Меню Услуги

Анализ и сравнение сайтов библиотеки МГИК, библиотеки МГУ и библиотеки Московского Лингвистического Университета

Вид работы: Проект
Тема: Анализ и сравнение сайтов библиотеки МГИК (Московский Государственный институт культуры) библиотеки МГУ и библиотеки Московского Лингвистического Университета

ВВЕДЕНИЕ

Публичные библиотеки имеют прекрасную возможность содействовать вовлечению каждого в такой глобальный разговор и устранить разрыв в «цифровых технологиях». Они могут добиться этого, обеспечивая широкой публике доступ к информационным технологиям, обучая людей основам компьютерной грамотности и участвуя в программах по борьбе с неграмотностью. Однако для обеспечения принципа равного доступа для всех они должны также продолжать поддерживать службы, предоставляющие информацию иными способами – например, путем распространения печатных изданий или путем использования устных традиций. Такие службы, скорее всего, сохранят свое большое значение в ближайшие годы. Хотя одной из главных задач публичной библиотеки должно стать обеспечение доступа к электронной информации, необходимо принимать все меры к тому, чтобы оставались открытыми и другие каналы, по которым можно было бы передавать знания и информацию. Все эти факторы ставят перед публичными библиотеками трудную задачу, и то, как они справятся с ней, будет определять дальнейшую жизнеспособность службы публичных библиотек.

Анализ сайтов библиотек

Электронные ресурсы библиотек складываются из электронных каталогов и полнотекстовых, реферативных, адресных и других баз данных, собственных или приобретенных. Электронный каталог, отражающий все многообразие информационных ресурсов библиотеки, является одним из ее главных богатств, и, в какой-то мере, ее лицом.

Глобальная информатизация библиотек началась с создания электронных каталогов на текущие поступления, а ретроспективная конверсия карточных каталогов в машиночитаемые и поныне является одной из самых приоритетных задач всех библиотек мира — от небольших публичных до крупных национальных.

Электронный каталог позволяет локализовать требуемое пользователю издание, как на традиционном носителе, так и на электронном, а значит, получить его — в библиотеке, пользователем которой он является, или из других библиотек.

Обоснованием проведения работ по ретроспективной конверсии являются следующие аргументы:

  • Предоставление существенно более оперативного доступа к фонду;
  • Интеграция библиографических записей на документы за старые годы с записями на текущие издания;
  • Улучшение библиотечного сервиса и упрощение администрирования библиотекой, экономия средств;
  • Гораздо более эффективное в долгосрочном плане использование средств, вложенных в формирование фонда;
  • Более эффективная работа межбиблиотечного абонемента, основанная на предоставлении информации о наличии издания на местном уровне, т.к. без полных электронных каталогов система перегружена запросами, которые можно удовлетворить на местном уровне [3, с.1].

Для проведения ретроконверсии своих каталогов библиотеки, в зависимости от своих возможностей (чаще всего финансирования), идут разными путями.

Сравнительный анализ сайтов библиотек

Московский Государственный институт культуры электронные каталоги которой включают библиографические записи на все виды изданий с 1992 года, в 2011 году приступила к ретроконверсии  книг [1, с.1].

Библиотека пошла по пути сканирования алфавитных каталогов. Это позволяет проводить работу значительно быстрее, чем при ручном вводе карточек, однако создает и дополнительные проблемы. Карточки после сканирования попадают в базу в виде образов. Необходимо редактирование и дальнейшая работа с ними.

Критерии, по которым оцениваются сайты в сфере высшего образования:

  • Дизайн; •

Навигация;

  • Интерактивность;
  • Контент;
  • Видимость в интернет

По результатам сравнения сайтов получены количественные оценки, выявлены основные, которые могут быть более важными при их оценке.

Библиотека МГУ занимается  ретроконверсией  с 2010 года и накопила некоторый опыт, которым хочется поделиться.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Библиотека располагает почти миллионным фондом научно-технической литературы по всем профильным и смежным научным дисциплинам. Только алфавитный каталог включает в себя 147 ящиков книг на русском языке и 28 ящиков книг на иностранных языках (что соответствует 101 тыс. 615 экземплярам книг). В среднем в каждом каталожном ящике находится 1 тыс. карточек. Для ввода в ретро-каталог используются записи до 1995 года (иногда до 1993), при этом берутся только основные карточки (исключая добавочные, ссылочные и справочные), имеющие шифр, инвентарный номер, индексы систематизации.

Особенностью конверсии является то, что записи, попадающие в основную базу, не требуют редактирования и сразу попадают в работу наравне с описаниями новых книг.

В библиотеке есть и систематический каталог, сканированная версия которого была создана в 2007 году. Имидж-каталог можно увидеть на сайте библиотеки по адресу: http:/cbp.iteb.psn.ru. Сканирование проводилось с помощью сканера ЭЛАР СКАМАК 2000С, скорость сканирования составила 80 библиографических карточек в минуту. Сканирование выполнялось пачками от разделителя до разделителя, всего отсканировано 132 стандартных каталожных ящика, для просмотра разработана интернет-система «Тематический поиск в ретро-каталоге», имитирующая работу читателя с традиционным систематическим каталогом. Система предоставляет пользователю два режима работы: 1) иерархический просмотр; 2) поиск по ББК [2, с.2].

Первоначально для  ретроконверсии  предполагалось воспользоваться именно этим ресурсом, но оказалось, что это неэффективно. Многие поля, обязательные для ввода, отсутствовали в СК, что создавало дополнительные проблемы.

Поэтому для проведения ретроконверсии был выбран алфавитный каталог книг, как наиболее полный и соответствующий требованиям ввода записей в формат новой программы — Bibliobus (программа создана Библиотекой по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН)). Библиотека по естественным наукам библиотеки МГУ возглавляет одну из крупнейших в стране централизованных библиотечных систем (ЦБС), включающую более 120 библиотек академических институтов, филиалов и научных центров  МГУ. Обслуживание читателей в читальных залах является одной из главных задач библиотеки МЛУ. Постоянными читателями Библиотеки являются около 7 тысяч человек, из которых 66 % — сотрудники научно-исследо­вательских учреждений РАН.

В целях повышения качества и оперативности обслуживания читателей МЛУ  была разработана автоматизированная Интер­нет-система заказа литературы в читальном зале Библиотеки.

Для заказа литературы в читальных залах МЛУ читателю необ­ходимо найти требуемое издание в каталогах (традиционном или электронном), заполнить требования и передать их на кафедру выдачи литературы. В требованиях читатель указывает свою фа­милию, место работы, номер читательского билета, элементы библиографического описания заказываемого издания, а также расстановочный шифр (который читатель узнает в процессе по­иска издания в каталогах), позволяющий найти издание в храни­лище Библиотеки.

Разработанная система позволила упростить процедуру зака­за и повысить уровень обслуживания пользователей. В зале ка­талогов библиотеки МГУ  в распоряжении читателей имеются персональ­ные компьютеры, работая на которых с Интернет-системой зака­за литературы, пользователи могут сформировать и распечатать необходимые требования. Кроме того, читатель МЛУ может сформировать требования еще до непосредственного прихода в Библиотеку. Для этого ему необходимо воспользоваться любым персональным компьютером, имеющим доступ в Интернет.

Работа с системой заказа литературы в читальном зале осуще­ствляется с сайта библиотеки МГУ переходом по ссылке «Заказ литера­туры в читальном зале» (http://www.benran.ru/Magazin/zakaz/ chz.htm). В начале работы с системой читатель вводит номер сво­его читательского билета и фамилию. Система проверяет правиль­ность ввода данных по базе данных читателей ЦБС БЕН РАН [1]. При успешном вводе данных на экран выдается информация о чи­тателе (фамилия, имя и отчество; номер читательского билета; организация), а также главное меню системы:

  • Заказ из электронного каталога журналов;
  • Заказ из электронного каталога книг;
  • Заказ с использованием традиционных каталогов;
  • Просмотр/распечатка заказов.

Режимы «Заказ из электронного каталога журналов» и «Заказ из электронного каталога книг» предназначены для формирова­ния заказов из Интернет-каталогов библиотеки Московского  Государственного институт культуры. Электронные ката­логи содержат информацию об изданиях, поступающих в фонды начиная с 1990 г. [2]. В том случае, если описа­ние требуемого издания не содержится в электронных каталогах, необходимо воспользоваться режимом «Заказ с использованием традиционных каталогов». Режим «Просмотр/распечатка заказов» позволяет читателю просматривать свои заказы и распечатывать требования.

Процедура формирования заказа из каталога журналов состо­ит из поиска необходимого выпуска последовательным переходом от страницы к странице по выбранным ссылкам. На странице с алфавитами (латиница и кириллица) выбирается буква, с которой начинается название журнала, из списка названий на данную букву выбирается нужное название, затем выпуск. Поскольку Интернет-каталоги библиотеки МГУ являются сводными (в них отража­ется наличие изданий не только в Центральной библиотеке, но и во всех библиотеках её ЦБС), интерфейс системы позволяет выб­рать не все выпуски, а только те, которые имеются в фонде Цен­тральной библиотеки и доступны в её читальных залах. Номера этих выпусков окрашены в синий цвет и представляют собой активные гиперссылки. Остальные выпуски в фонде Центральной Библиотеки отсутствуют, их можно заказать только по межбибли­отечному абонементу. После выбора выпуска пользователь может указать дополнительную информацию о заказе (страницы, автор(ы), название статьи).

Формирование заказа из каталога книг начинается с составле­ния поискового запроса. Запрос включает термины из поисковых полей (слова библиографического описания, название, автор, год издания, индексы УДК, ISBN и ISSN), которые могут соединять­ся логическими связками «И», «ИЛИ», «НЕ». Результатом выпол­нения запроса является список записей, который выдаётся на эк­ран порциями (количество записей в порции устанавливается пользователем). Каждая запись представляет собой библиографи­ческое описание издания, соответствующее стандарту ГОСТ 7.1-84. Описания изданий, которые можно заказать в чи­тальном зале БЕН, имеют ссылку «ЗАКАЗ». Остальные издания в фонде Центральной библиотеки отсутствуют, их можно заказать только по МБА. Переход по ссылке «ЗАКАЗ» выбранной записи обеспечивает заказ соответствующего издания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Если требуемое читателю издание не содержится в электрон­ных каталогах, читателю для определения шифра хранения не­обходимо найти его описание в карточном каталоге и воспользо­ваться режимом «Заказ с использованием традиционных катало­гов». Следует ввести следующие данные о заказе: шифр хране­ния, вид издания (журнал, книга), авторы (книги), название из­дания, год, том, номер, страницы, авторы и название статьи.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: