Заявка на расчет
Меню Услуги

Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3 4


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.2. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста объемной аппликации
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБЪЕМНОЙ АППЛИКАЦИИ
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирующий эксперимент по развитию творческих способностей в процессе использования объемной аппликации
2.3 Контрольный эксперимент по развитию творческих способностей
Заключение
Список литературы

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей, а именно, изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другие.

Развитие творческих способностей детей осуществляется в основных видах художественной творческой деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Чтобы создать все основные условия для развития творческой личности каждого дошкольника, необходимо разнообразить многие традиционные виды творческой деятельности. А еще это поможет  воспитателям полностью удовлетворить все потребности и интересы дошкольников при обучении  художественному творчеству.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у дошкольников воспитывается не только интерес к художественно-творческой деятельности, но и основное желание создать наиболее красивое изображение.

Восприятие и понимание основных произведений искусства, доступных детям: а именно это и графики, и живописи, и скульптуры, и архитектуры, и даже произведений народного декоративного творчества – все это обогащает их представления, а также позволяет найти наиболее разнообразные выразительные решения.

Одним из таких видов творчества художественного творчества является аппликация.  Она способствует не только развитию и формированию многих личностных качеств дошкольников, но и способствует развитию творческих способностей.

Проблемой развития детского художественного творчества занимались такие ученые, как А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др.  Известны также и исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской и др.

В работах ученых Запорожца А.В., Давыдова В.В., Подъякова Н.Н. изучалось влияние художественных видов деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Было установлено, что дошкольники способны в процессе предметной художественной деятельности, а также и аппликации, выделять все самые существенные свойства предметов и явлений. Но кроме этого еще и устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и наиболее специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна и на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса ДОУ способствует не только всестороннему развитию личности дошкольника, но и повышает возможности его дальнейшего обучения.

Из всего этого, вытекает проблема исследования: каково же влияние аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.

Цель исследования – изучение влияния занятий по объемной аппликации на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретическую и практическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
  2. Раскрыть условия и особенности творческой деятельности дошкольников.
  3. Провести систему занятий по объемной аппликации для детей старшей группы.
  4. Выявить изменения творческих способностей детей в процессе занятия объемной аппликации.
  5. Работа с родителями.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

-теоретические методы: это изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию и художественному развитию;

-экспериментальные методы: это подготовка и проведение педагогического эксперимента, занятий по аппликации;

-эмпирические методы: наблюдение, беседа, изучение продуктов детского творчества;

-аналитические методы: это методы анализа полученных данных.

Гипотеза: мы предполагаем, что аппликации влияют на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если при этом:

-пополнение ППРС (а именно центра творчества: материалы для аппликации, инструменты, разные виды бумаги, картона, книги, трафареты и т.д.);

-подбор игровых приемов для проведения режимных моментов (это привлекает детей к участию в режимных процессах: потешки, стишки, разные гимнастики, физкультминутки, использование ИКТ, показ мультфильмов, песни и т.д).

-подбор игровых ситуаций по формированию трудовых навыков во время занятий аппликацией (сюда входят разные игровые ситуации, которые помогают детям запомнить правила работы с теми или иными инструментами и материалами);

-подбор дидактических игр для формирования творческих способностей детей при работе над аппликацией (например, «Продолжи узор», «Укрась рукавички» и другие);

-разработка конспектов проведения режимных процессов с детьми (воспитатель должен предусмотреть ход проведения режимных процессов, чтобы точно знать, как и что лучше провести, что для этого нужно).

-будут созданы условия для самостоятельной творческой работы детей;

-будут использованы различные виды аппликации.

Работа с родителями:

-консультация для родителей: «Развитие творческих способностей  дошкольников через объемную аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»;

-памятка для родителей: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей» и другие;

-анкетирование родителей: «Художественная среда, которая окружат ребенка дома», «Занятие аппликацией дома» и другие;

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы воспитателями, а также студентами во время прохождения ими педагогической практики в дошкольном учреждении.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР Мухоршибирский детский сад «Звёздочка»». В данном исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 1.1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические исследования, а кроме этого еще и практика воспитателей детских садов показывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст. Именно в этом возрасте меняется характер деятельности дошкольников по сравнению с их ранним детством [30].

Художественное творчество – это сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности у детей дошкольного возраста [2].

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной)[15].

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [15,121]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
  3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [15, 90].

Изучением творческой деятельности дошкольников занимались такие педагоги как, Е.А. Флерина, Я.А. Башилов, Н.И. Ткаченко, К.М. Лепилов, Е.В. Разыграев и др., а также психологи К.Н. Корнилов, И.Л. Ермаков, а. М. Шуберт, а также искусствоведы Ф.И. Шмит, А.В. Бакушинский и др.

Говоря о формировании творческих способностей дошкольников, важно остановиться на во­просе, когда же и с какого возраста следует развивать творческие способности детей. При этом разные психологи называют абсолютно разные сроки, а именно это примерно от полутора лет и до пяти лет [10, с. 75].

На самом деле, мозг ребёнка особенно быстро растет, а кроме этого еще и «дозревает» уже в первые годы его жизни. Рост количества клеток мозга ребенка и также анатомических связей между ними в основном зависит не только от многообразия и интенсивности работы, но и от того, насколько стимулируется средой образование новых клеток. Этот период «дозревания» это и есть время большей чувствительности к внешним условиям, время наибольших и самых широких возможно­стей развития детей [20, с. 276].

С психологической точки зрения, многие учёные доказали, что именно дошкольное детство является наиболее благопри­ятным периодом для развития творческих способностей так как, в этом воз­расте дети становятся чрезвычайно любознательными, у них есть огромное желание позна­вать весь окружаю­щий мир. Кроме того, мышление дошколь­ников более сво­бодно, чем мышление взрослых детей. Оно более независимо. А это качество уже необхо­димо всячески развивать у детей [21].

Отечественные психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. рассматривали в своих работах творческие способности детей дошкольного возраста. Они доказали, что творческие возможности детей проявляются в основном уже в дошкольном возрасте и, причем развитие их происходит при овладении ими выработанными средствами деятельности в процессе специального и организованного обучения [3, с. 18].

Рассматривая работы нескольких авторов, например таких, как Д. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэрролла, можно выделить шесть наиболее важных условий успешного развития художественных творческих способностей детей.

Первое условие заключается в наиболее раннем физическом развитии ребенка, а именно плавание, гимнастика и т.д. После этого уже идет развитие у детей навыков чтения, счёта, а также знакомство с разными инструментами и материалами.

Второе условие заключается в создании такой обстановки вокруг детей, которая будет опережать развитие их способностей. Другими словами нужно подготовить среду для развития художественных способностей, чтобы дети смогли и сами развивать себя. Например, подготовить уголок творческой деятельности детей, развесить иллюстрации и т.д. [24].

Третье условие, важно, так как условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого творческого процесса детей, который требует максимального напряжения сил и подготовки. Это означает, что способности будут развиваться более успешно, если ребенок не будет останавливаться на месте, а будет поднимать свой уровень развития все выше и выше.

Четвёртое условие развития художественных способностей детей за­ключается в предоставлении для детей большой свободы в выборе их деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом и т.д. Это все способствует тому, что дети начинают проявлять интерес к творческой деятельности, у них не наблюдается переутомляемость.

Пятое условие заключается в том, что предоставление ребенку свободы выбора  и есть наиболее доброжелательная помощь взрослого, что позволяет развивать способности и делать их развитие успешным.

Шестым условием является создание комфортной и психологической обстановки в семье и в коллективе детей для развития творческих способностей детей [18].

Создание таких условий всё-таки не является достаточным для воспитания и развития детей с наиболее уже высоким потенциалом. Многие психологи считают, что творческие способности у детей присущи им еще с самого детства, и все что от нас нужно, это только не мешать им свободно и спокойно самовыражаться. Но всё-таки, не все дети могут сами самовыражаться, не могут сохранять свою творческую активность долгое время [18].

Оказывается, что если подобрать соответствующие методы обучения и развития детей, то многие до­школьники, не теряя своего своеобразия творчества, сами создают произведения наиболее высокого уровня, чем их необученные сверстники. Поэтому, сейчас, становятся популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств [14, с. 34].

Проанализировав нам психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод, что многие дети делают множество открытий и создают очень интересный, по­рой даже оригинальный продукт в виде рисунков, поделок, конструкций, сти­хотворения и т.п. Их такие открытия являются наиболее важными творческими продуктами.

Деятельность каждого ребенка отли­чается своей большой эмоциональной включенностью в работу, а также стремлением искать новое и много раз опробовать разные решения для получения результатов творческой деятельности, получая от этого особое удовольствие.

И соответственно, можно сделать вывод, что воспитание художественных творческих способностей детей будет эффективным лишь тогда, когда воспитание будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.


1 2 3 4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф