Меню Услуги

Анализ основных параметров федерального бюджета

Вид работы: Проект
Тема: Анализ основных параметров федерального бюджета

Введение

Финансовая деятельность государства по управлению финансами — это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования.

Актуальность темы состоит в том, что деятельность государства по управлению финансами в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Цель работы состоит в изучении особенностей формирования государственных финансов в России. Для выполнения цели курсовой работы были составлены следующие задачи:

— Изучение истории формирования финансов в России;

— Рассмотрение понятия финансовая система;

— Выявление основных признаков и функций финансов;

— Анализ современного состояния финансовой системы России.

-Выявление проблем государственных финансов

-Разработка путей совершенствования государственных финансов

Предметом исследования в работе является  особенности формирования государственных финансов. Объект исследования – государственные финансы.

Методы исследования используемые в данной работе: анализ, конкретизация, аналогия, изучение литературы, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта.

Данная курсовая работа состоит из 3 глав. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы касающиеся финансовой системы и государственных финансов в частности. Во второй главе был произведен анализ федерльного бюджета 2015-2017 года, а так же рассмотрен проэкт на плановый период. В третьей главе были предложены пути совершенствования управления государственными финансами.

Основы финансовой системы, признаки и функции финансов

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру.

  • централизованные финансы (государственный бюджет; внебюджетные фонды;  государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования;  фондовый рынок)
  • децентрализованные финансы (финансы коммерческих предприятий и организаций; финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); некоммерческих организаций))
  • финансы домашних хозяйств.

Поподробнее рассмотреть каждое звено этой системы можно на схеме1 в приложении 1. Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве. Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов.

Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.[6,c 13]

Приведем самую общую их характеристику. Сформировавшаяся к настоящему времени государственная бюджетная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

  • республиканского (федерального) бюджета РФ;
  • бюджетов национально-государственных и административно- территориальных образований (республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых, oбластных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга);
  • бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Бюджетная система РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство. Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально-экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.д.[6,c 15]

Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др. и формированию у людей рыночного сознания.

Государственный кредит – еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансов — кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет две функции – фискальную и регулирующую.

Второй блок финансовой системы составляют децентрализованные финансы, и прежде всего финансы коммерческих предприятий и организаций. Финансы предприятий представлены совокупностью экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды. [6,c 15]

Наконец, третий блок финансовой системы составляют финансы домашних хозяйств – экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Финансы как экономическая категория зависят от взаимоотношений между звеньями финансовой системы. Хотя происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с применяемыми особыми способами и формами образования и использования денежных фондов в каждом из них, финансовая система едина, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единства финансовой системы выступают финансы предприятий – именно они непосредственно участвуют в процессе материального производства и являются источником создания централизованных государственных фондов денежных средств – национального дохода, создаваемого в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий, поскольку они имеют единый источник формирования – создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Связь между названными звеньями финансовой системы устанавливается и при распределении мобилизованных ресурсов.

Затем эти ресурсы государство частично направляет на развитие материального производства, но по приоритетным с точки зрения государства направлениям. Расширенное воспроизводство на предприятиях имеет материальной основой не только собственные средства, но и бюджетные ассигнования.

То есть общегосударственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единство финансов, а также единство финансовой системы.[6,c 16]

Государственные финансы в экономическом аспекте – это система денежных отношений, в процессе которых при распределении и перераспределении национального дохода формируются централизованные (государственные и муниципальные) денежные фонды, а в материальном аспекте – это денежные фонды государства и муниципальных образований, предназначенные для выполнения ими своих функций.[13,c 12]

Государственные (публичные) финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций. По мнению большей части авторов данной категории присущи три основных признака, действующие в совокупности: – денежные отношения; – денежные отношения, вызванные наличием государства как органа управления; – отношения перераспределения уже распределенного ранее валового внутреннего продукта общества. [2,c 21]

Исторически сформировались две точки зрения развития финансов. Первая точка зрения – это традиционная, согласно которой у финансов выделяют три функции: — распределительная; — контрольная; — регулирующая.

Распределительная функция предполагает распределение национального дохода и создание так называемых основных первичных доходов, сумма которых равна национальному доходу страны и вторичных (произвольных) доходов, которые образуются в результате перераспределения первичных. Первичные доходы включают: заработную плату рабочих сферы материального производства и доходы предприятий сферы материального производства. Вторичные доходы включают: налоги (сборы, пошлины) и доходы предприятий сферы нематериального производства.

Контрольная функция тесно связана с распределительной и проявляется в способности финансов выступать инструментом контроля за распределением национального дохода по соответствующим денежным фондам и расходованием их по целевому назначению. Объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности предприятия, организаций, государственных учредителей. Осуществляют контрольную функцию органы и организации государственного и негосударственного финансового контроля.

Регулирующая функция состоит в формировании основных показателей деятельности государства, в регулировании основных финансовых потоков с помощью финансового механизма с целью обеспечения их сбалансированности, согласованности и стабильности.[3,c 16]

Вторая точка зрения – современная, высказана американским экономистом Мазгрейвом, который выделил у финансов три дополнительные функции:-  аллокационная; — дистрибутивная;-  стабилизационная.

Аллокационная функция состоит в предоставлении обществу за счет финансовых ресурсов государства определенных услуг называемых общественными благами (оборона страны, социальная сфера, правоохранительные органы). Вызванные вмешательством государства перемещением финансовых ресурсов получило название аллокация.

Дистрибутивная функция заключается в перераспределении доходов населения с целью достижения максимально возможной социальной справедливости. В основе такого распределения лежит следующий принцип: лица, доход которых ниже среднего по стране уровня должны получать от государства социальных благ в стоимостном выражении больше, чем отдают ему в виде налогов, и наоборот.

Стабилизационная функция заключается в обеспечении стабильных экономических и социальных параметров с целью достижения макроэкономических пропорций (уровень инфляции, налоговые регуляторы) и показателей.[3,c 18]

Содержание государственных финансов, их структура и состав

Государственные финансы – это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных в основном с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства. По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, субъектами которых выступают государство, предприятия, организации, учреждения, граждане по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления. Они служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах. [9]

Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Если при группировке финансовых отношений исходить из уровня государственного руководства экономикой и социальными процессами, то структуру государственных финансов в РФ можно представить в следующем виде (схема 2,приложение 1):

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные  взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов Федерации) и местном уровнях.

С помощью бюджетных отношений в распоряжении государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методам. Бюджеты разных уровней – федеральный, республиканский, местные – являются финансовой базовой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти управления.

Для выполнения общих функций в границах федераций Россия формирует Федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы предназначены для финансирования государственных целевых программ, обеспечения государственных расходов, связанных с выполнением Россией федеральных функций, а также содержания вооруженных сил и органов управления.

В системе бюджетных отношений РФ особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансовые ресурсы предназначены для выполнения республиками, входящими в состав РФ, своих государственных функций. Концентрируемые в республиканских бюджетах средства распределяются в отраслевом и территориальном разрезах в целях обеспечения прогрессивной структуры общественного производства, усиления социальной направленности развития экономики, поддержания единого уровня социальной защищенности граждан данной республики, обеспечения им гарантированных конституцией прав и свобод.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам, т.е. бюджетам муниципальных образований. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли влияния местных (муниципальных) органов власти. Местные бюджеты все больше используются для регулирования экономических процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой местными предприятиями, созданию территориальной инфраструктуры, финансированию затрат по воспроизводству трудных.[10]

Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Чтобы скачать работу, введите свой Email.

Loading...

Скриншоты работы: