1 2
II Проектная часть
2.1 Разработка проекта автоматизации
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации
Далее в рамках проектирования информационной системы учета заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием необходимо провести планирование процесса разработки, выбрать модель жизненного цикла [2].
Стадии разработки и внедрения программных решений включают: планирование, разработку (программную реализацию), тестирование, использование, поддержку эксплуатации, связанную с выпуском обновлений, стадию вывода из эксплуатации [11].
Планирование этапов проекта должно соответствовать специфике решаемых задач, на начальном этапе необходимо провести планирование каждой из стадий, их продолжительность, заинтересованные стороны и ответственных специалистов.
Модель жизненного цикла выбирается из вариантов [15]:
• Каскадной модели, в рамках которой обеспечивается поочередное выполнение всех работ в рамках проекта в заданном порядке. Переход к последующей стадии производится только после окончания предыдущего этапа.
• Итерационная модель, в рамках которой этапы проекта разделяются на заданную последовательность итераций, каждая из которых представляет собой «мини-проект», в котором также выделяются этапы реализации. Цель каждой итерации — получение работающей версии программного продукта, включающей функциональность, определённую интегрированным содержанием всех предыдущих, и текущей итерации. Результат финальной итерации содержит всю требуемую функциональность продукта.
• Спиральная модель — складывается из нескольких итераций (витков спирали) путем создания прототипов (черновых версий программы). Каждая итерация соответствует созданию фрагмента или версии программного обеспечения, на ней уточняются цели и характеристики проекта, оценивается качество полученных результатов и планируются работы следующей итерации.
Схема каскадной модели представлена на рисунке 20.
Рисунок 16 – Схема каскадной модели жизненного цикла
Недостатками каскадной модели является вероятное затягивание сроков проекта, так как переход к последующей стадии производится только при полном завершении предыдущего этапа.
На рисунке 21 приведена схема итерационной модели жизненного цикла.
Рисунок 17 – Схема итерационной модели жизненного цикла
Недостатком итерационной модели является затягивание сроков проекта, так как в рамках него предполагаются возможности постоянного возврата к предыдущим этапам при обнаружении ошибок.
Для разработки требуемого приложения автоматизации управления взаимоотношениями с клиентами выбрана спиральная модель, представленная на рисунке 22. Структура модели жизненного цикла программного обеспечения приведена в соответствии со стандартом ГОСТ Р МЭК 62304 —2013. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств.
Рисунок 18 — Спиральная модель
К возможным стратегиям внедрения программного обеспечения относятся [30]:
— Параллельная стратегия, в рамках реализации которой производится постепенное внедрение новой технологии, одновременное использование существующей и внедряемой систем с постепенным существующего замещением функционала. Достоинство подобной стратегии: отсутствие перерывов в работе, связанных с издержками на внедрение новой технологии, возможности выявления недостатков внедряемой системы и постепенное их устранение. Недостатки данной стратегии: длительность проекта, необходимость дублирования ввода данных в существующую и внедряемую систему, некоторые ошибки не могут быть своевременно выявлены. Также в данном случае необходимо использовать инструменты мотивации пользователей к обновлению системы. Также отсутствие ситуации форс-мажора не мотивирует разработчиков быстро реагировать на выявленные ошибки и устранять их (т.к. работа компании не остановлена и функционирует существующая система);
— Скачок, в рамках которой одномоментно проводится внедрение новой системы. Достоинство данной стратегии: сокращаются сроки внедрения, недостатки в функционале внедряемого решения обнаруживаются значительно быстрее, что стимулирует разработчиков к быстрому их устранению. Недостатки: значительное время требуется на перевод компании в штатный режим функционирования, т.к. сбои в работе ПО приводят к невозможности выполнения функций. Также первоначально требуются затраты времени на проверку корректности формируемых документов и проводимых расчетов;
— Опытная эксплуатация. Внедряемая система устанавливается на выбранное количество рабочих мест, где проводится проверка всего функционала системы с постепенным ее доведением до работоспособного состояния. Достоинства данной стратегии: работа компании не приостанавливается на период внедрения ПО. Ввод системы в промышленную эксплуатацию осуществляется при полной проверке всех функций. недостатки стратегии: часть специалистов из профильных отделов на время не могут выполнять свои функции, что предполагает дополнительную нагрузку на работников, не вовлеченных в процесс внедрения.
— Узкое место. Данная стратегия используется при необходимости автоматизации направления деятельности, функции которого выполняет небольшое количество специалистов. Внедрение в данном случае вносит минимальное воздействие на работу компании.
В качестве стратегии внедрения выбрана опытная эксплуатация, так как предполагается автоматизация направления деятельности, в котором участвует значительное количество специалистов и при этом необходимо обеспечить бесперебойное функционирование компании.
При разработке проекта автоматизации технологии учета заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием был составлен календарный план внедрения автоматизированной информационной системы, представленный в таблице 7.
Таблица 7
Хронологический порядок внедрения программного продукта в технологию работы
Таким образом, реализация системы предполагает выполнение работ, связанных с привлечением к проекту как разработчиков ПО, так и представителей профильных отделов, в которых предполагается использование системы автоматизации.
Разработка и управление ИТ-решениями связаны со сложностями организационного характера, связанными с обеспечением эффективности взаимодействия специалистов, привлеченных к созданию информационных систем, администраторов, осуществляющих управление базой данных и файловыми ресурсами.
Основные проблемы, связанные с проектированием информационных систем, определяются факторами [9]:
— Разграничением ответственности между разработчиками;
— Определение календарных планов разработки ИТ-продуктов;
— Определением этапов разработки и критериев приемки.
При ошибках в организации проектирования информационных систем возможны задержки, связанные с:
— необходимостью дублирования функций (назначением основного и дублирующего специалиста);
— ошибками в разделении полномочий, что может привести к нерациональному расходу ресурсов времени специалистов.
Ошибки при реализации ИТ-продуктов возможно минимизировать путем использования стандартов программирования, к которым относятся технологии Agile, технологии восходящего и нисходящего программирования.
Усложнение современного программного обеспечения делает актуальным задачи специализации в программировании. Существующее программное обеспечение предполагает необходимость реализации помимо прикладных задач множества смежных, обеспечивающих возможность использования программы пользователями. Так, например, для программ учета продаж необходимы модули взаимодействия с фискальными регистраторами, модули экспорта в унифицированные форматы для обмена информацией. Также необходимо обеспечение разграничения доступа на уровне приложений, сетевая защиты и др. Специализация разработчиков позволяет разделить работу программистов на определенные участки, предоставляет возможности подключения к программам модулей, созданных сторонними разработчиками.
Зачастую при разработке программных продуктов приходится многократно производить набор одних и тех же действий. Например, выводить предупреждения о невозможности выполнения определенного действия. При программной реализации стандартных используются библиотеки, содержащие подпрограммы (процедуры), используемые для исполнения стандартных действий. Данные «заготовки» могут использоваться в качестве готовых модулей при разработке программы.
Программистами могут использоваться стандартные процедурные библиотеки процедур, а также создаваться модули собственной разработки.
При использовании готовых внешних модулей всегда возникают проблемы их совместимости с разрабатываемой программой, решаемые с помощью стандартов, позволяющих проводить запись библиотечных подпрограмм в формате, обеспечивающем максимальный уровень совместимости.
При использовании разработки по модели «сверху вниз» алгоритмы и данные разделяются на автономные части, называемые модулями, некоторые из которых являются стандартными и входят в комплект поставки сред разработки. Примеры стандартных внешних модулей: математические библиотеки, библиотеки печати, конструкторы отчетов и т. д. Но большую часть модулей приходится разрабатывать программистам.
Таким образом, готовые программные продукты представляют собой дерево модулей: из одних модулей осуществляется вызов других модулей, начиная с высшего модуля, являющегося корневым, или головной программой.
Принцип модульности в языках программирования предполагает разделение программы на отдельные компоненты, называемые модулями.
Цель методики XP — адаптация с постоянно изменяющимся требованиям к программным продуктам и повышение качественных характеристик процесса разработки. В силу этого, методология XP оптимально подходит для сложных продуктов с большой степенью неопределенности.
Методология XP построена вокруг следующих процессов: кодирование, тестирование, дизайн и слушание. Также, ценностями экстремального программирования являются: простота, коммуникация, обратная связь.
Преимущества экстремального программирования проявляются в случаях, когда командой полноценно используется хотя бы одна из практик XP, к которым относятся [2]:
заказчик получает только необходимый ему продукт, даже если первоначально не имеет точных представлений о его конечном виде
команда быстро проводит внесение изменений в код и добавление новой функциональности за счет простоты дизайна кода, частого планирования и релизов
работа кода обеспечивается постоянным проведением тестирования и непрерывности процесса интеграции
командой проводится поддержка код, т.к. он разработан в соответствии с единым стандартом и постоянно рефакторится
скорость процесса разработки обеспечивается парным программированием, отсутствием переработок, присутствием представителей заказчика в команде
высокое качество кодирования
снижение рисков, связанных с разработкой, т.к. ответственность за продукт распределена равномерно и кадровые перестановки в команде не нарушают процесс
затраты на разработку ниже, т.к. команда ориентирована на кодирование, а не на документацию и собрания.
Управление крупными ИТ-продуктами предполагает необходимость использования программных решений, обеспечивающих возможности анализа хода их реализации. Класс ИТ-решений для автоматизации указанных задач – системы управления ИТ-продукт.
2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание
Для каждого из этапов создания информационной системы характерно наличие рисков, которые создают вероятность срыва сроков и увеличения бюджета проекта.
Далее проведем оценку степени влияния каждого из видов рисков, характерных для каждой из стадий жизненного цикла информационной системы (таблица 8).
Таблица 8
Оценка влияния рисков реализации проекта автоматизации
№ этапа | Стадия жизненного цикла | Тип риска | Перечень мер по предотвращению негативного влияния факторов риска |
1 | Этап обследования предметной области | Риски, связанные с некорректной постановкой задачи, неполным объемом предоставленных данных по предметной области, ошибок в формулировках задач автоматизации | Проведение аудита технологии работы сторонней организацией, имеющей сертификат на данный вид деятельности |
2 | Этап разработки концептуальной модели | Риски ошибок проектирования, архитектуры системы | Проведение деятельной экспертизы технического задания, предоставление отчетности по результатам создания концепции проекта |
3 | Стадия разработки прототипа | Риски ошибок в программе и использованных алгоритмах | Выделение тестовой системы для проведения нагрузочных испытаний системы на каждом из этапов проекта |
4 | Внедрение | Риски ошибок определения полномочий пользователей, ошибок в выходных документах | Тестирование функциональности, оперативное внесение изменений в функционал системы и программный код |
5 | Эксплуатация и сопровождение | Риски, связанные с уходом сотрудников – разработчиков проекта | Организация командной работы, документирование работы системы |
Таким образом, на всех этапах жизненного цикла системы необходимо минимизировать негативное влияние рисков указанного типа.
2.1.3. Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации
При внедрении информационной системы учета заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием необходимо определить пользовательские роли и комплекс их полномочий, что позволит организовать эффективную систему разграничения доступа к системе. В системе проведено разделение на пользовательский и административный уровни доступа, что позволяет обеспечить защиту от ошибочных действий пользователей, от утечек информации, несанкционированного копирования данных.
В таблице 9 приведено описание пользовательских ролей в ИС учета заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием в условиях ООО «Альфа-Телеком».
Таблица 9
Описание пользовательских ролей в ИС в условиях ООО «Альфа-Телеком»
Мерами защиты от угроз халатности сотрудников могут быть [34]:
максимальное понижение уровня доступа пользователя на рабочей станции;
регламентация временных параметров работы неактивных сеансов;
принятие нормативных документов и определение ответственности пользователей за нарушение регламентов информационной безопасности.
Низкая квалификация
Зачастую вследствие низкой квалификации пользователю затруднительно понять, с чем он имеет дело; из-за этого даже программные продукты с достаточной степенью защищённости предполагают необходимость тонкой настройки со стороны администраторов безопасности.
Таким образом, защитой от угроз, обусловленных недостаточностью квалификации персонала, могут быть:
— проведение технических учеб со специалистами по вопросам информационной безопасности;
— включение вопросов по информационной безопасности при аттестации сотрудников;
— оценка квалификации сотрудника при принятии на работу или кадровом перемещении.
Архитектура защиты информации определяется структурой телекоммуникационной сети предприятия, типом обрабатываемой информации, моделью нарушителя. таким образом, средства защиты информации необходимо выбирать в соответствии с актуальными угрозами. Выбор оптимальных решений в области защиты информации необходимо производить на основании результатов моделирования угроз с использованием соответствующего математического аппарата.
В компании организована система обучения сотрудников в части выполнения регламентов защиты информации. Допуск к работе с информационными ресурсами пользователи сдают в форме тестирования. В ходе анализа организации работы с защищаемыми ресурсами были выявлены следы инцидентов, связанные с отсутствием защиты от несанкционированного копирования данных. В информационной системе отсутствует инструмент, позволяющий выявлять признаки утечек конфиденциальной информации, отсутствует реестр информационных ресурсов, содержащих конфиденциальные данные.
Для технологического обеспечения требований защиты информации в условиях ООО «АЛЬФА-ТЕЛЕКОМ» используются программные и аппаратные решения, перечень которых приведен в таблице 10. По каждому из инструментов по защите информации приняты соответствующие регламентирующие документы.
Таблица 10
Описание технологических средств защиты информации
В таблице 11 показано распределение функций в области защиты информации в ООО «Альфа-Телеком».
Таблица 11
Распределение функций в области защиты информации в ООО «Альфа-Телеком»
Таким образом, в условиях ООО «Альфа-Телеком» создана организационная структура, обеспечивающая выполнение требований информационной безопасности, включающая как специалистов по защите информации, так и ответственных в подразделениях предприятия, что обеспечивает распределение уровней ответственности и эффективность выполнения работ по защите информации.
Предоставление доступа к информационным ресурсам, содержащим конфиденциальную информацию, оформляется начальником отдела через служебную записку на имя администратора защиты информации, который в случае нахождения ресурса на уровне подразделения предоставляет доступ, в случае нахождения на уровне сторонней организации оформляет заявку в соответствующий профильный отдел. Для каждого из информационных ресурсов разработаны формализованные заявки. При необходимости закрытия доступа аналогично на основании служебной записки начальника отдела составляется заявка на закрытие доступа к информационному ресурсу.
Все проведенные мероприятия по защите информации необходимо протоколировать в журналах [10]:
Журнал мероприятий по защите информации, где протоколируются все действия, связанные с проведением работ по защите информации с датой и росписью специалиста, их проводившего;
Журнал регистрации нештатных ситуаций, связанных с защитой информации, куда заносится информация о происшествиях, связанных с нарушениями требований защиты информации и принятых мерах к специалистам, допустившим нарушения.
Контроль за организацией обеспечения защиты информации в подразделениях компании осуществляется в формах:
комплексные проверки системы информационной безопасности (периодичность – 4 года);
выборочные запросы документов в электронном виде администраторов защиты информации;
запросы отчетности по проведенным мероприятиям.
При проведении выбора стратегии проектирования системы информационной безопасности различаются следующие стратегии [9]:
оборонительная;
наступательная;
упреждающая.
Предпочтение в сторону оборонительной стратегии предполагает, что при исключении вмешательства в технологию функционирования информационной системы, можно проводить лишь нейтрализацию наиболее опасных угроз. Как правило, это можно достичь путем построения «защитных оболочек», включающих возможность разработки дополнительных организационных мер, создания программных технологий по разграничению доступа информационным ресурсам, использования технических средств для осуществления контроля помещений, где располагается терминальное и серверное оборудование.
Использование наступательной стратегии предполагает возможность активного противодействия наиболее известным угрозам, которые могут оказать влияние на состояние информационной безопасности системы. Наступательная стратегия предполагает необходимость установки дополнительных средств пользовательской аутентификации на программном и аппаратом уровнях, внедрения более современных технологий по резервированию и восстановлению информации, рост уровня доступности системы с применением систем по горячему и холодному резервированию [8].
Использование упреждающей стратегии предполагает возможность тщательного исследования возможных угроз для систем обработки данных и разработку мероприятий по их нейтрализации еще на этапе проектирования и тестирования системы. Важная часть упреждающей стратегии предполагает необходимость проведения оперативного анализа информации из центров изучения проблем защиты информации, анализ отечественного и мирового передового опыта, проведение независимого аудита уровня обеспечения защиты информации на предприятиях.
Изучение структуры информационной системы показало, что оптимальной стратегией разработки системы информационной безопасности будет являться наступательная стратегия, что предполагает наличие следующих этапов проектирования [7]:
— внедрение дополнительных средств антивирусной защиты (проверка внешних носителей информации на выделенной рабочей станции с установленным альтернативным антивирусным ПО);
— управление использованием внешних носителей информации (допуск к использованию USB-подключений носителей информации на рабочих станциях, где это технологически необходимо);
— внедрение корпоративной версии антивирусного ПО (что позволит автоматизировать процессы централизованного управления системой антивирусной защиты);
— внедрение почтового антивируса, позволяющего блокировать вложения, содержащие вредоносные файлы.
организационные меры защиты информации включают в себя [5]:
изменение положений инструкции по антивирусной защите в соответствии с внесенными изменениями;
ознакомление сотрудников под роспись с требованиями антивирусной защиты;
определение ответственности специалистов в рамках нормативных документов в области защиты информации;
определение групп пользователей по уровню доступа к рискованным операциям (подключению внешних USB-накопителей, работе с внешней электронной почтой, наличию прав локального администратора на рабочих станциях).
2.1. Информационное обеспечение задачи
2.2.1. Информационная модель и её описание
На рисунке 16 приведена информационная модель системы.
Рисунок 19 – Информационная модель системы
Как показано на рисунке 16, информационная модель системы включает области:
1– Область администратора, связанная с заполнением базы данных, куда вводится информация о сотрудниках компании, настройки ролей доступа;
2 – Область работы пользователя, в которой проводится ввод данных по заявкам и учету выполненных работ.
3 – Область формирования отчетности.
2.2.2. Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
В рамках анализа информационной системы учета заявок на выполнение работ с оборудованием ООО «АЛЬФА-ТЕЛЕКОМ», определим ключевые сущности информационной системы, их атрибуты, установим связи между ними.
Нормативно-справочная информация в работе системы включает следующие сущности:
— заявки;
— клиенты;
— виды работ;
— специалисты;
— модели оборудования;
— оборудование;
— ремонтные работы.
Далее приведем описание реквизитного состава входных данных.
Таблица 12
Реквизитный состав справочной информации «Виды работ»
Таблица 13
Реквизитный состав справочника «Модели коммуникационного оборудования»
Таблица 14
Реквизитный состав справочника «Специалисты»
Таблица 15
Реквизитный состав справочника «Клиенты»
Таблица 16
Реквизитный состав справочника «Оборудование»
Таблица 17
Реквизитный состав входного документа «Заявки на техобслуживание
Таблица 18
Реквизитный состав табличной части входного документа «Работы по заявкам»
Инфологическая модель приведена на рисунке 20.
Рисунок 20 — Логическая модель базы данных
На рисунке 21 показана диаграмма вариантов использования. На рисунке 22 приведена диаграмма кооперации. На рисунке 23 показана диаграмма деятельности.
Рисунок 21 — Диаграмма вариантов использования
Как показано на рис.21, в системе предполагается наличие вариантов использования для:
— Менеджера по работе с клиентами, в функции которого входит учета данных о клиентах, используемом оборудовании, прием заявок и передача их для отработки;
— Специалиста с правами учета данных о выполненных работах, формирования отчетности по мониторингу исполнения заявок.
Рисунок 22 — Диаграмма кооперации
Рисунок 23 — Диаграмма деятельности
Рисунок 24 — Диаграмма компонентов
2.2.3. Характеристика результатной информации
Результативная информация содержит информацию о порядке решения проблемы и включает реквизиты:
Свод по обращениям с реквизитами: Тип обращений, интервал дат, статус отработки;
Свод по специалистам: ФИО специалиста, виды работ, объемы выполненных работ.
Отчет по работе с заявками содержит поля:
Код проблемной ситуации;
Наименование проблемной ситуации;
Алгоритм решения;
Данные о результативности решения.
2.3. Программное обеспечение задачи
2.3.1. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
Схема «Дерево функций» позволяет наглядно показать иерархию функций управления и обработки данных, которые автоматизированы в разработанном программном продукте.
В системе определены следующие типы функциональных возможностей системы (рисунок 25) [9]:
служебные функции, связанные с авторизацией пользователей, настройкой интерфейса и др.;
функционал, связанный с обработкой информации, включающий ведение справочной, оперативной информацией по учету заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием.
Рисунок 25 — Дерево функций
На рисунке 26приведен сценарий диалога системы.
Рисунок 26 — Сценарий диалога системы
Таким образом, интерфейс разрабатываемого программного продукта должен соответствовать показанной структуре и включать перечень указанных основных и служебных функций.
2.3.2. Характеристика базы данных
В качестве среды разработки выбрана система «1С: Предприятие 8.3». В качестве СУБД используется встроенная в данную систему MS SQL compact.
Структура таблиц создаваемой базы данных приведена ниже.
Таблица 19
Структура таблицы «vid_rab»
Таблица 20
Структура таблицы «vid_obor»
Таблица 21
Структура таблицы «clients»
Таблица 22
Структура таблицы «kartotek»
Структура таблицы «kartotek»
Таблица 23
Структура таблицы «spc»
Таблица 24
Структура таблицы «zayav»
Таблица 25
Структура таблицы «gur_rab»
2.3.3. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
На рисунке 28 показано дерево вызова программных модулей.
Рисунок 28 — Дерево вызова программных модулей
В таблице 26 приведено описание программных модулей системы.
Таблица 26
Описание программных модулей
2.3.4. Описание программных модулей
Рассмотрен программный модуль М6 «Отчет по заявкам».
При вызове модуля производится формирование и вывод на экран отчета, содержащего отчет по выполнению заявок. Специалист по поставкам, ознакомившись с документом, может его распечатать или сохранить на жесткий диск в формате Microsoft Word (Текст RTF). Развернутая блок-схема работы модуля М6 представлена на рисунке 25.
Структура представления (VIEW) SVOD_3, предназначенного для получения отчета, представлена в таблице 27.
Таблица 27
Структура записи представления SVOD_3
2.4. Контрольный пример реализации проекта и его описание
Рассмотрим основные режимы работы созданного программного обеспечения для автоматизации работы с заявками на гарантийное и сервисное обслуживание компьютерного оборудования ООО «АЛЬФА-ТЕЛЕКОМ». На рисунке 30 приведена главная форма.
Рисунок 30 — Главная форма
На рисунке 31 приведен справочник видов работ.
Рисунок 31 — Справочник видов работ
На рисунках 32-33 показан справочник клиентов.
Рисунок 32 — Справочник клиентов (список)
Рисунок 33 — Справочник клиентов (добавление)
На рисунках 34-35 показан режим справочника оборудования, с которым проводятся ремонтные работы.
Рисунок 34 — Режим справочника оборудования (список)
Рисунок 35 — Режим справочника оборудования (добавление)
На рисунках 36-37 приведен режим приема в ремонт оборудования.
Рисунок 36 — Режим приема в ремонт оборудования (режим ввода)
Рисунок 37 — Режим списка заявок на ремонт оборудования
На рисунках 38-39 приведен режим справочника сотрудников.
Рисунок 38 — Справочник сотрудников (список)
Рисунок 39 — Справочник сотрудников (добавление)
На рисунках 40-41 показан режим учета выполненных работ по заявкам.
Рисунок 40 — Ввод данных о ремонтных работах
Рисунок 41 — Ремонтные работы (список)
На рисунке 42 приведен отчет «Список оборудования в ремонте».
Отбор: Статус Равно «В работе»
Тестирование программного обеспечения проводится на уровнях выполняемых функций, системной архитектуры, а также при выпуске новых версий.
При проведении функционального тестирования выполняются работы:
— проверка функций, реализованных в системе, на предмет соответствия техническому заданию;
— проверка разграничения доступа по ролям пользователей, функционирование систем безопасности;
— проверка функционирования системы в инфраструктуре компании-заказчика на предмет обнаружения проблем совместимости.
При проведении нефункционального тестирования проводится анализ качества реализованного интерфейса, проводится расчет машинного времени на выполнение технологических операций. Тестируются нагрузки системы в различных операционных системах, производительность при различных нагрузках.
При проведении тестирований после изменения версий ПО проверяется не только работа измененных режимов, но и также выборочно анализируется работа системы в различных режимах.
Проверка работы информационных систем проводится посредством проведения тестирования следующих типов [7]:
— дымового тестирования (в рамках которого проверяется функциональность по основным направлениям использования ПО, на основании которой делается вывод о возможности использования ПО на рабочих местах пользователей);
— регрессивного тестирования (в рамках которого наряду с функционалом системы проверяется ее поведение в различных операционных системах, взаимодействие с различными форматами серверов баз данных и приложений);
— тестирования сборки, при котором анализируется поведение программы только по функциям, которые были подвергнуты корректировке;
— санитарного тестирования, в рамках которого в ручном режиме тестируется работоспособность системы на соответствие функционалу, заявленному в спецификации.
Проведение тестирования программного обеспечения осуществляется на различных уровнях в рамках поставленных задач. Тестирование может проводиться на каждом из этапов реализации системы, что позволяет обнаруживать ошибки на ранних стадиях и сократить время работ по созданию системы. В качестве объектов тестирования могут выступать как система в целом, так и отдельные ее модули. В зависимости от типа выбранного объекта тестирования определяются различные подходы к его проведению.
В таблице 27 приведено описание уровней тестирования
Таблица 28
Описание уровней тестирования
Проведение функционального тестирование предполагает использование следующих методов [9]:
эквивалентного разбиения;
анализа пограничных значений;
работы с причинно-следственными связями;
предположения об ошибке.
В таблице 26 приведено описание методов тестирования.
Таблица 29
Описание методов тестирования
В рамках данной работы для проектирования системы учета заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием проведено определение выбора стратегии тестирования, включающей:
— Функциональное тестирование в части проверки реализации задач, определенных в рамках деятельности службы маркетингового отдела;
— Уровень тестирования: компонентный (модульный), так как предполагается проверка функционала приложения в разбиении на модули: учет объектов ИТ-инфраструктуры, учета поступающих заявок и их отработки, формирования отчетности. Проведение системного тестирования не представляется возможным, так как отсутствуют возможности развертывания системы на различных платформах с различным аппаратным обеспечением;
— Метод тестирования: эквивалентное разбиение, в рамках которого каждая из функций разбивается на группы, в которых проводится поиск ошибок функционирования.
Созданный программный продукт обеспечивает возможности работы со справочной, оперативной информацией и формирование отчетности в соответствии с поставленными задачами.
В рамках тестирования разработанного ПО методом черного ящика была проверена корректность работы системы.
1.Позитивный тест-кейс
Таблица 30
Позитивный тест-кейс
1. Простой тест-кейс (таблица 28)
Таблица 31
Простой тест
Сложный тест (таблица 29)
Таблица 32
Сложный тест
Таким образом, успешно проведено тестирование основных режимов разработанной системы, ошибок не выявлено.
Выводы по разделу
В практической части работы проведено построение структуры данных информационной системы учета заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием. Определен перечень сущностей информационной системы, установлены межтабличные связи. Проведено построение логической, физической моделей. Далее проведено моделирование в UML, определены требования к архитектуре системы. Далее проведено обоснование выбора средства разработки, описан прототип созданного программного обеспечения, в котором реализованы возможности работы со справочной, оперативной и отчетной информацией, проведено тестирование разработанной системы, в котором проведен анализ соответствия реализованного функционала поставленным задачам. в ходе проведенного тестирования ошибок не выявлено.
Таким образом, все поставленные задачи автоматизации выполнены.
III Обоснование экономической эффективности проекта
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности
В рамках проведения оценки экономического эффекта внедрения системы предполагается проведение сопоставления затрат, связанных с вложениями в создание системы автоматизации учета заявок на доступ к серверу баз данных (трудовых, материальных, затрат на приобретение оборудования и лицензий на ПО).
Для проведения анализа экономической эффективности внедрения разработанной системы определим перечень процессов, которые автоматизированы посредством внедрения информационной системы управления взаимоотношениями с клиентами. В качестве методики оценки экономического эффекта выбрана методика сравнения внедряемой технологии с используемой в настоящее время. В соответствии с данной методикой производится расчет сокращения трудозатрат на выполнение технологических операций (∆T) с учетом периодичности их выполнения в течение года.
∆T=T_0-T (1)
T_0 – общий объем временных затрат на выполнение операций по учету взаимоотношений с клиентами в годовом выражении до внедрения информационной системы;
Т — общий объем временных затрат на выполнение операций по учету взаимоотношений с клиентами в годовом выражении при внедрении информационной системы
В денежном выражении величина экономического эффекта (∆С) вычисляется по формуле:
∆С=(T_0-T)*С_0
С0 – величина оплаты труда специалистов, задействованных в выполнении автоматизируемых технологических операций.
Полученное значение экономического эффекта в денежном выражении сравнивается с величиной вложений в создание проекта, включающих оплату труда специалистов, участвующих в проекте создания системы управления взаимоотношениями с клиентами. Также учитывается стоимость машинного времени, накладных расходов, оплата электроэнергии. Кроме того, в случае необходимости постоянных вложений, связанных с эксплуатацией системы (например, введения дополнительной ставки администратора базы данных), их сумма вычитается из величины постоянного экономического эффекта:
∆С^’=(T_0-T)*С_0-Z
(Z – величина постоянных затрат, связанных с введением системы в эксплуатацию)
Далее проводится сопоставление величины полученного эффекта и итогового значения суммы затрат в реализацию системы, рассчитываются параметров денежного потока с учётом дисконтирования.
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности проекта
В рамках оценки стоимости реализации проекта определены следующие категории затрат:
— оплата труда сотрудников, которые участвуют в реализации проекта;
— расходы на запасные части и комплектующие;
— расходы на оплату электроэнергии.
В таблице 32 приведен расчет сумм оплаты труда специалистов, привлеченных к реализации системы.
Таблица 33
Расчет сумм оплаты труда специалистов, привлеченных к реализации системы
Величина вложений, связанных с оплатой труда специалистов, составили 218,4 тыс. руб. С учетом отчислений страховых взносов, тариф которых составляет 30,2%, величина затрат принимает значение:
Z=128.4*1.302=167.2 руб.
Расчет затрат, связанных с использование компьютерного оборудование, производится через расчёт доли времени разработки системы относительно срока амортизации, составляющего для данной категории оборудования 5 лет.
