Конспект занятия по объемной аппликации из ваты
«У барашка теплая шубка»
Данный конспект подобран для знакомства детей с материалом вата, с ее свойствами, для развития мелкой моторики рук. Для развития воображения, художественного вкуса.
Материалы и оборудование: образцы работ выполненных из нетрадиционных материалов, для демонстрации: отдельные части туловища сделанные из картона (туловище, голова, ухо, ноги), кусочки ваты, клей ПВА, карандаш, фломастер.
Содержание работы: для начала я предложила послушать интересную историю про овечку, небольшой рассказ. Затем провела беседу. Дети активно принимали участие в беседе. Тогда детям было предложено помочь овечки чтоб она не замерзла и подарить ей новые шубки. Чтоб немного передохнуть правила с детьми физминутку. Далее предложила детям пройти за столы и приступим к работе. Показала образец, объяснила всю работу поэтапно. Предложила детям самостоятельно изготовить шубки. И помогала детям которые затруднялись в выполнении работы. Затруднения были в том что некоторые дети боялись катать вату и при приклеивание придавливать ее. После окончания работы, рассмотрели готовые работы. Задала детям вопросы по их работам. Подвели итоги.
Конспект занятия по аппликация «Зимний забавный зайка»
Материал:
Цветной картон, заготовка зайчика из белой бумаги, бархатная бумага черного цвета, салфетки белого цвета, вата, клей, кисточки.
Содержание работы: Для того чтобы узнать кого мы будем изготавливать, предложила детям отгадать загадку. Затем задала несколько вопросов. Дети отвечали активно. Предложила детям изготовить забавных зайчиков. Показа образец и объяснила как делать. Предложила сделать самостоятельно, но если будут затруднения я помогу. Пока дети делали почитала стих про зайку. При работе у детей не возникло затруднений, все справились хорошо. Рассмотрели все работы похвалили друг друга. Подвели итог.
Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционной техники в «Цыплята на лугу»
Предварительная работа: Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением цыплят на лугу.
Материалы, оборудование: образец, шаблон цыпленка, картон голубого цвета, манная крупа, катушечные хлопчатобумажные нитки голубого или белого цвета для облаков, зеленая гофрированная бумага, цветная и белая бумага, ножницы, простой карандаш, клей, кисточка, клеенка, салфетка.
Содержание работы: На занятии была создана проблемная ситуация. Пришла курочка вся в слезах, потеряла своих деток. Детям загадала загадку от курочки. Предложила детям помочь курочке сделать своими руками цыплят. Дети все согласились. Рассмотрели образец цыпленка. Задала вопросы детям из чего сделан цыпленок? Какой материал использовался для облаков, головы и туловища? Предложила детям сделать цыпленка на лугу, поэтапно показала, как делать и как работать с манкой. Рассказала что из другой крупы тоже можно сделать. В конце работы детей поставили на стенд и предложила детям что еще можно добавить или как можно украсить. Подвели итог наших работ.
Коллективная аппликация с применением нетрадиционных техник «На лугу»
Материалы, инструменты, оборудование: Цветная бумага зеленого цвета, готовые бумажные разноцветные салфетки, ножницы, клей ПВА, кисточки, лист бумаги А3, заранее дети раскрасили фон и наклеили на рамку вместе с воспитателем.
Содержание работы: Чтобы привлечь детей, я предложила немного поиграть провела игра в ассоциации «Что такое лето?». Затем предложила детям представить что мы пчелки и шмели и отправимся на луг (луг- ковер). Сделали психологическую разгрузку, дети были все очень заинтересованы. Для поддержания интереса детям загадала загадки о лете. Дети отвечали активно. Перед практической работой провела пальчиковую гимнастику «Цветок». После этого предложила пройти за столы. Рассказа что работа у нас будет коллективная композиция из цветов. Показала способы вырезания травы, цветов ромашки и мака, что лепестки у них округлые; у василька и гвоздики лепестки зубчиками более сложные. Задала детям вопросы какие цветом полевые цветы: ромашка, василек, одуванчик. Некоторые цветы сделали из крученых комочков салфетки. Дети все были задействованы, всем было интересно. Все делали аккуратно и самостоятельно. После вырезания цветов, приступили к приклеиванию. Задала детям вопрос как нужно приклеивать цветы чтоб были как живые. Дети отвечали активно. Все цветы приклеивали на ватман- виде большого плаката. После изготовления нашей композиции, обсудили чего не хватает? Понравилось им или нет? Чтобы они еще добавили? Подвели итог. И повесили наш плакат в приемной для родителей.
2.3 Контрольный эксперимент по развитию творческих способностей
На контрольном этапе опытно — экспериментальной работы мы использовали те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе.
Методика «Изучение оригинальности решения задач на построение образа», предложенную Урунтаевой Г.А. Цель методики: определить уровень развития творческих способностей детей, уровня развития воображения, а также степени оригинальности и необычности изображения.
Таблица 1 — Результаты обследования оригинальности творческих способностей детей.

По данной методике максимальное количество возможно набранных баллов – 3 (высокий уровень), а минимальное количество – 1 балл (низкий балл). В экспериментальной группе лишь 1 ребенок набрал максимальное количество баллов. В контрольной группе 1 ребенок набрал максимальное количество баллов.
Второй была проведена методика «Вербальные фантазии», предложенная Немовым Р.С., для определения у детей показателя беглости творческих способностей. Цель методики: выявление беглости образов воображения детей; скорости процессов воображения и проработанности образов. Каждому ребенку предлагалось придумать какой-либо рассказ, сказку о каком-либо живом существе или о каком-либо предмете и изложить его на листе бумаги в виде рисунка, а уже потом устно в течение 5 минут.
Таблица 2 — Результаты обследования беглости творческих способностей детей.
По данной методике максимальное количество возможно набранных баллов – 3 (высокий уровень), а минимальное количество – 1 балл (низкий балл). В экспериментальной группе лишь 2 детей набрали максимальное количество баллов. В контрольной группе 3 детей набрали максимальное количество баллов.
Третьей была проведена методика «Скульптура», предложенная Немовым Р.С., для определения у детей показателя разработанности образов при развитии творческих способностей. Цель методики: выявить необычность образов, разработанность и детализированность образов детей.
Таблица 3 — Результаты обследования разработанности творческих способностей детей.
Экспериментальная группа:
По данной методике максимальное количество возможно набранных баллов – 8-10 (высокий уровень), а минимальное количество – 0-3 балл (низкий балл). В экспериментальной группе лишь 2 детей набрали максимальное количество баллов. В контрольной группе 1 ребенок набрал максимальное количество баллов.
Последней, мы провели с детьми методику «Круги», предложенную Столяренко Л.Д. Цель методики: изучение индивидуальных особенностей творческих способностей детей (гибкость и оригинальность).
Таблица 4. Результаты обследования гибкости творческих способностей детей.
По данной методике максимальное количество возможно набранных баллов – 3 (высокий уровень), а минимальное количество – 1 балл (низкий балл). В экспериментальной группе лишь 1 ребенок набрал максимальное количество баллов. В контрольной группе 2 детей набрали максимальное количество баллов.
Подводя итоги всех 4 диагностик, мы сделали итоговую таблицу результатов по всем методикам. Максимальное количество возможных набранных баллов по всем четырем методикам – 19 баллов. Набранное количество баллов по всем методикам детьми можно увидеть в таблице 5 и диаграмме 1.
Таблица 5 – Сводная таблица по всем методикам.
Проанализировав результаты, полученные по всем методикам, можно сделать сказать, что в основном преобладает высокий и средний уровень развития творческих способностей детей.
Вывод: проведение повторной диагностики, с целью проверки эффективности разработанной программы. Для оценки уровня развития творческого потенциала детей на констатирующем и контрольном этапах использовались учения Торренса критериями которых были методики Урунтаева Г.А; Немова Р.С; СтоляренкоЛ.Д. Сравнение результатов в первичной и повторной диагностики свидетельствует об эффективности разработанной программы занятий по объемной аппликации в развитии творческих способностей у детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам объемной аппликации, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребенку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию. Для раскрытия потенциала каждого ребенка важно учитывать не только его индивидуальные и возрастные особенности, но и эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.
При организации детского творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с объемной аппликацией, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятий, бесед, экскурсий ребенок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области аппликации. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одна из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, – активизация их интереса. Без интереса невозможно выполнить ни одну задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т.п. Интерес и способность удивлять – движущие силы творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности.
Очень важно, чтобы между людьми, имеющих непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, существовало согласие, единение в понимании сущности детского творчества, в характеристике педагогических принципов.
В организации процесса творчества детей важно соблюдать закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к деятельности, которую он организует, его результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией творческого потенциала, повышением уровня развития творчества, углублением и расширением знаний, возможностей детей в области объемной аппликации.
К любому достижению в области аппликации ребенок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательному эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Ребенок как формирующаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому для него важна оценка родителей и педагога.
Без соблюдения материального обеспечения сложно достигнуть высоких результатов. Педагогические условия развития детского творчества во многом определяются отношением педагогов, родителей к аппликации, пониманием его значения для личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальный характер. Когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно – выразительного образа у дошкольников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества, утрачивает свою сущностную характеристику.
Рассмотренные условия и аспекты развития творчества успешнее реализуются в том случае, когда рационально и педагогически целесообразно организована развивающая среда.
В дипломной работе проводилась диагностика творческих способностей детей старшей групп детского сада «Звездочка» село Мухоршибирь в начале эксперимента и в конце, в результате которой выяснилось, что уровень творческих способностей детей, у которых проводился эксперимент (экспериментальная группа) на основе нашего тематического плана (одновременно работа с родителями) не стало низкого уровня творческого развития повысился высокий и средний уровни, в то время как у контрольной группы тоже нет низкого уровня, высокий поднялся всего лишь на 10%, средний уровни поднялись на 20 %. Это говорит о том, что наша система по развитию творческих способностей детей наиболее эффективна, так как мы работаем и с детьми, и с их родителями.
Положительный результат эксперимента на основе предложенного нами тематического плана и одновременно работа с родителями повышает уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а значит, его можно использовать на практику в ДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акулина, Н.А.Развитие творческих способностей детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования [Текст] / Н.А. Акулина // Изобразительное искусство в школе. – – № 5. – С. 62-77.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. – 528 с.
- Богат В., Нюкалов, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / Дошкольное воспитание. – – №1. – С. 17-19.
- Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
- Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2015. – 112 с.
- Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] / М.Э. Ванник // Наши дети. – 2017. – № 4. – 44 с.
- Ветлугина, Н.А. Развитие художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок: Монография / М.: Педагогика, 2016. – С.37-50.
- Ветлугина, Н.О. Теория и практика художественного творчества детей [Текст] / Н.О. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 5. – С.6-10.
- Ветлугская, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под редакцией Н.А. Ветлугская. – М.: 2017. – 174 с.
- Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников [Текст]: учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. – М.: Феникс, 2017. – 448 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: методическое пособие / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2017.
- Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]: учебное пособие для учащихся пед. училищ / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 2016.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст]: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2016.
- Динерштейн, И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте [Текст]: дис. канд. психол. наук. / И.В. Динерштейн. – М. – 2016. – 130 с.
- Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика способностей [Текст]: методическое пособие / под редакцией В.Н. Дружинина, В.Н. Шадрикова. – М.: 2016. – 170 с.
- Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада / Т.Г. Казакова. М.: Просвещение, 2017.
- Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015.
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений — 4-е изд. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с.
- Королёва, С.Г. Развитие творческих способностей детей [Текст]: пособие для педагогов-психологов ДОУ / С.Г. Королёва. – М.: Учитель, 2017. – 114 с.
- Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка») / О.В. Корчикова. – Ростов на Дону: Феникс, 2016.
- Мамайчук, И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка [Текст]: документы психолога и педиатра / И.И. Мамайчук. – СПб., 2016, 126 с.
- Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н. Никитин. – М: Просвещение, 2016 – 160 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М., 2017. – 462 с.
- Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н.Н. Поддъяков. М. – 2016, 253 с.
- Просова, Н.В., Соловьёва, Т.К. Путешествие в страну волшебной бумаги // Дошкольное воспитание. – 2016. – №10. – С. 42-43.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: 2017.
- Сидорчук, Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. / Т.А. Сидорчук. – М., 2018.
- Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2018. – 576 с.
