ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ГУП ЯНАО «АЭРОПОРТ ТАРКО-САЛЕ»
2.1 Характеристика структурного подразделения в составе предприятия ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале»
Компания «ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале», зарегистрирована 7 октября 2002 года, регистратор — Инспекция МНС России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа. Полное официальное наименование — государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Аэропорт Тарко-Сале». Юридический адрес: 629850, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Ленина, д. 31. Основным видом деятельности является: «Деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов».
Организация также зарегистрирована в таких категориях как:
- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;
- обеспечение авиационной безопасности согласно нормам и правилам;
- штурманское обеспечение;
- аэродромное обеспечение;
- поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта;
- авиатопливообеспечение;
- наземное обслуживание, принимаемых и отправляемых воздушных судов;
- участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте;
- встреча, отправление, оперативное техническое обслуживание воздушных судов;
- эксплуатация аэродромов, аэровокзалов и других наземных сооружений и наземного оборудования;
- обеспечение авиационной медицины;
- торгово-закупочные операции, как за рубли, так и за валюту с использованием современных форм торговли;
- организация различных платных услуг населению, пассажирам, предприятиям, организациям;
- авиационный лизинг, планирование и обслуживание полетов воздушных судов;
- эксплуатация средств обеспечения технологических процессов теплом, электроэнергией, транспортом и связью;
- оказание маркетинговых и посреднических услуг;
- переподготовка авиационного персонала в соответствии с сертификатом;
- заправка и обслуживание воздушных судов;
- эксплуатация средств хранения и заправки ГСМ. [17]
Кроме основного предприятия в г. Тарко-Сале, где располагается управленческий персонал, существует филиал в поселке городского типа Уренгой. Аэропорт в этом поселке был открыт в 1975 году, он имел деревянное здание. После того, как на территории данного аэропорта была построена новая взлетно-посадочная полоса, аэропорт начал стремительно развиваться и принимать новые рейсы. Организация была ликвидирована 10 марта 2004 г. по причине прекращения деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемник: ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале».
Начиная с 2012 года, аэропорт начали реконструировать, что улучшило его работу. Обшили здание внешне, соединили в одно помещение здание прилета и вылета. Внутри здания работают кассы, диспетчерские службы, залы ожидания. На территории здания аэропорта установлены электронные табло, информирующие пассажиров о состоянии и расписании выполняемых рейсов.
На предприятии под руководством директора аэропорта действуют несколько служб, таких как: аэродромная, авиационной безопасности, служба электросветотехнического обеспечения полетов, служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и служба горюче-смазочных материалов. В службе горюче-смазочных материалов я проходил практику и изучал особенности организации логистики на складе ГСМ под управлением начальника службы ГСМ, на должности кладовщика.
Служба ГСМ является структурным подразделением предприятия и комплектуется в соответствии с установленным штатным расписанием, она предназначена обеспечить прием, хранение, подготовку и выдачу авиатоплива на заправку воздушным судам, с соблюдением правил и требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Службу ГСМ возглавляет начальник службы, который непосредственно подчиняется начальнику аэропорта Уренгой. Начальник службы ГСМ в своей работе руководствуется законами и нормативными отраслевыми документами, а также нормативно отраслевыми документами вышестоящих органов (Воздушный кодекс РФ, Инструкция по применению (№ 126), Наставление по службе ГСМ (НГСМ-РФ-94)), выполняет их требования и организует работу в соответствии с настоящим положением.
Основными задачами службы ГСМ является:
- выявление потребности в ГСМ, необходимых для производственной деятельности и создания запасов на авиапредприятии;
- представление в установленные сроки заявок на поставку ГСМ;
- выполнение требований государственных стандартов и нормативных документов по очистке, проведению лабораторного контроля качества авиа ГСМ при их подготовке и выдаче на заправку воздушным судам, а также по содержанию противоводокристализационной жидкости (ПВК-Ж) в авиакеросине;
- правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание средств приема, хранения, фильтрации, выдачи на заправку ГСМ и их совершенствование, направленное на повышение безопасности и регулярности полетов, количественную и качественную сохранность ГСМ;
- разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды, исключению потерь ГСМ, организации приема, хранения и сдачи отработанных нефтепродуктов;
- организация и проведение мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
- оперативный учет ГСМ и отчетности об их движении, правильное ведение документации;
- организация и совершенствование метрологического обеспечения технологических процессов и контроля качества авиа ГСМ, своевременное проведение проверки приборов и средств измерения, градуировки резервуаров и других расходных емкостей содержание средств измерения и приборов в исправном состоянии;
- обеспечение рабочих мест необходимым оборудованием, материалами, документацией и наглядными пособиями;
- определение потребности в оборудовании, запасных частях, инструментах и других технических средствах, подача заявок;
- повышение профессионального уровня работников службы ГСМ;
- периодическая проверка организации приема, хранения, фильтрации, контроля качества авиа ГСМ, а также заправки ВС.
Начальник склада ГСМ а/п Уренгой является штатной единицей службы и подчиняется непосредственно начальнику службы, в своей практической деятельности он руководствуется:
- действующим трудовым законодательством;
- наставлениями и инструкциями по службе ГСМ в гражданской авиации (ГА);
- приказами и распоряжениями генерального директора ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале»;
- настоящей должностной инструкцией.
Начальник склада обязан:
- организовать работу на складе ГСМ по получению, хранению, отпуску и учету ГСМ в соответствии с нормативными требованиями «О порядке ведения учета, отчетности и расходования ГСМ»;
- контролировать выполнение плана поставок ГСМ;
- осуществлять взаимодействие с поставщиками по отгрузке ГСМ;
- организовывать своевременный и полный слив поступающих на склад ГСМ и их выдачу;
- составлять заявки на поставки ГСМ, участвовать в проведении экспертизы заключаемых договоров и давать рекомендации начальнику службы о необходимости их заключения;
- участвовать в проведении претензионной работы к поставщикам и транспортным организациям;
- контролировать правильность эксплуатации и исправность складских сооружений и организовывать их техническое обслуживание и ремонт;
- участвовать в разработке и внедрении мероприятий по снижению затрат при приеме, транспортировке, хранении и выдаче ГСМ;
- обеспечивать количественную и качественную сохранность материальных ценностей, находящихся у него в подотчете, и участвовать в их инвентаризации;
- соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;
- вести установленную документацию;
- ежемесячно сдавать отчет в бухгалтерию о приходе и расходе ГСМ.

Рисунок 2 — Организационная структура службы ГСМ аэропорта Уренгой ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале»
Также в состав службы ГСМ входит техник авиационный по ГСМ и оператор заправочной станции, в чьих обязанностях в основном значится контроль за соблюдением качества и чистоты выдаваемого на заправку авиатоплива, техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация устройств объектов авиатопливообеспечения, заправка воздушных судов. Организационная структура службы ГСМ представлена на рисунке 2.
Изучая работу службы ГСМ можно увидеть, что персонал службы в целом четко выполняет возложенные на них функции, обеспечивая надежную и бесперебойную работу склада ГСМ, соблюдая все правила безопасности при работе с легковоспламеняющимися материалами.
2.2 Анализ работы склада горюче-смазочных материалов аэропорта Уренгой ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале»
В организации ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале», склад ГСМ является одним из важнейших элементов деятельности предприятия. На складе, выполняются работы по приему, хранению и выдаче авиатоплива на заправку воздушным судам. Склад горюче-смазочных материалов аэропорта Уренгой ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» представляет собой комплекс сооружений, состоящий из:
- пяти резервуаров наземных стальных (РВС-200);
- стального трубопровода, соединяющего резервуары, насосы, группу фильтров, счетчики, пункты приема и выдачи топлива (три магистрали диаметром 119 мм, общей протяженностью 300м);
- системы централизованной заправочной станции (ЦЗС) состоящей из:
- Трех насосов «АСЦЛ 20-24».
- Группы фильтров (ФГК-30 – 2 шт., ТФ -10 — 2 шт., СТ-500 2М – 2 шт.).
- Дозатора ПВК-жидкости «АДП 100/50-02».
- Счетчиков-литромеров «ППВ-100 СУ -1,6» — 2шт.
Таким образом, склад ГСМ «Аэропорта Уренгой» можно отнести к категории «3в», на авиапредприятиях в соответствии со СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов», в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара, подразделяются на категории согласно таблице 1.
На территории склада ГСМ ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» оборудованы зоны приема топлива из автомобильных цистерн, хранения, фильтрации и выдачи ГСМ в автомобильные топливозаправщики или в баки воздушных судов через систему централизованной заправочной станции. Резервуары и зоны связаны между собой трубопроводом, на котором установлена запорная арматура с ручным управлением, отделяющая их друг от друга. Задвижки открывают и закрывают в зависимости от того, какую операцию необходимо произвести, будь то прием, выдача или внутрискладская перекачка из одного резервуара в другой. На складе ГСМ существует специальная схема управления задвижками, разработанная начальником службы и утвержденная директором аэропорта. Схема обязательна к изучению персоналом службы, допущенного к эксплуатации трубопровода. В ней подробно представлен порядок управления задвижками, для совершения требуемых технологических операций. Оборудование склада регулярно проходит техническое обслуживание согласно плана-графика, по мере необходимости производится ремонт или замена неисправных агрегатов, или оборудования, чей ресурс заканчивается в ближайшее время и дальнейшая его работа не гарантирована.
Самым оптимальным способом доставки авиатоплива на предприятие является перевозка в железнодорожных цистернах. Из-за отсутствия железнодорожного сообщения непосредственно с предприятием «аэропорт Уренгой», закупленное топливо изначально поступает на железнодорожную станцию, где осуществляется его прием. Начальник склада ГСМ организует комиссию по приему авиатоплива, в нее входит представитель поставщика, работник железнодорожной станции и представитель авиапредприятия, как правило это начальник склада ГСМ или лицо его замещающее. После проверки и изучения документации (железнодорожная накладная, паспорт качества) проверяется:
- наличие, соответствие нумерации и исправность пломб на горловинах цистерн, если обнаружены какие-либо дефекты пломб, то открывать крышку цистерны без составления акта не разрешается;
- после снятия пломбы и открытия крышки люка, проверяется степень заполнения цистерны нефтепродуктом, если цистерна заполнена не полностью, то это также оформляется актом;
- метроштоком определяется общий уровень жидкости (в двух точках по осевой линии люка, метрошток должен опускаться в строго вертикальном положении, при этом необходимо следить за тем, чтобы метршток был опущен на самую углубленную часть образующей цистерны и не попадал своим нижним концом на какую-либо неровность или в сливную выемку цистерны);
- вынимается метрошток в строго вертикальном положении;
- определяется количество воды, которая может находиться на дне цистерны, с помощью водочувствительной ленты или пасты;
- определяется высота взлива нефтепродукта в каждой цистерне, замеры цистерн проводятся в сантиметрах (замеры менее 0,5 см не учитываются, а 0,5 см и более округляются до большей величины);
- после замера высоты взлива определяется плотность нефтепродукта с помощью ареометра, результаты заносят в книгу записи замеров;
- до установления точного соответствия качества пришедшего нефтегруза с качеством, указанным в паспорте и сопроводительных документах, сливать цистерну не разрешается. Осмотр, вскрытие и замер цистерны с поврежденными пломбами и неисправными сливными приборами должен проводиться в присутствии представителя железной дороги.
По результату выполненной работы составляется акт приема топлива из железнодорожной цистерны (Приложение А), где указывается дата прибытия, номер цистерны и ЗПУ, фактическое количество ГСМ, плотность и температура замера. Акт составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается всеми членами комиссии.
Далее топливо переливается в автомобильные цистерны, количество перелитого топлива фиксируется счетчиками или калибровкой автомобильной топливной цистерны (АТЦ), выписывается товарно-транспортная накладная и отправляется на склад предприятия. По прибытию автомобильной цистерны на склад проводится проверка документов, проверяется высота взлива, качество прибывшего ГСМ, после чего начинается отгрузка авиатоплива в заранее подготовленные резервуары склада ГСМ. Номера ТТН, автомобилей и количество отгруженного топлива фиксируются в «журнале приема топлива из АТЦ». Поступившие в авиапредприятие авиаГСМ хранятся в приемных или расходных резервуарах и тарных хранилищах. Срок хранения кондиционного продукта определяется текущими потребностями для заправки ВС или необходимостью создания резерва. Срок резервного хранения не должен превышать гарантийных сроков хранения, оговоренных техническими требованиями на продукт, считая от даты их изготовления. Загрязненный продукт подлежит отстаиванию. Необходимое для отстаивания время зависит от массы и дисперсности загрязнения. Минимально требуется на каждый метр взлива авиакеросина время отстаивания 4 часа, а для авиабензина — 2 часа.
При хранении авиаГСМ в течение гарантийного срока, должны быть исключены условия изменения их качества за счет испарения легких фракций, загрязнения или смешения с другими видами (марками) авиаГСМ, нарушения герметичности заводской тары. Это обеспечивается соблюдением требований регламента по обслуживанию технологического оборудования, требований по сохранности качества, регулярным осмотром состояния тары (не реже 1 раза в месяц) и подтверждается результатами контроля качества. При удовлетворительных результатах складского контроля наливных авиаГСМ, на анализе пригодности к выдаче делается отметка о сроке проведения анализа. В случае изменения одного или нескольких проверяемых показателей качества в установленных пределах величин, изменившиеся величины показателей вносятся в соответствующие графы анализа пригодности. Продукт подлежит дальнейшему хранению или выдаче на заправку. После истечения гарантийного срока хранения, при нарушении герметичности упаковки или подозрении на порчу продукта производится отбор проб и их отправка на исследование в «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (ГосНИИ ГА). Решение о реализации продукта принимается на основании заключения и рекомендаций ГосНИИ ГА. До принятия решения должно быть обеспечено раздельное хранение продукта и приняты меры, исключающие возможность поступления его в коммуникации или выдачи в таре для заправки.
Выдача авиатоплива в баки воздушных судов производится в следующем порядке:
- в службу организации перевозок поступает устная заявка от экипажа какого-либо воздушного судна о необходимости заправки;
- диспетчер СОП по радиосвязи или устно дает задание водителю ТЗ и авиатехнику по ГСМ следовать к ВС (указывается тип, номер, место стоянки ВС, сорт топлива с учетом необходимости противоводокристализационной присадки, объем заправки);
- авиатехник, после проверки в цистерне аэродромного топливозаправщика необходимого количества и проведения контроля чистоты авиатоплива визуально и с помощью индикатора качества топлива (ИКТ), подписывает контрольный талон (Приложение Б), где указывает плотность и температуру авиаГСМ, а также наличие или отсутствие воды и механических примесей;
- совместно с водителем АТЗ аэродромной службы подъезжает к месту стоянки ВС;
- получив разрешение бортмеханика на заправку ВС, раздаточный рукав АТЗ подсоединяется к ВС включается насос и устанавливает заданный режим заправки топлива, не допуская резкого повышения давления и расхода;
- после выдачи заданного количества топлива или по сигналу бортмеханика, водитель АТЗ выключает насос, производит откачку топлива из раздаточных рукавов, устанавливает краны в положение «Закрыто», снимает показания счетчиков на выданное количество топлива и сообщает бортмеханику для оформления требования (Приложение В). Получает требование на выданное количество топлива, проверяет правильность его заполнения по всем графам, (кол-во топлива, плотность, % добавки ПВК-Ж, № контрольного талона, и др.) расписывается в графе «Выдал» и ставит личный штамп, по радиосвязи сообщает данные требования диспетчеру СОП. При очередной закачке ТЗ — сдает требование начальнику склада ГСМ;
- на основании требования, диспетчер СОП составляет акт выдачи авиатоплива, копии акта и требования отправляются в адрес авиакомпании-владельца воздушного судна, второй в бухгалтерию авиапредприятия;
- все полученные требования передаются начальнику склада ГСМ, для контроля количества авиатоплива, а после составления ежемесячного отчета о движении авиаГСМ, передаются в бухгалтерию аэропорта.
Таким образом, исследуемое предприятие имеет хорошо организованное складское хозяйство, которое выполняет важную роль в обеспечении торгового процесса на предприятии. Операции на складе соответствуют установленным требованиям:
- своевременности и скорости выполнения складских операций; ведению учета и предоставления требуемой информации о движении товара в указанном объеме, виде и в указанные сроки;
- выполнению дополнительных работ с товаром, необходимых владельцу;
- обоснованности несения данных видов затрат (складская составляющая в стоимости товара).
Несмотря на то, что склад ГСМ аэропорта Уренгой, соответствует всем установленным требованиям и способен выполнять свои функции в полном объеме, многие складские операции производятся персоналом службы вручную. Рассматриваемому складскому хозяйству не хватает автоматизации ежедневно выполняемых производственных процессов. Именно автоматизацию, как направление совершенствования, я и буду рассматривать в следующем разделе.
