1.2 Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
В детском саду вся художественная деятельность включает такие основные виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Причем каждый из этих видов деятельности имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире [5].
Аппликация – это наиболее простой и более доступный способ создания художественных работ детей, при котором всегда сохраняется реалистичность самого изображения [13].
Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.[5, с. 3]
В результате изучения опыта многих педагогов было выявлено значение обучения детей аппликации:
- развитие у детей эстетического мировосприятия, а также воспитание художественного вкуса;
- развитие у детей художественно-графических умений и навыков;
- развитие у дошкольников фантазии, творческого мышления и воображения;
- развитие у дошкольников мелкой моторики рук и пальцев;
- становление у детей некоторых организационных навыков художественного творчества;
- воспитание у детей зрительской культуры.
В отличие от других видов изображения предметов – это рисунка и лепки, изображение в аппликации обладает большой условностью. Для неё характерна наиболее обобщенная форма, почти без деталей, чаще всего используется локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко отличается [20].
Простота и легкость исполнения всех видов аппликации делают ее доступной для детского творчества. Дети могут, как использовать уже готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и самостоятельно создавать композиции, при этом вырезая сами элементы узоров, сюжетных изображений и т.д. [19].
Также занятия аппликацией способствуют развитию у дошкольников математических представлений. На занятиях по аппликации дети знакомятся с названиями и признаками простых геометрических фигур, а также получают некие представления о пространственном расположении предметов и их частей, а также величин (больше, меньше).
В процессе занятий у дошкольников развивается чувство цвета, ритма, симметрии и уже на этой основе у них формируется художественный вкус. Им уже не надо самим составлять цвета или закрашивать формы, так как, представляя им бумагу разных цветов, воспитывается умение подбирать красивые сочетания для своей работы.
Занятия аппликацией приучают дошкольников к планированию своей работы. Этот этап очень важен, т.к. в таком виде искусства большое значение для создания единой композиции детей имеет последовательность прикрепления всех отдельных частей [22].
В детском саду все виды аппликации можно разделить на группы:
—Аппликации по содержанию. Они бывают предметные – это вырезание и наклеивание неких форм на основу; сюжетные – это вырезание и наклеивание форм, которые уже взаимодействуют между собой, причем они составляют единую тему; декоративные – это изображения, состоящие из геометрических и растительных форм.
—Аппликации по используемым в ней материалам: сюда включаются аппликации из бумаги, ткани, из природных материалов (трава, листья, цветы и т.д.), коллажи (из вырезанных готовых изображений).
—Аппликации по технике выполнения: это мозаика; обрывание краев бумаги; аппликации из вырезанных форм.
—Аппликации по цветовому решению: монохромные; полихромные.
—Аппликации по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея, на пластилин [27, с. 42].
В зависимости от всех перечисленных видов аппликаций, важно на каждом занятии проговаривать с детьми и соблюдать последовательность выполнения работы, чтобы развивать у детей самостоятельные навыки выполнения по плану. Можно назвать следующий план выполнения аппликативных работ:
- Продумывание будущей композиции.
- Подбор необходимой бумаги.
- Заготовка всех необходимых для работы деталей.
- Расположение всех деталей изображения на основном фоне.
- Наклеивание всех деталей и высушивание деталей изображения [7].
Особенностями развития дошкольников в аппликационной деятельности занимались такие ученые, как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В. и др.
Многообразие нашей окружающей жизни дает очень богатый материал детям для отражения в аппликациях различных сюжетов. Сюжеты аппликаций могут подбираться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». Дети старшей группы самостоятельно наклеивают готовые детали «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а уже в подготовительной группе эта тема может найти еще более оригинальное и развернутое решение: например, «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д. [29].
Разнообразие тематических наборов бумаги помогают детям выяснить колоритное своеобразие времени года, а также реалистичность или фантастичность явлений, особенности взаимосвязи объектов. Но всё-таки не нужно забывать, что очень большое количество цветной бумаги на занятии ведет к излишней красивости, пестроте, причем все это уже является показателем неразвитого вкуса. Но и отсюда можно найти выход, можно создать тоновые аппликации, при этом используя сочетание лишь двух-трех цветов: например, «Зимний вечер» – когда на темном фоне созданы белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев. Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, и вызывают уже у ребенка только положительные эмоции [6].
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют некоторый изобразительный опыт, поэтому такие методические приемы, например, как исследование образца, показ способа действия применяются значительно реже – только в тех случаях, когда нужно обратиться к совершенно новому и неизвестному объекту изображения. Вместе с тем не нужно забывать про наблюдение: важно заострить внимание детей на основных особенностях изображаемого ими объекта, нужно научить «всматриваться» в него, а также анализировать, сравнивать, обобщать [28].
Кроме того, дети часто выполняют различные работы по собственному замыслу, т.е. они учатся самостоятельно решать ту или иную поставленную тему [15, с. 82].
В старшей группе воспитатель зачастую использует словесные методы обучения, это связано с тем, что дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Воспитатель начинает меньше опекать детей, а уже больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает у них самостоятельность, причем старается косвенно подводить детей к наиболее правильному решению [12].
Исследование Г.Г. Григорьевой показывает, что использование на образовательных занятиях неких игровых приемов повышает интерес детей к изобразительному искусству, а кроме этого создается положительный эмоциональный настрой на работу и вызывает желание рисовать, вырезать и наклеивать, конструировать, а также повышает эффективность всего обучения [9].
В старшем дошкольном возрасте воспитатели начинают учить детей овладевать наиболее сложными техниками вырезания аппликаций – это симметричное, силуэтное, многослойное, а также техникой обрывания бумаги. Но иногда, эти техники могут комбинироваться в зависимости от вида работы.
Позже дошкольники уже начинают осваивать новые способы прикрепления деталей к основе: это пришивание их к ткани. При этом у детей меняются и варианты изображения: это плоскостное (когда детали крепятся только к основе) и это полуобъёмное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Причем во втором случае изображение получается уже более выразительное [23].
С постепенным обучением детей все новым и новым видам аппликативных работ расширяется содержание аппликации. При этом дети на занятии создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными также становятся и предметные аппликации, когда появляется большое количество деталей.
Таким образом, можно сделать вывод, осуществляя теоретический анализ всей литературы, мы выяснили, что способности, по мнению М.Б. Теплова – это такие индивидуальные особенности личности ребенка, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. При этом ведущим свойством способности ребенка к творческой деятельности является воображение, уже без которого невозможно воплощение всего замысла.
Воображение дошкольников развивается в процессе всей их творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения у детей является его основное воспитание, начиная уже с детского возраста, через игры, учебные занятия, а также и приобщения к искусству.
Постоянное и систематическое обучение детей разным способам аппликации из различных материалов создает некую основу для творческого выражения дошкольника в своей самостоятельной деятельности.
Основная задача обучения аппликации в таком возрасте – является помощь детям в познании окружающей действительности, а также развитие у них наблюдательности, воспитание чувства прекрасного и обучение приемам изображения.
1.3 Методика обучения детей старшего дошкольного возраста объемной аппликации
Аппликация – это один из видов прикладного искусства, который используется для художественного оформления различных предметов с помощью прикрепления к главному фону некоторых вырезанных декоративных или же тематических форм [11].
Более интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги разных ярких расцветок. Материалы, простота их обработки стимулируют творческую активность у детей, а также позволяют легко овладеть разными ручными умениями и навыками. Поэтому важно в каждой группе детского сада иметь специальные материалы и оборудование для занятий: это бумагу разных цветов, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистые салфетки.
Объемная аппликация – это такой вид более сложной аппликации, при которой на основу работы наносится сначала некий схематический рисунок будущей работы, а затем уже подготавливаются все объемные элементы, необходимые для работы. Это могут быть как бумажные комочки или же шарики, так и разные гармошки, спиральки, пружинки и другие элементы. Все зависит от выбранной работы и входящих в нее деталей. Важно, чтобы ребенок сначала планировал свою работу: выкладывал детали на рисунок, а уже потом только приклеивал их [8].
Создавать объёмные аппликации с детьми не только интересно, но и полезно, так как это развивает моторику рук и пальцев, воображение детей, усидчивость, внимание и пространственное мышление детей. К тому же дошкольники очень любят выполнять такой вид работы совместно с взрослыми, которые уже имеют достаточно опыта в таком виде работы.
Детям до шести лет важно вводить в занятия аппликацией игру, например загадки, задачки, вопросики, чтобы привлечь и удержать их внимание. Эти игры могут быть о предметах и также образах, которые будут изображены в будущей работе.
В целом объемные аппликации делать с ребенком не так уж и сложно. При помощи взрослого это стает доступно и возможно абсолютно каждому ребенку любого возраста. Но нужно помнить, что начинать нужно с простых работ, где объемными будут лишь некоторые детали, а не вся работа в целом [1, с. 63].
Каждый воспитатель должен помнить, что для детей среднего дошкольного возраста необходимо подготавливать все объемные детали самому, а уже постепенно начинать обучать детей помогать воспитателю в подготовке деталей.
В старшей группе при выполнении аппликации решаются следующие задачи:
- Учить детей вырезать детали для аппликации из самых разных материалов (бумага, ткань) простыми способами – это отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
- Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
- Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей.
- Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке [4, с. 18].
В старшем дошкольном возрасте уже увереннее действует рука у ребенка, поэтому он уже сам может легко помогать воспитателю при подготовке к объемной аппликации, выполнять какие-либо отдельные детали (вырезать, скручивать, сворачивать, обрывать и т.д.).
Для детей старшей группы часто выполняют объемные работы, сделанные в основном из бумаги, природных материалов, ткани и бросового материала. Такой вид аппликации представляет собой необычную для них технику, которая позволяет им придать самой простой и обычной аппликации некий объем. Важно объяснить ребенку суть этого вида аппликации: что на основу наклеивается не вся поверхность вырезанных деталей, а лишь только их часть.
Объемные аппликации требуют для своего изготовления материалы, которые всегда есть под рукой у каждого: цветная бумага, ножницы, клей, вата, нитки, картон или плотная бумага [1].
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).
Детям для фона обычно нужно предлагать выбирать более плотную бумагу для подчеркивания определенной ситуации. Элементы аппликации вырезаются из более упругой и эластичной бумаги разных цветов.
Так как ребенок уже сам может помогать воспитателю в подготовке деталей аппликации, то ему уже дают ножницы с закругленными концами. Хранят их обычно в коробке, или стаканчиках. Важно проговаривать с детьми все правила пользования ножницами перед каждой работой [22].
Кисти для намазывания фигур берут в зависимости от размера заготовок. После работы дети должны вымыть свою кисть и высушить. Надо проговаривать, что во время работы кисти кладут на специальную подставку.
Детали работы намазывают на чистой подстилке, на листе бумаге либо доске. Так же воспитатель должен перед работой проговаривать с детьми правила работы с клеем, чтобы дети запоминали их и повторяли на каждом занятии.
Работы детей можно оформлять в рамки, что приносить дополнительную радость детям и эстетику [22].
Наряду с вырезанием различных форм на глаз детей нужно учить изображать объемные предметы приемами сгибания заготовки, например, для передачи зеркального отражения сторон ёлочки, листочка, цветка. Также воспитатель учит детей складывать бумагу гармошкой и вырезать композиции типа гирлянды, где повторяются элементы.
Проведению каждого занятия должна предшествовать большая воспитательная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач и т.д.
При выполнении аппликации воспитатель объединяет детей одной общей целью, а также организует их деятельность, помогает распределить задания между детьми, задействовав каждого в работе. Важным моментом является предварительная работа с детьми: обсуждение плана работы, планирование работы, изготовление деталей работы.
Воспитатель во время работы помогает каждому при изготовлении аппликации, контролирует их работу, подсказывает и дает советы по выполнению.
Чтобы научиться изготавливать объемные аппликации типа домов, транспорт, птиц и т.д. дети должны четко выделять отдельные детали изделия, определять их форму, пространственное расположение.
В повседневной работе воспитатель должен организовывать работу по обследованию предметов, изготавливаемых детьми. Это помогает детям при выполнении аппликации вспоминать, как лучше изобразить предмет, его отличительные признаки.
Приемы вырезания детям показываются частично, лишь сложные, а более легкие и знакомые приемы вырезания дети уже знают сами.
Польза объемной аппликации состоит в том, что ребенок начинает мыслить трехмерно.
Для изготовления объемной аппликации дети вместе с воспитателем подготавливают рабочее место: собирают нужную бумагу, ножницы, клей, линейки и простые карандаши, важно подобрать шаблоны, а также можно использовать любые подручные средства – это и трубочки, нитки, вата, ткань, бусы, веточки и т.д. [1].
Важно перед работой объяснить ребенку, что детали объемной аппликации крепятся лишь частью своей плоскости, а не полностью, а также могут наклеиваться помятые части детали, согнутые детали.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что объемные аппликации не только развивают творческие способности детей, но и дают им много знаний. Объемные аппликации развивают у детей воображение, эстетический вкус, способствуют изучению цветов, форм и объемов предметов, а также развивают моторику рук, усидчивость, конструкторское мышление. Во время работы дети прикладывают больше труда и фантазии, чтобы создать наиболее объемную и эстетичную работу.
При этом каждый воспитатель должен соблюдать методику работы с детьми: проводить предварительную работу с детьми, планировать работу, подготавливать детали для аппликации совместно с детьми, повторять правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем, объяснять этапы работы и помогать при работе каждому дошкольнику. В конце работы важно, чтобы воспитатель оценил работу детей и даже возможно оформил работы в рамки. Только при соблюдении таких правил, работа детей будет удачной и будет привлекать их на последующих занятиях.
