Меню Услуги

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Оушен Фреш»

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • 1.1 Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • 1.2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
  • 1.3Рентабельность и прибыль, как показатели эффективности деятельности организации
  • 1.4.Финансовая отчетность, как информационно-правовая база анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ООО «Оушен Фреш»)
  • 2.1. Общая характеристика деятельности ООО « Оушен Фреш»
  • 2.2 Технико-экономическая характеристика ООО «Оушен Фреш»
  • 2.3 Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия ООО «Оушен Фреш»
  • 3. Совершенствование финансовой деятельности ООО «Оушен Фреш»
  • 3.1 Пути финансового оздоровления организации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

 Продажа продовольственных товаров составляет около 70% всех объемов продаж на территории России. Торговля осуществляется в рамках правил продажи отдельных видов товаров, принятая  в отдельной главе II «Особенности продажи продовольственных товаров».

Сейчас предприятиям приходится самим решать проблемы со снабжением овощей и фруктов. Компании стремятся   установить прямые связи с местными производителями и  с большими оптовыми компаниями  других регионов России, но и с зарубежными оптовыми компаниями. Это позволят предложить потребителям бананы, яблоки, капусту брокколи, брюссельскую, цветную, манго свежими и в сроки, когда на эти товары существует повышенный спрос.

Для торговых компаний, занимающиеся оптовой  продажей овощами и фруктами самым важным моментом является определение ассортиментного перечня и структуры товарных запасов. Самой главной проблемой таких предприятий выступает короткие сроки хранение продукции, поэтому производитель должен соблюдать определенные требования к транспортировке и хранению, чтобы его продукция была привлекательна и безопасна для потребления.

Транспортировка овощей и фруктов осуществляется в таре, предохраняющей плодоовощную продукцию от механических повреждений. В качестве тары используют деревянные ящики и лотки, картонные коробки, мешки, сетки, пластмассовую тару, вкладыши и пакеты из полимерных пленок, кузовки, решета, контейнеры. Вид тары зависит от легкости и прочности кожицы (коры) плодов и овощей.

Объем, оборачиваемость и ассортимент товарных запасов на прямую зависят от факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия:

  1. сезонность производства отдельных видов товаров, реализуемых малыми фирмами;
  2. объемы импорта;
  3. широта и обновляемость ассортимента;
  4. звенность товародвижения;
  5. колебания спроса;
  6. насыщенность товарных рынков;
  7. распределение запасов между оптовым и розничным звеньями торговли;
  8. физико-химические свойства товаров, определяющие сроки их хранения и частоту поставок;
  9. уровень цен и соотношение спроса и предложения на товары и товарные группы;
  10. объем и структура товарооборота конкретного предприятия и др.

Изменения перечисленных факторов влияют на величину и оборачиваемость товарных запасов, улучшая или ухудшая эти показатели.

Таким образом при анализе финансово-хозяйственной деятельности  нужно углубленно изучить специфику деятельности  компании или предприятия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности необходим предприятию для оценки финансового состояния организаций, с которыми оно вступает в экономические отношения. Анализ деятельности предприятия носит комплексный характер, обосновывая уровень параметров, дающих объективную и точную картину его финансовых результатов, эффективности использования экономических ресурсов и величины производственного потенциала. Многочисленные аспекты и широта, обусловлена многогранностью экономической жизни предприятия.

Принимаемые  во внимание факторы эффективности производственно-хозяйственной деятельности  меняются  под воздействием внешних и внутренних обстоятельств.  По мере изменения условий функционирования предприятия меняется конкретный перечень показателей, ресурсов и сфер деятельности, которые должны быть подвергнуты анализу.

Правильно говорить о выделении финансовой и хозяйственной сторон анализа, интеграция которых позволяет более точно охарактеризовать деятельность предприятия.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что анализ финансово-хозяйственной деятельности является необходимой частью  в системе управления предприятием, являющийся основной базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. Умение проводить и оценивать итоги анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия поможет принимать квалифицированные управленческие решения по уменьшению риска и увеличению доходности финансово-экономической деятельности предприятия, выявлять факторы и резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий.

Целью дипломной работы является проведение анализа, для определения способов улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для реализации поставленной цели обозначены и решены следующие задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  2. провести анализ бухгалтерского баланса предприятия, выявить больные статьи отчетности;
  3. провести анализ финансовых результатов предприятия;
  4. разработать основные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и повышения его финансовых результатов.

Объектом исследования является ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОУШЕН ФРЕШ», основным видом деятельности, которой  является:

  • торговля оптовая прочими свежими овощами;
  • торговля оптовая свежими  фруктами и орехами;
  • торговля оптовая консервированными овощами, фруктами и орехами;
  • торговля оптовая мясом и мясом птицы, включая субпродукты;
  • торговля оптовая молочными продуктами;
  • торговля оптовая яйцами;
  • торговля оптовая пищевыми маслами и жирами;
  • торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности компании ООО «Оушен Фреш».

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых экономистов по проблеме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, нормативные и законодательные акты.

Информационную базу для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия составила бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Оушен Фреш» за период 2015-2016 гг..

1. Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

1.1 Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта , финансовой отчётности).

С научной точки зрения анализ есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой принятия решений на уровне субъектов хозяйствования. С помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы на будущее и на основе этих прогнозов строятся планы производственной и рыночной активности, разрабатываются процедуры контроля за их исполнением.

На ход хозяйственных процессов оказывает влияние множество факторов объективного и субъективного характера. Все эти факторы в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности необходимо тщательно изучать.

Для отражения полной картины состояния предприятия важны не только количественные, но и качественные характеристики его деловой активности предприятия. Их анализ – важная часть анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, на предприятии анализу необходимо подвергать не только производственную и финансовую сферу, но и юридические, социальные и экологические аспекты.

Задача анализа финансово-хозяйственной деятельности – оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее. Она решается с помощью не только стоимостных данных бухгалтерского учета, но и данных оперативного и статистического учета в различных единицах измерения.

Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функциональности анализируемого объекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования. Основное направление анализа: от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.

Основными принципами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

  1. конкретность — анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение;
  2. комплексность — всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки;
  3. системность — изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно;
  4. регулярность — анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю;
  5. объективность-критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов;
  6. действенность — пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности;
  7. экономичность — затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;
  8. сопоставимость — данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов;
  9. научность — при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия в наиболее общем виде представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

  • оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия;
  • оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения;
  • выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
  • спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов

Признак классификации Вид анализа
По функциям управления
Уровень информационного обеспечения — внутренний управленческий анализ

— внешний финансовый анализ

Содержание процесса управления — перспективный (предварительный) анализ

— ретроспективный (последующий) анализ

— оперативный анализ

— итоговый (заключительный) анализ

Характер объектов управления — анализ стадий расширенного воспроизводства

— отраслевой анализ

— анализ ведомств и предприятий

-анализ составных элементов производства и производственных отношений

 

Окончание таблицы 1

Субъекты анализа — анализ по заданию руководства и экономических служб

— анализ по заданию собственников и органов управления

Периодичность — годовой анализ

— квартальный анализ

— месячный анализ

— декадный анализ

-ежедневный анализ

Содержание и полнота изучаемых вопросов — полный анализ

— локальный анализ

— тематический анализ

Методы изучения объекта — комплектный анализ

— системный анализ

— сравнительный анализ

— сплошной анализ

— выборочный анализ

Степень автоматизации работ — анализ с использованием ПЭВМ

— анализ без применения ПЭВМ

 

С точки зрения направленности анализа, финансово-хозяйственной деятельности предприятия во времени, следует выделить два главных аспекта – ретроспективный и перспективный.

Ретроспективный анализ направлен в прошлое и имеет дело с уже  имевшими место фактами и результатами.

Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.

Сведения, полученные по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможный значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности хозяйствующего субъекта.

Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов и особенностями хозяйственной деятельности предприятия. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование – стратегическим анализом.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть более или менее развернутым, углубленным или наоборот, экспресс-анализом. Анализу может подвергаться какое-то одно направление деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных или иных расчетов предприятия) – в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятие как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным.

В ряде случаев анализируются специальные аспекты деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д..

1.2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности

Методом экономического анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимосвязанности.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

  • — использование системы аналитических показателей, всестороннее характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
  • — изучение причин изменения этих показателей;
  • — выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

Методика анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.

В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.

Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

К качественным (неформализованным, логическим) методам относят аналитические приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального опыта аналитика, на профессиональной интуиции.

К ним относятся:

  • — метод сравнения;
  • — метод построения систем аналитических таблиц;
  • — метод построения систем аналитических показателей;
  • — метод экспертных оценок;
  • — метод сценариев;
  • — психологические и морфологические методы и т.п.

Количественные (формализованные) методы– это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

Количественные методы можно разделить на: бухгалтерские, статистические, классические метода анализа, экономико-математические и т.д.

Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные).

Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

  • 1) метод абсолютных, относительных и средних величин;
  • 2) метод сравнения;
  • 3) вертикальный анализ;
  • 4)горизонтальный анализ;
  • 5) трендовый анализ;
  • 6) факторный анализ;
  • 7) анализ с помощью финансовых коэффициентов;
  • 8) метод экспертных оценок;
  • 9) метод детализации;
  • 10) метод построения дерева решений.

В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

1) Метод абсолютных величин характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Абсолютные величины всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах и т.д. .

Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта – в тонно-километрах и т.д.

Если некоторые разновидности продукции соответствуют общим потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета.

Когда на уровне предприятия или отрасли обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.

Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными одноименными показателями:

±ΔП = П1 – П0

Где П1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П0 – значение абсолютного показателя в базисном периоде, ΔП – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

2) Относительная величина вычисляется как отношение фактического значения показателя к базе сравнения, т.е. путем деления одной величины на: другую. Относительная величина исчисляется в долях единицы, коэффициентах.

Сопоставлять можно одноименные показатели, относящиеся к различным периодам, различным объектам или разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

  • коэффициентом (база сравнения принята за единицу) или
  • выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько
  • процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения одноименных показателей могут быть следующие относительные показатели.

а) Относительные величины динамики, которые характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени.

б) Относительные величины координации отражают соотношение между частями одного целого. К таким величинам относятся, например, соотношение между величиной заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческим персоналом организации и т.д. Относительные величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходятся на 100 или 1000 единиц другой части.

в) Относительные величины наглядно характеризуют результат сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но и к разным объектам или территориям. Эти относительные величины используются для сравнительной оценки результатов деятельности отдельных предприятий отрасли или для оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

г) Относительные величины интенсивности в их числе можно назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность,  материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр.

Таким образом, относительные величины – это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.

3) Метод средних величин используется для обобщения данных. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень места и времени.

4) Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами.

5) Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге.        Обязательным элементам анализа является динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа:

  • — переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;
  • — относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

6) Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегирования показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетности финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

7) Трендовый анализ – часть перспективного анализа, необходим в управлении для финансового прогнозирования. Тренд – это путь развития. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателя. Это самый простой способ финансового прогнозирования. Сейчас на уровне отдельной организации расчетным периодом времени является месяц или квартал.

Анализ временных рядов позволяет решать следующие задачи:

  • — изучить структуру временного ряда, включающую тренд – закономерные изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;
  • — изучить причинно-следственные взаимосвязи между процессами;
  • — построить математическую модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения модели простой линейной или нелинейной регрессии.

8) Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

  • функциональный и вероятностный,
  • прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный),
  • одноступенчатый и многоступенчатый,
  • статический и динамический,
  • пространственный и временной,
  • ретроспективный и перспективный.

Основными этапами факторного анализа являются:

Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели:

  • — классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.
  • — определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
  • — моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.
  • — расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
  • — работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Создать факторную систему – это, значит, представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления, и находится с ним в функциональной зависимости.

9) Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Применение финансовых коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятия, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла.

Для расчета финансовых коэффициентов, финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемой аналитической.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

  • — платежеспособность;
  • — прибыльность, или рентабельность;
  • — эффективность использования активов;
  • — финансовая (рыночная) устойчивость;
  • — деловая активность.

Для измерения перечисленных характеристик в практике анализа используют множество финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.

Преимущества метода коэффициентов:

  • — возможность получить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей
  • — простота и оперативность расчета;
  • — возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;
  • — возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно других аналогичных предприятий;
  • — устранение искажающего влияния инфляции.

10) Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижимости.

Сложность объектов экономических измерений способствовала широкому распространению экспертных оценок в качестве метода измерения.

Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Применение экспертных оценок в тех областях, где могут быть использованы инструментальные средства и информационные технологии, нередко обусловлено неумением правильно ими, пользоваться.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Причинно-следственный анализ, результатом которого является оценка, неразрывно связан с личностью эксперта; другой эксперт, поставленный перед такой же проблемой, может прийти к другим оценкам. Оценки сложных объектов должны выполняться экспертами высокой квалификации. Оценки «средних» экспертов обычно основаны на традиционных, привычных представлениях. В сложных случаях они могу оказаться ошибочными.

Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать и согласовывать свои оценки.

11) Метод детализации представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет все сторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности, описывающие его показатели, расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центром ответственности или составным частям.

12) Метод построения дерева решений входит в систему методов ситуационного анализа и используется в случаях, когда прогнозируемая ситуация может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых либо нужно принимать решение с определенной вероятностью (роль аналитика или менеджера активна), либо так же определенной вероятностью наступает некоторое событие (роль аналитика или менеджера пассивна, однако значимы некоторые независящие от его действий обстоятельства). Именно для формализованного описания подобных ситуаций и используется так называемый метод построения дерева решений.

1.3 Рентабельность и прибыль, как показатели эффективности деятельности организации

Объем реализации, величина прибыли, уровни рентабельности, ликвидности, платежеспособности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности организации, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Совокупным финансовым результатом деятельности организации является балансовая прибыль [30, с.158].

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от вне реализационных операций. Анализ балансовой прибыли начинается с определения ее состава, структуры и изучения ее динамики за анализируемый период, что позволяет выяснить, за счет каких составляющих произошли изменения и как они влияют на общую величину балансовой прибыли.

Чистая прибыль представляет собой ту часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов и других обязательных платежей. Если доля чистой прибыли растет, то это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности организации в условиях работы и эффективном хозяйствовании.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности организации. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемые в себестоимость продукции.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности организации, является рентабельность, которая характеризует прибыль, полученную с каждого рубля средств, вложенных в организация [28, с.17]. Данный показатель характеризует доходность различных направлений деятельности организации, окупаемость затрат, то есть эффективность организации в целом. Он более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности применяют для оценки деятельности организации как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

На практике рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей рентабельности:

1.Рентабельность продаж:

где Nр — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

Рр — прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

2.Рентабельность всего капитала фирмы:

где Вср — средний за период итог баланса,

в качестве Р могут выступать как балансовая прибыль (Рб), так и прибыль от реализации (Рр);

3.Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов:

где Fср — средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов по балансу;

4.Рентабельность собственного капитала

где И — средняя за период величина источников собственных средств организации по балансу.

Кроме того, используют следующую динамику показателей рентабельности:

5.общая (балансовая) рентабельность (Робщ) — показывает общий вес прибыли в объеме выполненных работ и определяется отношением балансовой прибыли к сметной стоимости выполненных работ:

Робщ = Пб/Ссмр×100%,

где Пб — балансовая прибыль;

Ссмр — сметная стоимость выполненных СМР.

  1. рентабельность реализованной продукции (Ррп) — показывает все прибыли, остающихся в распоряжении организации в объеме выполненных работ и определяется отношением чистой прибыли к сметной стоимости выполненных работ:

Ррп = Пч / Ссмр×100%,

где Пч — чистая прибыль.

Поскольку уровень рентабельности зависит от эффективности выполнения подрядных работ, эффективности работы подсобных и вспомогательных производств и рациональности прочей деятельности организации, то изменение любой из этих составляющих вызовет изменение общего уровня рентабельности (общих и реализованных работ) [32, с.13].

Рентабельность основной деятельности (Рсмр) — показывает сколько прибыли от реализации приходится на каждый рубль затрат и рассчитывается отношением прибыли от реализации работ к себестоимости реализованной продукции:

Рсмр = Преал/ССф×100%,

где Преал — прибыль от реализации работ;

ССф — себестоимость реализованной продукции.

Следует отметить, что изменение объема СМР не оказывает влияния на изменение уровня рентабельности СМР, поскольку он представляет одинаковую величину в составе прибыли (делимого) и в составе базы (делителя). Структурные изменения в составе выполненного объема работ могут оказать существенное влияние на уровень рентабельности, поскольку в него входят разнорентабельные виды работ.

Рентабельность производственных фондов (Ра) — отражает эффективность использования организацией производственных фондов и определяется отношением прибыли, остающейся в распоряжении организации к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств:

Ра = Пч / (Sос + Sоб) ×100%,

где Sос — среднегодовая стоимость основных фондов;

Sоб — среднегодовая стоимость оборотных средств.

Данный показатель зависит не только от величины производственных фондов, но и от их рациональной эксплуатации. Чем эффективнее используются производственные фонды, выше фондоотдача основных средств и оборачиваемость оборотных средств, тем выше и уровень рентабельности как показатель отношения прибыли к фондам [13, с.400].

Для анализа данных факторов при изменении уровня рентабельности приведенную выше формулу можно представить в следующем виде [41, с. 285]:

Пч / (Sос + Sоб) = (Пч / Ссмр) / (Sос / Ссмр + Sоб / Ссмр) == (Пч / Ссмр) / (1 / (Ссмр / Sос) + 1 (Ссмр / Sоб),

В таком виде формула устанавливает связь рентабельности с тремя аргументами:

  • 1.прибыльность продукции — величина прибыли на 1 рубль реализованной продукции (Пч/Ссмр);
  • 2.фондоемкость (Sос/Ссмр) или фондоотдача (Ссмр/Sос), характеризующие эффективность использования основных производственных фондов;
  • 3.коэффициент закрепления оборотных средств (Sоб/Ссмр) или количество оборотов оборотных средств (Ссмр/Sоб).

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рвнеоб.а) показывает какую прибыль получает организация с каждого рубля, вложенного в основной капитал и определяется отношением чистой прибыли к средней за период величине внеоборотных активов:

Р внеоб.а. = Пч / Sвнеоб.а: × 100%,

где Sвнеоб а — величина внеоборотных активов.

Рентабельность текущих активов (Ртек.а) — показывает какую прибыль получает организация с каждого рубля, вложенного в текущие активы и определяется отношением прибыли, остающейся в распоряжении организации к средней за период величине текущих активов:

Ртек.а = Пч/SобЮ0%,

где Sоб. — величина текущих активов.

С точки зрения акционеров, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности организации является наличие прибыли на вложенный капитал.

Рентабельность собственного капитала (Рск) — показывает какую прибыль дает каждый рубль инвестированного собственниками капитала и определяется как отношение прибыли, остающейся в распоряжении организации к среднему за период источнику собственного капитала [13, с. 258]:

Рcк = Пч / СК × 100%,

где СК — средний источник собственного капитала за период.

Данный показатель зависит от трех факторов:

  • 1.рентабельности продукции;
  • 2.ресурсоотдачи;
  • 3.структуры авансированного капитала (коэффициента финансовой зависимости).

Эта зависимость может быть представлена в следующей трехфакторной модели:

Рcк = (Пч / Ссмр)×(Ссмр / ВБ) × (ВБ / СК),

Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

Величина наличия собственных оборотных средств (СОС)12 определяется либо как разница между текущими активами (ТА) (итог раздела 2 актива баланса) и текущими пассивами (ТО) (итог раздела 5 пассива баланса), либо от суммы собственного капитала (Ксоб) (итог раздела 3 пассива баланса) отнимают величину убытков (У) (сумма строк 465 и 475 пассива баланса) и величину внеоборотных активов (ВА) (итог раздела 1 актива баланса) [14,с.168]:

СОС=ТА-ТО=Ксоб-У-В А,

При анализе также важно установить, как организация в течение анализируемого периода сохраняла имеющиеся к началу анализируемого периода собственные оборотные средства, пополняла их или же они уменьшались.

Анализ обеспеченности организации источниками средств для покрытия запасов, дебиторской задолженности покупателей и заказчиков за работы, услуги базируется на том, что все организации можно условно разделить по критерию финансовой устойчивости на четыре типа.

Анализ основывается на сравнении фактической величины запасов и затрат (33) с фактической величин собственных оборотных средств (СОС) и нормальных источников финансирования. Величина запасов и затрат рассчитывается как сумма строк баланса 210 «Запасы» и 220 «НДС по приобретенным ценностям». Величина нормальных источников финансирования (ИФЗ) рассчитывается вычитанием из суммы строк баланса 490 «Капиталы и резервы» и 590 «Долгосрочные обязательства» строк 190 «Внеоборотные активы», 465 «Непокрытый убыток прошлых лет» и 475 «Непокрытый убыток отчетного года».

Таким образом, по результатам финансового анализа проводится оценка деятельности организации в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются варианты для принятия оптимальных управленческих решений как для руководства компании, так и для ее партнеров по бизнесу.

1.4 Финансовая отчетность, как информационно-правовая база для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Анализ финансовой отчетности выступает инструментом для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др.)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, потому что в классическом понимании финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ используется для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служит для оценки деятельности руководства организации; может использоваться для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

Из всех форм бухгалтерско-финансовой отчетности важнейшей является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.

Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам – для оценки финансовой устойчивости.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Собственность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценка системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Капитал организации это — источник финансирования финансово-хозяйственной деятельности. Величина совокупного капитала организации отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Совокупный капитал состоит из собственного и заемного. В форме № 3 «Отчет об изменениях капитала» отражается информация о состоянии и движении собственного капитала организации. Изменения в капитале организации возникают в результате операций с собственниками, приобретающими выпущенные в отчетном периоде акции, в пользу которых начисляются и выплачиваются дивиденды, а также за счет накопления нераспределенной прибыли, уценки и дооценки различных видов имущества, изменений в учетной политике. В общем, виде эти изменения выражаются в изменении чистых активов за отчетный период или физической величины собственного капитала в зависимости от принятой концепции.

Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) – совокупность показателей, развернуто характеризующих поток денежных средств за отчетный период.

Информация, содержащаяся в «Отчете о движении денежных средств», необходима для оценки:

  1. перспективные возможности организации создавать, положительные потоки
  2. денежных средств (превышение денежных средств над расходами);
  3. способности организации выполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и иных платежей;
  4. потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;
  5. причин различия между чистыми доходами организации и связанные с ними поступлениями и платежами;
  6. эффективности операций по финансированию организации и инвестиционных сделок в денежной и безденежной формах.

«Приложения к бухгалтерскому балансу» (форма № 5), детализирует соответствующие данные балансовых статей:

  1. нематериальные активы;
  2. основные средства;
  3. доходные вложения в материальные ценности;
  4. расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
  5. расходы на освоение природных ресурсов;
  6. финансовые вложения;
  7. дебиторская и кредиторская задолженность;
  8. расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат);
  9. обеспечения;
  10. государственная помощь.

«Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма № 6), в данной форме отражается движение по счету 86 «Целевое финансирование» и не затрагиваются обороты по иным счетам, если они не имеют корреспонденции со счетом 86. Учитывая, что порядок заполнения форм бухгалтерской отчетности для коммерческих и некоммерческих организаций одинаков, рекомендуется к включению в отчетность отчета о целевом использовании полученных средств. Если для каких-либо существенных данных в образце формы № 6, представленной в Приложении к Приказу Минфина России № 67н, нет отдельных статей, автономные учреждения самостоятельно определяют необходимые расшифровки и включают в форму отчета дополнительные статьи, поскольку образец отчета является лишь рекомендуемым.

Пояснительная записка является структурной частью годового бухгалтерского отчета.

В настоящее время форма и последовательность представления информации в пояснительной записке строго не регламентированы (кроме отдельных моментов). Каждая организация самостоятельно определяет необходимость раскрытия дополнительной информации, характеризующей результаты и условия осуществления деятельности.

Пояснительная записка должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка должна обеспечивать пользователей дополнительными данными для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Эти данные можно разделить на три блока:

  1. общие данные об организации;
  2. расшифровка важнейших статей из форм бухгалтерской отчетности;
  3. аналитические показатели, которые характеризуют деятельность организации.

Пояснительная записка позволяет раскрыть не только значения показателей, но и качественные характеристики деятельности организации за отчетный период (среднесписочная численность работающих, фондоемкость и материалоемкость производства, возрастная структура парка оборудования, текучесть кадров, индексы роста и прироста и прочие показатели экономических, статистических и иных отчетов, причины сложившегося положения, перспективы его изменения и т.д.).

В пояснительной записке можно раскрыть наметившиеся тенденции, расшифровать агрегированные показатели, указать на взаимосвязь каких-либо характеристик. Разделы пояснительной записки могут соответствовать разделам форм отчетности, но такая структура не является единственно возможной. Однако организация может сгруппировать информацию по иным признакам: влиянию на динамику развития организации, подсистемам системы управления, видам деятельности.

Аудиторское заключение — составляется по итогам проведения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведение им бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ.

Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований. Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • — рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • — формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • — порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • — методы оценки активов и обязательств;
  • — правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • — порядок контроля за хозяйственными операциями.

Таким образом, отчетность организации представляет собой единую систему информации об ее имущественном и финансовым положении.

Страницы: 1 2 3