Меню Услуги

Анализ рынка земельных участков для коммерческого использования

Страницы: 1 2 3 4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1 Нормативно-правовое регулирование рынка земли
  • 2 Теоретическое обоснование рынка земельных участков
  • 2.1 Общая характеристика рынка земельных участков и его особенность
  • 2.2 Факторы спроса и предложения на рынке земли
  • 2.3 Виды использования земельных участков в целях коммерческого назначения
  • 3 Анализ рынка земельных участков для коммерческого использования г.Уфы
  • 3.1 Состояние рынка земельных участков г.Уфы
  • 3.2 Ретроспективный анализ рынка земельных участков и основных ценообразующих факторов
  • 3.3 Анализ данных о ценах сделок и предложений на рынке земельных участков
  • Выводы и предложения
  • 4 Список литературы
  • Приложение А — Таблица Категории земель с определениями и основными характеристиками
  • Приложение Б — Рисунок Виды разрешённого использования земельных участков с примерами

Введение

В настоящее время в Российской Федерации формируется новая экономическая среда, многие элементы которой находятся в стадии становления и изучения. К ним относится и рынок земли. Долгое время земля является одним из важнейших товаров, удовлетворяющих разнообразные личные потребности людей и одновременно капиталом в вещной форме, приносящим доход.

Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков).

Земельный рынок — это часть системы земельных от­ношений, регуляторами которой являются право собственно­сти (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), кон­куренция (свободный выбор участка), денежная оценка и сво­бодно складывающие цены на землю.

Дело в том, что именно земля является одним из главных звеньев всей системы рыночных отношений. Вложения в нее обычно представляют собой инвестирование с целью получения прибыли. К тому же, земля – основа национального богатства страны, имеющая по числу собственников массовый, всенародный характер.

Земельный участок — часть земной поверхности, имеющая фиксированную  границу. Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Согласно Земельному кодексу России, границы участка должны быть определены в соответствии с федеральными законами. На рынке земельных участков с одной стороны, выступают собственники земельных ресурсов, с другой – люди, владеющие деньгами и желающие свои деньги и свой труд вложить в использование земельных угодий и стать предпринимателями. Собственники земли предлагают свои земли в аренду, тем самым формируют предложение на землю.

Земли для коммерческого использования составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, являются национальным богатством страны. Приоритетное значение земель коммерческого использования обусловлено их социально-экономической значимостью. Важнейшим показателем, которой является создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости населения, развитие экономики.

Т.к. рынок земельных участков под коммерческое использование является развивающимся, по этой причине отсутствует четкое ценовое зонирование между объектами недвижимости с сопоставимыми по доходу видами деятельности, следовательно, данная тема выпускной квалификационной работы является актуальной.

Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании рынка земельных участков для коммерческого использования.

Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование рынка земли;
  2. Изучить теоретические основы рынка земельных участков;
  3. Проанализировать рынок земельных участков для коммерческого использования г.Уфы.

Предметом исследования выступает рынок земельных участков для коммерческого использования г. Уфы.

Объектом исследования в данной работе является спрос и предложение на рынке земельных участков.

При написании выпускной квалификационной работы использовалась научная, учебно-методическая литература, а так же статистический материал Росстата по РБ и интернет ресурс.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, выводов и предложений.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Во введении сформулирована главная цель и в соответствии с ней задачи данной работы, определена актуальность темы.

В основной части будет рассмотрена юридическая сторона регулирования рынка земли; рассмотрим факторы спроса и предложения на рынке земли и виды использования земельных участков в целях коммерческого назначения; проведем ретроспективный анализ рынка земельных участков и основных ценообразующих факторов.

Выводы и предложения содержат основные заключения по исследуемым вопросам.

1. Нормативно-правовое регулирование рынка земли

В  нормативно-правовом регулировании рынка земли основным источником выделяется Конституция РФ. К законодательным актам конституционного уровня относятся Конституция РФ и федеральные конституционные законы, изданные в связи с принятием в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), а также в соответствии с ч. 1 ст. 76 по предмету ведения и другим вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Федеральный конституционный закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня.

Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ). Примечательно, что ни о каком другом природном объекте ни в одном законодательном акте не говорится ничего подобного.

Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость.

Согласно п. 1 и 2 ст. 9 Конституции РФ земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и 2 ст. 35 сказано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не приносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

Конституция РФ предусматривает регулирование земельных отношений на основе приоритета публично-правовых норм земельного законодательства. Это означает, что право частной собственности на землю не может быть абсолютным правом. Права частных земельных собственников могут и должны быть ограничены в интересах общества.

Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В п. «д» ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе и федеральная земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. «г» ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. «д» ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ст. 72).

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами с Российской Федерацией она осуществляет свои суверенные права и юрисдикцию на своем континентальном шельфе (Федеральный закон от 30.11.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации») и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 30.06.03)).

Третьим уровнем источников земельного права являются федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).

Важное значение для земельного права имеют конституционные нормы, гарантирующие государственную защиту прав и свобод гражданина путем признания, соблюдения и защиты. В частности, ст. 45 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является право обращения в суд или арбитражный суд.

Статья 120 Конституции РФ — важная гарантия правильного рассмотрения любого земельного спора, устанавливающая независимость судей и подчинение их только закону, а в случае несоответствия акта государственного или иного органа закону — принятие решения в соответствии с законом.

Законодательная форма как источник земельного права в настоящее время значительно расширена. В соответствии со ст. 5, 76 Конституции РФ законодательные акты теперь принимаются не только на федеральном и республиканском уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие закона и иных нормативно-правовых актов.

В Земельном кодексе РФ представлены основные принципы и состав земельного законодательства, описаны отношения, регулируемые этим законодательством, охарактеризованы объекты и субъекты земельных отношений, ранжированы полномочия субъектов права на разных уровнях государственного управления. Здесь вводится категорирование земель по целевому назначению, определяется порядок отнесения земель к той или иной категории, оговаривается система мер по охране земли.

Кодексом устанавливаются правила и порядок передачи земель гражданам и юридическим лицам в собственность и в аренду, а юридическим лицам — и в постоянное пользование (без права распоряжения).

Оговариваются условия предоставления участков под строительство, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства и огородничества, для дачного строительства и иных, не запрещенных законом целей.

Анализ нормативных актов Президента РФ дает основание утверждать, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений в период проведения земельной реформы в России, начиная с Указа Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

ЗК РФ 2001 г. состоит из 18 глав и 103 статей. Работа над новым ЗК РФ продолжалась около десяти лет.

Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.

Источниками земельного права являются также подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение Законов и указов Президента РФ.

Специфика этого уровня заключается в том, что подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах своей компетенции государственными органами, выполняющими исполнительно-распорядительные функции; данные акты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ, которые в свою очередь не должны противоречить конституционным законам.

Постановления Правительства РФ касаются самых разнообразных сторон правового регулирования земельных отношений и потому занимают самое важное место среди подзаконных нормативных правовых актов.

Это постановление Правительства РФ от 05.02.93 № 100 «О государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993—1995 годы», постановление Правительства РФ от 05.08.92 № 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами», распоряжение Правительства РФ от 10.08.92 № 1453-р «Об отмене администрацией Московской области решений районных, городских, поселковых и сельских администраций об изъятии земель государственного лесного фонда и передаче лесов на территория лесопаркового пояса г. Москвы другим пользователям», постановление Правительства РФ от 28.01.93 № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (в ред. от 15.05.99)4; постановление Правительства РФ от 19.11.02 № 833 «О государственном земельном контроле» и утвержденное им Положение; постановление Правительства РФ от 28.11.02 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ — нормативные приказы, инструкции и др.

По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ. В республиках,
входящих в состав Российской Федерации, роль источников земельного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных природных ресурсов, нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них приняты земельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они находятся в стадии разработки.

В субъектах РФ общее управление использованием и охраной земель осуществляют соответствующие органы государственной власти субъектов. В других субъектах РФ (в областях, автономных областях и округах) источниками земельного права помимо законодательных актов выступают уставы субъектов РФ и издаваемые органами исполнительной власти нормативно-правовые акты, а также решения представительных органов субъектов, постановления и распоряжения глав администраций.

  • Согласно ст. 72 и 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Но Конституция РФ не содержит положения, которое бы разрешало нарушать эту очередность.
  • В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы создания единого рынка земли отнесены исключительно к ведению Российской Федерации.
  • В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, а также природно-ресурсовое законодательство, законодательство об охране окружающей среды и др.
  • В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
  • В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного самоуправления, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В результате правоприменительной практики издаются руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Данные виды нормативных актов специфичны тем, что они имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

Однако любой субъект правоотношений, чей спор или чье дело рассматривается в судах судебной или арбитражной системы, неизбежно попадает под действие указанных актов.

Так, утвержденная государственным арбитражем методика исчисления убытков, полученных в результате нарушения договорных обязательств, применяется арбитражными судами и при рассмотрении дел о причинении вреда земельным угодьям вследствие незаконного решения органов управления.

Руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ:

  • а) устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, «выстраданные» судебной практикой новые нормативные правила;
  • б) в дальнейшем становятся базой для совершенствования действующего земельного законодательства, поскольку судебные системы в лице своих верховных органов обладают по Конституции РФ правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитражной практики становится основой вновь принятых нормативно-правовых актов.

Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты. Так, ГОСТ 17.5.1.01—78 «Охрана природы. Рекультивация земель» регламентирует основные положения, определенные ЗК РФ для землепользователей в качестве обязанности по восстановлению нарушенных земель.

Эти стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике. Так, раскрытие п. 17 ГОСТа 266.40—85 «Земли. Термины и определения» понятия рационального использования земель позволяет правильно применять положение ЗК РФ об обязанностях рационального использования земель собственниками, землевладельцами, арендаторами и землепользователями.

Таким образом в нормативно-правовом регулировании рынка земли различают несколько уровней:

  • Конституция РФ и федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • акты Правительства РФ;
  • акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;
  • международно-правовые договоры;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Данная система наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, через Конституционный Суд РФ, органы прокуратуры РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил иерархической системы.

Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками права, представляет по существу систему законодательства и постоянно совершенствуется в связи с реализацией земельной и других реформ.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы: 1 2 3 4