Меню Услуги

Анализ инновационной стратегии Группы «Благо»

Вид работы: Проект
Тема: Анализ инновационной стратегии Группы «Благо»

Введение

На современном этапе развития экономики конкурентоспособность выступает основным свойством организации для ее эффективного функционирования, особенно это важно в условия нарастающего экономического кризиса.

Соответственно, если основная цель деятельности предприятия заключается в получении максимальной прибыли, то обеспечение его высокой конкурентоспособности служит средством достижения этой цели.

Современная рыночная конъюнктура требует от производственного комплекса  активного внедрения инновационных стратегий развития с целью внедрения различных не имеющих аналогов продуктов и новых методов производства.

Для производственных предприятий разработка инновационной стратегии  становится одним из важнейших условия конкурентоспособности производственного предприятия на определенном сегменте рынка.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью наличия у организаций определенной программы развития, состоящей из долгосрочных и краткосрочных инновационных стратегий, направленных на повышение уровня эффективности на рынке.

Целью данной работы является исследование значения инновационной стратегии для дальнейшей успешной деятельности организации, а так же методики ее  разработки.

Исходя из поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

  • Изучено понятие и характеристики инновационной стратегии;
  • Проанализированы существующие виды и особенности инновационных стратегий;
  • Исследована методика разработки инновационной стратегии;
  • Изучена существующая инновационная стратегия организации, выявлены ее преимущества и недостатки;
  • Предложены пути повышения эффективности деятельности организации на основе разработки инновационной стратегии.

Предметом исследования в данной работе выступает инновационная стратегия и методика ее разработки.

Объектом исследования является Группа «Благо».

Исследование возможных проблем в сфере разработки инновационных стратегий нашло свое отражение в трудах многих  учетных: Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.

К методам исследования, используемым в данной работе, относятся методы анализа и синтеза, построения гипотезы, логической оценки событий, графический и другой метод сбора и обработки информации.  Исследование базируется так же  на общенаучной методологи, предусматривающей использование системного и институционального подходов.

Понятие и характеристики инноваций

Различные экономические источники интерпретируют понятие инновация как трансформация потенциального научно-технического эффекта в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях, предполагая при этом обеспечение коммерческой эффективности проектов.

Термин «инновация» в России впервые встречается в период перехода к рыночной экономике и обозначает сразу несколько родственных понятий, таких, как  «инновационный прогресс» и «инновационное решение».

Американский ученый в области инноваций Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Наиболее полным на мой взгляд является определение инноваций Й. Шумпетера: «непостоянный процесс внедрения новых комбинаций в пяти следующих случаях: введение нового товара, внедрение нового метода производства продукции, открытие нового рынка, завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли он ранее вообще, внедрение новой организационной структуры».

Заслуженный экономист России, профессор Фоломьев А.Н. в свою очередь понимает инновацию более узко с учетом исключительно научно-технического аспекта. По ему мнению, инновация это форма проявления научно-технического прогресса, результат творческого интеллектуального труда человека, связанного с обновлением всех сфер деятельности человека.

В соответствии с российским законодательством, а именно – Федеральным законом РФ № 254-ФЗ от 21.07.2011 г. «О внесении изменении в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», инновация (нововведение) – это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

На основании изложенных вариантов интерпретации понятия инноваций, можно сформулировать собственное определение:

Инновация – результат деятельности в рамках научно-технического прогресса, представляющий собой новшество, направленное на рост эффективности производственной и других видов деятельности.

Инновация является результатом инновационного процесса, основные этапы которого представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. – Этапы инновационного процесса

Следует отметить, что в настоящее время различают три логические формы инновационного процесса:

1 — простой внутриорганизационный (натуральный) — предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы;

2-  простой межорганизационный (товарный) – в рамках данного процесса создается новшество сразу несколькими организациями (субъектами хозяйствования) и продукт инновации имеет товарную форму;

3 –расширенный — проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что через взаимную конкуренцию способствует совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.

Виды и особенности инновационных стратегий

Содержание инновационной стратегии обуславливается ее характером, особенностями инновационной деятельности организации и взаимосвязями между основными элементами единой организационной стратегии.

Специфика и особенности инновационной стратегии зависит от профиля организации, ее организационно-правовой формы, масштабов деятельности, а так же преследуемых целей.

В  соответствии с условиями микро- и макросреды организации существуют следующие виды инновационной стратегии:

1 – адаптационная (оборонительная или пассивная):

Значение адаптационной стратегии состоит в незначительных изменения и не требует создания совершенно нового продукта.

Адаптационная стратегия является формой ответной реакции на какие-либо изменения внешних факторов, ее разработка способствует в данном случае сохранению занимаемого положения на рынке.

Адаптационная стратегия так же имеет несколько подвидов стратегий:

— защитная — комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций. В зависимости от рыночных позиций и потенциальных возможностей организации эта стратегия может разрабатываться в двух основных направлениях либо создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— стратегия инновационной имитации – состоит не в создании преимущественно новых видов продукции (услуг), а копировании успешных продуктов конкурентов. Стратегия является успешной, так как не требует больших финансовых вложений на проведение НИОКР, но в то же время существует и вероятность не востребованности данного продукта в ожидаемом объеме.

— стратегия выжидания — ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Она используется самыми различными по размеру и успешности организациями.

— стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей – данная стратегия применима в организации, с небольшим масштабом деятельности, основное направление которых состоит в выполнении заказов и оказании услуг более крупным предприятиям.

Стоит отметить, что данная стратегия применима не только для мелких предприятий, но и для отдельных подразделений крупномасштабных компаний, которые обладает в значительной степени самостоятельностью, и способны быстро реагировать на возникающие потребности и имеющие возможность их удовлетворить в короткий срок.

2 – творческая (наступательная или активная):

Разработка данного вида инновационных стратегий является незаменимой в целях повышения конкурентоспособности продукции и предприятий в целом, расширения занимаемой на рынке ниши, а так же укреплении рыночных позиций.

Подвидами творческой инновационной стратегии являются:

— активная стратегия – выбор именно этой стратегии дает предприятиям наибольшее преимущество, которое состоит в разработке преимущественного нового оригинального продукта, который не имеет аналогов.

Стратегические задачи управления здесь состоят в мобилизации дополнительных активов (в том числе знания рынков) для вступления в новые продуктовые рынки и постоянном анализе деятельности производственных подразделений с точки зрения выявления возникающих технологических возможностей, а также в проведении внутренней реорганизации, необходимой для освоения новой продукции.

— стратегия, ориентированная на маркетинг – данная стратегия ориентирована главным образом на поиск средств и возможностей для выхода на новый рынок. В данном случае основной круг проблем, на решение которых будет направлена разработка стратегии, связан с установлением взаимоотношений между продавцом и покупателем.

— стратегия слияний и приобретений – это одна из самых распространенных вариантов инновационного развития организаций, так как  предполагает наименьший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки.

Результатом данной стратегии является создание новых производств, крупных подразделений, совместных организаций на базе объединения ранее обособленных структур.

Технологические возможности определяются внутренними и внешними характеристиками инновационной деятельности.

В качестве внутренних характеристик является сформированный на данный момент научно-технический потенциал, основными элементами которого является кадры, портфель патентов.

Внешними характеристиками, определяющими технологические возможности организации в рамках разработки инновационной стратегии выступают  наличие и масштаб распространения лицензий, формы и характер взаимоотношений с поставщиками, потребителями.

Таким образом, выбор определенного вида инновационной стратегии зависит от специфики деятельности организации и цели, достижение которой преследует разработка стратегии.

Методика разработки инновационной стратегии

Первоначальным этапом разработки инновационной стратегии является определение самой инновации, ее цели, формы, функций и конечного эффекта. Далее необходимо определение инструментов, с помощью которых инновация будет реализовываться.

В целом для понимания того, какой может быть оптимальная для той или иной компании инновационная стратегия, необходимо изучение рыночной позиции компании, ее сильных и слабых сторон.

В общем виде этапы процесса  разработки стратегии может быть представлена следующей схемой (рисунок 1.2.).

Стратегический диагноз — это распознание ситуации на ранней стадии, слежение за ситуацией.

Стратегический анализ — это определение стратегических зон, анализ окружающей среды.

Формулирование стратегии — выбор стратегии, разработка программ.

Оценка программ — каждая программа оценивается и встраивается в общую политику предприятия.

Реализация стратегии — функциональный, проектный, продуктовый менеджмент.

Стратегический контроль — контроль за реализацией стратегий.

Инновационная стратегия развития организации в качестве своих составляющих включает базовую и функциональные стратегии.

Базовая — это модель поведения субъекта хозяйствования в целом на занимаемой нише рынка.

Функциональная инновационная стратегия — стратегия, конкретизирующая выбранную базовую стратегию в соответствии с основными направлениями деятельности организации. Формирование базовой стратегии — это основа для всех последующих решений в области стратегического планирования, в том числе для выбора стратегии инновационной деятельности, которая является одной из функциональных стратегий.

В основе формирования портфеля инновационных стратегий (приложение А) лежат общие социально-экономические цели и инновационные задачи предприятия.

Получение прибыли и ее максимизация являются основополагающей целью любой организации  в рыночных условиях. Портфель для конкретных целей должен формироваться с учетом уровня инновационного развития. Этих уровней может быть много, и их количество зависит от конкретных условий применения стратегии.

Успешная реализация стратегических инновационных задач зависит от уровня управления в организации в целом, от способностей и умения персонала организации, принципов их поведения, от стиля управления. Уровень зрелости персонала в значительной мере определяет применение того или иного стиля управления.

Выводы по главе 1

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что выбор инновационной стратегии зависит от специфики организации, масштабов ее деятельности, а так же цели, достижение которой планируется благодаря реализации инновационной стратегии. Существует 2 группы инновационных стратегий: активные и пассивные. Активная инновационная стратегия предполагает непосредственно разработку инновационного продукта (услуги), применение инновационных технологий производства и т.д. Пассивная инновационная стратегия реализуется посредством копирования новшеств конкурентов, а так же выхода на новый рынок с уже существующим продуктом. Методика разработки инновационной стратегии предполагает выделение двух видов: базовой и функциональной стратегий.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основой для всех последующих решений в рамках осуществления стратегического планирования выступает формирование базовой стратегии, на основе чего осуществляется выбор и разработка функциональной стратегии.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: