Меню Услуги

Антикризисное управление как фактор повышения деловой активности предприятия

Страницы: 1 2 3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
  • 1.1 Понятие и сущность антикризисного управления
  • 1.2 Сущность антикризисной политики предприятия
  • 1.3 Роль инноваций в антикризисном управлении
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • 2.1 Влияние экономического кризиса на деятельность предприятий
  • 2.2 Экономическая характеристика ООО «1АБ Партнер»
  • 2.3 Анализ показателей финансового состояния, платежеспособности и ликвидности организации ООО «1АБ Партнер»
  • ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • 3.1 Разработка антикризисной политики на российских предприятиях
  • 3.2 Аналитические выводы по текущему финансовому положению предприятия и рекомендации по его улучшению
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы бакалаврской работы обусловлена следующим.

Построение экономики России в условиях рыночных отношений, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий, мировой финансовый кризис, затронувший мировую экономику в 2008 – 2010, 2014-2016 годах поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

В мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других, порождая так называемый эффект домино.

Рыночная экономика России является относительно молодой, не имеет богатого опыта выхода из кризисных ситуаций, такого как, например у США, переживших ни один финансовый кризис.

Все изложенное подтверждает практическую необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления предприятием в современных экономических условиях.

  • Объектом настоящего исследования выступает организация ООО «1АБ Партнер».
  • Предметом исследования выступает антикризисное управление организации,  направленное на повышение деловой активности предприятия.
  • Целью дипломной работы является выявление особенностей антикризисного управления российских предприятий как фактора повышения деловой активности предприятия.

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи, подлежащие решению:

  1. рассмотреть экономический кризис (экономическую нестабильность) как элемент внешней среды деятельности предприятия;
  2. выявить сущность антикризисного управления предприятием;
  3. проанализировать антикризисное управление предприятия как фактор повышения деловой акивности предприятия;
  4. внести предложения, направленные на совершенствование.

В качестве теоретической базы для выполнения работы, были использованы источники специальной литературы, материалы периодической печати. Среди авторов, методы анализа которых положены в основу данной работы, необходимо отметить Балдина К.В., Кована С.Е., Горемыкина В. А, Кожевникова Н.Н.

Методами исследования выступили анализ, включая экономический и стратегический, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, диалектика.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

1.1  Понятие и сущность антикризисного управления

В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет.

Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика – область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Совокупность проблем можно представить четырьмя группами.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций., то есть своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессе их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии.

Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.

Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельностьчеловека. Управление организацией это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  • — кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  • — кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
  • — к кризисам можно и необходимо готовиться;
  • — кризисы можно смягчать;
  • — управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта;
  • — кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  • — управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами.

Главными из них являются:

  • — гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным структурам управления;
  • — склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
  • — диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
  • — снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
  • — усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий.

Главными из них являются:

  • — мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
  • — осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
  • — повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
  • — усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
  • — использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

  • — мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
  • — установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
  • — интеграции по ценностям профессионализма;
  • — инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
  • — корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Рассмотрим более подробно некоторые из характеристик антикризисного управления.

  1. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, отражающие предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса,  управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений. Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют  антикризисное  управление.
  2. Нет управления без ограничений, которые могут быть внутренними и внешними. Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз.
  3. Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.
  4. Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления.

Наиболее важными являются следующие:

  • — предупреждения кризиса, подготовки к его появлению;
  • — выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем его преодоления;
  • — противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;
  • — стабилизации ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;
  • — рассчитанного риска;
  • — последовательного вывода из кризиса;
  • — предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.

Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления. Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.

Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.

Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения.

Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

Корпоративность – это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.

Лидерство. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. Это звучит необычно, но будет понятно, если иметь в виду, что лидерство – это не только личность менеджера, но и характеристика всей системы управления, характеристика организации  управления.

Оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управлении и в разработке специальных программ антикризисного развития. От этого не может не зависеть антикризисное управление.

Человеческий фактор. Для антикризисного управления необходимо иметь в виду, что существует понятие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.

Система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. Весьма эффективными здесь могут быть использование компьютеров и работа специализированных операторов.

1.2 Сущность антикризисной политики предприятия

В общем понимании управлять – значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать.

Эта функция:

  • — обеспечивает сохранение структуры системы;
  • — поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;
  • — обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.

Для определения сущности антикризисной политики предприятия рассмотрим основные толкования категории антикризисное управление, встречающиеся в экономической литературе.

Антикризисное управление – это система оперативных мер по реформированию всех систем управления с учетом возможных финансовых и иных рисков по мнению автора Синягина А.

Под антикризисным понимается управление, которое нацелено на предотвращение возможных серьёзных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления по мнению автора Базарова Г.З.

Под антикризисным управлением часто понимают либо управление в  условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится – по мнению автора Градова А.П.

Антикризисный менеджмент подразумевает два направления антикризисных мероприятий на предприятии: во-первых, мероприятия по недопущению кризисной ситуации, по ее предотвращению, во-вторых, мероприятия по выходу из уже создавшейся кризисной ситуации по мнению автора Уткина Э.А.

Антикризисное управление – это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями по мнению автора Короткова Э.М.

Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития – по мнению  автора Кован С.Е.

Целями и задачами антикризисного управления являются:

  • — предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему;
  • — воспрепятствование опасным факторам кризиса; управление  динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить);
  • — обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии;
  • — ослабление негативных последствий кризиса;
  • — использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К социально-экономическим системам – объектам антикризисного управления – относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.

Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства – арбитражные управляющие)[3].

Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в стране экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей.

1.3 Роль инноваций в антикризисном управлении

Любая социально-экономическая система достигает успеха в своей деятельности, если она находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Развитие – это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации в организации и может послужить причиной банкротства.

Особенно актуальна эта проблема для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночным отношениям. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также отсутствием целостной государственной инновационной политики.

Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления.

Вместе с тем, характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности.

Известный американский экономист Э. Деминг изложил в своей книге программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции.

Суть этой программы представлена в сформулированных принципах, согласно которым следует:

  • 1) сделать так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным;
  • 2) постоянно совершенствовать систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность;
  • 3) сформировать систему эффективного руководства;
  • 4) внедрить обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с формированием эффективной системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

По мнению специалистов в этой отрасли, наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит австрийскому экономисту Й. Шумпетеру, считавшему, что в основе экономического роста — нововведения.

В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

  • изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям;
  • внедрение нового, т.е. неизвестного метода (способа) производства;
  • освоение нового рынка сбыта;
  • получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, сопровождающегося сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое  управление  нововведениями – это важнейшая задача антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции, особая роль здесь отводится управленческому персоналу, его способности разрабатывать и принимать инновационные решения.

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия – его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими.

К ним относятся:

  • — сложившийся ранее уровень развития производства;
  • — состояние механизма и системы управления;
  • — тип и ориентация организационной структуры;
  • — тенденции экономической и иннновационной политики;
  • — понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д.

На уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние факторы, представленные в таблице 1.

Перечислены причины, как способствующие, так и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные способности которой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием производственной базы и др., но и уровнем научного и технического потенциала

Таблица 1

Факторы, оказывающие воздействие на разработку нововведений управленческого потенциала специалистов

Факторы, способствующие разработке нововведений Факторы, не способствующие разработке нововведений
1.Сохранение и расширение производственной базы 1.Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений
2.Сокращение затрат 2.Длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок
3.Реализация нужд и предложений потребителя 3.Большая неуверенность в успехе
4.Повышение научно-технического потенциала специалистов 4.Непатентоспособность нововведения
5.Имидж корпорации 5.Трудности в сохранении доли на рынке
6.Отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров

 

Отличительными признаками инновационных предприятий являются:

  • — организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;
  • — поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри-, так и внефирменных;
  • — использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;
  • — поощрение и поддержка менеджерами инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;
  • — поощрения принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;
  • — четкая стратегия управления нововведениями.

Если первые пять признаков характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, на долгосрочной основе создающей необходимые условия для генерирования новых идей.

Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах – способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:

  • 1) адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночную условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания;
  • 2) конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов.

Конкурентная стратегия основана на творческом подходе. Она  предполагает двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, складывающейся из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирования в области способов анализа и решения проблем.

Создание новых инновационных структур – одна из основных задач экономической политики как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. В первую очередь, это связано с условиями неопределенности, характерными для инновационной деятельности. Всегда есть опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции.

Одним из позитивных факторов развития инновационных структур является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости, социальной стабильности общества, и в целом способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

Итак, кризисы могут иметь как отрицательное, так и положительное значение для организации. Но, при этом, всегда должны быть в запасе резервы для борьбы с отрицательными последствиями кризисов. В ходе настоящей работы установлено, что антикризисное управление − система управления предприятием, имеющая комплексный, системный характер, направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы.

Страницы: 1 2 3