ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных реалиях ни одно предприятие (будь то производственное или торговое), не может функционировать без наличия складского хозяйства. Такая большая потребность в складах объясняется тем, что они служат не только для хранения и накопления товарных запасов, но и для преодоления временной и пространственной разницы между производством и потреблением продукции, а также для обеспечения непрерывной, бесперебойной работы производственных цехов (в промышленном предприятии) и предприятия в целом.
Работа на складе включает в себя комплекс мероприятий, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовкой к отпуску и отпуск товарополучателям. Все эти операции в совокупности и составляют складской технологический процесс.
Современный склад представляет собой сложную структуру накопления материальных ресурсов, которая нужна для смягчения колебания поставок и спроса. Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и так далее), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады). Основные параметры, по которым классифицируются склады – это их назначение, а также объем и характер перерабатываемого грузопотока.
Огромное количество различных видов складов говорит об их необходимости для решения широкого спектра задач во многих сферах деятельности человека. Для промышленных предприятий склад является важной составляющей технологического процесса. Что касается торговых организаций, то для них склад – это фундамент успешной деятельности. Поэтому современные склады должны соответствовать самым серьезным требованиям по организации складского процесса, располагать новейшими технологическими решениями и квалифицированным персоналом.
Настоящий прогресс в производстве и оборудовании складов в Российской Федерации случился в начале 2000-х годов. Зарубежные компании начали появляться на рынках России. Они занимались продажей складского оборудования, также появились зарубежные консалтинговые компании, исходя из этого, отечественные проектировщики стали опираться на опыт зарубежных фирм и начали создавать новейшие складские проекты. Стали укрепляться новейшие программные продукты, с помощью которых возможно было автоматизировать не только информационные потоки на складе, а также грузопотоки. Применение средств механизации и автоматизации при приемке, хранении и отпуске товаров способствует росту производительности труда складских работников, повышению эффективности использования площади и емкости складов, ускорению погрузочно-разгрузочных работ, сокращению простоев транспортных средств.
В России в последнее время в корне изменилось отношение к логистике. В настоящий момент существует отлаженный механизм транспортировки и складирования. Он считается обязательным условием успешной деятельности любого производственного или торгового предприятия. Не меньшее значение имеет правильное и безошибочное оформление документации, так как ошибки в составлении документов отрицательно сказываются на всех операциях складского технологического процесса. Таким образом, эффективная складская работа ведет к качественному выполнению работ в других функциональных сферах.
Складская логистика является одним из звеньев логистической цепи, именно поэтому ее рассматривают как составную часть всей системы логистики, которая формирует организационные, технические и экономические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, а также диктует условия переработки груза. Складское хозяйство предприятия является одним из важнейших звеньев в организации материально-технического снабжения.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ особенностей организации складского хозяйства аэропорта Уренгой ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале». Основным видом деятельности предприятия является наземное обслуживание воздушных судов, включающее в себя и процесс авиатопливообеспечения, обязанности по выполнению которого возложены на службу горюче-смазочных материалов. Главными задачами службы ГСМ является:
- выявление потребности в ГСМ, необходимых для производственной деятельности и создания запасов на авиапредприятии;
- представление в установленные сроки заявок на поставку ГСМ;
- выполнение требований государственных стандартов и нормативных документов по очистке, проведению лабораторного контроля качества авиаГСМ при их подготовке и выдаче на заправку воздушным судам;
- правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание средств приема, хранения, фильтрации, выдачи на заправку ГСМ и их совершенствование, направленное на повышение безопасности и регулярности полетов, количественную и качественную сохранность ГСМ;
- разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды, исключению потерь ГСМ, организации приема, хранения и сдачи отработанных нефтепродуктов;
- организация и проведение мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;
- оперативный учет ГСМ и отчетности об их движении, правильное ведение документации.
Прежде чем попасть в бак воздушного судна, авиационное топливо проходит долгий путь, с большим количеством технологических операций по перекачиванию из одной емкости в другую. Поставку топлива для аэропорта Уренгой осуществляет завод-изготовитель. Нефтепродукт поступает железнодорожным транспортом до станции, где после его приема специально созданной комиссией, раскачивается в автомобильные цистерны и перевозится на склад ГСМ авиапредприятия. На складе топливо с автоцистерн через фильтр предварительной очистки скачивается в резервуары. Затем керосин отстаивается в резервуарах, после чего проходит полномасштабную проверку по всем основным параметрам, определенным нормативными документами, таким как плотность, фракционный состав, кислотность, температура вспышки, кинематическая вязкость, концентрация смол, содержание воды и механических примесей, температура начала кристаллизации, взаимодействие с водой, удельная электропроводность. Если анализ успешно пройден, керосин получает паспорт качества, который становится для топлива пропуском на перрон аэропорта. Перед выдачей для заправки воздушного судна, керосин проходит еще один этап контроля -аэродромный и еще раз фильтруется, теперь через еще более мелкий фильтр.
Проведенный анализ складского хозяйства службы ГСМ позволил выявить определенные трудности по осуществлению контроля и сохранности нефтепродукта, размещенного на складе горюче-смазочных материалов, что является одной из прямых задач персонала службы ГСМ и авиапредприятия в целом.
Совершенствуя процесс управления складской системой предприятия необходимо руководствоваться основным принципом, основанным на утверждении: только персональное решение, учитывающее все факторы, может сделать рентабельной складское хозяйство компании.
В качестве улучшений, в работе рассматривалось предложение по установке измерительной системы предназначенной для выполнения измерений и контролирования уровня бензина, керосина и других нефтепродуктов, определения плотности, температуры и вычисления массы контролируемого топлива.
Информационные системы в управлении складскими операциями дают возможность автоматически принимать решения, моделировать предложенные изменения, управлять отслеживанием и формировать мониторинг производительности. Это позволяет более быстро и усовершенствованно принимать меры в процессе деятельности складского хозяйства.
Не считая контроля за движением авиаГСМ на складе, для предприятия значительную роль играет их количественная сохранность. Оптимальным способом исключения аварийных потерь нефтепродукта на складе ГСМ аэропорта Уренгой, связанных с неисправностью трубопровода или запорной арматуры, может стать установка дополнительного оборудования в резервуары в виде специальных хлопушек.
Умелая организация управлением материального потока по всей цепи логистической системы принесет предприятию существенные выгоды, которые скажутся на повышении эффективности деятельности фирмы, сокращении потерь рабочего времени, что приносит дополнительную экономию.
Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся недостатки в работе, руководство предприятия продолжает совершенствование организации работы складов, хотя и имеет определенные трудности с осуществлением намеченных мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Руководство по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации.
- Наставление по службе горюче-смазочных материалов на воздушном транспорте Российской Федерации (НГСМ-РФ-94).
- СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы».
- Агафонова, А.Н. Условия эффективного функционирования склада в логистической системе / А.Н. Агафонова, В.Н. Шумакова // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2013. – № 4 (102). – с. 11.
- Алесинская, Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2012. – 121 с.
- Аникин, Б.А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебник / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина. – М.: Проспект, 2013. – 344 с.
- Брыкин, А.В. Логистика XXI века и единое евразийское информационное пространство – М.: Наука, 2014. – 186 с.
- Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. – 21-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К», 2013 . – 419 с.
- Гриценко, С.И. Задачи, классификация, факторы оптимизации расположения складов в логистической системе / С.И. Гриценко // Научные труды Донецкого национального технического университета. – Донецк: Донецкий национальный технический университет. 2013. – №4(46). – С. 226-232.
- Дюженкова, Н.В. Использование WMS для решения актуальных задач складской логистики / Н.В. Дюженкова, К.Г. Стерлигова// Вестник научных коференций. – Тамбов. 2016. – С. 132-136.
- Дыбская, В. В. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник для МВА./ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова. – М.: Эксмо, 2014. – 368 с.
- Ельдештейн Ю.М. «Электронный учебно-методический комплекс»(http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/02_04.html#2.4.2.1).
- Звягинцев, А.А. Инновации в складской логистике // Международная конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г.Шухова. Белгород, 12-23 мая 2014 г.
- Иванов, Г.Г. Складская логистика: учебник / Г.Г. Иванов, Н.С. Киреева. – М.: Инфра-М. 2016. – 192 с. 72.
- Иващенко, Т.И. Организация эффективной работы складского хозяйства // Ученые заметки ТОГУ. Хабаровск. 2015. – Т.6. № 1. – С. 229-232.
- Инженерная логистика: логистически-ориентированное управление жизненным циклом продукции: учебник для вузов / Л.Б. Миротин, И.Н. Омельченко, А.А. Колобов; под ред. Л.Б. Миротина и И.Н. Омельченко. 2015. – 644 с.
- Кузнецова, М.Н. Управление складским хозяйством предприятия / М.Н. Кузнецова // Экономический анализ: теория и практика. 2013. – № 32 (355). – С. 53-59
- Лагуткин, В.М. Оптимизация запасов средств производства: учебное пособие / В.М Лагуткин. – М.: Мысль. 2012. — 245 с.
- Левкин, Г.Г. Основы логистики: учебное пособие / Г.Г. Левкин, А.М. Попович. – М.: Берлин: Директ-Медиа. 2015. – 387 с.
- Логистика в России. — https: // cargolink.ru / ls / blog / 536.html.
- Манжосов, Г.П. Современный склад. Организация и технология/ Г.П. Манжосов. – М.: КИАцентр, 2013. – 219 с.
- Осипов, В.А. Проблемы развития логистики в России / В.А. Осипов // Молодой ученый. – 2016.
- Перфильева, А.И. Организация складского хозяйства / А.И. Перфильева, И.М. Максимов. // Логистические системы в глобальной экономике. Красноярск. 2014. – № 4. – С. 185-189.
- Полховская, П.Д. Роль складского хозяйства в логистической системе предприятия / П.Д. Полховская, Н.П. Карпова // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016.
- Стеблина, Ю.А. Совершенствование складской деятельности предприятий / Ю.А. Стеблина // Современные тенденции в экономике и управлении: Новый 73 взгляд. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества». 2016.
- Степанов, В.И. Логистика. Учебник для бакалавров /В.И. Степанов – М.: Проспект. 2015.
- Толстенко, Д.С. Автоматизация складского учета товарной организации: задачи, этапы, проблемы / Д.С. Толстенко, И.Е. Егорова // Управление, Бизнес и Власть, 2013. – №1.
- Хайкин, М.М. Минерально-сырьевая логистика в экономической системе / М.М. Хайкин, Б.К, Плоткин, М.М. Невская; под ред. М.М. Хайкина. СПб.: Астерион. 2016. – 162 с.
- Корпоративный менеджмент. Типовые организационные структуры предприятия. http://www.cfin.ru/management/iso9000/iso9000_orgchart.shtml.
- Опыт развития складского хозяйства за рубежом – http://kursika.ru/doc765179.html.
- Повышение эффективности работы склада и определение оптимального размера складских запасов. – https://www.profiz.ru/peo/4_2016/razmer_zapasov/.
- Проблемы развития логистики в России. – http: // www.xcomp.biz / problemy -razvitiya — logistiki — v — rossii.html. 74.
- Россия. Складская недвижимость. I полугодие 2016 г. – http://www.colliers.com//media/files/emea/russia/research/2016/h1/industrial_russia_h1_2016_rus.pdf?la=ru-ru.
- Складская и индустриальная недвижимость.– http://www.colliers.com/ruru/moscow/services/property-type/industrial-and-logistics.
- Что такое складская логистика – основные понятия, задачи и функции. – http:// hiterbober.ru / business — terms / chto — takoe — skladskaya — logistika.html.
- политика ГУП «Аэропорт Тарко-Сале».
- Положение о службе ГСМ аэропорта Уренгой ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» 2013г.
- Должностная инструкция заведующего складом нефтепродуктов (ГСМ).
- Краткий экономический словарь, М., 1987.
- Финансовые инвестиции образовательный центр www.allfi.biz.
- http://or-terminal.ru/press/vidy-skladov.php.
- http://pl-e.ru/w/PL_Engineering.
