3.3. Проектирование пользовательского интерфейса
Разработка интерфейса программы – это самый продолжительный по времени этап разработки автоматизированной информационной системы. Это обусловлено тем фактом, что это один из важнейших этапов разработки, поскольку простота и удобство общения с программой во многом определяет, будет ли, она распространятся в широком кругу пользователей.
Самым главным требованием к интерфейсу программы является простота и удобство работы пользователю.
Автоматизированное рабочее место учета детского питания разрабатывалась в системе управления базами данных MicroSoft Access. Из этого можно сделать вывод, что данное программное обеспечение не будет глобально отличаться интерфейсом от стандартных программ Windows и других прикладных программ, получивших широкое распространение.
При разработке интерфейса ориентация главным образом шла на средних пользователей, так как они представляют большинство.
СУБД Access сочетает удобный интерфейс, визуальные средства проектирования таблиц, форм, запросов, отчётов, графические возможности и отладчик.
Работа с приложением начинается с открытия главной кнопочной формы. На данной форме имеются кнопки для открытия соответственных форм.
При разработке базы данных был создан интерфейс, в котором на главной форме располагаются все нужные элементы и кнопки для работы сотрудника отдела учета детского питания предприятия ООО «Верона» (Рис.3.3).

Начать учет товаров в ООО «Верона» с помощью созданного программного продукта следует с заполнения справочников групп и товаров. Для работы со справочником групп (Рис.3.4) и справочником детского питания (Рис.3.5) необходимо выбрать соответствующие кнопки.


Приход товара осуществляется по приходным накладным и выполнен на форме Приход, которая представлена на рисунке 3.6.

В данной форме предусмотрены процедуры добавления, дублирования и удаления записей, а также расчет стоимости товара. Просмотр прихода выполнен в виде отчета и представлен на рисунке 3.7.

Форма «Расход», представленная на рисунке 3.8, показывает, как отражается расход товара по наименованию.

Форма «Приход-расход», представленная на рисунке 3.9, показывает, как отражается движение товара по наименованию с вычислением средней цены прихода, стоимости товаров по приходу и расходу, а также остаток товара по количеству.

В данной форме предусмотрена процедура расчета стоимости товара по выражению: =[Sum-Количество1]*[Avg-Цена1]
В данной форме предусмотрена процедура расчета остатка товара по выражению: =[Sum-Количество]-[Sum-Количество1]
В данной форме предусмотрена процедура расчета средней цены товара по выражению: Avg-Цена1.
При разработке системы учета детского питания были спроектированы и разработаны следующие запросы:
поиск товара по номеру накладной (Рис.3.10).
SELECT [Просмотр прихода].НомерНакладной, [Просмотр прихода].ДатаПрихода, [Просмотр прихода].НаименованиеТовара, [Просмотр прихода].Артикул, [Просмотр прихода].Цвет, [Просмотр прихода].Количество, [Просмотр прихода].Цена, [Просмотр прихода].Фирма, [Просмотр прихода].Фирма
FROM [Просмотр прихода]
WHERE ((([Просмотр прихода].НомерНакладной)=[Введите номер накладной]));

поиск по наименованию детского питания (Рис.3.11).
SELECT Товар.НаименованиеТовара, Товар.Фирма, Товар.Артикул, Товар.[Единица измерения], Товар.Цвет, Товар.Примечание
FROM Товар
WHERE (((Товар.НаименованиеТовара) Like [Введите наименование] & «*»));

формирование поиска приходных накладных по дате накладной (Рис.3.12).
SELECT Приход.НомерНакладной, Приход.ДатаПрихода, Товар.НаименованиеТовара, Товар.Артикул, Приход.Количество, Приход.Цена, Товар.Фирма
FROM Товар INNER JOIN Приход ON Товар.КодТовара = Приход.КодТовара
GROUP BY Приход.НомерНакладной, Приход.ДатаПрихода, Товар.НаименованиеТовара, Товар.Артикул, Приход.Количество, Приход.Цена, Товар.Фирма
HAVING (((Приход.ДатаПрихода)=[Введите дату]));

формирование количества одноименного товара приходных накладных (Рис.3.13).
SELECT Приход.КодТовара, Товар.НаименованиеТовара, Товар.Фирма, Товар.Артикул, Товар.Цвет
FROM Товар INNER JOIN Приход ON Товар.КодТовара = Приход.КодТовара
GROUP BY Приход.КодТовара, Товар.НаименованиеТовара, Товар.Фирма, Товар.Артикул, Товар.Цвет;

формирование сводной ведомости (Рис.3.14).
SELECT [Приход-расход].НаименованиеТовара, Товар.Артикул, Товар.Цвет, Товар.Фирма, [Приход-расход].[Sum-Количество], [Приход-расход].[Avg-Цена], [Приход-расход].Расход.КодТовара, [Приход-расход].[Sum-Количество1], [Приход-расход].[Avg-Цена1]
FROM Товар INNER JOIN [Приход-расход] ON Товар.КодТовара = [Приход-расход].Приход.КодТовара;

формирование отчетов по приходу (Рис.3.15).
SELECT Приход.ДатаПрихода, Приход.НомерНакладной, Товар.НаименованиеТовара, Товар.Фирма, Товар.Артикул, Товар.Цвет, Приход.Количество, Приход.Цена
FROM Товар INNER JOIN Приход ON Товар.КодТовара = Приход.КодТовара
ORDER BY Приход.ДатаПрихода;

формирование отчетов расходу детского питания (Рис. 3.16).

Разработанная информационная система «Учет детского питания» для ООО «Верона» тесно связана с основной задачей реализации товара на складе – это управление снабжением и сбытом детского питания, а также учетом товаров на предприятии. На складе накладные формируются по сопроводительным документам на прием детского питания.
Основные возможности системы «Учет детского питания»:
- ведение приходных накладных,
- распределение товаров по группам;
- учет операций с товарами с помощью сводной ведомости складского учета;
- организация динамического пересчета складских остатков;
- ведение ведомости наличия товаров на любую дату;
- формирование ведомостей по приходу и по расходу.
Выводы по третьей главе
В третьем раздела была произведена разработка структурной схемы объекта автоматизации, базы данных и интерфейса информационного обеспечения для поддержки деятельности сферы услуг торговой компании ООО «Верона».
Разработка программного продукта на основе базы данных включает в себя обязательную последовательность действий, выполнение которых приведёт к реализации оптимальной базы данных. В данном случае снизит время на проектирование и обеспечит возможность уточнения структуры базы данных, не переделывая ее. Построение концептуальной (или информационной) модели является одним из первых этапов проектирования базы данных.
Построена логическая модель, описывающая понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, которые налагаются на предметную область.
Логическая модель строится в терминах информационных единиц, но без привязки к конкретной СУБД. Более того, логическая модель данных необязательно должна быть выражена средствами именно реляционной модели данных.
В данном разделе был спроектирован пользовательский интерфейс. Пользовательский интерфейс – это часть приложения, которая получает информацию от пользователей и отображает её.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что созданная информационная система учета товара торговой компании ООО «Верона» ведёт к увеличению прибыли, то есть является рентабельной и самоокупаемой.
ГЛАВА 4. ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
4.1 Расчёт трудоемкости по видам работ и исполнителям
Разработка данной информационной системы учета детского питания происходит в реальных условиях в коммерческой организации временной творческой группой, которая состоит из инженера-программиста. Состав временной творческой группы представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Состав временной творческой группой
| Наименование должности | Численность (чел) | Тарифный разряд (категория) | Оклад (руб) |
| Инженер-программист | 1 | 12 | 12800 |
Исходные данные для расчета трудоёмкости выполнения проектных работ приведены в таблице 4.2, в которой
Tmin – минимальное время, необходимое для выполнения работы;
tmax – максимальное время, необходимое для выполнения работы;
tp – расчетная трудоемкость выполнения работы.
Таблица 4.2. Экспертные оценки для расчета трудоёмкости выполнения работ в часах
| Наименование работы | t min | t max | t p | Колво времени, час |
| 1. Подбор и изучение литературы и патентов | 12 | 16 | 13,6 | 13,6 |
| 2. Поиск прототипа | 4 | 8 | 5,6 | 5,6 |
| 3. Анализ проблемы и существующих алгоритмов | 18 | 24 | 20,4 | 20,4 |
| 4. Разработка общих принципов построения программы | 16 | 26 | 20,0 | 20,0 |
| 5. Финансовоэкономическое обоснование создания ПО | 10 | 12 | 10,8 | 10,8 |
| 6. Проведение маркетинговых исследований | 4 | 8 | 5,6 | 5,6 |
| 7. Выбор и обоснование СУБД, инструментария | 6 | 10 | 7,6 | 7,6 |
| 8. Разработка структуры ПО | 16 | 24 | 19,2 | 19,2 |
| 9. Разработка новых алгоритмов (написание программы). Разработка входных и выходных форм | 48 | 54 | 50,4 | 50,4 |
| 10. Разработка пользовательского интерфейса | 20 | 32 | 24,8 | 24,8 |
| 11. Ввод программы в ЭВМ, ее трансляция и редактирование | 16 | 20 | 17,6 | 17,6 |
| 12. Отладка, тестирование, корректирование программы, устранение выявленных ошибок, выполнение программы. | 20 | 26 | 22,4 | 22,4 |
| 13. Разработка и написание документации | 8 | 12 | 9,6 | 9,6 |
| 14. Копирование ПО и подготовка его к реализации | 4 | 8 | 5,6 | 5,6 |
| 15. Копирование документации и инструкций для пользователей | 2 | 4 | 2,8 | 2,8 |
| ВСЕГО | 204 | 284 | 236,0 | 236,0 |
Для удобства и точности проведения дальнейших расчетов работы, приведенные данные в таблице 4.2, целесообразно сгруппировать по комплексам. Результат представлен в таблице 4.3.
Таблица 4.3. Расчет трудоемкости выполнения комплексов работ по созданию программного обеспечения.
| Наименование комплексов проектных работ | Обозначение | Трудоемкость, час |
| Постановка задачи и разработка алгоритма | Впз | 59,6 |
| Выбор и обоснование СУБД, разработка программного обеспечения | Вп | 102,0 |
| Ввод программы в ПК, отладка и тестирование | Вт | 40,0 |
| Прочие затраты по разработке ПО (40% от Вмо) | Впр | 15,2 |
| Маркетинговые исследования (15% от Вр) | Вми | 16,4 |
| Лицензирование ПО (20% от Вр) | Вл | 2,8 |
| Всего | Впо | 236,0 |
4.2 Общие затраты на создание ПО
Данные таблицы 3.3 служат исходной базой для расчета затрат на создание ПО. Общие затраты на создание ПО определяются по формуле:
Зсп = Зрп + Нсп + Зми + Зоф,
где Зсп – общие затраты на создание ПО;
Зрп – затраты на разработку ПО;
Нсп – налоги, включаемые на затраты по созданию ПО;
Зоф затраты на оформление программного продукта и подготовку его продаже (принимаем в размере 20% от Зрп);
Зми – затраты на маркетинговые исследования (принимаем в размере 15% от Зрп).
Величину налогов, включаемых в затраты по созданию ПО, рассчитываем по формуле:

