2.3 Мероприятия направленные на совершенствование складского хозяйства ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале»
Эффективность складского технологического процесса обеспечивается его рациональным построением, то есть четким и последовательным выполнением складских операций.
Виды технологических операций и их содержание зависят в первую очередь от характера выполняемых складом функций и ассортимента товаров, которые там хранятся.
Кроме того, на построение складского технологического процесса оказывают влияние:
- транспортные условия (наличие подъездных путей);
- величина суточного грузооборота (объем товарной массы в натуральном исчислении, проходящий через склад за определенный период времени);
- уровень механизации погрузочно-разгрузочных и других трудоемких работ;
- устройство и планировка склада;
- условия хранения товаров.
С целью эффективной работы склада крайне необходима оптимизация условий хранения. Для этого важно соблюдать обязательные условия в отношении размещения и сохранности их физических и товарных свойств. Объектом для исследования и разработки рекомендаций по совершенствованию организации складского хозяйства выступает склад ГСМ аэропорта Уренгой ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале». Стоит отметить, что в данном предприятии руководство максимально ответственно подходит к вопросам совершенствования логистических операций на складе ГСМ и старается по мере возможностей приобретать и устанавливать новейшее оборудование, требуемое современным стандартам.
Проведенный анализ складского хозяйства предприятия позволил выявить определенные трудности по осуществлению контроля над сохранностью нефтепродукта, размещенного на складе горюче-смазочных материалов при выполнении основных логистических операций, что является одной из прямых задач персонала службы ГСМ и авиапредприятия в целом.
Важность контрольных измерений массы при учете нефтепродуктов переоценить трудно. Достоверно вести такой учет можно лишь по весу — в килограммах и тоннах, однако точно определить его в большинстве случаев затруднительно, причем как при динамических измерениях (перевалка нефтепродуктов), так и при статических (в цистерне или резервуаре).
При измерении уровня топлива в резервуарах склада ГСМ аэропорта Уренгой используются рулетки с лотом (Приложение Г). Шкальные деления на рулетке начинаются с 300 мм. К концу прибора посредством специального штифта крепится лот — металлический цилиндр, имеющий длину 300 мм и служащий в качестве груза для натяжения ленты рулетки. Все средства измерения, осуществляющие замер нефтепродуктов в резервуарах, в обязательном порядке ежегодно проходят государственную поверку в специализированных метрологических центрах и имеют сертификат, свидетельствующий об их пригодности к эксплуатации.
Процесс измерения проходит в следующем порядке:
- до и после начала процесса, лента рулетки насухо протирается ветошью;
- лента рулетки с грузом медленно опускается до тех пор, пока лот не коснется днища. В процессе важно выдерживать вертикальное положение лота, не касаться внутреннего оборудования, сохранять спокойное состояние поверхности нефтепродукта и не допускать волнообразование;
- поднимается лента рулетки вертикально, без смещений. Отсчет проводится по смоченной нефтепродуктом части ленты сразу же после ее появления над измерительным люком с точностью до 1 мм;
- измерения повторяются до трех раз;
- если полученные результаты отличаются не более чем на 1 мм, то берется их среднее значение;
- если расхождение более 1 мм, проводятся два дополнительных измерения и рассчитывается среднее значение по трем наиболее низким показателям.
Зная уровень (высоту взлива) топлива в резервуаре, для быстрого и точного определения его объема пользуются заранее составленными калибровочными (замерными) таблицами. После этого, взяв из резервуара при помощи пробоотборника пробу нефтепродукта, ареометром определяют в его плотность. Масса продукта вычисляется как произведение объема на плотность.
Учет в резервуарах проводится в различных целях. Чаще всего полученная информация используется:
- в системе учета, контроля и движения материальных потоков;
- для учета складских запасов;
- при отгрузке потребителю;
- для снижения убытков и составления материально-сырьевого баланса;
- для сверки объемов;
- для защиты от перелива;
- для обнаружения утечек.
Эксплуатация резервуарной станции во многом зависит от сведений о состоянии резервуаров. Для безопасной и эффективной эксплуатации резервуарной станции важно иметь точные сведения о наличии продукта в резервуарах. Система учета должна в любое время мгновенно предоставлять информацию:
- об уровне жидкости в резервуаре;
- о наличии свободного пространства в резервуаре;
- о том, с какой скоростью идет наполнение или слив резервуара;
- о наполнении резервуара до критически высокого уровня;
- о времени, через которое резервуар опустошится при данном уровне откачки;
- о времени, которое займет передача партии груза.
Также необходимо, чтобы система учета давала сигналы оповещения и тревоги о достижении заданного или опасно высокого уровня жидкости в емкости. Для учета и контроля движения нефтепродукта необходима достоверная и оперативная информация о наполненности резервуаров. Потеря данных контрольно-измерительных приборов в резервуарах станет значительным препятствием при осуществлении рабочих операций и передач партий продукта, что может стать причиной незапланированной остановки предприятия.
В резервуарном парке хранятся ценные ресурсы, и владельцам этих ресурсов необходимо знать их точную стоимость. Система учета в резервуаре должна предоставлять высокоточные данные о содержимом с определенной частотой или мгновенно по запросу. Для достоверного учета может также потребоваться автоматически оценивать подтоварную воду на дне резервуара. Учетные данные по резервуарам важны для финансового учета и часто используются в финансовых и таможенных отчетах.
Совершенствуя процесс управления складской системой предприятия необходимо руководствоваться основным принципом, основанным на утверждении: только персональное решение, учитывающее все факторы, может сделать рентабельной складское хозяйство предприятия.
Для предприятия, в качестве улучшений, необходимо рассмотреть предложение по установке измерительной системы «Игла». Система предназначена для выполнения измерений и контролирования уровня бензина, керосина и других нефтепродуктов, наличия подтоварной воды в емкостях, определения плотности, температуры и вычисления массы контролируемого топлива.
Информационные системы в управлении складскими операциями дают возможность автоматически принимать решения, моделировать предложенные изменения, управлять отслеживанием и формировать мониторинг производительности. Это позволяет более быстро и усовершенствованно принимать меры в процессе деятельности складского хозяйства.
При покупке или реализации большого объема жидкости, сертифицированный учет запасов в резервуаре, может дать более точную информацию для оценки передаваемого продукта по сравнению с ручными замерами. Наличие сертифицированной системы учета запасов в резервуаре зачастую снимает необходимость в ручном измерении. При коммерческом учете необходимо руководствоваться стандартами и иными нормативными документами, принятыми в установленном порядке, в зависимости от применяемых средств измерений, методологий учета и типа продукта. При передаче во владение требуется самая высокая точность измерения уровня в резервуаре.
Невозможно оставить без внимания и тот факт, что данная аппаратура предотвращает перелив резервуара, который может иметь катастрофические последствия. Система может управлять наружной арматурой при помощи дополнительных блоков управления, а также вводить дискретные сигналы внешней автоматики для передачи их в автоматизированную систему управления технологическими процессами. Разлив жидкости способен привести к взрывам и пожару, который в свою очередь способен перекинуться на соседние резервуары и близлежащую местность. Так как резервуары хранят огромный запас горючих веществ, пожар может привести к серьезным последствиям. Возгорания, возникшие в результате перелива, уже принесли убытки на сумму более 1 миллиарда долларов. По этой и многим другим причинам чрезвычайно важно предотвращать переполнение емкостей с нефтепродуктом.
Эксплуатация резервуарной станции требует тщательного учета операций и сверки объемов перемещенного продукта с результатами инвентаризации. Такой подсчет ведут все компании. Сверка объемов и отчеты об ошибках отвечают требованиям контроля и аудита. Система учета в резервуаре позволяет мгновенно получать данные, необходимые для точного ведения ежедневного учета и сверки.
Автоматизация управления — понятие комплексное. В применении к деятельности склада речь может идти об автоматизации управления учетом грузов (товаров, сырья), находящихся на складе, их приемка, внутреннее перемещение, хранение, сортировка, отправка со склада. Это тоже целый комплекс отдельных вопросов, решение которых развивается по двум направлениям:
- подготовка, обучение высококвалифицированного персонала;
- развитие технологической базы.
Задачами применения автоматизации управления тех или иных процессов являются:
- сведение к минимуму потерь, связанных с «человеческим фактором»;
- увеличение производительности труда;
- повышение эффективности и гибкости управления;
- улучшение контроля над процессами;
- упрощение делопроизводства.
В конечном итоге, все вышеперечисленные задачи сводятся к экономии средств и увеличению прибыли.
Общим направлением развития производственных процессов авиатопливообеспечения аэропортов является их комплексная автоматизация, которая должна охватывать максимальное число объектов технологического цикла, чтобы обеспечить высокую централизацию контроля и управления. Внедрение средств автоматизации позволяет сократить расходы, связанные с переливами топлива, выходом из строя оборудования, смешения сортов. Оно позволяет повысить качество управления складом ГСМ в целом, обеспечить оперативный и коммерческий учет продукта и позволит оперативно решать вопросы с внешними организациями (поставщиками и потребителями).
С учетом проведенного анализа, можно утверждать, что для компании на сегодняшний день особенно важно внедрение в резервуары склада ГСМ измерительной системы, в связи с чем, руководству предприятия было озвучено предложение по рассмотрению возможностей приобретения и монтажа необходимого оборудования.
Не считая контроля движения авиаГСМ на складе, для предприятия значительную роль играет их количественная сохранность. Доставка топлива с заводов к месту потребления связана со значительными их потерями. Потери происходят на всем сложном пути, который проходят нефть и нефтепродукты от скважины и до получения потребителями. Чем большим перевалкам с одного вида транспорта на другой подвергаются нефть и нефтепродукты, тем больше и потери, которые связанны с утечками, испарением, воздействием метеорологических факторов, несовершенством существующего оборудования и прочее.
Потери нефтепродуктов принято делить на два вида:
- эксплуатационные;
- аварийные.
Возникновение эксплуатационных потерь связано с испарением нефтепродуктов, окислением их в процессе хранения, загрязнением, обводнением, смешением с другими сортами, неполным сливом и другими факторами, а также техническим несовершенством средств хранения, транспортировки, приёма и выдачи.
К аварийным относятся потери при утрате герметичности резервуаров и трубопроводов, они вызываются некачественным строительством или ремонтом резервуаров и других сооружений, нарушением правил технической эксплуатации и обращения с нефтепродуктами, стихийными бедствиями. В практической деятельности нефтебаз, складов, заправочных станций и при транспортировке эксплуатационные потери могут приводить к аварийным. Например, подтекание или испарение топлив создает постоянную угрозу пожара.
Таким образом, потери нефтепродуктов зависят, с одной стороны, от условий их транспортировки, хранения, приема, выдачи и технического состояния сооружений, оборудования, с другой, от специфических свойств нефтепродуктов. Эти свойства оказывают непосредственное влияние на процессы испарения в резервуарах и транспортных средствах, на утечки и переливы, изменение качества при хранении и так далее.
Оптимальным способом исключения аварийных потерь нефтепродукта на складе ГСМ аэропорта Уренгой, связанных с неисправностью трубопровода или запорной арматуры, может стать установка дополнительного оборудования в резервуары в виде специальных хлопушек (рисунок 3).
Хлопуша (хлопушка) ставится внутри емкости вертикальной формы на приемо-раздаточном патрубке и используется для наливания и слива нефтепродуктов, а так же в качестве еще одной ступени защиты от возможной утечки из резервуара. В случае, если трубопровод, находится в нерабочем состоянии, или же, если имеет место отказ расположенных запорных устройств на резервуаре. Хлопушка сделана из основной части (корпуса) с косым срезом и плотной крышкой, которая соединяется с основанием с помощью механизма на рычажной основе. Когда резервуар наполняется, нефтепродукт, используя силу давления, приподнимает крышку хлопушки ХП. В случае остановки закачки крышка опускается на прежнее место под силой собственной тяжести и перекрывает трубу, которая соединена с приемо-раздаточным патрубком. Во время слива нефти из резервуара хлопушка принудительно открывается с помощью барабана и намотанного на него стального троса, которые являются частями механизма управления хлопушкой.

На рисунке 2 изображен общий вид хлопушки, где:
- Корпус.
- Крышка.
- Общий рычаг.
- Малый рычаг.
- Перепускная крышка.
В случае появления форс-мажорных обстоятельств, например, аварии или отказа запорных конструкций вертикального резервуара крышку можно быстро опустить с помощью механизма, тем самым закрывая проход нефтяной продукции в систему трубопровода.
Миллионы тонн ГСМ разных сортов расходуется ежегодно в гражданской авиации на выполнение полётов. Кроме автоматизации учетных операций при приёме, транспортировании, хранении и заправке летательных аппаратов, необходимо следить за качеством ГСМ, которое влияет на надежность и долговечность работы техники, а, следовательно, и на безопасность полётов. Служба горюче-смазочных материалов аэропорта Уренгой ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» со своими обязанностями справляется в полном объеме, проводит все необходимые мероприятия по количественной и качественной сохранности вверенных ей товарно-материальных ценностей, согласно требованиям нормативно-технической документации. Стоит отметить, что в данном предприятии руководство максимально ответственно подходит к вопросам совершенствования склада ГСМ и старается по мере финансовых возможностей устанавливать оборудование, требуемое современным стандартам.
