Меню Услуги

Анализ практики контроля таможенной стоимости в Российской Федерации на примере Санкт-Петербургской таможни

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Страницы:   1   2   3


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы порядка определения и контроля таможенной стоимости товаров в Российской Федерации

1.1 Таможенная стоимость товаров: содержание и значение

1.2 Порядок заявления и методы определения таможенной стоимости

1.3 Анализ правового регулирования порядка заявления и контроля таможенной стоимости товаров

Глава 2. Анализ практики контроля таможенной стоимости в Российской Федерации на примере САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ

2.1 Анализ организации контроля таможенными органами Российской Федерации таможенной стоимости товаров

2.2 Анализ применения системы управления рисками при заявлении декларируемой таможенной стоимости

2.3 Выявленные проблемы существующей практики осуществления контроля таможенной стоимости

Глава 3. разработка рекомендаций по повышению эффективности контроля таможенной стоимости товаров в российской федерации

3.1 Рекомендации по повышению эффективности контроля таможенной стоимости товаров таможенными органами Российской Федерации

Заключение

 

Введение

 

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает очень значимое место в торговой политике и используется в целях защиты экономики, соблюдения международных обязательств, поддержания стабильной внешнеторговой системы. Эффективно действующая система таможенно-тарифного регулирования является необходимым условием для реализации результативной таможенной политики и выполнения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях интеграции РФ в мировую экономическую систему и ЕАЭС, вопросы по контролю ввоза и вывоза товаров, в отношении которых подлежат применению меры тарифного регулирования, становятся все более актуальными, в силу принятых на себя указанных международных обязательств. Данное положение предполагает принятие адекватных мер государственного контроля за оборотом перемещаемых товаров на государственном уровне, который в практическом плане невозможен без применения единой методики определения таможенной стоимости, установленной таможенным законодательством ЕАЭС.

Учитывая изложенное, цель выпускной квалифицированной работы состоит в комплексном исследовании понятия и содержания таможенной стоимости, механизма правового регулирования определения таможенной стоимости в РФ, выявлении существующих проблем и выработке рекомендаций и предложений по совершенствованию организации контроля таможенной стоимости.

Достижению цели способствуют следующие задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и содержание таможенной стоимости;
  • описать систему методов и механизм определения и заявления таможенной стоимости товаров;
  • исследовать особенности нормативно-правового регулирования таможенной стоимости в РФ и ЕАЭС;
  • оценить организацию таможенного контроля таможенной стоимости товаров на примере Санкт-Петербургской таможни;
  • выяснить предназначение системы управления рисками таможенных органов;
  • установить актуальные вопросы исследуемой темы на примере Санкт-Петербургской таможни;
  • представить предложения по совершенствованию механизма контроля таможенной стоимости товаров в РФ.

Объектом исследования избрана система правоотношений, возникающих при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Предметом исследования является организационно-правовой механизм определения таможенной стоимости товаров в РФ.

В рамках выпускной квалифицированной работы были использованы научные методы исследования исторический, сравнительно-правовой, аналогии и синтез, анализ документов.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения об исследуемом предмете способствуют углублению теоретических и практических представлений о содержании института определения таможенной стоимости товаров и его правовой характеристики.

В ходе написания данной работы были использованы международные соглашения, документы ЕАЭС, нормативно – правовые акты РФ и ФТС России, статистические данные, размещенные на сайте ФТС России, учебная литература и научные статьи и др.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений, списка использованных источников и приложений.

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы порядка определения и контроля таможенной стоимости товаров в Российской Федерации

1.1 Таможенная стоимость товаров: содержание и значение

 

В научном плане роль таможенной стоимости получила достаточно широкое освещение сравнительно недавно. В частности, в дореволюционной научной литературе понятие «таможенная стоимость» упоминалось изредка и не являлось самостоятельным предметом изучения. В советский период научные исследования таможенного права были крайне редкими, понятие таможенной стоимости не освещалось.

Современными авторами таможенная стоимость традиционно рассматривается в качестве основы начислений таможенных платежей, и вопросы ее определения и контроля также находят свое отражение в современной литературе. В частности, существует множество публикаций о степени участия таможенной стоимости в формировании бюджета любого государства, следовательно, важно ее верное определение и необходимость контроля, а также решение проблем, сопровождающих порядок определения таможенной стоимости.

Таможенная стоимость используется в процессе таможенного декларирования товаров и отражает цену товара, условия его поставки, совершение расходов, связанных с производством и перемещением товара. Полученная таможенная стоимость используется в процессе начисления таможенных платежей, применения запретов и ограничений.

Но понятие «таможенная стоимость» имеет различные точки зрения исследователей. Во многих отечественных научных исследованиях содержание таможенной стоимости понимается исключительно как база для целей исчисления таможенных платежей. Таким образом, переходя к анализу существующей дефиниции таможенной стоимости, нельзя не отметить, что легальное определение таможенной стоимости нуждается в совершенствовании.

Рассмотрим некоторые нормативно-правовые и научные источники, подтверждающие данное утверждение.

С.А. Хапилин в статье «Методические подходы к определению таможенной стоимости как налогооблагаемой базы для начисления таможенных платежей» приводит таможенную стоимость как ценовую характеристику товара, отражающую его рыночную внешнеторговую цену и используемую в качестве стоимостной основы для таможенных целей.

В.В. Витюк характеризует таможенную стоимость с одной стороны, как базу для исчисления таможенных пошлин, с другой как базу для исчисления налогов.

А.Ф. Андреевым исследовано содержание таможенной стоимости через инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, и автор приходит к выводу, что «таможенная стоимость представляет часть прибыли, уступаемой агентом рынка государству в форме таможенных платежей».

Л.Н. Ершова предлагает рассмотреть понятие таможенной стоимости с экономической и правовой стороны. Экономическая сторона привязывает понятие таможенной стоимости как стоимостного показателя, величины, используемой в качестве налоговой базы при исчислении таможенных платежей. Правовая сторона привязывает понятие таможенной стоимости к таможенно-правовой категории, характеризующей товар как предмет публично-правовых отношений.

Е.П. Василенко в диссертации «Совершенствование управления процессом определения и контроля таможенной стоимости» также приходит к выводу, что содержание таможенной стоимости раскрывается в ее функциональном предназначении. По мнению автора, таможенная стоимость является одним из видов стоимости товара, формируемая не столько в результате экономических процессов, сколько в результате реализации норм таможенного права.

В диссертации «Таможенное регулирование определения таможенной стоимости в Евразийском экономическом союзе» Д.В. Сергеевым таможенная стоимость определена как товарная цена, уступаемая агентам рынка в форме таможенных платежей государству за пересечение товаром таможенной границы.

Приведенные положения раскрывают лишь самые основные и очевидные предназначения таможенной стоимости в таможенном деле и отсылают к раскрытию содержания таможенной стоимости через обеспечение ею фискальной функции. В целом, авторы выделяют юридически значимые признаки понятия:

– таможенная стоимость не обязательно реальная фактическая стоимость товара, а некая расчетная;

– функция (назначение) таможенной стоимости служить налоговой базой;

– с применением таможенной стоимости исчисляются таможенные платежи и таможенные сборы за таможенные операции.

Процесс формирования механизмов определения таможенной стоимости прошел некоторые стадии и концепции. В настоящее время выделяют две крупные системы определения таможенной стоимости товаров:

1) Брюссельская конвенция об унификации правил определения таможенной стоимости 1950 г. (далее – Брюссельская конвенция).

2) Статья VII «Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле» 1994 г. (далее — статья VII ГАТТ) и Соглашение по применению статьи VII ГАТТ.

В Брюссельской конвенции таможенная стоимость определяется как нормальная цена, которая складывается между покупателем и продавцом. У данной конвенции есть существенный недостаток, который заключается в отсутствии критериев «нормальности» цены. Разные рынки, разные конъюнктуры не позволяли определять унифицированные стоимости товаров, а, значит, не отражали особенности перемещения товаров.
Брюссельская конвенция опирается на тот факт, что в качестве основы определения таможенной стоимости необходимо использовать «нормальную цену товара» – цену, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи декларации. По сути, имеется ввиду, что в таможенную стоимость необходимо включать все расходы до момента подачи таможенной декларации.

Также выделено условие, что цена должна соответствовать уровню мировой, т.е. обычной, приемлемой при перемещении таких товаров. Но, таможенная декларация не всегда предоставляется в пункте пропуска, зачастую оформление осуществляется во внутреннем таможенном органе, а значить в таможенную стоимость, соответственно данной системе, необходимо включать и расходы по таможенной территории назначения, что не совсем оправдано и является излишним.

Большое количество стран приняли положения конвенции и подписали ее. Исключением стали такие страны как США и Канада, из-за вышеописанного несоответствия включения расходов. Тем не менее, данная конвенция стала основой для принятия Соглашения о применении статьи VII ГАТТ. Данное соглашение состоит из 4 частей, которые включают:

  • основные правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • обоснование создания единого органа контроля;
  • специальные условия для развивающихся стран;
  • порядок присоединения к Соглашению о применении статьи VII ГАТТ.

Важно отметить, что статья VII ГАТТ была несколько адаптирована к современным условиям внешней торговли в 1995 г. и успешно применяется до сих пор. Государства вносят нормы Соглашения о применении статьи VII ГАТТ в свое законодательство, унифицируя тем самым порядок определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Российское законодательство по определению таможенной стоимости товаров изначально формировалось на положениях и принципах ГАТТ. Но в настоящее время ни нормативно-правовыми документами ЕАЭС, ни национальным законодательством РФ не дано четкое определение таможенной стоимости и почему именно так (методы определения таможенной стоимости) необходимо производить ее расчет. Тем не менее, применяемый в РФ механизм ее определения полностью соответствует международной системе таможенной оценки ВТО.

Основное предназначение таможенной стоимости заключается в том, что:

– величина таможенной стоимости является критерием для исчисления ставок таможенных сборов за таможенное оформление;

– таможенная стоимость используется для ведения внешнеэкономической и таможенной статистики;

– размер таможенной стоимости во многих случаях влияет на размер штрафных санкций за таможенные правонарушения;

– таможенная стоимость оказывает косвенное влияние на конкурентоспособность товара на внутреннем рынке вследствие зависимости стоимости товара на внутреннем рынке государств — членов ЕАЭС от суммы таможенных платежей, уплаченных на основе определенной таможенной стоимости.

Кроме того, таможенную стоимость можно рассматривать в качестве инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К какому именно типу инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности может быть отнесена таможенная стоимость, зависит от применяемой классификации.

 

1.2 Порядок заявления и методы определения таможенной стоимости

 

Особый интерес на сегодня представляют методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в РФ и вывозимых товаров из РФ, и ее декларирования с точки сближения с международными стандартами и нормами. Методологию определения таможенной стоимости современного таможенного законодательства ЕАЭС и РФ определяется в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение). Данное Соглашение, основано на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Согласно ст. 2 Соглашения, применяется система определения таможенной стоимости товаров, которая включает в себя 6 методов:

  • метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
  • метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);
  • метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3);
  • метод вычитания (метод 4);
  • метод сложения (метод 5);
  • резервный метод (метод 6).

Наличие совокупности названных методов и существование между ними определенных связей, установленных процедурой, образует систему указанных методов; функционирование же системы осуществляется за счет существующей процедуры, т. е. порядка и правил применения методов определения таможенной стоимости:

а) основой для определения таможенной стоимости товаров является (в максимально возможной степени) стоимость сделки с ввозимыми товарами, а соответственно, основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, т. е. метод 1. Первостатейность указанного метода предполагает обязательность применения метода 1 первым и неиспользование других методов при наличии оснований и возможности определения таможенной стоимости по методу 1;

б) если таможенная стоимость товаров не может быть определена по методу 1 , то она определяется последовательно по методу 2 (по стоимости сделки с идентичными товарами) и методу 3 (по стоимости сделки с однородными товарами);

в) при невозможности определения таможенной стоимости товаров по методам 2 и 3, она определяется последовательно по методам 4 (вычитания стоимости товаров) и 5 (сложения стоимости товаров). Декларант (таможенный представитель) вправе изменить очередность применения методов на 5 и 4;

г) при невозможности определения таможенной стоимости товаров ни по одному из пяти методов, таможенная стоимость определяется по методу 6 (резервному), т. е. с использованием методов 1-5, совместимых с принципами определения таможенной стоимости, на основе данных, имеющихся в распоряжении таможенного органа на таможенной территории ЕАЭС, так называемое «гибкое» применение методов 1- 5.

Каждый метод имеет свои условия применения и правила вычисления.
Рассмотрим подробнее условия применения каждого метода, а также методы, применяемые к вывозимым товарам.

Первым методом определения таможенной стоимости ввозимых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами – «метод 1». Основой для его определения является заявленная в сделке цена товаров, которые ввозятся на территорию ЕАЭС, т.е. цена, которая фактически уплачена или которая подлежит уплате при продаже на территорию ЕАЭС и дополнена дополнительными начислениями, указанными в ст. 5 Соглашения.

В связи с тем, что на практике метод 1 является наиболее востребованным участниками ВЭД, его применение влечет множество споров между ними и таможенными органами, поэтому Решением Коллегии ЕЭК от 20.12.2012 № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» (вместе с «Правилами применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» были разработаны правила применения метода 1.

Для определения таможенной стоимости по данному методу необходимо соблюдение следующих условий:

  • отсутствие ограничений в области прав покупателя на использование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

– устанавливаются решением органов ЕАЭС;

– ограничивают регион, в котором товары могут быть реализованы;

– значительно не влияют на стоимость товаров.

  • Продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.
  • Никакая часть дохода от последующей продажи, не причитается продавцу.
  • Покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или являются, но данная связь не повлияла на стоимость сделки.

Роль и место метода 1 в системе методов определения таможенной стоимости подтверждается и данными практической деятельности Санкт-Петербургской таможни за 2015-2017 гг., доля которого постоянно является доминирующей с положительной динамикой роста доли с 60% до 70% за указанный период.

Если таможенная стоимость не может быть определена по 1 методу, то таможенной стоимостью таких товаров будет признана стоимость сделки с идентичными товарами, которые были проданы для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и ввезены в тот же период времени что и оцениваемые товары, но не раньше 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров. Стоимостью сделки с идентичными товарами будет являться таможенная стоимость этих товаров, принятая таможенным органом в соответствии с методом 1.

Для определения таможенной стоимости по данному методу должна рассматриваться стоимость сделки с идентичными товарами на аналогичных условиях, что и у оцениваемого товара, в таком же количестве и на том же коммерческом уровне.

Идентичными товарами признаются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Если выполнение этих условий невозможно, то рассматривается стоимость сделки с идентичными товарами на том же коммерческом уровне, но в других количествах. Если вышеназванное условие не выполняется, то используется стоимость сделки с идентичными товарами на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. Если таких сделок не обнаружено, то используется стоимость сделки с идентичными товарами на ином коммерческом уровне и в иных количествах.

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена в соответствии с методами 1 и 2, то таможенной стоимостью таких товаров будет считаться стоимость сделки с однородными товарами, которые были проданы для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и ввезены на данную территорию в тот же или соответствующий период времени, что и оцениваемые товары, но не раньше 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров.

Однородными товарами считаются товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.
Для определения таможенной стоимости по данному методу должна рассматриваться стоимость сделки с однородным товарами на аналогичным условиях, что и у оцениваемого товара, т.е. в таком же количестве и на том же коммерческом уровне. Если выполнение этих условий невозможно, то рассматривается стоимость сделки однородными товарами на том же коммерческом уровне, но в других количествах.

Если вышеназванное условие не выполняется, то используется стоимость сделки с однородными товарами на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. Если таких сделок не обнаружено, то используется стоимость сделки с однородными товарами на ином коммерческом уровне и в иных количествах.

Если в процессе осуществления таможенного контроля таможенный орган установит необоснованность отказа от применения метода 1 и/или иных предшествующих методов (метода 2), методу, использованному декларантом, то принимается решение о неправомерном использовании декларантом избранного им метода определения таможенной стоимости и дальнейшее определение таможенной стоимости товаров осуществляется по методу, который подлежит применению (метод 1 или 2).

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии с 1,2,3 методами, то их таможенная стоимость определяется в соответствии с 4 методом.

В случае если оцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные им товары продаются на таможенной территории ЕАЭС в том же состоянии, в котором они были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС, в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на таможенной территории ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу ЕАЭС, при условии вычета следующих сумм:

  • вознаграждения посреднику;
  • расходы на перевозку и страхование;
  • таможенные пошлины, налоги, сборы.

В случае если ни оцениваемые, ни идентичные либо однородные товары не продаются на таможенной территории ЕАЭС в том состоянии, в к котором они были ввезены, то по заявлению декларанта, таможенная стоимость будет определена на основе цены товара после переработки при условии вычета стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), и сумм, указанных в пп. 1-3 пункта 2 Соглашения.

Таможенной стоимостью 5 метода за основу берется расчетная стоимость товаров, которая получается в результате сложения:

– расходов на изготовление или покупку материалов и расходов на производство;

– суммы прибыли и общих расходов, эквивалентной той сумме, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС;

– расходов на транспортировку, страхование, погрузку, разгрузку, перевалку товара.

Для определения таможенной стоимости данными методом, необходимо предоставление соответствующих документов и сведений.

Если таможенную стоимость нельзя определить 1,2,3,4,5 методами, то таможенная стоимость определяется на основе данных, которые имеются на таможенной территории ЕАЭС, путем использования методов 1,2,3,4,5 и с учетом гибкости в их применении. Например, для определения таможенной стоимости товаров может быть принята таможенная стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, которые были произведены в другой стране, в отличие от оцениваемого товара, т.е. резервный метод (6 метод) определения таможенной стоимости товаров, который рассчитан на случаи, когда ни один из предшествующих вариантов оценки товаров не может быть использован в качестве методической и правовой основы для определения таможенной стоимости.

Также допускается гибкость в определении таможенной стоимости на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами относительно периодов продажи и ввоза оцениваемых товаров и т.д.

В данном методе таможенная стоимость товаров не должна определяться на основе:

  • цены на товары на внутреннем рынке ЕАЭС, произведенные на таможенной территории ЕАЭС;
  • системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
  • цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
  • иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со ст. 9 Соглашения;
  • цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
  • минимальной таможенной стоимости;
  • произвольной или фиктивной стоимости.

В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

Таким образом, как в силу норм международного права, так и норм таможенного законодательства ЕАЭС следует, что резервный метод не дает специального (самостоятельного) способа таможенной оценки товаров, но, однако, обязывает при осуществлении таможенной оценки товаров в рамках данного метода учитывать ряд положений.

Таможенная стоимость вывозимых товаров с территории государства — члена ЕАЭС, определяется в соответствии с национальным законодательством. В РФ таможенная стоимость вывозимых товаров определяется только в отношении товаров, по которым установлены ставки вывозных таможенных пошли, и самостоятельно определяется участником ВЭД.

Правила и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ, регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» (далее – Правила). При анализе данного источника правового регулирования методов определения таможенной стоимости товаров, экспортируемых с территории РФ, установлено, что методы определения таможенной стоимости для ввоза и вывоза товаров с территории РФ не отличаются, за исключением метода вычитания.

Последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ, означает применение методов последовательно при невозможности применения предыдущего. Если существуют какие-либо ограничения применения метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами, используются оценочные методы. Далее применяется расчетный метод, метод сложения. Если вышеперечисленные методы применить нельзя, используется резервный метод.

Метод 1 предусматривает, что таможенной стоимостью является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из РФ в страну назначения и дополненная в соответствии с п. 17 Правил. Например, в перечне дополнительных начислений к цене сделки среди прочего указаны расходы на перевозку вывозимых товаров. По общему правилу, издержки по перевозке товара до места назначения распределяются между сторонами внешнеторгового контракта в соответствии с выбранным термином «Инкотермс».

Особенным условием, не позволяющим применить метод 1, выступает, в частности, запрет раздельных (т.е. осуществленных помимо оплаты за товар) платежей за дополнительные начисления к цене сделки, осуществляемые покупателем в адрес российского лица, не являющегося продавцом вывозимых товаров, достоверность которых не может быть подтверждена.

При невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров на основе стоимости сделки с ними таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров (т.е. расчетным методом).

Во 2 и 3 методах таможенной стоимостью вывозимых товаров является цена сделки с идентичными или однородными товарами, продаваемыми на экспорт в ту же страну импорта и экспортируемыми в то же или почти в то же время, что и оцениваемые товары (п.п. 26, 29 Правил). Товары, выбранные для сравнения, должны быть вывезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на том же коммерческом уровне, что и вывозимые (оцениваемые) товары.

5 метод определения таможенной стоимости основан на издержках на осуществление операций, установленных п. 32 Правил, т.е. добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров:

– сумма расходов на изготовление или приобретение материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (вывозимых) товаров;

– сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (вывозимые) товары, которые производятся в РФ для вывоза в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары.

Метод 6 применяется, когда использование остальных методов достаточно затруднительно и требует соблюдения некоторых условий, которые, чаще всего, трудноосуществимы.

Метод 6 подразумевает, что определение таможенной стоимости осуществляется путем гибкого применения всех методов. Допускаются следующие отклонения от правил:

– идентичные или однородные товары должны быть вывезены в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары;

– при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по методу цены с идентичными или однородными товарами.

Основой для определения таможенной стоимости вывозимых товаров в максимально возможной степени должна быть использована стоимость сделки с этими товарами в том значении и при выполнении условий, которые установлены п.11 Правил.

К особенностям определения таможенной стоимости вывозимых товаров также относятся следующие положения Правил:

– перечень дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, установленных п. 17 Правил, не включает расходы по перевозке товаров, осуществляемой для их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС;

– возможность вычетов из цены сделки при определении таможенной стоимости вывозимых товаров расходов по перевозке товаров, осуществляемой для их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС, а также расходов, производимых после вывоза с нее, таких как строительство, сборка, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия не предусмотрена.

В настоящее время, в рамках совершенствования существующего правового регулирования определения таможенной стоимости предлагается закрепление порядка отложенного определения таможенной стоимости, детализация правового регулирования проведения консультаций между декларантом и таможенным органом в процессе определения таможенной стоимости товаров.

В соответствии со ст. 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с нормами, установленными гл. 8 и гл. 27 ТК ТС. При этом декларант или уполномоченный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание недостоверных сведений.

При декларировании заявляются следующие сведения:

– метод определения таможенной стоимости товаров;

– величина таможенной стоимости товаров;

– обстоятельства и условия внешнеэкономической сделки, имеющие отношение к определению таможенной стоимости товаров.

Представляются подтверждающие вышеуказанные сведения документы, которые должны содержать достоверную и количественно определяемую информацию. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе необходимых для подтверждения сведений о таможенной стоимости в зависимости от использованного метода, утверждается приказом ФТС России. С января 2014 года по настоящее время ФТС России издано 20 приказов о сокращении количества документов, представляемых участником ВЭД при таможенном декларировании товаров. В результате проведенных мероприятий среднее количество документов, требуемых для таможенного декларирования товаров, с учетом особенностей характера декларируемого товара составляет для импорта – 8, для экспорта –6.

Положениями ст.ст. 64, 65 ТК ТС установлено, что при декларировании товаров таможенному органу представляется декларация, в которой в том числе указываются сведения о таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость заявляется в графе 45 ДТ (см. приложения 1, 2). Кроме того, в соответствии со ст. 65 ТК ТС подлежит заполнению (за исключением отсутствия необходимости уплаты таможенных платежей) и подаче одновременно с ДТ также декларация таможенной стоимости, являющаяся неотъемлемой частью декларации на товары.

ДТС это документ, содержащий сведения o таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС или вывозимых с этой территории. По сути, является документальным подтверждением стоимости, заявленной в декларации на товары. Декларация может быть подана в таможенный орган только совместно с декларацией на товары, ибо не рассматривается как самостоятельный документ, имеющий юридическую силу.

В п. 2 ст. 65 ТК ТС указано, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

В случае принятия заявленной таможенной стоимости и по завершении всех прочих проверочных мероприятий таможенный орган принимает решение о выпуске товаров.


Страницы:   1   2   3

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *