ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.2. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста объемной аппликации
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕМНОЙ АППЛИКАЦИИ
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирующий эксперимент по развитию творческих способностей в процессе использования объемной аппликации
2.3 Контрольный эксперимент по развитию творческих способностей
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей, а именно, изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другие.
Развитие творческих способностей детей осуществляется в основных видах художественной творческой деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Чтобы создать все основные условия для развития творческой личности каждого дошкольника, необходимо разнообразить многие традиционные виды творческой деятельности. А еще это поможет воспитателям полностью удовлетворить все потребности и интересы дошкольников при обучении художественному творчеству.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у дошкольников воспитывается не только интерес к художественно-творческой деятельности, но и основное желание создать наиболее красивое изображение.
Восприятие и понимание основных произведений искусства, доступных детям: а именно это и графики, и живописи, и скульптуры, и архитектуры, и даже произведений народного декоративного творчества – все это обогащает их представления, а также позволяет найти наиболее разнообразные выразительные решения.
Одним из таких видов творчества художественного творчества является аппликация. Она способствует не только развитию и формированию многих личностных качеств дошкольников, но и способствует развитию творческих способностей.
Проблемой развития детского художественного творчества занимались такие ученые, как А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны также и исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской и др.
В работах ученых Запорожца А.В., Давыдова В.В., Подъякова Н.Н. изучалось влияние художественных видов деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Было установлено, что дошкольники способны в процессе предметной художественной деятельности, а также и аппликации, выделять все самые существенные свойства предметов и явлений. Но кроме этого еще и устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и наиболее специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Эта проблема актуальна и на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса ДОУ способствует не только всестороннему развитию личности дошкольника, но и повышает возможности его дальнейшего обучения.
Из всего этого, вытекает проблема исследования: каково же влияние аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Цель исследования – изучение влияния занятий по объемной аппликации на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, были сформулированы следующие задачи:
- Изучить и проанализировать теоретическую и практическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Раскрыть условия и особенности творческой деятельности дошкольников.
- Провести систему занятий по объемной аппликации для детей старшей группы.
- Выявить изменения творческих способностей детей в процессе занятия объемной аппликации.
- Работа с родителями.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-теоретические методы: это изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию и художественному развитию;
-экспериментальные методы: это подготовка и проведение педагогического эксперимента, занятий по аппликации;
-эмпирические методы: наблюдение, беседа, изучение продуктов детского творчества;
-аналитические методы: это методы анализа полученных данных.
Гипотеза: мы предполагаем, что аппликации влияют на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если при этом:
-пополнение ППРС (а именно центра творчества: материалы для аппликации, инструменты, разные виды бумаги, картона, книги, трафареты и т.д.);
-подбор игровых приемов для проведения режимных моментов (это привлекает детей к участию в режимных процессах: потешки, стишки, разные гимнастики, физкультминутки, использование ИКТ, показ мультфильмов, песни и т.д).
-подбор игровых ситуаций по формированию трудовых навыков во время занятий аппликацией (сюда входят разные игровые ситуации, которые помогают детям запомнить правила работы с теми или иными инструментами и материалами);
-подбор дидактических игр для формирования творческих способностей детей при работе над аппликацией (например, «Продолжи узор», «Укрась рукавички» и другие);
-разработка конспектов проведения режимных процессов с детьми (воспитатель должен предусмотреть ход проведения режимных процессов, чтобы точно знать, как и что лучше провести, что для этого нужно).
-будут созданы условия для самостоятельной творческой работы детей;
-будут использованы различные виды аппликации.
Работа с родителями:
-консультация для родителей: «Развитие творческих способностей дошкольников через объемную аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»;
-памятка для родителей: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей» и другие;
-анкетирование родителей: «Художественная среда, которая окружат ребенка дома», «Занятие аппликацией дома» и другие;
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы воспитателями, а также студентами во время прохождения ими педагогической практики в дошкольном учреждении.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР Мухоршибирский детский сад «Звёздочка»». В данном исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические исследования, а кроме этого еще и практика воспитателей детских садов показывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст. Именно в этом возрасте меняется характер деятельности дошкольников по сравнению с их ранним детством [30].
Художественное творчество – это сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности у детей дошкольного возраста [2].
Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной)[15].
Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [15,121]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
- Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
- Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
- Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
- Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [15, 90].
Изучением творческой деятельности дошкольников занимались такие педагоги как, Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Н.И. Ткаченко, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев и др., а также психологи К.Н. Корнилов, И.Л. Ермаков, а. М. Шуберт, а также искусствоведы Ф.И. Шмит, А.В. Бакушинский и др.
Говоря о формировании творческих способностей дошкольников, важно остановиться на вопросе, когда же и с какого возраста следует развивать творческие способности детей. При этом разные психологи называют абсолютно разные сроки, а именно это примерно от полутора лет и до пяти лет [10, с. 75].
На самом деле, мозг ребёнка особенно быстро растет, а кроме этого еще и «дозревает» уже в первые годы его жизни. Рост количества клеток мозга ребенка и также анатомических связей между ними в основном зависит не только от многообразия и интенсивности работы, но и от того, насколько стимулируется средой образование новых клеток. Этот период «дозревания» это и есть время большей чувствительности к внешним условиям, время наибольших и самых широких возможностей развития детей [20, с. 276].
С психологической точки зрения, многие учёные доказали, что именно дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей так как, в этом возрасте дети становятся чрезвычайно любознательными, у них есть огромное желание познавать весь окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно более независимо. А это качество уже необходимо всячески развивать у детей [21].
Отечественные психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. рассматривали в своих работах творческие способности детей дошкольного возраста. Они доказали, что творческие возможности детей проявляются в основном уже в дошкольном возрасте и, причем развитие их происходит при овладении ими выработанными средствами деятельности в процессе специального и организованного обучения [3, с. 18].
Рассматривая работы нескольких авторов, например таких, как Д. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэрролла, можно выделить шесть наиболее важных условий успешного развития художественных творческих способностей детей.
Первое условие заключается в наиболее раннем физическом развитии ребенка, а именно плавание, гимнастика и т.д. После этого уже идет развитие у детей навыков чтения, счёта, а также знакомство с разными инструментами и материалами.
Второе условие заключается в создании такой обстановки вокруг детей, которая будет опережать развитие их способностей. Другими словами нужно подготовить среду для развития художественных способностей, чтобы дети смогли и сами развивать себя. Например, подготовить уголок творческой деятельности детей, развесить иллюстрации и т.д. [24].
Третье условие, важно, так как условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого творческого процесса детей, который требует максимального напряжения сил и подготовки. Это означает, что способности будут развиваться более успешно, если ребенок не будет останавливаться на месте, а будет поднимать свой уровень развития все выше и выше.
Четвёртое условие развития художественных способностей детей заключается в предоставлении для детей большой свободы в выборе их деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом и т.д. Это все способствует тому, что дети начинают проявлять интерес к творческой деятельности, у них не наблюдается переутомляемость.
Пятое условие заключается в том, что предоставление ребенку свободы выбора и есть наиболее доброжелательная помощь взрослого, что позволяет развивать способности и делать их развитие успешным.
Шестым условием является создание комфортной и психологической обстановки в семье и в коллективе детей для развития творческих способностей детей [18].
Создание таких условий всё-таки не является достаточным для воспитания и развития детей с наиболее уже высоким потенциалом. Многие психологи считают, что творческие способности у детей присущи им еще с самого детства, и все что от нас нужно, это только не мешать им свободно и спокойно самовыражаться. Но всё-таки, не все дети могут сами самовыражаться, не могут сохранять свою творческую активность долгое время [18].
Оказывается, что если подобрать соответствующие методы обучения и развития детей, то многие дошкольники, не теряя своего своеобразия творчества, сами создают произведения наиболее высокого уровня, чем их необученные сверстники. Поэтому, сейчас, становятся популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств [14, с. 34].
Проанализировав нам психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что многие дети делают множество открытий и создают очень интересный, порой даже оригинальный продукт в виде рисунков, поделок, конструкций, стихотворения и т.п. Их такие открытия являются наиболее важными творческими продуктами.
Деятельность каждого ребенка отличается своей большой эмоциональной включенностью в работу, а также стремлением искать новое и много раз опробовать разные решения для получения результатов творческой деятельности, получая от этого особое удовольствие.
И соответственно, можно сделать вывод, что воспитание художественных творческих способностей детей будет эффективным лишь тогда, когда воспитание будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
