быть применены органами местного самоуправления для расширения собственных бюджетных доходов. Ключевым аспектом в данном случае выступает наличие квалифицированных кадров, вопросами подготовки которых целесообразно заниматься на всех уровнях государственного имуниципального управления.