где ФОТоб – общий фонд оплаты труда работников, участвовавших в создании ПО;
Несн – страховые взносы по обязательному социальному страхованию, включаемые в затраты по созданию ПО (принимаем в размере 34%).
Общий фонд оплаты труда работников, участвующих в создании ПО, определяем по формуле:

где Впо – время участия программиста указанной квалификации в создании программного обеспечения, в час (данные берутся из таблицы 3.2 или 3.3);
Р – число специалистов определенной квалификации, участвующих в создании программного обеспечения;
Ом –оклад работника в соответствии с его категорией или тарифным разрядом ЕТС бюджетной сферы;
ds – длительность смены (8 часов);
Др – среднее количество рабочих дней в месяце (21 день);
П – премия, предусмотренная для работников, участвующих в создании ПП (программный продукт), % от ЗПоб;
Врк – выплата по районному коэффициенту 15% от ФОТзп
Затраты на первый этап работ – постановку задачи и разработку алгоритма (Взп) считаем по формулам:

П = % ЗПоб
П = 0 4540,95 = 0 руб.
Врк = 0,15 (ЗПоб + П)
Врк = 4540,95 0,15= 681,14 руб.
ФОТоб = 4540,95 + 681,14 = 5222,10 руб.

Затраты на оплату труда по разработке программного обеспечения рассчитываем по формуле:
Зpn=Зпз+Зп+Зт+Зпр+Зми+Зл
Аналогично выполняем расчет по остальным комплексам работ и результаты отражаем в таблице 4.4.
Таблица 4.4. Расчет фонда заработной платы по созданию программного обеспечения
| Наименование комплексов проектных работ | Обозначение | Трудоемкость, час | Фонд ЗП (руб) | |||
| Пф, ФОМС 34% | Итого | |||||
| Постановка задачи и разработка алгоритма | Зпз | 59,6 | 4540,95 | 681,14 | 1775,51 | 6997,61 |
| Выбор и обоснование среды разработки, разработка ПО | Зп | 102,0 | 7771,43 | 1165,71 | 3038,63 | 11975,77 |
| Ввод программы в ПК, отладка и тестирование | Зт | 40,0 | 3047,62 | 457,14 | 1191,62 | 4696,38 |
| Прочие затраты по разработке ПО | Зпр | 15,2 | 1158,10 | 173,71 | 452,82 | 1784,62 |
| Маркетинговые исследования | Зми | 16,4 | 1249,52 | 187,43 | 488,56 | 1925,52 |
| Лицензирование ПО | Зл | 2,8 | 213,33 | 32,00 | 83,41 | 328,75 |
| Всего | Зрп | 236,0 | 17980,95 | 2697,14 | 7030,55 | 27708,65 |
4.3 Расчет затрат машинного времени на создание программного продукта
Для расчета затрат машинного времени необходимо фактически затраченное время на создание, ввод и отладку программы умножив на себестоимость одного часа эксплуатации ПК.
Нормативная себестоимость одного часа эксплуатации ПК изменяется в диапазоне от 15 до 45 руб.
Змр= (Вп+Вт+Впр)*Спк,
где Змр затраты машинного времени
Спк себестоимость 1 час машинного времени примем равную 20 руб.
Змр = (59,6 + 102,0 + 40,0)* 20= 3144,0 руб.