S_A=1.5/60*80000=2000руб.
Затраты, связанные с оплатой тарифа электроэнергии, составляющего в 6 руб./кВт*ч с учетом 180 часов машинного времени, 0,7 кВт полезной мощности используемого оборудования, составят: S_E=6*180*0.7=756 руб.
В рамках реализации системы в качестве накладных расходов использованы материалы, необходимые для печати сопроводительной документации, технических заданий, заявок на настройку ролей пользователей, подсистем. Для хранения эталонных копий программного обеспечения предполагается использование flash-накопителей. Также приобретается тонер-картридж для принтера и канцелярские принадлежности.
В таблице 41 приведен расчет затрат на приобретение материалов.
Таблица 34
Расчет сумм накладных расходов
На рисунке 59 приведена диаграмма сокращения временных затрат на выполнение технологических операций, на рис.60 – диаграмма сокращения стоимостных затрат.
Рисунок 58 — Диаграмма сокращения временных затрат на выполнение технологических операций
Рисунок 59 — Диаграмма сокращения стоимостных затрат на выполнение технологических операций
Таким образом, оценка полученного эффекта составляет 275150 руб.
Срок окупаемости проекта составит:
T_OK=174932/275150*12=7.6 мес.
Выводы по разделу
Окупаемость проекта связана с возможностями сокращения времени выполнения операций, связанных с учетом заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием, учетом отработки заявок, возможностями обработки информации в рамках полученных данных. Срок окупаемости проекта оценивается в 7,6 мес., что является приемлемым результатом в условиях исследуемой компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной работы успешно выполнена поставленная цель дипломного проекта: разработан проект внедрения информационной системы управления заявками на выполнение работ с коммуникационным оборудованием с учетом возможностей ИТ–инфраструктуры для сети магазинов ООО «Альфа-Телеком».
В теоретической части работы проведен анализ требований к работе систем автоматизации учета заявок на выполнение работ. Далее проведён анализ предметной области – построена модель бизнес–процессов технологии работы управления заявками клиентов ООО «Альфа-Телеком» на выполнение работ с коммуникационным оборудованием, определены задачи автоматизации. Также проведен анализ существующих решений в контексте их использования в рамках автоматизации исследуемой технологии ООО «Альфа-Телеком». В рамках анализа функционала существующих решений было показано, что существующие системы автоматизации учета заявок на выполнение работ с коммуникационным оборудованием не в полной мере соответствуют технологии работы специалистов компании «Альфа-Телеком». В качестве способа приобретения программного решения для автоматизации поставленных задач выбрана разработкам системы силами специалистов компании.
В практической части работы проведено создание информационной системы: определен перечень сущностей, установлены связи между ними, спроектирована структура базы данных для технологии управления лояльностью клиентов. В качестве модели жизненного цикла выбрана спиральная модель, в качестве стратегии внедрения – опытная эксплуатация. Программная реализация системы проведена в среде «1С: Предприятие 8.3». Функционал системы включает возможности ввода данных по анкетированию клиентов, начисления баллов по дисконтным картам, формирования сводной отчётности. Тестирование разработанной системы показало соответствие реализованного функционала поставленным задачам.
Факторы экономического эффекта от внедрения системы связаны с возможностями получения возможностей анализа отработки заявок, сокращением временных затрат на выполнение технологических операций, связанных с учетом данных о пользователях, возможностей ведения документации в области защиты информации. Также увеличение скорости отработки заявок позволит минимизировать простои, вызванные перебоями в работе коммуникационного оборудования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ
XenServer, Справочник администратора, Практические рецепты успешного развертывания [Текст] / Маккей Т., Бенедикт Дж.К., Халяпин С.Н. // Мовчан Д.А. — Москва: ДМК Пресс, 2017 — 286 с.
Аврунев О. Е., Стасышин В. М. Бизнес-информатика. [Текст] учебное пособие: / О. Е. Аврунев, В. М. Стасышин. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – 121с.
Ахметов И. В., Карабельская И. В., Губайдуллин И. М., Сафин Р. Р. Управление ИТ-сервисами. [Текст] учебное пособие. — Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. — 67 с.
Бабиева Н. А., Раскин Л. И. Автоматизация ИТ-сервисов на предприятиях. [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. А. Бабиева, Л. И. Раскин. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
Баранников Н. И., Яскевич О. Г. Использование ITIL для управления службой технической поддержки [Текст] : учебник / Н. И. Баранников, О. Г. Яскевич. — Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2014. — 237 с.
Баранчиков А. И. Управление ИТ-инфраструктурой организаций [Текст] : учебник / А. И. Баранчиков. — Рязань: РГУ, 2019. — 219 с.
Беляева Т. М. Информационные технологии в юридической деятельности[Текст] : учебник /Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н.В. — Москва: Проспект, 2018. — 349 с.
Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н. В. Информационные технологии в юридической деятельности [Текст] : учебник /Беляева Т. М., Кудинов А. Т., Пальянова Н.В. — Москва: Проспект, 2018. — 349 с.
Бурый А. С. Организация службы технической поддержки [Текст] : учебник / А.С. Бурый. — Москва: Горячая линия — Телеком, 2016. — 128 с.
Васильков, А.В. Информационные системы и их безопасность [Текст] : Учебное пособие / А.В. Васильков, А.А. Васильков, И.А. Васильков. — М.: Форум, 2018. — 528 c.
Гагарин А. Г., Костикова А. В. Проектирование информационных систем : учебное пособие. — Волгоград: ВолГТУ, 2015. – 57 с.
Гантц И. С. Разработка конфигураций в среде «1С: Предприятие»: учебно-методическое пособие / И. С. Гантц. — Москва : МИРЭА — Российский технологический университет, 2020. — 63 с.
Головкова А. С. Информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами [Текст] : учебное пособие / А. С. Головкова. — Белгород: Изд-во Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2015. — 96 с.
Гордиков В. В. Как руководить call-центром[Текст] : учебник / Виктор Гордиков. — Москва: Омега-Л, 2015. — 76 с.
Даева С. Г. Основы разработки корпоративных информационных систем на платформе 1С: Предприятие 8.3: учебно-методическое пособие / Даева С. Г. — Москва : РТУ МИРЭА, 2020. – 562с.
Данелян Т. Я. Информационные технологии в юридической деятельности [Текст] учебно-методический комплекс / Т. Я. Данелян. — Москва: МЭСИ, 2016. — 283 с.
Данелян Т. Я. Организация эксплуатации ИТ-инфраструктуры [Текст] : учебно-методический комплекс / Т. Я. Данелян. — Москва: МЭСИ, 2016. — 283 с.
Зимин, В.В. Управление жизненным циклом ИТ-сервисов в системах информатики и автоматизации (лучшие практики ITIL) [Текст] : учебное пособие / В. В. Зимин. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018. – 499 с.
Иванов Д. Б. Разработка системы управления функционированием службы технической поддержки Интернет-провайдера на базе библиотеки [Текст] : учебник / Иванов Д.Б. — Воронеж, 2008. – ВГУ, 2018. — 120 с.
Инюшкина О. Г. Проектирование информационных систем: (на примере методов структурного системного анализа) [Текст]: учебное пособие: Форт-Диалог Исеть, 2014. — 240 с.
Казанцев С.Я. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / С. Я. Казанцев. — Москва: ЮНИТИ-Дана, 2020. — 351 с.
Карпузова В. И., Чернышева К. В., Карпузова Н. В. Информационные системы и технологии в экономике. Конфигуратор «1C: Предприятие 8.3» : учебное пособие / В. И. Карпузова, К. В. Чернышева, Н. В. Карпузова. — Москва : Изд-во РГАУ-МСХА, 2016. — 104 с.
Крупенина Н. В., Тындыкарь Л. Н. Базовые информационные процессы и технологии на транспорте. Основы конфигурирования в среде «1С: Предприятие» : учебное пособие : / Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь. — Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2020. – 138с.
Литвинов В. А. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / В.А. Литвинов. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 320 с.
Мошков М. Е. Введение в системное администрирование Unix [Электронный ресурс] / Мошков М. Е. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 208 с
Никитин А. В. Информационные технологии в юридической деятельности: [Текст] : учебное пособие / А. В. Никитин. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2017. — 156 с.
Помазанов В. В., Лунина Е. С. Информационные технологии в юридической деятельности [Текст]: учебное пособие / В. В. Помазанов, Е. С. Лунина. — Краснодар: КубГАУ, 2017. — 178 с.
Серго А. Г. Информационные технологии в юридической деятельности: [Текст]: учебное пособие / А. Г. Серго. — Москва: ФГБОУ ВО РГАИС, 2017. — 158 с.
Катеринина С. Ю. Корпоративные информационные системы. Работа на платформе «1С: Предприятие 8.3»: учебное пособие / С.Ю. Катеринина. — Волгоград : ВолгГТУ, 2018. – 145 с.
Филимонова Е. В. Разработка и реализация конфигураций в системе 1С: Предприятие: учебник / Е. В. Филимонова. — Москва : Университет Синергия, 2020. – 206 с.
Широкова Е. В. Разработка простых отчетов в «1C: Предприятие 8.3» с использованием системы компоновки данных: учебное пособие / Е. В. Широкова. — Калуга : Манускрипт, 2017. — 83 с.
Кетько Н. В., Копылов А. В., Скитер Н. Н. Программирование задач оперативного учета в системе «1C: Предприятие» : учебное пособие / Н.В. Кетько, А.В. Копылов, Н.Н. Скитер. — Волгоград : ВолгГТУ, 2019. – 81 с.
Лаврищева Е. М. Программная инженерия и технологии программирования сложных систем: учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. 2-е изд., исп. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 432 с.
Левенец А. В. Информационные процессы и системы. Основы теории : учебное пособие / А. В. Левенец. — Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2018. — 127 с.
Мелихова Н. В. Информационные технологии управления: учебное пособие. — Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2017. — 214 с.
Микляев И. А. Универсальные объектно-ориентированные базы данных на реляционной платформе. – Архангельск: ИД САФУ, 2017. – 223с.
Разумников С.В. Модели, алгоритмы и программное обеспечение поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии: монография/ Разумников С.В. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. – 176 с.
Катаев М.Ю. Оценка уровня бизнес-процессов жизненного цикла информационной системы /Катаев М.Ю., Хотенюк С.Ю.// Информационные технологии в проектировании и производстве. – 2020. – 4(180). – 15-19 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф